Исследовательская работа "История создания Храма Василия Блаженного"
Оценка 4.9

Исследовательская работа "История создания Храма Василия Блаженного"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
МХК
7 кл
02.07.2018
Исследовательская работа "История создания Храма Василия Блаженного"
Исследовательская работа о создании великого памятника архитектуры- Храма Василия Блаженного,истории его создания и великом авторе столь великого памятника. также узнаем о том, какие легенды и мифы окружают столь великое сооружение, о внешнем убранстве храма и его великой мощи и силе.
История создания храма Василия Блаженного.docx
История создания храма Василия Блаженного (Покровский собор) (Номинация «Литературное творчество») Наша страна – чрезвычайно красива и знаменита на весь мир своими  архитектурными памятниками. Один из них расположен в центре Москвы на  Красной площади. Невозможно представить Красную площадь без собора  Василия Блаженного. Так называют Покровский собор, «что на рву».  Собор Василия Блаженного — православный храм, расположенный на  Красной площади Китай­города в Москве. Широко известный памятник  русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как  первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также  известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из  приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к  нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха. Покровский  собор — собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников  культуры, взятых под государственную охрану, как памятник национального и мирового значения. С этого момента началась его музеефикация. Первым  смотрителем стал протоиерей Иоанн Кузнецов. В послереволюционные годы  собор находился в бедственном положении. Во многих местах протекала  крыша, были выбиты стекла, зимой даже внутри церквей лежал снег. Иоанн  Кузнецов в одиночку поддерживал порядок в соборе. В 1923 году было принято решение о создании в соборе историко­ архитектурного музея. Его первым заведующим стал научный сотрудник  Исторического музея Е.И. Силин. 21 мая музей открыли для посетителей.  Началось активное комплектование фондов. В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом Государственного  исторического музея. Несмотря на постоянные реставрационные работы,  которые ведутся в соборе уже почти столетие, музей всегда открыт для  посетителей. Он закрывался только один раз — во время Великой  Отечественной войны. В 1929 году в храме были запрещены богослужения, и  были сняты колокола. В середине 1930­х гг. храму угрожал снос, однако он  избежал разрушения. Cразу же после войны приступили к систематическим  работам по восстановлению собора, и 7 сентября 1947 года, в день  празднования 800­летия Москвы, музей вновь открылся. Собор приобрел широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами. В  настоящее время Покровский собор — филиал Государственного историчес­ кого музея. В экспозиции находятся образцы холодного и огнестрельного  оружия, доспехи 16­17 веков, в башнях­церквях можно увидеть собрание  древнерусских икон 15­17 веков, художественное шитье, образцы тканей,  поделки из металла. В 70­е годы проводилась очередная реконструкция  храма, во время которой в одной из стен была обнаружена винтовая лестница,  по которой нынешние посетители музея попадают в центральный храм.          Покровский собор — одна из самых известных достопримечательностей  России. Для многих он является символом Москвы, Российской Федерации.  Перед собором с 1931 года размещается бронзовый Памятник Минину и  Пожарскому (установлен на Красной площади в 1818 году).  Осенью, в ноябре 1990 года, в соборе Покрова Богородицы прошло  первое за долгие годы всенощное бдение и литургия. В престольный праздник  Покрова теперь в храме совершается служение. Его затейливые многокрасочные купола и шатры известны всем: и тем,  кто бывал в Москве, и тем, кто никогда в ней не был. Как я.  Я давно хотела увидеть храм Василия Блаженного. Всё началось с того,  что в одной книжке я прочитала очень интересную историю об этом храме. В  истории гласило, что во 2 половине 15 столетия от Рождества Христова в  России с ужасом ждали конца света. Тому были знамения: в мае месяце выпал глубокий снег, Ростовское озеро две недели страшно выло по ночам,  затлевались луна и солнце. В то время в подмосковном селе Елохове жили сельские обыватели муж с женой Яков и Анна. Долго у них не было детей, о чём они очень горевали и  неустанно молились Богу. И вот в 1464 году Бог дал им сына, названного  Василием. Грамоте, как большинство крестьянских мальчиков того времени,  его не обучали, а когда Василий подрос, отец отвёл его в Москву определил в  учение к сапожнику. Мастерская сапожника, учеником которого стал Василий, находилась в  Китай­городе близ кремля. Сапожное ремесло было в Москве почтенным и  прибыльным. Василий оказался учеником прилежным, трудолюбивым, но  прожил у сапожника недолго и сам сапожником не стал. Однажды в лавку зашёл посадский человек и попросил сделать ему  сапоги попрочнее, чтобы надолго хватило. Сапожник заверил заказчика, что  сошьёт ему такие сапоги. Василий при этих словах печально усмехнулся.  Когда заказчик ушёл, хозяин стал спрашивать Василия, чему он усмехнулся. Василий долго отговаривался, говорил, что если он откроет причину, то  вынужден будет хозяина покинуть, но любопытный хозяин не отставал.  Наконец, Василий сказал: «Мне вдруг открылось, что не нужны посадскому  ни прочные, ни какие другие сапоги ­ он завтра умрёт».  Так и случилось. Василий понял, что Бог дал ему особый дар  предвидения будущего и что жизнь отныне его должна быть посвящена  одному Богу. Он распростился с хозяином, который сожалел, и начал вести  подвижническую жизнь юродивого Христа ради.  До конца своих дней Василий не имел пристанища, зимой и летом ходил по Москве нагим. Его прозвали Василий Блаженный. Василий Блаженный стал настолько непременной частью московской  жизни, что его знали все: от последнего нищего до самого Ивана Грозного. Однажды царь Иван Грозный молился в храме, но думал не о молитве.  После службы Блаженный подошёл нему и завёл с ним разговор: «Видел я  тебя сейчас, государь, в храме и в другом месте». Царь удивился: «Ни в каком другом месте, кроме храма, я не был». Тогда юродивый сказал: «Только телом ты был в храме, а мыслями ходил по Воробьёвым горам и строил дворец ». И  Иван Грозный согласился: «Правда, в твоих словах». Внутреннему взору Блаженного были открыты не только мысли других людей, но и само пространство чудесно образом подчинялись ему. Как­то раз Иван Грозный пригласил Блаженного к себе во дворец на  пир. Царские слуги с поклоном поднесли Василию заздравную чашу от самого  царя. Но Василий, вместо того чтобы поблагодарить и выпить с добрым  пожеланием царю, выплеснул вино в окошко. Царь разгневался. Василий же  сказал ему: «Не гневайся, государь. Этой чашей я загасил огонь, которым  только что был объят весь Новгород». Иван Грозный не поверил и тут же  снарядил гонцов в Новгород, чтобы проверить слова Василия. И новгородцы  рассказали царским гонцам, что действительно, начался, было в Новгороде  пожар, но неизвестно откуда появился человек с водоносом и пожар потушил. Летом 1552 года по Москве разнеслось печальное известие, что Василий Блаженный тяжело болен и лежит при смерти. Было ему в то время 88 лет.  Скончался Василий Блаженный 2 августа. Прошло несколько лет. В память о блестящей победе над Казанским  ханством Иван Грозный приказал построить на месте старой церкви Троицы  на Рву новый великолепный храм. Так на Красной площади вырос знаменитый  Покровский собор. Согласно легенде, Василий Блаженный сам собирал в полу деньги на  будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через  правое плечо, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в  августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить  на этом месте храм.  Могила Василия Блаженного оказалась у самой его стены. В 36­ю  годовщину смерти Василия Блаженного у его могилы исцелились 120 человек. Царствовавший в то время Фёдор Иоаннович счёл знамением и приказал строить над могилой Василия Блаженного придел Покровского собора. И  очень скоро народ стал называть многоглавый Покровский собор храмом  Василия Блаженного. Вот такая небольшая и завораживающая дух история. Когда я читала  эту легенду, я погружалась в неё всё больше и больше.  И с каждым разом я  всё больше хотела его увидеть.  Листая книги, я недавно наткнулась на еще одну легенду, но уже о  строительстве храма.  Под звон всех колоколов ликующая Москва встречала в октябре 1552  года русское воинство­ дворянскую конницу, стрельцов, «посошную рать» ­ во главе с царем Иваном Васильевичем грозным, возвращающихся из великого  Казанского похода. Монументальным памятником в ознаменовании победы  над врагом, по обычаю древней Руси, должна бала стать церковь. «...царь и  великий князь Иван Васильевич,­ сообщает летопись,­ ... повеле поставити  храм Покрова с приделы о Казанской победе, что бог покорил безсерманский  род казанских татар царю...». Для строительства собора был выбран невысокий холм над спуском к  Москве­ реке. Царь Иван Васильевич по совету митрополита Макария  повелел мастерам «здати церкви камены заветных восемь престолов».  Монументом памяти великого Казанского похода должна была стать  каменная летопись­ восемь самостоятельных храмов в честь тех святых, на  дни памяти которых приходились его основные события и решающие  сражения. 1 октября 1552 года, в день церковного праздника Покрова  Богородицы, русские войска начали штурм и овладели одной из сильнейших  крепостей 16 века­ Казанью, главная церковь посвящалась празднику Покрова и давала имя собору.  Летописи 17 века сохранили имена зодчих, авторов собора:  «дарова...бог дву мастеров русских по реклу Посника и Барму и быша  премудри и удобни такому чудному делу» (возможно это был один мастер, которого звали Иван Яковлевич Барма). В ней также сказано, что после  окончания строительства храма Иван Грозный спросил зодчих, смогут ли они  построить ещё один точно такой же храм. Те ответили, что смогут. И тогда  царь приказал ослепить их, чтобы не могло возникнуть соперника его храму.  Легенду о том, что приказал царь сделать царь со строителями этого храма,  пересказал в стихах поэт Д. Кедрин в поэме «Зодчие»: Соколиные очи Кололи им шилом железным, Дабы белого света Увидеть они не могли, Их клеймили клеймом, Их секли батогами, болезных, И кидали их, Темных, На стылое лоно земли. (1938г.) Вот тогда мне еще больше захотелось его увидеть. И вот вскоре моя  мечта осуществилась. Я была в Москве на Красной площади и увидела этот  замечательный памятник архитектуры. В России по инициативе газеты  «Известия» и телеканала «Россия», радиостанции «Маяк» 1 октября 2007  года стартовал конкурс «Семь чудес России». Интернет и СМС­голосование  должны были определить в России чудеса и рукотворные, и созданные  природой. После третьего тура голосования были названы семь победителей.  Среди них­ великий Собор Василия Блаженного. Он входит в список объектов Всемирного ЮНЕСКО в России. В настоящее время в храме находится  уникальное собрание старинных русских икон, а также других предметов  культуры и искусства России. Нарядный, яркий, красочный храм стал одним  из культурных символов «сказочной Святой Руси».   Пожары, бывшие частыми в деревянной Москве, сильно вредили  Покровскому собору, и поэтому уже с конца 16 века в нём проводились  ремонтные работы. На протяжении более чем четырёхвековой истории  памятника подобные работы неизбежно изменяли его облик в соответствии с  эстетическими идеалами каждого века.  Во второй половине 18 века, в годы правления Екатерины II,  Покровский собор еще раз реконструировали. Были снесены 16 маленьких  глав вокруг главных башен, а шатровую колокольню соединили со зданием  самого собора. Именно тогда собор стал таким разноцветным, каким мы знаем его и сейчас. Высота храма 65 метров, состоит из 2 этажей. Он воздвигнут на южной  стороне, на главной площади Москвы. Собор состоит из 8 отдельных церквей,  которые символизируют  дни решающих боёв за Казань. Все эти восемь  церквей увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг  возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова  Божьей Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять  церквей объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними  сводчатыми переходами. Можно бесконечно долго рассматривать девять его  башен, возносящих к небесам граненые главы и высокий пирамидальный  шатер, и изумляться фантазии его создателей­ разнообразие форм,  выложенных из кирпича и камня, разноцветье луковичных куполов, золоченые спирали кованого железа, керамические звезды и шишки, изразцы и узорочье  росписей. Куполов всего одиннадцать, из них девять куполов над храмом. Ещё два купола расположены над приделом Василия Блаженного и над колокольней.  Современная колокольня Покровского собора сооружена на месте  древней звонницы. Ко второй половине 17 века старая звонница обветшала и пришла в  негодность. В 1680­х г. её сменила колокольня, которая и стоит по сей день. Основание колокольни представляет собой массивный высокий четверик, на  который поставлен восьмерик с открытой площадкой. Площадка огорожена  восемью столбами, соединёнными арочными пролётами, и увенчана высоким  восьмигранным шатром. Ребра шатра украшены разноцветными изразцами с белой, жёлтой, синей и коричневой поливой. Грани покрыты фигурной зелёной черепицей.  Завершает шатёр небольшая луковичная главка с восьмиконечным крестом. В  шатре находятся небольшие окошки — так называемые «слухи»,  предназначенные для усиления звука колоколов. Внутри открытой площадки и в арочных проёмах на толстых  деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими  мастерами 17­19 веков. В 1990 г., после долгого периода молчания, они снова  стали использоваться. Центральный храм увенчан шатром, приделов, расположенные по  сторонам света, башнеобразной формы, несколько напоминает колокольню  Ивана Великого. При обходе храма перед зрителем то вырастает стройная  грандиозная пирамида храма, увенчанная шатром, по граням которого бегут  ввысь золочёные спирали, то отчётливее становиться его растущие вверх башнеобразные объёмы. Замысловатые детали придают храму нарядный и  сказочный вид.  Покровский собор на Красной площади в Москве сопровождает  множество легенд. Ещё одна рассказывает о том, что Наполеон в дни  оккупации Москвы его войсками пожелал перевезти здание храма в Париж, а  когда выяснилось, что технически это осуществить невозможно, то приказал  взорвать собор вместе с Кремлем. И тогда, когда уже были зажжены фитили у взрывчатки, будто бы пошел дождь и погасил их. В 19 веке у храма появилась  ажурная ограда – ее перенесли с набережной реки Неглинки после того, как  реку заключили в трубу. После революции Покровский собор еще один раз чудесно спасен. Его  последний настоятель, протоиерей Иоанн Восторгов, особо ненавидимый  большевиками, был расстрелян в 1919 г., а в 1929 г. храм был окончательно  закрыт, колокола отданы в переплавку. В тридцатые годы Лазарь Каганович,  преуспевший в разрушении храма Христа Спасителя, Казанского собора  Кремля и других храмов Москвы, предложил снести и Покровский собор,  чтобы расчистить место для парадов и демонстраций. В народе существует предание, что он изготовил макет Красной  площади со съемным Покровским собором и принес его Сталину. Доказывая,  что храм мешает машинам и демонстрациям, он неожиданно для вождя сорвал храм с площади. Ошарашенный Сталин якобы произнес историческую фразу:  «Лазарь, поставь на место»! Известный реставратор П. Д. Барановский  посылал телеграммы Сталину с призывом спасти храм. Ходили слухи о том,  что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал  перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это  подействовало. Правда, впоследствии Барановский получил немалый срок. Памятники – это наша история и наша память, и мне кажется, что пока  мы помним об истории страны, мы продолжаем ее жизнь. Давайте не будем  забывать нашего прошлого, жить настоящим и всегда думать о будущем.

Исследовательская работа "История создания Храма Василия Блаженного"

Исследовательская работа "История создания Храма Василия Блаженного"

Исследовательская работа "История создания Храма Василия Блаженного"

Исследовательская работа "История создания Храма Василия Блаженного"

Исследовательская работа "История создания Храма Василия Блаженного"

Исследовательская работа "История создания Храма Василия Блаженного"

Исследовательская работа "История создания Храма Василия Блаженного"

Исследовательская работа "История создания Храма Василия Блаженного"

Исследовательская работа "История создания Храма Василия Блаженного"

Исследовательская работа "История создания Храма Василия Блаженного"

Исследовательская работа "История создания Храма Василия Блаженного"

Исследовательская работа "История создания Храма Василия Блаженного"

Исследовательская работа "История создания Храма Василия Блаженного"

Исследовательская работа "История создания Храма Василия Блаженного"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2018