Каждый человек от рождения обладает одним определенным типом характера, который остается неизменным на протяжении всей жизни.
Определение соционического типа детей – это прогнозирование поведения детей, построение отношений в детском коллективе.
Знание соционических знаков ребенка позволяет легко определить его совместимость с другими детьми.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 94»
Исследовательская работа
Автор: Шостак Георгий Русланович
Мы такие разные или почему Карлсон ссорится с маленькой
Разбойницей?!
Направление работы: исследования дошкольников
Руководитель: Ильяшенко Светлана Валентиновна, воспитатель,
«Почётный работник общего образования Российской Федерации».г. Ухта.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………..2
Основная часть……………………………………………………………4
Заключение………………………………………………………………..6
Список литературы и источников……………………………………….7
Приложение
Введение
Актуальность:
Развитие взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками является одной
из главных задач в ДОУ.
Каждый человек от рождения обладает одним определенным типом
характера, который остается неизменным на протяжении всей жизни.
Определение соционического типа детей – это прогнозирование поведения
детей, построение отношений в детском коллективе.
Знание соционических знаков ребенка позволяет легко определить его
совместимость с другими детьми.
Объект и предмет исследования:
Отношения, способности, поведение детей подготовительной группы №4
МДОУ № 94; их взаимодействия друг с другом и окружающим миром.
Цель:Развитие умения правильно оценить отношения в коллективе детей,
определение типологии детского индивида в результате сравнения со сказочным
персонажем.
Гипотеза:
Разногласия детей в коллективе возникают:
по причине их возраста
вследствие разности характеров.
1.
2.
Задачи исследования:
Наметить теорию отношений в коллективе детей в результате
взаимодействия между ними;
Определить способности детей в группе, дать характеристику их
характера на основе сравнения со сказочными персонажами;
Прогнозировать взаимоотношения двух определенных индивидов;
Создать условия для развития интереса к исследовательской
деятельности;
Развивать познавательную активность через чтение литературы,
просмотра телепередач, поиска информации в интернете о предмете исследования;
Учить наблюдать, сравнивать, анализировать;
Развивать связную речь, умение согласовывать слова в предложении во
время рассказа о своем исследовании;
Развивать взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.
Формировать дружеские взаимоотношения.
Методы исследования:
Непосредственное взаимодействие с детьми во всех видах
деятельности (вербально – коммуникативное воздействие)
Наблюдение за детьми, за их поведением, взаимоотношениями в
формальной и неформальной обстановке
Эксперимент (активное воздействие на объект исследования)
Измерение (сопоставление характера детей с характерами сказочных
персонажей)
Чтение художественной литературы
Просмотр мультфильмов
Рассматривание иллюстраций
Беседы с взрослыми.
Новизна исследования:
Дана характеристика детей без использования специальнопсихологических
понятий, отмечены привязанности в отношениях дошкольников на примере героев
детских сказок и мультфильмов.
Практическая значимость исследования:
Определены качества и способности детей дошкольного возраста
Спрогнозированы поведения детей и построены отношения
дошкольников в коллективе
Происходит самопознание и саморазвитие ребенка.
Выводы о полученных результатах исследования:
Каждый ребенок от рождения обладает одним определенным типом психики,
который остается на протяжении всей жизни.
Разногласия и ссоры детей в коллективе случаются не изза того, что
дошкольники еще маленькие, а изза отличия в их характерах.
Привязанность и дружба во взаимоотношениях возникает тоже по
совместимости характеров в данном коллективе детей.
Основная часть
(Выступление ребенка)
Осенью прошлого года я пришел в детский сад «Солнышко». Там я
познакомился с новыми детьми. Мы подружились! Но я стал замечать, что дружба
у нас не совсем одинаковая.
Есть дети, с которыми всегда хочется играть, есть просто друзья, ну а с
некоторыми мы даже ссоримся!
Я задумался, почему же мы ссоримся?
Может быть мы еще маленькие, и не умеем дружить?
Или же мы такие разные и не совсем подходим друг другу?
И тогда я решил спросить о дружбе у взрослых и провести исследование.
Сначала спросил у мамы, все ли взрослые у нее на работе дружат?Мама ответила, что взрослые у них дружны. А у мамы есть подруга, тетя
Таня, с которой она дружит с детства.
У папы я поинтересовался, могут ли взрослые ссориться?
Папа сказал, что взрослые люди могут ссориться, ведь у всех разный
характер. Кстати, у папы лучший другдядя Саша, тоже друг детства.
Значит, мы в детском саду ссоримся не потому, что мы маленькие!
Мы разные по характеру?!
В детском саду я спросил у Светланы Валентиновны, как определить
характер детей в группе?
Она посоветовала сравнить характер наших детей с характерами сказочных
героев.
Я попросил помощи у взрослых и друзей группы. Мы подбирали картинки,
читали сказки, смотрели мультфильмы, играли, сочиняли.
Почти год я проводил это исследование.
И что получилось?
А вот что получилось:
В нашей группе есть дети с характером:
Угадайте:
Спокойный, любит поспать и покушать.
(Винни – Пух).
Она опрятная и аккуратная.
(Мальвина!)
Есть Чебурашка! Он никогда не ссорится, всегда уступает.
Ослик Иа – часто ворчит, ноет, проявляет недовольство.
Золушка, Крокодил Гена – это скромные, добрые отзывчивые дети. Мы
всегда обращаемся к ним за помощью, и они никогда не отказывают.
Пьеро – медлительный, немного застенчивый, но в то же время привлекает к
себе внимание, любыми жестами, словами.
Мартышка –веселая, придумывает разные игры.
Кот Матроскин– умный, боится неудач, очень любит природу.
Дядя Федор (кстати, это – я) – серьезный, надежный друг, переживает,
когда замечает обман.
Есть Карлсон – подвижный, любит привлекать к себе внимание. Может
набедокурить, но быстро «смыться».
И еще один персонаж маленькая Разбойница. Это – (с одной стороны)
сообразительный, любопытный, эмоциональный человек;
с другой –грубоватый, неуступчивый ребенок.
Вот сколько сказочных персонажей в нашей группе!И теперь я понял, почему у нас часто ссорятся Максим и Лаврентий!
Часто ссорятся они потому, что Маленькая Разбойница и Карлсон являются
лидерами, самоуверенными, яркими персонажами, оба не хотят уступать друг
другу.
Посмотрите, какую мы со Светланой Валентиновной составили схему
«дружбы» группы №4.
Как вы думаете, с кем дружит Чебурашка? (с Крокодилом Геной,
Матроскиным).
Заключение
В результате исследования я понял, что дружба, и ссора в детском саду
возникает изза нашего характера. У всех детей разный характер. Я это доказал,
сравнивая нас с характерами сказочных персонажей.
Мне понравилось это исследование: я лучше узнал себя, своих друзей, наши
сильные и слабые стороны.
Я думаю, что эти знания пригодятся в моей школьной жизни и при выборе
профессии.
Да, кстати, взрослых тоже можно сравнивать с персонажами сказок.
Моя мама (по секрету вам скажу Герда), ее подругатетя Таня – Золушка.
Чем не дружеский союз!
Спасибо за внимание!
Список литературы и источников
Веракса Н.Е., Галимов О.П. ФГОС Познавательноисследовательская
деятельность дошкольников 47 лет М.: Синтез, 2014
З. Фрейд. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.:
Просвещение, 1990
К.Г. Юнг. Психологические типы. СПб.: "Ювента" М.: "Прогресс
Универс", 1995
www.socionic.ru