Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России
Оценка 4.8

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русская литература
5 кл
14.06.2018
Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России
Творчество Пушкина сопровождает нас с раннего детства: сказки о золотой рыбке, о царе Салтане, любимое всеми Лукоморье, стихи, а позже - поэмы, повести, романы.… Чем дальше уходит время от эпохи, в который жил и творил великий гений, тем ярче раскрывается перед нами бесценный вклад, внесенный им в мировую культуру, и тем сильнее желание сохранить все, что связано со светлым пушкинским именем.
Исследовательский проект по Пушкинским местам.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «средняя общеобразовательная школа №7» села Старомарьевка  Грачёвского муниципального района Ставропольского края   РФ Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!...» (Ф. И. Тютчев),  посвящённый жизни и творчеству А. С. Пушкина Исследовательская работа Направление: Памятные места России, связанные с именем А. С. Пушкина Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России Работу выполнила: Плотникова Екатерина Георгиевна, 11 лет ученица 5В класса  МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка Руководитель:  Акинина Елена Викторовна учитель русского языка и литературы  МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка с. Старомарьевка, 2018 год АННОТАЦИЯ              Творчество Пушкина сопровождает нас с раннего детства:   сказки о золотой рыбке, о царе Салтане, любимое всеми Лукоморье, стихи, а позже ­ поэмы, повести, романы.…           Чем дальше уходит время от эпохи, в который жил и творил великий гений, тем ярче раскрывается перед нами бесценный вклад, внесенный им в мировую   культуру,   и   тем   сильнее   желание  сохранить   все,   что   связано   со светлым пушкинским именем. Мне показалось интересным и важным подробно исследовать,  сегодняшние места, воспетые Пушкиным; изучить, как сформировалась эта глубокая связь между поэтом и окружающей средой; доказать, что эта связь действительно существует.  Я   убеждена,   что   очень   многое   в   творчестве   поэтов   зависит именно от места написания произведения, от душевного настроя творца. Данная работа имеет практическое значение: может быть использована для проведения   классных   часов,   для   докладов   по   сопутствующим   темам   при подготовке к урокам истории, литературы, МХК. 2. КЛЮЧЕВЫЕ   СЛОВА:  Михайловское   и   окрестности,   Москва,   Санкт   – Петербург, Болдино, творчество, пейзаж, поэзия, произведения, вдохновение. План исследования: 1. Выбор темы. Основной   задачей   было   научиться   выбирать   тему,   имеющую   наиболее практическую направленность. 2. Планирование работы.  Разработать план дальнейших действий с учетом времени на сбор материала, обработку и систематизацию данных, создание конечного продукта. 3. Сбор материала. Задачи: ­ научится собирать и систематизировать информацию по заявленной теме; ­отобрать фотографии и видеоматериалы о пушкинских местах; ­ отобрать сведенья из печатных научных и художественных изданий по теме. Предполагаемым   результатом   являлось   нахождение   большого   количества материалов и сведений для дальнейшей обработки. 4. Обработка и систематизация данных. Задачи:  ­ выбрать пушкинские места, сыгравшие наиболее яркую роль в его жизни и творчестве; ­ разработать план рассказа о каждом из мест; ­   пополнить   рассказ   о   каждом   месте   текстовым   материалом,   фото   и видеоматериалами. Предполагаемым   результатом   было   иметь   черновой   вариант   в   печатном   и электронном виде. 5. Создание электронного варианта. Задачи: ­ совершенствовать навыки работы с компьютером; ­ создать слайд­шоу о пушкинских местах; Предполагаемый результат ­ слайд­шоу, презентация. Методы. В процессе работы были использованы следующие методы:  ­ поиск; ­ исследование; ­ работа с литературой и интернет ресурсами; Формы работы: индивидуальная, консультативная. СОДЕРЖАНИЕ  I Введение……………………………………….с.   3­5 II. Основная часть:  1. Москва……………………………..с.     6­7 2. Санкт – Петербург………………..с.      7 3. Михайловское и окрестности……с.      7­8 4. Болдино……………………………с.      9 Заключение………………………………с.       9­10 III. IV. Использованные источники……………с.        10­11 V. Приложение……………………………..с.        13­14 2 I Введение. Мечтая о могучем даре  Того, кто русской стал судьбой,  Стою я на Тверском бульваре,  Стою и говорю с собой. (С. Есенин)            В этих строках отразил Сергей Есенин сокровенное желание каждого почитателя   таланта   великого   русского   поэта   и   писателя   А.С.   Пушкина: говорить с ним, видеть красоту окружающего мира его глазами.              Творчество Пушкина сопровождает нас с раннего детства:   сказки о золотой рыбке, о царе Салтане, любимое всеми Лукоморье, стихи, а позже ­ поэмы, повести, романы.… А недавно, на уроках литературы, я узнала, как много уголков России ещё хранят память о нём.       Чем дальше уходит время от эпохи, в который жил и творил А.С. Пушкин, тем ярче раскрывается перед нами бесценный вклад, внесенный им в мировую культуру,   и   тем   сильнее   желание  сохранить   все,   что   связано   со   светлым пушкинским именем. Мне показалось интересным и важным изучить, какими стали сегодня места, воспетые Пушкиным;  как сформировалась глубокая связь между поэтом и окружающей   средой   в   творчестве   Пушкина   А.С.;   доказать,   что   эта   связь действительно существует. Я убеждена, что очень многое в творчестве поэтов зависит   именно   от   места   написания   произведения,   от   душевного   настроя творца. Объектом   исследования  моей   работы   является   творчество   А.С. Пушкина, материалы музеев его имени и фотодокументы. Предмет   исследования:   природа   и   быт   в   жизни   и   творчестве   А.С. Пушкина. 3 Цель   работы:   собрать   материал   по   предъявленной   теме; актуализировать   знания   о   Пушкине;   создать   для   сверстников   атмосферу заинтересованности и уважения к личности поэта. Методы исследования: 1.   изучение   научной   и   художественной   литературы   и   систематизировать полученные знания; 2. провести анкетирование среди ровесников с целью выявить уровень знаний о пушкинских местах нашей страны;  познакомиться   с   пушкинскими   местами,   ставшими   источником 3. вдохновения поэта;  4. обогатить информационно мышление и чувства; 5. научится выбирать главное по заданной теме, кратко излагать свои мысли; 6. создать презентацию (слайд­шоу) о пушкинских местах. В  первую  очередь   проект   имеет   значимость   для  учащихся  среднего  и старшего   звена,   так   как   материал   данной   работы   можно   использовать   на уроках литературы при изучении творчества Пушкина, истории и МХК. Актуальность темы Не секрет, что в наше время люди стали меньше читать классической литературы, утруждаясь лишь чтением   «краткого изложения»  текста или, вообще,   с   азартом   поглощают   бесцеллеры   современных   зарубежных писателей, где большой акцент делается авторами на агрессии и жестокости. Мне   всегда   нравилось   творчество   гениального   российского   классика Александра   Сергеевича   Пушкина.   Мне   всегда   был   интересен   сам   процесс рождения   его   произведений:   в   какое   время   были   они   написаны,   какая обстановка была в обществе, какое вдохновение переполняло писателя при творении того или иного своего шедевра…    Перед тем, как взяться за работу над данным проектом, я провела опрос среди   учащихся   пятых  классов,  чтобы   узнать,  что   знают   мои   ровесники   о личности и творчестве А. С. Пушкина.  4 В опросе участвовали 25 учащихся из 5«А», 5«Б» и 5«В» классов МКОУ СОШ   №   7   с.   Старомарьевка.   Предлагаю   вашему   вниманию   результаты данного опроса. Вопрос 1. Как часто вы обращаетесь к произведениям А.С.Пушкина? Часто –  37 % Изредка –  55 % Никогда – 4% Затрудняюсь ответить – 0% Другое – 4% Вопрос   2.  Знаете   ли   вы,   что   при   написании   большинства   лирических произведений   А.С.Пушкин  черпал  вдохновение  от  красоты  природы  нашей Родины? Да – 52 % Нет – 18 % Затрудняюсь ответить – 11% Другое – 19% Вопрос 3. Знаете ли Вы уголки России, связанные с именем А.С. Пушкина. Да – 71% Нет  – 11% Затрудняюсь ответить – 18% Другое ­  0% К сожалению, опрос показал, что недостаточно современные подростки знают о нашем литературном наследии. Так и родилась идея этого проекта. Я решила узнать больше и о пушкинских местах, а потом систематизировать эти сведения для других. VI. Основная часть. 5 Чтобы почувствовать Пушкина до конца, надо побывать в пушкинских местах. К. Паустовский. Александр   Сергеевич   Пушкин   в   своей   недолгой   жизни   совершил   много путешествий.   Он   любил   открывать   для   себя   новые   места,   которые   потом вдохновляли его в творчестве. Порой его поездки были вынужденными. 1. Москва. Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!           В   Москве   найдется   много   мест,   связанных   с  именем   А.С.   Пушкина. В столице он родился и провел одну треть своей недолгой жизни.  С   далёких   пушкинских   времён   многие   улицы,   площади   и   здания   Москвы изменились   до  неузнаваемости.  Некоторые дома  снесены или перестроены, некоторые сохранили свой былой облик, но все они дороги нам, так как здесь бывал   наш   Пушкин.  На   сегодняшний   день   сохранилось   всего   два   дома,   в которых непосредственно жил поэт.            Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве,  в доме коллежского регистратора   И.   В.   Скворцова,   где   родители   Александра   арендовали квартиру. Крещен поэт в Богоявленской церкви.        И если дом, в котором Пушкин рожден, не сохранился, то другой дом, связанный с детскими годами Пушкина, стоит до сих пор. Это замечательный памятник   архитектуры   XVII   века  дворец   Волковых­Юсуповых  в  Большом Харитоньевском переулке. Здесь с 1801 по 1803 гг. в деревянном флигеле этого дома маленький Саша жил со своими родителями.       Покинув столицу 11­летним подростком, Пушкин возвратился сюда уже только через 15 лет. Москвичи восторженно встречали приехавшего из ссылки поэта.  6 Зимой  1828­1829  гг.  на   одном   из   московских   балов  Пушкин   встретил  16­ летнюю красавицу Наталью Гончарову.  Поэт влюбился в юную деву и стал часто бывать в доме Гончаровых. В мае 1830 года Наталья стала невестой Пушкина, а 18 февраля 1831 года они обвенчались в церкви Вознесения у Никитских ворот, хорошо сохранившейся до наших дней. Из   церкви   Пушкин   привез   молодую   жену   в   дом   на Арбате.   Эту   пятикомнатную   квартиру   на   втором   этаже   особняка,   принадлежавшего губернскому секретарю Н.Н. Хитрово. Теперь в этом доме расположен музей­квартира Пушкина.  2.Санкт­Петербург. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит… Поэма «Медный всадник» А. С. Пушкин       Первое свое дальнее путешествие Пушкин совершил в годовалом возрасте, когда его родители в 1800­1801 г.г. провели в столице несколько месяцев.           Когда Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, в его семье было принято решение отдать мальчика  в учебное заведение. В 1811 году открывалось новое учебное заведение, именно для дворян – Лицей в Царском Селе.   Туда   повёз   Пушкина   его   дядя,   известный   писатель   того   времени, Василий Львович Пушкин.              Царскосельский   Лицей был   настоящим   высшим   учебным   заведением России, в его главе стояли умнейшие люди России. Обучение длилось шесть лет. Особое внимание было уделено изучению нравственных и изящных наук. Лицеистов   учили   нравственным,   историческим,   словесным,   физическим   и математическим наукам. Каждый лицеист также проходил  7 гимнастическое обучение (фехтование, плавание, верховая езда). Каждому  воспитаннику в Лицее полагалось отдельное помещение. Телесные наказания не допускались. В Лицее Александр был бодр: он развернулся среди товарищей и явился остроумным,   подвижным   мальчиком,   беззаветно   преданным   товарищем   и проявил большую страсть к писательству.  Когда   лицейская   жизнь   ушла   в   светлые   воспоминания   прошлого,   Пушкин, почти ежегодно 19 октября, в день открытия Лицея и вступления его в это учебное заведение, вспоминал о нём с грустным чувством умиления; и не раз обращался ко всему, что связано с Лицеем в прекрасных, звучных стихах.     Особый   дух Царскосельского   Лицея   сохранился   и   сейчас.          Царскосельский   Лицей –   главная   достопримечательность   Царского   села   и памятник Пушкину.        После окончания Лицея в 1817 г. А.С. Пушкин поселился с родителями, в Петербурге, и прожил там три года. В   этот   период   Александр   Пушкин   участвует   в   литературном   обществе "Зеленая   лампа",   работает   над   поэмой   "Руслан   и   Людмила".   Тогда  же появились его лирические произведения: ода "Вольность", стихи "Деревня", "К Чаадаеву".             В мае 1820 г. Александр Сергеевич был выслан на юг за политические эпиграммы на Александра I, Аракчеева и других.             Весной 1831 г., Пушкин с женой Натальей Николаевной Гончаровой приехал в Петербург с намерением обосноваться надолго и, действительно, прожил там до дня своей гибели. 27 января 1837 г. произошла роковая дуэль с Дантесом. Через двое суток Пушкин скончался. Гроб с телом Пушкина был отправлен в Святогорский монастырь.  3. Михайловское и окрестности. Михайловское   ­   наиболее   популярное   поместье   А.С.   Пушкина.   Здесь   он коротал большое количество времени и в молодости, и во взрослые годы.  8   9   августа   1824   года   Пушкин   был   сослан   в   имение   по   распоряжению императора. Село   Михайловское   расположилось   в   глуши   сосновых   лесов   Псковской  В обширном   парке   Михайловского   с вековыми   деревьями губернии. находится   и красивейшая   липовая   аллея —   «Аллея   Керн».  Справа   — огромное   озеро   с   плоскими   берегами,   слева   —   другое,   поменьше.   Внизу голубой   лентой   извивается   река   Сороть.   Пушкин   жил   в   небольшом, одноэтажном   доме   своего   деда   Ганнибала.   Кабинет   поэта   очень   скромен. Простая   деревянная   кровать   с   пологом,   ободранный   ломберный   стол,   на котором стояла вместо чернильницы помадная банка, два стула да полки с книгами   —   вот   и   все   убранство   рабочей   комнаты   Пушкина.   Остальные комнаты были заколочены. Рядом — «Домик няни».      Михайловское и его окрестности давно объединены в известный по всему миру   Государственный   историко­литературный   мемориальный   и   не   менее почитаемый природно­ландшафтный музей­заповедник имени А. С. Пушкина. На территории музея находится более семидесяти достопримечательностей, памятников   культуры   и   истории.   Посетители   заповедника   смогут   ближе познакомиться с жизнью, творчеством и окружением русского поэта А. С. Пушкина. Лучше узнают колоритный быт русской деревни начала XIX века, увидят   дворянскую   усадьбу   пушкинских   времен,   услышат   о   том,   как создавался   Музей­заповедник   Пушкина   «Михайловское»   В   составе   музея имеются:   Музей­усадьба   «Михайловское»   (родовое   имение   матери   поэта). Музей­усадьба «Тригорское» (имение близких друзей поэта). Музей­усадьба «Петровское»   («родовое   гнездо»   прадеда   поэта).   Музей   «Мельница»   в деревне   Бугрово   (на   территории   до   сих   пор   исправно   работает   водяная мельница). Музей «Пушкинская деревня», расположенный в Бугрово. Могила А.   С.   Пушкина,   некрополь   семьи   Ганнибалов   –   Пушкиных   в   древнейшем Святогорском монастыре.         Со Святогорским монастырем Пушкина связывало многое. Здесь в тиши  9 монастырской   библиотеки   он   работал   над   «Борисом   Годуновым».   Здесь похоронены дед и бабушка, а также его родители. Здесь находится могила и самого А.С. Пушкина. 4. Болдино. Село Большое Болдино – старинное имение рода Пушкиных.  Здесь Пушкин провел три осени. В периоды творческой активности писатель искал «тихие гавани» – места, где можно было бы посвятить себя любимому труду, не отвлекаясь на столичную суету. Именно таким и было Болдино. Музей Пушкина здесь появился не просто так. Именно в семейной усадьбе Александр Сергеевич провел свою самую плодотворную осень 1830 года. Ее значение   настолько   велико,   что   литературоведы   дали   этому   периоду отдельное название. Несколько месяцев Пушкина в Нижегородской губернии известны как «Болдинская осень».  Музей,   посвященный   болдинскому   периоду   жизни   и   творчества   поэта, размещен в бывшем барском доме Пушкиных.  В Болдине сохранились подлинный дом и усадебный парк XIX века. В доме размещается литературно­мемориальная экспозиция «Пушкин в Болдине». На документальной основе воссоздана обстановка комнат, которые занимал поэт. III. Заключение. Считаю, что достигла цели и выполнила поставленные задачи. Я   продолжала   учиться   отбирать   и   систематизировать   материал   по   теме, правильно   и   кратко   оформлять   свои   мысли   письменно   и   устно. Совершенствовала   умение   работать   с   компьютером,   создавая   электронный вариант. 10 Развивала логическое мышление, обдумывая структуру проекта, его разделов, работая с материалом. Это далеко не все Пушкинские места, расположенные в России и, знакомясь с  новыми произведениями поэта, каждый будет открывать их для себя. Авенариус В. П.   Отроческие годы Пушкина: биографическая повесть: Использованные источники: 1. с   8   рисунками   и   портретом   Пушкина   /   [сочинение]   В.   П.   Авенариуса.   ­ Издание 6­е. ­ С.­Петербург : издание книжного магазина П. В. Луковникова : типография М. Меркушева, [1909]. ­ 232, [2] с. 2. электронный ресурс] : [фотография]. ­ Электронные данные (2 файла : 2,4 Болдино.   [Дом­музей   А.   С.   Пушкина.   Усадьба]   [Изоматериал   : МБ). ­ (Санкт­Петербург: Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина , 2014).  Воспетое Пушкиным. Пушкинские горы [Изоматериал : электронный 3. ресурс] : [комплект открыток] / фото Р. Мазелева ; составитель А. Гордин. ­ Электронные   данные   (20   файлов   :   52,6   МБ).   ­   (Санкт­Петербург: Президентская   библиотека   имени   Б.   Н.   Ельцина   ,   2014).   ­   Воспетое Пушкиным. Ленинград [Изоматериал : электронный ресурс] : 4. к 150­летию со дня рождения Пушкина : [комплект открыток] / составитель А. Гордин ; художник П. Пестунович. ­ Электронные данные (30 файлов :  11 5. Ельцина 39,5 МБ). ­ (Санкт­Петербург: Президентская библиотека имени Б. Н.   ,   2014).   ­   Кашпурев А.С.  Заслуги А. С. Пушкина пред русским народом / А. С. 6. Кашпурев. ­ Киев : Тип. И. И. Горбунова, 1900. ­ [2], 7 с. ; 28 см .  7. современников) / В. Вересаев. ­ 3­е издание, дополненное. ­ Москва : изд­во Моссовета "Новая Москва", 1928. Вып. 1. ­ 1928. ­ 171 с. Пушкин   в   жизни   :   (систематический   свод   подлинных   свидетельств Пушкинский   Петербург   /   А.   Яцевич   ;   вступительная   статья   П.   Н. 8. Столпянского ; оригинальные рисунки и обложка И. И. Ваулина. ­ Издание 2­ е. ­ Ленинград : Общество "Старый Петербург ­ Новый Ленинград", 1933. ­ 160 с. 8.    Пушкинские   уголки   :   с   рисунками   автора   /   Е.   Шведер.   ­   [Санкт­ Петербург] : Издание журнала "Тропинка", [1910]. ­ 31 с. : ил. ; 22 см. Святогорский монастырь. Могила А. С. Пушкина [Изоматериал :  9. электронный ресурс] = Sviatogorsky Monastery. Pushkin's tomb : [открытка]. ­  Электронные данные (2 файла : 2,6 МБ). ­ (Санкт­Петербург: Президентская  библиотека имени Б. Н. Ельцина , 2014).    10. Тригорское. Дом­музей Осиповых­Вульф [Изоматериал : электронный  ресурс] = Trigorskoye. Memorial house of the Osipov­Wulf : [открытка]. ­  Электронные данные (2 файла : 2,7 МБ). ­ (Санкт­Петербург: Президентская  библиотека имени Б. Н. Ельцина , 2014).  12 ПРИЛОЖЕНИЕ 13                                    АНКЕТИРОВАНИЕ Вопрос 1. Как часто вы обращаетесь к произведениям А.С.Пушкина? Часто –  37 % Изредка –  55 % Никогда – 4% Затрудняюсь ответить – 0% Другое – 4% Вопрос   2.  Знаете   ли   вы,   что   при   написании   большинства   лирических произведений   А.С.Пушкин  черпал  вдохновение  от  красоты  природы  нашей Родины? Да – 52 % Нет – 18 % Затрудняюсь ответить – 11% Другое – 19% Вопрос 3. Знаете ли Вы уголки России, связанные с именем А.С. Пушкина. Да – 71% Нет  – 11% Затрудняюсь ответить – 18% Другое ­  0% 14

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России

Путешествие сквозь время по Пушкинским местам России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2018