Исследовательская работа
Оценка 5

Исследовательская работа

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
обществознание
6 кл
21.06.2017
Исследовательская работа
« Язык жестов» - самый старый язык. Это наиболее древняя форма коммуникации. Ещё наши предки общались между собой, используя жесты, наклоны тела, мимику, особый взгляд. С течением какого-то времени, а именно в тот период, когда человек стал говорить, язык жестов оттеснился и отошел на второй план. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов. К проблеме невербального общения в разные времена обращались психологи, философы, лингвисты, искусствоведы и даже артисты. Например, Аристотель предположил, что по выражению лица можно распознать характер и эмоциональное состояние человека. Известный римский мыслитель и оратор Цицерон считал очень важным сопровождать речь жестами и учил ораторов правильной жестикуляции. Чарли Чаплин и другие актёры немого кино использовали на экране только невербальные средства, и поэтому каждого актёра классифицировали как хорошего или плохого, судя по тому, как он применял жесты и другие телодвижения.
исследовательская работа.docx
М у н и ц и п а л ь н ы й   к о н к у р с   у ч е б н о ­ и с с л е д о в а т е л ь с к и х р а б о т   ш к о л ь н и к о в Секция обществознание "Невербальные средства общения и их роль в коммуникации» Доклад                                                                                                  Мироновым Артемом                                                                                                  Седышевым Никитой                                                                                                   Выполнен учениками 6 класса средней школы № 5 с. Краснореченский                                                                                                          Симонова Мария Ивановна Научный руководитель – учитель истории и  обществознания Дальнегорск, 2017                                 ОГЛАВЛЕНИЕ I  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 1.1 Описание проблемы……………………………………………………..... 1.2 Актуальность темы………………………………………………………... 1.3 Тема исследования………………………………………………………... 1.4 Цели и задачи исследования……………………………………………... 1.5 Объект исследования……………………………………………………... 1.6 Предмет исследования………………………………………………….... 1.7 Гипотеза….................................................................................................... 1.8 Результат……………………………………………………....................... 1.9 Методы исследования................................................................................. II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.1. Цели общения.................................................................................................            2.2. Характеристика невербальных средств общения........................................ 2.3. Значение невербальной коммуникации....................................................... III ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. IV СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….... Введение « Язык жестов» ­ самый старый язык. Это наиболее древняя форма коммуникации. Ещё наши предки общались между собой, используя жесты, наклоны тела, мимику,  особый взгляд. С течением какого­то времени, а именно в тот период, когда человек стал говорить, язык жестов оттеснился и  отошел на второй план. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов. К проблеме невербального общения в разные времена обращались психологи,   артисты.   Например,   Аристотель философы,   лингвисты,   искусствоведы   и   даже   предположил,   что   по   выражению   лица   можно   распознать   характер   и   эмоциональное состояние   человека.   Известный   римский     мыслитель   и   оратор     Цицерон   считал   очень важным сопровождать речь жестами и учил ораторов правильной жестикуляции. Чарли Чаплин   и   другие   актёры   немого   кино     использовали   на   экране   только   невербальные средства, и поэтому каждого актёра классифицировали как хорошего или плохого, судя по тому, как  он применял жесты и другие телодвижения.  В  XX  веке интерес к невербальному общению так возрос, что выделилась особая область исследования – кинесика. Никто никогда не задумывается, а сколько информации мы передаем жестами? На самом деле огромное количество.  Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20­40% информации передается с помощью вербальных.   Эти   данные   заставляют   нас   задуматься   и   обратить   особое   внимание   на значение жестов и мимики человека. Сейчас снимается множество фильмов, пишутся книги о том, как понять собеседника по его мимике, жестам, появляется возможность понять, что же на самом деле тебе говорят люди. Наверное, каждый из нас замечал, как мимика, жесты, позы сопровождают разговоры. Мы хотим знать, насколько искренен с нами собеседник, как он к нам расположен, и стоит ли вообще продолжать общаться с ним. Можно обмануть человека словесно, но его движения, выражения лица не смогут так же умело скрыть ложь, как слова. И как не стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, показывает их истинное лицо. Как мы видим, невербальное общение в нашей жизни играет далеко не последнюю роль, ведь все мы хотим разбираться в людях. Если научиться правильно распознавать знаки, можно с легкостью определить, где человек врет или скрывает что­то, распознать скуку, увидеть, когда человек не хочет даже слушать тебя, не говоря уже о каком­то внимании к твоей речи. Можно увидеть волнение, недоверие,  злобу. Все те вещи,  которые так тщательно  маскирует человек  под маской безразличия и полного равнодушия.  Тема исследовательской работы: " Невербальные средства общения и их роль в  коммуникации» Цель исследования: изучение невербальных средств общения и их влияния на  эффективность коммуникации  В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи: 1. Раскрыть цели общения 2. Характеристика невербальных средств общения 3. Значение невербальной коммуникации в общении Объект исследования: невербальные способы общения Предмет исследования: влияние невербальных средств общения на эффективность  коммуникации  Гипотеза исследования: Понимание тонкостей "языка тела" может улучшить или  упростить отношения с окружающими  Результатом исследовательской работы будет создание фильма о значимых видах  жестов и с возможными вариантами их "прочтения".  Методы исследования: 1. Анализ источников информации (литература, интернет) по изучаемой теме 2. Обобщение полученных данных по теме 3. Наблюдение за учащимися и педагогами по использованию жестов в общении 4. Анкетирование учащихся и преподавателей 5. Свободное интервьюирование с целью выявления отношения к использованию  жестов 2.1. Цели общения           Основная часть Общением называют взаимные деловые и дружеские отношения людей. При этих взаимоотношениях   своими   словами,   видом   и   поведением   люди   оказывают   влияние   на мысли и чувства друг друга. Нет такой деятельности, которая не требовала бы общения. Ведь общаться можно и с человеком, и с природой, и с любимым питомцем, и с книгой, и даже со своими игрушками. Зачем людям общение? Чтобы делать что­то вместе, научиться или   научить   чему­   то,   поделиться   чувствами,   мыслями,   опытом,   добиться взаимопонимания. Но самая главная цель общения­ это общение ради самого общения. Общение необходимо человеку само по себе, без непосредственной личной практической выгоды,   ради   того,   чтобы   разделить   душевное   состояние,   проблемы   другого   человека, поделиться   своими   радостями   или   огорчениями,   посоветоваться.   В   ходе   общения происходит обмен информацией. Говоришь о самочувствии ("мне сегодня грустно...","у меня праздник!"), о своих потребностях ("очень хочу побыть одна!")­ это информация. Делишься   знаниями,   опытом,   способностями,   умениями,   навыками­   тоже   передаешь информацию. Воспринимаешь что­ то из книг, картин, рассказов родителей, телевизионных передач­   получаешь   информацию.   Встречаешься   с   друзьями,   чтобы   послушать   вместе музыку или посмотреть фильм, сделать вместе уроки и поделиться впечатлениями­ и здесь общение и обмен информацией. В ходе общения человек получает информацию и о самом себе.   С   ее   помощью   он   оценивает   себя   глазами   других   людей.   Принимая   и   усваивая информацию, передавая свою информацию в ответ, люди меняются. Каждый из участников общения после него не такой, каким был до его начала. Вот почему целью и результатом общения можно считать и развитие самого человека.  Главным   средством   общения   людей   является   их   речь.   С   помощью   устной   и письменной речи, речи вслух и про себя мы сообщаем (или готовимся сообщить) другим людям о своих мыслях, чувствах, намерениях, знаниях и получаем подобные сообщения от них. Например, сообщаем маме о том, что собираемся пригласить гостей, или мысленно, про себя, беседуем с учителем, готовясь к предстоящему уроку, или пишем и отправляем через   Интернет   электронное   письмо   своему   другу.   Значение   речи   в   жизни   человека   и общества невозможно переоценить. Общение с помощью речи так и называют ­ речевое общение. Но есть и другие способы общения, их очень много, и они самые разные. От простых   прикосновений   до   видеозаписи   и   значков­   символов   общения   в   Интернете. Общение без помощи речи называют неречевым (невербальным) общением. Без помощи слов, например, люди могут здороваться и прощаться, привлекать внимание окружающих, выражать благодарность или неудовольствие, радость или огорчение и т.п. 2.2. Характеристика невербальных средств общения Невербальное общение ­  это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов, то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или   какой­либо   знаковой   форме.  Инструментом   такого   «общения»   становится  тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.  Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: 1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт; 2) обогащать значения, передаваемые словами;  3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.  Средства невербального общения: ­ голос; ­ поза; ­ мимика; ­ походка; ­ визуальный контакт Самые разнообразные чувства можно передать  голосом, интонацией. Хотя природа и наградила   людей   уникальным   голосом,   окраску   ему   они   придают   сами.   Те,   кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее, общительнее, увереннее, компетентнее   и   гораздо   приятнее,   чем   люди,   говорящие   монотонно.   Чувства, испытываемые   говорящим,   отражаются,   прежде   всего,   в   тоне   голоса.   В   нем   чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. На уроке ученик говорит тихо, неуверенно – плохо знает материал, боится ответить неправильно, либо чувствует себя в чем­то виноватым. Говорит шепотом – тайна, нельзя говорить всем, чтобы кто­то услышал. Громкий, четкий говорит о внутренней свободе и уверенности. Набедокуривший ученик, что­то   совершивший   на   уроке   или   после   урока,   тоже   будет   отвечать   тихо,   признавая тем самым свою вину. Учитель на уроке и на перемене повышает тон голоса, обращая к себе внимание, а также таким голосом ругает за двойки и невыученные уроки. По голосу можно определить и настроение учителя. Поза  –   это   положение   тела.   Человеческое   тело   способно   принять   около   1000 устойчивых   различных   положений.   Главное   смысловое   содержание   позы   состоит   в размещении   индивидом   своего   тела   по   отношению   к   собеседнику.   Это   размещение свидетельствует либо и закрытости, либо о расположении к общению.  Приветствуя друг друга, мы машем руками или здороваемся за руку. Помахать рукой можно и при прощании. А также при приветствии мы прихлопываем друг друга по плечу или можем положить руку на плечо. Телодвижения, язык телодвижений выдает нас с головой. Нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой – волнуемся, не знаем ответ. Показать кукиш, фигу (оскорбительный   жест),   а   вот   фига   в   кармане   (отогнать   злых   духов).    Показать кулак (напугать, поругать)­ могут и мальчики и девочки. В значении «я тебе дам, получишь у меня». Учителя кулак не показывают, но строго вверх палец учителя говорит и о чем ­ то важном, привлекает внимание учащихся. Учителя, выражая чувства нежности и доброты, поглаживают ученика по голове, могут положить руку на плечо.  Мимика  –   движения   мышц   лица,   и   это   главный   показатель   чувств.   Исследования показали,  что при  неподвижном  или  невидимом  лице  собеседника  теряется до  10­15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Взгляд прямой, прячет глаза, исподлобья, насупленные брови. Какие только лица не встречаются в школьных кабинетах и коридорах.  Поднятые  брови, широко  открытые глаза,  губы в широкой  улыбке; зубы сжаты, уголки губ приподняты и бывают опущены  Взгляд – пристальный, настойчивый – это смотрит учитель, прячет глаза ученик, в чем­ то виноват.  Улыбка – выражение лица. Улыбки тоже бывают разные и говорят о многом.   Плачь, слезы говорят о горе и печали. Часто плачут от обиды маленькие девочки, когда их дергают за косички. Хотя бывают и слезы радости и гордости. Походка  – это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно  судить  о  самочувствии   человека,   его  характере,   возрасте.   Кроме  того,  походка человека вырабатывается под влиянием воспитания, профессии, характера, темперамента и имеет более или менее выраженные индивидуальные черты. Визуальный   контакт  является   исключительно   важным   элементом   общения. Смотреть   на   говорящего   означает   не   только   заинтересованность,   но   и   помогает   нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Как писал К.С.Станиславский, "взгляд ­ это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души ­ в душу". С помощью глаз передаются   самые   точные   сигналы   о   состоянии   человека,   потому   что   они   занимают центральное   положение   в   человеческом   организме,   а   зрачки   ведут   себя   полностью независимо ­ расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю.  2.3. Значение невербальной коммуникации Какую информацию получают люди в процессе невербальной коммуникации? Во­первых, это информация о личности. Она включает сведения о темпераменте человека;   его   эмоциональном   состоянии   в   данной   ситуации;   его   самооценке;   его личностных свойствах и качествах. Во­вторых,   это   информация   об   отношении   участников   коммуникации   друг   к другу. Она включает сведения о желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость   или   отдаленность);   характере,   или   типе,   отношений   (доминирование— зависимость,   расположение—нерасположение);   динамике   взаимоотношений   (стремление поддерживать общение, прекратить его, «выяснить отношения» и т. д.). В­третьих,   это   информация   об   отношении   участников   коммуникации   к   самой ситуации,   позволяющая   им   регулировать   взаимодействие.   Она   включает   сведения   о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т. д.). Невербальные   сообщения   делают   речь   более   выразительной,   уточняют   и проясняют ее содержание. Если вы обнимаете друга в тот момент, да говорите ему, что очень рады его видеть, объятие служит дополнением к вашему речевому сообщению. Речь можно точнее понять и лучше запомнить, если она дублируется жестами. Невербальные знаки могут использоваться для усиления наиболее важных моментов речи. Так, привлечь внимание слушателя можно, повышая громкость голоса, делая перед словами паузы или жестикулируя определенным образом (например, поднятый вверх указательный палец — знак это важно»). Таким   образом,   невербальные   сообщения   —   необходимая   составляющая межличностной коммуникации. Они являются индикаторами эмоциональных состояний и показателями многообразных отношений человека к окружающему миру.  Практическая часть нашего исследования состоит из трех способов исследования особенностей   общения  учеников   6   класса   и   учителей   :   опрос,   наблюдение   и интервьюирование Вопросы: 1. Часто ли вы используете жесты и мимику? 2. Много ли информации вы передаете невербальным способом? 3. Часто ли вы не можете выразить всю информацию словами? 4.   Можете   ли   вы   передать   информацию   довольно   точно,   используя   только невербальные средства общения? 5. Часто ли вы замечаете ошибки в речи одноклассников? 6. Наблюдаете ли вы порой несоответствие слов собеседник и его невербальных сигналов? 7.   Считаете   ли   вы,   что   контролируя   свои   движения   и   действия,   вы   сможете избежать множество конфликтов и недоразумений? 8. Можете ли вы описать свои чувства и эмоции, пользуясь словами? 9. Много ли разных слов вы используете в своей речи? 10. Много ли информации вы воспринимаете из невербальных сигналов? Из результатов опроса можно выделить несколько особенностей общения учеников 6 класса: 1.Ученики   и   учителя   6   класса   часто   пользуются   невербальными   средствами общения  2.Они используют достаточно много разных слов в своей речи 3.Ученики осознают всю важность вербальных и невербальных средств общения Поставив перед собой задачу «используя метод наблюдения показать роль средств невербального   общения»,   мы   решили   определить,   как   эмоции   и   состояние   учащихся выражается в их поведении на уроке. В итоге оказалось, что часть учащихся даже не пытается скрывать свои эмоции в процессе   обучения,   используя   множество   невербальных   средств,   показывающих   их отношение к учебному процессу. Нами было проведено интервьюирование с педагогами школы.   Им было задано три вопроса:  1 В общении с учениками чаще всего Вы используете вербальный или невербальный способ общения?  2 Информацией,   о   каких   способах   невербального   общения   (жестах,   мимике, интонации, позах) Вы владеете больше?  3 Часто ли Вы при общении с детьми используете эти знания?   В общении с детьми учителя используют средства вербального и   невербального общения.     Чаще   прозвучали   такие   средства   невербального   общения   как   жесты, интонация голоса, взгляд.  III.Заключение В заключении мы можем сказать, что язык жестов неотделимая часть нашей жизни. Он присутствует во всех сферах человеческой жизни.  Мы употребляем его, не замечая. Он врожден   он   у   нас   генетически,   и   передавался   из   поколения   в   поколение.   Сообщение, посланное на языке тела, воздействует на собеседника сильнее, чем вербальное. Например, если человек сквозь слезы будет убеждать друзей: «У меня все хорошо!», то они скорее поверят его слезам, чем словам. Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы   передачи   информации.   Понимание   тонкостей   языка   жестов   может   улучшить   и упростить ваши отношения с окружающими людьми. Как бы хорошо вы ни знали кого­то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным. Это очень важно для конструктивного общения, для того, чтобы понять человека, который хочет вступить с тобой в контакт, понять, что он хочет, что он задумал. «Ищите правду в глазах» ­ говорит одна поговорка. И это так. Человек, который действительно на вас зол и сердит, может даже вам ничего не говорить. Ему достаточно посмотреть, и он уже «прожжет вас взглядом». С помощью жестов человек передает всю свою эмоциональную напряженность.  Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам.   Во­первых,   словами   можно   передать   только   фактические   знания,   но   чтобы   выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Во­вторых,   язык   тела   менее   контролируется   сознанием,   чем   слова,   а   потому  и   более достоверен. В­третьих,   благодаря   невербальным   средствам   человек   получает   возможность общаться   в   тех   ситуациях,   когда   использование   речевых   средств   невозможно   или неэффективно   (общение   с   маленькими   детьми   до   того,   как   они   научатся  пользоваться речью, с иностранцами, даже с животными).  Кроме   того,   само   по   себе   невербальное   общение   способствует   развитию   и совершенствованию   коммуникативных   возможностей   человека,   вследствие   чего   он становится более способным к межличностным контактам.  «По одежке встречают...» — гласит русская народная пословица. И эта «одежка» не только костюм, в который одет человек, но и его поза, жестикуляция, взгляд, улыбка. Человеку   очень   важно   правильно   владеть   своим   телом   и   передавать   с   помощью невербальных средств именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. Так   же   важно   уметь   считывать   невербальные   сигналы,   чтобы   понимать   характер   и настроение   собеседника,   его   отношение   к   вам   и   обсуждаемой   проблеме,   отличать правдивые высказывания от лживых, устранять барьеры общения. Все это поможет сделать коммуникацию более эффективной, если сознательно пользоваться знанием «языка тела".   IV Список литературы: 1.Л.Н. Боголюбов "Обществознание 6 класс" М."Просвещение" 2016 г. 2. Атватер И. Невербальное общение // Психология влияния – СПб.: Питер, 2001.  3. Битянова М. Особенности человеческой коммуникации // Школьный психолог. – 1999,   №30. С.2­15. 4. Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения. / Серия «Высшее  образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.  5. Интернет­ ресурсы

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017