Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"
Оценка 4.6

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа +1
7 кл
14.10.2018
Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"
Исследовательскую работу выполнила ученица 7 класса Васина Анастасия. Цель работы – восстановить в памяти людей прошлое старинного дома- усадьбы крестьянина И.Ф.Малова, привлечь внимание школьников и жителей села к истории своей Малой Родины. Прикладная ценность – в создании презентации и экскурсионного маршрута по теме исследования.
история дома Малова-17.doc
МОУ Нижнеякушкинская основная общеобразовательная школа МО «Новомалыклинский район» Ульяновская область Конкурс творческих работ «Моя малая Родина» Номинация «Имею право жить в уникальной местности» Исследовательская работа на тему: «История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова». Работу выполнила: Васина Анастасия 7 класс  Руководитель: Попова Марина Владимировна­  учитель географии/биологии  с.Нижняя Якушка­ 2017год Оглавление      Введение………………………………………………………………3 стр.  1. Что такое памятник истории и культуры……………………………4 2. «Дом­ усадьба крестьянина И.Ф.Малова» ­ прошлое и настоящее..7  3. Заключение ………………………..…………………………………10 4. Результаты исследования…………………………………………….11 5. Список использованных источников и литературы……………......11 6. Приложение:  6.1. Социальный опрос населения с.Нижняя Якушка (диаграмма) 6.2. Компьютерная презентация Введение      Для каждого человека самое дорогое и родное место на Земле – это его Родина, то место где он родился, вырос, где живут близкие ему люди. Для меня это мое село Нижняя Якушка. Любовь к своей малой Родине во многом зависит   от   того,   насколько   хорошо   знает   человек   историю,   культуру   и традиции своего села. Ведь она дает человеку возможность выбора духовных ценностей,   которые   наиболее   соответствует   его   жизненным   принципам. Духовные   ценности   предаются   из   поколения   в   поколение.   Каждое   новое поколение вносит в копилку духовного опыта что­то новое.       Каждый день мы   ходим по знакомым улочкам нашего села, спешим по делам. Часто   не  замечаем  вещи,  которые  нам  кажутся обыденными,  а на самом   деле   таят   в   себе   огромную   культурную   и   историческую   ценность. Узнать   об   историческом   прошлом   своего     народа   мы   можем   из   книг   по истории,   кинофильмов,   рассказов   старших   и   учителей.   А   ещё   об историческом прошлом нам многое могут рассказать памятники, которые есть и в нашем селе.     Можно   ли   назвать   актуальной   проблемой   современности   –   проблему незнания   современной   молодежью   истории   своей   малой   родины,   села, памятника   этого   села.   Либо   это   проблема   тех   мест,   мимо   которых   ты проходишь и не знаешь,   зачем здесь поставили этот памятник, нужен ли он здесь, а к чему?  Но почему же мы, поглощенные многочисленными жизненными проблемами, предаем забвению наше прошлое и забываем об огромном влиянии прошлого на судьбы людей? У настоящего без прошлого нет будущего Актуальность темы работы состоит в том, что именно историко­культурные памятники содержат в себе ценные сведения о прошлом опыте человечества и повсеместно   транслируют   его   в   настоящее.   Это   способствует   не   только обогащению человечества исключительно научными сведениями о прошлом, но   и   используется   им   для   влияния   на   мировоззрения   современников.   Тем самым   памятники   истории   и   культуры   кроме   сохранения   информации   о прошлом, безусловно, выполняют еще и определенные важные для развития современного общества социальные функции в настоящем. Гипотеза:  Если человек интересуется прошлым своей малой Родины, то он обогащается духовно и нравственно Объект исследования: дом – усадьба крестьянина Малова И.Ф.. Цель   работы   – восстановить   в   памяти   людей   прошлое   старинного   дома­ усадьбы крестьянина И.Ф.Малова, привлечь внимание школьников и жителей села к истории своей Малой Родины. Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:  дать определение понятию «памятник истории и культуры»;  рассмотреть   классификацию   памятников,   их   свойства   и   характерные признаки;  изучить   историю     памятника   культуры   и   истории   «Дом­   усадьба крестьянина Малова»;  формировать умение работать с различными источниками информации, отбирать нужный материал и систематизировать полученные данные; Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы:  чтение, изучение,   и анализ архивных материалов школьного музея и архивного отдела администрации района,  консультации, чтение и анализ периодических изданий, встреча и беседа с жителями села,  проверка и уточнение фактов,  фотографирование памятника истории и культуры. Прикладная ценность – в создании  презентации и экскурсионного маршрута по теме исследования. 1.Организация социального опроса В   течение   четырех   дней   нам   удалось   опросить   58   человек:   школьников   и односельчан разного возраста. Всем мы задавали один вопрос: «Что вы знаете о памятнике истории и культуры в селе Нижняя Якушка?».  Среди молодежи 20­30 лет, учащихся нашей школы преобладал ответ: не знаю. Односельчане в возрасте 40­50 лет на наш вопрос ответили, что там была пекарня, магазин, а еще  раньше  правление  колхоза. И   лишь  люди  преклонного  возраста  могли объяснить,   что   здесь   когда­то   располагалась   усадьба   крестьянина   Малова. Результаты опроса мы оформили в виде диаграммы (Приложение № 1) и на основании исследования сделали вывод: жители села мало знают о прошлом этого   уголка   в   селе   Нижняя   Якушка,   мало   интересуются   историей.   Мы решили исправить положение. Изучение истории родного края, села актуально во все времена, нам это стало интересно. Мы во главе с нашим руководителем с энтузиазмом взялись исследовать историю старинной усадьбы крестьянина Малова. Понимая, что со знания истории родного села начинается любовь к Родине и рождается чувство патриотизма, мы решили в будущем поделиться своими   новыми   знаниями   с   жителями   нашего   села.   Наша   история   хранит бесценный   опыт   прошлых   поколений,   который   так   необходим   нам   сейчас. Будем учиться на ошибках отцов, дедов и прадедов и не будем их повторять. 2. Что такое памятник истории и культуры Памятники   –   это   свидетели   исторического   самосознания   народа,   его уважения к своему прошлому. Люди и события, увековеченные в памятниках, не только напоминают нам о себе, но и наглядно показывают, что же ценит в своем прошлом сегодняшний человек, что он считает важным в своей истории и культуре. Памятники истории и культуры — явление социальное, отражающее  процесс общественного развития. Они сохраняют следы исторических  событий для памяти народа, «рассказывают» о жизни прошлых  поколений, многовековой истории нашей Родины. Специалисты именуют памятниками истории и культуры объекты,  находящиеся на учете и под охраной местных или центральных органов  охраны памятников и имеющих особый паспорт. Критериями для признания  тех или иных зданий и объектов памятниками служат, как правило, время  постройки (хронологический), авторство известных зодчих, связь с  окружающей застройкой (экологический), а также с историческими  событиями и различными деятелями (мемориальный)1 Вообще, памятники истории и культуры подразделяются на движимые и  недвижимые. К первым относятся археологические находки, документы,  книги, произведения искусства, предметы народного быта и т.д. Они хранятся в музеях, архивах, библиотеках, частных собраниях. Недвижимые памятники  (различные постройки, здания, крупные инженерные сооружения, монументы,  произведения садово­паркового искусства и т.д.) располагаются под  открытым небом. В зависимости от характерных особенностей и специфики их изучения все  памятники подразделяются на группы: археологические, исторические,  архитектурные, монументально­изобразительного искусства (памятники  искусства), памятные исторические места и исторические ландшафты. На практике это деление нередко оказывается условным, поскольку многие  памятники выступают как комплексные, т.е. сочетают в себе различные  типологические черты. В середине 1980­х г.г. были обозначены основные признаки, свойства,  качества и функции памятников истории и культуры. Было окончательно  признано главное достоинство памятника ­ его подлинности, т.е. факта  физического его существования как основного доказательства реальности  исторического действия, имевшего место в прошлом. При рассмотрении качеств памятников истории и культуры следует уточнить, что признаками являются отличительные приметы внешнего характера, по  которым можно узнать или отличить объект (памятник) в ряду других  объектов, близких по внешним признакам. Признаки памятников: 1. Материальность памятников истории и культуры. Памятники истории и  культуры ­ это материальные объекты (дома, храмы, древние курганы, боевые  машины, скульптуры), которые обладают материальными характеристиками ­  имеют размеры, вес, твердость, материал, цвет и т.д. 2. Антропогенность памятников. Памятники истории и культуры ­ это  результат деятельности людей, т.е. они антропогенны по своей природе.  Человеческое общество преобразует или влияет на изменение естественной  среды своего обитания не только в процессе производственной, но и любой  другой деятельности: военной, политической, духовной, культурной. В  результате этого появляются объекты, которые впоследствии становятся для  общества памятниками военной или политической истории, архитектуры или  искусства, науки или техники. 3. Недвижимость памятника. Под недвижимостью понимается его единство с  окружающей средой. Это главный признак памятников истории и культуры,  который отличает их от предметов музейного фонда. Недвижимость  памятников истории и культуры ­ это целесообразное, оправданное практикой их использования условие сохранения памятников, рекомендующее не  отрывать их от своей естественной среды, места своего возникновения, где  они являлись «участниками» или «свидетелями» событий.1 Свойствами предметов являются их качества, проявляющиеся во  взаимодействии с другими объектами. В рассматриваемом нами случае  таковыми являются общество, люди, которые входят во взаимодействие с  памятниками. Свойства памятников: 1. Свойство сенсорного воздействия. Памятники истории и культуры  являются материальными предметами и в силу этого обладают свойством  воздействовать на органы чувств и вызывать у человека ощущения. Через  чувственное познание памятников человек удостоверяется в факте  произошедшего исторического события. 2. Свойство быть источником информации. Памятники истории и культуры  обладают свойством хранить и передавать информацию. Являясь результатом  деятельности человека, они несут на себе следы его преобразующего  воздействия, т.е. хранят информацию о том, результатом чего они являются  сами. Информация, содержащаяся в памятниках, бывает следующих видов:  историческая, эстетическая, технологическая. 1 Памятники истории и культуры как культурно­исторический феномен. Улан­Удэ, 2005. С. 7­8. Под исторической информацией в широком её значение понимается всякая  информация, заключённая в памятниках, т.к. все памятники отражают какую­ либо из сторон истории человечества. Под эстетической информацией  понимаются свидетельства, зафиксированные в произведениях  художественной культуры, характеризующие эстетические взгляды и уровень  мастерства искусства определенной эпохи, передаваемые в художественном  образе. Из числа недвижимых памятников истории и культуры к первым  относятся памятники монументально­изобразительного искусства, ко вторым  ­ некоторая часть памятников архитектуры. Под технологической  информацией понимается естественнонаучная информация,  свидетельствующая о взаимодействии человека и природы, об освоении  человеком её законов, о развитии различных технологических процессов,  приемов, средств труда и материалов, используемых в труде. Древние орудия  служат источником информации о трудовой деятельности, развитии  мышления, образе жизни древних людей и об их воздействии на изменение  окружающей среды. Таким образом, одним из основных свойств памятников истории и культуры  является способность сохранять и передавать аутентичную (подлинную)  историко­культурную информацию о прошедших событиях и явлениях, в  результате которых и возникли памятники.2 Категории объектов культурного наследия объекты культурного наследия федерального значения — объекты, облад ающие историко­архитектурной, художественной, научной и мемориальной це нностью, имеющие особое значение для истории и культуры  Российской Федерации, а также объекты археологического наследия; объекты культурного наследия регионального значения — объекты, облад ающие историко­архитектурной, художественной, научной и мемориальной це нностью, имеющие особое значение для истории  и культуры субъекта Российской Федерации; объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — о бъекты, обладающие историко­архитектурной, художественной, научной и ме мориальной ценностью, имеющие особое значение для историии культуры мун иципального образования. 3. «Дом­ усадьба крестьянина И.Ф.Малова» ­ прошлое и настоящее. Село Нижняя Якушка Новомалыклинского района Ульяновской области  (бывшего Ставропольского уезда Самарской губернии) основано в 1710 году.  Население в селе преимущественно – чуваши. Выявленный объект культурного наследия (памятник истории и культуры)  «Усадьба крестьянина И.Ф. Малова», конец ХIХ в., расположенный по адресу: Ульяновская область, Новомалыклинский район, с. Нижняя Якушка, ул.  2 Зеленая, д. №73, поставлен на государственную охрану Распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 г. №959­р. По словам старожилов села Нижняя Якушка, они помнят как местного  зажиточного крестьянина Малова И.Ф. выводили из этого дома солдаты, как  национализировали все его имущество. К сожалению, историко­архивных  данных о крестьянине Малове И.Ф. в архивах Ульяновской и Самарской  областей крайне мало. Усадьба находится в центре села, состоит из краснокирпичных одноэтажных  зданий, расположенных в центре села, соединенные краснокирпичной аркой с  металлическими  кованными воротами и калиткой. В левостороннем объеме  здания вход осуществляется со стороны двора, через дощатый пристрой. Это  здание изначально использовалось как жилой дом крестьянином Маловым  И.Ф. Вход в другое здание осуществляется с бокового фасада через металлическую дверь. Вероятно, это здание использовалось под кладовую. В советский  период времени именно это здание использовалось под магазин. Крепкий дом и амбар, связанные длинной кирпичной аркой, сразу выделяются на сельской улице. Раньше в доме располагалось правление колхоза, а в  амбаре – сельмаг. Эти единственные в Нижней Якушке кирпичные хоромы до  1930 года занимал крестьянин Иван Федорович Малов. Их он построил вместе со своим отцом Иваном Самсоновичем в 80­х годах XIX века. Семья Маловых могла себе это позволить: большая ветряная мельница и табун лошадей давали приличный доход. На тройках дед Малов выезжал ко всем престольным  праздникам в Новую Майну. Сам на жатве всегда трудился рядом с нанятыми  сезонниками. Дочери ухаживали за скотиной, белили льняные холсты. К 30­м  годам ХХ века в доме жили Федор Иванович, его супруга Прасковея  Федоровна и две незамужние дочери – Александра и Анастасия. Остальные  были выданы замуж. О том, что Маловых, как и других зажиточных крестьян,  будут выселять из дома согласно Постановлению ЦИК СНК СССР от 1  февраля 1930 года об изъятии всего имущества, знали. Но успел Федор  Иванович спрятать только свой плотницкий инструмент, несколько рулонов  выбеленного льняного холста и деревянный чемодан, с которым ездил на  ярмарки в Симбирск. Валентина Петровна Ильина­ внучка хозяина дома (ей сейчас 65 лет) часто  достает старый деревянный чемодан. Бока у него в трещинах, замок давно не  работает, хранится в нем только ветошь. А когда­то Валентина прятала в него тряпичных кукол. Эта семейная реликвия – единственная вещь, которую  сумели вынести из кирпичного дома. Даже фотографии деда не осталось.  Нередко Валентина плакала над этим чемоданом. А муж только вздыхал и  выходил во двор выкурить пару сигарет… Я была пропитана этой памятью настолько, – рассказывает Валентина  Петровна, – что неудивительно мое желание с 1979 года попытаться вернуть дедушке громкое и честное имя, а своим детям и внукам «родовое гнездо»  предков. Когда мне исполнилось 25 лет, я наудачу подала первый запрос на  Ивана Малова в ульяновский архив. И началась моя эпопея. Пришлось даже  много раз ездить в архивы Самары, чтобы хоть что­нибудь узнать о деде.  Везде говорили – данных нет. Обнаружилась лишь жалоба какого­то Ивана  Малова с ходатайством вернуть реквизированный скот… Малов оказался тем самым. А ходатайство о скотине стало ниточкой с  которой раскрутился клубок реституции. Однажды Валентина пообещала своей старенькой маме привести ее в  отцовский дом хозяйкой. Александра Федоровна к надеждам вернуть  отцовский дом отнеслась с недоверчивой улыбкой, но отговаривать дочь не  стала. Вооружившись совета ми Александры Нудиной из Новой Майны и  образцами писем, она стала действовать. Письмо из Самарского архива  (раньше село относилось к Самарской области), что никаких документов по  поводу дома крестьянина Малова в Нижней Якушке нет, не охладило  решительности Валентины. Не нашлось документов и в местных архивах.  Райисполком Новомалыклинского района (к нему относится Нижняя Якушка) горел во время войны. Валентине даже отказывали в справке о том пожаре. В  разысканной с большими трудами церковной книге нашлись записи о  рождении бабушки, матери и всех сестер, а о деде – ни слова. Сменив двух  адвокатов, обив множество казенных порогов и пройдя несколько судебных  инстанций с требованием добиться для деда статуса репрессированного,  Валентина добилась только признания того, что является его внучкой и  наследницей. Пропавшего деда, которому сейчас исполнилось бы уже 130 лет, не признали умершим! А вернуть дом отказались по причине того, что он  вдруг оказался в списке вновь выявленных памятников культурного наследия  области. Хлопоты Валентины Петровны растянулись на пятнадцать лет. За эти годы  умерли и тетка Анастасия, и мама. Сама Валентина и ее муж вышли на  пенсию. Последним шагом Валентины по возвращению дома стало письмо  председателю комитета Ульяновской области по культурному наследию  Шарпудину Хаутиеву. Он лично приезжал в Нижнюю Якушку посмотреть на  дом и, ознакомившись с ситуацией, понял, что Валентина Ильина хочет просто сохранить дом деда. Сегодня Валентина и ее муж – единственные, кто заботится о доме  крестьянина Малова. Проделав большой путь по инстанциям и потратив  немало средств и сил, внучка крестьянина Малова не собирается уступать  бюрократической машине. Валентина продолжает верить, что справедливость  восторжествует. В этом ее поддерживают и жители Нижней Якушки. Каждый  раз, когда у кирпичного дома на улице Зеленой появляются незнакомые люди,  у Валентины звонит телефон: «У вашего дома гости». И никто в селе не скажет, что дом никому не принадлежит. …Валентина обсуждает с мужем, как спасти крышу дома, мечтает о том, что  раз не получилось привести в дом маму, то, может, удастся привести в дом  внучек и рассказать им о том, каким трудолюбивым и честным человеком был их предок. И еще она мечтает поставить на самое видное место в доме  старенький деревянный чемодан Федора Ивановича Малова. Это первый подобный случай в области. Жительница Ульяновской области  Валентина Ильина черед суд вернула право собственности на дом своего деда  Ивана Малова, построенный в конце XIX века. "Усадьба крестьянина И.Ф. Малова", расположенный в селе Нижняя Якушка,  относится к памятникам истории и культуры. Усадьба находится в центре  села, состоит из двух кирпичных одноэтажных зданий, соединенных аркой из  красного кирпича с металлическими воротами и калиткой. "Документы на дом будут вручены Ильиной в течение месяца", ­ отметил  Хаутиев. По его словам, в России существует практика возвращения  национализированного имущества церкви, а также представителям  дворянства. Это прописано в Указе президента от 14 марта 1996 года номер  378 "О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших  жертвами необоснованных репрессий". Вопросы возвращения имущества  другим категориям граждан никак не урегулированы, доказать право на  собственность можно через суд с помощью архивных документов и  свидетелей. По словам Ильиной, она вернула дом деда, чтобы сохранить его от  разрушения. Каждое лето она приезжает с мужем в свой родовой дом, косят  траву вокруг дома, понемногу приводят в порядок дом и внутри. 4.Заключение. Несмотря на то, что уже в конце ХХ века усадьба являла собой дикое  зрелище: разбитые стекла в окнах, сад, заросший бурьяном, мне приятно  осознавать, что мне удалось соприкоснуться с историей прекрасного  культурного памятника нашего села. И я надеюсь, что в дальнейшем будут  предприняты попытки для реставрации и сохранения для будущих потомков  прекрасной усадьбы. Ведь так важно хранить и передавать своим потомкам  культурное наследие края  Необходимость сохранения и изучения памятников культуры образует духовную и социальную среду обитания человека, будучи «второй  природой», делает это существование собственно человеческим. Она  позволяет человеку становиться интеллектуально­духовной, нравственной,  творческой личностью. Поэтому сохранение культуры столь же естественно и  необходимо, как сохранение природы.  Экология природы неотделима от экологии культуры. Если природа  накапливает, сохраняет и передает генетическую память человека, то культура делает, то же самое с его социальной памятью. Нарушение экологии  природы несет угрозу генетическому коду человека, ведет к его вырождению.  Нарушение экологии культуры разрушающе воздействует на личность  человека, ведет к его деградации. Культурное наследие представляет собой фактически главный способ  существования культуры. То, что не входит в культурное наследие, перестает  быть культурой и, в конечном счете, прекращает свое существование. За свою  жизнь человек успевает освоить, перевести в свой внутренний мир лишь  малую долю культурного наследия. Последнее остается после него для  других поколений, выступая как общее достояние всех людей, всего  человечества. Однако таковым оно может быть лишь при условии своего  сохранения. Поэтому сохранение культурного наследия в известной мере  совпадаете сохранением культуры вообще.  К сожалению, количество памятников культуры уменьшается с каждым  годом. Утраты памятников зачастую, невосполнимы. Оценить красоту  находящегося рядом памятника истории и культуры способны далеко не все.  Задача нашего поколения сохранить объекты культурного наследия для  будущих поколений, чьи духовные запросы будут возрастать. Памятники  культуры являются свидетельствами исчезнувших цивилизаций, передающими нам эмоциональный и духовный опыт ушедших поколений. Без них  невозможно формирование национального и индивидуального сознания, а  также осознание места народа и личности внутри ценностей мировой  цивилизации. Они уникальны и неповторимы, и сегодня возникает  необходимость обеспечить их максимальную сохранность. 5. Результаты исследования. Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены. Проведены все  запланированные исследования. 1. Проведен социологический опрос, который показал, что только жители  преклонного возраста помнят о судьбе дома усадьбы крестьянина  И.Ф.Малова; 2.Проведена классификация памятников, их свойства и характерных  признаков. 3. C целью изучения прошлого памятники истории и культуры «Дом –усадьба  крестьянина Малова И.Ф», были использовали фонды школьной и сельской  библиотеки, архивы администрации Среднеякушкинского  поселения; СМИ. 4. Встретились и побеседовали с наследницей И.Ф.Малова и новой хозяйкой  усадьбы Ильиной В. 5. С результатами наших исследований ознакомили на школьной научной  конференции учащихся нашей школы. 6. Создана  презентация и экскурсионный маршрута по теме исследования. 6. Список использованных источников и литературы Памятники истории и культуры как культурно­исторический феномен. Улан­ Удэ, 2005. С. 10.  Кулемзин А.М. Охрана памятников в России как историко­культурное  явление. Кемерово, 2001. Материалы школьного краеведческого музея: рукописная книга  «История  села Нижняя Якушка»

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"

Исследовательская работа "История усадьбы крестьянина И.Ф.Малова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2018