исследовательская работа " Использование мнемотехники при изучении правописания слов в русском языке"

  • Исследовательские работы
  • ppt
  • 02.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала НПК.ppt
Использование при изучении правописания Мнемотехники слов в русском языке Выполнил: МАОУ «Лицей №6»  Байков Рафаил,  обучающийся  4 а класса
Цель  исследования:  нахождение  или  «изобретение»  способов  запоминания правописания слов.     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. «Открыть» или «найти» способы лёгкого запоминания правописания  слов. 3.  Провести  среди  учеников  2­4  классов  письменное  анкетирование  с  целью  сбора и обработки информации по данной теме. 4.  Провести  мастер  ­  класс  «Дружите  со  словарными  словами»,  познакомив  своих  товарищей  с  интересными  лёгкими  способами  запоминания правописания словарных слов.    Объект исследования: слова с трудным правописанием.       Предмет  исследования:  способы  запоминания  слов  с  трудным  правописанием.       Гипотеза:  я  предполагаю,  что  многих  учеников  «спасает»  только  механическая память при запоминании написания трудных слов.
Виды мнемонических приёмов,  применяемых  при изучении орфографии: 1.Создание ассоциативного ряда 2.Создание звуковых ассоциаций 3.Создание зрительной опоры               (рисование картинки)
Орфограммы в слове винегрет запомнить не просто, гласные­е  и­и можно переставить местами, но стоит кинуть спасательный  круг в виде мнемоприема «вино не греют», и уже ученик твердо  усвоит написание орфограммы.
А известный афоризм  А.П.Чехова помогает запомнить  правописание слова мужчина:  «Настоящий мужчина состоит из  МУЖа и ЧИНа».  Так и хочется в таком же тоне  объяснить и написание слова  женщина: ЖЕНа ЩИ НА   плите варит.
к а т к к о н ь к и
Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом предмета;
Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв Какая птица целиком выпила огромную  Какая птица целиком выпила огромную  ( И( Иволга волга )  )  реку? реку? ( Волга ) ( Волга ) Какой овощ всегда с собой носит  Какой овощ всегда с собой носит  черепаха ? черепаха ? (Че(Черепа репаха) ха)  ( Репа ) ( Репа ) У какого гриба есть ухо ? У какого гриба есть ухо ? ( Ухо )  ( Ухо )  ( М( Мухоухомор ) мор )
Чтобы лучше запомнить, какие «маленькие» слова  находятся в словарных, можно соединить их в  предложения.
Не чудесно, не прекрасно,       А ужасно, и напрасно      Букву Т писать напрасно!      Всем известно, как прелестно       Букву Т писать уместно!
подсказка
Экспериментальное исследование   Анкета для обучающиеся 2­4 классов.  Ребята должны были ответить на вопросы: 1. Какие слова называются словарными? 2. Трудно ли тебе даётся запоминание словарных слов? 3. Чтобы запомнить, как словарное слово пишется, ты А) читаешь орфографически,              Б) пользуешься        так как слово пишется                      другим способом 4. Напиши, какой способ запоминания словарных слов ты  знаешь. 5. Какие отметки ты чаще всего получаешь за словарные  диктанты?
2­4 классы
Этапы работы по «усилению» орфограммы. (практическая часть) А) Назвать слово, которое необходимо запомнить. Выяснить, понятен ли смысл слова детям. Б) Выделение трудной орфограммы. В) Постановка перед обучающимися проблемы: как «уярчить» орфограмму? Как лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти? Г) Самостоятельный поиск обучающимися способов «усиления». Д) Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов. Е) Выбор каждым обучающимся индивидуального приёма запоминания.
Образцы словарей  обучающихся 4 а класса
(Кол­во ошибок) 10сентября 29 сентября 25 ноября
Считаю,  что  гипотеза  подтвердилась.  Большинство  учеников  не  знают  интересных  лёгких  способов  запоминания  словарных  слов,  их  «спасает»  только механическая память.     Познакомившись сам с разными способами запоминания словарных слов,  познакомил с ними  одноклассников на мастер­классе «Дружите со  словарными словами»!  Им способы очень понравились. Многие стали ими  пользоваться. Учитель говорит, что улучшилось качество написания  словарных диктантов. Меня это очень радует!          Очень  хочу,  чтобы  все  ученики  «дружили»  со  словарными  словами.  С  этой  целью    хочу  выставить  работу  на  сайт  нашего  лицея.  Может  кто­ нибудь там прочитает. Буду очень рад!
Спасибо за внимание! УДАЧИ! • • Рамка http://traveldafna.ru/post109678228/ Фон http://www.vectorious.net/blog/go-green-50-beautiful-nature-vector-illustrations/ Автор шаблона – Коровина Ирина Николаевна, г.Сафоново Смоленской области учитель начальных классов МБОУ «СОШ №9» Спасибо за внимание! УДАЧИ!