Исследовательская работа как один из способов реализации творческих способностей обучающихся
Оценка 4.9

Исследовательская работа как один из способов реализации творческих способностей обучающихся

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
09.07.2018
Исследовательская работа как один из способов реализации творческих способностей  обучающихся
В своей статье автор рассказывает о том, как влияет на школьников исследовательская деятельность. Автор делится опытом организации исследовательской деятельности со школьниками. Как считает авто статьи, исследовательская деятельность развивает школьниках множество навыков и умений, кроме этого способствует социализации школьников, занимающихся этим видом деятельности.
Исследовательская работа как один из способов реализации творческих способностей учащихся.docx
Исследовательская работа как один из способов реализации творческих способностей  обучающихся  Калинина Светлана Владимировна   Современная социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы   не   только   обученного,   но   и,   самое   главное,   обучаемого,   что обязывает школу предоставить качественное образование, которое должно формировать личностно значимые знания и способы деятельности, развить стремление к творчеству, индивидуальность школьника. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов   образования,   педагогических   технологий,   имеющих   дело   с индивидуальным   развитием   личности,   творческой   инициацией,   навыка самостоятельного   движения   в   информационных   полях,   формирования   у обучающегося   универсального   умения   ставить   и   решать   задачи   для разрешения   возникающих   в   жизни   проблем   —   профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на   воспитание   подлинно   свободной   личности,   формирование   у   детей способности   самостоятельно   мыслить,   добывать   и   применять   знания, тщательно   обдумывать   принимаемые   решения   и   чётко   планировать действия,   эффективно   сотрудничать   в   разнообразных   по   составу   и профилю   группах,   быть   открытыми   для   новых   контактов   и   культурных связей.   Это   требует   широкого   внедрения   в   образовательный   процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Окружающее информационное пространство, субъектом которого является ученик,  отличается  динамичностью  и  быстро  увеличивающимся  объемом информации.   Учащиеся   не   в   состоянии   ориентироваться   в   этом   потоке новой информации, извлекать необходимые факты и данные, использовать их в своей деятельности. Современному обществу нужны люди активные, творческие,   думающие,   умеющие   жить   и   работать   в   демократическом обществе. Ученик, выйдя из стен школы должен уметь адаптироваться к новым   условиям   жизни,   уметь   анализировать   ситуацию   и   адекватно изменять   свою   деятельность.   Важно   понимать,   что   в   современном   мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь  связана  с  научной работой,  это требуется  каждому человеку. Творческий, исследовательский  подход становится неотъемлемой частью любой   профессии.   Поэтому   изменились   взгляды   и   на   учебный   процесс, появилась   необходимость   внедрять   новые   технологии,   искать   новые подходы. Выходом   из   создавшейся   проблемной   ситуации   может   стать организация   научно   –   исследовательской   деятельности.   Тем   более   что современная   система   образования   ориентирует   учителя   не   на   передачу знаний   в   готовом   виде,   а   на   организацию   обучения   самостоятельной деятельности   учащихся   и   доведения   ее   до   уровня   исследовательской работы, выходящей далеко за рамки учебной программы. «Приобщение детей к ранней научно­исследовательской, поисковой деятельности   является   одной   из   форм   обучения   в   современной   школе, позволяющей   наиболее   полно   определять   и   развивать   как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально   у   каждого   ребенка»   ­   такова   общая   стратегия инновационной   деятельности   в   рамках   современной   образовательной политики. Исследовательский   подход   в   обучении   –   это   путь   знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них   научного   мировоззрения,   развития   мышления   и   познавательной самостоятельности.      Видя много преимуществ в занятиях обучающихся исследовательской   деятельностью,   уделяю   много   времени   этому   роду занятий. Ежегодно с обучающимися выходим на различные конференции разных   уровней   с   работами   по   русскому   языку,   культуре   речи, краеведению. Результаты  приведены в Таблице 1. Таблица 1. Научно­ исследовательская деятельность обучающихся за последние три года. год № Конференция уровень Кол­ во участн иков 2009­ 2010 2010­ 2011 1 VII открытая НПК НФИ КемГУ 2 XV  НПК   школьников 3 4 5     история Новокузнецкого района I    НПК   молодых   ученых «Коммуникативное образование в России: и современность» I  НПК   «Мы­будущее Кузбасса» («Юниор») Заочная исследователь»   НПК   «Юный Региональ ный Муниципаль ный Международ ный Областной Всероссийск ий 3 2 4 1 1 Результа т (победит ели призеры) 2 2 2 1 1 2011­ 2012 6 Открытый   конкурс   «Первые 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 шаги» IX открытая НПК НФИ КемГУ I  НПК   «Исследования   молодых­ регионам» III НПК «Человек в современном  коммуникативном    пространстве» Туристско­краеведческая  конференция «Живи, Кузнецкая  земля!» X   открытая НПК НФИ КемГУ НПК «Мы познаем мир» НИК «Эрудит» III НПК «Мы­будущее Кузбасса»  (Юниор) II НПК «Исследования молодых ­ регионам» VIII НПК II НПК «Актуальные вопросы  коммуникативной культуры:  вопросы теории и практики» НПК школьников  Новокузнецкого района I практико­ориентированная  конференция « Моя профессия­  мое будущее» НПК «Мир глазами детей» НПК «Живи, Кузнецкая земля» Конференция, посвященная 70­ летию образования Кемеровской  области и 395­летию г.  Новокузнецка Всероссийск ий Региональ ный Всероссийск ий Всероссийск ий Областной Региональны й Региональны й Областной Областной всероссийск ий региональны й Международ ный Муниципаль ный Региональны й Региональны й Областной всероссийск ий 2 2 1 2 1 3 1 1 2 3 2 2 5 2 1 2 4 2  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 1 1 1 0 (конфере нцией предусма тривалис ь   только доклады участник Занимаясь   со   своими   обучающимися   исследовательской деятельностью,   вижу,   как   повышается   у   обучающихся   мотивация   к обучению,   как   растет   их   желание   искать   новое,   интересное,   как   они постоянно стремятся повышать уровень своего интеллектуального роста. ов)         из     на   сложной некоторых Остановимся педагогической Понятно,   если   педагог   никогда   не   занимался   таким   видом деятельности, то возникает вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении   исследовательского   обучения.   Одним   из   действенных   и наиболее   близких   направлений   является   деятельность   по   развитию мышления ребенка.    Каковы же навыки и умения, необходимые в решении исследовательских   задач.   К   ним   мы   относим   умение   видеть   проблемы; умение   задавать   вопросы;   умение   выдвигать   гипотезы;   умение   давать определение   понятиям;   умение   классифицировать;   умение   наблюдать; умение проводить эксперименты; умение делать выводы и умозаключения; умение   структурировать   материал;   умение   доказывать   и   защищать   свои идеи. них. Умение видеть проблемы ­ свойство, характеризующее мышление человека. Развивается   оно   в   течение   длительного   времени   в   самых   разных   видах деятельности, и  все же  для  его  развития  можно  подобрать  специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой       При   обучении  детей  строить   предположения   необходимо  учить   их использовать   следующие   слова:   может   быть;   предположим;   допустим; возможно; что, если... Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в этом искусстве.   Для   развития   умения   задавать   вопросы   используются   разные упражнения: задать вопросы тому, кто изображен; ответить, какие вопросы мог   бы   задать   тебе   тот,   кто   изображен   на   рисунке;   задания, предполагающие исправление чьих­то ошибок, логических, стилистических, фактических   и   др.   Важным   средством   мышления   является   вывод   или умозаключение.   Для   формирования   первичных   навыков   и   тренировки умения   делать   простые   аналогии   можно   воспользоваться   такими упражнениями:   скажите,     что   общего   между   всеми   самостоятельными частями речи и т.д. Хотелось бы выделить важнейшее умение, необходимое каждому учащемуся ­ умение выделить главную мысль. Наиболее простой методический   прием,  позволяющий   это  делать, ­   использование   простых графических схем.        В  процессе     исследовательской   деятельности   формируются   такие качества,   как   организованность,   способность   разумно   планировать   и   задачи. упорядочивать ход своей деятельности,  дисциплинированность ­ без этого нет просто самого процесса научной работы. Школьник должен сознательно подчиняться определенным нормам поведения при работе над проектом, исследованием.  И, наконец, нужно приучить ученика к самоконтролю, ведь научная работа требует умения контролировать  свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач.     Кроме того, необходимо   выработать   и   навыки   рефлексии   ­   умения   самостоятельно проанализировать   свои   действия,   с   их   детальным   разбором,   как положительных, так и отрицательных действий. При этом надо учесть, что мотивацию и потребность к поисковой интеллектуальной работе надо ещё взрастить   из   естественной   любознательности   и   любопытства,   присущих ряду  учеников.  Ведь  у  ученика  потребности   в изучении  более  сложных понятий для работы над исследованием, проектом, причём детальном, ещё нет.         обучающимися   проводить системно   и   на   должном   уровне,   то   она   даст   только   положительные результаты. Она может способствовать: Если   исследовательскую   работу   с    развитию   творческих   способностей   учащихся   и выработки   у них исследовательских навыков;  формированию   аналитического   и критического,   абстрактного мышления   учащихся   в процессе   творческого   поиска   и выполнения учебных исследований;  выявлению   одарённых   учащихся   и обеспечению   реализации их творческого потенциала;  развитию   самостоятельности   при   работе   со специальной   и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;   развитию   способности   формировать   свое   мнение   и умение   его отстаивать;   развитию умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;   формированию чувства ответственности за порученное дело;   воспитанию   уверенности   в себе,   сознание   значимости   выполненной работы;  воспитанию   целеустремлённости   и системности   в учебной деятельности;  организации помощи в  выборе профессии. Психологи   утверждают,   что   научно­исследовательская   деятельность повышает эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности.  стрессоустойчивость, способствует Таким   образом,   организация   исследовательской   деятельности способствует развитию социально­активной личности. 1. 2. 3. 4. 5. Литература Абрамова, С В . Организация учебно­исследовательской работы по русскому языку : выбор темы учебно­исследовательской работы по русскому языку / С.В. Абрамова // Русский язык: ­ 2006. ­ N 20. ­ С 2­11;.   Бельфер, М. Несколько слов об исследовательских работах школьников/М. Бельфер//Литература.­ 2006. ­N 17.­С.13­15 ; Брыкова,   О.   Сотворчество   учителя   и   ученика   /  О.   Брыкова   //   Управление школой: ­ 2006. ­ № 20. ­ 33­36.;   Прищепа,   Е.М.   Ученическая   исследовательская   работа   по   литературе   в гуманитарной профильной школе / Е. М. Прищепа // Литература в школе. ­ 2004. ­ №12. – с.25.;  Прокофьев, Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников / Л. Б. Прокофьев // Школьные технологии. ­ 2006. ­ № 4. –с.12

Исследовательская работа как один из способов реализации творческих способностей обучающихся

Исследовательская работа как один из способов реализации творческих способностей  обучающихся

Исследовательская работа как один из способов реализации творческих способностей обучающихся

Исследовательская работа как один из способов реализации творческих способностей  обучающихся

Исследовательская работа как один из способов реализации творческих способностей обучающихся

Исследовательская работа как один из способов реализации творческих способностей  обучающихся

Исследовательская работа как один из способов реализации творческих способностей обучающихся

Исследовательская работа как один из способов реализации творческих способностей  обучающихся

Исследовательская работа как один из способов реализации творческих способностей обучающихся

Исследовательская работа как один из способов реализации творческих способностей  обучающихся

Исследовательская работа как один из способов реализации творческих способностей обучающихся

Исследовательская работа как один из способов реализации творческих способностей  обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018