Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»
Оценка 4.7

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
обществознание
9 кл
04.05.2017
Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»
Объект исследования: деятельность Давыдовской поселковой библиотеки. Предмет исследования: будущее библиотеки в современных условиях Задачи исследования: 1. Познакомиться с историей Давыдовской поселковой библиотеки. 2. Выяснить, какие современные формы работы использует библиотека. 3. Проанализировать основные формы и методы взаимодействия библиотеки с организациями и жителями поселка.
Есть ли будущее у библиотеки.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДАВЫДОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» «Есть ли будущее у библиотеки?» Автор: Шинкоренко Виктория,  ученица 9 «А» класса. Руководитель: Левадная Ирина Михайловна, учитель истории и обществознания. 2014г. Оглавление Введение Глава 1. История создания Давыдовской поселковой библиотеки Глава 2.Давыдовская поселковая библиотека сегодня Глава 3.Основные формы деятельности Давыдовской поселковой библиотеки.  3.1. Традиционные формы работы  3.2.Инновационные формы работы Глава 4. Анализ анкетирования Заключение Список использованной литературы 8 13 3 5 7 8 8 10 15 2 Введение Актуальность темы. Слово «библиотека» знакомо любому образованному человеку.  Оно пришло к нам из   греческого   языка,   и   в   дословном   переводе   означает   «место   хранения   книг». Википедия   так   определяет   значение   слова   библиотека   ­   учреждение,   собирающее   и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее   справочно­библиографическую   работу.     Великий   мыслитель   и демократ   А.И.   Герцен   писал,   что   библиотека­это   «открытый   стол   идей,   за   которым каждый найдет ту пищу, которую ищет; это запасный магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост».    В жизни каждого из нас,  на мой взгляд, книга играет очень важную, а порой, и определяющую   роль.   В   течение   столетий   книга   являлась   единственным   источником информации, а сейчас ситуация коренным образом изменилась.  Современный   этап   развития   общества   характеризуется   поиском   наиболее эффективных путей решения стоящих перед ним задач. Это относится к культуре в целом,   и   к   библиотечному   делу   в   частности.   С   появлением   новых   компьютерных технологий   существенно   обострился   вопрос   о   будущем   библиотек,     которые   на протяжении многих веков были собирателями, хранителями и местом предоставления информации для широкого круга пользователей.  Сегодня   ученые   говорят   о   новой   фазе   развития   человеческой   цивилизации,   о создании глобального информационного общества. И самое непосредственное отношение к   этим   процессам   имеют   библиотеки.   Вот   почему   нам   так   важно   задуматься   и постараться понять, какую роль и какое место библиотека будет играть в будущем.  В последние   годы   мы   стали   свидетелями   того,   как   сильно   меняется   представление   о задачах и возможностях библиотек, об их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре, их роль в политической жизни страны.  По мнению специалистов,   происходит   эволюция   социальной   роли   библиотек.     К   традиционным функциям   просветительного   характера,   сохранения   и   приумножения   культурного наследия   добавляются   функции   информационных   центров.     Меняются   традиционные внутри   библиотечные   технологии,   формы   обслуживания   населения,   характер взаимодействия с органами власти, различными социальными группами. Современному обществу нужны новые практические и фундаментальные знания, достоверная,   оперативно   получаемая   информация.   Потребность   в   этом   может   быть удовлетворена только через государство и муниципальные общедоступные библиотеки, так как фактически только библиотека осталась учреждением, предоставляющим доступ к культуре, знаниям, информации бесплатно.   Важнейшие задачи библиотеки в современном мире чаще всего формируются как обеспечение   свободного   и   неограниченного   доступа   к   информации   и   сохранение   его источников. Библиотекаря все чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным   специалистом,   навигатором   в   океане   информации,   удваивающейся каждые 8 лет.  3 Входящая в третье тысячелетие библиотека – это уже не только книгохранилище, но и своеобразный электронный архив.  Проблема. В   последнее   десятилетие   в   общественном   мнении   сформировались   два противоположных тезиса о роли и месте библиотек в современном обществе: первый ­ библиотеки в России гибнут, второй   –   библиотеки   активно   развиваются.   Таким   образом,   можно сформулировать цель моей работы.  Цель исследования:  на примере Давыдовской  поселковой библиотеки я хочу разобраться в том, какие изменения   происходят   сегодня   в   российских   библиотеках;   предположить,   есть   ли будущее у библиотеки? Задачи исследования:  1. Познакомиться с историей Давыдовской поселковой библиотеки. 2. Выяснить, какие современные формы работы использует библиотека. 3.   Проанализировать   основные   формы   и   методы   взаимодействия   библиотеки   с организациями и жителями поселка. Объект исследования: деятельность Давыдовской поселковой библиотеки. Предмет исследования: будущее библиотеки в современных условиях. Методы исследования: теоретический анализ, анкетирование. Планируемый результат: предполагаю, что мне удастся сделать вывод о том, как изменилась роль библиотеки в современном обществе; сохранятся ли библиотеки в век компьютерных технологий. 4 Глава 1. История создания Давыдовской поселковой библиотеки. Первая   библиотека   появилась   в   Давыдовке   в   1918г. И   называли   ее   тогда читальней. В стране разгоралась Гражданская война. Трудно поверить, что кто­то мог думать о чтении книг, но факт остаётся фактом. Вокруг гремели бои.  Красноармейцы обороняли поселок от «мамонтовцев», в лесах появились банды «зеленых», а в  здании бывшей   церковно­приходской   школы   начались   занятия   с   молодежью   по   ликвидации неграмотности. Книги, по которым юноши и девушки из комсомольской ячейки начали учиться,   и   составляли   фонд   первой   библиотеки­читальни.   Сохранились   фамилии учителей: А. Белоусова, Л. Суворина, сестры Рубцовы, комсомолец И. Дугин и др. В 1920 году из Коротоякского уезда в библиотеку передали 145книг. В   1930­е   годы   комсомольцы,   работавшие   на   заготовке   дров   для   паровозов, перечисляли   часть   своего   заработка   на   приобретение   новых   книг.  (Из   воспоминаний Воронина Г.П., первого секретаря Давыдовской комсомольской ячейки 20­х годов.) Библиотека   до   1941   года   находилась   в   здании   бывшей   церковно­приходской школы.   В   годы   войны   в   зданиях   школы   и   библиотеки   размещался   госпиталь.   Сама библиотека была переведена в «Дом обороны», где книжный  фонд сгорел вместе со зданием из­за попадания зажигательной бомбы. А в 1946г. она   начала   свою работу в частном доме с небольшим количеством книг, которые сохранили жители поселка. В 1950 г. библиотека  обрела свое помещение  в здании восстановленного  Дома культуры. Комплектованием библиотек в то время занимался областной бибколлектор – специальный   магазин   в   г.   Воронеже.   Кроме   того,   библиотека   получала   большое количество периодических изданий ­ более 60­ти газет и журналов. В   1950­1980гг.   работники   библиотеки   свою   работу   переносили   на производственные   участки   предприятий   поселка,   колхоза   «Давыдовский».   Каждый вторник и пятницу работали пункты выдачи литературы в «Сельхозтехнике», ПМК­2,  на элеваторе,   в КСМ. В красных уголках МТФ 1 и 2, СТФ, ТО­1 и ­ 2 оформлялась наглядная   агитация:   социалистические   обязательства,   итоги   социалистического соревнования МТФ 1 и 2, выпускались боевые листки. Один раз в месяц, совместно с заведующей фермой, участвовали в подведении итогов работы коллектива. В красные уголки доставлялась литература, оформлялись различные книжные выставки. В это же время было организовано книгоношество – обслуживание больных и ветеранов на дому. С   1970   года   в   поселке   работал   клуб   ОПИ   (общественно­политической информации),   который   являлся   одним   из   факультетов   Народного   Университета. Руководителем Университета был директор школы, Заслуженный учитель Кузнецов И.К. Заседания   клуба   проходили   один   раз   в   месяц   с   октября   по   май.   На   его   заседания приглашались все руководители предприятий, работники правоохранительных органов, специалисты районных служб. Вели заседания завуч средней школы Просянников  М.Н. и зав.   библиотекой   Воронова   В.Т.   Вся   подготовительная   работа   велась   работниками библиотеки. На заседания приходили жители разных возрастных групп – от юношей до пенсионеров. 5 Нынешнее здание библиотеки является архитектурным памятником середины XIX. В   2007­08   гг.   был   проведен   его     капитальный   ремонт   за   счет   средств   бюджета Лискинского района. Проследим, как изменялся статус библиотеки с 1918 по 2010 годы. Статус библиотеки. 1918г. – Библиотека – читальня села Давыдовка. 1930­1946гг. – Библиотека села Давыдовка. 1946г. – Районная библиотека Давыдовского района. 1966г. – Давыдовская зональная библиотека Лискинского района. 1979г. – Давыдовский филиал №2 Лискинской ЦБС. 2009г.   –   Давыдовская   библиотека   для   взрослых   Давыдовского   городского поселения. 2010г. – Библиотека МУК Давыдовский КДЦ Лискинского района. 6 Глава 2. Давыдовская поселковая библиотека сегодня. В данной части работы я хочу познакомиться с формами работы   Давыдовской библиотеки, чтобы понять, влияют ли они на основные показатели   ее деятельности, в том числе,  на количество читателей. Для этого необходимо выделить традиционные и инновационные формы ее деятельности. В настоящее время в библиотеке работают: Завилохина Галина Юрьевна, сред.­спец. обр., с 1998 года; Панова Татьяна Владимировна, высш. обр., с 2003 года; Неровная Галина Викторовна, высш. обр.,  с  1980 года; Воронова Вероника Тимофеевна,  высш. обр., с 1954 года. Все   они   настоящие   профессионалы,   люди   неравнодушные,  старающиеся   идти   в ногу со временем. Отдельного исследования, на мой взгляд, заслуживает  трудовой путь заведующей   библиотекой     Вороновой   В.   Т..   Она   не   только   успешно   руководит библиотекой с 1954 г., но и ведет большую краеведческую работу, принимает самое активное участие в культурной жизни поселка. Основные показатели работы Давыдовской поселковой библиотеки: 1948г. 2 406 1960г. 16 524 1970г. 27 975 1980г. 35 462 1990г. 38 562 2000г. 35 870 2012г. 28 114 2013г. 27 050 827 1 393 2 596 3 992 3 804 2 492 2 284 2 285 17 585 29 972 51 627 83 022 85 928 65 069 59 463 57 739 2 3 3 6 6 4 4 4 1985г. 39 437 2 191 1 033 1985г. 4 104 237 «Фонд библиотеки» 1990г. 38 562 1 460 662 2000г. 35 870 402 949 2012г. 28 114 631 548 2013г. 27 050 350 1 414 «Количество читателей» 1990г. 2000г. 3 804 594 2 492 518 2005г. 2 458 547 2013г. 2 285 532 Кол­во книг Кол­во читателей Кол­во книговыдач Кол­во работников Кол­во книг Поступило Списано Год Общее кол­во  читателей Кол­во  читателей в  возрасте 14­21 7 год. Глава 3 Основные формы деятельности Давыдовской поселковой  библиотеки 3.1 Традиционные формы работы  Давыдовской поселковой библиотеки ­ Систематическое проведение бесед с читателями различных возрастных групп («Посети   библиотеку   ­   открой   мир»,   «Ощути   радость   чтения»,   «Классика   на   все времена»). ­ Обзоры литературы («Здесь Родины моей начало», «Поэзия на все времена», «А мы России служим – больше никому»). ­ Оформление закладок в книге: «Человек читающий», «Великие люди о книге», «Азбука здоровья», «Родной земле посвящается», «Книги о любви». ­ Проведение акций «Пригласи в библиотеку друга», «Книгу – в дар библиотеке», «День читательских встреч». ­   Оформление   стендов,   книжных   выставок   («История   книги»,   «Это   стоит перечитать», «Язык­душа народа»). ­ Анкетирование читателей, учащихся школ. ­ Беседы с читателями старшего поколения «За чашкой чая». ­ Тематические конкурсы чтецов. ­ Обслуживание на дому инвалидов и пожилых людей. ­ Сбор, систематизация, публикация краеведческого материала. ­ Оказание методической помощи ЦДТ при подготовке и проведений различных мероприятий. ­ Оказание методической и информационной помощи КДЦ. ­   Проведение   мероприятий   совместно   с   учителями   МКОУ   Давыдовская   СОШ (классные   часы,   Ежегодно   проводится «Библиографический калейдоскоп», на котором ведущий библиотекарь Неровная Г.В. знакомит   присутствующих   с   библиотекой,   ее   работниками,   рассказывает   о   правах   и обязанностях читателей, знакомит с книжными выставками, каталогами.   литературные   вечера,   и   т.д.). В   2008г.   библиотека   стала   участницей   мини­форума   «Общественного   человека создает труд». На нем представители 5­ти школ (Ермоловская, Почепская, Дракинская, Вознесеновская,   Давыдовская)   познакомили   со   своими   творческими   проектами   ­ «Польза моей будущей профессии для России». Учащиеся рассказали о своем призвании, высказывали мысли о своей будущей профессии. Руководитель мини­форума Головина И.П. подвела итог: «Человек, определяющий своей будущей перспективой получение определенной профессии, знает свою цель в жизни». 3.2 Инновационные формы работы Давыдовской поселковой библиотеки ­   Предоставление   индивидуальной   и   коллективной   (организациям   поселка) информации по интересующим именно их вопросам. 8 ­   Использование   ресурсов   интернета     для   предоставления   информации, отсутствующей в фондах библиотеки. ­ Предоставление печатно­полиграфических услуг. ­ Народные библиотеки (бесплатное и безвозвратное распространение литературы в местах наибольшего скопления жителей поселка). ­   Буккроссинг   (каждую   пятницу   работники   библиотеки   раскладывают   книги   в людных   местах   с   просьбой   прочитать   и   передать   другому,   чтобы   книга   была   «не потеряна»). ­ Организация художественных экспозиций:    * Акварелей самобытного художника А. Митина;    * Картин, посвященных ВОВ;    * Пейзажей русских художников;    * Художественных поделок жителей п. Давыдовка     9 Глава 4. Анализ анкетирования старшеклассников МКОУ «Давыдовская сош». Во   время   работы   над   исследованием   мною   было   проведено   анкетирование учащихся   старших   классов   МКОУ   «Давыдовская   СОШ».   В   анкетировании   приняли участие 47 человек в возрасте от 14  лет до17 лет. Проведенный анализ показал, что 40% респондентов посещают библиотеку 2­3 раза в месяц и чаще, 30%  ­ 1 раз в месяц, 30% ­ реже 1­го раза в месяц. 89% опрошенных берут книги преимущественно  для подготовки к учебе, 42% ­ только для чтения. 30%  респондентов имеют читательский стаж менее 5­ ти лет, 70% ­ более 5­ти лет. 10 На вопрос «Где чаще всего вы находите книги, рекомендуемые преподавателями?» старшеклассники ответили так: 32 чел. – в библиотеке. 21 чел. – в интернете. 1 чел. – у друзей. 6 чел. – в магазине. 11 Жанровые предпочтения опрошенных распределились следующим образом: 10 чел. ­ предпочитают романы. 19 чел. – приключенческую литературу. 21 чел. – фантастику. 10 чел. – детективы. 10 чел. – что­то другое. 9 чел. – не любят читать. 12 Заключение В   1996г.   на   саммите,   посвященном   100­летию     Нью­Йоркской   публичной библиотеки, рассматривалась проблема с образным названием «Кирпич или байты?» ­ строить   новые   здания   библиотек   или   виртуальные   центры   информации.   Тогда представители   компьютерных   фирм   утверждали,   что   вскоре   библиотеки   будут   не нужны. За минувшие годы произошёл колоссальный рывок в развитии компьютерных технологий, их прогресс поражает своей стремительностью, неудержимым расширением возможностей   получения   информации.   Однако   библиотеки   при   этом   сохраняются   и, используя новейшие достижения науки, продолжают развиваться. Развитие человека – основная цель и необходимое условие прогресса современного общества.   Это   и   сегодня,   и   в   долгосрочной   перспективе   рассматривается   как абсолютный   национальный   приоритет.   Но   именно   библиотеки   могут   обеспечить потребности   граждан   в   развитии   духовного   и   культурного   потенциала.   В   частности, именно на это нацелена Национальная программа поддержки и развития чтения.     В соответствии с потребностями информационного общества должна произойти коренная   модернизация     библиотечного   дела.     Библиотеки   могут   стать   основным общественным элементом.  Необходимо создать образ новой библиотеки, который будет сочетать   в   себе   традиционное   обслуживание   и   развитие   новой   цифровой   культуры информации. Это потребует формирования новой структуры   библиотечных фондов, накопления и гарантированного  хранения электронных  ресурсов, развития надежного онлайнового   доступа   к   удаленным   базам   данных.   По­прежнему   библиотеки   должны выполнять   функцию   формирования   и   сохранения   культурного   наследия,   включая   и новые информационные материалы. Познакомившись с историей создания и деятельностью Давыдовской поселковой библиотеки, я пришла к выводу о том, что в настоящее время в ней используются самые разнообразные традиционные   и инновационные формы работы. Важным   мне кажется тот факт, что работники библиотеки всегда применяют индивидуальный подход в работе с читателями, стремятся удовлетворить их самые разнообразные запросы. Анализ   основных   показателей   деятельности   библиотеки   показывает,   что количество книг в с 1985 г. по 2013 г. уменьшилось, при этом количество списанных книг   увеличивается,   а   поступивших   уменьшается.       Это   свидетельствует   о   том,   что библиотека  явно испытывает недостаток в бюджетных средствах, а спонсорская помощь не решает проблемы. Однако списанная литература является ветхой или устаревшей по содержанию. Следовательно, книжный фонд обновляется. Общее количество читателей за 13 последних лет уменьшилось незначительно ­ всего на 8%, но при этом количество молодежи   по отношению к общему количеству читателей увеличилось на 8 %. Радует тот факт, что количество читателей в возрасте от 14 до 21 года даже немного увеличилось ­ на 2%. Кроме того, в 2013 г. в библиотеку записалось более 100 читателей из вновь прибывших на постоянное местожительство граждан.   Анализ анкетирования показал, что старшеклассники нашей школы достаточно часто   посещают   библиотеку.   Большая   часть   опрошенных   берет   книги   для   учебы. 13 Наиболее   предпочтительные   жанры   –   фантастика   и   приключения.   Большая   часть респондентов имеет читательский стаж более 5 лет. Рекомендуемую преподавателями литературу большинство старшеклассников предпочитают находить в библиотеке. Познакомившись с основными формами деятельности   Давыдовской поселковой библиотеки, я увидела, что в ней используются как традиционные, так и инновационные формы работы. Работникам библиотеки за последние годы удалось сохранить высокий уровень   общего   количества   читателей,   а   численность   молодых   читателей   даже увеличить. В будущем необходимо постоянно обновлять библиотечный фонд, следить за изменениями   в   обществе,   еще   активнее   использовать   все   технические   новинки   и достижения. Однако без помощи государства решить эти  проблемы невозможно. Все вышеизложенное дает возможность сделать вывод о том, что формы и методы  взаимодействия библиотеки с читателями меняются в связи с внедрением новых  технологий, инновационных форм и методов работы, повышения комфортности  предоставления отдельных услуг. Все эти факторы в совокупности позволяют  поддерживать читательский интерес, сохраняют количество читателей. А значит, у  библиотеки есть будущее! 14 Список использованной литературы. 1. Акилина М.И. Публичные библиотеки: тенденции и обновления //  Библиотековедение – 2001г. №2 2. Журнал «Библиотека», 2009г. №6.  3.Газета «Лискинские известия» от 21.07.2008г.,12.01.2012г., 3.11.2012г 4. Ежегодные отчеты о работе Давыдовской поселковой библиотеки. 5. Воронова В.Т. Реферат «Библиотека: как  нужна ты людям (к 90­летию  существования Давыдовской библиотеки)» 15

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»

Исследовательская работа «Есть ли будущее у библиотеки?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017