Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)
Оценка 5

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
11 кл
28.01.2017
Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)
Исследовательская работа о государственном символе - флаге. Предметом исследования является история, смысл и значение цветов государственного флага Российской Федерации: белого, как символа свободы и мира, чистоты помыслов и совершенства; синего, как символа Веры; веры в высшую силу, объединяющую людей; Красного, как энергии и силы объединяющей страну, делающей ее непобе-димой и могучей.
Государственный символ в судьбе России.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области» Исследовательская работа  «Государственный символ  в  судьбе России»   Автор: Ходко Дмитрий Андреевич , 11 класс Руководитель: Тарабан И.Н., вожатая   1 Содержание I. Введение……………………………………………………………………3 II. Рожденный трижды..………………………………………………………5      2.1.  Учреждённый императором  ……………………………………5                 2.3. Де­факто и де­юре ……………………………………………….6       2.4. Возрождение. ………………………………………..………….. 8       2.5 Значение цветов флага……………………………………………11 III.Три судьбы………….……………………………………………………..13      3.1. Белый. Наследие Д.С. Лихачева………………………………....13                3.2.Синий. Патриарх возрождения. Алексий II………………….…..16                3.3 Красный. Лемешко А.В.  – мой прадед………….…,,,,,,,………..19                2.5.Социологическое исследование и его результаты.…..……….,,..22 IV. Заключение    .…………………………………………………..……. …..24 V. Литература    ……..…………………………………………………….....25 2 I.Введение   Сегодня одной из отличительных черт современного российского общества является его стремление к самопознанию через историю, через возрождение духовных и государственных начал. Это привело  к повышенному интересу истории   Отечества,   в   контексте   обновления   современной   российской государственности, к  историческим  и  современным  символам  и  символике государства.   Сегодня   это   стало   непременным   условием   социального   и личностного   становления,   которое   невозможно   без   гражданственной составляющей.  Кроме   того,  знакомство   с   символами   власти   и   символикой государства подводит гражданина к осознанию необходимости  почитания их как   исторических   памятников   отечественной   государственности,   так   и достояние   современной   Российской   Федерации.   Посягательства   на государственные   символы   во   всех   странах   мира   воспринимаются   как   знак неуважения   и   враждебности   к   стране,   ее   народу;   влекут   за   собой ответственность исходя из законодательства страны.  Каждое   современное   государство   имеет   символы   власти,   ее   атрибуты   и регалии (трон, скипетр, держава), государственную символику, отражающую суверенитет   государства   и   являющиеся   его   главными   отличительными знаками   (герб,   флаг   и     гимн).   К   российской   государственной   символике относятся и многие другие знаки, в том числе награды, городские гербы. Не менее   важную   роль   во   время   имперской   России   играли   символы   царской власти, сценарии власти и церемониал.       Символы государства – это свидетельства его суверенитета, по которым оно узнается   во   всем   мире.   Они   несут   в   себе   огромную   идеологическую, правовую,   социально–политическую   нагрузку.   В   большинстве   стран государственные символы власти рассматриваются как общенациональные и неподлежащие   изменениям.   Для   каждой   страны   и   ее   народа   характерным являются верность своим традиционным символам и стремление сохранить их 3 через   столетия.   Поэтому   любовь   к   своей   стране   выражается   и   через эмоциональное   отношение   к   ее   государственным   символам   и   символике. Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение   к   своей   Родине,   гордость   за   принадлежность   к   Российскому гражданству.  Современная   власть   рассматривает   укрепление   российской   государственности   посредством   возрождения   исторических   духовных ценностей, в том числе и государственной символики. Это привело к тому, что, начиная с 1990­х гг., в связи со становлением новой государственности, были   приняты   сначала   постановления   о   возвращении   традиционной государственной   символики,   а   25   декабря   2000   г.   Президент   Российской Федерации   В.В.Путин   подписал   принятые   Государственной   Думой   и одобренные Советом Федерации три федеральных конституционных закона: «О   Государственном   гербе   Российской   Федерации»,   «О   Государственном гимне   Российской   Федерации»,   «О   Государственном   флаге   Российской Федерации».  В   этих   законодательных   актах   была   официально   закреплена современная российская государственная символика. Воспитание патриотизма и гражданственности детей и молодежи, сохранение преемственности   поколений   и   укрепление   социального   единства   общества невозможно без знания государственных символов,  символики и их истории. Стало очевидным, что решение проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности   в   духовно­нравственном   совершенствовании,   уважения   к историко­культурному   наследию   своего   народа   и   всех   народов   России. Рождение   демократической   России   повлекло   за   собой   создание   новой государственной символики, в которой отразились человеческие, духовные и политические   ценности   свободного   общества,   обновленное   понимание патриотизма и высокого достоинства гражданина.  Актуальность   исследования:  на   данном   этапе   развития   российского общества   важной   задачей   становится   воспитание   гражданина   России, способного   к   возрождению,   сохранению   и   приумножению   славы   своего Отечества, ценностей культуры, нравственности. Именно такие задачи ставит государственная   программа   «Патриотическое   воспитание   граждан Российской Федерации на 2006 ­ 2010 годы». Новизна исследования  состоит     в  осмыслении   воздействия   символики   на восприятие   ее   подростками   посредством   складывания   определенного   духовно­нравственного социально­политического,   психологического, 4 состояния общества, становления нового качества его внутреннего статуса, воспитания патриотизма, других гражданских качеств личности, возрождения культурно­исторических   традиций   народа   России,   нашедших   отражение   в государственной символике. Объектом исследования  является   государственная   символика   Российской Федерации – Флаг Российской Федерации. Предметом   исследования  является   история,   смысл   и   значение   цветов государственного флага Российской Федерации: белого, как символа свободы и   мира,   чистоты   помыслов   и   совершенства;   Толстого   и   Сухомлинского, Пушкина и Достоевского, Сахарова и Лихачева. Они ­ великие умы науки, искусства, литературы, которые подарила миру Россия. Синего, как символа Веры; веры в высшую силу, объединяющую людей. Вера дает спокойствие и защищенность. Я полагаю, что совсем не важно какой ты веры: православный или мусульманин, буддист или иудей. Под российским флагом каждый сейчас имеет право на самоопределение и свободу совести. Красного,   как   энергии   и   силы   объединяющей   страну,   делающей   ее непобедимой и могучей. Красный ­ это Победы наших дедов в Отечественных войнах;   кровь,   пролитая   за   независимость   и   свободу,   сотни   искалеченных судеб. Основной   целью  работы   является:   привлечение   внимания   подростков   и молодежи   к   истории   и   ценностям   отечественной   культуры,   развитии патриотических, гражданских и нравственных чувств, изучение исторической памяти   привлечение   к   изучению   богатого   наследия   ярких   личностей соотечественников.  Гипотеза   исследования:  Государственный   Флаг   РФ  является   символом объединения   судеб   России,   а   его   цветовая   гамма   олицетворяет   традиции народа, его общность, то есть те обычаи и особенности, которые позволяют нации быть сильной, нравственно чистой и верящей в свое будущее. Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:  изучить   историческую, литературу по проблеме;   художественную   и   публицистическую  изучить статьи Конституции Российской Федерации; 5  Воссоздать   историю   создания   трехцветного   флага   и   принятия   его государственным символом де­юре и де­факто;  Сопоставить различные значения цветов флага Российской Федерации;  Собрать   материалы   о   жизни   и   деятельности   патриарха   Алексия  II,   как   олицетворения   трех   цветов академика   Лихачева   Д.С., государственного флага;  Изучить православную литературу по проблеме; Базой   исследования  является   Конституция   Российской   Федерации; исторические,   литературные   документы   и   исследования;   православные источники;   художественная   и   публицистическая   литература.   Электронные ресурсы   сети   интернет:   официальный   сайт   Президента   РФ  www.kremlin.ru; официальный сайт Московского Патриархата  Русской Православной Церкви www.patriarchia.ru. В   исследовательской   работе   анализировались   нормативно­правовые документы   Российской   Федерации.     Были   построены   3   диаграммы.   Мною осуществлен   анализ   печатных   изданий   и   фотоархивов   по   теме,   изучались ресурсы интернета. Были собраны и систематизированы интересные факты жизни и деятельности замечательных людей.  Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что ее можно применить на уроках Отечественной истории и права, на уроках обществознания для воспитания патриотизма и других важных гражданских качеств личности подростков.  Меня очень увлекла эта исследовательская работа, и я продолжу изучение наследия   наших   великих   соотечественников   и   истории   государственной символики Российской Федерации. II.Рожденный трижды 2.1. Учреждённый императором  До XVII века Россия не имела единого государственного флага. В 1668 году, в селе Дединово, в 26 км от Коломны на Оке по приказу царя Алексея Михайловича был спущен на воду первый русский военный корабль «Орёл» для   охраны   русского   торгового   флота   на   Каспии.   Голландский   инженер Бутлер   руководил   постройкой   корабля   и   обратился   к   Боярской   думе   с просьбой «…испросить у Его Царского Величества повеление: какой, как  6 Рис.1 Военный корабль «Орёл»  тому есть обычай у других государств, поднять на   корабле   флаг».   Дворцовый   приказ   на   эту просьбу   ответил,   что   в   практике   такого обстоятельства   не   случалось,   а   Оружейная палата «строит знамёна, хоругви и прапоры для войсковых   частей   и   воевод».   Царь   приказал спросить Бутлера, какой «есть на то обычай в его стране». Флаг   Нидерландов   с   1630   года представлял   собой   полотнище,   состоящее   из   трёх   горизонтальных   полос равной ширины: красной (верхней), белой (средней) и синей (нижней), о чём Бутлер   и   доложил   царю:   «Роспись,   что   ещё   надобно   к   корабельному строению, опричь того, что ныне куплено за морем». Это означало, что для флагов была куплена «киндяк­алая», белая и синяя материя. Автор «Очерков русской морской истории» Ф. Ф. Веселаго считает, что «из цветов материй, употребляемых на флаге корабля «Орёл», и из того,   что   при   вооружении   его   главными распорядителями были голландцы, можно с большой вероятностью допустить, что   тогдашний   флаг   в   подражание   голландскому   состоял   из   трёх горизонтальных   полос:   белой,   синей   и   красной».   Для   своего   сына,   Петра, Алексей Михайлович повелел шить трёхполосные бело­сине­красные флаги.   А.А.Усачев выдвинул гипотезу, согласно которой Пётр  I  в 1693 году сам сделал флаг для своей яхты из уцелевшего флага «Орла» с крестом. Он вырезал из него кусок, так как флаг «Орла» был слишком большим. Оригинал этого   старейшего   из   сохранившихся   общерусских   флагов   я   сам   видел   в Центральном военно­морском музее в городе Санкт­Петербурге.  7 В   1699—1700   годах   Петр  I  ввел   новый штандарт.   В   1699   году     корабль   «Крепость» отправился   в   Константинополь.   Пётр  I  в инструкции   русскому   посланнику   Емельяну Украинцеву   нарисовал   трёхполостный   флаг   с пересекающим   его   косым   крестом.   20   января 1705 года Пётр I издал указ, согласно которому «на   торговых   всяких   судах»   должен подниматься бело­сине­красный флаг. Рис.3 Рисунок первого флага  с автографом Петра I Трёхполосный   флаг   использовался   и   на военных   кораблях   до   1712   года.   Затем   как военно­морской   был   утверждён   Андреевский флаг.   Бело­сине­красный   флаг   становится коммерческим флагом ­   флагом гражданских судов. Флаг  использовался как военно­полевой в   подразделениях   русской   армии:   во   время сражения при Нарве русские полки шли в бой под бело­сине­красным флагом с  золотыми  двуглавыми  орлами,  а бело­сине­красные  шарфы  стали   частью офицерской формы в 1700—1732 годах. Подчеркну,   что   Пётр  I  разработал   много   флагов:   штандарт   царя Московского,   варианты   Андреевского   флага,   штандарт   Императора Всероссийского, гюйсы, но государственный флаг Российской империи он не установил.   и     русского П. И. Белавенец описывает распространение как   государственных   двух   флагов:   бело­сине­ красного чёрно­жёлтого императорского   штандарта.   В   своей   работе   он подчеркивает,   что   о   национальном   флаге   «ещё   не   было   и   речи». Исследователь   отмечает,   что   при   Александре  I  «по   занятии   Парижа   были выставлены   флаги   бело­сине­красные,   которые   все   посчитали   как национальные российского государства». 2.2. Де­факто и де­юре Император   Александр  III  во   время   коронации   обратил   внимание   на факт: Кремль украшен и вся процессия одета в чёрно­жёлто­белое, а в городе преобладали   бело­сине­красные   цвета.   Он   назначил   комиссию   под председательством генерал­адъютанта адмирала К. Н. Посьета. Она вынесла следующее   решение:   «Бело­сине­красный   флаг,   учреждённый   императором 8 Петром   Великим,   имеет   за   собой   почти   200­летнюю   давность.   В   нём замечаются   и   геральдические   данные:   московский   герб   изображает   белого всадника   в   синем   плаще   на   красном   поле.   Подтверждением   этим   цветам служат и флаги в военном флоте: 1­я линия обозначается красным, 2­я — синим и 3­я — белым флагом с Андреевским крестом в крыже. Контр­ и вице­ адмиральские   флаги   соответственно   имеют   красную   и   синюю   полосы, наконец,   гюйс   составлен   из   цветов:   белого,   синего   и   красного.   С   другой стороны, бело­жёлто­чёрный цвета ни исторических, ни геральдических основ за собой не имеют». Так национальным флагом был высочайше утверждён бело­сине­красный.  Александром издано «Повеление о флагах для украшения зданий   в   торжественных   случаях», предписывавшее  использовать только бело­сине­красный флаг. 28 апреля (7 мая)   1883   это   решение   включили   в Собрание   узаконений   Российской империи.   Бело­сине­красный   флаг высочайше утверждается императором Александром  III  и «для  III    Рис.5  Флаг Российской империи 1721­1883­ де­факто,1883­1917 ­ де­юре коммерческих судов».  Последний российский император Николай II в 1896 году окончательно за   бело­сине­красным   флагом   статус   единственного закрепил   государственного флага Российской империи. После   Февральской   революции   император   Николай   II   отрёкся   от престола в пользу своего брата, великого князя Михаила Александровича, передавшего  власть Временному правительству. 1 (14)  сентября 1917 года Россия   была   провозглашена   демократической   республикой.   Тогда   широко использовался красный флаг. Юридическое совещание 25 апреля 1917 года предложило оставить  в  качестве  национального бело­сине­красный флаг. 6 мая 1917 года Временным правительством вопрос о государственном гербе и национальном   флаге   был   отложен   до   «разрешения   Учредительным собранием».   Бело­сине­красный   флаг   продолжал   быть   государственным символом России до апреля 1918 года. Во   время   Гражданской   войны   бело­сине­красный   флаг   России использовался Белым движением, а затем эмигрантскими организациями за границами России.Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов исторический   флаг   России,   наряду   с   Андреевским   флагом,   использовали 9 русские   воинские   формирования,   воевавшие   на   стороне   Третьего   рейха: Русский   корпус,   РОА,   КОНР,   Казачий   Стан,   1­й   Русской   Национальной Армии   (1­я   РНА).   Символом   Власовской   Русской   освободительной   армии являлся Андреевский флаг, окаймлённый красной полосой.   Я знаю, что использование национальной символики для обозначения принадлежности   к   коллаборационистским   формированиям   было   в   Третьем рейхе   обычным.   Национальные   флаги   ныне   существующих   государств Европы,   например,   Франции,   использовались   гитлеровскими   властями   при создании «освободительных» армий. По моему мнению, это не может бросать тень на славный Флаг, имеющий 300­летнюю героическую историю. 2.3. Возрождение года, Во время «Августовского путча» именно бело­сине­красный триколор использовался силами, противостоящими ГКЧП. Флаг стал символом свободы и независимости. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 августа 1991     бело­сине­красный исторический   флаг   России   был признан   официальным   национальным флагом РСФСР. Уже 1 ноября 1991 года он был законодательно принят в качестве   государственного   флага РСФСР:«Государственный флаг  РСФСР   представляет   собой с полотнище       Флаг РФ 5августа 1991­11 декабря1993   прямоугольное равновеликими   горизонтальными   полосами:   верхняя   полоса   белого   цвета, средняя — лазоревого цвета и нижняя — алого цвета. Отношение ширины флага к его длине — 1:2»— Ст. 181 Конституции (Основного Закона) РСФСР 1978 года (в редакции от 1 ноября 1991 года). Затем, 25 декабря 1991 года название   государства   «РСФСР»   было   заменено   на   «Российская   Федерация (Россия)». Перед   принятием   Конституции   12   декабря   1993   года,   установившей современное государственное устройство Российской Федерации, 11 декабря 1993 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал Указ №  2126 «О Государственном флаге Российской Федерации», которым было утверждено Положение о Государственном флаге Российской Федерации и признано   утратившим   силу   Положение   о   Государственном   флаге   РСФСР, утверждённое Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 декабря 10 1955 года. В январе 1998 года от имени президента в Государственную думу был   внесен   законопроект   о   законодательном   утверждении   существующих флага   и   герба,   который   не   устраивал   депутатов­коммунистов,   считающих этот   герб   монархическим.   Специальный   ГОСТ   Р   51130­98     Флаг Государственный Российской Федерации  «Общие технические условия» был введен с 1 января 1999 года. 8 декабря 2000 года по предложению президента РФ Владимира Путина депутаты Госдумы приняли законы о гербе, гимне и флаге. День   Государственного   Флага   Российской   Федерации   отмечается   22 августа   каждого   года.   Он   был   утверждён   в   1994   году   указом   президента Российской Федерации. Гордо   и   высоко   поднялся   трехцветный   Флаг   над   школой     под торжественные звуки Гимна в День флага 22 августа. (Фото 1) Мои сверстники с интересом слушали об истории флага, подготовили викторины и конкурсы. Ребята участвовали в спортивных эстафетах.  Учащиеся выслушали обращения гостей школы: Главы Администрации сельского   поселения   Клипина   А.П.,   представителей   районного   отдела образования,   членов   молодежных   организаций.   В   заключение   праздника прошел конкурс рисунков на асфальте.  Мне очень хочется, чтобы это стало доброй традицией в каждом  селе, городе нашей страны. 11 Фото2.     Конкурс рисунка на асфальте. 22 августа 2011 года Фото3.  Военно­спортивные конкурсы.  2.4. Значение цветов флага Цвета российского флага имеют множество символических значений. В настоящее   время   не   существует   официального   толкования   цветов Государственного   флага   Российской   Федерации.   Постараюсь   представить разные толкования. Белый,   синий   и   красный   цвета   с   древних   времён   на   Руси   означали: белый цвет ­ благородство и откровенность; синий цвет ­верность, честность, безупречность   и   целомудрие;   красный   цвет   ­   мужество,   смелость, великодушие и любовь. Считается, что именно так следует расшифровывать символику бело­сине­красного «Флага Царя Московского». 12 Если   соотнести   цвета   флага  с  историческими   областями   Российской империи: Белой (белый цвет), Малой (синий цвет) и Великой Руси (красный цвет).   Это   объяснение   исходило   из полного   титула   царей   и   императоров России:   «Всея   Великия,   и   Малыя   и Белые России». Флаг являлся символом единения   великороссов,   малороссов   и белорусов.  Я выяснил,  что в соответствии   с геральдическим   значением   цветов   это: белый — цвет свободы; синий — цвет Богородицы,   под   покровительством которой Россия; красный цвет — символ державности. Фото4.   Государственный   флаг   России, поднятый   над   резиденцией   Президента   в Московском   Кремле.   (Фото   пресс­службы Президента России) Другие   исследователи   толкуют как   триединство   православной   церкви, царской власти и народа, где: белый цвет — символ православной веры; синий цвет — символ царской власти; красный цвет — символ русского народа. Именно такое триединство веры, царя и народа отразилось и в общественном сознании: в призыве «За Веру, Царя и Отечество!». Напомню, что существует еще одно толкование, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь». В   настоящее   время   неофициально   также   используется   следующая трактовка значений цветов: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;   синий   ­   цвет   веры,   верности,   постоянства;   красный   цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. А могу ли я с уверенностью сказать, какой глубокий смысл столетиями закладывался   в  эти  обыкновенные  три  полоски?   У  меня  всегда   возникают определенные   ассоциации,   когда   я   смотрю   на   флаг   моего   Отечества,   я невольно задумываюсь над значением цветов, выбранных для него. Об этом и пойдет речь в третьей главе. 13 III.Три судьбы 3.1. Белый.  Наследие Дмитрия Сергеевича Лихачева Белый   цвет.   совершенство, нравственность,   человечность…   Можно   долго   играть   в   слова   –   так   много выражает белый цвет.   непорочность,   Мир,   чистота, Я начал задумываться над значениями этих слов, когда прочел первые серьезные   книги.   Уроки   литературы   и   словесности   познакомили   меня   с великими   русскими   писателями   Тургеневым,   Буниным, Некрасовым,   Блоком.   От   мамы   я   узнал   о   Достоевском,   Гоголе,   Пушкине очень рано – она читала мне вслух много, каждый день перед сном. Затем на уроках истории и обществознания, в путешествиях по стране с бабушкой, я узнавал   о   великих   личностях   –   Петре  I,   Александре   Невском,   Иване Грозном…Последнее время мы часто говорим на уроках об общечеловеческих ценностях, а это и есть белое.   Толстым, Не   так   давно   мама   принесла   в   дом   Книгу.     «Заветное»   Дмитрия Сергеевича Лихачева. Увлекательно­яркая и простая, о совсем непростых и порой еще непонятных вещах. Состоит из воспоминаний, личных наблюдений, помет.   Любовь   и   самоотверженность,   талант   и   культура,   честь   и   совесть, доброта   и   милосердие,   деньги   и   зависть   –   это   суждения   о   жизни,   заветы ученого, философа и писателя. Д.   С.   Лихачев   сформулировал   десять   заповедей   человечности,   в которых расширил заповеди из  Библии и Евангелия. Получился своеобразный нравственный кодекс третьего тысячелетия: 1. Не убий и не начинай войны. 2. Не помысли народ свой врагом других народов. 3. Не укради и не присваивай труда брата своего. 4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти. 5. Уважай мысли и чувства братьев своих. 6. Чти   родителей   и   прародителей   своих,  и   все   сотворенное   ими сохраняй и почитай. 7. Чти природу как матерь свою и помощницу. 14 8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслью свободного творца, а не раба. 9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. 10.Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным. Постараюсь проанализировать некоторые из них.  Убийство   –   самое   страшное,   что   только   может   совершить   человек. «Самая большая ценность — жизнь». Лихачев подчеркивает, что «если бы люди во всем мире обладали и сохраняли живое чувство ужаса от пережитого во время войны, современная политика строилась бы иначе». Люди должны помнить! «Беспамятство ­ разрушительно, память ­ созидательна». Люди мало знают об истории своей страны и других народов, не знают культуры   своих   соседей.   Именно   поэтому   сейчас   начали   «переписывать» историю! «Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти» ­ отвечает Лихачев.      Истинный патриотизм по Лихачеву – не только в любви к своей Родине, но   и   в   уважении   к другим   народам   и культурам.   В   письме   «Что объединяет   людей?» Д.С.Лихачев раскрывает содержание нравственности: в «Нравственности высшей степени свойственно   чувство В сострадания. сострадании есть сознание   своего   единства   с   человечеством   и   миром   (не   только   людьми, народами,   но   и   с   животными,   растениями,   природой   и   т.д.).   Чувство сострадания (или что­ то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией,   народом,   страной,   вселенной.   Именно   поэтому   забытое   понятие страдания требует своего полного возрождения и развития». Фото   5   .   Академик   Д.С.   Лихачев.   Фотография   Валерия Плотникова, 11.04.1997г.         15 Сострадание, милосердие, забота – они очень близки. «Забота скрепляет отношения   между   людьми».   Это   относится   и   к   семье,   и   к   классу,   и   к гимназии, а затем и к городу, стране. Если человек не заботится ни о ком и ни о   чем,   то   это   плохой   человек.   «Забота   –   это   проявление   чувства   любви, дружбы, патриотизма. Незаботливый или беззаботный человек – это скорее всего человек недобрый и не любящий никого». Благодаря Лихачеву я открыл выражение: «Человек человеку святыня». Это говорит о том, что пока мы не научимся доверять друг другу, как себе самому» Человек человеку  будет волком»!   А   ведь   еще   прав   Лихачев   и   в   том,   что   «человек   становится человеком, находясь среди себе подобных». «В   чем   самая большая   цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в   окружающем нас. А   добро   —   это всего прежде   счастье всех     Оно людей. слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать,   но   мелочь   и   крупное   нельзя   разделять…»   Кто   хоть   раз   не задумывался   над   этим   вопросом?   Бывают   цели   материальные,   когда   ты хочешь   что­то   только   для   себя:   машину,   новый   телефон   или   компьютер. Бывают   духовные:   нести   кому­то   добро,   облегчить   жизнь   или   физические страдания. Человек, который преследует только первые цели – беден.   Некоторые мои сверстники считают, что делать добро глупо. «Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен». Лихачев в эссе «Доброта» подчеркивает, что добрые поступки «вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо».   Цель   человека  «должна   диктоваться  добротой   к   людям,  любовью   к семье, к своему народу, к стране, ко всей вселенной». По моему мнению, так раскрываются человеческие заповеди Лихачева.  Считаю   важным   выделить   в   своей   работе,   что   Дмитрий   Сергеевич Лихачев   внес   огромный   вклад   в   изучение   литературы   древней   Руси. Всемирную   известность   приобрели   его   труды   «Поэтика   древнерусской 16 Х­XIII   вв.», «Новгород литературы»,   «Развитие   русской   литературы   Великий», «Повести   временных   лет»,   изучение   «Слова   о   полку   Игореве», признанное лучшим. «Самая большая ценность народа – его язык, ­ язык, на котором он пишет, говорит, думает».  Лихачева   называют   «патриархом   русской   культуры»,   «выдающимся ученым», «совестью нации». Я считаю его великим человеком, несущим в мир чистоту, порядочность, совершенство, нравственность, человечность. 3.2. Синий. Патриарх возрождения. Алексий II Его   Святейшество   Святейший   Патриарх   Московский   и   всея   Руси Алексий  II  — пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви с введения Патриаршества на Руси в 1589 году. Алексей Михайлович Ридигер ро дился   23   февраля   1929   года   в городе   Таллине   в   глубоко   верующей семье. Он   происходил   из   старинной петербургской   семьи,   представители которой  cлавно   трудились   на   военной   и государственной   службе.   Один   из   них   ­ генерал­адъютант граф Федор Васильевич Ридигер ­герой Отечественной войны 1812 года. В   семье   царил   дух   русской православной церковности, и для Алеши Ридигера   вопроса   о   выборе   жизненного пути был решен. Шестилетним мальчиком выполнял   свое   первое   послушание   — разливал   крещенскую   воду.   В   восемь­ девять лет он знал Литургию наизусть, и Фото 7. Служба Святейшего Патриарха любимой его игрой было «служить». Ежегодно   семья   совершала   паломничество   в   Пюхтицкий   Свято­ Успенский   женский   и   Псково­Печерский   Свято­Успенский   мужской монастыри, в Спасо­Преображенский Валаамский монастырь на Ладожском озере.  Мальчик   на   всю   жизнь   запомнил   встречи   со   старцами   схиигуменом Иоанном, иеросхимонахом Ефремом и монахом Иувианом.  17 Через монаха Иувиана духовная нить соединяет Алексея с Ангелом­ Хранителем России — святым Иоанном Кронштадтским. По благословению этого   великого   человека   отец   Иувиан   стал   валаамским   монахом.   Он   и рассказывал о великом пастыре милому его сердцу мальчику Алеше. Эта   связь   напомнила   о   себе   спустя   полвека   —   Поместный   Собор Русской Православной Церкви 1990 года, избравший Святейшего Патриарха Алексия II, прославил праведного Иоанна Кронштадтского в лике святых. Разгар   хрущевских   гонений…  Советский  вождь  требовал   исполнения антирелигиозного   законодательства   1929   года.   Гонение   на   Православие кровавым   не   было   —   служителей   Церкви   и   православных   мирян   не истребляли, но газеты, радио и телевидение извергали потоки клеветы на веру и Церковь, а власти и «общественность» травили и преследовали христиан. По России   шло   массовое   закрытие   храмов,   закрывались   духовные   учебные заведения. В феврале 1960 года Патриарх Алексий I на конференции советской общественности   за   разоружение   в   Кремле   обратился   к   миллионам православных   христиан:   «В   таком   положении   Церкви   есть   и   много утешительного   для   верных   ее   членов,   ибо   что   могут   значить   все   усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что "врата адовы не одолеют Ее!"»     Святейший   Патриарх Алексий вспоминает те годы: «Одному   Богу   известно, сколько из каждому священнослужителей, оставшихся   в   Советской России,   а   не   уехавших   за рубеж,   пришлось   пережить... Мне   довелось   начать   свое церковное   служение   в   то время,   когда   за   веру   уже   не расстреливали,   но   сколько пришлось   пережить,   отстаивая   интересы   Церкви,   будут   судить   Бог   и история». За 25 лет епископского служения Владыки Алексия в Эстонии ему с Божией помощью многое удалось отстоять. Фото 8.  Патриах во время одного из полетов 18 Я   выяснил,   что   в   бытность   Святейшего   Патриарха   совершилась канонизация блаженной Ксении Петербургской, стали возвращаться Церкви святыни,   храмы   и   монастыри,  в   частности   были   возвращены   святые   мощи благоверного князя Александра Невского, преподобных Зосимы, Савватия и Германа   Соловецких.Одно   за   другим   следовали   обретение   мощей преподобного Серафима Саровского, торжественный перенос их в Дивеево, когда по предсказанию святого среди лета запели Пасху; обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского и возвращение их в Белгород, обретение мощей   Святейшего   Патриарха   Тихона   и   торжественное   перенесение   их   в Большой  собор Донского  монастыря, обретение в Троице­Сергиевой  лавре мощей   святителя   Московского   Филарета   и   преподобного   Максима   Грека, обретение нетленных мощей преподобного Александра Свирского. Я думаю, что   именно   эти   чудесные   обретения   свидетельствуют   о   том,   что   начался новый, удивительный период в жизни Церкви. Его   Святейшество   уделял   большое   внимание   установлению   в   России новых   взаимоотношений   между   государством   и   Церковью.   При   этом   он придерживался   принципа   разделения   между   Церквью   и   функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга.  Святейший   Патриарх   Алексий   призывал   к   тесному   сотрудничеству между представителями всех областей светской и церковной культуры. Он постоянно   напоминал   о   необходимости   возрождения   нравственности   и   ду­ ховной культуры, преодоления  искусственных   преград между светской и религиозной культурой, светской наукой и религией. В   период   общественно­ политического   кризиса   в России   осенью   1993   года возникла   реальная     угроза гражданской     и Патриарх Святейший Московский   и   всея   Руси Алексий   II   принял   на   себя миссию умирения политических страстей. Наверное, никогда не забудется, как   он   пригласил   к   переговорам   находящиеся   в   конфликте   стороны, посредничал на этих переговорах. Фото 9. Алексий в Европейском парламенте войны,   19 Патриарх выступал со многими миротворческими инициативами в связи с конфликтами на Балканах ­ именно Патриарх возвысил свой голос против натовских   бомбежек   Сербии,   в   защиту   православных   святынь   Косова   и Метохии; армяно­азербайджанским противостоянием, боевыми действиями в Молдавии, событиями на Северном Кавказе, ситуацией на Ближнем Востоке, военной операцией против Ирака, военным конфликтом в Южной Осетии в августе 2008 года.  За время Патриаршего служения было образовано большое число новых епархий в отдаленных регионах.  Я узнал, что 2008 году в России открылось более   15   000   храмов,   и   оно   сопоставимо   с   числом   восстановленных   и отреставрированных. Цифры   свидетельствуют:   в   1990   году   в   Русской Православной Церкви существовало 19 монастырей, в 2008 году — 804. За всю  историю  христианства   никогда  не  было,  чтобы  за 18  лет  народ, даже такой талантливый и сильный, как русский, основал и возродил более 700 монастырей! старался Алексий     пробудить милосердие.   Эта   традиция   начала возрождаться   именно   при   нем.   Появились церковные   богадельни   и   приюты, благотворительные   столовые   и   группы милосердия,   службы   помощи   страдающим наркоманией и алкоголизмом, юридические консультации,   пункты   выдачи   одежды   и другие   формы   служения   ближним. Социальные   учреждения   и   группы добровольцев действуют при монастырях и храмах.   Среди   людей,   неравнодушных   к чужим бедам много молодежи.  Фото 10. Символ Святого Духа Я   полностью   поддерживаю   точку зрения   Алексия,   что   Церковь   должна влиять   на   жизнь   страны   не   через политическую   борьбу,   а   через   укрепление духовно­нравственных основ бытия человека и народа, политического класса. Он   всегда   подчеркивал,   что   православные   миряне   могут   и   должны участвовать в работе органов власти, политических организаций. Я согласен с Патриархом   в   том,   что   вера   всегда   была   стимулом   к   гражданской ответственности и активности. «Задача Церкви ­ объединять людей поверх 20 политических барьеров:«Если можно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18)»,­ подчеркивал он в одном из своих интервью. Патриарх   Алексий   призывал   к   миру   и   согласию   в   обществе,   к взаимопониманию   и   сотрудничеству   между   приверженцами   различных религий   и   мировоззрений.   Я   полагаю,   что   это   очень   важно   для многонационального государства. Лично для меня Алексий образец мудрости и духовности. Для меня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий  II  — пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви ­   символ Веры. Я уверен, он искренне   верил   в   возрождение   духовности   России,   подавая   всем   добрый пример   благородного   стремления   к   миру   без   ненависти,   к   истине   без предубеждения, к состраданию без лукавства. И произойдет ли это – зависит уже только от каждого из нас, граждан страны. 3.3. Красный  Лемешко Александр Васильевич – мой прадед Лемешко Александр Васильевич – мой прадедушка по маминой линии.  Я был совсем маленьким, когда его не стало, но хорошо помню его быструю походку,   седые   волосы,   ласковый   взгляд…Левая   рука   прадедушки   была изувечена,   пальцы   не   разгибались,   локтевой   кости   совсем   не   было,   но   он никогда не сидел без дела: полол огород, косил траву, колол дрова, хорошо рисовал, пел и даже играл на гармошке…          Память о войне для прадедушки была священна: слишком много выпало на его долю военных испытаний. Во время службы в армии, куда его призвали   в   1938   году,   пришлось     освобождать   Западную   Белоруссию   от польских захватчиков, участвовал в войне с белофиннами в 1939 году. 27 июня   1941   года   принял   первый   бой   с   гитлеровскими   захватчиками     на территории   Литвы.   До  20  января  1942  года   всё   время   был   в   боях.  Часть перебрасывали  в разные места. Торжок, Клин, Острогожск, Ржев – вот те города, где пришлось воевать моему прадедушке.   20 января 1942 года под Ржевом  прадедушка был тяжело ранен, это был его последний бой. Он долго находился   в   госпитале   в   Уфе,   а   потом     демобилизован   по   ранению.         За мужество, проявленное в бою под Ржевом, прадедушка был награждён Орденами   Отечественной   войны   первой   и   второй   степени.         Есть в школьном здании место, где думается и дышится по­особому. Это музей, куда я люблю ходить один. Стенды, с которых смотрят на тебя люди, пережившие войну, старинные вещи, экспонаты – всё это близко и   дорого каждому.   Я   подхожу   к   витрине,   где   находятся   предметы,   принадлежащие 21 дорогую   для   не   своей   жизни,     жалея чтобы   жили моему прадедушке, и в тишине слышу вой самолётов, взрывы снарядов…и тихий голос, знакомый мне с детства, беру в руки  Ордена…и вижу молодого солдата с оружием в руках, который бросается навстречу врагу. Это он шёл в бой,   мы.         В долгие зимние вечера, когда позади осенние хлопоты, а за окном выла  вьюга и в доме устанавливалась тишина, Александр Васильевич брал в руки самую     награду – орден  №719476  и вспоминал, вспоминал… Мне трудно было понять тогда, почему голос его слегка дрожал, а на глаза набегали   скупые   слёзы.   Это   память   возвращала   его   туда,   в   болота   подо Ржевом, где полегли боевые товарищи. Ведь многие из тех, кто принял бой в тот   день   20   января   1942   года,   остались   навсегда   там: кровавое солнце в холодном зимнем небе, кровавый закат, кровавые бинты на теле солдата…                Нам, живущим сегодня под чистым мирным небом, дорого всё, что связано   с   людьми,     принёсшими   Победу:   их   воспоминания,   личные   вещи, документы, фотографии, награды… него          И помнить мы должны об этих людях каждый день, каждую минуту… Красный цвет есть на моем флаге. Это ­ геройские подвиги и 300 летняя история. Красный цвет – это Победа моего прадеда и многих других россиян. Фото 11. Ордена и медали моего прадеда  22 Приложение 3.4. Социологический опрос учащихся учащихся 6   ноября   2011   года   я   провел   опрос   среди   учащихся   школы.   В   опросе участвовали 7 ­9  классы, всего приняло участие 34 человека.  Я предложил по шесть значений цветов российского флага. Варианты были подобраны таким образом,   что   можно   было   путём   рассуждения   выбрать   именно   тот   ответ, который  являлся   наиболее  популярной  трактовкой  цвета   или  же  вызывает личные ассоциации школьника. На обдумывание давалось около пяти минут. Я проанализировал результаты опроса.  Белый цвет  [диаграмма 1]. По результатам опроса видно, что на первое место   ребята   поставили   «мир».   На   втором   месте   –   «честность».   Самое маленькое количество голосов получили «искренность» и «толерантность». Синий цвет  [диаграмма 2]. На первом месте стоит «чистое небо». Затем следуют «величие», «вера», «верность».  Красный цвет [диаграмма 3]. По результатам опроса большее количество голосов получила «Победа». Второе место занимает «любовь к России». За «гордость» проголосовало шесть человек.  Мои   сверстники   высоко   ценят   миротворческие   инициативы   нашего государства.   Ребята   хотят   видеть   чистое   небо   над   головой   и   помнят   о героических подвигах наших соотечественников. Среди личностных качеств учащиеся ценят честность, силу духа, гордость и верность. С моей точкой зрения совпадает 43,5%, 20,5%, 48,7% соответственно, а это   подтверждает   выдвинутую   мною   гипотезу   о   том,   что   необходимо привлечение   внимания   подростков   и   молодежи   к   истории   и   ценностям отечественной   культуры,   развитии   патриотических,   гражданских   и нравственных чувств, изучение исторической памяти привлечение к изучению богатого наследия ярких личностей соотечественников, а его цветовая гамма олицетворяет   традиции   народа,   его   общность,   то   есть   те   обычаи   и особенности, которые позволяют нации быть сильной, нравственно чистой и верящей в свое будущее. 23 сила духа белый снег мир честность искренность толерантность 43,5 38,5 28,2 водные просторы чистое небо верность целеустремленность величие вера 15,4 23 20,5 17,9 2,5 0 диаграмма 1 любовь к России красота природы гордость кровь коммунизм победа 5,1 5,1 30,7 диаграмма 2 24 15,4 IV.Заключение  «Раз, два, три ­ вижу ищущих свет.  Луч красный, луч синий, луч белый ­ серебряный».  Е. И. Рерих. У порога нового мира. Три цвета. Три значения. Три судьбы. Я размышляю… Не   флаги,   не   гербы   прославляют   страны.   Это   всего   лишь   символы, которые  есть   абсолютно  у   каждого   государства   на  Земле.  Славят   отчизну люди. Достоевский писал: «Люди, люди — самое главное. Люди дороже даже денег. Людей ни на каком рынке не купишь и никакими деньгами, потому что они   не   продаются   и   не   покупаются,   а   опять­таки   только   веками выделываются; ну, а на века надо время, годков этак двадцать или тридцать, даже и у нас, где века давно уже ничего не стоят. Человек образуется лишь долгою самостоятельною жизнею нации, вековым многострадальным трудом ее,   одним   словом,   образуется   всею   историческою   жизнью   страны».   Я полностью согласен  с великим русским писателем. Белый для меня – свобода и мир, чистота помыслов и совершенство. Белый – это Россия Толстого и Сухомлинского, Пушкина и Достоевского, Сахарова и Лихачева. Великие умы науки, искусства, литературы, которые подарила миру Россия. Синий   для   меня   –   Вера.   Вера   в   высшую   силу   объединяет   людей. Вспоминаю С.Есенина: Гой Ты, Русь моя родная. Хаты ­ в ризах образа, Не видать конца и края – Только синь сосет глаза. Вера дает спокойствие и защищенность. Я полагаю, что совсем не важно какой   ты   веры   православный   или   мусульманин,   буддист   или   иудей.   Под российским флагом каждый сейчас имеет право на самоопределение, свободу совести. Красный для меня – энергия и сила объединяющая страну, делающая ее непобедимой и могучей. Это Победы наших дедов в Отечественных войнах, это   кровь,   пролитая   за   независимость   и   свободу,   это   сотни   искалеченных судеб. Флаг Российской Федерации – это символ, за которым стоит любовь, память и ратные подвиги, вера и чистота помыслов, гуманизм, совесть и честь. 25 Российский   флаг   –   это   символ,   объединяющий   судьбы   нашего   гордого многонационального Отечества. Мы будем нести флаг своих отцов и дедов с гордостью и достоинством. Литература 1. 2.   Белинский В. Е. Русский национальный флаг и его реформа. ­ С­Пб.: Сенатская типография, 1911.   Белавенец П. И. Комментарии Члена Высочайше утверждённого при Министерстве юстиции Особого совещания для выяснения вопроса о русских государственных национальных цветах // Материалы V. Книга о флагах.­С­Пб.: Сенатская типография, 1911. ­ C. XXXI­XXXII. 3. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Т.9 Ч.1, 2.Критические 4. статьи. С­Пб.:Издательство А.Ф.Маркса. ­ 1895, С.264,286,339.  Дробязко С., Каращук А. Русская освободительная армия // Униформа. Вооружение. Организация. Серия «Солдатъ». М.: АСТ. 6. 7. 5. Дыгало В. А. Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло   /   Под   редакцией   И.   Ф.   Цветкова.­   М.:   Издательская   группа «Прогресс», «Пангея», 1993, С. 113,117   Закон РСФСР от 1 ноября 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР».   Закон   РСФСР   от   25   декабря   1991   года   №   2094­1   «Об   изменении названия   государства   Российская   Советская   Федеративная Социалистическая Республика».  Иванов К. А. Флаги государств мира. ­М.: Транспорт, 1971. ­ С. 41. 8. 9. Лебедев О. Е. Уроки Лихачева­ СПб.: Изд­во «Бизнес­пресса», 2006. ­ 160 с. 10.Лихачев   Д.   С.   Заветное.­   М.:Издательский,   образовательный   и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность». ­ 2006.­ 271. 11.Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература.­ 1985.­207. 12.  Морской   энциклопедический   словарь:   В   трёх   томах.   Том   1   /   Под редакцией В. В. Дмитриева.­ Л.: Судостроение, 1991. ­ С. 66. 13.Полное собрание законов Российской империи, т. XXXIII, № 33.289. 14. Путятин Александр. О русском национальном флаге. Пер.ст. 15.Романько   О.   В.   Формирования   русской   освободительной   армии   на территории Крыма (1943—1944) // Историческое наследие Крыма, № 8, 2004. 16.  Соболева   Н.А.   Российская   государственная   символика:   история   и современность. ­М.: 2003. С. 138. 17.  Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 1­ ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» в ред. № 3­ ФКЗ от 09.07.2002, № 4­ФКЗ от 09.07.2002, № 2­ФКЗ от 30.06.2003, № 1­ФКЗ от 07.03.2005.  26 18.Шарапов В. Е. Традиции русской геральдики // Национальные интересы, № 5­6, 2000. 19.Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II газете «Русская мысль» №11 (4690) от 21 марта 2008 20.  Электронные   ресурсы   Московского   Патриархата     Русской Православной Церкви www.patriarchia.ru 27

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)

Исследовательская работа "Государственные символы в судьбе России"(8-11 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017