Исследовательская работа " Русский народный костюм"
Оценка 4.7
Исследовательские работы
rtf
воспитательная работа +1
Взрослым
03.11.2017
Просматривая старые фотографии, я увидела, что одежда каждого времени имеет свои отличия. Возник новый вопрос: «А какой была одежда 300 или 400 лет назад, удобна, красива ли была, как ее украшали, из чего делали….?» Я – русская, поэтому хочу обратить внимание на русский женский костюм.
Передо мной задача – где я его могла бы увидеть, для того, чтобы под-робно изучить? У нас нет в хуторе музеев, в селе эту реликвию никто не со-хранил, остается только книги с иллюстрациями, художественные сказки и картины художников, все это я легко нашла в СМИ.
Необходимость изучения женского костюма я решила проверить с по-мощью теста, который провела с учениками своей школы. Результат - 45% заданий выполнили. Значит, мало знают об этих одеждах.Народный костюм сегодня — в основном достояние музейных коллек-ций. Но музеи от нашего района далеко, а моя идея не только попытаться со-хранить уходящие из быта народные костюмы, подлинники национального традиционного искусства, но и сделать своими руками "живые" музейные материалы, которые будут находиться в школе.
копи.rtf
.
Введение
Просматривая старые фотографии, я увидела, что одежда
каждого времени имеет свои отличия. Возник новый вопрос: «А какой была
одежда 300 или 400 лет назад, удобна, красива ли была, как ее украшали, из
чего делали….?» Я – русская, поэтому хочу обратить внимание на русский
женский костюм.
Передо мной задача – где я его могла бы увидеть, для того, чтобы
подробно изучить? У нас нет в хуторе музеев, в селе эту реликвию никто не
сохранил, остается только книги с иллюстрациями, художественные сказки и
картины художников, все это я легко нашла в СМИ.
Необходимость изучения женского костюма я решила проверить с
помощью теста, который провела с учениками своей школы. Результат 45%
заданий выполнили. Значит, мало знают об этих одеждах.
Я являюсь юным экскурсоводом в школьном музее и люблю
рассказывать о русском быте, о русских сельских жителях, о том, как они
одевались. Хотелось бы сшить и подарить музею коллекцию женской русской
одежды для кукол.
Все вышесказанное формируется в проблему выявления разных фасонов
народного женского костюма по картинам, иллюстрациям, по русским
народным сказкам – фильмам с целью создания коллекции народного
женского платья для кукол.
Поэтому объектом и предметом исследования будет являться женский
русский народный костюм на картинах и по фильмах.
Моя задача — посмотреть фильмы, картины, оценить особенности
фасонов костюма, смоделировать, сшить и подарить школьному музею кукол
в костюмах – образах, характерных русскому народу, так как русский
народный костюм богатейший художественноконструкторский источник
творчества.
На основе этого возникают определенные цели:
построение методики работы с историческими материалами, фильмами
и картинами о русском женском народном костюме;
выявление наиболее характерных элементов покроя женского костюма
– образа;
моделирование композиций женских костюмов образов по сказкам,
фильмам, картинам.
Народный костюм сегодня — в основном достояние музейных
коллекций. Но музеи от нашего района далеко, а моя идея не только
попытаться сохранить уходящие из быта народные костюмы, подлинники
1 национального традиционного искусства, но и сделать своими руками "живые"
музейные материалы, которые будут находиться в школе.
Значение народного костюма.
Русский народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние
культуры русского народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём
развитии долгий путь, тесно связана с историей, развитием, традициями,
эстетическими взглядами создателей.
Не всегда мы грамотно, содержательно можем описать русский
народный костюм бытового и сценического жанра. Виной этому часто
является поверхностное представление о народном костюме, мы не до конца
знаем о его художественных достоинствах, эстетической сущности,
образности форм, конструктивной логичности.
Из литературы, истории, фильмов явно видно, что народный костюм
составлял неотъемлемую часть русских хороводов, свадебных обрядов,
посиделок, традиционных праздников. В детском возрасте красоту и
особенности русского женского костюма мы прослеживаем в сказках. В
настоящее время русский костюм живет в творчестве ансамблей русской
народной песни и пляски или хранится в музеях.
Наше поколение утрачивает народные традиции, мы бежим вперед,
суетимся, живем в ритме современной жизни. Думаю, что нужно остановиться
и оглянуться назад, расспросить, пока не поздно, для того, чтобы не забывать
традиции наших далеких предков и только тогда строить современный мир.
2 Особенности русского костюма.
Работая с исторической литературой, я узнала, что огромное влияние на
одежды русских оказали: формирование культуры, народнобытовой
хореографии, уклад жизни, климатические условия России.
Холодная непродолжительная зима обусловили появление закрытых,
теплых одежд, а достаточно жаркое лето – одежд из тканей растительного
происхождения. Основным занятием населения было земледелие и
скотоводство. Поэтому изготовлялись главным образом льняные ткани и
шерсть.
С незапамятных времен на Руси многовековым укладом было
установлено, что и когда надо надевать. И этот факт прослеживается во всех
фильмах – сказках «Морозко», «Варвара – краса, длинная коса»
праздничный костюм шился для воскресных дней и престольных праздников,
будничный – для работы дома, в поле и в лесу; обрядовые одежды для
свадьбы и погребальных обрядов. Так же увидела различия одежды и по
возрастному признаку, и по семейному положению: девичья и для молодой
женщины (до рождения первенца), для женщины зрелого возраста и
старушечья.
Суриков отразил на многих портретах одну из наиболее характерных
черт русской народной одежды – многослойность, которая придавала женской
фигуре скульптурную монументальность. Одежда как бы лепилась из
нескольких простых объемов, и каждый ее вид частично закрывался другим,
выделяясь разномасштабными орнаментами.
Из истории известно, что этнографы XIX века отмечали, что место
жительства приехавших в город на ярмарку, определялось с первого же
взгляда по костюму: орнаменту рубахи, цвету и манере ношения понёвы,
цвету пояса, способу завязывания обор лаптей и другим деталям одежды.
Особенности покроя женской одежды, вышитые древние простые узоры
на ней из поколения в поколение под руками искусных мастериц обогащались
новыми техническими приемами.
3 Разнообразие элементов русского женского костюма.
Русский женский костюм интересен по происхождению по сравнению с
другими комплексами одежды.
На многих героинях русских сказок одеты одежды, где сочетается
белый цвет с красным и голубым цветами, например на иллюстрациях к
сказке «Снегурочка».
Основными частями женского народного костюма были рубаха,
передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник и душегрейка.
Женский костюм молодых героинь всех фильмов сказок состоит из
рубахи и сарафана [приложение №1]. Рубаха – основа женского народного
костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась
вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот,
оплечья, грудь и подол – места возможных «входов» злых сил. Считалось, чем
богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь
земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь,
вышивки с символикой плодородия давали силы земле.
Сарафан излюбленная одежда девушек [приложение № 1]. Из фильмов
видно, что его одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой,
тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.
На репродукциях Васнецова к русским народным сказкам можно
заметить небольшой сарафанчик, надетый поверх сарафана. Это душегрейка
[приложение № 2]. Ее шили из дорогих и простых тканей.
А вот поневу [приложение № 3] – это юбка, состоящая из трех
полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным
узким пояском – гашником, можно увидеть в фильмах редко. Этот элемент
одежды носили в основном замужние женщины, и в памяти народа она
осталась как «вечный хомут и бабья кабала». Фигура женщины в этой одежде
казалась более приземистой, чем в сарафане.
4 Женщины, занимаясь домашними делами, надевали передник, или
занавеска, закрывающая женскую фигуру спереди [приложение № 4]. Обычно
его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Носили
их с сарафанами.
Головной убор. Очень важная часть костюма. По нему в старину, как по
паспорту, можно было многое узнать о женщине, ее возраст, семейное
положение, социальный слой, количество детей. Девицы из сказки
«Снегурочка» носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми,
заплетали волосы в одну или две косы, макушку оставляли открытой.
Девичий головной убор дополнялся «пушками» – шариками из белого
гусиного или лебяжьего пуха. Замужние женщины из сказки «Морозко»
прятали волосы под кокошник. Пожилые женщины носили платки. Из сказки
«Морозко» видно, что платок девушки завязывали под подбородком, а
замужние «побабьи» – концами назад. Таким образом, головные уборы
делились на девичьи и женские, или «бабьи».
На всех героинях сказок надеты украшения, можно сделать вывод, что
они занимали важное место в костюме. В большом количестве надевались на
шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти, бусы из дутого стекла,
ленты. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески, иногда они
достигали плеч.
В финале сказок «Морозко» и «Василиса Прекрасная» свадьба. Можно
рассмотреть свадебный костюм – самый нарядный и торжественный.
Свадебный наряд шили задолго до торжества, так как он требовал много
времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались, оберегали от
злых сил и напастей символами и орнаментами, утверждающими счастье,
долголетие, здоровое потомство.
Вариации украшений, обуви и покроя основных элементов женской
одежды значительно разнились в городах, уездах и даже в отдельных
деревнях.
5 Значение цвета в костюме героев сказок.
Цвет – это особый способ выражения чувств человека. Символика цвета
в русском народном костюме носила двоякий характер: социальный
обозначение половой и возрастной характеристик, мистический обереги,
графические "заговоры". Однако значение, символика и функции настолько
тесно переплетались между собой, что проще говорить: «Такойто цвет
обозначал тото и потомуто!», чем пытаться их разделять.
Очевидно, что символические значения могли получить только те цвета,
в которые крестьянин реально мог покрасить ткань в домашних условиях.
Более того не просто в домашних условиях, а еще и в глубокой древности,
когда складывался язык символов. Поэтому я хочу рассказать о трех
древнейших и основных в символическом языке одежды и вышивок цвета:
белый, красный и черный.
Белый. Этот цвет давали лен и шерсть. Причем, поскольку отбелка льна
требовала дополнительных затрат времени и сил, то беленую ткань могли себе
позволить только зажиточные и знатные люди и этот цвет сразу становился
признаком высокого социального статуса носившего. Белую одежду носили
люди в любой переходный период жизни. Люди верили, что при переходе от
одного этапа жизни к другому граница, отделяющая "тот" свет от "этого",
становится тоньше и начинает просвечивать и на человека падает отсвет Рая.
Таким образом, в белом ходили дети до 78 лет, старики, невесты и рекруты.
Можно сделать вывод, что белый цвет символ – реальной и загробной
жизни, зрелое и здоровое женское начало.
Красный. Он был первым цветом, который начали использовать для
обрядовых целей. Цвет получался при обработке маренового корня, червеца
(кошенили), красного железняка и некоторых сортов охры. Красный с
6 очевидностью осмысляется как кровь и огонь. По ассоциации с током крови,
он обозначает потоки силы от человека к природе и от природы к человеку.
Итак: красный цвет кровь, огонь, материальная реальность.
Черный и другие темные цвета.
Это естественные цвета шерсти. Одежду темных тонов носили в
некоторых областях старые люди "второго" периода старости после 70 лет.
То есть, в сущности, черный цвет отказа от мира вообще. Люди детородного
возраста и положения старались избегать его в одежде.
Таким образом, на мой взгляд, ведущими цветовыми тонами в народной
одежде является белый и красный. Декоративный убор народного костюма
может включать в себя и другие яркие тона, часто контрастные, такие как
зеленый, синий, оранжевый, желтый. Все зависит от местности, в которой
проживала женщина, от положения, которое занимала в обществе.
Заключение.
Моя задача творческого исследования женского народного костюма
отразилась в коллекции моделей русского женского платья для кукол
[приложение № 5].
В ней я постаралась отразить свой взгляд на традиционный русский
женский наряд. Оценить особенности фасонов костюма, подобрать
правильные цвета в одежде, отразить возрастные рамки для женского платья.
Смоделировать фасоны женского платья мне помогли страницы
истории, фильмы «Финист – Ясный Сокол», «Ледяная внучка», «Варвара –
краса, длинная коса», «Садко», «Марья искусница», русский сказки
«Снегурочка», «Морозко», «Василиса Прекрасная», а так же иллюстрации
художника Васнецова.
Считаю, что проблему творческого исследования в выявлении разных
фасонов народного женского костюма, мы с руководителем разрешили.
Единственным недостатком для нашего творческого исследования послужило
отсутствие оригинального русского костюма, который мы не могли
посмотреть. Но книги и фильмы, особенно 70, 80 – х годов достаточно
грамотно покали народный костюм, его особенный колорит, заставивший нас
восхищаться, и зарядил оптимизмом решения проблемы.
Достижение единства в многообразии и многообразия в единстве
просмотренных картин – путь развития и понимания. Это помогло мне сшить
коллекцию женского народного кукольного костюма и показать мое видение
женской одежды.
Считаю, что добилась разнообразия и красоты в женском костюме,
основываясь на простом конструктивном строе. Я не мастер, но в своих
7 работах постаралась передать свой взгляд на русский народный женский
костюм. Я попробовала не только познать реальность, но и выявить своё
индивидуальное отношение к ней, своё виденье прошлой жизни.
Очень хочется, чтобы мною созданная коллекция женских платьев
сохранилась в школьном музее, открывая перед посетителями прекрасное
народное искусство.
Список литературы.
1. «История Донского Края» Левченко В.С., Чеботарев Б.В., учебное
пособие для 7 8х классов средней школы Ростов: Ростовское
книжное издательство, 2013 год.
2. «Технология» В.Д. Симоненко, 2013 год
3. "Русский быт: Сборник" А.Е. Клиентов, Издательство: Белый город,
2011г. Серия: История России.
4. Этнографические словари
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1098378
http://5ballov.qip.ru/dictionary/etnograficheskiyslovar/
http://www.onlinedics.ru/slovar/etn.html
8 9
Исследовательская работа " Русский народный костюм"
Исследовательская работа " Русский народный костюм"
Исследовательская работа " Русский народный костюм"
Исследовательская работа " Русский народный костюм"
Исследовательская работа " Русский народный костюм"
Исследовательская работа " Русский народный костюм"
Исследовательская работа " Русский народный костюм"
Исследовательская работа " Русский народный костюм"
Исследовательская работа " Русский народный костюм"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.