Целью работы является изучение нескольких способов получения бумаги в домашних условиях из разных видов бумажных отходов. Изучив различные источники, мы опробовали один из методов изготовления бумаги в домашних условиях. Используя старые газеты и исписанные тетрадные листы, нам удалось получить бумагу разного качества, а при помощи красителей и отбеливателя , мы получили бумагу разного цвета. Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд , а также для детского творчества на уроках технологии в школе.
Исследовательская работа Бумага своими руками.docx
Оглавление
1.Введение……………………………………………………………….......2
2. Основная часть……………………………………………………….......4
2.1. Литературный обзор по теме…………………………………… …... .4
2.2. Предшественники бумаги…………………………………………..…4
2.3. Где и как используют бумагу? ……………………………………..…7
2.4. Из чего и как делают бумагу?...............................................................9
3. Практическая часть работы……………………………………………..10
3.1. Практическая работа « Изготовление бумаги в домашних условиях»,
её результаты………........................... …................................................. ....11
3.2. Социологический опрос учащихся на тему:
«Что вы знаете о вторичном использовании бумажного сырья?» ……..12
3.3 Телефонный опрос на тему: «Что вы знаете о вторичном использовании
бумажного сырья?»………………………………………………………….13
3.4. Результаты прогнозирования................................................................14
4.Заключение…………………………………………................................15
5. Список использованных источников…………………………..............16
6. Приложение……………………………………………………………..17
1 ВВЕДЕНИЕ
Мы все в той или иной степени каждый день сталкиваемся с бумагой
и изделиями из неё. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его
жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда обращаешься к документам
паспорту, диплому, справке, когда берёшь в руки книгу, извлекаешь из
почтового ящика газету или журнал. С бумагой связаны многие наши
действия. Она нужна и для делового письма, и для творческой работы, и для
бытовых надобностей.
Но что мы знаем о бумаге? Бумага приходит к нам во всём разнообразии
видов и форм, во множестве изделий. Чертёж и график, каталог и карта,
справка и товарная упаковка – всё это и многое другое сделано из бумаги.
Бумага дает нам широкие возможности для творчества: ее можно складывать,
резать, клеить. На ней можно рисовать и печатать.
Актуальность выбранной темы: с каждым годом потребность в бумаге
увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают уменьшаются.
Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из
важнейших решений данной проблемы.
У нас дома скапливается много различных бумажных отходов. И я решил
попробовать в домашних условиях использовать эти отходы для вторичного
получения бумаги , поэтому гипотезу своего исследования сформулировал
так:
Гипотеза: возможно ли использование макулатуры для получения бумаги в
2 домашних условиях.
Цель: изучение способов получения бумаги в домашних условиях из разных
видов бумажных отходов.
Задачи исследования:
изучить историю возникновения бумаги;
познакомиться со способами использования бумаги;
опробовать некоторые способы получения бумаги в домашних
условиях, показать применение полученной бумаги;
выявить осведомленность одноклассников об использовании
вторичного бумажного сырья.
Объектом исследования: является ненужная бумага (макулатура).
Предмет исследования: возможность вторичного использования бумаги.
Методы:
эксперимент;
социологический опрос;
прогнозирование.
Продукт исследования: бумага, полученная в домашних условиях
3 Значимость и прикладная ценность моей работы состоит в том, чтобы
научить окружающих бережно относиться к природным ресурсам, расширить
знания об истории изготовления бумаги.
Литературный обзор по теме
Предшественники бумаги
Без бумаги невозможно себе представить современный мир. Без нее не
было бы газет, журналов, книг. Но до ее изобретения, какие только материалы
не пытался приспособить для письма человек в процессе своего длительного
исторического культурного развития. Древнейшие люди рисовали
пиктограммы (надписи – рисунки) на пальмовых листьях с помощью острой
рыбьей косточки, вырезали эти рисунки на костях животных.
4 Древние китайцы писали свои иероглифы тушью (специальной жидкостью) с
помощью кисточки на бамбуковых дощечках и шелковых свитках. Финикийцы
тоже писали составом, похожим на тушь, на глиняных черепках. На сырой
глине деревянной палочкой выдавливали клинышки жители Междуречья. А в
древнем Новгороде в ходу была береста – берёзовая кора, на ней надписи
делали с помощью заострённой палочки – «писала».
В разных концах земли искали более удобный материал для письма. Первым
специально созданным для письма материалом стал папирус. Изготовление
папируса возникло в древнем Египте примерно около 3,5 тысяч лет до нашей
эры. Он не только является ближайшим предком бумаги, но и передал ей свое
название. На многих языках бумага до сих пор называется папирусом: по
немецки – папир, пофранцузски – папье, поанглийски – пэйпер. Папирус не
отличался прочностью: сделанный из него лист нельзя было складывать или
перегибать.
5 Поэтому из него стали делать длинные ленты, которые наматывали на палочку
с ручкой. Получались свитки, на которых переписывали книги и документы.
Из папирусных свитков создавали целые библиотеки.
Так, библиотека в городе Александрии насчитывала более 500 тыс. свитков.
Во 2 веке до нашей эры в Малой Азии в Пергамском царстве в городе Пергаме
было организовано производство прекрасного материала для письма, но не из
папируса, а из обработанных особым способом кож молодых животных –
телят, ягнят, козлов, ослов. По имени города этот материал стал называться
пергамент. В отличие от папируса пергамент был значительно прочнее,
6 эластичнее, долговечнее, на нём было легче писать. Так как папирус и
пергамент были дорогими материалами, то для кратковременных записей и
для обучения письму использовали церы – скреплённые вместе деревянные
таблички, покрытые воском. Записи делали стилем металлической палочкой,
один конец которой был заострён, а другой расплющен так, чтобы можно им
было загладить надпись.
Изготовление бумаги обычно связывают с именем китайца Цай Луня и
относят к 105 году нашей эры. Рецепты изготовления бумажных листов
хранились, как большая государственная тайна. В 610 году бумажный секрет
был вывезен буддистскими монахами Донхо и Годзо в Корею и Японию.
Полагают, что русское слово бумага происходит от татарского слова
"бумуг", что значит хлопок. Впервые широкое ознакомление народа Руси с
бумагой произошло в середине 13 века, когда хан Батый для сбора дани
произвёл первую всенародную перепись населения Руси на бумаги.
Бумага собственного производства появилась на Руси во второй половине
XVI века в царствование Ивана Грозного. Начало массового бумажного
производства в России было положено Петром I.
Сейчас бумага остаётся одним из самых распространённых
канцелярских товаров. Бумага служит не только для письма и печати, она
находит самое широкое применение везде.
Где и как используют бумагу?
Различные бумажные предметы мы постоянно носим при себе. В
карманах или сумке каждого хранятся документы. Редко кто обходится без
записной книжки. В редкой семье теперь не знают таких удобных и
практичных вещей, как бумажные скатерти, полотенца, салфетки,
одноразовая посуда.
И конечно, всем приходилось иметь дело с бумажными денежными
7 знаками.
На улице бумага предстаёт перед нами театральной афишей, в школьном
классе – географической картой. Бумага дала жизнь множеству непохожих, но
нужных людям предметов – конверту и марке, билету на самолёт и
ученической тетрадке. Если раньше бумага предназначалась главным образом
для письма и печатных изданий, то теперь границы её службы раздвинулись. В
1960 г. люди узнали, как выглядит обратная сторона Луны. Космический
корабль сфотографировал её и передал изображение на Землю, где оно было
воспроизведено на специальной бумаге.
Бумага всё стремительнее завоёвывает различные области техники.
Сегодня бумагу делают огнестойкой, противостоящую газам, парам, влаге,
кислотам.
Бумага сегодня – верный помощник строителей. Она успешно заменяет
дерево, мрамор, железо, камень. В американском штате Небраска построен
настоящий бумажный мост длиной 11м, по которому открыто автомобильное
движение. В США, вблизи Филадельфии, работает завод по изготовлению
жилых бумажнокартонных домов. Стены делают из двухслойного
гофрированного картона, а детали оконных рам, дверей, крыш прессуются их
бумаги.
Современная мебель тоже имеет отношение к бумаге. Сверкающая
поверхность стола, створок шкафа с замысловатым рисунком не что иное, как
лист бумаги, запрессованный на древесностружечной плите. Такая мебель
прочна, красива и долговечна. В последнее время стало модным облицовывать
стены рабочих комнат и служебных кабинетов, прихожих и гостиных
панелями из древесноволокнистых плит. Всё это стало возможным,
благодаря бумаге.
Из бумаги шьют одежду, изготовляют бельё. Уже много лет в Швеции
8 вырабатывают одеяла, состоящие из 1030 слоёв эластичной крепированной
бумаги, вложенные в пододеяльник из льняной или хлопчатобумажной ткани.
Под таким одеялом не замёрзнешь и в холодной комнате.
Все шире применяется бумага для изготовления посуды. Из нее делают
тарелочки, стаканчики, бутылки. Из особых сортов бумаги изготавливают
моющиеся обои, самоклеящиеся обои.
В фармацевтической практике часто приходится фильтровать различные
растворы. И тут на помощь приходит бумага. Около 400 разных изделий для
фармацевтической промышленности изготавливают сегодня из бумаги.
Для всего этого нужно много бумаги и ее выпуск ежегодно стремительно
растет, но также стремительно сокращаются и площади лесов на нашей
планете. А этого допустить нельзя. Поэтому ученые во всем мире ищут дереву
замену, чтобы больше не вырубать лес и не отправлять его на целлюлозно
бумажные комбинаты. Бумагу уже пробуют изготавливать из стекла и камня,
синтетических волокон, полимерных пленок, очень важен сбор макулатуры.
Из чего и как делают бумагу?
Важную роль в производстве бумаги играет макулатура. Её применение
способствует снижению расхода древесины для производства бумаги, что
очень важно с экологической точки зрения. Технологии с использованием
бумажных тряпичных отходов позволяют получать бумагу высокого качества,
не затрагивая при этом естественных природных источников.
Не смотря на то, что по всему миру хорошо налажено промышленное
производство бумаги, с каждым днём растёт интерес к бумаге ручного отлива.
В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят
тепло человеческих рук и не имеют аналогов. То же можно сказать и о бумаге
ручного отлива.
9 «Рукотворная» бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки
зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно
менее гладкая, подчас слишком хрупкая — такая бумага отнюдь не всегда
подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним
неоспоримым достоинством, которое заставляет забыть все ее недостатки, —
абсолютной эксклюзивностью, поэтому я решил в домашних условиях
провести опыты по изготовлению бумаги и по собственным наблюдениям
сделать соответствующие выводы.
Практическая часть работы
Практическая работа
«Изготовление бумаги в домашних условиях», её результаты
Цель: 1.Получить бумагу в домашних условиям из использованных газет
и исписанных тетрадных листов.
Для реализации поставленной цели были проведены опыты.
Опыт №1.
Чтобы получить бумагу в домашних условиях из бумажных отходов была
применена следующая методика.
10 Инструменты
рамки с сеткой для процеживания жидкости;
блендер
утюг
Материалы
Для работы я брал самую различную бумагу: документы, старые газеты,
яичные лотки, туалетную бумагу.
На изготовление 23 листов бумаги надо приблизительно 34 литра массы.
Чем тоньше бумагу хотим получить в итоге, тем больше воды берем в начале.
Для окраски можно использовать любые краски, начиная с гуашевых. В
качестве добавки и создания эффекта можно добавлять в массу (когда
выложили ее на рамку) сухие листья и лепестки, блестки, цветные нитки,
кусочки тонкой цветной бумаги и в небольших количествах и со вкусом.
Процесс
1. Собранная для работы бумага рвется на мелкие кусочки, заливается
водой и помещается в блендер, где измельчается до состояния
однородной массы. Когда бумажная масса готова, она наносится на
рамку с сеткой, сверху накрывается рамкой без сетки. Некоторое время
нужно, чтобы дать воде стечь.
2. Снимается верхняя рамка .
3. На поверхность бумажной массы можно выложить лепестки, цветные
нитки, блёстки для создания нужного эффекта.
11 4. Переворачиваем рамку сеткой к верху и с помощью губки удаляем всю
лишнюю влагу. После этого осторожно удаляем рамку с сеткой и
оставляем высыхать в течении нескольких часов.
5. В конце проглаживаем получившуюся бумагу утюгом через тонкую
тряпку или газету.
Вывод: Первый опыт был проведён со старыми газетами. В результате
получилась бумага грубая, серого цвета, Полученную бумагу можно
использовать для бытовых нужд (туалетная бумага, салфетки, как обёрточный
материал) (Приложение 1)
Опыт №2. Получение цветной бумаги.
Для того чтобы получить цветную бумагу было применено окрашивание
ранее полученной смеси красителем (гуашь).
Вывод: была получена цветная бумага. Такую бумагу можно использовать
для детского творчества на уроках технологии, для изготовления подарков
(Приложение 2)
Опыт №3. Получение белой бумаги.
Чтобы получить белую бумагу, мы в приготовленную смесь из исписанных
тетрадных листов добавили хлорный отбеливатель.
Вывод: получилась бумага белого цвета. ( Приложение 3)
Все мои опыты еще раз доказали практическую значимость моей работы!
Социологический опрос на тему:
«Что вы знаете о вторичном использовании бумажного сырья?»
Цель опроса: выявление осведомленности учащихся об использовании
вторичного бумажного сырья (макулатуры).
12 Учащимся 4х классов было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Как известно бумагу получают из древесины, запасов которой с
каждым годом становится всё меньше и меньше, а потребность бумаги
возрастает. Какое решение данной проблемы вы можете предложить?
2. Известно ли вам для производства чего используют макулатуру?
3. Считаете ли вы необходимым участие в сборе макулатуры?
Анализ социологического опроса.
В опросе приняло участие 100 человек ( Приложение 4)
В результате проведенного опроса выяснилась, что 70% учащихся знают, как
сохранить запасы древесины. Решением этой проблемы дети предложили
13сбор макулатуры22% , 8% не знают, как решить проблему сохранности
лесов.
О вторичном использовании бумажного сырья:
знают 86 % учащихся
не знают – 14 % учащихся
Из 100 учащихся считают, что макулатура используется для производства:
газет 52% учащихся
книг –30% учащихся
коробок – 18% учащихся
82 % считают, что сбор макулатуры необходим;
13% не считают нужным участвовать в сборе и сдаче макулатуры;
5% затрудняются ответить.
Анализ телефонного опроса
В опросе приняло участие 50 человек ( Приложение 5)
13 В результате проведенного опроса выяснилась, что 50% опрошенных знают,
как сохранить запасы древесины. Решением этой проблемы предложили
14сбор макулатуры40% , 10% не знают, как решить проблему сохранности
лесов.
О вторичном использовании бумажного сырья:
знают 90 % опрошенных
не знают – 10 % опрошенных
Из 50 человек опрошенных считают, что макулатура используется для
производства:
газет 46% опрошенных
книг –42% опрошенных
коробок – 12% опрошенных
78 % считают, что сбор макулатуры необходим;
21% не считают нужным участвовать в сборе и сдаче макулатуры;
1% затрудняются ответить.
Результаты прогнозирования
С ребятами нашего класса мы провели эксперимент.
В течение одного месяца учащиеся нашего класса собирали макулатуру.
Взвесив её, выяснилось, что собрано 10 килограммов. Значит, за один
учебный год будет собрано 10 ∙ 9 = 90 кг.
А за все года обучения в школе 90 * 11 = 990 кг. Из этого следует, что только
один класс может сохранить почти 9 деревьев. Дальнейшие подсчёты
выглядят так: параллель 4х классов за один учебный год: 90* 4 = 360 кг
14 (сбережём 5 деревьев) , а за все года обучения:
360* 11 = 3960 кг (сбережём 36 деревьев)
В нашей школе 36 классов, значит, за год учащиеся нашей школы соберут
90*36=3240кг (сбережем 32 дерева), а за все года обучения в школе
3240*11=35640кг(сбережем 352 дерева).
Вот так можно сохранить запасы древесины!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В результате проделанной работы я изучил историю возникновения
бумаги.
2. Изучив различные источники, я опробовал один из методов
изготовления бумаги в домашних условиях. Используя старые газеты и
исписанные тетрадные листы, мне удалось получить бумагу разного качества,
а при помощи красителей, отбеливателя я смог получить бумагу разного
15 цвета.
Таким образом, я подтвердил нашу гипотезу о возможности получения
бумаги в домашних условиях.
Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для
детского творчества на уроках технологии в школе, для изготовления
подарков, что позволит сэкономить семейный бюджет и природные ресурсы
нашей страны.
В результате социологического опроса, проведённого среди обучающихся
нашей школы, и в результате телефонного опроса , выяснилось, что
большинство людей готовы принимать активное участие в сборе и сдаче
макулатуры.
3. Я спрогнозировал количество сохранённых деревьев в условиях
бережного отношения к бумаге.
Сегодня мы живем во времена огромного информационного прогресса.
Но это не значит, что бумажная эра подходит к концу. Бумага попрежнему
является важным элементом в процессе печатания, для многих людей чтение
книг остается большим удовольствием, а книга в красивом издании может
стать чудесным подарком на любой праздник. А значит, с уверенностью
можно сказать, что бумага еще долго будет занимать важное место в нашей
жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Львов С. Книга о книге. – М.: Просвещение, 1980, с 15, с. 96
2. Орлова Н. Д. Я познаю мир.М.: Издательство АСТ, 2000. с. 97
16 3. Сквернюков П.Ф. Слово о бумаге. М.: Московский рабочий, 1980 г. с
913, с. 79 – 92, с 150 – 208.
Источники интернет:
1. www
. paperman
. ru
2. http: //
www
.7 ya . ru
3. www.rus.1september.ru
4. Бумага своими руками Страна Мастеров. mht
Приложение 1. Получение бумаги грубой, серого цвета.
17 18 Приложение 2. Получение цветной бумаги.
19 Приложение 3. Получение бумаги белого цвета.
20 21 ВОТ ТАКАЯ ПОЛУЧИЛАСЬ У МЕНЯ БУМАГА!
22 Приложение 4. Результаты социологического опроса.
1. Как известно бумагу получают из древесины, запасов которой с каждым
годом становится всё меньше и меньше, а потребность бумаги возрастает.
Какое решение данной проблемы вы можете предложить?
знают
сбор макулатуры
не знают
22%
8%
70%
2. Известно ли вам для производства чего используют макулатуру?
газеты книги
коробки
18%
30%
52%
3. Считаете ли вы необходимым участие в сборе макулатуры?
не знаю
нет
да
13% 5%
82%
23 Приложение 5. Результаты телефонного опроса.
1. Как известно бумагу получают из древесины, запасов которой с каждым
годом становится всё меньше и меньше, а потребность бумаги возрастает.
Какое решение данной проблемы вы можете предложить?
знают
сбор макулатуры
не знают
40%
10%
50%
2. Известно ли вам для производства чего используют макулатуру?
газеты книги
коробки
12%
42%
46%
3. Считаете ли вы необходимым участие в сборе макулатуры
24 не знаю
нет
да
21% 1%
78%
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 140»
города Новосибирска
Исследовательская работа на тему
«БУМАГА СВОИМИ РУКАМИ»
Выполнил: Маяковский Матвей,
ученик 4 «б» класса.
25 Новосибирск,2015 г.
26
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Исследовательская работа "Бумага своими руками"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.