Исследовательская работа 8 класс
Оценка 4.8

Исследовательская работа 8 класс

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
обществознание
8 кл
19.01.2017
Исследовательская работа 8 класс
Тема"Проблема отклоняющегося поведения среди подростков". Цель исследования: изучить особенности отклоняющегося поведения среди подростков. Объект исследования: девиантное поведение в подростковом периоде. Предмет исследования: особенности проявления девиантного поведения подростков 11-15 лет. Результатом исследовательской работы будет обоснованное подтверждение, что в подростковом периоде проявляется отклоняющееся поведение.
исследовательская работа.docx
М у н и ц и п а л ь н ы й   к о н к у р с   у ч е б н о ­ и с с л е д о в а т е л ь с к и х р а б о т   ш к о л ь н и к о в Секция обществознание Проблема отклоняющегося поведения среди подростков Доклад Выполнен учениками 8 класса средней школы № 5 с. Краснореченский                                                                                                           Турушевой Анастасией                                                                                                  Саржан Марией                                                                                                  Трепенок Григорием                                                                                                 Симонова Мария Ивановна Научный руководитель – учитель истории и  обществознания Дальнегорск, 2016                                                           ОГЛАВЛЕНИЕ I  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 1.1 Описание проблемы……………………………………………………..... 1.2 Актуальность темы………………………………………………………... 1.3 Тема исследования………………………………………………………... 1.4 Цели и задачи исследования……………………………………………... 1.5 Объект исследования……………………………………………………... 1.6 Предмет исследования………………………………………………….... 1.7 Гипотеза….................................................................................................... 1.8 Результат……………………………………………………....................... 1.9 Методы исследования................................................................................. II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.1.  Особенности подросткового возраста………………………………….. 2.2.  Особенности проявления отклоняющегося поведения в подростковый период 2.3. Факторы отклоняющегося поведения подростков………………………   III ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. IV СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….... Введение В любом обществе существуют социальные нормы,  то есть правила, по которым это  общество живет. Социальная норма выполняет роль регулирования и контроля. Эти нормы  находят свое воплощение в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало  привычкой, вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается  общественным мнением. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным  отклонением или девиацией. Социальные кризисные процессы, происходящие в  современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое  положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним  конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия  форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения.  Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных  социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось  подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с  девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм,  наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).  Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В  крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилось  количество преступлений среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося  поведения: подростки участвуют в формированиях политических организаций. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер. Нас, подрастающее  поколение не может волновать вопрос, в каком обществе нам жить и насколько  мы будем  чувствовать себя защищенными.  Тема исследовательской работы: "Проблема отклоняющегося поведения среди  подростков" Цель исследования: изучить особенности отклоняющегося поведения среди подростков. В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи: 1. Изучить особенности подросткового возраста; 2. Изучить особенности проявления отклоняющегося поведения в подростковый период; 3. Выявить, какие факторы влияют на возникновение отклоняющегося поведения  подростков; Объект исследования: девиантное  поведение в подростковом периоде Предмет исследования: особенности проявления девиантного поведения подростков 11­15 лет  Гипотеза исследования: переходный возраст подростков создает "благоприятную почву" для  возникновения отклоняющегося поведения Результатом исследовательской работы будет обоснованное подтверждение, что в подростковом периоде проявляется отклоняющееся поведение. Методы исследования: 1. Изучение литературы по данной теме исследования 2. Теоретический анализ изучаемой проблемы 3. Обобщение полученных данных по теме 4. Наблюдение 5. Анкетирование 6. Социальный опрос Основная часть 2.1. Особенности подросткового возраста В первую очередь мы изучили  литературу об особенностях подросткового возраста.  Подростковый период развития охватывает возраст от 11 до 15 лет, в этот период  происходит перестройка организма ребенка: ускоренное  физическое  развитие и половое  созревание. Основное противоречие состоит в том, что  подросток чувствует себя  уже не  ребенком, но еще не является  взрослым. Подростковый возраст­ период бурного и  неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела,  совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета.  Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, усиленная деятельность  желез внутренней секреции часто приводят к некоторым временным расстройствам  кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности,  повышению возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой  утомляемости, головокружениях и сердцебиении. Нервная система не всегда способна  выдержать сильные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние  торможения или, наоборот, сильного возбуждения. Учеба перестает быть главной и самой  важной задачей. Ведущей деятельностью становится личностное общение со сверстниками.  Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Ответ на  вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Проявляется интерес к самому себе,  формирование собственных  взглядов и суждений; появляются собственные оценки на те  или иные события и факты.  Изучив теоретический материал об особенностях подросткового возраста, мы решили  сопоставить его с оценкой самих подростков. Учащимся 7 класса было предложено  ответить на вопрос:  «Какие физиологические и психологические изменения происходят в  твоем возрасте». После обобщения результатов, мы увидели следующее: большая часть подростков отмечала плохое самочувствие, частые головные боли, "ломит ноги",  изменяется внешность. В изменении поведения: "стал нервным и раздражительным", "хочу  ругаться со всеми"; "бесят родители"; "не могу себя успокоить, даже если не прав";  "надоел, что относятся как к маленькому".  Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста:  эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное  поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей,  повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Подросток   находится на особой стадии формирования важнейших черт и качеств. Стадия эта  пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы,  считаться взрослой, и в то же, время настолько развита, что в состоянии сознательно  вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях  требованиям общественных норм и правил. 2.2. Особенности проявления отклоняющегося поведения в подростковый период В подростковый период эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а поведение  трудным. В этот период возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями.  Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается  вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения  обычно выражаются повышенной  конфликтностью, усиливается критичность по отношению ко мнениям взрослых, но при  этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется и характер  взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью  самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам  отклоняющегося поведения. Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать  все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Подростка притягивает все,  что ранее находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь,  наркотики, начинают курить. Если это делается не из любопытства, а из­за куража, может  возникнуть психологическая зависимость от наркотических веществ, хотя иногда и  любопытство приводит к стойкой зависимости. Типичными проявлениями девиантного  поведения являются агрессия, систематические уходы из дома и бродяжничество,  антиобщественные действия сексуального характера, попытки суицида. Опасность мелких  правонарушений состоит в том, что может принять характер привычки, вызывать  личностные изменения, которые в группе развиваются гораздо быстрее. У подростка,  личность которого еще не сформировалась, негативный опыт вызывает подлинные  отклонения, склонность к правонарушениям. В течении трех недель мы проводили наблюдение за учащимися 7­9 классов, обучающихся  в нашей школе: во время учебного процесса, в свободное время, на дискотеке.  Задача  состояла в том, какие проявления отклоняющегося поведения мы сможем отследить.  Результаты наблюдения: 1. Нецензурные выражения ( для многих обыденные слова, которые не контролировались) 2. Курение (на переменах, на базаре, по улице, около Дома культуры. Большинство не  стесняются взрослых, не скрываются от лишних глаз) 3. Употребление алкоголя ( в выходные дни: в компаниях, перед дискотекой, на  остановках) 4. В межличностных отношениях проявляются грубые высказывания. Мы обратились к социальному педагогу нашей школы  Хворостянко В.А. с вопросом: "Как  часто ей приходиться работать с детьми подросткового периода и какие проблемы  существуют в этом возрасте". По словам Валентины Анатольевны, существует  определенная "группа риска" детей и семей в нашей школе, с которыми приходится  постоянно работать. Есть дети, которые стоят на учете в ИДН. Систематические прогулы,  агрессивное поведение, неуспеваемость в школе, является порождением запущенности  детей со стороны семьи. Большая часть детей с отклоняющимся поведением живет в  неблагополучных семьях, где родители не имеют работы, употребляют алкоголь и не  интересуются, не контролируют своих детей. Бесконтрольность со стороны родителей  порождает  вседозволенность детей. Каждый случай является индивидуальным. Это может  стать развод родителей, и постоянные конфликты  между ними, в центре которого  становится ребенок. Изменился подход в воспитании детей, где сначала много балуют и  позволяют, а потом не могут справится с поведением своего ребенка.  Пережить трудности подросткового возраста, можно при поддержке, доверии, любви со стороны семьи.  За помощью в вопросе проявлений отклоняющегося поведения подростков, мы решили  обратиться к участковому Бобкову Олегу Николаевичу и взять у него интервью.   1.Как Вы думаете существует ли проблема в современном мире, связанная с поведением  подростков? ­ Безусловно существует, если сравнить статистики преступлений, совершенных  подростками в наше время и несколько десятков лет назад, то можно увидеть, что уровень  очень возрос. 2.Почему подростки совершают преступления? ­ Во­первых это безнаказанность, чаще всего подросткам дают условный срок, они не  боятся совершать новые преступления. Во­вторых это незанятость, в нашем поселке некуда сходить, нет мест, где подростки смогли бы культурно проводить время, вместо этого они  сидят по подъездам и подвалам. 3.Как вы думаете, влияет ли воспитание родителей на поведение подростков? ­ Конечно, если родители будут пить и курить, то ребенок будет считать это нормальным и  брать пример. 5.Некоторые подростки этим хотят показать свою «крутость»? ­ Да, они с гордостью рассказывают это друзьям, считают, что выглядят взрослыми. Будто  это как­то поднимет их авторитет. 4. Что нужно сделать, что бы уменьшить количество преступлений, совершенных  подростками? ­ Создавать кружки, строить спортивные центы, делать все, что бы подросткам было, чем  заняться. Так же сейчас в стране идет усиление прав подростков, они теряют страх перед  законом, чувствуя свою безнаказанность.  Можно сделать вывод о том, что со стороны правоохранительных органов, существует  статистика, подтверждающая проблему роста отклоняющегося поведения среди  подростков.  Большая роль в воспитании детей отводится учителям. Мы обратились к классному  руководителю 7 класса Архиповой Ирине Анатольевне. Возраст учащихся 13­14 лет. Ирина Анатольевна с интересом отнеслась к нашей исследовательской работе. И рассказала, что в ее классе, есть группа учащихся с яркими проявлениями отклоняющегося поведения.  Отсутствие мотивации к учению, нарушение дисциплины, агрессивное поведение, случаи  правонарушений. "Дети, получают свой социальный опыт в первую очередь в ближайшем  окружении, а этим окружением является именно семья. И если родители ведут аморальный образ жизни, дети переносят это поведение на себя." Мы выслушали мнение взрослых, а что думают сами подростки? С целью выявления  интересов, склонностей подростков, мы провели анкетирование в 7­8 классах. В  анкетировании участвовали 31 учащийся.(16 мальчиков и 15 девочек) 1.В свободное от учебы время ( предложено несколько вариантов ответов): а) читаю книги­ 12 человек ( лишь 4 написали две любимые книги) б) смотрю телепередачи­ 18  в) слушаю музыку­ 19 г) гуляю по улице, тусуюсь с друзьями ­ 25  д) зарабатываю деньги­ 8 е) занимаюсь спортом­ 22 ж)  хожу на кружок­ 26  танцевальный­ 5 баскетбол ­4  волейбол ­3 хоккей­5  футбол­2 бокс­1 вокал ­ 3 вязание ­2 театральный ­1 2. Как часто вы пропускаете без уважительной причины уроки в школе: а) редко­ 7 б) практически не пропускаю ­ 24 3. Уходили ли вы когда­ нибудь из дома ? а) да­ 7 б) нет­ 24 4. Как Вы считаете, почему подростки пропускают занятия в школе? (несколько вариантов  ответов, из них самые часто повторяющееся) а) не видят смысла в учебе,­ все равно эти знания не пригодятся в жизни б) родители не следят за делами детей,­ вот они и прогуливают школу в) к ним плохо относятся сверстники: смеются над ними, издеваются 5. Что лично Вам нравиться в школе? ( предложено несколько вариантов ответов) а) общаться со сверстниками, друзьями б) учиться, получать знания в) общаться с интересными людьми(педагоги, наставники, тренеры) 6. Как Вы считаете, почему подростки уходят (убегают) из дома? ( предложено несколько  вариантов ответов) а) не хватает знаний, опыта для того, чтобы разрешить сложную ситуацию б) хотят быть независимыми, ищут приключений на улице в) из­ за постоянных конфликтов в семье г) получают много запретов и нареканий от родителей д) дома их бьют, унижают 7. Пробовали ли Вы курить? а) да­ 25 ( в компании; с другом) б) нет­ 6 8. Как часто ты употребляешь спиртные напитки? ( предложено несколько вариантов  ответов) а) по праздникам (с родителями) б) когда друзья предлагают 9. Если тебе предложат попробовать наркотик, то а) откажусь, зная о последствиях­31 Таким образом, подростковый возраст представляет собой социальную группу  повышенного риска. Во­первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста.  Во­вторых, пограничность и неопределенность социального положения подростка. В­ третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля:  детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании  взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную  дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли. 2.3. Факторы, влияющие на возникновение отклоняющегося поведения в  подростковом возрасте Среди факторов, способствующих девиантным формам поведения можно выделить  объективные и субъективные. К объективным факторам относятся условия  микросоциальной среды: семья, школа и межличностная  группа. По данным  социологической службы, около 20% семей страдают алкоголизмом, 60% подростков  воспитываются в неполных семьях, а у 12% вообще нет родителей, дети воспитываются  дальними родственниками. Важную роль играет психологический климат в семье.  2.Школьные затруднения (неуспеваемость). Невозможность занять удовлетворяющее  положение в школе среди педагогов и одноклассников часто является причиной  недисциплинированности, конфликтов с учителями и сверстниками, снижения  успеваемости, ухода подростков в стихийную группу. 3. Сфера межличностных отношений. Для подростков наиболее весомым основанием  дружеских отношений является общность взглядов на жизнь. На втором месте у подростков ­ это взаимопонимание друг друга, одобрительно отношение к тем или иным  привычкам. Привычка быть всегда рядом также преобладает в молодежных группах, некая  привязанность. Свобода общения, самовыражения, нецензурная речь при «друзьях»  привлекает подростка и привязывает его к своей компании. На последнее место школьники поставили «чувство защищенности» в дружеских группировках. По мере усугубления  пристрастий к вредным привычкам роль компании как определенного защитного элемента  усиливается. К субъективным факторам относят индивидуально ­ психологические особенности  личности подростков: 1.Несформированность коммуникативных навыков; 2.Непринятие моральных норм и правил, принятых в обществе, неумение регулировать  собственное поведение; 3. Несформированность самооценки (заниженная или завышенная самооценка); 4.Высокий уровень личной тревожности; 5. Нарушение взаимоотношений со сверстниками; 6.Конфликтность с педагогами; 7.Незанятость полезными видами деятельности, отсутствие позитивного хобби; 8.Несформированность внешней культуры поведения (неаккуратность, грубость,  враждебность) Мы смогли увидеть, что отклоняющееся поведение подростков обусловлены разными  причинами такими, как наследственность, среда, воспитания, собственная практическая  деятельность человека. Еще одним видом окружения подростка может выступать  виртуальное окружение, т. е. средства массовой информации. Большинство подростков  утверждают, что просмотр телевизора и интернет являются для них одним из основных  занятий в свободное время. Среди детей и подростков также весьма широко  распространено увлечение компьютерными играми и посещение соц. сетей, которые очень  активно вторгаются в жизнь молодежи. Информация, модели поведения и жизненные  приоритеты, транслируемые с экрана телевизора и монитора компьютера, в настоящее  время являются одним из важнейших причин, негативно влияющих на поведение молодежи. Это подтверждают и сами школьники, утверждавшие, что интернет открыл им границы  дозволенного. III.Заключение Подростковый возраст зачастую является благодатной почвой возникновения агрессивного поведения, выступающего источником душевных страданий не только родителей, но и  подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников.  Появление нарушений в поведении подростков обусловлено влиянием социальных,  личностно­психологических и биологических факторов. Подростковый период наиболее  уязвимый, появляется много  провоцирующих факторов, способствующих формированию  отклонений в поведении. С одной стороны, девиантное поведение предстает как форма  проявления дефицита морального и нравственного развития личности в нашем обществе. С  другой стороны, девиантное поведение рассматривается как нормальная реакция на  ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались.  Нарушение семейных  отношений, неблагоприятная асоциальная среда сверстников, СМИ влияют на развитие агрессивности и враждебности у подростков, что и является зачастую  причиной проявления у них различных форм девиации. Подростковый возраст ­ один из  этапов формирования личности. Переходный возраст характеризует не только особая  направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Часто характеризуемый как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной  деятельностью. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою  принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Основное  новообразование этого возраста – социальное сознание. Где подросток учится  контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм. Большое значение в подростковом возрасте имеет процесс ­ социализация. Социализация  подростков в обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие  тех или иных многочисленных опасностей, оказывающих влияние на развитие человека.  Поэтому объективно проявляются целые группы подростков, становящихся или могущих  стать жертвами неблагоприятных условий социализации.        . IV Список литературы: 1.Л.Н. Боголюбов "Обществознание 8 класс" М."Просвещение" 2012г. 2. А.И. Кравченко "Обществознание 7 класс" М."Русское слово" 2007 г. 3..  Интернет­ресурсы

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс

Исследовательская работа 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017