Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Оценка 4.8

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русская литература
5 кл
12.08.2018
Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
28 марта 2018 года исполняется 150 лет со дня рождения Максима Горького (Алексей Максимович Пешков,1868 – 1936) Жизнь Максима Горького была необычайно яркой и представляется поистине легендарной. Выходец из народных глубин, писатель уже при жизни воспринимался как крупнейший деятель русской культуры, как достойный преемник традиций великой русской литературы. С произведениями Горького мы знакомимся, в основном, в старших классах: повесть «Детство», рассказ «Старуха Изергиль», пьеса «На дне». А ведь Горький известен и как детский писатель. Просмотрев учебники по литературному чтению для учащихся начальных классов, я нашла только одно произведение Горького – сказку «Случай с Евсейкой», которая изучается в 3 классе в разделе «Были-небылицы». Это одна из шести сказок, написанных А.М.Горьким специально для детей, сейчас, к сожалению, мало изучаемых.Сказки Горького написаны в добром народном стиле, но они имеют свой неповторимый колорит, пронизаны добрым юмором писателя и изобилуют яркими образами и деталями, что приближает их к миру детских переживаний. А то, что они интересны учащимся, подтверждают рисунки к сказкам, выполненные в ходе краеведческих чтений «Человек и мир в творчестве А.М.Горького».
А.М.Горький.docx
2 Содержание І.Введение____________________________________________2 ІІ.А.М.Горький –продолжатель сказочных традиций  в русской литературе 1.Сказки для детей______________________________________5  2.Языковые особенности сказок__________________________12 3. Традиции и новаторство______________________________14 ІІІ. Заключение________________________________________15 ІV. Список использованной литературы___________________16  V. Приложения________________________________________17 3 I.Введение 28   марта   2018   года   исполняется   150   лет   со   дня   рождения   Максима   Горького (Алексей Максимович Пешков,1868 – 1936) Жизнь Максима Горького была необычайно яркой и представляется поистине легендарной. Выходец из народных глубин, писатель уже при жизни воспринимался как крупнейший деятель   русской   культуры,   как   достойный   преемник   традиций   великой   русской литературы. С   произведениями   Горького   мы   знакомимся,   в   основном,   в   старших   классах:   повесть «Детство», рассказ «Старуха Изергиль», пьеса «На дне». А ведь Горький известен и как детский писатель. Просмотрев учебники по литературному чтению для учащихся начальных классов, я нашла только одно произведение Горького – сказку «Случай с Евсейкой», которая изучается в 3 классе в разделе «Были­небылицы».1 Это   одна   из   шести   сказок,   написанных   А.М.Горьким   специально   для   детей,   сейчас,   к сожалению, мало изучаемых. Так определился объект исследования – сказки Горького Предмет исследования – традиции народных сказок в творчестве писателя Цель  исследования   ­   изучить   художественные   особенности   сказок   Горького   для   детей младшего школьного возраста, отметить традиционные сказочные приемы  На пути к поставленной цели решались следующие задачи:            1. Изучить литературу по данной теме 2.Проанализировать сказки М. Горького  3. Дать оценку языковых особенностей сказок М. Горького для детей Актуальность  ­   в  воспитательных   возможностях   сказок,   формирующих   нравственные ценности детей. 1 Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина «Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2-х частях» Практическая   значимость работы   заключается   в   том,   работа   может   быть использована на уроках внеклассного чтения, на краеведческих мероприятиях. 4 Методы: ­изучение литературных источников; ­анализ сказок; ­поиск нужной информации в интернете. ІІ.А.М.Горький –продолжатель сказочных традиций в русской литературе 1.Сказки для детей. Горький и дети­ самая трогательная тема в творчестве писателя.  5 Максим Горький вырос в народной среде, на русском народном творчестве, большим знатоком   которого   была   его   бабушка,   Акулина   Ивановна   Каширина,   балахнинская кружевница.   Он   унаследовал   от   своих   родителей   живой   юмор,   жизнелюбие   и правдивость.   Истинно   русской   народной   чертой   писателя   была   и   любовь   к   детям, которых   ему   –  всех!  –   хотелось   защитить,  накормить,   выучить,  поставить   на   ноги, помочь состояться как личности, как Человеку.  Горький искренне любил детей, жалел их, помня о своем непростом, а порой и  трагическом детстве. Известно, что он сделал для детей много хорошего: он организовал специальное детское издательство, первый журнал для детей, сам много переписывался с детьми. Учил жить дружно, работать весело, учиться крепко. Он устраивал елки, гулял с ребятами в лесу. Горький постоянно поддерживал и поощрял детских писателей. Сам он был писателем взрослым, писал сложные философские произведения. Но  специально для детей Горький создал интересные, поучительные и познавательные рассказы и сказки. Сам писатель в статье « О сказках»2 рассказывая о возникновении своего интереса к данному литературному жанру, ссылался на собственное детство: «С живописью словом, с древней поэзией и прозой трудового народа, с его литературой, которая в первоначале своем появилась до изобретения письменности и назвалась «устной…» с литературой этой он познакомился рано­ лет шести­ семи отроду… Эта бессмертная поэзия, родоначальница книжной литературы, очень помогла мне познакомиться с красотой и богатством нашего языка». Сказка3­ любимый жанр детей. 2 М. Горький. Собрание сочинений в тридцати томах    М., ГИХЛ, 1953     Том 27. Статьи, доклады, речи, приветствия (1933­­1936)  3 Сказка ­1. Повествовательное, обычно народно­поэтическое произведение о вымышленных лицах и  событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.. Ожегов С. И.Толковый словарь русского  языка: 6 История создания М. Горьким сказок очень необычна, начинается она неожиданно: на юге Италии     в   1908   г.   Мессина,   один   из   красивейших   городов,   был   разрушен   во   время землетрясения.4 Тысячи людей погибли, а раненых нельзя было и сосчитать.  Горький жил в ту пору неподалеку, на острове Капри, работал там и лечился. (Приложение 2 ) Трагедия не могла оставить равнодушным великого писателя. А. М. Горький обратился ко всеми цивилизованному миру с просьбой о помощи пострадавшим. Люди откликнулись. В Мессину стали посылать деньги и вещи. Однажды из России прибыли деньги и письмо, написанное детским почерком. Горький прочитал письмо. Неизвестные ему малыши из Баилова (предместье Баку) писали:   Горькому   для   лечения «Пожалуйста,   передайте   наши   деньги…писателю   Максиму   мессинцев». Письмо было подписано: «Школа шалунов». Завязалась переписка.  Мальчик Боря написал: «Дядя Алеша! Я тебя люблю, есть ли у тебя лошадь, корова и бык? Напиши   нам   рассказ   про   воробьишку.     И   еще   напиши   нам   какой­нибудь   выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу…» Горький выполнил просьбу мальчика: написал и про воробьишку, и про юного рыболова. Он создал шесть сказок для детей: «Утро» (1910), «Воробьишко» (1912), «Случай с  Евсейкой» (1912), «Самовар» (1913), «Про Иванушку­дурачка» (1918), «Яшка» (1919).  (Приложение  3 ) Сказка «Воробьишко» сначала   появилась   в   сборнике   сказок   «Голубая   книжка»   в 1912 г. В 1917 г. она вышла отдельной книгой в издательстве «Парус». В занимательной форме описывая приключения маленького Пудика, автор поднимает серьезный вопрос о преемственности   старшего   и   младшего   поколений.   Ориентируясь   на   особенности восприятия   маленьких   детей,   Горький   показывает,   как   желторотый   любопытный воробьишка   Пудик   знакомится   с   жизнью.   Писатель   учит   ребенка   внимательно присматриваться   к   окружающему,   искать   настоящие   причины   тех   или   иных   событий. 4 Мессинское землетрясение произошло 28 декабря 1908 года в Мессинском проливе между Сицилией и  Апеннинским полуостровом. В результате были разрушены города Мессина,Реджо­ди­Калабрия и Пальми. 7 Сказка Горького близка к народному сказочному эпосу о животных. Писатель использует в ней распространенный в народных сказках прием очеловечения птиц и животных, при этом он сохраняет их реальные черты: воробьи летают, живут в листве, боятся кошки. Так, у Горького, как и в эпосе о животных, реальное соединяется с фантастическим. Точен и поэтичен язык сказки. Звукоподражания комически воспроизводят  чириканье воробьев и в то же время служат средством обрисовки характера  задорного фантазера­воробьишки: «— Чадо, чадо,— беспокоилась мать,— смотри,— чебурахнешься! ∙ Чем, чем?— спрашивал Пудик». В   сказке   нет   прямой   морали,   все   движения   сюжета,   развитие   образов помогают   ребенку   понять   заблуждения   Пудика,   оценить   храбрость   и самоотверженность  матери­воробьихи.  Конкретно,  зримо  показана  растерянность воробьишки,  чуть   не   попавшего   в   лапы   к   кошке.   Пудик   приобретает   мудрость, опыт, оказавшись активным участником жизни. «Всему сразу не научишься» — это признание Пудика доказывает, что он понял основное: следует доверять опыту взрослых, не судить необдуманно, не считать себя всезнайкой. Сказка «Случай с Евсейкой» была впервые опубликована в 1912 г. в газете «День». В 1919 г. она появилась с некоторыми изменениями в журнале «Северное сияние». В ней заключен обширный познавательный материал, поданный поэтично, в занимательной и доступной детям форме. Горький видит природу глазами мальчика Евсейки.   Это   дает   писателю   возможность   ввести   в   сказку   понятные   детям сравнения:   актинии   похожи   на   вишни,   рассыпанные   на   камнях;   Евсейка   увидел голотурию,   «похожую   на   плохо   нарисованного   поросенка»,   лангуст   ворочает «глазами на ниточках», сепия похожа на «мокрый носовой платок». Когда Евсейка хотел посвистеть, оказалось, что этого сделать нельзя: «вода лезет в рот, точно пробка». 8 Образ   «маленького   мальчика»   и   «хорошего   человека   Евсейки»   раскрывается многогранно.   Писатель   показывает   и   поведение   Евсейки,   и   его   мысли.   Евсейка находчив и решителен. Оказавшись в необычной и опасной ситуации среди хищных обитателей подводного царства, он ищет возможность скорее вернуться на землю. Горький обращает внимание читателя на обдуманность каждого поступка Евсейки. Он подумал, что рак «серьезный»; «сообразил, что надо переменить разговор»; в ответ на каверзный вопрос, ест ли его отец рыбу, сказал: «Нет, он не ест рыбы, костлявая очень...» Взят один эпизод из жизни Евсейки, но такой, в котором раскрылись его лучшие качества. Композиционно Горький использует давно известный в детской литературе прием: необычное приключение с Евсейкой происходит во сне. Но грань между сном и реальностью нигде не проводится прямолинейно. Это обновляет и освежает старый сказочный прием. «Случай с Евсейкой» — прекрасный образец литературной сказки особого типа — научно­познавательной. Сказка «Самовар» впервые   была   напечатана   в   1918  г.  в   сборнике   «Елка». Веселый   сказочный   сюжет   «Самовара»   основан   на   действительном   событии   из жизни   писателя,   которое   он   упоминает   в   повести   «В   людях».   Первоначально Горький   назвал   сказку   несколько   иначе:   «О   самоваре,   который   зазнался».   Но, готовя ее к изданию, он изменил заголовок, сказав: «Не хочу, чтобы вместо сказки была   проповедь».   «Самовар»   —   сатирическая   сказка.   Сатирические   черты проступают   в   «очеловеченных»   предметах:   сливочнике,   сахарнице,   чайнике, тушилке. Ориентируясь на детское восприятие, писатель показывает, как чувствует себя   сахарница,   в   которую   залезла   муха,   о   чем   звенят   чашки,   что   хвастливо распевает самовар: «Замечаете ли, чайник, что луна Чрезвычайно в самовар влюблена?» 9 В   сказке   чередуется   прозаический   текст   и   стихотворный.  Стихотворные   строки запоминаются   легко.   Они   помогают   создать   зримые   картины   того,   о   чем повествуется, и усиливают сатирическое значение сказки: «Этот маленький самовар и   вправду   очень   любил   хвастаться,   он   считал   себя   красавцем,   ему   давно   уже хотелось, чтобы луну сняли с неба и сделали из нее поднос для него». Сказку « Утро» Горький написал по просьбе семилетнего мальчика Илюши Френкеля из Екатеринбурга. Услышав грустную весть о смерти Л. Н. Толстого в 1910 г., мальчик написал письмо Горькому: « Милый Максим Горький, все писатели умерли, ты один живой. Пришли мне сказку и письмо.»  Через две или три недели пришел пакет для Илюши с письмом и сказкой. Этой сказкой, славящей детство, и было «Утро». « Детство­ утро жизни, оно быстро проходит, давайте его ценить»­ говорил Горький. В   сказке  «Про   Иванушку­дурачка»  присутствуют   сюжет   и   образы   устного народного   творчества.   Горький   вспоминает   сказки,   которые   он   слышал   в   детстве   от бабушки Акулины Ивановны и няньки Евгении. Обработка народного сюжета у Горького настолько­оригинальна,   что   её   можно   считать   созданием   Горького.   Бытовая   сказка начинается сказочным зачином: «Жил­был Иванушка­дурачок, собою красавец, а что ни сделает, все у него смешно выходит — не так, как у людей». Концовка сказки счастливая, как и в народных сказках. Образ Иванушки ­ дурачка также имеет фольклорное начало, как и положено, он весёлый, не унывающий человек, но всё, что он делает, получается смешно, как подчёркивает Горький, не так, как у людей. Горький наделяет героя неунывающим характером. Иванушка поёт песни, не боится трудностей, все препятствия он преодолевает. Сказку   «   Про   Иванушку­   дурачка»   писатель   слышал   от   бабушки.   Он   по­своему пересказал ее для «Елки»­ одной из первых советских книг для детей. Иванушка получился у Горького развеселым шутником: « что ни сделает, все у него смешно выходит…». Наверное, он просто прикинулся дурачком, чтоб веселее было. 10 После каждой его шутки смеются даже суровые лесные великаны – медведи . И   вскоре медведица, точно крестьянка, по­домашнему просит мужа: «Миша, ты бы помог ему!» Сам Иванушка убежден, что глупость связана со злом. Чтобы узнать, умен ли медведь, Иванушка выясняет у него: « Ты­ злой? ­Нет. Зачем? ­ А по­моему­ кто зол, тот и глуп. Я вот тоже не злой. Стало быть, оба мы с тобой не дураки будем.  ­Ишь ты, как вывел! – удивился медведь.»  Сказка «Яшка»­ сатирическая.  Десятилетний мальчик Яшка попадает за свои житейские страдания в рай. И вот он видит вереницы святых угодников. Они томятся от скуки и елейно скулят о своих жертвенных страданиях и доблестях: «ножки у нас переломаны, ручки вывихнуты, ведь как мы страдали!» От этой райской жизни Яшке и пить, и есть, и играть расхотелось. И он возвращается на землю, чтобы жить «во славу людям». В сказках «Утро», «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Самовар», «Яшка» Горький   опирается   на     опыт   детской   народной   и   детской   литературной   сказок, созданных такими писателями, как Погорельский, Одоевский, Гаршин, Перро, братья Гримм, Андерсен. Обогащая этот опыт, Горький использует чисто литературный прием, который   подчеркивает   условность   волшебного   («Случай   с   Евсейкой»).   Создавая детские сказки, писатель обращается к изобразительным средствам народной детской сказки   —   очеловечению   природы   и   окружающих   человека   вещей   и   предметов, диалогической   форме   сказочного   повествования,   сочетанию   диалога   с   песенками   и стишками. Новаторство   Горького   в   том   ,что   он     сблизил   детскую   сказку   с   жизнью, показал  писателям, какой должна быть новая сказка для детей, какие традиции для нее особенно плодотворны. 11 2.Языковые особенности сказок  Исследуя сказки Горького, мы убедились в том, что они имеют свои особенности, присущие   литературным   сказкам   вообще,   и   особенности,   характерные   только   для авторского стиля писателя. Одной из таких особенностей, выделяющих сказки Горького из числа народных сказок и сказок других писателей, является умение Горького говорить забавно с детьми о серьёзных вопросах. Горький в сказках для детей младшего возраста пользуется привычной для ребёнка лексикой,  не  пренебрегает  жаргонизмами   и  грубыми   словами.  Почти   все  сказки   имеют диалогическую структуру: в сказке Воробьишко Пудик ведёт спор с Воробьихой­мамой; в сказке   Самовар   вещи   оживлённо   спорят   и   вдруг   самовар   распаялся,   разбилась   чашка; неожиданным спасением Евсейки завершается его диалог с «огромной рыбой», как и диалог Яшки с богом Саваофом. Лишь сказка «Утро» не включает в себя диалог, но как и все в ней присутствует   стихотворный   текст,   который   легко   воспринимается   детьми.   Автор предпочитает говорить на знакомом для ребёнка языке. Во всех сказках Горького забавное и серьёзное переплетаются, тесно связаны друг с другом и служат для выражения главной мысли сказок. Новаторство его заключается в том, что   он   заложил   основы   детской   сказки.   Это   были   сказки   нового   типа,   в   которых определились  основные  пути  развития  сказок.  В них  отражается  настоящая,  подлинная жизнь,  показаны   реалистические   детали   быта,  насущные   проблемы   и  идеи  современной действительности. Все написанные Горьким сказки учитывают интересы детей, особенности их восприятия, познавательные возможности. Создавая сказки, Горький обращался к устному народному творчеству, продолжал его традиции, но и добавляя в него своё, новое. В сказках для детей дошкольного возраста переплетается реальное и фантастическое, присутствие игрового начала. Горький, создавая образы животных, использует характерный для народных сказок приём антропоморфизма (очеловечения животного мира). В его сказках разговаривают, как люди, кошка, медведь, 12 рыба, воробьишко. Народные сюжеты помогали Горькому расширить границы сказочного мира.   Он   не   занимался   подражанием,   а   создавал   свои   сказки,   пользуясь   народными сказочными   образами,   как   прототипами,   вводя   реалистические   персонажи   в   сказочный сюжет.  В сказках мы наблюдаем как простые, так и сложные предложения. Но благодаря простой и знакомой маленькому читателю лексике читается легко и понятно. Сказки   М.   Горького   содержат   воспитательный   и   нравоучительный   потенциал. Особенностью   их   сюжета   является   динамичность   и  занимательность.  Автор   показывает знакомое и конкретное и ведёт своих читателей к понятиям, отвлечённым и значительным. Особенностью   этих   сказок   являются   небольшие   незатейливые   стихи,   в   которых   строго соблюдается ритмика, которые легко запоминаются, их можно повторять во время игры. Большое   отличие   сказок   Горького   от   сказок   других   писателей­   оптимистичность, прославление   жизни,  труда,   воспевание   красоты   природы,  образа   простого   человека.   В сказках высмеивается высокомерие, хвастовство, зазнайство и ханжество. Во всех сказках необходимо отметить умение Горького говорить с детьми интересно и увлекательно, все они пронизаны юмором, чувствуется большая любовь писателя к детям, которая сочеталась с глубоким уважением к личности ребёнка, к его желаниям и правам. В каждой сказке видно умение писателя заглянуть в душевный мир ребёнка, простыми словами рассказать о самом важном. Сказки стали воплощением любви Горького к детям, отражением важных принципов нравственности. 3.Традиции и новаторство Таким образом, результаты исследования можно представить в виде таблицы: Традиционные сказочные приемы Новаторство    сюжет и образы устного  народного творчества  сказочный зачин: «Жил­был  Иванушка­дурачок…»  концовка сказки счастливая  реальное соединяется с  фантастическим.  сближение детской  прием очеловечения птиц,   животных, предметов быта  диалогическая форма  сказочного повествования  сочетание диалога с  песенками и стишками. 13 сказки с жизнью  обширный  познавательный  материал, поданный в  занимательной и  доступной детям форме Народная сказка  отличается  от литературной.  В  литературной   сказке  автор использует сказочные особенности по своему замыслу. Так как сказки Горького небольшие по объёму, они способствуют более внимательному слушанию   и   быстрому   запоминанию   текста,   имеют   увлекательный   сюжет,     образны   и забавны, поэтому будут эффективным воспитательным средством.  В   результате   исследования художественных   особенностей   сказок   Горького   для   детей младшего школьного возраста, я выяснила, что, создавая их, писатель обращался к устному ІІІ. Заключение народному творчеству, продолжал его традиции, но и добавляя в него своё, новое. Сказки Горького написаны в добром народном стиле, но они имеют свой неповторимый колорит, пронизаны добрым юмором писателя и изобилуют яркими образами и деталями, что   приближает   их   к   миру   детских   переживаний.   А   то,   что   они   интересны   учащимся, подтверждают  рисунки к сказкам, выполненные в ходе краеведческих чтений «Человек и мир в творчестве А.М.Горького». (Приложение 4­6) 14 Данная работа позволила мне глубже вникнуть в творчество нашего писателя­земляка. Она будет   передана   в   школьный   музей   для   дальнейшего   использования   во   внеклассных мероприятиях,   в   краеведческих   чтениях.   В   этом   заключается   практическая   значимость работы.   ІV. Список использованных источников Литература: 1.М. Горький. Собрание сочинений в тридцати томах  М., ГИХЛ, 1953   Том 27. Статьи, доклады, речи, приветствия (1933­­1936) 2.М.Горький»Жил­был самовар…» Рассказы, сказки. Москва «Детская литература» ,  1981г. 3. М. Горький Рассказы и сказки. Омега­пресс.2011г 4. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина  «Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций . В 2­х  частях» М., «Просвещение», 2014г. 15 5. Ожегов С. И.Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и  фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28 е изд., перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс»,  2012г. 6.Материалы, подготовленные к областным краеведческим чтениям «Человек и мир в  творчестве Горького», 2006г. 7. Кунарев, А.А. Ранняя проза М. Горького. Нравственно­эстетические искания [Текст] /  А.А. Кунарев // Русская литература. XX век: справочные материалы. ­ Москва.:  Просвещение, 2012г. ­ С. 234­238. Интернет­ресурсы: 8. Горький, А.М. Про Иванушку­дурачка [электронный ресурс]. ­ Режим доступа:  http://gorkiy.lit­info.ru/gorkiy/proza/rasskaz/pro­ivanushku­ durachka.htm 9. http://ruslit.traumlibrary.net/page/gorkiy­pss30­10 10. ru.wikipedia.org ПРИЛОЖЕНИЯ Алеша Пешков в детстве 16 Приложение 1 Приложение 2 17 А.М.Горький на Капри А.М.Горький среди школьников Приложение 3 18 Сказки Горького для детей Приложение 4 19                                     Иллюстрация к сказке «Воробьишко» Приложение 5 20 Иллюстрация к сказке «Про Иванушку­дурачка» Приложение 6 21 Иллюстрация к сказке «Случай с Евсейкой» Защита 22 Здравствуйте, я­ Попова Ульяна, ученица 9 класса Белышевской средней школы.  Представляю работу   «А.М.Горький –продолжатель сказочных традиций в русской  литературе» Слайд 1 С   произведениями   Горького   мы   знакомимся,   в   основном,   в   старших   классах:   повесть «Детство», рассказ «Старуха Изергиль», пьеса «На дне». А ведь Горький известен и как детский писатель. Просмотрев учебники по литературному чтению для учащихся начальных классов, я нашла только одно произведение Горького – сказку «Случай с Евсейкой», которая изучается в 3 классе в разделе «Были­небылицы». Это   одна   из   шести   сказок,   написанных   А.М.Горьким   специально   для   детей,   сейчас,   к сожалению, мало изучаемых. Так определился объект исследования – сказки Горького Слайд 2 Предмет исследования – традиции народных сказок в творчестве писателя Цель  исследования   ­   изучить   художественные   особенности   сказок   Горького   для   детей младшего школьного возраста, отметить традиционные сказочные приемы  Для достижения цели необходимо решить такие задачи, как:           1. Изучить литературу по данной теме 2.Проанализировать сказки М. Горького  3. Дать оценку языковых особенностей сказок М. Горького для детей История создания М. Горьким сказок очень необычна, начинается она неожиданно: на юге Италии     в   1908   г.   Мессина,   один   из   красивейших   городов,   был   разрушен   во   время землетрясения. Горький жил в ту пору неподалеку, на острове Капри. Слайд  3 .  Он обратился ко всему миру с просьбой о помощи пострадавшим. Люди откликнулись. В Мессину стали посылать деньги и вещи. 23 Однажды   из   России   прибыли   деньги   и   письмо,   написанное   детским   почерком. Неизвестные   ему   малыши   писали:   «Пожалуйста,   передайте   наши   деньги…писателю Максиму  Горькому для лечения мессинцев». Письмо было подписано: «Школа шалунов». Мальчик Боря написал: «Дядя Алеша! Я тебя люблю, есть ли у тебя лошадь, корова и бык? Напиши нам рассказ про воробьишку.  И еще напиши нам какой­нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу…» Так появились шесть сказок для детей: «Утро» , «Воробьишко» , «Случай с  Евсейкой» , «Самовар», «Про Иванушку­дурачка» , «Яшка». Слайд  4  В сказках  «Воробьишко, «Самовар» Писатель использует  распространенный в народных сказках прием очеловечения птиц, животных, предметов быта, при этом он сохраняет их реальные черты: воробьи летают, живут в листве, боятся кошки. В сказке  «Про Иванушку­дурачка»  присутствуют сюжет и образы устного народного творчества. Горький вспоминает сказки, которые он слышал в детстве от бабушки   Акулины   Ивановны   и   няньки   Евгении.   Бытовая   сказка   начинается сказочным зачином: «Жил­был Иванушка­дурачок, собою красавец, а что ни сделает, все у него смешно выходит — не так, как у людей». Концовка сказки счастливая, как и в народных сказках. Образ Иванушки ­ дурачка также имеет фольклорное начало, как и положено, он весёлый, неунывающий. Создавая   сказки,   Горький   обращался   к   устному   народному   творчеству, продолжал его традиции, но и добавлял в него своё, новое. В сказках переплетается реальное и фантастическое. Народные сюжеты помогали Горькому расширить границы сказочного мира. Он не занимался   подражанием,   а   создавал   свои   сказки,   пользуясь   народными   сказочными образами, как прототипами, вводя реалистические персонажи в сказочный сюжет.  Таким образом, результаты исследования можно представить в виде таблицы: слайд 5 24 В   результате   исследования художественных   особенностей   сказок   Горького   для   детей младшего школьного возраста, я выяснила, что, создавая их, писатель обращался к устному народному творчеству, продолжал его традиции, но и добавляя в него своё, новое. Сказки Горького написаны в добром народном стиле, но они имеют свой неповторимый колорит, пронизаны добрым юмором писателя и изобилуют яркими образами и деталями, что   приближает   их   к   миру   детских   переживаний.   А   то,   что   они   интересны   учащимся, подтверждают  рисунки к сказкам, выполненные в ходе краеведческих чтений «Человек и мир в творчестве А.М.Горького   Слайды Данная работа позволила мне глубже вникнуть в творчество нашего писателя­земляка. Она будет   передана   в   школьный   музей   для   дальнейшего   использования   во   внеклассных мероприятиях,   в   краеведческих   чтениях.   В   этом   заключается   практическая   значимость работы.

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"

Исследовательская работа "А.М.Горький - продолжатель сказочных традиций"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2018