Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
28.01.2017
Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"
Исследовательская работа является актуальным, т. к. в последнее время в России значительно возрос интерес к геральдике, этому способствуют проведение различных конкурсов, викторин по данной тематике, в которых молодое поколение принимает активное участие. Сегодня происходит массовое возрождение старых и создание новых городских, краевых, республиканских, областных, районных гербов, начинают появляться гербы и флаги общественных организаций, учреждений и даже частных лиц.Исследовательская работа является актуальным, т. к. в последнее время в России значительно возрос интерес к геральдике, этому способствуют проведение различных конкурсов, викторин по данной тематике, в которых молодое поколение принимает активное участие. Сегодня происходит массовое возрождение старых и создание новых городских, краевых, республиканских, областных, районных гербов, начинают появляться гербы и флаги общественных организаций, учреждений и даже частных лиц.
Исследовательская работа Государственная символика Удмуртии.doc
Исследовательская работа Государственная символика Удмуртии                                                                           Автор:  Васильева Дарина                                                    Руководитель:  Абросимова Валентина  Викторовна Содержание Введение ………………………………………………………………………………… 3 Основная часть 1. История появления гербов …………………………………………………………. 5 2. Герб и флаг Удмуртской АССР …………………………………………………….. 5 3. История создания современной государственной символики Удмуртской  Республики ……………………………………………………………………………. . 6 4. Флаг и герб Ю.Н. Лобанова ………………………………………………………… 9 5. Описание государственных символов Удмуртской Республики ………………... 11 6. Слово автору государственной символики Лобанову Ю.Н. …………………….. 12 Заключение …………………………………………………………………………... 15 Список   литературы …………………………………………………………. 17 Приложения Введение Что такое государственная символика? Заглянем в словарь… «Государственная символика — внешняя атрибутика страны в форме знаков, символов, цветов и т.п., которая   представляет   радикально­государственную   идею.   Основными   атрибутами государственности является герб, гимн и флаг.» [14]  В   большинстве   стран   государственные   символы   (герб,   флаг,   гимн)  являются общенациональными   и   объединяющими   факторами.   Верность   своим   эмблемам   и способность пронести их сквозь века составляют особую гордость и служат залогом преемственности исторической жизни народов. Символы объединяют народ в нацию, придают  ему государственность. Почитание  своих символов является  проявлением гражданской позиции. Исследовательская   работа   является   актуальным,   т.   к.   в   последнее   время   в России   значительно   возрос   интерес   к   геральдике,   этому   способствуют   проведение различных конкурсов, викторин по данной тематике, в которых молодое поколение принимает активное участие.   Сегодня происходит массовое возрождение старых и создание новых городских, краевых, республиканских, областных, районных гербов, начинают появляться гербы и флаги общественных организаций, учреждений и даже частных лиц. Тема   государственной   символики   России   рассматривается   в   работах   моих сверстников часто, в прошлом году мы с сестрой подготовили слайд­фильм о гербе России,   а   в   этом   году   я   решила   изучить   историю   возникновения   государственной символики Удмуртской республики. Объект исследования – государственная символика Удмуртской Республики. Предмет исследования – история создания герба и флага Удмуртии. Цель моего исследования: узнать историю создания флага и герба Удмуртской Республики. Задачи: 1. Изучить государственные символы Удмуртии, их историю создания. 2. Выяснить значение цветов на флаге республики, изображенных символов. 3. Узнать, почему на гербе республики изображен лебедь в образе женщины и что означает. 4. Сформулировать выводы. 5.   Систематизировать   и   оформить   работу   как   одну   из   страниц   школьного краеведческого музея.                              Гипотеза:  В элементах государственной символики Удмуртии скрыта древняя история народа. Методы исследования: ­ эмпирические (наблюдение, сравнение, беседа); ­ работа с литературными источниками ­ беседа с автором районной символики ­ подбор материала ­ теоретические (анализ литературы, статей периодической печати, сайтов сети Интернет, научной литературы; синтез; обобщение) ­ анализ полученной информации. Экономика,   природа,   культура   и   быт   удмуртского   народа   все   больше привлекают  к   себе  внимание   не   только  других   регионов   России,  но  и   зарубежные страны. Исходя из этого нам необходимо знать о своей малой родине, в том числе как, откуда и с чем связано   появление символов на гербе и флаге Удмуртии.    Данная   исследовательская   работа   может   быть   использована   на   уроках краеведения, истории, для проведения классных часов. Она способствует укреплению патриотических   чувств   и   гражданственности,   приобщает   к   возрождению   истории родного   края,   формирует   активную   жизненную   позицию   и   высокую   культуру школьников. Основная часть 1. История появления гербов Первые гербы появились в Западной Европе еще во времена крестовых походов. В ту далекую в эпоху грозные рыцари, заковывали себя с головы до ног в тяжелые железные доспехи, их было трудно отличить друг от друга. Для лучшей ориентации на поле   брани,   рыцари   стали   на   своих   щитах   изображать   специальные   отличительные знаки, которые впоследствии стали наследственными родовыми эмблемами ­ гербами. Среди   рыцарей   были   и   крупные   феодалы,   впоследствии   гербы   получили распространение   на   их   замки   и   прилегающие   к   ним   земли.   Так   зарождались территориальные   гербы,   со   временем,   ставшие   городскими,   областными   и государственными гербами. Геральдика  не  обошла   стороной   и Россию.  Княжеские  именные  знаки  также передавались по наследству, использовались на печатях. В 1722 году Петром I была образована   Герольдмейстерская   контора.   Особенно   бурным   развитие   городской геральдики было в XVIII веке, когда каждый город имел свой неповторимый герб, ставший   предметом   гордости   горожан:   им   украшались   здания,   верстовые   столбы, знаки городских служб, городская печать, полковые знамена. Придумать герб ­ непростое дело. Существует несколько правил составления гербов: 1. Герб может быть различным по форме; овальным (итальянский); треугольным (варяжский);   квадратным,   закруглённым   внизу   (испанский);   четырехугольным, заострённым внизу (французский); вырезной, причудливой формы (германский). 2. Герб может быть различным по цвету, и каждый цвет что­либо обозначает: красный – страсть; зелёный – свободу; голубой – верность и честь;                     черный – смелость; пурпурный – храбрость. 3. На гербах часто помещаются: ­ геометрические фигуры (квадраты, треугольники, ромбы); ­ животные (лев, орел); ­ растения (лилии, роза); ­ элементы неживой природы (солнце, месяц, звезды); ­ мифические создания (дракон, кентавр, единорог); ­ человек. Каждая фигура имеет своё значение. Выше рассмотрены исторические аспекты создания гербов, в следующих главах будет   рассматриваться   мною   история   появления   государственной   символики Удмуртской Республики. 2. Герб и флаг Удмуртской АССР   с     ней     Одной из важных страниц в истории любого народа является приобретение государственности. Непростой был путь удмуртского народа к приобретению своей независимости,   а   вместе     и   государственности.   А   с   получением государственного   образования   возникла   необходимость   иметь   свою   символику   и атрибуты власти.               Государственная символика любого государства отражает его международный статус,   в   то   же   время   форму   правления,   политическую   систему,   особенности культуры, традиции.   Исходя из этого, во все времена символике государства в любой стране придается особое значение. Любое, получившие независимость государство в первую очередь принимают флаг, герб и гимн, которые символизируют полученный суверенитет   или   обретенную   новую   идеологию.   Пройдя   по   историческим   вехам российского   государства   нетрудно   заметить,   что   государственная   символика претерпевала   изменение   и   связывалось   это   с   началом   нового   исторического   этапа развития   страны.   Во   все   переломные   моменты   российской   истории   мы   наблюдаем активизацию «символической» деятельности — так было при Петре I, при Временном правительстве, при большевиках, при президентах Ельцине и Путине. В Удмуртии, получившей автономность в 1920 году, не сразу были разработана государственная   символика.   Первый   герб   Удмуртской   Автономной   Советской Социалистической   Республики   был   описан   в   109   статье   Конституции   Удмуртской АССР, принятой 14 марта 1937 года.    «Государственным   гербом   Удмуртской   Автономной   Советской Социалистической   Республики   является   государственный   герб   Р.С.Ф.С.Р.,   который состоит   из   изображения   золотых   серпа   и   молота,   помещенных   крест­накрест, рукоятками   книзу,   на   красном   фоне   в   лучах   солнца   и   в   обрамлении   колосьев   с надписью   „Р.С.Ф.С.Р.“   и   „Пролетарии   всех   стран,   соединяйтесь!“   на   русском   и удмуртском языках, с добавлением под надписью „Р.С.Ф.С.Р.“ букв меньшего размера Удмуртская А.С.С.Р.“ на русском и удмуртском языках» [16] В следующей конституции Удмуртской АССР, принятой 31 мая 1978 года, к описаю   герба   добавился   еще   один   элемент   —   звезда.   «В   верхней   части   герба   — пятиконечная   звезда».   На   удмуртском   языке   девиз   «Пролетарии   всех   стран, соединяйтесь!»   звучал   как   «Вань   странаосысь   пролетарийёс,   огазеяське!» (Приложение 7)   3.   История   создания   современной   государственной символики Удмуртской Республики                                                                       Современные   государственные   символы   Удмуртии,   герб,   гимн   и   флаг,   были утверждены постановлением Президиума Верховного Совета Удмуртской Республики 3  декабря 1993  года. Это было связано начавшимся  в 1990  г. на всем, тогда еще советском   пространстве,   так   называемом   «парадом   суверенитетов».   В   это   и последующее  время активизировался  процесс  приобретения  новой государственной символики взамен прежней советской. Данный процесс коснулся не только республик, входивших в состав Советского Союза, но и субъектов России, в том числе и нашу республику. В   Удмуртии   введение   государственной   символики   явилось   одним   из   этапов дальнейшего национально­государственного развития удмуртского народа, коренного населения,   составляющего   сегодня   треть   населения   республики.   А   затем   повторно была закреплена законом от 29 октября 2002 года. Согласно   пункту   Конституции   Удмуртской   Республики,   в   основу   цветовой гаммы   всего   комплекса   республиканской   символики   была   положена   триада универсальных, для многих народов цветов — черный, как символ земли, белый, как символ света, красный, как символ Солнца. Вот строчки о значении этих цветов из стихотворения известного удмуртского ученого и поэта В. Е. Владыкина, написанного еще   задолго   до   того,   как   в   Удмуртии   встал   вопрос   о   новой   государственной символике: Есть три великих вечных цвета: Красный, черный, белый. Солнце красное, Земля черная. И все это — белый свет. Божественные три цвета: Белый, красный, черный. Символ света и чистоты, Символ страха и темноты, Символ радости и красоты… …Есть только три великих вечных цвета: Белый, красный, черный. И всем народам они известны: [1] В   1992   году   был   объявлен   открытый   конкурс   по   созданию   герба   и   флага Удмуртии и при Верховном Совете республики была создана Комиссия по подготовке предложений о государственной символике Удмуртской Республики (председатель — В.К.Тубылов,   председатель   Верховного   Совета   УР,   ответственный   секретарь   ­ В.Д.Михайлов), которая в октябре 1992 года подвела итоги первого этапа конкурса. Всего было представлено около 40 проектов. [13] К   примеру,   Касим   Галиханов   предложил   два   проекта.   В   первом   в   центре круглого щита располагалось изображение ели, как образа часто встречающегося в мифологии удмуртов. Опираясь на стихи Владимира Владыкина, автор представлял центральным   образом   удмуртской   мифологии   Мудор   Кыз   ­   Мировую   Ель   (вид Мирового   Древа).     Во   втором,   представленном   им   варианте,   в   центре   щита   было помещено изображение утки. (Приложение 1) Галиханов опирался на удмуртский миф о сотворении мира, автор полагал, что утка в финно­угорской мифологии является тварью, посланной Верховным Богом нырнуть на дно Мирового Океана и принести ему земли со дна, из которой он впоследствии сотворит сушу. (Приложение 1)     Флаг Галиханова представлял собой полотнище из трёх вертикальных полос: черной,   белой   и   красной;   на   белой   широкой   полосе   (3/5   длины   полотнища) изображался стилизованный национальный орнамент. (Приложение 2)    Из общего количества проектов новых государственных символов Удмуртии, поступивших   на   рассмотрение   комиссии,   поощрительных   премий   удостоились соавторы В.Ковальчуков, главный дизайнер госпредприятия "Ижевский механический завод",   и   Е.Шумилов,   кандидат   искусствоведения,   старший   преподаватель Удмуртского   государственного   университета.   Они   подготовили   проект   из   двух вариантов,   но   в   обеих   проектах   в   центре   и   флага   и   герба   поместили   ­   италмас (удмуртское   название   цветка   купальницы   из   семейства   лютиковых   ­   растения   с крупными желтыми или оранжевыми цветами). Остановив свой выбор на италмасе, авторы исходили из того, что в удмуртском фольклоре образ девушки, матери, родины ­ один из самых лирических  образов ­ часто связан  с италмасом. Второе название цветка   у   удмуртов,   чаще   северных.   ­   гудырисяська,   переводится   как   "громовой цветок", а во многих фольклорных произведениях говорится о том, как погубивший его   оказывается   пораженным   громом.   Так   образ   девушки,   матери,   родины   как   бы находится под охраной мощных природных сил. Так   как   италмас   ­   неброский,   скромный   цветок,   он   олицетворяет   характер удмуртского народа, сформированный такой же сдержанной природой. В первом варианте флага авторы поместили италмас в сплошном зеленом круге, во втором ­ в зеленом кольце. Круг и кольцо в их трактовке означают луг и указывают на   то,   что   этноним   "удмурт"   иногда   переводят   как   "луговой   человек".   В   обоих вариантах диаметр круга и кольца равнялся ширине флага, а сам флаг представлял собой   полотнище   российского   триколора:   белого,   синего   и   красного   цветов. (Приложение 3) В проекте герба этих же авторов италмас размещался на щите так называемого финского типа: квадрат, скругленный снизу. Этим авторы хотели подчеркнуть, что удмурты являются "восточными финнами". Поле щита по горизонтали делилось на три части,  как  и  российский  флаг.   В  первом  варианте  щит  окружал   венок  из   зеленых листьев, во втором ­ зерновые колосья, перевитые трехцветной лентой, над которыми располагалась надпись: "Удмуртская Республика". Цвета   российского   флага   ­   белый,   красный   и   синий,   ­   как   считали   авторы, используются и у удмуртов, правда, в других сочетаниях. Что же касается зеленого круга или кольца, появившихся в их проекте флага, ­ цвета ислама, ­ то это известная дань уважения татарам, проживающим в Удмуртии. Ведь и флаг и герб создавались не для удмуртов, а для Удмуртии. В соответствии с таким подходом государственные символы должны вдохновлять и объединять всех граждан республики. Авторы этих государственных  символов  к тому же следовали  правилам немецкой  геральдики, в соответствии   с   которыми   цвета   герба   непременно   должны   переходить   во   флаг.   И зеленые листья в гербе поддерживают зеленый круг и кольцо.  (Приложение 4) Проекты В.Ковальчукова и Е.Шумилова вызвали возражение прежде всего тем, что они копировали приемы, по которым создавалась советская символика: когда флаг и герб автономных республик повторял символы союзных республик, а они, в свою очередь, ­ союзный флаг и герб. Высказывались возражения и против центрального символа   ­   италмаса   ­   слова   явно   тюркского   происхождения,   в   котором   второй компонент ­ алмас ­ соответствует русскому "алмаз" и происходит из арабского языка, куда оно пришло из греческого. Это слово стало популярным после выхода в свет поэмы "Италмас" удмуртского писателя М.Петрова. Но поскольку лютик растет на огромных просторах от Сибири до Западной Европы,   многие   оппоненты   сочли,   что   этот   цветок   не   может   олицетворять   лишь удмуртскую государственность. Не   был   принят   оппонентами   и   желтый   цвет,   как   чуждый   для   традиционной палитры удмуртского и финно­угорского искусства вообще. В.Напольских, доктор исторических наук, заметил при обсуждении проектов, что трактовка самоназвания удмурт как "лугового человека" неточна. Слово "мурт" действительно переводится как "человек" однако "уд" следует толковать скорее как "росток, всходы, молодая поросль". Специалистами   не   была   принята   и   концепция   финского   щита,   служащего основой для герба на том основании, что удмурты являются восточными финнами. Во­ первых,   термин   "финский   щит"   имеет   к   финнам   и   Финляндии   весьма   отдаленное отношение, а во­вторых, у финнов и удмуртов родственны, хотя и отдаленно, лишь языки. Называть на этом основании удмуртов "восточными финнами" ­ это все равно, как   заметил   В.Напольских,   что   называть   "русских,   допустим,   восточными французами" или "северными иранцами".  Опираясь   на   все   эти   аргументы,   многие   известные   в   республике   историки, этнографы, археологи и искусствоведы пришли к выводу, что проекты двух авторов не могут быть признаны удачными. В них многое надуманно, эклектично и не отражает подлинных традиций населяющих Удмуртию народов. Первую   и   еще   одну   поощрительную   премию   присудили   Ю.Лобанову, выпускнику художественно­графического факультета Удмуртского государственного университета, художественному редактору журнала "Инвожо", работающему в жанре этнофутуризма   (направление,   тяготеющее   к   язычеству   и   опирающееся   на   древнюю национальную символику). [17] 4. Флаг и герб Ю.Н. Лобанова По   причине   недостаточного   знания   конкурсантами   удмуртской   мифологии крупнейший   знаток   этих   сюжетов   профессор   В.Е.Владыкин   прочитал   для   них несколько лекций о религиозно ­ мифологической картине мира удмуртов, в которых осветил   в   том   числе   вопросы   космогонии,   доминант   цветовой   гаммы,   наиболее значимых символов и знаков. Именно под влиянием этих лекций молодой талантливый художник Ю.Н.Лобанов создал эскизы флага и герба. Исходя из преобладающих цветов традиционной одежды, Ю.Лобанов предложил флаг в виде трехцветного полотнища с равновеликими горизонтальными полосами: верхней   ­   белой,   средней   ­   красной   и   нижней   ­   черной.   Выступив   в   печати   с обоснованием своего варианта, автор объяснил, чем продиктован его выбор. Черный цвет   у   удмуртов   связывается   с   землей,   на   которой   рождается,   живет   и   умирает человек, это цвет стабильности. Красный ­ цвет жизни, радости, победы, торжества, цвет солнца. (Удмурты, как и русские, называют солнце красным, а не желтым.) Он также символ борьбы, символ крови и братства. Белый цвет символизирует "тодьы, югыт дунне", то есть "белый, светлый мир" ­ космическое, вселенское пространство; символ чистоты, святости, вечности. Трехцветное построение флага специалисты сочли весьма удачным, так как оно отражает представление финно­угорских народов о трехъярусной модели мироздания. Бог­демиург удмуртов ­ Инмар ­ делит мир на три основные зоны: верхнюю ­ небо, среднюю   ­   землю,   главным   божеством   которой   является   Кылдысин,   и   нижнюю   ­ загробный мир холода и мрака, которым правит Керемет (Луду, Шайтан). Все эти три мира обусловливают друг друга и находятся в сложном соотношении друг с другом. В середине  флага, на красной  полосе (которая выступает символом Солнца) находится "толэзе" ­ восьмиконечный солярный знак, один из самых распространенных орнаментальных   мотивов   удмуртов,   талисман­оберег,   ограждающий   от   всяческих невзгод. Таким образом, получилось, что удмуртов как бы оберегают два светила: днем ­ солнце, а ночью ­ луна. Проект герба Ю.Лобанова представлял собой красный круг с белой человеко­птицей, распахнувшей крылья. Над ее головой ­ солярный знак, призванный нести благополучие. Слева и справа ­ такие же знаки, но другого цвета. Откуда   же   появилась   в   гербе   столь   странная   центральная   фигура?   Она   напрямую связана   с   культурой   периода   завершения   образования   племенных   объединений удмуртов   в   междуречье   Камы   и   Вятки   в  III­IX  веках.   Считается,   что   у   предков удмуртов 77 родов. Нынешние населенные пункты Можга, Пурга, Омга, Бадья, Игра (правильнее   Эгра)   и   другие   названы   по   имени   родов.   Каждый   род   имел   свой собственный   пус   ­   знак,   символ,   которые   сохранились   на   украшениях,   оружии, предметах быта, орудиях труда, ­ отлитые из меди или сплавов на медной основе, изображающие,   как   правило,   животных:   хищную   птицу   с   одной   или   несколькими головами   и   человеческой   личиной   на   груди;   хищную   птицу,   клюющую   голову животного или голову медведя, лежащую между лап. Эти  наки пришли к финно­уграм из еще более раннего периода первобытного искусства, когда охота была основным занятием. Манера изображения животных и человека вместе с животными получила общее   название   "звериный   стиль".   Большинство   современных   исследователей полагают,   что   приуральский   очаг   звериного   стиля   в   основном   складывался   среди пермского   населения   ­   предков   коми   и   удмуртов,   на   территории   которых   и   были найдены   наиболее   характерные   образцы.   В   книге   В.Оборина   и   Г.Чагина   "Чудские древности   Рифея.   Пермский   звериный   стиль"   вышедшей   в   Пермском   книжном издательстве   в   1988   году,   приведено   изображение,   которое   использовал   для   герба Ю.Лобанов,   ­   птицевидный   идол   с   опущенными   под   углом   крыльями,   отлитый   из бронзы в  IX­X веках. Размер его 10,5 х 8,7 см. По краям крыльев до сих пор видны отверстия, благодаря которым его можно было пришить к одежде. Человеко­птица ­ одна из самых известных находок ­ выставлена в Пермском областном краеведческом музее. По утверждению М.Ивановой, кандидата исторических наук, это изображение являлось   символом   "обиталища   душ   умерших",   служило   оберегом   и   "было незаменимым   при   отправлении   культовых   (языческих)   обрядов".   Авторы   книги   не случайно   употребили   слово   "чудские".   Словом   "чудь"   восточные   славяне   называй финно­угорское   население   Европейского   Севера,   обычаи   и   язык   которых   сильно отличались   от   славянских,   были   "чудными".   Ну,   а   Рифей   ­   старое   литературное название   Урала,   так   античные   географы   именовали   Уральские   горы.   Ученые поддержали предложенный Ю.Лобановым вариант герба с человекоптицей, поскольку этот мотив можно найти в многочисленных подвесках и нашивках. Быть может, так предки   удмуртов   пытались   выразить   свои   представления   о   единстве   природы   и человека. Постигнуть полностью смысл, который вкладывали люди того времени в эти загадочные изображения, ­ невозможно. [1,2].  Хотя в целом символы были одобрены, но не избежали критики, и прежде всего центральный   элемент   герба   ­   человекоптица,   поскольку   на   проекте   Ю.Лобанова сначала   была   дана   точная   копия   хранящегося   в   музее   оригинала.   Возражения оппонентов были связаны с сомнением, можно ли переносить его в неизменном виде в государственный   герб,   а   также   ­   можно   ли   считать   птицевидного   идола праудмуртским? 5.   Описание   государственных   символов   Удмуртской Республики   После доработки 3 декабря 1993 года Президиум Верховного Совета утвердил положение о новом символе: "Государственный   флаг   Удмуртской   Республики   представляет   собой трехцветное   полотнище   с   эмблемой,   состоящее   из   вертикальных   равновеликих   по ширине полос черного, белого и красного цветов (от флагштока на лицевой стороне или слева направо, если флаг размещается в развернутом виде). Соотношение ширины флага к его длине ­ 1:2. В центре белой полосы иэображен восьмиконечный солярный знак красного цвета, не касающийся полос черного и красного цветов..." [4,6] Там же приводится толкование цветов, где черный является символом земли и стабильности; красный ­ цветом солнца и символом жизни; белый ­ символом космоса и чистоты нравственных устоев. А восьмиконечный солярный знак является оберегом. 19   мая   1994   года   Президиум   утвердил   Положение   о   гербе:   "который представляет собой круглый щит красно­черного цвета с изображенным на нем белым лебедем   с,   раскрытыми   крыльями.   На   груди   птицы   расположен   восьмиконечный солярный знак красного цвета. Над каждым крылом лебедя расположен солярный знак белого   цвета.   Щит   обрамлен   лентой   из   полос   черного,   белого   и   красного   цветов, которая в верхней части разомкнута, а в нижней части образует складку, на которой в две строки расположены надписи: "Удмурт Республика" и "Удмуртская Республика".  А   4   сентября   2002   года   Государственным   Советом   Удмуртской   Республики   был принят   и   18   сентября   2002   года   подписан   президентом   Удмуртской   Республики А.А.Волковым   закон   Удмуртской   Республики   №52­РЗ   "О   Государственном   гербе Удмуртской Республики". Изображение герба осталось без изменений и в статье 1 закона дословно   повторен   текст   "Описания   Государственного   герба   Удмуртской   Республики"   и добавлен в начале и в конце следующий текст: "Статья   1.   Государственный   герб   Удмуртской   Республики   является   официальным государственным символом Удмуртской Республики. В Государственном гербе Удмуртской Республики: черный цвет является символом земли и стабильности; красный ­ цветом солнца и символом жизни; белый ­ символом космоса и чистоты нравственных устоев. Обобщенный   образ   белого   лебедя   или   человеко­птицы   является   символом возрождения,  мудрости,  мужества  и  совершенства.  Его  основа  ­ мифология  удмуртского, русского,   татарского   и   других   народов   Удмуртской   Республики.   Солярные   знаки,   по преданию,   оберегают   человека   от   несчастий.   Большой   солярный   знак   является   земным воплощением   оберегающих   сил,   малые   ­   космическим.   Цветное   изображение,   черно­белое изображение, схематическое изображение и объемное изображение Государственного герба Удмуртской Республики помещены в приложениях к настоящему Закону". [4,8] Законом   Удмуртской   Республики   "О   внесении   изменений   в   Закон   Удмуртской Республики "О Государственном гербе Удмуртской Республики" (принят Государственным Советом   Удмуртской   Республики   29   мая   2007   года)   в   Закон   УР   о   гербе   были   внесены некоторые изменения (не касающиеся, впрочем, внешнего вида герба). [6]    Конституция   Удмуртской   Республики   о   государственной   символике   Удмуртской Республики: "Стать   156.   Государственный   флаг   Удмуртской   Республики   представляет   собой прямоугольное трехцветное полотнище с эмблемой, состоящее из вертикальных равновеликих по ширине полос черного, белого и красного (от флагштока) цветов. В центре белой полосы изображен восьмиконечный солярный знак красного цвета, не касающийся полос черного и красного цветов. Соотношение ширины флага к его длине ­ 1:2" Статья   36.   1.   К   полномочиям   Государственного   Совета   Удмуртской   Республики относятся: 1) принятие Конституции Удмуртской Республики и поправок к ней; 2)   утверждение   государственной   символики   Удмуртской   Республики,   учреждение государственных   наград   Удмуртской   Республики   и   установление   почетных   званий Удмуртской Республики.[9] 6. Слово автору государственной символики Лобанову Ю.Н. Закон о государственной символике был принят, но резонанс обсуждения в  народе и в средствах массовой информации еще звучал.  В силу своего возраста, мне  не довелось увидеть весь этот процесс, но по воспоминаниям людей старшего  поколения, народ с большим интересом следил за событиями, а некоторые учителя  даже делали вырезки из газет. Например, у моей бабушки сохранилась вырезка из  газеты, но из какой, не помнит. Читая эти строчки, чувствуешь дыхание того времени.  Меня поразил факт, что государственная символика творилась в бытовых домашних  условиях и потому, я считаю, строчки воспоминаний для будущих поколений очень  ценны. Юрий Лобанов, автор проектов флага и герба Удмуртии, вспоминает: "Сначала конкурс на создание символов национальной идентификации удмуртов объявила организация «Кенеш». Там отметили мой флаг и герб. Хотя герб не всем понравился.   На   нём   в   центре   я   изобразил   утку.   Такой   вариант   восприняли неоднозначно. С одной стороны, потому что из утки часто готовят еду, с другой ­ из­за того,   что   в   медицине   есть   такая   вещь   как   «утка»,   и   ещё   существует   выражение «подкинуть утку» ­ сообщить неверную информацию. В 1992 году конкурс на создание государственных  символов  Удмуртии объявил Совет Министров. Участников  было более 40 человек. И я в том числе. Макет флага отправил тот же, а на гербе вместо утки   поместил   образ   человека­птицы   с   опущенными   вниз   крыльями,   который готовится к стремительному полёту. Комиссия в итоге выбрала два варианта. Мой и совместный проект Евгения Шумилова и Валерия Ковальчукова. На их флаге был изображён   италмас   на   фоне   российского   триколора.   Началась   упорная   борьба. Конкуренты   утверждали,   что   соседство   чёрного   и   красного   цветов,   которые присутствуют на моём гербе и флаге ­ это цвета траура. Но эксперты утверждали, что удмурты   в   декоративно­прикладном   искусстве   активнее   всех   народов   Урала   и Поволжья использовали и используют чёрный цвет. Это цвет основы, базовый цвет, цвет   земли.   Ещё   эксперты   выразили   сомнение   в   целесообразности   изображения опущенных крыльев у птицы. Поэтому я заменил этот образ на лебедя с поднятыми крыльями, а чёрную и красную полосы в флаге разъединил. И победил мой вариант! Кстати, первые натуральные эскизы флага и герба в материале мне пришлось делать самому. Жена сшила флаг, а я слепил герб в объёме из пластилина." Рассматривая материал по теме исследовательской работы, в газете «Известия Удмуртской Республики» нашла интервью с Ю. Лобановым, где, кстати, напечатаны и первые воспоминания. [15] Приведу строки из статьи:        «О символике, заложенной в гербе Удмуртии, за 20 лет сказано много. Но мы попросили Юрия Лобанова рассказать о том, как он видит своё творение сегодня, спустя 20 лет после создания герба Удмуртии. ­ Юрий Николаевич, почему человек­птица на гербе Удмуртии изображён в фас, хотя большинство геральдических птиц и зверей изображаются в профиль? ­ Да, в мировой геральдике есть опыт изображения птиц и зверей как в фас, так и   в   профиль.   Но   я,   создавая   образ   человека­птицы,   ориентировался   на   пермский звериный стиль. Мне кажется, он больше соответствует функциям, которые должен выполнять   герб  Удмуртии.  Главное   ­  он   не  должен   вызывать   культурологического отторжения удмуртов, русских, татар, других народов, населяющих нашу республику. ­ Но ведь в фас трудно «опознать» птицу, в профиль, по форме клюва, это сделать легче. ­   Я   к   этому   стремился   вполне   сознательно.   Это   в   традициях   этнического искусства. Образ должен быть безликим. У нашего человека­лебедя нет глаз. Это ­ личина. И каждый может её примерить на себя. Я вот когда представляю себя в образе человека­птицы,   надеваю   мысленно   эту   личину   на   себя   ­   мне   становится   очень спокойно, уютно. Я просто душой отдыхаю. ­ Что символизирует человек­птица? ­ Традиционно  птица ассоциируется  с душой человека. Такие представления есть   у   многих   народов.   А   ещё   для   меня   лебедь   ­   символ   чистоты,   свободы, безудержного подъёма. Людям зачастую этого очень не хватает, им недостаёт энергии, искренности из­за недостатка Веры. На этом тонком плане построена наша геральдика. Я надеюсь, что человек­птица, взмывающий в небеса, именно тот образ Веры, который помогает и будет помогать всем нам. И еще одно воспоминание Юрия Лобанова о своем выборе, помогает понять сущность,   значение   государственной   символики   республики,   о   глубоком   смысле, заложенном в символах. Автор  герба и флага республики  писал  о своём выборе так: «Традиционная модель мира в представлениях удмуртов была трихотомической по своей природе и включала верхний, средний и нижний миры. Это и послужило основой для создания флага   и   герба   Удмуртской   Республики.   Для   каждого   яруса   мироздания соответствовал свой цвет. Для нижнего ­ чёрный, для среднего ­ красный, для верхнего ­ белый. Эта классическая цветовая триада  читается как вечная формула: земля ­ чёрная, солнце ­ красное, и всё это ­ Белый свет. В центре композиции, как герба, так и флага располагается червлёный (красный) вырубной крест с клинчато­раздвоенными концами.   Это   «Шудо   кизили»   ­   счастливая   звезда,   или   «Толэзё»   (в   переводе   ­ «лунный»)   ­   материнский   оберег­талисман.   Образ   человека­лебедя,   или   человека­ птицы, очень распространён в мифах, легендах и сказках удмуртского народа (Донды­ Батыр   превращается   в   белого   лебедя   и   т.   д.).   Поэтому   этот   древний   образ   в обрамлении   раскрытых   белоснежных   крыльев   воплощает   известные   мечты удмуртского   народа   о   свободе,   стремлении   к   полёту,   чистоте   помыслов.   В мифопоэтической традиции образ лебедя связан с удмуртским Юсь­вось (моление с лебедями).   Луд  зазег   лобан  сюрес  (Млечный  Путь,   как  элемент   астрального   кода, связанный с лебедем). Лебедь в удмуртской мифопоэтической традиции выступает как особый мифический классификатор и символ божественной верховой сущности, неба, солнца, свободы, жизни, изобилия, подъёма, взлёта, вдохновения, связующего начала между космическими сферами, души и духа жизни». [19] Еще раз вглядываясь в образ гордой птицы лебедя, видишь в нем образ своего народа,   готового   к   полету,   победе   над   трудностями   и   веришь,   что   эти   крылья   не опустятся. Заключение  Познание начинается с вопроса – это истина, как хорошо, когда находишь на свои вопросы ответы и не просто читаешь готовый ответ, а находишь ответ в процессе поиска, сопоставления, сравнения, анализа собранного по изучаемой теме материала.   Приступая к работе над     темой, даже не подозревала, как много нового и интересного для себя почерпну из просмотренного мною материала по краеведению и геральдике.   Прежде всего, я познакомилась с правилами составления гербов, с историей возникновения и развития науки геральдика в России, а также с историей становления герба   и   флага   Удмуртской   Республики.   Благодаря   этому   мне   становится   понятен смысл слов «Овеянный славой герб и флаг». Герб и флаг каждого населенного пункта, страны может рассказать об его истории, об историческом прошлом народа.            Написав исследовательскую работу, я пришла к выводу, что, открывая новое неизвестное для себя в историческом развитии своей Малой Родины, чувствуешь себя первооткрывателем.   Погружаясь   в   атмосферу   прошлого,   встречаешь   столько интересного, познавательного, и понимаешь, как мало мы знаем еще о своей родине. Интересно было узнать, что на конкурс по созданию государственных символов УР было   выдвинуто   около   сорока   проектов,   это   говорит   об   активности   и неравнодушности граждан республики к своей   истории Благодаря выбранной теме, я многое узнала о мифологической картине мира удмуртов.   Изучив   исторические   материалы   о   прошлом   удмуртского   народа, информацию о государственных символах Я попыталась провести параллель между составными элементами герба и флага и историей дрвних удмуртов. На гербе и флаге своей республики получили  место те символы, в которых вкладывали   всю   народную   мудрость   наши   предки.   И   сейчас   они,   находясь   на государственных   символах,   олицетворяют   дух   современного   народа,   не   теряя одновременно той нити с прошлым. Гипотеза, выдвинутая в начале исследовательской работы,   получила   свое   подтверждение,   в   элементах   государственной   символики Удмуртии скрыта древняя история народа, в знаках мы видим тайный смысл, который в них заключили наши предки. Я   горжусь   флагом   и   гербом   своей   республики,   горжусь   тем,   что   после кропотливой работы по созданию государственной символики Удмуртии, комиссии удалось  выбрать    проект   художника,  который  сумел,  обновив,  возродить  древнюю символику, наглядно выразив общее желание всех,   кто населяет этот край, хранить память   о   своих   корнях.   В   гербе   Удмуртской   Республики   художнику   удалось воплотить известные мечты народа о свободе, стремление к полету, чистоту помыслов, гордое   миролюбие.   Смотря   на   герб   нашей   республики,   хочется   перефразировать стихотворные строки о советском гербе «Но не орел, не лев, не львица собой украсили наш   герб,   а   лебедь­птица   готова   нас   укрыть   своим   крылом».   Доброта,   чистота помыслов сквозит в центральном образе герба и то, что за основу герба взят этот образ, я считаю, что это еще раз говорит о миролюбивости нашего народа. Хочется сказать, что наш герб и флаг очень положительно воспринимают и в России и финно­ угорском мире.    Данная работа дает достаточно полный материал для ознакомления с символами нашей   республики,   знание   которых   традиционно   является   одним   из   элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма и необходимым элементом знаний образованного   человека.   На   основе   знакомства   с   символикой   происходит непосредственное прикосновение к отечественной истории. Все мы должны знать и почитать государственные символы нашей страны, республики в которой живем. Я могу свой исследовательскую работу предложить для бесед на уроках истории, на классных часах и передать краеведческий музей школы. В   будущем   хочу   продолжить   работу   по   изучению   символики   Якшур­ Бодьинского района. Список   литературы:  1. Владыкин В. Е. Отчего поет тюрагай. Ижевск, 1980. 2. Габричевский А.Г. Морфология искусства. М., 2002. С. 402. 3. Государственные символы Удмуртской Республики. Ижевск: Удмуртия, 1994. 4. Закон УР «О Государственном гербе Удмуртской Республики» от 18 сентября 2002 г.  52­РЗ. 5. Закон УР «О Государственном флаге Удмуртской Республики» от 30 апреля 2002 г. № 2б­РЗ. 6.Закон Удмуртской Республики №549­XII "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Удмуртской Республики", 7. Известия Удмуртской Республики. 2002, 24 сентября. 8. Известия Удмуртской Республики. 2002, 8 май. 9. Конституция Удмуртской Республики. Ижевск: Алфавит,2000.  10.   Известия удм республики №045(4179) | 24 апреля 2014 11. Удмуртская Республика: Энциклопедия. Ижевск, 2000. 12. Указ Президента РФ «О Государственном флаге Российской Федерации» от 11 декабря 1993 № 2126. 13. Указ Президента УР от 30 августа 2001 г. № 133 14. (http://regesty.ru/gosudarstvennaja­simvolika/). 15. http://www.vexillographia.ru/russia/subjects/udmurtia.htm 16. http://izvestiaur.ru/firstpage/8764601.html 17. http://geraldika.ru/symbols/2458 18. http://loveudm.ru/kak­sozdavalis­udmurtskiy­gerb­i­flag/ 19. http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/udmurtia.htm Приложение1 Приложение 2 Приложение3 Приложение 4    Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"

Исследовательская работа "Государственная символика Удмуртии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017