Исследовательская работа ученика 1 класса, как результат развития интереса обучающегося. Изложение материала доступно и аргументировано для детей. Ученик делает маленькое открытие для себя и не только изучает материал, но и сам пробует технология письма. Практическая значимость: использование при обучении обучающихся для образца.Исследовательская работа с приложением
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
г. Черепанова Новосибирской области
Исследовательская работа
Выполнил:
ученик 1 «Г» класса
Полюбин Алексей
Руководитель
проекта:
Михалева
Светлана Васильевна
1Черепаново, 2011
Содержание
Содержание…………………………………………………………….1
1.Введение…………………………………………………………….. 2
1.1. Постановка проблемы
1.2. Цель
1.3. Задачи
1.4. Актуальность
1.5. Методы исследования
2.Основная часть ……………………………………………………. 3
2.1. Берестяные грамоты новгородского мальчика Онфима
2.2. Заготовка и подготовка бересты для письма
2.3. Мои берестяные грамоты. Практическая работа
3. Заключение ……………………………………………………….. 4
3.1. Вывод
3.2. Результат
4.Информационное обеспечение …………………………………… 5
4.1. Литература
4.2. Медиаресурсы
2Приложения
1. ВВЕДЕНИЕ
В первые дни моей школьной жизни моя учительница Светлана
Васильевна принесла в класс бересту. Вначале мне да же показалось, что
это пластмассовые листы. На уроке я узнал, что люди в древности писали на
бересте, на глиняных дощечках, на папирусе, на скалах в пещерах.
Меня заинтересовало: что такое береста и как на ней писали?
Гипотеза:
Предположу что, если я научусь писать на бересте, то смогу понять,
как это делали наши предки в Древней Руси.
Актуальность:
Для чего же ученные ищут берестяные грамоты? Для того чтобы как
можно больше узнать о прошлом нашего народа, о важных событиях того
времени, чтобы знать имена, дела и думы наших предков.
Цель: изучение техники письма на бересте.
Задачи:
1. Узнать, как люди в древней Руси писали на бересте.
2. Научиться писать на бересте.
3. Подготовить презентацию.
Планирование деятельности:
1. Изучение литературных и Интернет материалов о берестяных грамотах.
2. Подготовка бересты и писала для письма.
3. Практическая работа.
4. Написание работы (Обобщение знаний и осмысление практической
работы. Формулировка вывода).
5. Собрать фотографии по теме.
6. Сделать электронное пособие для классного часа.
Методы исследования:
1. Чтение детских энциклопедий.
2. Поиск информации в сети Интернет
3. Подумать самостоятельно.
4. Спросить у взрослых.
35. Практический метод.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Берестяная грамота Онфима
Очень давно в Новгороде жил мальчик. Звали его Онфим. Он учился
писать и считать, любил рисовать зверей, воинов, всадников. Обычный
мальчик. Но с тех пор, как он постигал свои немудреные науки, прошло 800
лет, и его «тетрадки» нашли археологи. Только вот «тетрадки» эти на наши
совсем не похожи: обычные кусочки бересты. Сегодня из них можно
составить целую библиотеку.
Бумага и пергамент (специально обработанная кожа) были в те
времена очень дороги, поэтому на них писали редко. А березовой коры
было сколько угодно, любой мог взять костяную или деревянную палочку
писало — и на кусочке бересты чтонибудь написать.
Онфим, например, старательно, неторопливо выводил палочкой буквы
алфавита. И вдруг наскучило ему это занятие. Представил он себя славным
богатырем, защитником Русской земли. Нарисовал рядом с буквами на
бересте лошадь и всадника на ней, который копьем поражает врага, а
фигуру подписал «Онфиме».
Заготовка бересты
Я решил так же как мальчик Онфим написать на бересте. Мы с папой
отправились на снегоходе в лес, нашли сваленную берёзу, сняли несколько
кусочков коры.
Потом мама мне сказала, что береза всегда была для русского
человека символом России, Родины. Использовалась береста и в наших
краях. Березу называли: матушкамастерица, матушкаискусница, матушка
кормилица. Кору березы использовали вместо бумаги, для изготовления
посуды, украшений, обогревали свое жилище.
Заготавливают берёзовую кору ранним летом,
когда
заканчивается движение сока в дереве. В это время она эластичная, не
ломается, не рвется. В энциклопедии я нашёл несколько примет для
начала заготовления бересты:
когда прогремит первый гром
как только появятся комары
4 когда листья на берёзе станут размером с пятачок
Подготовка бересты для письма
Мы с мамой взяли пароварку и положили в неё берёзовую кору. Она
стала мягче и эластичнее. Затем поместили её под пресс. Что бы она не
закручивалась. Папа сделал деревянное писало.
Мои берестяные грамоты. И я взялся за работу. Решил написать
немного о себе: где живу, учусь, что люблю делать. Это была моя первая
берестяная грамота. На следующем кусочке бересты я написал поговорки
из книги «Я читаю». Я был рад, что у меня получилось!
Мой опыт. Я задал себе вопрос: А можно писать на бересте ручкой,
которой мы пишем в тетрадях? Попробовал. Синего следа от чернил не
было, а оставались только вдавленные линии. Сравнил берестяные грамоты,
написанные писалом и ручкой, я понял, что лучше тот инструмент, которым
писали наши предки. След от писало был четким и эти надписи получились
лучше, чем написанные ручкой.
Использование бересты в современном мире
Во времена Великой Отечественной войны береста сослужила
хорошую службу советским защитникам. В лесах Белоруссии в
партизанском отряде издавалась газета на берёзовой коре «Партизанская
правда». Несколько номеров этой газеты до сих пор хранятся в минском
музее.
Сегодня из бересты делают интересные вещи: шкатулки, панно,
украшения, посуду.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вывод исследования:
Изучив технику письма по бересте и изготовив берестяные грамоты
своими руками можно понять и почувствовать. как писали наши предки в
далёкие времена. Моя гипотеза подтвердилась.
Результат
Мне захотелось своим маленьким открытием поделиться с
одноклассниками и я с помощью мамы сделал электронное пособие для
классного часа. Предлагаю его вашему вниманию.
54. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература
1. Я познаю мир. Детская энциклопедия: История / Сост. Н.В.
Чудакова, А.В. Громов. «Издательство АСТ», 2000.
2. Что такое? Кто такой?. Детская энциклопедия: Том 1. –
Издательство «Педагогика Пресс», 2005.
Медиаресурсы
1. http://ru.wikipedia.orq/wiki
2. http://esoserver.narod.ru/Pagan/Dr_nov/dn_gram.htm
3. http://yunc.org
Приложение №1
6Приложение №2
7Приложение №4
8Я исследователь
Моя берестяная грамота
9Приложение №3
Современные изделия из бересты
10