Защита исследовательской работы
«Божественная мера красоты, или как измерить гармонию»
Слайд 1
Добрый день! Я Крузе Анастасия – ученица 9 класса ГБОУ СОШ села Малая Малышевка. Я рада приветствовать всех на окружном этапе областного конкурса исследовательских проектов «Взлёт».
Слайд 2
Ещё в 430 году великий философ, проповедник, христианский богослов и политик Аврелий Августин сказал:
Ничто не нравится, кроме красоты,
В красоте – ничто, кроме форм,
В формах – ничто, кроме пропорций,
В пропорциях – ничто, кроме числа.
Может числа и не правят миром, но то, что они помогают его понять, это несомненно.
Казалось бы, обыкновенное число, десятичная дробь – 1,62. Просто и гениально. Гениально потому, что оно определяет гармонию и красоту.
Это число выражает так называемое «золотое сечение» - гармоническую пропорцию. Пропорция – так как участвуют два равных отношения. А гармоническая – создающая гармонию, приятные для глаза впечатления.
Слайд 3
Моё исследование было направлено на формирование представления о «золотом сечении» как средстве познания красоты, порядка и гармонии окружающего мира.
Золотое сечение является отображением окружающего мира – гипотеза, которую я выдвинула в начале своей работы.
Для подтверждения этой гипотезы, я решала следующие задачи:
1) Изучить понятие и историю возникновения золотого сечения.
2) Рассмотреть применение золотого сечения в скульптуре, архитектуре, живописи, природе и т.д.
3) Подобрать материал о ручных инструментах, которые помогают увидеть и изучить золотые пропорции.
4) Исследовать окружающие предметы обихода, членов моей семьи на соответствие идеальным пропорциям золотого сечения.
5) Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Золотое сечение достаточно хорошо изучено и о нём очень много различной литературы написано. Но для меня эта работа актуальна. В ходе исследования расширилось моё представление о золотой пропорции в жизнедеятельности человека.
На некоторые вещи я стала смотреть с точки зрения закона божественной пропорции. И, действительно, число 1,62 помогает понять истинную красоту окружающего мира.
Слайд 4
Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор (6 век до нашей эры). Учение о золотой пропорции включает такие известные имена как Евклид, Леонардо да Винчи, Лука Пачоли, профессор Цейзинг, Фибоначчи и другие. Это ёщё раз подчёркивает важность и актуальность темы во все времена.
Слайд 5
Золотое сечение – это деление отрезка, при котором длина всего отрезка так относится к длине его большей части, как длина большей части к меньшей. Это отношение обозначают буквой j.
Слайд 6
Пропорциональность в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания и является непременным условием правильного и красивого изображения предмета. Скульпторы, архитекторы, художники используют золотое сечение в своих произведениях.
К примеру, в храме Парфенон в Афинах отношение высоты здания к его длине равно j.
Слайд 7
В природе золотую спираль представляют раковины многих моллюсков, улиток, а также рога архаров закручиваются по золотой спирали. Паук эпейра сплетает паутину по золотой спирали.
Золотое сечение проявляется в пропорциях частей перпендикулярно к направлению роста. В ящерице с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глаза пропорции – длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38. Яйцо птицы имеет золотое сечение. Природа осуществила деление на симметричные части и золотые пропорции. В частях проявляется повторение строения целого.
Слайд 8
Золотое сечение в живописи – это использование золотого прямоугольника и золотой спирали.
Если золотой прямоугольник использовался художниками для создания у зрителя ощущения покоя, уравновешенности (картина «Сосновая роща» Шишкина), то золотая спираль, напротив, применялась для выражения тревоги, бурных событий, например, «Избиение младенцев» Рафаэль.
Слайд 9
Немецкий профессор Цейзинг проделал колоссальную работу. Он измерил около двух тысяч человеческих тел и пришел к выводу, что золотое сечение выражает средний статистический закон.
Слайд 10-11
Из литературы я узнала, что с древнейших времён существует прибор для измерения золотого сечения. Его можно сделать самим и это совсем нетрудно. Вот этот так называемый циркуль Фибоначчи мы сделали с дедушкой. С его помощью я сделала некоторые замеры и убедилась, что золотое сечение окружает нас и придаёт гармоничность и красоту предметам.
Слайд 12
Я выполнила экспериментальное задание. Предмет исследования – картина, подаренная выпускниками школы. Она висит на стене коридора нашей школы.
Замысел картины: Летний пейзаж. Река, через которую перекинут кирпичный мостик.
Формат картины: длина 800мм, ширина 500мм.
Путем вычисления я находила величину отрезков нисходящего ряда золотой пропорции. Зная ширину или высоту репродукции, можно легко их проанализировать. Для этого я брала всю ширину или высоту, как 100 частей. Затем находила от нее 1 сотую часть. После этого получившееся значение умножала на соответствующую величину золотой пропорции - 62, 38, 24, 14, 10, 4. Произведения я представляла в буквенных значениях (они приведены в работе).
Результат откладывала на картине с помощью нити. Оказалось, расположение объектов и их величина на картине является не случайным. Мост расположен на линии золотого сечения. Происходит чередование равных (природа по краям картины) и неравных (облака вверху и река внизу) величин в пропорции золотого сечения. Все это создает гармоничное и спокойное восприятие картины.
Слайд 13
Всегда интересно познавать что-то новое, открывать для себя то, что может быть увлекательным. Такой стала для меня эта работа.
Таким образом, в ходе работы я изучила литературу по данному вопросу, познакомилась с произведениями искусства, выполнила экспериментальные задания и пришла к выводам:
- Форма, в основе построения которой лежит закон «золотого сечения», способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии.
- Золотая пропорция – понятие математическое. Но она является критерием гармонии и красоты, а это уже категории искусства.
- Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, природе, окружающем нас мире.
- Метод «Золотого сечения» доступен и эффективен, несмотря на свою простоту.
Слайд 14
В заключение хочу сказать, что великое открытие – золотое сечение, пройдя множество веков, живо, актуально и востребовано по сей день.
Популярность знаний о «золотом сечении» и их применении в разных сферах деятельности человека настолько огромна, что учёные нашей страны создали виртуальный Музей Гармонии и Золотого Сечения.
И , конечно же, мечтают о физической реализации такого Музея в виде грандиозного архитектурного сооружения, в котором будут собраны все произведения природы, науки и искусства, основанные на Золотом Сечении.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.