Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "
Оценка 4.6

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
4 кл
22.03.2018
Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "
Исследовательская работа "Ежели вы вежливы" предназначен для учащихся начальных классов. Она поможет при сборе материалов для исследовательских работ. Используя эту работу на классных часах, учитель расширит кругозор у учащихся, сформирует умения детей в воспитании вежливого отношения к окружающим, докажет, что вежливые слова положительно влияют на человека и т. д.Исследовательская работа. Ежели вы вежливы...
Исследовательская работа.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа с.Стерлибашево МР Стерлибашевский район РБ Секция: Культурология Исследовательская работа Тема: Ежели вы вежливы…  Хайруллина Алина  Радмировна,  ученик 3 «Б» класса МБОУ НОШ с.Стерлибашево МР Стерлибашевский район  РБ Руководитель: Иксанова Эльвира Зуфаровна  Стерлибашево, 2014 г. 3 Содержание I.  Введение…………………………………………………………………...4­6  II. Основная часть  2.1.Что такое вежливость?………………………………………………….6­8      2.2. Значения вежливых слов.………………………......................................9­10   2.3. История  происхождения  хороших манер…………………………..10­12 2.4. Наблюдения и опросы…………………………………………………10­11 2.5.Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей…………………12­13 III. Практическая часть. Эксперимент………………………………………13 IV. Заключение……………………………………………………….............13­14 V. Использованные ресурсы………………………………………..............14­15 VI. Приложения……………………………………………………….. Приложение 1.  Приложение 2. Приложение 3.  Приложение 4.  4 I. Введение Вежливость   можно   назвать   мелкой   монетой,   которая   по сравнению с любовью и дружбой не более, как простая медь. Но она имеет  для всякого  цену, и  наибольшую  для того, кто  сам вежлив.  Фридрих Кирхнер О «Малой академии» наук мы слышали уже с первого класса. И у меня появилось большое желание выступить со своей исследовательской работой. Тему я выбрала из  предложенного  нашей учительницей списка.         Итак, тема моей исследовательской работы «Ежели мы вежливы…». Мне кажется, так приятно  жить в мире вежливых слов: все улыбаются, любезны и добры. А какие слова, какая речь, словно на королевском балу. Ведь именно эти   слова   оказывают   на   человека   положительное   влияние:   утешают, поднимают настроение, делают человека отзывчивым, мягким, добродушным. Я  считаю, что тема моей работы очень актуальна.    Мне бы хотелось, чтобы вокруг   меня   слышалась   только   вежливая   речь,   поэтому   я   сама   стараюсь   общаться   вежливо.   Но   этого   недостаточно.   Как     много   сейчас   вокруг грубости, пошлости и агрессивности в отношениях людей. Таким образом, возникает проблема. Меня   заинтересовали   вопросы:   что   такое   вежливость   ?   Откуда появились эти слова и что они обозначают? И наконец, как влияют вежливые и грубые слова на отношения людей? Цели: выяснить   происхождение   вежливых   слов; использованием   вежливых   слов   в   других   странах;   изучить   как     влияют   познакомиться   с вежливые слова на взаимоотношения людей. 5 Задачи:   изучить  и проанализировать литературу по выбранной теме;  исследовать   этимологию   вежливых   слов   (выяснить   происхождение значения слов вежливости);  познакомиться с использованием вежливых слов в других странах;  познакомиться с интересными фактами использования вежливых слов;  определить   частотность   употребления   слов   вежливости   в   речи учащихся;  исследовать уровень овладения словами вежливости;  провести   наблюдение,   эксперимент   по   теме:   «Применение   вежливых слов учащимися нашей школы»;  выпустить   буклет   «Вежливые   слова»,   игру­лото,   создать   сборник видеоматериалов о вежливости. Наша  гипотеза:  мы   предполагаем,   если   учащиеся   нашей   школы   будут знать о происхождении вежливых слов, о том, как влияют вежливые слова на человека и будем развивать культуру речи, то наши взаимоотношения между учащимися, а также их родителями изменятся в лучшую сторону.  Объект исследования: вежливые слова Предмет исследования: влияние вежливых слов на людей. План исследования: 1 Изучение литературы по теме. 2 Использование   компьютера   для   получения   дополнительной информации. 3 Анкетирование. 6 4 Наблюдение за речью учащихся. 5 Проведение эксперимента и фиксирование результатов. 6 Построение диаграмм по результатам анкетирования и эксперимента. 7 Подведение итогов исследования и оформление  работ. Методы исследования: изучение литературы по теме исследования; наблюдение за употреблением вежливых слов; интервью­беседа   с   учителями,   с   библиотекарем,   с   техперсоналом школы; эксперимент «Влияние вежливых слов на окружающих»; опрос учащихся школы; анализ результатов анкетирования. Практическая   значимость:   данная   работа     расширит   кругозор, поможет сформировать умения детей в воспитании вежливого отношения к окружающим,   а   также  собранные   материалы   могут   быть   использованы учащимися и учителями для классных часов. Научная новизна:  создание презентации и буклета с рекомендациями по применению вежливых слов, разработка правил вежливости, оформление наглядностей для использования на классных часах на данную тему, создание буклета и составление сборника видеоматериалов о вежливости. II. Основная часть. II.1. Что такое вежливость?                                Ничто не стоит нам так дёшево, и не ценится так дорого, как вежливость. 7 Жизнь так устроена, что человек постоянно сталкивается с различными проблемами­   с   добром   и   злом,   с   хорошим   и   плохим,   с   грубостью   и вежливостью. Среди этих значений, мы бы выделили слово «вежливость», так как нам без неё не обойтись. Есть даже такая поговорка «Ничто не стоит нам так дёшево, и не ценится так дорого, как вежливость.» С раннего детства мы постоянно слышим: «Так вести себя некрасиво», «Веди себя прилично», «Как некультурно», «Этого делать нельзя» и т.е.  учат как правильно говорить, как правильно вести себя в том или ином месте.   Постепенно мы приучаемся здороваться, извиняться, просить о помощи и   вообще   вести   себя   по   –   взрослому   –   воспитанно   и   культурно,   но   не задумываемся над истинным смыслом вежливых слов.   Слова,   которые   так   трудно   было   произнести,   смотря   в   глаза   маме, становятся обычными и незначительными.  Поэтому мы считаем, что знать о происхождении вежливых слов и их значении необходимо, да и вообще , что такое вежливость? Для   того,   чтобы   дать   ответы   на   вышестоящие   вопросы,   я   сначала   посмотрела в словарь  Д. Н. Ушакова, что значит «вежливость» ­ учтивость, благовоспитанность,   соблюдение   бытовых   приличий.   Слово   вежливый образовалось от древнерусского слова "вежа", с помощью суффикса "лив". "Вежа" ­ знаток ("ведать" ­ знать). Буквальное значение слова "вежливый" ­ знающий, как  себя  вести. А  лексическое  значение этого  слова  следующее: Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной   нормой   поведения   и   привычным   способом   общения   с окружающими.  Вежливость   –   прекрасное   человеческое   качество.   Настоящая вежливость   всегда   доброжелательна.   Одним   из   элементов   вежливости   – 8 умение   сразу   запоминать   имена.   Дейл   Карнеги   так   говорит   об   этом: «Большинство   людей   не   запоминают   имен   по   той   причине,   что   не   хотят тратить   энергию   на   то,   чтобы   сосредоточиться,   затвердить,   неизгладимо запечатлеть   эти   имена   в   своей   памяти…» (Из   книги   «Язык   успеха») Правила   общения   и   поведения   предполагают   культуру   речи.   Речь должна   быть   красивой,   грамотной,   без   вульгарных   слов,   нецензурных выражений, богатой на вежливые слова таких как : «будьте добры», «Будьте любезны»,   «извините»,   «простите»,   «благодарю   за   помощь»,   «премного благодарен», «спокойной ночи», «приятного аппетита» и т.д. Среди вежливых слов можно выделить несколько групп: • слова приветствия; • слова благодарности; • слова просьбы; • слова извинения; • слова похвалы; • слова сочувствия; • слова согласия; • слова отказа; • слова прощания. Слова приветствия Слова благодарности Слова прощания Слова похвалы Вежливые слова Слова согласия 9 Слова сочувствия Слова извинения Слова отказа Слова просьбы II.2. Значения вежливых слов.  Чтобы понять цели вежливых слов, надо понять их смысл. Например, «здравствуй»   –   это   пожелание,   просьба   –   будь   здоров.   А   когда   человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что­то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым. При встрече русские – обнимаются и целуют друг друга в обе щеки. ­ Китайцы – кланяются друг другу и говорят «Ели вы сегодня?» ­ Монголы спрашивают, здоров ли ваш скот? Ведь стадо для монгола­ кочевника – основа его жизни. Здоровы животные, значит, хватает еды и,  соответственно, все благополучно в семье. ­ В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди, туркмены засовывают  руки в длинные рукава. ­ Индийцы складывают ладони лодочкой и склоняют голову. ­ Башкиры и татары пожимают друг другу руки, спрашивая: «Хаумыхыгыз?»  или «Исенмесез?», что означает «здоровы ли вы?» 10 Кстати,  11 января – всемирный день самого вежливого слова на любом языке – слова «спасибо». Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому­либо и за что­либо. Но не все помнят, что в старину «спасибо» состояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили собеседнику в знак уважения и благодарности, желая, чтобы у него все было хорошо. Позже для краткости эти слова слились в одно и приобрели современное звучание. Издавна   слово  «жаловать» означало   оказывать   внимание,   уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово –  «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение. Если кто­нибудь причинял другому неприятность или неудобство, не желая того, ненароком. Он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину». Самые   простые,   на   первый   взгляд,   слова,   а   сколько   в   них   кроется смысла для каждого человека.  Вывод. Таким   образом,     изучив   литературу   для   себя   я   выяснила,   что   , употребляя вежливые слова надо задумываться над их значением, произносить их   с   правильной   интонацией.   Тогда   открывается   их   истинный   смысл,   а пожелание, содержащее в них, сбывается. II.3. История  происхождения  хороших манер Существует забавная история о происхождении хороших манер.  Однажды   мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не 11 могли отыскать «золотую середину» – то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди. II.4. Наблюдения и опросы. Может быть, хорошие манеры – это «золотая середина», которую нашли люди   для   удобства   общения?   Сложившиеся   правила   поведения   помогают людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтов. Вместе с Эльвирой   Зуфаровной мы решили провести исследование в нашей   школе   среди   учащихся  2  смены  (т.е.   учащихся  2­3  классов),  чтобы выяснить,   как   хорошо   знают   дети   вежливые   слова   и   насколько   часто используют их в своей речи. Письменный   опрос   показал,  что   учащиеся   нашей   смены   знают   много вежливых слов. (Прил. 1) А ещё мы проводили исследование на самых распространенных  словах «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «до   свидания».   В   этом   нам помогли школьный вахтёр, повара, классные руководители других классов. И вот что показало наблюдение вначале эксперимента, что в речи использовать вежливые слова дети частенько забывают.  А   вот   другие   показатели   опроса,   которые   провели   параллельно   в каждом классе 2 смены. Так, поздоровались  с учителем и одноклассниками ­ 25 % всех учащихся, а говорят «пожалуйста» – 37,5%,  «спасибо» ­ 12% , «до свидания» ­ 21%.   Наблюдение велось  в течение пяти  дней.  Затем  мы вывели средние показатели   (Прил.2),  а вот такими результаты стали в конце исследования: 12 поздоровались с учителем и одноклассниками – 58%; говорит «пожалуйста» - 14 человек – 45%.,  «спасибо» ­ 43% , «до свидания» ­ 35%. «здравствуйте» «пожалуйста » «спасибо» 25 % 58% 37,5% 45%  12% 43% «до свидания» 21% 35%. Вывод.  Итак,   по   данным   показателям     мы   явно   видим   динамику,   как учащиеся нашей школы начинают всё чаще употреблять вежливые слова. 2.5.Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей. Учёные     выяснили,   что   вежливые   слова   положительно   влияют   на человека   и   на   его   эмоциональное   состояние   .   Интересные   факты   о воздействии   слов   мы   нашли   в   Интернете.   Например,   звучание   и эмоциональный строй слова «здравствуй» всегда оказывается положительным. Известный   американский   учёный   Дж.Миллер   ,   который   провёл   несколько опытов , пришёл к выводу, что умело подобранная музыка, звучание молитвы и даже стихов оказывает целительное воздействие на людей, избавляя их от всевозможных недугов. А учёный Иван Белявский считает, что произнесённое или   услышанное   человеком   слово   несёт   в   себе   энергетический   заряд, воздействующий на его гены. В течение ряда лет ученый и несколько его единомышленников вели наблюдение за двумя группами. Первая из них состояла из людей, в разговоре употребляющих     брань   и   нецензурные   слова,   вторая   ­   принципиально   не использующих в обиходе "крепких" словечек. В итоге наблюдения показали ,   нецензурными   словами   ,   очень   быстро что   у   людей,   выражавшихся   появлялись   возрастные   изменения   на   клеточном   уровне   и   различные 13 хронические   заболевания.   Во   второй   группе,   наоборот,   общее   состояние организма было на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста. А в Красноярске  медики применяли «добрую лексику». Тем самым у больных не только поднималось настроение, но даже менялся состав их крови, повышался иммунитет, происходили изменения в структуре ДНК. Больные быстрее выздоравливали.  По­другому   действует   на   человека   ругань,   матерщина.   Увы,   мат   все больше и больше входит в обиходный лексикон россиян. Хотя, во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно,   за   это   налагалось   жестокое   наказание   ­   вплоть   до   смертной казни. А ведь произнеся сквернословие, произносится и имя демона, с которым общались древние колдуны для наказания  провинившихся женщин.  Учёные   зафиксировали,   как   бранное   слово   вызывает   мутагенный   эффект, аналогичный радиационному облучению. Так, тем кто произносит мат, стоит призадуматься, хотят ли они испортить здоровье или поломать судьбу. Это доказывает и проведенный нами эксперимент.  III. Практическая часть. Эксперимент С одной и той же просьбой мы попросили обратиться двух учеников в разной   форме:   1   ­   грубо,   2   ­   вежливо.   В   первом   случае   в   просьбе   было отказано, а во втором разрешено. В  результате нашей работы мы пришли  к  выводу,  что грубые  слова оказывают негативное воздействие на настроение людей, на грубость хочется ответить грубостью, а на ласковое слово – улыбкой. Конечно, если идут они от души, от сердца. Только в этом случае они сыграют свою волшебную роль. 14 IV. Заключение В ходе изучения  литературы мы выяснили, что , употребляя вежливые слова   надо   задумываться   над   их   значением,   произносить   их   с   правильной интонацией.  Проведенные   нами   наблюдения   помогли   убедиться   в   правильности выдвинутой гипотезы: вежливые слова положительно влияют на человека В течение того времени, пока мы проводили исследование, все ученики класса старались не забывать пользоваться вежливыми словами, что вызвало спад   ссор   и   негативного   отношения   друг   к   другу,   таким   образом   это доказывает,   что   наша   гипотеза   о   том,   что   вежливые   слова   положительно влияют на человека верна. Употребление вежливых слов в школе создадут более дружескую атмосферу и улучшат взаимоотношения между учениками.  Для того, чтобы взаимоотношения в нашем классе улучшались, мы с ребятами разработали правила вежливости. А также мы собрали и оформили материалы для проведения классных часов по данной тематике. Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая проблема выяснена. Мы   уверены,   если   ребята   прислушаются   к   этим   словам,   то   станут   лучше понимать   друг   друга,   научатся   оценивать   не   чужие   поступки,   а   свои,   и помнить «Как ты относишься к окружающим, так и они относятся к тебе». Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по доброму.  Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и  надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.  Вежливое общение ­ качество, необходимое каждому из нас. Ведь от того,   как   мы   общаемся,   зависит   наш   успех,   как   собеседника.   А   уж   как 15 необходимо это умение в общении с бизнес­партнерами! Научиться вежливо общаться не сложно. Главное ­ следовать правилам и у нас все получится! V. Использованная литература: 1. Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слова   и   фразеологических     выражений   /   Российская   академия   наук. Институт   русского   языка   им.   В.   В.   Виноградова.   –   4   –   е     изд., дополненное.­ М..: Азбуковник, 1999. 2. Панкеев И. А. Энциклопедия этикета. – М.: ОЛМА­ ПРЕСС, 2001. 3. Бушелева Б. В. Поговорим  о воспитанности: Книга для подростков. – М.: Просвещение, 1990. 4. Квакин М. Этикет наоборот. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. 5. Источники информации из ресурсов Интернет: http://mydrost.com/o­vezhlivosti/ http://luntiki.ru/blog/chtenie/1543.html http://seng2.ucoz.ru/load/vneklassnaja_rabota/razrabotki_klassnykh_chasov_ve cherov/pogovorim_o_vezhlivosti/7­1­0­26 http://www.slovonevorobei.ru/aforizm/tema_aforizm_190_1.shtml http://www.omolody.ru/quotes_love/politeness.htm http://www.uroki.net/docnach/docnach137.htm http://deti­i­v       nuki.ru/wp­content/uploads/2014/09/64624.jpg http://www.knigisosklada.ru/images/books/271/big/271903.jpg 16 17 18

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "

Исследовательская работа "Ежели вы вежливы… "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2018