Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"
Оценка 5

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
экология
11 кл
16.11.2018
Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"
Исследовательскую работу "Экологическое состояние школьных помещений"выполнила ученица 11 класса.Условия воспитания и обучения детей и подростков вносят большой вклад в формирование их здоровья. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием образовательных учреждений. В системе гигиенических требований к инфраструктуре школы в различных видах образовательных учреждений есть требования к отоплению, вентиляции, наличию водопровода, канализации, оборудованной столовой с газовыми или электрическими плитами.Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровье сберегающих условий обучения.
Экология школы.doc
Экологическое состояние школьных помещений Выполнила:   Раупова Эльза,  учащийся 11 класса  МОБУ СОШ с. Шатмантамак  Оглавление  Согласно СанПиН 2.4.2.2821­10, нормированный показатель искусственной  освещенности классной комнаты должен составлять 300люкс, показатель для  кабинетов химии и физики – 500люкс (приложение 1). Исходя из этого, мы можем  рассчитать общий световой поток, издаваемый каждым видом светового источника  (лампы накаливания 25Вт, 40Вт, 60ВТ, 75 Вт, 100Вт и ламп типа ЛБ40) и  теоретическое количество ламп каждого вида, необходимых для «среднего» кабинета. ...............................................................................................................................................12  СанПиН 2.4.2.2821­10«Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях»........................................12 Таблица 7 Теоретическое количество источников освещения.........................................12 Введение Актуальность темы заключается в том, что  на сегодняшний день  необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья  школьников, созданию здоровье сберегающих условий обучения.                                  Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные  документы, определяющие стратегию развития образования, где  предусматривается  создание условий для повышения качества общего  образования , и в этих целях, наряду с другими,  мероприятиями,  предполагается проведение оптимизации учебной, психологической и  физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях  условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.                Условия воспитания или обучения являются той средой, в которой вынуждены находиться дети и подростки в возрасте от 6 до 18 лет. Именно в этот   период   отмечается   интенсивность   роста   и   развития   организма, происходит   его   биологическое   созревание,   формируется   мировоззрение, готовность   к   трудовой   деятельности.   Но   в   этот   же   период   имеет   место наибольшая   ранимость,   повышенная   чувствительность   к   воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, которые могут возникать в течение учебного процесса1.      Школа — это место, где мы  проводим большую часть времени, и поэтому она должна отвечать определенным требованиям, то есть быть экологичной.       Экология школы — целая наука о ее составе, свойствах, особенностях и эволюции школы.               Экология школы — это средовая характеристика, отражающая состояние школьного   «дома».   Безусловно,   в   первую   очередь   в   понятие   «экология школы» должны входить санитарно­гигиенические нормы: температурный и водный режим, мебель, световой режим — все то, от чего зависит здоровье детей.   Так,   освещенность   оказывает   влияние   на   состояние   комфортности учащегося   в   классе,   на   уровень   внимания       и   качество   восприятия 1 www   .  kristall    .  lan   .  krasu    .  ru / материаловедение, лектор Калякина О.П. 2 информации   в   учебном   процессе.   При   длительной   работе   в   условиях недостаточной освещенности зрительное восприятие снижается, появляются головные боли. Из­за постоянного напряжения зрения наступает зрительное утомление,   что   часто   приводит   к   нарушению   координации   действий,   к замедлению   деятельности   и   может   стать   причиной   травмирования, несчастного случая 2.        Кроме того, экология ­ это и эстетика школьной среды — современный дизайн,  цветовая   насыщенность,  присутствие   музыки  —  эстетика,   несущая ощущение праздника и радости жизни. Это и безопасность, дающая ощущение надежности и спокойствия              Экологическая составляющая школы — это и шумовой фон. Конечно, дети   бегают   во   время   перемен,   и     активно   двигаться—   это   возрастная потребность. А между тем шум также может оказать влияние на психику и общее эмоциональное состояние ребенка.           В понятие «экология школы» входит воспитание культуры питания и гигиены   одежды,   культура   общения   –   умение   строить   отношения   друг   с другом, с их родителями, да и с учителями тоже.      Школа  экологична, если в ней приятно жить. Таким образом, цель данной  выявить   и   проанализировать   основные   характеристики работы: экологического состояния помещений школы.       Для выполнения цели мы сформулировали несколько задач: 1. Определить эмоциональную окраску школьных помещений. 2. Определить и проанализировать основные характеристики  экологического состояния нашей школы. 3. Сравнить полученные результаты с СанПин. 4. Проинформировать администрацию школу о полученных результатах,  сделать доклад на тему «Экологическое состояние школьных  помещений» 2 Атаулов И.А., Масленников М.М., Санитарно­гигиеническое обеспечение обучающихся и работников  образовательных учреждений. Методические рекомендации, М., Аркти, 2005 3 5. Сформулировать предложения по улучшению экологического  состояния школьных помещений. Глава 1: Материал и методика работы.           Данная работа выполнялась с 2013­2014 учебном году в период с 15  ноября по 5 декабря. В процессе работы  нами использованы различные  методы и приемы: 1. Анкетирование – опрос учащихся на предмет выявления эмоциональной  окраски помещений школы и учебных кабинетов. 2. Геометрические расчеты – определение площади, кубатуры помещений. 3. Физические расчеты 3 – определение уровня освещенности учебных  кабинетов по   S   *         z  1 *   z формуле Fобщ = Ен *                                        V      где Ен ­ нормированная освещенность;          S  ­ площадь помещения;          z1 ­ коэффициент,  учитывающий старение ламп и загрязнение  светильников (z1=1.5);          z2 ­ коэффициент, учитывающий неравномерность освещения  помещения ( z2=1.1 );          V  ­ коэффициент использования светового потока; определяется в   зависимости  от  коэффициентов  отражения  от   стен, потолка, рабочих  поверхностей,  типов  светильников и геометрии помещения.          Площадь помещения   S= А * В, где А­ длина помещения, В – ширина;          Выберем из таблицы  коэффициент использования светового потока по  следующим данным: 3 Атаулов И.А., Масленников М.М., Санитарно­гигиеническое обеспечение обучающихся и работников  образовательных учреждений. Методические рекомендации, М., Аркти, 2005 4 ­ коэффициент отражения побеленного потолка Rп=70%;          ­ коэффициент  отражения  от  стен,  окрашенных  в светлую            краску Rст=50%;          ­ коэффициент отражения от пола, покрытого линолеумом тем­            ного цвета Rp=10%;          ­ индекс помещения А * В i = ­­­­­­­­­­­­­ ,     h * (А + В) где h ­  высота потолков. Таким образом, учитывая все показатели, коэффициент использования  светового потока составляет 0,34.        Число N ламп, необходимых для организации общего освещения     определяется по формуле         Fобщ N = ­­­­­­­­,        Fл где  Fобщ – общий световой поток в кабинете,  Fл – световой поток  конкретного источника (приложение 4). 5. Описательный метод – описание внешней отделки помещений, степени озелененности помещений. Глава 2. Экологическое состояние школьных помещений 2.1. Эмоциональная окраска помещений    После  проведения анкетирования и анализа результатов мы выяснили, что  подавляющее большинство помещений в школе имеют положительную  эмоциональную окраску (табл.1). В оценке участвовали все учащиеся в школе, присутствующие 30.11.2013 в количестве 59 человек. 5 Эмоциональная оценка помещений школы. Таблица 1. № Название помещения Общее количество ответов Количественный анализ, % холодно тепло 1. Кабинет начальных классов  №1 (3­4 классы ) 2. Кабинет начальных классов  №2 (1­2 классы ) 3. Кабинет русского языка и  литературы 4. Кабинет родного языка и  литературы 5. Мастерская  6. Кабинет технологии (дев.) 7. Кабинет физики и химии 8. Кабинет географии и  биологии 9. Кабинет истории  10. Кабинет английского языка 11. Кабинет информатики 12. Кабинет башкирского языка и литературы 13. Кабинет ОБЖ 14. Кабинет математики  15. Спортивный зал 16. Столовая  Среднее   6 8 43 43 21 22 43 43 43 43 43 43 43 43 57 57 100 100 91 84 30 60 54 86 86 30 84 65 61 98 84 86 69,56 0 0 9 16 70 40 46 14 14 70 16 35 39 2 16 14 25,06     Таким образом, самый высокий показатель положительной эмоциональной  окраски у кабинетов в начальной школе и спортивном зале. Средний  показатель по школе составляет: «тепло» 69,56%, «холодно» ­25,06% 2.2.1. Анализ площади и кубатуры помещений.          В результате анализа проведенных измерений было выяснено, что все  помещения соответствуют санитарным нормам, установленным для площади  и кубатуры школьных помещений (табл.2) Таблица 2. Анализ геометрических пропорций учебных кабинетов. Площадь, м² Кубатура, м³ 6 Школьное помещение Кабинет начальных классов №1 Кабинет начальных классов №2  Кабинет русского  языка и  литературы Кабинет родного  языка и  литературы Кабинет  технологии Кабинет физики и  химии Кабинет географии и биологии Кабинет истории  Кабинет  английского языка Кабинет  информатики Кабинет  башкирского языка и литературы Кабинет  математики  Полученны й результат 3,25 3,68 2,25 2,25 2,25 3 2 2 2,33 2 2,74 2 Санитарно­ гигиеническая Полученный результат Санитарно­ гигиеническая норма 2.0 норма 4 – 5 9,7 10 6,7 6,7 6,7 9 5,5 5 6 7 6,6 6      Таким образом, во всех кабинетах площадь и кубатура в пересчете на  количество посадочных мест превышает минимальные санитарно допустимые  нормы. 2.2.2. Анализ соответствия мебели и оборудования санитарным  нормам.               Детский   организм   обладает   повышенной   чувствительностью   к воздействию   неблагоприятных   факторов   в   силу   анатомо­физиологических особенностей,   функционального   несовершенства   органов   и   систем. Многочисленные   исследования   свидетельствуют   о   неблагоприятных 7 тенденциях   в   состоянии   здоровья   детского   населения,   являющихся следствием влияния различных факторов среды.        Статистические   данные   показателей   здоровья   учащихся общеобразовательных   школ   РФ   свидетельствуют   об   увеличении заболеваемости школьников по всем классам болезней. С особой остротой стоят вопросы сохранения здоровья школьников в связи с продолжающимся количественным ростом патологии, обусловленной школьными факторами.            Ведущими формами хронической патологии детей школьного возраста являются нарушение осанки и зрения, уровень которых не имеет тенденции к снижению.   Поступая   в   первый   класс,   почти   70%   детей   имеют функциональные   нарушения   и   11%   ­   хронические   заболевания   скелетно­ мышечной системы.          Важной   составляющей   частью   внутришкольной   среды,   оказывающей воздействие на здоровье детей, является мебель, которая при не соответствии росту является одной из причин развития функциональных и патологических состояний опорно­двигательного  аппарата  (нарушения осанки и  сколиоз)  и зрения.              Одной из важных причин развития школьной патологии является и значительное ограничение двигательной активности детей, продолжительное нахождение учащихся в статичной напряжённой позе сидя с низко склонённой головой за мебелью, не соответствующей гигиеническим и  физиологическим особенностям детского организма.             Анализ обеспеченности ученической мебели показал, что все классы обеспечены соответствующей возрасту и росту мебелью.                Мы провели анализ правильности посадки 57 учащихся 1­11 классов. Анализ  показал, что во время урока спина учащегося касается спинки стула у 40 % школьников, а соответствующее правильной посадке расстояние между краем стола и грудной клеткой было лишь у 50 % детей. У остальных детей грудная клетка либо прижата к краю стола (у 40 %) или имела незначительное 8 расстояние   (у   10  %)   и   у  9  %   школьников   это   расстояние   превышало рекомендуемые значения (рис. 1).         Углы наклона головы и наклона корпуса соответствуют рекомендуемым нормативам у 54 % и 47 % учащихся соответственно. У 32 % детей рабочая поза с низко склоненной головой и 14 % школьников имеют незначительный наклон головы в период учебного процесса. Рисунок 1: Анализ посадки учащихся в течение учебного процесса.         Таким образом, результаты изучения посадки учащихся 1­11 классов,  учитывая все элементы правильной позы, свидетельствуют, что при  использовании традиционной учебной мебели (стол­стул) правильную  рабочую позу имеют лишь 34% школьников, несмотря на соответствие данной мебели ростовым показателям детей.   2.2.3. Степень озелененности школьных помещений.    Исследование учебных помещений школы  показал, что степень  озелененность достаточная, среднее количество растений  в кабинетах– 8,9  (колеблется от 8 до 61). Среднее количество на одного человека составляет,  на квадратный метр –2,2     (таблица 3). Таблица  3. Озелененность учебных помещений. 9 Школьное помещение Кабинет начальных классов №1 (3­4 классы ) Кабинет начальных классов №2 (1­2 классы ) Кабинет русского языка и  литературы Кабинет родного языка и  литературы Кабинет технологии Мастерская Кабинет физики и химии Кабинет географии и  биологии Кабинет истории  Кабинет английского языка Кабинет информатики Кабинет башкирского языка и  литературы Кабинет математики  Среднее  Кол­во комнатны х растений 10 7 5 7 4 ­ 20 21 4 7 6 7 18 8,9 Кол­во на человека Наличие растений ­ аллергенов 1,66 0,87 0,26 0,38 0,29 ­ 0,83 1,16 0,22 0,38 0,33 0,38 1 2,2 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­     Растения в школьных помещениях ухоженные, здоровые,  расположены на  подоконниках, в специальных стойках или подвесных кашпо. Все растения  правильно размещены с учетом освещения, находятся в одинаковых кашпо,  подобранных под интерьер классов. 2.2.4. Искусственная освещенность учебных кабинетов        Рассмотрены параметры всех учебных помещений (табл. 4). Всего в школе 14 учебных кабинетов, все помещения имеют средние параметры, кроме  кабинетов химии и физики, которые в силу специфики предметов имеют  большую площадь для распределения оборудования. Вариации в площади  остальных кабинетов объясняются особенностями ремонта в каждом из них  (слой штукатурки, стеновые панели, пол  и т.д.). 10 Все классы окрашены в светлые тона и имеют красно­ коричневый  цвет пола, что облегчает расчеты, так как каждый оттенок имеет свои  показатели степени отражения, в данном же случае мы будем использовать  один коэффициент.                         Таблица 4.Характеристика помещений, предназначенных для рабочих  кабинетов № 1. Кабинет  начальных  классов №1  3­4 классы ) 2. Кабинет  начальных  классов №2  (1­2 классы) 3. Кабинет  русского  языка и  литературы 4. Кабинет  родного  языка и  литературы 5. Мастерская  6. Кабинет  технологии 7. Кабинет  физики и  химии 8. Кабинет  истории  9. Кабинет  английского  языка 10.Кабинет  информатики 11.Кабинет  башкирского  языка и  а н и л д а н и р и ш а т о с ы в н е т с   т е в Ц 6 3 Белый 6 3 Белый 6, 5 6, 5 6 6 3 Белый 6 6 3 Белый 6 3 Белый 3 Белый 3 Белый 3 Белый 3 Белый 3 Белый 3 Белый 7, 2 6 1 2 6 6 7 6 6 5 6 6 7, 6 6, 5 а л о п   т е в Ц Красно коричн . Красно коричн Красно коричн Красно коричн Линоле ум  свет.  коричн Красно коричн Красно коричн Красно коричн Красно коричн Красно коричн Красно коричн н о к о   о л с и Ч 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2     о л с и Ч х и ч о б а р т с е м 12 12 16 16 16 16 24 18 18 18 18 п F м а л д и В     п м а л о л с и Ч 9 9 9 9 4 4 Лб40 69882 Лб40 70905 Лб40 70734 Лб40 81881 Лб40 158400 Лб40 73114 15 Лб40 79670 9 9 9 9 Лб40 Лб40 67858, 8 69300 Лб40 70755 Лб40 79491 11 литературы 12.Кабинет  математики  13.Кабинет  ОБЖ 14.Кабинет  географии и  биологии 3 Белый 3 Белый 3 Белый 6 7, 2 5 6 6 7 5, 5 Красно коричн Красно коричн Красно коричн 2 2 2 18 16 18 9 8 9 Лб40 180235 Лб40 158400 Лб40 678580    Согласно СанПиН 2.4.2.2821-104, нормированный показатель  искусственной освещенности классной комнаты  должен составлять  300люкс, показатель для кабинетов химии и физики – 500люкс  (приложение 1). Исходя из этого, мы можем рассчитать общий световой  поток, издаваемый каждым видом светового источника (лампы  накаливания 25Вт, 40Вт, 60ВТ, 75 Вт, 100Вт и ламп типа ЛБ40) и  теоретическое количество ламп каждого вида, необходимых для  «среднего» кабинета.  Таблица 7   Теоретическое количество источников освещения № т ш т ш т ш т ш т ш   , т В 5 2   , т В 0 4   , т В 0 6   , т В 5 7   , т В 0 0 1   т ш   , 0 4 Б Л 26 1 Кабинет           Учитывая, что в каждом кабинете находятся лампы накаливания 100Вт в 369 205 114 87 62 количестве   8­12   шт.,   и   сравнивая   имеющееся   их   число   с   теоретически необходимым, можно сделать вывод, что световой поток, а, следовательно, и освещенность кабинета составляет 5,6 – 12,7%, за исключением кабинетов с люминесцентными   лампами,   где   освещенность   составляет   34,4%   от теоретически необходимого. Рассчитав   необходимое   число   источников   освещения   разных   типов для каждого учебного кабинета (приложение 2), мы сделали вывод, что для полноценного освещения, полноценно обеспечивающего учебный процесс, но не наносящего вреда глазам, необходимо 13 парных ламп дневного света типа 4 СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения в  общеобразовательных   учреждениях» 12 ЛБ40 для классных комнат и 30 парных ламп дневного света для кабинетов физики и химии. Выводы В результате проведенных исследований нами сделаны следующие выводы: 1. Экологическое состояние школьных помещений соответствует  санитарным нормам по категориям:  Показатели кубатуры и площади на количество учащихся  соответствует санитарным нормам  Школьная мебель соответствует росто­возрастным  характеристикам учащихся  Достаточная озелененность учебных помещений комнатными  растениями. 2. Искусственное освещение школьных помещений  в среднем составляет  34% от необходимого. 3. Правильную  рабочую позу имеют лишь 34 % школьников, несмотря на  соответствие данной мебели ростовым показателям детей. 4. Эмоциональная окраска помещений преимущественно положительная,  однако, имеются кабинеты, в которых эмоциональная окраска на уровне «холодно», т.е. отрицательная. 5. В целом, все основные характеристики школы соответствуют  санитарно­ гигиеническим требованиям к организации учебного  процесса Для улучшения экологического состояния школы мы предлагаем и  Рекомендации планируем: 1. Донести данные исследования до администрации  школы и педагогического совета. 13 2. школы». Провести беседы в классах по теме «Экология нашей  3. Предложить увеличить  количество комнатных растений в помещениях  и учебных кабинетов. 4. Проводить просветительские беседы с учащимися начальных классов о  необходимости правильной посадки при занятиях, в сотрудничестве с  классными руководителями. Приложение Приложение 1. Нормируемые показатели освещения основных помещений  образовательного учреждения5 Помещения Рабочая Искусственное освещение, лк поверхность При комбинированно При комбинированно При общем м   освещении, всего ­ м   освещении,   от общего ­ освещени и 300 (500) ­ ­ 300 500 400 400 Классные комнаты Кабинеты химии, Рабочие столы и парты  Середина доски физики Лаборатории Рабочие столы ­ ­ Лаборантски и парты Рабочие столы 500 е и парты 5СанПиН 2.4.2.2821­10«Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения в  общеобразовательных   учреждениях» 14 Кабинет Рабочие столы 500 300 400 информатик и и парты,   дисплея экран 200 Показатели светового потока для разных типов осветительных приборов Приложение 26 № 1 2 3 4 5 6 Тип лампы Накаливания 25Вт Накаливания 40 Вт Накаливания 60Вт Накаливания 75Вт Накаливания 100Вт ЛБ40 Световой поток, люмены 200 лм 360лм 650лм 850 лм 1200лм 2810лм 6 www.lightman.ru  15 Список источников 1. www   .  kristall    .  ru / материаловедение, лектор Калякина О.П.  .  lan   .  krasu    .  lightman   2. www  3. Атаулов И.А., Масленников М.М., Санитарно­гигиеническое   .  ru  обеспечение обучающихся и работников образовательных учреждений.  Методические рекомендации, М., Аркти, 2005 4. Зависимость состояния опорно­двигательного аппарата школьников от  модели ученической мебели/РусМедикалГрупп //http://www.rusmg.ru/php/content.php?id=9490  5. Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных учреждениях Санитарно­ эпидемиологические правила и нормативы   СанПиН 2.4.2. 2821– 10 16 Условия   воспитания   и   обучения   детей   и   подростков   вносят   большой   вклад   в формирование   их   здоровья.   Гигиенически   полноценная   среда   обитания   определяется благоустройством   и   санитарным   состоянием   образовательных   учреждений. В   системе   гигиенических   требований   к   инфраструктуре   школы   в   различных   видах образовательных   учреждений   есть   требования   к   отоплению,   вентиляции,   наличию водопровода,   канализации,   оборудованной   столовой   с   газовыми   или   электрическими плитами.          Наличие здоровьебсрегающих элементов инфраструктуры в нашей школе, отвечающее требованиям САНПиНов: 1) Расположение здания школы; 2) Участок образовательного учреждения; 3) Оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.п.); 4) Водоснабжение и канализация; 5) Учебные кабинеты: площадь и оснащенность; 6) Кабинет информатики и его оснащенность; 7) Наличие учебных мастерских; 8) Соблюдение размеров мебели; 9) Воздушно­тепловой режим; 10) Освещенность мест занятий; 11) Отличное санитарное состояние; 12) Наличие спортивного зала, раздевалок, подсобных помещений; 13) Спортивное оборудование и инвентарь; 14) Оборудование   игровой   площадки   для   учащихся   начальной   школы   на пришкольной территории; 17 18

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"

Исследовательская работа "Экологическое состояние школьных помещений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018