Исследовательская работа " Русский народный костюм"
Оценка 4.7

Исследовательская работа " Русский народный костюм"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
rtf
воспитательная работа +1
Взрослым
03.11.2017
Исследовательская работа " Русский народный костюм"
Просматривая старые фотографии, я увидела, что одежда каждого времени имеет свои отличия. Возник новый вопрос: «А какой была одежда 300 или 400 лет назад, удобна, красива ли была, как ее украшали, из чего делали….?» Я – русская, поэтому хочу обратить внимание на русский женский костюм. Передо мной задача – где я его могла бы увидеть, для того, чтобы под-робно изучить? У нас нет в хуторе музеев, в селе эту реликвию никто не со-хранил, остается только книги с иллюстрациями, художественные сказки и картины художников, все это я легко нашла в СМИ. Необходимость изучения женского костюма я решила проверить с по-мощью теста, который провела с учениками своей школы. Результат - 45% заданий выполнили. Значит, мало знают об этих одеждах.Народный костюм сегодня — в основном достояние музейных коллек-ций. Но музеи от нашего района далеко, а моя идея не только попытаться со-хранить уходящие из быта народные костюмы, подлинники национального традиционного искусства, но и сделать своими руками "живые" музейные материалы, которые будут находиться в школе.
копи.rtf
. Введение     Просматривая   старые   фотографии,   я   увидела,   что   одежда каждого времени имеет свои отличия.  Возник новый вопрос: «А какой была одежда 300 или 400 лет назад, удобна, красива ли была, как ее украшали, из чего делали….?» Я – русская, поэтому хочу обратить внимание на русский женский костюм.  Передо  мной  задача  –  где  я  его  могла  бы  увидеть,  для  того, чтобы подробно изучить? У нас нет в хуторе музеев, в селе эту реликвию никто не сохранил, остается только книги с иллюстрациями, художественные сказки и картины художников, все это я легко нашла в СМИ.  Необходимость   изучения   женского   костюма   я   решила   проверить   с помощью теста, который провела с учениками своей школы. Результат ­ 45% заданий выполнили. Значит, мало знают об этих одеждах. Я   являюсь   юным   экскурсоводом   в   школьном   музее   и   люблю рассказывать о русском быте, о русских сельских жителях, о том,   как они одевались. Хотелось бы сшить и подарить музею коллекцию женской русской одежды для кукол.  Все вышесказанное формируется в проблему выявления разных фасонов народного   женского   костюма   по   картинам,   иллюстрациям,     по   русским народным   сказкам   –   фильмам     с   целью   создания   коллекции   народного женского платья для кукол. Поэтому объектом и предметом исследования будет являться женский русский народный костюм на картинах и по фильмах. Моя     задача —   посмотреть   фильмы,   картины,   оценить   особенности фасонов костюма, смоделировать, сшить  и подарить школьному музею кукол в   костюмах   –   образах,   характерных   русскому   народу,   так   как  русский народный   костюм   ­   богатейший   художественно­конструкторский   источник творчества. На основе этого возникают определенные цели: построение методики работы с историческими материалами, фильмами и картинами о русском женском народном костюме; выявление наиболее характерных элементов покроя женского костюма – образа;   моделирование композиций женских костюмов ­ образов   по сказкам, фильмам,  картинам. Народный   костюм   сегодня —   в   основном   достояние   музейных коллекций.   Но   музеи   от   нашего   района   далеко,   а   моя   идея   не   только попытаться   сохранить   уходящие   из   быта   народные   костюмы,   подлинники 1 национального традиционного искусства, но и сделать своими руками "живые" музейные материалы, которые будут находиться в школе. Значение народного костюма. Русский   народный   костюм   –   это   бесценное   неотъемлемое   достояние культуры русского народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии   долгий   путь,   тесно   связана   с   историей,   развитием,   традициями, эстетическими взглядами создателей.  Не   всегда   мы   грамотно,   содержательно   можем   описать   русский народный   костюм   бытового   и   сценического   жанра.   Виной   этому   часто является поверхностное представление о народном костюме, мы не до конца знаем   о   его   художественных   достоинствах,   эстетической   сущности, образности форм, конструктивной логичности.    Из литературы, истории, фильмов явно видно,   что народный костюм составлял   неотъемлемую   часть     русских   хороводов,   свадебных   обрядов, посиделок,   традиционных   праздников.   В   детском   возрасте   красоту   и особенности   русского   женского   костюма   мы   прослеживаем   в   сказках.   В настоящее   время   русский   костюм   живет   в   творчестве   ансамблей   русской народной песни и пляски или хранится в музеях. Наше   поколение   утрачивает   народные   традиции,   мы   бежим   вперед, суетимся, живем в ритме современной жизни. Думаю, что нужно остановиться и оглянуться назад, расспросить, пока не поздно, для того, чтобы не забывать традиции наших далеких предков и только тогда строить современный мир.  2 Особенности  русского костюма.   Работая с исторической литературой, я узнала, что огромное влияние на одежды   русских   оказали:   формирование   культуры,   народно­бытовой хореографии, уклад жизни, климатические условия России.  Холодная   непродолжительная зима обусловили появление закрытых, теплых одежд, а достаточно жаркое  лето –  одежд из тканей растительного происхождения.   Основным   занятием   населения   было   земледелие   и скотоводство.   Поэтому   изготовлялись   главным   образом   льняные   ткани   и шерсть.  С   незапамятных   времен   на   Руси   многовековым   укладом   было установлено, что и когда надо надевать. И этот факт прослеживается во всех фильмах   –   сказках   «Морозко»,   «Варвара   –   краса,   длинная   коса»   ­ праздничный костюм шился для воскресных дней и престольных праздников, будничный   –   для   работы   дома,   в   поле   и   в   лесу;   обрядовые   одежды   для свадьбы   и   погребальных   обрядов.   Так   же   увидела   различия   одежды   и   по возрастному признаку, и по семейному положению: девичья и для молодой женщины   (до   рождения   первенца),   для   женщины   зрелого   возраста   и старушечья.  Суриков отразил на многих портретах одну из наиболее характерных черт русской народной одежды – многослойность, которая придавала женской фигуре   скульптурную   монументальность.   Одежда   как   бы   лепилась   из нескольких простых объемов, и каждый ее вид частично закрывался другим, выделяясь разномасштабными орнаментами.  Из   истории   известно,   что   этнографы   XIX   века   отмечали,   что   место жительства   приехавших   в   город   на   ярмарку,   определялось   с   первого   же взгляда   по   костюму:   орнаменту   рубахи,   цвету   и   манере   ношения   понёвы, цвету пояса, способу завязывания обор лаптей и другим деталям одежды. Особенности покроя женской одежды, вышитые древние простые узоры на ней из поколения в поколение под руками искусных мастериц обогащались новыми техническими приемами. 3 Разнообразие элементов русского женского костюма. Русский женский костюм интересен  по происхождению по сравнению с другими комплексами одежды.  На   многих   героинях   русских   сказок   одеты   одежды,   где   сочетается белый   цвет   с  красным   и     голубым   цветами,  например   на   иллюстрациях   к сказке «Снегурочка». Основными   частями   женского   народного   костюма   были   рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник и душегрейка.  Женский костюм  молодых героинь всех фильмов ­ сказок  состоит из рубахи и сарафана [приложение №1]. Рубаха   – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот, оплечья, грудь и подол – места возможных «входов» злых сил. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле.  Сарафан ­ излюбленная одежда девушек [приложение № 1]. Из фильмов видно, что его одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. На репродукциях Васнецова к русским народным сказкам можно  заметить небольшой  сарафанчик, надетый поверх сарафана. Это душегрейка  [приложение № 2]. Ее шили из дорогих и простых тканей. А   вот   поневу   [приложение   №   3]   –   это   юбка,   состоящая   из   трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском – гашником, можно увидеть в фильмах редко.  Этот элемент одежды     носили   в   основном   замужние   женщины,   и   в   памяти   народа   она осталась как «вечный хомут и бабья кабала». Фигура женщины в этой одежде казалась более приземистой, чем в сарафане.  4 Женщины, занимаясь домашними делами, надевали передник, или занавеска, закрывающая женскую фигуру спереди [приложение № 4]. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Носили их с сарафанами.  Головной убор. Очень важная часть костюма. По нему в старину, как по паспорту,   можно   было   многое   узнать   о   женщине,   ее   возраст,   семейное положение,   социальный   слой,   количество   детей.   Девицы   из   сказки «Снегурочка» носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми, заплетали   волосы   в   одну   или   две   косы,   макушку   оставляли   открытой. Девичий   головной   убор   дополнялся   «пушками»   –   шариками   из   белого гусиного   или   лебяжьего   пуха.   Замужние   женщины   из   сказки   «Морозко» прятали волосы под кокошник. Пожилые женщины носили платки. Из сказки «Морозко»   видно,   что   платок     девушки   завязывали   под   подбородком,   а замужние   «по­бабьи»   –   концами   назад.     Таким   образом,   головные   уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи».  На всех героинях сказок надеты украшения, можно сделать вывод, что они занимали важное место в костюме.  В большом количестве надевались на шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти,  бусы из дутого стекла, ленты. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески, иногда они достигали плеч.  В финале сказок «Морозко» и «Василиса Прекрасная» ­ свадьба. Можно рассмотреть   свадебный   костюм –   самый   нарядный   и   торжественный. Свадебный   наряд   шили   задолго   до   торжества,   так   как   он   требовал   много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались, оберегали от злых   сил   и   напастей   символами   и   орнаментами,   утверждающими   счастье, долголетие, здоровое потомство.  Вариации   украшений,   обуви   и   покроя   основных   элементов   женской одежды   значительно   разнились   в   городах,   уездах   и   даже   в   отдельных деревнях. 5 Значение цвета в костюме героев сказок. Цвет – это особый способ выражения чувств человека. Символика цвета в   русском   народном   костюме   носила   двоякий   характер:   социальный   ­ обозначение половой и возрастной характеристик,   мистический ­ обереги, графические ­ "заговоры". Однако значение, символика и функции настолько тесно   переплетались   между   собой,   что   проще   говорить:   «Такой­то   цвет обозначал то­то и потому­то!», чем пытаться их разделять.  Очевидно, что символические значения могли получить только те цвета, в которые крестьянин реально мог покрасить ткань в домашних условиях. Более того ­ не просто в домашних условиях, а еще и в глубокой древности, когда   складывался   язык   ­   символов.   Поэтому   я   хочу   рассказать   о   трех древнейших и основных в символическом языке одежды и вышивок цвета: белый, красный и черный. Белый. Этот цвет давали лен и шерсть. Причем, поскольку отбелка льна требовала дополнительных затрат времени и сил, то беленую ткань могли себе позволить только зажиточные и знатные люди ­ и этот цвет сразу становился признаком высокого социального статуса носившего. Белую одежду носили люди в любой переходный период жизни. Люди верили, что при переходе от одного этапа жизни к другому граница, отделяющая "тот" свет от "этого", становится тоньше и начинает просвечивать ­ и на человека падает отсвет Рая. Таким образом, в белом ходили дети до 7­8 лет, старики, невесты и рекруты.             Можно сделать вывод, что белый цвет символ – реальной и загробной жизни, зрелое и здоровое женское начало.            Красный. Он был первым цветом, который начали использовать для обрядовых целей. Цвет получался при обработке маренового корня, червеца (кошенили),   красного   железняка   и   некоторых   сортов   охры.   Красный   с 6 очевидностью осмысляется как кровь и огонь. По ассоциации с током крови, он обозначает потоки силы от человека к природе и от природы к человеку.  Итак: красный цвет ­ кровь, огонь, материальная реальность.  Черный и другие темные цвета. Это   естественные   цвета   шерсти.   Одежду   темных   тонов   носили   в некоторых областях старые люди "второго" периода старости ­ после 70 лет. То есть, в сущности, черный цвет отказа от мира вообще. Люди детородного возраста и положения старались избегать его в одежде.  Таким образом, на мой взгляд, ведущими цветовыми тонами в народной одежде является белый и красный.    Декоративный убор народного костюма может включать в себя и другие яркие тона, часто контрастные, такие как зеленый, синий, оранжевый, желтый. Все зависит от   местности, в которой проживала женщина, от положения, которое занимала в обществе. Заключение. Моя задача   творческого исследования женского народного костюма отразилась   в   коллекции   моделей   русского   женского   платья   для   кукол [приложение № 5].  В ней   я постаралась отразить свой взгляд на традиционный русский женский   наряд.   Оценить   особенности   фасонов   костюма,   подобрать правильные цвета в одежде, отразить возрастные рамки для женского платья.   Смоделировать   фасоны   женского   платья   мне   помогли   страницы истории, фильмы   «Финист – Ясный Сокол», «Ледяная внучка», «Варвара – краса,   длинная   коса»,   «Садко»,   «Марья   ­   искусница»,   русский   сказки «Снегурочка»,   «Морозко»,   «Василиса   Прекрасная»,   а   так   же   иллюстрации художника Васнецова. Считаю, что   проблему  творческого исследования в выявлении разных фасонов   народного   женского   костюма,   мы   с   руководителем   разрешили. Единственным недостатком для нашего творческого исследования послужило отсутствие   оригинального   русского   костюма,   который   мы   не   могли посмотреть.   Но   книги   и   фильмы,   особенно   70,   80   –   х   годов     достаточно грамотно покали народный костюм, его особенный колорит, заставивший нас восхищаться,  и зарядил  оптимизмом решения проблемы. Достижение   единства   в   многообразии   и   многообразия   в   единстве просмотренных картин – путь развития и понимания. Это помогло мне сшить коллекцию женского народного кукольного костюма и показать мое видение женской одежды. Считаю,   что   добилась   разнообразия   и   красоты   в   женском   костюме, основываясь   на   простом   конструктивном   строе.   Я   не   мастер,   но   в   своих 7 работах   постаралась   передать   свой   взгляд   на   русский   народный   женский костюм.   Я попробовала не только познать реальность, но и выявить  своё индивидуальное отношение к ней, своё виденье прошлой жизни.     Очень   хочется,   чтобы   мною   созданная   коллекция   женских  платьев сохранилась   в   школьном   музее,   открывая   перед   посетителями   прекрасное народное искусство.        Список литературы. 1. «История   Донского   Края» Левченко   В.С.,   Чеботарев   Б.В.,   учебное пособие   для   7   ­   8­х   классов   средней   школы   ­   Ростов:   Ростовское книжное издательство, 2013 год. 2. «Технология» В.Д. Симоненко, 2013 год 3. "Русский   быт:   Сборник"   А.Е.   Клиентов,   Издательство: Белый   город, 2011г. Серия: История России.  4. Этнографические словари  http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1098378 http://5ballov.qip.ru/dictionary/etnograficheskiy­slovar/ http://www.onlinedics.ru/slovar/etn.html 8 9

Исследовательская работа " Русский народный костюм"

Исследовательская работа " Русский народный костюм"

Исследовательская работа " Русский народный костюм"

Исследовательская работа " Русский народный костюм"

Исследовательская работа " Русский народный костюм"

Исследовательская работа " Русский народный костюм"

Исследовательская работа " Русский народный костюм"

Исследовательская работа " Русский народный костюм"

Исследовательская работа " Русский народный костюм"

Исследовательская работа " Русский народный костюм"

Исследовательская работа " Русский народный костюм"

Исследовательская работа " Русский народный костюм"

Исследовательская работа " Русский народный костюм"

Исследовательская работа " Русский народный костюм"

Исследовательская работа " Русский народный костюм"

Исследовательская работа " Русский народный костюм"

Исследовательская работа " Русский народный костюм"

Исследовательская работа " Русский народный костюм"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2017