Перед началом каждого учебного года дети с родителями отправляются в магазин выбирать школьный портфель. Это радостное, волнительное событие. Ведь портфель является одним из главных атрибутов школьника. Хочется, чтобы он был удобен, красив и вместителен. В первые дни сентября на переменах, мы любим, рассматривать портфели одноклассников. Какие они все разные: по цвету, весу, оформлению.
Как и когда возник школьный портфель? Решила узнать об историческом прошлом портфеля, познакомиться с мнением врачей и исследовать портфели учеников.
Когда появился портфель? Наверное, вместе с тетрадками и книжками. Но ведь и до появления тетрадей люди на чем-то писали. Портфелей сначала, конечно, не было. Какие портфели, если записывали все нужное прямо на стенках пещер! Сначала только цифры. Потом уж, конечно, и истории всякие - про охоту, про праздничные пляски. А если нужно было передать послание куда-нибудь? Тут и пришла первобытным людям в голову мысль писать на костях животных. Лопатка баранья, например, плоская и широкая; много не напишешь, но все-таки хоть самое главное изобразишь острым камнем. А черепаший панцирь - он больше, на нем много чего можно нацарапать. Самые древние из китайцев, ухитрились, на них целую библиотеку разместить - двадцать тысяч черепашек пожертвовали своими панцирями, чтобы на них древними иероглифами нацарапали сказки и поучения, медицинские рецепты и правдивые истории. А потом китайцы еще и пронумеровали их все и сложили по темам. В какой портфель может влезть «черепашья» тетрадка?
Его Величество Портфель
Введение
Перед началом каждого учебного года дети с родителями отправляются в магазин
выбирать школьный портфель. Это радостное, волнительное событие. Ведь портфель
является одним из главных атрибутов школьника. Хочется, чтобы он был удобен, красив и
вместителен. В первые дни сентября на переменах, мы любим, рассматривать портфели
одноклассников. Какие они все разные: по цвету, весу, оформлению.
Как и когда возник школьный портфель? Решила узнать об историческом прошлом
портфеля, познакомиться с мнением врачей и исследовать портфели учеников.
Из истории возникновения портфеля
Когда появился портфель? Наверное, вместе с тетрадками и книжками. Но ведь и до
появления тетрадей люди на чемто писали. Портфелей сначала, конечно, не было. Какие
портфели, если записывали все нужное прямо на стенках пещер! Сначала только цифры.
Потом уж, конечно, и истории всякие про охоту, про праздничные пляски. А если нужно
было передать послание куданибудь? Тут и пришла первобытным людям в голову мысль
писать на костях животных. Лопатка баранья, например, плоская и широкая; много не
напишешь, но всетаки хоть самое главное изобразишь острым камнем. А черепаший
панцирь он больше, на нем много чего можно нацарапать. Самые древние из китайцев,
ухитрились, на них целую библиотеку разместить двадцать тысяч черепашек
пожертвовали своими панцирями, чтобы на них древними иероглифами нацарапали сказки
и поучения, медицинские рецепты и правдивые истории. А потом китайцы еще и
пронумеровали их все и сложили по темам. В какой портфель может влезть «черепашья»
тетрадка?
В Древнем Шумере было легче. Там все записи выдавливали на мокрых глиняных
табличках острыми палочками. И понятно, как они до этого додумались. Каждую весну
главная река Шумера Евфрат разливалась и покрывала землю слоем вязкого ила. Стоило в
него наступить и след застывал, как камень. "О! подумали шумеры. Водой не мочить
так это ж навеки!" И изобрели письменность на глине. А хранили свои таблички в
громадных, здоровенных сундуках, глиняных сосудах, какие уж тут портфели!
Древние египтяне изобрели папирус. Не портится, легкий, тонкий, можно склеивать в
длинные свитки. А делать не так уж и трудно: расщепляется тростникпапирус вдоль и из
него плетется чтото вроде коврика, как в детском саду. Потом под пресс, и пиши
кисточкой (перья тоже изобрели позже)! Египетские иероглифы хоть и были очень
трудные, зато писать ими можно было хоть слева направо, хоть справа налево, хотьсверху вниз. А если очень распишешься свернул потом длинный папирус в свиток, да
спрятал... нет, не в портфель. В специальный круглый пенал, который носили на шнурке у
пояса.
Китайцы уже в начале нашей эры пожалели бедных черепашек и всетаки изобрели бумагу.
А уж от них бумага попала и в Европу, так примерно лет 800 назад. Все европейцы пришли
в восторг от самой бумаги. Им принадлежит заслуга изобретения сумки для ношения
бумаги.
Портфель слово французского происхождения. В переводе на русский «носить лист».
Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную.
Советы врача
Специалисты в один голос утверждают: носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке
или ранце. Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на позвоночник и формируют
у школьника неправильную осанку.
Американские врачи и учителя приняли решение ограничить вес школьных ранцев, которые
часто являются непосильной ношей для неокрепших детских плеч. Американцы считают,
что их дети должны ходить в школу налегке. В некоторых школах даже решено закупить по
два комплекта учебников, чтобы детям не пришлось таскать книги из дома. В других
школах медики обучают учеников правильной осанке и способам предупреждения болей в
спине. В отдельные дни недели кроме толстенных учебников в ранцах оказываются еще и
спортивная одежда и обувь, а также еда, которой заботливые родители снабжают ребенка.
Специалисты Американской академии педиатрии не рекомендуют детям носить грузы,
превышающие 10–20% от веса тела. С учетом этого ранец не должен весить более 6,5
килограмма. Хотя незначительные перегрузки сверх новых стандартов и не приводят к
серьезным заболеваниям или травмам, они вызывают хронические боли в спине.
Для каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки: с
ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями.
Вес ранца:
12 класс – 1,5 кг
34 класс – 2,5 кг
56 класс – 3 кг
78 класс – 3,5 кг
911 класс – до 4 кгТаким образом, пустой ранец должен весить 500800 грамм.
Тяжелый портфель является причиной усталости и плохого настроения.
В августе 1996г. Министерство образования Австрии приняло решение об ограничении
максимального веса школьных портфелей и рюкзаков 10% от веса тела школьника.
Предполагалось, что школьные сумки являются виновниками болей в области шеи, плеч и
поясницы у детей школьного возраста. Ношение рюкзака признано менее вредным для
здоровья.
Выбираем грамотно
Когдато давно был один размер школьного ранца, сейчас их великое множество. Поэтому
правильно подбирайте размер рюкзака. Запомните одно несложное правило, когда станете
выбирать: верх рюкзака не должен находиться выше линии плеч, а низ ниже бедер.
Ширина ранца не должна быть больше, чем ширина плеч школьника. Важно, чтобы задняя
стенка ранца или рюкзака была уплотнена и хорошо прилегала к спине школьника, не давая
позвоночнику искривляться. Ученику младших классов лучше приобрести рюкзак со
специальной ортопедической спинкой. Необходимо, обращать внимание на материал, из
которого изготовлен рюкзак. Чем он легче, тем легче его будет носить. Виниловые или
тканевые рюкзаки не менее прочные, чем кожаные, но более легкие по весу. Ремни
должны быть не менее 8 см шириной и хорошо подгоняться под рост и объем того, кто
будет носить рюкзак.
Неправильно подобранные ремни могут передавливать нервные окончания на плечах и
руках, и вызывать их онемение. Поверхность рюкзака, прилегающая к спине, должна быть
выполнена в виде специальной подушечки, чтобы носящий чувствовал комфорт, а не углы
книг и тетрадей, впивающиеся в спину.
Эффективной мерой распределения веса нагрузки рюкзака является использование ремней
для пояса или бедер. 50–70% нагрузки снимается с плеч и переносится на нижние части
тела. Выбирайте рюкзак, имеющий несколько дополнительных карманов вместо одного
большого. Это позволит более равномерно распределить нагрузку, да и вещи будут лучше
отделены друг от друга и их легче будет найти.
Медики убеждены: лучше всего, если ученик будет носить не сумку через плечо или
портфель в руке, а именно ранец на двух плечах. Прежде чем окончательно выбрать ту или
иную модель, взвесьте ее в руках, прикиньте, а не слишком ли тяжела будет ноша. Вес
пустого ранца для первоклашки не должен превышать 700 граммов, а нагруженного
тетрадками и книжками двух килограммов. Что же касается ткани, то она, конечно же,должна быть плотной, желательно пропитанной специальным, не пропускающим воду,
составом. Из соображений практичности лучше выбирать тот материал, который не
потрескается в зимние морозы и не слишком сильно запачкается. Хотя как тут все учесть:
ведь малыши любят все яркое.
И последнее. Чтобы рюкзачок или ранец не линял в будущем (чем часто грешит китайская
продукция), возьмите мокрый платочек и проведите по поверхности ранца. Если платочек
остался чистым, значит, краска, скорее всего, будет долговечна. Если вы спросите: «Ранец
какой фирмы лучше?». То здесь трудно ответить однозначно. Если это европейский
производитель, то продукцию аттестовали обязательно с учетом мнения медиков. Как это
происходит в Китае или других странах, никто не знает.
Портфель будущего
Компьютерная ассоциация из Тайваня создала группу, цель которой – способствовать
распространению в стране и за рубежом электронных школьных ранцевкомпьютеров,
которые должны объединить в себе школьные учебники, тетради, дневники и все другое,
необходимое школьнику для учебы. Многие эксперты, и не только на Тайване,
предсказывают, что эти устройства постепенно заменят традиционные печатные книги. Их
преимущества не столько в малом весе (10дюймовый планшетный ПК имеет массу лишь
чуть больше 1 кг), но и в том, что переход на них создаст новую, с несравнимо большими
возможностями среду обучения. Кроме того, что в таком компьютере можно хранить
несколько десятков учебников с картинками, учителя могут централизованно проверять
выполненные на них работы и раздавать материалы и домашние задания или, используя
электронные доски, передавать свои лекции. Да и сами ученики смогут легко и быстро
обмениваться между собой любой сохраненной в «рюкзаке» информацией.
Ну что ж! Будем ждать и мы чудоранец.Результаты анкетирования
Анкетирование проведено в 4, 5, 6, 7 классах. Приняли участие 54 человека.
Анкета для учащихся
1. В каком классе, какие портфели у вас были? (Класс, форма, цвет)
2. Кто выбирает для вас портфель?
A. Я сам (сама)
B. Мама
C. Папа
D. С родителями вместе
E. Родственники (кто?)
3. Где покупаете портфель?
A. В магазине
B. На рынке
4. Выбираете портфель, изготовленный у нас в России или в другой стране
(импортный)?
A. Российский
B. Импортный
5. По каким критериям (признакам) выбираете? (Можете отметить несколько
признаков сразу)
A. Цвет
B. Форма
C. Цена
D. Удобство
6. Какого цвета, формы портфель вам нравится? Напишите
7. Как долго пользуетесь одним портфелем? Напишите
8. По какой причине меняете портфель? Напишите
9. Какими вы видите портфель школьника в будущем? Можете написать или
нарисовать!
Результаты анкетирования
1. Какой портфель у вас был?Предлагалось вспомнить, какого типа был портфель в 14 классе. При ответе на
этот вопрос чаще всего упоминается ранец.
2. Кто выбирает для вас портфель?
Из 54 человек самостоятельно выбирают портфель 31 человек (57,5%), вместе с
родителями 13 человек (24%), покупает мама 10 ученикам (18,5%).
3. Где вы покупаете портфель?21 (39%) опрошенных идут покупать портфель в магазин, а на рынок идут 33
человека (61%).
4. Выбираете портфель, изготовленный в России или импортный (в другой
стране)?
Школьники отдают предпочтение импортным портфелям 83%, но это в основном
китайского производства, так как цена портфеля ниже российского.5. По каким критериям (признакам) выбираете портфель?
Основным критерием при выборе портфеля оказалась цена, это связано, видимо, с
отсутствием у многих родителей постоянной работы. Девочки давали предпочтению
цвету (обычно это были яркие цвета) и удобство портфеля.
6. Какого цвета портфель вам нравится?
Мальчики чаще выбирают портфель синего и черного цвета, девочки предпочитают
яркие цвета.7. Как долго пользуетесь одним портфелем?
Чаще всего портфель меняют через год 87% опрошенных учеников.
8. По какой причине меняете портфель?
Причиной смены портфеля для 55% опрошенных является, что портфель рвется,
желание иметь новый портфель у 34 %, надоедает у 11% опрошенных.Изучение веса портфеля учащихся 1, 7 классов
Проанализировала, насколько соответствует гигиеническим нормам вес портфелей
учеников 1го и 7го класс. Взвешивали полный портфель со всеми школьными
принадлежности и пустой портфель без школьных принадлежностей. У врача узнала вес
каждого ученика. Результаты работы отражены в таблице.
Сводная таблица результатов 1 класса
№
Фамилия, имя
ученика
Вес
ученика
(кг)
1
2
3
4
Паршуков
Александр
Алексеевич
Паршукова
Ксения
Николаевна
Петрова
Надежда Олеговна
Плетухина
Альбина
Евгеньевна
21,5
23
21
28
Вес
пустого
портфеля
(г)
663
602
461
446
Вес
полного
портфеля
(кг)
2,243
Норма
(10% от
веса
ученика,
кг)
2,150
2,430
2,300
2,363
2,905
2,100
2,800
Результат
Превышение
на 0,930 г
Превышение
на 0,130 г
Превышение
на 0,263 г
Превышение
на 0,105 г5
6
7
8
9
Фенер
Анастасия
Сергеевна
Фенер
Роман Алексеевич
Филимонова
Дарья Валериевна
Худяков
Фёдор Витальевич
Марфюк
Лилиана
Вадимовна
17,5
951,5
2,954
1,750
21
19
25
32
924
565
312
559,5
2,271
2,300
1,978
3,292
2,100
1,900
2,500
3,200
Превышение
на 1,204 г
Превышение
на 0,171 г
Превышение
на 0,400 г
Норма
Норма
Вывод: средний вес полного портфеля не превышает норму 10% от веса ученика у двух
человек, а у остальных происходит превышение нормы.
Сводная таблица результатов 7 класса
№
Фамилия, имя
ученика
Вес
ученика
(кг)
Вес
пустого
портфеля
(г)
Вес
полного
портфеля
(кг)
1
Атапина
Наталия Викторовна
2 Жукова
3
4
5
6
7
Виктория
Дмитриевна
Карманова
Полина Георгиевна
Напалкова
Ксения Андреевна
Оголенко
Виолетта Васильевна
Паршуков
Артем
Александрович
Паршуков
Дмитрий
Александрович
34
62
34,5
45
53
44,5
46
723
326
423
663
504
639
460
Норма
(10% от
веса
ученика,
кг)
3,400
6,200
3,450
4,500
5,300
4,450
Результат
Превышение
на 0,364 г
Норма
Норма
Норма
Норма
Превышение
на 0,364 г
3,764
3,302
3,300
3,880
3,506
3,300
3,268
4,600
Норма8
9
Потапова
Анастасия Павловна
Потапова
Елизавета
Михайловна
10 Сысоева
Кристина Андреевна
11 Хоменко
Андрей
Александрович
12 Чувьюрова
Наталья Эдуардовна
13 Шебырева
Татьяна Сергеевна
49
61,5
50
44
61
33
496
504
830
690
637
746
3,966
4,900
4,100
3,408
5,124
3,440
4,900
6,150
5,000
4,400
6,100
3,300
Норма
Норма
Норма
Норма
Норма
Превышение
на 0,140 г
Вывод: анализируя таблицу 7 класса у двух учеников чуть выше нормы, а у остальных вес
портфеля соответствует весу школьников.
Заключение
В ходе работы узнали много интересного о школьном портфеле.
Выводы:
1. Выбирая портфель, обратите внимание на его вес, размеры и форму. Верх не должен
быть выше линии плеч, а низ – ниже бедер. Ширина портфеля не должна быть
больше, чем ширина плеч ребенка. Ремни должны подгоняться под рост ученика и
иметь ширину 8 см.
2. Лучше, если это будет ранец. Вес ранца должен составлять 10% от веса самого
ученика.
3. Ученикам, у которых вес портфеля превышает установленные нормы, советуем не
носить в школу лишних школьных принадлежностей.От портфеля до школьного ранца. Современные тенденции в эволюции.
Кожаный или холстяной мешок типа портфель стал использоваться с 14 века для
перевозки денег и ценностей. Мешок этот назывался словом «Budgeth» от латинского
слова «Bulga» или ирландского « Bolg». Этот кожаный мешок в дальнейшем создал
финансовый термин «Бюджет» используемый сейчас повсеместно.
В Париже в 20ые годы многие адвокаты, банкиры ходили с
саквояжами, это были специально сшитые кожаные мешки на
металлическом каркасе. Постепенно модели становились
эстетичнее и, в конце концов, образцы саквояжейпортфелей
приобрели окончательную, современную форму.
Портфель являлся обязательным атрибутом, частью костюма
юридических брифингов адвокатов, а также пафосным
средством транспортировки финансовой отчетности банкира
или его секретаря.
Систематизация модельного ряда портфелей того периода.
«Портфолио» кожаная папка предназначалась для переноса в руке или подмышкой.
Название произошло от итальянских слов « Portare» в переводе « Нести» и «Foglio» «
Ведомости».
«Фолио» портфель с убирающейся ручкой.
«Атташе» сакральный атрибут дипломатического статуса. Аксессуары «Атташе» в
Европе, Америке имеют долгую историю, подчеркивают величественность образа человека
их использующего. Модели портфелей этого уровня являлись обязательным приложениемк костюму консула, посла, военного атташе. Стиль «Атташе» это кульминация вкуса
любого политика, адвоката, школьника.
Конструктивно модели портфелей «Атташе» всегда имели секреты, тайные отсеки, смысл
их укрыть провозимое от ненужного внимания.
Современные тенденции в эволюции модельного ряда портфелей как часть
новейшей истории.
Портфели все также атрибут статуса. Ручная
работа, мягкая итальянская кожа, еще более тайные
секции, секретные ниши, электронные фиксаторы
замков, совместимость со всевозможными
передовыми достижениями научнотехнического
прогресса.
Портфели в современном мире используют
различные социальные группы: студенты, рабочие,
менеджеры, банкиры, школьники.
Определение из словаря.
«Портфель узкий кожаный мешок, предназначен для хранения и транспортировки
документов, оснащен ручкой, часто используется для репрезентации финансовых,
юридических документов. Первые модельные формы портфелей, напоминающие
современные были представлены на суд общественности мастером модельером кожевенных
дел Джереми Стеннингом в 1850 год в Английском Королевстве».
Современные модели портфелей разнообразны, они не только элегантны, но и напичканы
новейшими технологиями, компьютерами, космической связью, холодильными секциями.
Разнообразные по функциям и статусу модели портфелей предназначены как для
молодежи: школьников студентов, так и людей взрослых, тех, кто не хочет жертвовать
стилем, комфортом, разнообразными возможностями сегодняшнего информационного
мира.
В последнее время многочисленные модели портфелей появились в женской бизнес
эстетике.
Портфель стал необходимым атрибутом демонстрации деловых качеств женщины
стремящейся к успеху. Итальянская кожа, обрамление драгоценными металлами, мягкий
женственный профиль и отделка подчеркивают значение, вес владелицы в современном
рыночно капиталистическом мире.
Кожа ведущих итальянских производителей, это не обязательно дорого, последнее время
цены на актуальные модели портфелей становятся демократичнее. Латунь, серебро,
бронза, используется при формировании аксессуаров современных моделей портфелей от
ведущих производителей мира.
Модным трендом этого года является встроенная во внутреннее пространство портфеля
подсветка. Можно легко найти нужные документы, полезные мелочи в кромешной тьме.Современные портфели остаются традиционными по форме, но еще более
функциональными по содержанию использования. Появились места со встроенным
защитным рукавом для хранения компьютеров, отдельные карманы для визитных
карточек, секретные секции для важных документов, замки имеют еще большую
надежность, качество являющееся всегда актуальными.
Плечевой ремень современного портфеля стал еще удобней по форме, комфортней при
использовании, легко гасит напряжение массы силы тяжести переносимого на плечах
школьников, бизнесменов, студентов, пенсионеров. «Смарт» молнии четко фиксируют
добавочный багаж, зонт, или еще какую необходимую мелочь.
Вывод:
Современные Портфели нужная вещь в хозяйстве, деловой он по статусу, или
школьный, такие человеческие изобретения вне времени, они удобные, стильные,
красивые, их даже можно передавать по наследству.
Ранцы аксессуары 21 века.
Ранец объемный мешок с плоским дном и плечевым ремнем. Ранцы стали модным
аксессуаром еще в 17 веке. Часто они ассоциируются с классическим образом английскогошкольника. « Школьник, школьник, где твой ранец» писал Шекспир. Ранцы часто являли
себя в различных произведениях литературы, живописи, других искусствах.
Популярный персонаж Голливуда Индиана Джонс всегда при себе имел ранец, а то и два,
куда складировал свое скромное снаряжение: кнут, шляпу, носки, консервы, табак, письма
матери. А можно вспомнить нашего сказочного персонажа Ивана бесстрашного солдата и
его ранец, где герой хранил волшебное огниво, подаренное старухой, топор, шнурок для
подвязывания штанов вокруг хилого живота, образ великолепно сыгранный Олегом Далем.
Наполеоновские солдаты, вторгнувшиеся в бескрайние просторы холодной России,
уносили домой в Европу в своих походных ранцах, конфискованные бронзовые скульптуры
обнаженных нимф, золотые часы, скрученные в рулон полотна голландцев, секретные
картысхемы великого Леонардо Да Винчи, другой культурный реквизит.
В первую мировую немецкие кайзеры складировали в ранцах сало, комплект чистого
«гробовова» белья, флягу шнапса, противогаз, боялись, что во время атаки изменится
направление ветра, и придется пострадать от собственных газов. Ранец солдата в
прошлом надежный защитник вещей, его крепкий корпус с натянутой упругой холстяной,
кожаной, деревянной обивкой надежно, прочно держал удар обстоятельств.
Ранцы в XXI веке это не только элемент школьного образования, но и серьезная
альтернатива взрослым сумкам, портфелям.
Винтажные ранцы в ретро стиле из грубой кожи, ручной работы со спринтами звезд кино и
музыки прошлого пользуются популярностью, спросом в мире, особенно редкие
дизайнерские работы.
Многие модели легко используются не только в школе, но и на котельном приеме,
глянцевом подиуме. Журналы Vogue, The Guardian, Cosmopolitan, Grazia, регулярно
размещают на своих страницах каталоги эксклюзивных, актуальных моделей ранцев как
для школьников, так других возрастных, социальных, потребительских ниш.
Кожаные ранцы, портфели, рюкзаки модный тренд. Многим родителям придется
раскошелиться.
Ранцы будущего необходимый профессиональный
атрибут не только школьника подростка, но и
студента, менеджера, спортсмена, артиста,
рабочего, банкира, работника налоговых органов,
прокуратуры.
Ранцы в ретростиле, но из более качественных
материалов так воздействуют на родителей, что они
с радостью готовы вернуться в школу. Многие
папы, мамы уже с января месяца начинают
готовиться к предстоящему учебному году, и это
правильно, цены в магазинах на школьную
продукцию ранцы, рюкзаки, портфели, наиболее
оптимальны, соответствуют бюджету.Дети как будущие ученики будут рады такому новогоднему подарку. Особым шиком для
родителей перед новогодними праздниками покупать детям ранцы в форме волшебного
классического сундука, словно сошедшего из фильмов про пиратов, Джека Воробья,
поиски сокровищ. В этих ранцах сундучках покрытых лайковой кожей с позолоченными
замками с секретом, в комплекте золотой ключик, по бокам удобные латунные ручки для
переноски с места на место, на днище приспособлены выдвигающиеся колесики. В этом
ранцесундучке они будут хранить свои любимые вещи детства.
У каждого учащегося Кембриджа, Оксфорда есть свой такой чудесный ранец сундучок
памяти.
Взрослым хотелось бы посоветовать модные ранцы, портфели, рюкзаки, сумки, от домов
моды Christian Dior, Джона Гальяно, многочисленные модели различных форм оттенков
представлены на новогодних распродажах.
Ретроранцы под старые винтажные образцы, состоящие из контрастных цветов белого и
голубого, красного и желтого, зеленого и черного под «Кембридж Стаил» идеальный
осеннее зимний аксессуар современного модного школьника, студента, служащего.
Каждый человек с таким шикарным ранцем будет выглядеть элегантно, в школе, офисе,
поездке по городу на велосипеде с необходимым набором правильно упакованных надежно
сохраненных вещей.Список литературы.
1. Андреева В.В. Профилактика заболеваний опорнодвигательного аппарата у детей
школьного возраста. Методические рекомендации. Воронеж, 2007 год.
2. Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся. Волгоград, издательство «Учитель»,
2008 год
3. Даль В.И. Иллюстрированная энциклопедия русского языка. Москва, «Русский язык»,
1990 год.
4. Даль В.И. Иллюстрированная энциклопедия русского языка. Москва, «Эксимо», 2007
год.
5. Нечаева Г.А. Экология в экспериментах. Методическое пособие. Москва, «Вентана
Граф», 2006 год.
6. «Правда о школьном портфеле», статья в интернете: сайт http://yandex.ru/yandsearch.
p=68.text