Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русская литература
5 кл
12.08.2018
28 марта 2018 года исполняется 150 лет со дня рождения Максима Горького (Алексей Максимович Пешков,1868 – 1936)
Жизнь Максима Горького была необычайно яркой и представляется поистине легендарной. Выходец из народных глубин, писатель уже при жизни воспринимался как крупнейший деятель русской культуры, как достойный преемник традиций великой русской литературы.
С произведениями Горького мы знакомимся, в основном, в старших классах: повесть «Детство», рассказ «Старуха Изергиль», пьеса «На дне».
А ведь Горький известен и как детский писатель.
Просмотрев учебники по литературному чтению для учащихся начальных классов, я нашла только одно произведение Горького – сказку «Случай с Евсейкой», которая изучается в 3 классе в разделе «Были-небылицы».
Это одна из шести сказок, написанных А.М.Горьким специально для детей, сейчас, к сожалению, мало изучаемых.Сказки Горького написаны в добром народном стиле, но они имеют свой неповторимый колорит, пронизаны добрым юмором писателя и изобилуют яркими образами и деталями, что приближает их к миру детских переживаний. А то, что они интересны учащимся, подтверждают рисунки к сказкам, выполненные в ходе краеведческих чтений «Человек и мир в творчестве А.М.Горького».
А.М.Горький.docx
2
Содержание
І.Введение____________________________________________2
ІІ.А.М.Горький –продолжатель сказочных традиций
в русской литературе
1.Сказки для детей______________________________________5
2.Языковые особенности сказок__________________________12
3. Традиции и новаторство______________________________14
ІІІ. Заключение________________________________________15
ІV. Список использованной литературы___________________16
V. Приложения________________________________________17 3
I.Введение
28 марта 2018 года исполняется 150 лет со дня рождения Максима Горького
(Алексей Максимович Пешков,1868 – 1936)
Жизнь Максима Горького была необычайно яркой и представляется поистине легендарной.
Выходец из народных глубин, писатель уже при жизни воспринимался как крупнейший
деятель русской культуры, как достойный преемник традиций великой русской
литературы.
С произведениями Горького мы знакомимся, в основном, в старших классах: повесть
«Детство», рассказ «Старуха Изергиль», пьеса «На дне».
А ведь Горький известен и как детский писатель.
Просмотрев учебники по литературному чтению для учащихся начальных классов, я нашла
только одно произведение Горького – сказку «Случай с Евсейкой», которая изучается в 3
классе в разделе «Былинебылицы».1
Это одна из шести сказок, написанных А.М.Горьким специально для детей, сейчас, к
сожалению, мало изучаемых.
Так определился объект исследования – сказки Горького
Предмет исследования – традиции народных сказок в творчестве писателя
Цель исследования изучить художественные особенности сказок Горького для детей
младшего школьного возраста, отметить традиционные сказочные приемы
На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме
2.Проанализировать сказки М. Горького
3. Дать оценку языковых особенностей сказок М. Горького для детей
Актуальность в воспитательных возможностях сказок, формирующих нравственные
ценности детей.
1 Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина
«Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в
комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2-х частях» Практическая значимость работы заключается в том, работа может быть
использована на уроках внеклассного чтения, на краеведческих мероприятиях.
4
Методы:
изучение литературных источников;
анализ сказок;
поиск нужной информации в интернете.
ІІ.А.М.Горький –продолжатель сказочных традиций
в русской литературе
1.Сказки для детей. Горький и дети самая трогательная тема в творчестве писателя.
5
Максим Горький вырос в народной среде, на русском народном творчестве, большим
знатоком которого была его бабушка, Акулина Ивановна Каширина, балахнинская
кружевница. Он унаследовал от своих родителей живой юмор, жизнелюбие и
правдивость. Истинно русской народной чертой писателя была и любовь к детям,
которых ему – всех! – хотелось защитить, накормить, выучить, поставить на ноги,
помочь состояться как личности, как Человеку.
Горький искренне любил детей, жалел их, помня о своем непростом, а порой и
трагическом детстве.
Известно, что он сделал для детей много хорошего: он организовал специальное детское
издательство, первый журнал для детей, сам много переписывался с детьми. Учил жить
дружно, работать весело, учиться крепко.
Он устраивал елки, гулял с ребятами в лесу.
Горький постоянно поддерживал и поощрял детских писателей.
Сам он был писателем взрослым, писал сложные философские произведения. Но
специально для детей Горький создал интересные, поучительные и познавательные рассказы
и сказки.
Сам писатель в статье « О сказках»2 рассказывая о возникновении своего интереса к
данному литературному жанру, ссылался на собственное детство: «С живописью словом, с
древней поэзией и прозой трудового народа, с его литературой, которая в первоначале
своем появилась до изобретения письменности и назвалась «устной…» с литературой этой
он познакомился рано лет шести семи отроду… Эта бессмертная поэзия, родоначальница
книжной литературы, очень помогла мне познакомиться с красотой и богатством нашего
языка».
Сказка3 любимый жанр детей.
2 М. Горький. Собрание сочинений в тридцати томах М., ГИХЛ, 1953
Том 27. Статьи, доклады, речи, приветствия (19331936)
3 Сказка 1. Повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и
событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.. Ожегов С. И.Толковый словарь русского
языка: 6
История создания М. Горьким сказок очень необычна, начинается она неожиданно: на юге
Италии в 1908 г. Мессина, один из красивейших городов, был разрушен во время
землетрясения.4
Тысячи людей погибли, а раненых нельзя было и сосчитать.
Горький жил в ту пору неподалеку, на острове Капри, работал там и лечился. (Приложение
2 )
Трагедия не могла оставить равнодушным великого писателя. А. М. Горький обратился ко
всеми цивилизованному миру с просьбой о помощи пострадавшим. Люди откликнулись.
В Мессину стали посылать деньги и вещи.
Однажды из России прибыли деньги и письмо, написанное детским почерком.
Горький прочитал письмо. Неизвестные ему малыши из Баилова (предместье Баку) писали:
Горькому для лечения
«Пожалуйста, передайте наши деньги…писателю Максиму
мессинцев».
Письмо было подписано: «Школа шалунов». Завязалась переписка.
Мальчик Боря написал: «Дядя Алеша! Я тебя люблю, есть ли у тебя лошадь, корова и бык?
Напиши нам рассказ про воробьишку. И еще напиши нам какойнибудь выдуманный
рассказ, чтобы мальчик удил рыбу…»
Горький выполнил просьбу мальчика: написал и про воробьишку, и про юного рыболова.
Он создал шесть сказок для детей: «Утро» (1910), «Воробьишко» (1912), «Случай с
Евсейкой» (1912), «Самовар» (1913), «Про Иванушкудурачка» (1918), «Яшка» (1919).
(Приложение 3 )
Сказка «Воробьишко» сначала появилась в сборнике сказок «Голубая книжка» в
1912 г. В 1917 г. она вышла отдельной книгой в издательстве «Парус». В занимательной
форме описывая приключения маленького Пудика, автор поднимает серьезный вопрос о
преемственности старшего и младшего поколений. Ориентируясь на особенности
восприятия маленьких детей, Горький показывает, как желторотый любопытный
воробьишка Пудик знакомится с жизнью. Писатель учит ребенка внимательно
присматриваться к окружающему, искать настоящие причины тех или иных событий.
4 Мессинское землетрясение произошло 28 декабря 1908 года в Мессинском проливе между Сицилией и
Апеннинским полуостровом. В результате были разрушены города Мессина,РеджодиКалабрия и Пальми. 7
Сказка Горького близка к народному сказочному эпосу о животных. Писатель использует в
ней распространенный в народных сказках прием очеловечения птиц и животных, при этом
он сохраняет их реальные черты: воробьи летают, живут в листве, боятся кошки. Так, у
Горького, как и в эпосе о животных, реальное соединяется с фантастическим.
Точен и поэтичен язык сказки. Звукоподражания комически воспроизводят
чириканье воробьев и в то же время служат средством обрисовки характера
задорного фантазераворобьишки:
«— Чадо, чадо,— беспокоилась мать,— смотри,— чебурахнешься!
∙ Чем, чем?— спрашивал Пудик».
В сказке нет прямой морали, все движения сюжета, развитие образов
помогают ребенку понять заблуждения Пудика, оценить храбрость и
самоотверженность материворобьихи. Конкретно, зримо показана растерянность
воробьишки, чуть не попавшего в лапы к кошке. Пудик приобретает мудрость,
опыт, оказавшись активным участником жизни.
«Всему сразу не научишься» — это признание Пудика доказывает, что он понял
основное: следует доверять опыту взрослых, не судить необдуманно, не считать
себя всезнайкой.
Сказка «Случай с Евсейкой» была впервые опубликована в 1912 г. в газете
«День». В 1919 г. она появилась с некоторыми изменениями в журнале «Северное
сияние». В ней заключен обширный познавательный материал, поданный поэтично, в
занимательной и доступной детям форме. Горький видит природу глазами мальчика
Евсейки. Это дает писателю возможность ввести в сказку понятные детям
сравнения: актинии похожи на вишни, рассыпанные на камнях; Евсейка увидел
голотурию, «похожую на плохо нарисованного поросенка», лангуст ворочает
«глазами на ниточках», сепия похожа на «мокрый носовой платок». Когда Евсейка
хотел посвистеть, оказалось, что этого сделать нельзя: «вода лезет в рот, точно
пробка». 8
Образ «маленького мальчика» и «хорошего человека Евсейки» раскрывается
многогранно. Писатель показывает и поведение Евсейки, и его мысли. Евсейка
находчив и решителен. Оказавшись в необычной и опасной ситуации среди хищных
обитателей подводного царства, он ищет возможность скорее вернуться на землю.
Горький обращает внимание читателя на обдуманность каждого поступка Евсейки.
Он подумал, что рак «серьезный»; «сообразил, что надо переменить разговор»; в
ответ на каверзный вопрос, ест ли его отец рыбу, сказал: «Нет, он не ест рыбы,
костлявая очень...»
Взят один эпизод из жизни Евсейки, но такой, в котором раскрылись его лучшие
качества.
Композиционно Горький использует давно известный в детской литературе прием:
необычное приключение с Евсейкой происходит во сне. Но грань между сном и
реальностью нигде не проводится прямолинейно. Это обновляет и освежает старый
сказочный прием.
«Случай с Евсейкой» — прекрасный образец литературной сказки особого типа —
научнопознавательной.
Сказка «Самовар» впервые была напечатана в 1918 г. в сборнике «Елка».
Веселый сказочный сюжет «Самовара» основан на действительном событии из
жизни писателя, которое он упоминает в повести «В людях». Первоначально
Горький назвал сказку несколько иначе: «О самоваре, который зазнался». Но,
готовя ее к изданию, он изменил заголовок, сказав: «Не хочу, чтобы вместо сказки
была проповедь». «Самовар» — сатирическая сказка. Сатирические черты
проступают в «очеловеченных» предметах: сливочнике, сахарнице, чайнике,
тушилке. Ориентируясь на детское восприятие, писатель показывает, как чувствует
себя сахарница, в которую залезла муха, о чем звенят чашки, что хвастливо
распевает самовар:
«Замечаете ли, чайник, что луна Чрезвычайно в самовар влюблена?»
9
В сказке чередуется прозаический текст и стихотворный. Стихотворные строки
запоминаются легко. Они помогают создать зримые картины того, о чем
повествуется, и усиливают сатирическое значение сказки: «Этот маленький самовар
и вправду очень любил хвастаться, он считал себя красавцем, ему давно уже
хотелось, чтобы луну сняли с неба и сделали из нее поднос для него».
Сказку « Утро» Горький написал по просьбе семилетнего мальчика Илюши Френкеля
из Екатеринбурга. Услышав грустную весть о смерти Л. Н. Толстого в 1910 г., мальчик
написал письмо Горькому:
« Милый Максим Горький, все писатели умерли, ты один живой. Пришли мне сказку и
письмо.»
Через две или три недели пришел пакет для Илюши с письмом и сказкой. Этой сказкой,
славящей детство, и было «Утро». « Детство утро жизни, оно быстро проходит, давайте
его ценить» говорил Горький.
В сказке «Про Иванушкудурачка» присутствуют сюжет и образы устного
народного творчества. Горький вспоминает сказки, которые он слышал в детстве от
бабушки Акулины Ивановны и няньки Евгении. Обработка народного сюжета у Горького
настолькооригинальна, что её можно считать созданием Горького. Бытовая сказка
начинается сказочным зачином: «Жилбыл Иванушкадурачок, собою красавец, а что ни
сделает, все у него смешно выходит — не так, как у людей». Концовка сказки счастливая,
как и в народных сказках. Образ Иванушки дурачка также имеет фольклорное начало, как
и положено, он весёлый, не унывающий человек, но всё, что он делает, получается смешно,
как подчёркивает Горький, не так, как у людей. Горький наделяет героя неунывающим
характером. Иванушка поёт песни, не боится трудностей, все препятствия он преодолевает.
Сказку « Про Иванушку дурачка» писатель слышал от бабушки. Он посвоему
пересказал ее для «Елки» одной из первых советских книг для детей. Иванушка получился
у Горького развеселым шутником: « что ни сделает, все у него смешно выходит…».
Наверное, он просто прикинулся дурачком, чтоб веселее было. 10
После каждой его шутки смеются даже суровые лесные великаны – медведи . И вскоре
медведица, точно крестьянка, подомашнему просит мужа:
«Миша, ты бы помог ему!»
Сам Иванушка убежден, что глупость связана со злом. Чтобы узнать, умен ли медведь,
Иванушка выясняет у него:
« Ты злой?
Нет. Зачем?
А помоему кто зол, тот и глуп.
Я вот тоже не злой. Стало быть, оба мы с тобой не дураки будем.
Ишь ты, как вывел! – удивился медведь.»
Сказка «Яшка» сатирическая.
Десятилетний мальчик Яшка попадает за свои житейские страдания в рай. И вот он
видит вереницы святых угодников. Они томятся от скуки и елейно скулят о своих
жертвенных страданиях и доблестях: «ножки у нас переломаны, ручки вывихнуты, ведь
как мы страдали!» От этой райской жизни Яшке и пить, и есть, и играть расхотелось. И
он возвращается на землю, чтобы жить «во славу людям».
В сказках «Утро», «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Самовар», «Яшка»
Горький опирается на опыт детской народной и детской литературной сказок,
созданных такими писателями, как Погорельский, Одоевский, Гаршин, Перро, братья
Гримм, Андерсен. Обогащая этот опыт, Горький использует чисто литературный прием,
который подчеркивает условность волшебного («Случай с Евсейкой»). Создавая
детские сказки, писатель обращается к изобразительным средствам народной детской
сказки — очеловечению природы и окружающих человека вещей и предметов,
диалогической форме сказочного повествования, сочетанию диалога с песенками и
стишками.
Новаторство Горького в том ,что он сблизил детскую сказку с жизнью,
показал писателям, какой должна быть новая сказка для детей, какие традиции для
нее особенно плодотворны. 11
2.Языковые особенности сказок
Исследуя сказки Горького, мы убедились в том, что они имеют свои особенности,
присущие литературным сказкам вообще, и особенности, характерные только для
авторского стиля писателя. Одной из таких особенностей, выделяющих сказки Горького из
числа народных сказок и сказок других писателей, является умение Горького говорить
забавно с детьми о серьёзных вопросах.
Горький в сказках для детей младшего возраста пользуется привычной для ребёнка
лексикой, не пренебрегает жаргонизмами и грубыми словами. Почти все сказки имеют
диалогическую структуру: в сказке Воробьишко Пудик ведёт спор с Воробьихоймамой; в
сказке Самовар вещи оживлённо спорят и вдруг самовар распаялся, разбилась чашка;
неожиданным спасением Евсейки завершается его диалог с «огромной рыбой», как и диалог
Яшки с богом Саваофом. Лишь сказка «Утро» не включает в себя диалог, но как и все в ней
присутствует стихотворный текст, который легко воспринимается детьми. Автор
предпочитает говорить на знакомом для ребёнка языке.
Во всех сказках Горького забавное и серьёзное переплетаются, тесно связаны друг с
другом и служат для выражения главной мысли сказок. Новаторство его заключается в том,
что он заложил основы детской сказки. Это были сказки нового типа, в которых
определились основные пути развития сказок. В них отражается настоящая, подлинная
жизнь, показаны реалистические детали быта, насущные проблемы и идеи современной
действительности. Все написанные Горьким сказки учитывают интересы детей, особенности
их восприятия, познавательные возможности.
Создавая сказки, Горький обращался к устному народному творчеству, продолжал
его традиции, но и добавляя в него своё, новое. В сказках для детей дошкольного возраста
переплетается реальное и фантастическое, присутствие игрового начала. Горький, создавая
образы животных, использует характерный для народных сказок приём антропоморфизма
(очеловечения животного мира). В его сказках разговаривают, как люди, кошка, медведь, 12
рыба, воробьишко. Народные сюжеты помогали Горькому расширить границы сказочного
мира. Он не занимался подражанием, а создавал свои сказки, пользуясь народными
сказочными образами, как прототипами, вводя реалистические персонажи в сказочный
сюжет.
В сказках мы наблюдаем как простые, так и сложные предложения. Но благодаря
простой и знакомой маленькому читателю лексике читается легко и понятно.
Сказки М. Горького содержат воспитательный и нравоучительный потенциал.
Особенностью их сюжета является динамичность и занимательность. Автор показывает
знакомое и конкретное и ведёт своих читателей к понятиям, отвлечённым и значительным.
Особенностью этих сказок являются небольшие незатейливые стихи, в которых строго
соблюдается ритмика, которые легко запоминаются, их можно повторять во время игры.
Большое отличие сказок Горького от сказок других писателей оптимистичность,
прославление жизни, труда, воспевание красоты природы, образа простого человека. В
сказках высмеивается высокомерие, хвастовство, зазнайство и ханжество. Во всех сказках
необходимо отметить умение Горького говорить с детьми интересно и увлекательно, все
они пронизаны юмором, чувствуется большая любовь писателя к детям, которая сочеталась
с глубоким уважением к личности ребёнка, к его желаниям и правам. В каждой сказке
видно умение писателя заглянуть в душевный мир ребёнка, простыми словами рассказать о
самом важном. Сказки стали воплощением любви Горького к детям, отражением важных
принципов нравственности.
3.Традиции и новаторство
Таким образом, результаты исследования можно представить в виде таблицы:
Традиционные сказочные приемы
Новаторство
сюжет и образы устного
народного творчества
сказочный зачин: «Жилбыл
Иванушкадурачок…»
концовка сказки счастливая
реальное соединяется с
фантастическим.
сближение детской прием очеловечения птиц,
животных, предметов быта
диалогическая форма
сказочного повествования
сочетание диалога с
песенками и стишками.
13
сказки с жизнью
обширный
познавательный
материал, поданный в
занимательной и
доступной детям форме
Народная сказка отличается от литературной. В литературной сказке автор использует
сказочные особенности по своему замыслу.
Так как сказки Горького небольшие по объёму, они способствуют более внимательному
слушанию и быстрому запоминанию текста, имеют увлекательный сюжет, образны и
забавны, поэтому будут эффективным воспитательным средством.
В результате исследования художественных особенностей сказок Горького для детей
младшего школьного возраста, я выяснила, что, создавая их, писатель обращался к устному
ІІІ. Заключение
народному творчеству, продолжал его традиции, но и добавляя в него своё, новое.
Сказки Горького написаны в добром народном стиле, но они имеют свой неповторимый
колорит, пронизаны добрым юмором писателя и изобилуют яркими образами и деталями,
что приближает их к миру детских переживаний. А то, что они интересны учащимся,
подтверждают рисунки к сказкам, выполненные в ходе краеведческих чтений «Человек и
мир в творчестве А.М.Горького». (Приложение 46) 14
Данная работа позволила мне глубже вникнуть в творчество нашего писателяземляка. Она
будет передана в школьный музей для дальнейшего использования во внеклассных
мероприятиях, в краеведческих чтениях. В этом заключается практическая значимость
работы.
ІV. Список использованных источников
Литература:
1.М. Горький. Собрание сочинений в тридцати томах М., ГИХЛ, 1953
Том 27. Статьи, доклады, речи, приветствия (19331936)
2.М.Горький»Жилбыл самовар…» Рассказы, сказки. Москва «Детская литература» ,
1981г.
3. М. Горький Рассказы и сказки. Омегапресс.2011г
4. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина
«Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций . В 2х
частях» М., «Просвещение», 2014г. 15
5. Ожегов С. И.Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и
фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28 е изд.,
перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс»,
2012г.
6.Материалы, подготовленные к областным краеведческим чтениям «Человек и мир в
творчестве Горького», 2006г.
7. Кунарев, А.А. Ранняя проза М. Горького. Нравственноэстетические искания [Текст] /
А.А. Кунарев // Русская литература. XX век: справочные материалы. Москва.:
Просвещение, 2012г. С. 234238.
Интернетресурсы:
8. Горький, А.М. Про Иванушкудурачка [электронный ресурс]. Режим доступа:
http://gorkiy.litinfo.ru/gorkiy/proza/rasskaz/proivanushku durachka.htm
9. http://ruslit.traumlibrary.net/page/gorkiypss3010
10. ru.wikipedia.org
ПРИЛОЖЕНИЯ Алеша Пешков в детстве
16
Приложение 1
Приложение 2 17
А.М.Горький на Капри
А.М.Горький среди школьников
Приложение 3 18
Сказки Горького для детей
Приложение 4 19
Иллюстрация к сказке «Воробьишко»
Приложение 5 20
Иллюстрация к сказке «Про Иванушкудурачка»
Приложение 6 21
Иллюстрация к сказке «Случай с Евсейкой»
Защита 22
Здравствуйте, я Попова Ульяна, ученица 9 класса Белышевской средней школы.
Представляю работу «А.М.Горький –продолжатель сказочных традиций в русской
литературе» Слайд 1
С произведениями Горького мы знакомимся, в основном, в старших классах: повесть
«Детство», рассказ «Старуха Изергиль», пьеса «На дне».
А ведь Горький известен и как детский писатель.
Просмотрев учебники по литературному чтению для учащихся начальных классов, я нашла
только одно произведение Горького – сказку «Случай с Евсейкой», которая изучается в 3
классе в разделе «Былинебылицы».
Это одна из шести сказок, написанных А.М.Горьким специально для детей, сейчас, к
сожалению, мало изучаемых.
Так определился объект исследования – сказки Горького Слайд 2
Предмет исследования – традиции народных сказок в творчестве писателя
Цель исследования изучить художественные особенности сказок Горького для детей
младшего школьного возраста, отметить традиционные сказочные приемы
Для достижения цели необходимо решить такие задачи, как:
1. Изучить литературу по данной теме
2.Проанализировать сказки М. Горького
3. Дать оценку языковых особенностей сказок М. Горького для детей
История создания М. Горьким сказок очень необычна, начинается она неожиданно: на юге
Италии в 1908 г. Мессина, один из красивейших городов, был разрушен во время
землетрясения.
Горький жил в ту пору неподалеку, на острове Капри. Слайд 3 .
Он обратился ко всему миру с просьбой о помощи пострадавшим. Люди откликнулись.
В Мессину стали посылать деньги и вещи. 23
Однажды из России прибыли деньги и письмо, написанное детским почерком.
Неизвестные ему малыши писали: «Пожалуйста, передайте наши деньги…писателю
Максиму Горькому для лечения мессинцев».
Письмо было подписано: «Школа шалунов». Мальчик Боря написал: «Дядя Алеша! Я тебя
люблю, есть ли у тебя лошадь, корова и бык? Напиши нам рассказ про воробьишку. И еще
напиши нам какойнибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу…»
Так появились шесть сказок для детей: «Утро» , «Воробьишко» , «Случай с
Евсейкой» , «Самовар», «Про Иванушкудурачка» , «Яшка». Слайд 4
В сказках «Воробьишко, «Самовар» Писатель использует распространенный в
народных сказках прием очеловечения птиц, животных, предметов быта, при этом он
сохраняет их реальные черты: воробьи летают, живут в листве, боятся кошки.
В сказке «Про Иванушкудурачка» присутствуют сюжет и образы устного
народного творчества. Горький вспоминает сказки, которые он слышал в детстве от
бабушки Акулины Ивановны и няньки Евгении. Бытовая сказка начинается
сказочным зачином: «Жилбыл Иванушкадурачок, собою красавец, а что ни сделает,
все у него смешно выходит — не так, как у людей». Концовка сказки счастливая, как
и в народных сказках. Образ Иванушки дурачка также имеет фольклорное начало,
как и положено, он весёлый, неунывающий.
Создавая сказки, Горький обращался к устному народному творчеству,
продолжал его традиции, но и добавлял в него своё, новое. В сказках переплетается
реальное и фантастическое.
Народные сюжеты помогали Горькому расширить границы сказочного мира. Он не
занимался подражанием, а создавал свои сказки, пользуясь народными сказочными
образами, как прототипами, вводя реалистические персонажи в сказочный сюжет.
Таким образом, результаты исследования можно представить в виде таблицы: слайд 5 24
В результате исследования художественных особенностей сказок Горького для детей
младшего школьного возраста, я выяснила, что, создавая их, писатель обращался к устному
народному творчеству, продолжал его традиции, но и добавляя в него своё, новое.
Сказки Горького написаны в добром народном стиле, но они имеют свой неповторимый
колорит, пронизаны добрым юмором писателя и изобилуют яркими образами и деталями,
что приближает их к миру детских переживаний. А то, что они интересны учащимся,
подтверждают рисунки к сказкам, выполненные в ходе краеведческих чтений «Человек и
мир в творчестве А.М.Горького Слайды
Данная работа позволила мне глубже вникнуть в творчество нашего писателяземляка. Она
будет передана в школьный музей для дальнейшего использования во внеклассных
мероприятиях, в краеведческих чтениях. В этом заключается практическая значимость
работы.
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.