Исследовательская работа "Божественная пропорция, или как измерить гармонию".

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 25.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала защита.docx

Защита исследовательской работы

«Божественная мера красоты, или как измерить гармонию»

Слайд 1

Добрый день! Я Крузе Анастасия – ученица 9 класса ГБОУ СОШ села Малая Малышевка. Я рада приветствовать всех на окружном этапе областного конкурса исследовательских проектов «Взлёт».

 

Слайд 2

Ещё в 430 году великий   философ, проповедник, христианский богослов и политик Аврелий Августин  сказал:

Ничто не нравится, кроме красоты,

В красоте – ничто, кроме форм,

В формах – ничто, кроме пропорций,

В пропорциях – ничто, кроме числа.

Может числа и не правят миром, но то, что они помогают его понять,  это несомненно.

Казалось бы, обыкновенное число, десятичная дробь – 1,62. Просто и гениально. Гениально потому, что оно определяет гармонию и красоту.

Это число выражает так называемое «золотое сечение» - гармоническую пропорцию. Пропорция – так как участвуют два равных отношения. А гармоническая – создающая гармонию, приятные для глаза впечатления.

Слайд 3

 Моё исследование было направлено на формирование представления о «золотом сечении» как средстве познания красоты, порядка и гармонии окружающего мира.

Золотое сечение является отображением окружающего мира – гипотеза, которую я выдвинула в начале своей работы.

 Для подтверждения этой гипотезы, я решала следующие задачи:

1)      Изучить понятие и историю возникновения золотого сечения.

2)      Рассмотреть применение золотого сечения в скульптуре, архитектуре, живописи, природе и т.д.

3)      Подобрать материал о ручных инструментах, которые помогают увидеть и изучить золотые пропорции.

4)      Исследовать окружающие предметы обихода, членов моей семьи на соответствие идеальным пропорциям золотого сечения.

5)      Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

 Золотое сечение достаточно хорошо изучено и о нём очень много различной литературы написано. Но для меня эта работа актуальна. В ходе  исследования расширилось моё представление о золотой пропорции в жизнедеятельности человека.

  На некоторые вещи я стала смотреть с точки зрения закона  божественной пропорции. И, действительно, число 1,62 помогает понять истинную красоту окружающего мира.

Слайд 4

Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор (6 век до нашей эры). Учение о золотой пропорции включает такие известные имена как Евклид, Леонардо да Винчи, Лука Пачоли, профессор Цейзинг, Фибоначчи и другие. Это ёщё раз подчёркивает важность и актуальность темы во все времена.

Слайд 5

              Золотое сечение – это деление отрезка, при котором длина всего отрезка так относится к длине его большей части, как длина большей части к меньшей. Это отношение обозначают буквой j.

Слайд 6

Пропорциональность в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания и является непременным условием правильного и красивого изображения предмета. Скульпторы, архитекторы, художники используют золотое сечение в своих произведениях.

К примеру, в храме Парфенон в Афинах отношение высоты здания к его длине равно j.  

Слайд  7

  В природе золотую спираль представляют раковины многих моллюсков, улиток, а также рога архаров закручиваются по золотой спирали. Паук эпейра сплетает паутину по золотой спирали.

 Золотое сечение проявляется в пропорциях частей перпендикулярно к направлению роста. В ящерице с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глаза пропорции – длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38. Яйцо птицы имеет золотое сечение.  Природа осуществила деление на симметричные части и золотые пропорции. В частях проявляется повторение строения целого.

Слайд 8

Золотое сечение в живописи – это использование золотого прямоугольника и золотой спирали.

  Если золотой прямоугольник использовался художниками для создания у зрителя ощущения покоя, уравновешенности (картина «Сосновая роща» Шишкина),  то золотая спираль, напротив, применялась для выражения тревоги, бурных событий, например,  «Избиение младенцев» Рафаэль.

Слайд 9

  Немецкий профессор Цейзинг проделал колоссальную работу. Он измерил около двух тысяч человеческих тел и пришел к выводу, что золотое сечение выражает средний статистический закон. 

Слайд 10-11

Из литературы я узнала, что с древнейших времён существует прибор для измерения золотого сечения. Его можно сделать самим и это совсем нетрудно.  Вот этот так называемый циркуль Фибоначчи мы сделали с дедушкой.  С его помощью я сделала некоторые замеры и убедилась, что золотое сечение окружает нас и придаёт гармоничность  и красоту предметам.

Слайд 12

Я выполнила экспериментальное задание. Предмет исследования – картина, подаренная выпускниками школы. Она висит на стене коридора нашей школы.

Замысел картины: Летний пейзаж. Река, через которую перекинут кирпичный мостик.

Формат картины: длина 800мм, ширина 500мм.

Путем вычисления я находила величину отрезков нисходящего ряда золотой пропорции. Зная ширину или высоту репродукции, можно легко их проанализировать. Для этого я брала всю ширину или высоту, как 100 частей. Затем находила от нее 1 сотую часть. После этого получившееся значение умножала на соответствующую величину золотой пропорции - 62, 38, 24, 14, 10, 4. Произведения я представляла в буквенных значениях (они приведены в работе).

Результат откладывала на картине с помощью нити. Оказалось, расположение объектов и их величина на картине является не случайным. Мост расположен на линии золотого сечения. Происходит чередование равных (природа по краям картины) и неравных (облака вверху и река внизу) величин в пропорции золотого сечения.   Все это создает гармоничное и спокойное восприятие картины.

Слайд 13

Всегда интересно познавать что-то новое, открывать для себя то, что может быть увлекательным. Такой стала для меня эта работа.

Таким образом, в ходе  работы я изучила литературу по данному вопросу, познакомилась с произведениями искусства, выполнила экспериментальные задания и пришла к выводам:

- Форма, в основе построения которой лежит закон «золотого сечения», способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии.

- Золотая пропорция – понятие математическое. Но она является критерием гармонии и красоты, а это уже категории искусства.

- Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве,   природе, окружающем нас мире.

- Метод «Золотого сечения»   доступен и эффективен, несмотря на свою простоту.

 

Слайд 14

В заключение хочу сказать, что великое открытие – золотое сечение, пройдя множество веков, живо, актуально и востребовано по сей день.

Популярность   знаний о  «золотом сечении» и их применении в разных сферах деятельности человека  настолько огромна, что  учёные нашей страны создали виртуальный Музей Гармонии и Золотого Сечения.

 И , конечно же, мечтают о физической реализации такого Музея в виде грандиозного архитектурного сооружения, в котором будут собраны все произведения природы, науки и искусства, основанные на Золотом Сечении.