Урок литературы в 5-м классе "Мои любимые сказки А.С.Пушкина"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
29.05.2018
Цель урока литературы: обобщить знания пятиклассников по творчеству А.С.Пушкина.
Перед учителем и учащимися ставятся следующие задачи:
-повторить сказки А.С.Пушкина;
-развивать интерес к жизни и творчеству А.С.Пушкина;
-развивать монологическую речь у учащихся,
-работать над выразительностью чтения,
-развивать театральные данные;
-учить сравнивать, обобщать, анализировать.
- воспитывать любовь к сказкам русских писателей.
5 класс Литература.docx
5 класс Литература
Тема: Мои любимые сказки А.С.Пушкина
Цель: организация работы по обобщению знаний по творчеству А.С.Пушкина.
Задачи:
обобщить и углубить знание обучающихся по сказкам А.С.Пушкина;
развивать интерес к жизни и творчеству А.С.Пушкина; монологическую
речь обучающихся, выразительное чтение, театральные данные; умения
сравнивать, обобщать, анализировать.
воспитывать любовь к сказкам.
Тип урока: обобщение изученного.
Оборудование: сборники произведений А.Пушкина, эпиграф на доске:
Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.
Ход урока
1.Орг. момент. Эмоциональный настрой
Сегодня у нас урок необычный, и начну я его словами французского
просветителя Ж.Ж.Руссо «Вы талантливые дети» Вы сможете много добиться ,
если будете над собой работать. И уже сегодня на уроке я предлагаю вам
убедиться в правдивости этих слов. В добрый путь за знаниями!
2. Самоопределение к деятельности.
Мы будем говорить о творчество великого русского писателя и поэта, прозаика и
драматурга, публициста, критика, основоположника новой русской литературы, создателя русского литературного языка. Сегодня мы с вами вспомним его
произведения.
Он знал французский и английский, немецкий и итальянский, испанский,
латинский, греческий, славянские языки одни в совершенстве, другие не
переставал изучать всю жизнь. В его библиотеке насчитывалось 3560 томов
1522 названия, из них 529 на русском языке и 993 на четырнадцати иностранных
языках.
Его произведения переведены на разные языки мира, их изучают в разных
странах.
Он считается классиком русской литературы.
Кто этот знаменитый человек? (А.С.Пушкин)
6 июня Пушкинский день России
В этот день в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин
День рождения поэта
Отмечает целый свет,
Ведь известнее,
Чем Пушкин,
Никого на свете нет!
3. Работа над темой урока
Пушкину в России посвящёны памятники, ряд музеев, в разных городах нашей
страны есть улицы и площади, названные в честь поэта. Имя Пушкина носят
общественные и культурные организации драматические театры, институты,
станции метро, библиотеки
Ребята, а какое здание у нас в Курске носит имя А.С.Пушкина?
(Драматический театр им. А.С.Пушкина)
«Прислушайтесь! Слышите? Как легкими шагами, завораживая нас своей
красотой, очаровывая нас своей фантазией, к нам плывёт и расплывается сказка.
Сплетённая из лунного света, перевязанная солнечным лучом, она зовёт нас
вновь в красивый и таинственный мир полный чудес.
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, словаалмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы.
Всё скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза. Даже если мы уже не дети,
В 20, в 30 лет и 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
(И. Акулинина)
С 1830 по 1834 г. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах, а
одна (“О медведихе”) осталась незаконченной. Вспомните, как назывались эти
сказки?
“Сказка о рыбаке и рыбке”,
“Сказка о попе и о работнике его Балде”,
“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”,
“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”,
“Сказка о золотом петушке
Что же послужило основой для создания многих сказок
Обращается внимание выставку книг А.С. Пушкина.
Посмотрите на нашу выставку .Как вы думаете, почему издавалось и издается
так много книг А.С.Пушкина?
Вывод: А.С. Пушкин – хорошо читаемый поэт.
Игра
Пушкин был очень общительным человеком, любил шутить и играть в разные
игры.
В те времена была популярна игра “Центон”. Это стихотворение, составленное из
различных отрывков произведений какоголибо поэта.
Ваша задача сейчас – отгадать из каких произведений Александра Сергеевича
составлен Центон.
У самого синего моря...
Жилбыл славный царь Дадон.
С петушком стал княжить он.
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы
У ворот блистают латы –
То хранят его палаты Тридцать три богатыря...
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница, какая
У Дадона невеста есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла.
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила...
Задание « Сказочный предмет».
Задача — назвать сказку, где встречается данный предмет
Яблоко «Сказка о мертвой царевне...»
Зеркало «Сказка о мертвой царевне...»
Кольцо «Сказка о рыбаке и рыбке»
Жемчужное ожерелье «Сказка о рыбаке и рыбке»
Орех «Сказка о царе Салтане»
Веревка — «Сказка о попе и работнике его балде»
Мешок — «Сказка о золотом петушке»
Раздать детям карточки со словами. Читают по очереди, остальные отгадывают.
На корыто посмотри,
Быстро сказку назови…
Золотое, наливное,
А на вид оно простое.
Если скушаешь его,
Узнаешь сказку…
Орехи мне не по зубам,
Лучше я их вам отдам.
Из какой они сказки, дети,
Золотые орехи эти…
Это зеркальце, мой свет,
А меня прекрасней нет.
Не забуду никогда
Эту сказку я, друзья…
Вам верёвка, может быть,
Поможет денег раздобыть.
Так поступал всегда
Из сказки Пушкина
…
Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали,
Дружно руки вверх подняли
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.
4. Защита проектов
1 группа «Сказка о рыбаке и рыбке»
2 группа «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
5. Рефлексия. Оценить работу соперников (карточки с оценкой)
СКАЗКИ В ИСКУССТВЕ
Задание « Продолжить фразу
1. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря
Жили они в ветхой землянке....
(Ровно тридцать лет и три года. «Сказка о рыбаке и рыбке»).
2. Жил был поп,
Толоконный лоб,
Пошел поп по базару...
(Посмотреть койкакого товару. «Сказка о попе и работнике его Балде»)
3. Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово... (Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.
«Сказка о мертвой царевне...»)
4. Улетела лебедь птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так.
(Лечь решились натощак. «Сказка о царе Салтане»)
5. Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь...
(Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.
«Сказка о царе Салтане»)
6. В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут..
(Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
«Сказка о царе Салтане»)
7. И соседи присмирели,
Воевать уже не смели;
Таковой им царь Дадон...
(Дал отпор со всех сторон. «Сказка о золотом петушке»).
8. И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был...(Мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
«Сказка о мертвой царевне…»)
6. Итог урока
Молодцы, ребята. Вы хорошо подготовились к уроку . Я рада, что вы знаете
сказки Пушкина. Подражая положительным героям этих сказок, вы станете в
жизни порядочными людьми, научитесь побеждать зло и творить добро..
Наверное, вы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что
то новое. “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма”. Мир пушкинских
сказок – это мир чудес, тайн. Уже полтора столетия критики трудятся над
разгадкой, и работы еще очень много. Чем же так привлекают нас сказки этого
писателя? Прежде всего, необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой
слога, напевностью стиха и большим нравоучительным смыслом. Когда мы
перечитываем сказки А.С.Пушкина, мы становимся немного счастливее,
благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда. Сказка ложь да в ней намек – продолжите , пожалуйста (добрым молодцам
урок)
Почему сказка ложь? (Вымысел).
Сказка вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже
лжи и клеветы.
Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности).
Высмеивается зло, жадность, глупость.
В чём сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).
Наш урок был посвящён Доброй и мудрой пушкинской сказке.
Почему «добрая»? (добро побеждает)
Почему «мудрая»? (учит многому)
Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин.
Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире.
Но добро, прославляемое Пушкиным в своём творчестве, надеюсь, надолго
останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдётся места.
Домашнее задание Сочинение « Моя любимая сказка А.С.Пушкина»
И закончить наш урок мне хочется следующими словами
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки.
Спасибо за урок!
Урок литературы в 5-м классе "Мои любимые сказки А.С.Пушкина"
Урок литературы в 5-м классе "Мои любимые сказки А.С.Пушкина"
Урок литературы в 5-м классе "Мои любимые сказки А.С.Пушкина"
Урок литературы в 5-м классе "Мои любимые сказки А.С.Пушкина"
Урок литературы в 5-м классе "Мои любимые сказки А.С.Пушкина"
Урок литературы в 5-м классе "Мои любимые сказки А.С.Пушкина"
Урок литературы в 5-м классе "Мои любимые сказки А.С.Пушкина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.