Образ Бабы Яги в русских народных сказках
Оценка 4.7

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
5 кл
08.05.2018
Образ Бабы Яги в русских народных сказках
В данной научно-исследовательской работе ученик 5-го класса рассматривает образ Бабы Яги. Цель работы: изучение образа Бабы Яги как собирательный образ темных сил в мифологии разных народов. Задачи: 1. Рассмотреть формирование образа Бабы Яги по мере развития общест-ва. 2. Рассмотреть Бабу Ягу как олицетворение темных сил в представлении различных народов 3. Определить разнообразие образов Бабы Яги.
научная работа КОРОБКИН СКАЗКИ.docx
Содержание  Введение …………………………………………………………………… 1.Деление сказок …………………………………………………………… 3 3 6 2. Откуда взялась Баба Яга в русских народных сказках?  ……………… 3. Образ Бабы Яги …………………………………………………………… 9 4. Образы Бабы Яги в русских волшебных сказках ……………………… Заключение  ………………………………………………………………… 16 18 Литература …………………………………………………………………… 20 2 Введение Все с детства знают, кто такая Баба Яга, и помнят практически всё о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны, и самой героине отводят место в пантеоне нечистой силы. Тем не менее,  в любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из текста, и герой обязательно ничего не сможет: он либо   не   достанет   необходимый   ему   меч­кладенец,   либо   не   получит   точное указание,   где   искать   и   куда   идти,   да   в   конце   концов,   непременно   окажется голодным   и   грязным,   поскольку   эта   вредная   старушенция   изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит все остальное. Таким образом, без нее никуда. Но откуда в сказках, которые являются просто отображением народных мифов, а те, в свою очередь, полузабытыми фактами из жизни, появился подобный образ?                 Итак, сказки ­ лишь хранилище позабытой народом информации о событиях,   происходивших   так   давно,   что   помнится   с   трудом.   Любая   сказка несет в себе как минимум два уровня информации: общий и скрытый. Общий говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в данном обществе. А вот скрытый указывает на нюансы жизни в далекие времена методом завуалирования истинных героев для получения персонажей, более удобоваримых для читателей и рассказчиков любого поколения.  Тема исследования актуальна, так как сказка всегда имеет воспитательное воздействие на подрастающее поколение, играет большую роль в нравственном воспитании подростков. Сказки помогают различать добро и зло, правду и ложь, плохое   и   хорошее.   Более   яркого   образа,   чем   Баба   Яга   в   русских   народных сказках нет, так как Баба Яга – собирательный образ: она предстает перед нами 3 как злое существо, как людоедка, или, чаще, как помощница герою. Она может быть и злой, и доброй, хорошей и плохой, может помочь или наказать. Это тот самый герой, который помогает нам отличить добро и зло.  Цель работы: изучение образа Бабы Яги как собирательный образ темных сил в мифологии разных народов.  Задачи: 1. Рассмотреть формирование образа Бабы Яги по мере развития общества. 2. Рассмотреть Бабу Ягу как олицетворение темных сил в представлении различных народов 3. Определить разнообразие образов Бабы Яги. Объект исследования: русские народные сказки. Предмет исследования: образ Бабы Яги Методы исследования: анализ литературы по данной теме; описательный метод (наблюдение, классификация, обобщение) 1. Баба Яга в сказках народов мира Сказки делятся на следующие три разряда: 1) сказки о животных, 2) сказки  со следами мифологии и  3) сказки бытовые. Сказки   со   следами   мифических   представлений   ­   это   те,   в   которых изображается борьба светлого божества с темными, иначе говоря, смена времен года, дня и ночи с анимистической точки зрения. В сказках с мифическим содержанием главными представителями темных  сил являются: 1) Баба­яга и 2) Кащей­бессметртный. Баба Яга – специфичный персонаж славянских и русских волшебных  сказок. Исторические  корни этого образа недостаточно выявлены. Установлено, то истоки образа Бабы Яги кроются в мифологии – славянской богине смерти.  Богиня эта – одна из древнейших. У Яги есть прототипы в других странах. У  4 греков ей соответствует Геката – страшная трехликая богиня смерти, ночи,  колдовства и охоты. У германцев – Перхта, Хольда (Хель, Фрау Халлу). Перхта­ Хольда обитает под землей (в колодцах), повелевает дождем, снегом, и вообще  погодой и носится, подобно Яге или Гекате, во главе толпы призраков и ведьм.  У немцев Перхту заимствовали их славянские соседи – чехи и словенцы. У  индейцев – не менее жуткая Кали, в карело­финском эпосе Калевала – это  старуха Лоухи – хозяйка Похъелы, мгущественная колдунья. Или взять  японскую Бабу Ягу – Ямауба (в пер. Горная ведьма) – чудовищное существо,  ёкай (монстр) из демонического  пантеона японской мифологии. В татарской  мифологии это Убырлы карчык – кровожадное демоническое существо, которая крадет младенцев из утробы матери.  Баба­яга изображается в наших сказках двояко: или как злое существо, как людоедка, или, чаще, как помощница герою.   Баба­яга   костяная   нога   живет   на   севере   среди   свирепых   морозов;   она смугла, глаза ее, как уголья; когда она несется, земля трясется; едет она на железной   ступе,   которую   она   погоняет   железным   толкачем,   помелом   след заметает.   Охотника   Баба­яга   превращает   в   камень.   Она   живет   в   лесу   или   в избушке   на   курьей   ножке,   причем   избушка   может   по   слову   героя поворачиваться   к   лесу   задом,   а   к   нему   передом;   или   она   живет   в   тереме, огороженном   тыном,   с   воткнутыми   на   нем   человеческими   головами;   вместо дверей у ворот ­ ноги человеческие, вместо запоров ­ руки, вместо замков ­ рот с острыми   зубами:   это   ­   женихи,   сватавшиеся   за   дочерей   Бабы­яги   и   павшие жертвой ее людоедства. У себя Баба­яга или лежит или прядет шерсть; она владеет ветрами и чудными конями. Баба­яга ­ вещая ведьма: она знает прошедшее и будущее, она обладает способностью   производить   чары.   Она   знает,   где   скрыты   красавицы,   которых ищут герои сказок, как достать те диковинки, которые им нужны. Во многих 5 сказках   она   дает   герою   советы   и   прямо   помогает   ему.   Баба­яга   дает   герою клубочек, который может докатиться, если его бросить, до того места, которое герою   нужно;   иногда,   при   помощи   этого   клубочка,   можно   спастись   от преследования   врага:   если   его   бросить,   он   превращается   в   огромную   гору, мешающую врагу догнать героя. Кроме клубка Баба­яга иногда снабжает героя полотенцем, гребнем и щеткой; если по дороге бросить полотенце, то образуется быстрая, глубокая река; гребень может превратиться в непроходимый дремучий лес, щетка ­ в огненную реку. Иногда эти предметы служат герою для защиты от самой Бабы­яги. 2. Откуда взялась Баба Яга в русских народных сказках? Представим   себе   далекое   прошлое   славянских   племен.   Это   жизнь народностей, только что перешедших к оседлости, и потому получающих свои первые   поля   методом   сожжения   и   выкорчевывания   леса.   Представьте   себе территорию Украины и европейской части России до  Поволжья ­ всю в лесах. Вокруг   не   очень   дружелюбные   соседи,   но   они   достаточно   далеко   и   также слаборазвиты.   Самое   главное,   что   эти   общества   живут   в   матриархате,   или только­только вышли из него. В нашем представлении Баба Яга вовсе не баба в возрастном понимании этого слова, а старуха, причем, как правило, мерзкая. Откуда же в названии «баба»?  При матриархате как образе жизни глава, так сказать, старейшина общества – это женщина достаточного возраста для того, чтобы иметь право поучать всех остальных, и достаточно молодая, чтобы быть в состоянии отстоять свое место в обществе физически. То есть не девица, но и не старуха – настоящая баба в нормальном   понимании   этого   слова.   С   этих   старых   времен   и   осталось   у известной нам героини часть имени «Баба» и способность научить любого, от Ивана­царевича   до   Иванушки­дурачка.   Именно   к   этой   главе   и   приходят   за советом, получением права на собственную жизнь, лечением и всем, что только может понадобиться. Кстати, сказки можно разделить на ранние и поздние. О 6 сроках создания сказок написано много исследований. Нам же сейчас интересен только тот факт, что в более ранних сказках к Бабе Яге за заданиями попадают не только Иваны, но и красные девицы. И те и другие попадают не на одну ночь, а,   как   правило,   живут   у   нее   подолгу,   выполняют   какую­либо   работу   или вынуждены справляться с какими­то заданиями. В случае, если они справляются – получают то, за чем пришли, или просто награждаются ею. В сказках они, так или иначе, справляются, но дается понять, что, если бы этого не случилось – героя постигла бы незавидная судьба. Есть множество вариантов, но все они сходятся   к   тому,   что   его   не   стало   бы   как   члена   этого   общества.   Кстати, существует   много   точек   зрения   о   расшифровке   слова   «Яга».   Одна   из   них определяет это слово как «решающий». Вернемся   к   обществу   матриархата.   Оно,   как   и   все   остальные   варианты организации   совместного   проживания   больших   групп   людей,   предполагает процедуру   посвящения   в   полноценные   члены   сообщества.   В   экзотических племенах устраивают обряды и заставляют проходить мучительные процедуры, в современном нам обществе мы тоже празднуем совершеннолетие, получаем паспорта и образование, которые дают нам новые, недоступные в детстве права. Матриархат   отличался   только   тем,   что   право   взрослой   жизни   не   давалось исходя   из   возраста,   а   присваивалось   в   зависимости   от   личных   достижений. Другими словами, человек вообще мог не стать взрослым, если не умел делать определенные вещи. Это вполне логично: если вы не умеете зарабатывать хлеб, почему вы должны иметь право голоса при обсуждении того, как его кушать? В условиях матриархата подобное решение принималось одной главной женщиной. Время   матриархата   заканчивалось,   но   женщины­жрицы   остались.  Скорее всего,   они   уходили   в   лес,   где   было   удобнее   испытывать   претендентов   на взрослость.   Конечно,   задания,   предоставляемые   будущей   Бабой   Ягой,   были разные – мужчина должен был уметь охотиться, пасти, делать оружие. Женщины же в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень специфичные женщины. 7 Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы. Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней попадают только те женщины, которые могут   стать   лидерами   в   обществе   матриархата   –   женами   князей   или   сами претендуют на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее родственниц – она тоже женщина и имеет право   голоса   при   определении   зрелости   обычного   члена   племени.   Но   если женщина претендовала на большее – ее экзаменовала все та же Баба Яга. Только задания менялись – убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее.  Многочисленные версии более поздних сказок о домах подготовки юношей (семь   богатырей   или   гномов),   о   тяжелом   испытании   девушек   (Морозко, Белоснежка,   Марья­   Искусница,   Царевна­Лягушка   и   прочие   принцессы) являются   просто   перефразированием   в   головах   людей   стандартной   схемы прохождения испытаний при вступлении во взрослую жизнь в своем обществе. Любой   должен   где­то   пожить   и   что­то   сделать,   чтобы   доказать   свою компетентность в текущей жизни. Баба Яга же являлась просто барометром, определяющим   качество   будущего   члена   общества.   Естественно,   подобные испытания   не   могли   восприниматься   радостно,   и   Ягу   отнесли   к   плохим,   но необходимым героям. Со временем жрецами и монахами стали мужчины, они же стали править в обществе, а Баба Яга сохранила свои функции и власть в мире сказок.   Мудрая женщина из всезнающей и всеведущей Бабы превращается в злую, страшную старуху, ведьму – Бабу Ягу.  Итак,   Баба   Яга     –   изначально   заботливая   берегиня.   Слово   "Яга"   также можно отнести к огрубленному от "Яшка". Яшей в славянских песнях называли ящура, некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого; отсюда   наше   более   понятное   –   пращур.   Получается,   Баба   Яга   – прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница   рода   и   традиций,   детей   и   околодомашнего,   часто   лесного, пространства.   В   период   насаждения   христианства   всем   языческим   богам   и 8 божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей (берегиням) придавались злые,   демонические   черты,   уродливость   внешнего   вида   и   характера,   злые намерения, и  языческая строгая прародительница была превращена в злобного демона,   которым   часто   пугают   маленьких   детишек.   Так   в   сказке   мы сталкиваемся   с   мифологическими   образами   наших   предков,   с   их мироощущением.  3.  Образ Бабы Яги Образ   Бабы­Яги   заслуживает   подробного   исследования.   Она   ­     центр культового   мира   сказки:   со   встречи   с   ней   начинается   в   сказке   собственно волшебство. Ее избушка располагается на границе миров ­ это «блок­пост» того света.   Она   символизирует   крайнюю   старость,   слепоту,   посему   почти безграничную   мудрость.   Фигура   Яги   соблазняет   прочесть   себя   как прародоначальницу клана эпохи матриархата, о чем уже упоминалось. Тем не менее даже Пропп, то и дело употребляющий термин «матриархат», признает гермафродитизм Яги: он понимает ее как двуполый персонаж, воплощающий смерть. Костяная нога. Народная   фантазия   стремилась   отразить   хозяйку   избушки   на   курьих ножках непременно в уродливом виде, как обычно представляли себе нечистую силу. То рог ей на лбу пришлепают, то огромный нос до потолка, вислые груди до  пояса,  подслеповатость, то  припишут даже  звериное обоняние.  Но самый четкий признак Бабы­Яги ­ ее костяная нога. В очень древних поверьях народов, говоривших на индоевропейских языках, в стопе ноги заключалась живая душа человека. Ее вместилищем была особая маленькая навья косточка. Если нога не живая, а костяная, то перед нами уже не человек, а только дух или навь. Навь, по славянским поверьям, ­ душа предка, покойника. Баба­Яга, таким образом, 9 представлялась   как   существо   загробного   мира,   посредник   между   царством живых и мертвых, мифологический персонаж, лишенный живой души.  По   мнению   некоторых   исследователей,   необычная   нога   связана   с первоначальной   зооморфностью   облика   мифологического   персонажа, являвшегося   прообразом   сказочной   Бабы–Яги.  В   мифологии   разных   народов действительно известны подобные антропоморфные персонажи, имеющий ноги животных: Пан, фавны, различные карлики, демоны, черти и др. Вместе с тем прообраз Бабы–Яги, как, впрочем, затем и она сама, настолько прочно были связаны с представлениями о смерти и с образом смерти, что эта животная нога сменилась в народном сознании костяной ногой, то есть ногой мертвеца. По причине костеногости Баба–Яга в сказках никогда не ходит: она либо летает, либо лежит, то есть, согласно мифологическим представлениям, проявляет   себя   не   как   живое   существо,   а   как   мертвец.   Подчас   её принадлежность  к миру мертвых прослеживается в определении её ноги как разложившейся. Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все   же   приходили   просить   помощи.   Так,   Баба­Яга   —   это   умерший   предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям Баба­Яга у некоторых славянских   племён   (у   русов   в   частности)   —   жрица,   руководившая   обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.  А вот что думает о происхождении бабы­яги писатель Г. Климов. В своей книге "Имя мое ­ легион", изданной практически во всех европейских странах и сразу же ставшей бестселлером, он мимоходом касается и происхождения этой русской старушки.  10 Оказывается, баба­яга из русских сказок жила совсем не в России, а... в Центральной Африке. Она была королевой племени людоедов яггa. Поэтому ее стали называть королева Ягга. Позже, уже у нас на родине, она превратилась в людоедку   бабу­ягу.   Произошло   это   превращение   так.   В   XVII   веке   в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли миссионеры­ капуцины.   В   районе   бассейна   реки   Конго   появилась   португальская   колония Ангола.   В   ней­то   и   находилось   маленькое   туземное   королевство,   которым управлял смелый воин Нгола Мбанка. Вместе с ним жила его любимая младшая сестра Нцинга. Но вот сестренке тоже захотелось поцарствовать. Она отравила своего   брата   и   объявила   себя   королевой.   В   качестве   счастливого   амулета, дающего власть, любящая сестра повсюду таскала с собой в сумке кости своего брата.   Отсюда,   по­видимому,   в   русской   сказке   и   появляется   непонятное выражение "Баба­яга ­ костяная нога".  Место обитания.  Образ Бабы­Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое   царство).  В  этих   легендах   Баба­Яга,  стоящая   на   границе   миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Ещё одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы­ иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах. С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы­Яги,   немаловажным   аспектом   этого   образа   видится   принадлежность   её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области   мифологии   А.   Баркова   интересно   трактует   в   связи   с   этим происхождение   названия   курьих   ног,   на   которых   стоит   изба   знаменитого мифического   персонажа:   «Её   избушка   „на   курьих   ножках“   изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — 11 со стороны леса, то есть из мира смерти. Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили   „избу   смерти“   небольшой   сруб   с   прахом   покойника   внутри   (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.). Баба­Яга внутри   такой   избушки   представлялась   как   бы   живым   мертвецом   —   она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят   мёртвых,   мёртвые   не   видят   живых).  Она   узнавала   о   его   прибытии   по запаху   —   „русским   духом   пахнет“   (запах   живых   неприятен   мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы­Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя   испытания   в   избе   Бабы­Яги,   человек   оказывается   принадлежащим одновременно   к   обоим   мирам,   наделяется   многими   волшебными   качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных   чудовищ,   отвоёвывает   у   них   волшебную   красавицу   и   становится царём».  В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из­под земли корнями, похожими   на   куриные   ноги.   Домовины   ставились   таким   образом,   чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу.   Люди   верили,   что   мертвецы   летают   на   гробах.   Покойников   хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги,   —   отсюда   и   произошло   выражение   «Баба­Яга   костяная   нога».   Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба­Яга — это умерший предок, мертвец, и 12 ею часто пугали детей. По другим сведениям Баба­Яга у некоторых славянских племён   — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.           Вот   и   избушка   на   курьих   ножках   в   народной   фантазии   была смоделирована по образу славянского погоста ­ маленького домика мертвых. Домик   ставился   на   опоры­столбы.   В  сказках   они   представлены   как   куриные ножки тоже не случайно. Курица ­ священное животное, непременный атрибут многих   магических   обрядов.   В   домик   мертвых   славяне   складывали   прах покойного.   Сам   гроб,   домовина   или   погост­кладбище   из   таких   домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему наш сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках ­ чтобы попасть в иное измерение времени и реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет.  Обычное   воображение   поражают   и   другие   черты   внешности   Бабы–Яги. Попадая к ней, герой чаще всего видит её лежащей на полу, печи или полатях, растянувшейся при этом из угла в угол. Не только нога, но и прочие части тела Бабы –  Яги  изображаются  в  сказках  необычными:  «А   у  ней  голова  лежит  в одном углу избы, а ноги в другом», «Лежит Баба–Яга, костяная нога из угла в угол, нос в потолок врос», «Баба – Яга из угла в угол перевертывается, одной губой   пол   стирает,   а   носом   трубу   затыкает».   Нос   Бабы   Яги   иногда представляется   железным   или   таким   длинным,   что   на   «крюку   висит». Особенностью   внешнего   облика   Бабы   Яги   являются   резко   подчеркнутые женские признаки. Причем они чрезмерно преувеличены; так, она изображается женщиной с огромными грудями: «Титьки через грядку», « На печи на девятом кирпичи лежит Баба – Яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит». При этом Баба  Яга всегда воспринимается носителями традиционных представлений как старуха. Многие сказочники не описывают внешность Бабы Яги, упоминая лишь, что она старая 13 или   дряхлая,   седая,   беззубая,   страшная   старуха.   Иногда   в   текстах   сказок отмечается   одноглазость   Бабы   Яги,   что,   согласно   мифологическим представлениям, является признаком потусторонней природы образа. В сказках Баба­Яга живет в разных местах. Чаще всего в дремучем лесу.   Другое   обиталище   Яги   находится   за   огненной   рекой,   за   Калиновым мостом. Огненная река ­ это граница между белым светом и загробным миром. Баба Яга будто пограничник, сторожит проход в волшебную страну. Калиновый мост   тоже   попал   в   наши   сказки   не   случайно.   Мост   разделяет   реальный волшебный миры. Пройти по нему может только праведник, чтобы попасть в царство божье, не сгинуть в аду. А ягоды калины долго сохраняются под снегом. Поэтому куст калины в фантазиях предков как бы связывал годичные циклы детородной жизни природы (весна, лето, осень) и ее временной смерти (зима).  Исследователь   украинского   и   русского   фольклора   А.   Подъяпольский находит   бабу­ягу   в   Индии.   Для   объяснения   столь   неожиданного   места   ее обитания   он,   прежде   всего,   рассматривает   особенности   избушки   на   курьих ножках, в которой живет баба­Яга. По его мнению, в таком жилище просто невозможно пережить холодные зимы. Высоко поднятый над землей дощатый пол не защитит дом от морозов. Как ни протапливай печь, все равно холодные ветра выстудят все тепло. Следовательно, такое устройство жилища пришло из другого   климата:   теплого   и   сырого.   Например,   из   лесов   Индии.   Там   дом, установленный на сваях, не будет затапливаться, когда реки выйдут из берегов, а хозяевам не станут докучать ядовитые змеи. Да и сохраняется продуваемый ветрами дом в жарком влажном климате дольше, чем стоящий на земле.  Обращает внимание исследователь и на то, что в сказках к Бабе­Яге часто приходят за советом, и она никогда не отказывает в нем, даже если прохожий ей совершенно   не   знаком.   "А   к   кому   незнакомые   люди   ходят   за   советом?   ­ спрашивает А. Подъяпольский. ­ Конечно же, к учителю, наставнику, мудрецу". Если   действие   происходит   в   Индии,   то   таких   наставников   уважительно 14 называют "баба", а наиболее разработанным философским учением была йога. И вот сегодня мы произносим "баба­яга", хотя, по мнению А. Подъяпольского, нужно говорить "баба­йога", что означает на санскрите учитель­йог.  Ступа Бабы Яги. Почему   Яга  часто  ездит   в  ступе?  Ступа   в  славянской  мифологии ­  это транспорт   мертвых,   не   живых   людей.   В   погребальных   обрядах   древних европейцев ступу и пест клали в могилы еще 4 тысячи лет назад, Характерная для Бабы­Яги метла или пест выполняют роль как бы стимулятора движения. Яга в полете пестом погоняет, метлой следы заметает. Метла ­ специфическое женское средство, связанное, в представлении древних, с магией очистительной силы.   Например,   по   древней   традиции,   на   похоронах   весь   путь   от   дома   до могилы надо было непременно промести. Иначе покойный найдет путь домой с погоста, вернется, начнет вредить людям.  По мнению ученого Ю. Росциуса, доказательством прилета на Землю в  далеком прошлом космических кораблей являются сказки о бабе­яге.  Начнем со ступы, на которой летает эта старушка. Обычная ступа ­  деревянная. Она представляет собой тело цилиндрической формы, удивительно  напоминающее контуры современной ракеты. Такое сходство усиливается  составом материала, из которого сделана ступа у бабы­яги ­ она металлическая.  Полет бабы­яги сопровождается характерными явлениями, похожими на те, что  возникают во время полета ракет и мощных реактивных самолетов:  "Вдруг слышит Иванушка непомерную бурю и сильный ветер, деревья стали пригибаться до самой земли, которые выворачивало, которые ломало".  Находит свое место в объяснении ученого и пест, которым погоняют ступу, и помело, заметающее след. Они вызывают ассоциации, связанные с работой  реактивных двигателей. Удары пестом о металлический корпус ступы  порождали грохот, аналогичный тому, от которого сегодня страдают люди,  15 живущие вблизи крупных аэродромов. Подтверждением передвижения ступы с  помощью реактивных двигателей является и метла в руках бабы­яги. За ступой,  как за реактивным самолетом, оставался постепенно рассеивающийся белый  след "как будто его на небе метлой заметали".  Во всех сказках жилище бабы­ яги описывается одинаково: "Стоит избушка на курьих ножках", "У этой избушки нет ни окон, ни дверей", "Лежит в ней Баба­яга, из угла в угол ноги уперла". Корабль, преодолевающий межзвездное пространство,   должен   иметь   весьма   приличные   габариты   и   сверхмощные двигатели. Для посадки на обитаемую планету он явно не годится. Здесь куда более   удобны   небольшие,   но   весьма   маневренные   металлические   аппараты размером с последние ступени наших космических ракет. Именно такой вариант сочетания межзвездных и планетных кораблей предлагает известный польский писатель   Станислав   Лем   в   своей   фантастической   повести   "Магелланово облако".   Тогда   легко   объяснить   и   тесноту   избушки,   и   отсутствие   в   ней привычных окон и дверей, и курьи ножки. В них угадывается ажурное взлетно­ посадочное устройство.  Прилетев на неизвестную планету, пришельцы из других звездных систем должны были заботиться о своей безопасности. Проще всего это было сделать, окружив летательный аппарат приспособлениями, автоматически включающими освещение при приближении любых крупных живых существ. Поэтому избушку­ планетолет   окружает   забор,   на   котором   торчат   черепа   людские   с   глазами. "Настала ночь. Но темнота продолжалась недолго. У всех черепов на заборе засветились глаза, и на поляне стало светло, как днем". Это описание жилища бабы­яги   из   сказки   "Василиса   Премудрая".   В   одном   из   вариантов   сказки рассказывается   о   том,   для   чего   еще   могут   служить   черепа,   охраняющие избушку. Василиса приходит к бабе­яге за огнем. Та дает ей череп с огненными глазами. Василиса возвращается домой. И здесь происходит невероятное с точки зрения людей, живших много веков назад, ­ глаза  черепа разгораются ярким 16 светом, из них выходят жгучие лучи, которые превращают злую мачеху и ее дочерей   в   пепел.   Нашему   современнику   нечего   и   объяснять,   что   девушка получила в дар от пришельца из космоса лазерное оружие, неумелое обращение с   которым   привело   к   трагедии.   Кстати,   череп   ­   это   не   только   вместилище мозгов.   Раньше   это   слово   означало   скорлупу   или   тонкую   крепкую   оболочку какого­нибудь округлого предмета.  4. Образы Бабы Яги в русских волшебных сказках Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги: 1) Яга–воительница, 2) Яга–похитительница, 3) Яга–дарительница, которая, в свою очередь, подразделяется на подтипы: а)   Яга–советчица   (сама   ничего   не   делает   для   героя,   но   указывает,   к   кому обратиться за помощью), б) Яга – повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем), в) Яга–покровительница (взявшая героя под свою опеку), г) Яга–дарительница   (одаривающая   героя   различными   предметами   или существами–помощниками); 4) Яга–прародительница. Яга–дарительница   или   Яга–советчица   –это   первые   провожатые   героя   на пути в запредельный мир, другим провожатым является ее подарок – волшебное средство (к примеру, клубочек) или волшебный помощник (к примеру, конь). Сама Яга как страж обычно не имеет права покинуть свой пост ради героя. Она лишь на словах знакомит гостя с тем, с чем ему придется столкнуться в пути. Но   ее   советы   жизненно   необходимы   для   путника.   В   сказках   не   всегда воспроизводятся   советы   Яги,   возможно,   в   силу   их   табуированности   для 17 непосвященных, сохраняющейся как реликтовый отголосок сакрализации мифа. Миф первичнее сказки. О чем миф умалчивает, о том и сказка не рассказывает. Место проживания Бабы Яги – этой хранительницы пути между Жизнью и Смертью,   Добром   и   Злом,   Светом   и   Тьмой   –   вполне   могло   находиться   в поморских краях. Не зря большинство сказок про Бабу Ягу записано именно в Архангельской области. И обратите внимание, что на самом­то деле она никого так и не погубила из героев. Даже история с помещением гостя в печь – это не более чем старинный знахарский метод лечения припеканием. Баба Яга – это педагог, помогающий подрастающему поколению пройти обряд инициации. Она, будучи богиней, на самом–то деле вечно молода, но может принимать любой и даже   страшный   облик,   облик   злой   старухи.   Но   это   зависит   от   того,   кто   ее посещает и с какими целями. Заключение Баба­Яга (Яга­Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) — старая ведьма, древнейший персонаж  славянской  мифологии.  Первоначально   это   было  божество   смерти: женщина   со   змеиным   хвостом,   которая   стерегла   вход   в   подземный   мир   и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую   деву­змею   Ехидну.   Согласно   античным   мифам,   от   брака   с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба­Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают   герои   как   к   последней   надежде,   последней   помощнице   —   это бесспорные следы матриархата. Баба­Яга (Баба Йога) ­ лесная старуха­волшебница. Живет в лесу в избушке на   курьих   ножках.   Обладает   большой   биоэнергетикой.   Много   знает,   умеет лечить. Отношение к простым людям разное. Не любит слабых духом и дураков и жёстко к ним относится. Но может и помогать герою, если чувствует в нем смелость и силу духа. 18 По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе­Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба­Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души. Раньше верили, что Баба­Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но   все­таки   Баба­Яга   —   существо   более   опасное,   обладающее   куда большей силою, чем какая­то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих   костей   и   черепов,   и   во   многих   сказках   Баба­Яга   питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога». Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь — кость), она принадлежит сразу двум   мирам:   миру   живых   и   миру   мертвых.   Отсюда   ее   почти   безграничные возможности. В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга­богатырша обладает   мечом­кладенцом   и   на   равных   бьется   с   богатырями.   Яга­ похитительница   крадет   детей,   иногда   бросая   их,   уже   мертвых,   на   крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной  избы дети, да и взрослые, спасаются,   перехитрив   Ягибишну.   И,   наконец,   Яга­дарительница   приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т. д.   Эта   старая   колдунья   не   ходит   пешком,   а   разъезжает   по   белу   свету   в железной   ступе   (то   есть   самокатной   колеснице),   и   когда   прогуливается,   то 19 понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными  метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость. Даже когда Баба­Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью   натуры,   она   ведает   будущее,   обладает   несметными   сокровищами, тайными знаниями. Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба­Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе­кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.  Литература 1. Мифология древнего мира. — М.: Белфакс, 2002. 2. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Русское слово, 1997. 3. Калашников В. Боги древних славян. — М.: Белый город, 2003. 4. Гаврилов Д., Наговицын А. Боги славян. Язычество. Традиция. — М.:  Рефл­Бук, 2002. 5. Материалы сайта http://maminsite.ru 20

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Образ Бабы Яги в русских народных сказках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018