Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"
Оценка 5

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
история
9 кл
13.08.2018
Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"
Исследовательская работа.doc
Конкурс творческих работ школьников «Шаг в науку»  Секция: история Исследовательская работа по теме «Как оценивают  Октябрьскую революцию люди разных поколений?» Российская Федерация, Забайкальский край, пгт Шерловая Гора, Работу выполнила: Карпов Павел Алексеевич муниципальное общеобразовательное учреждение: Шерловогорская общеобразовательная средняя школа №42, ученик 9»в» класса. Руководитель: Перебоева Ольга Васильевна, отличник народного просвещения Российской Федерации, учитель истории  и обществознания Муниципального общеобразовательного учреждения: Шерловогорская общеобразовательная Средняя школа №42 пгт. Шерловая Гора 2017­2018  «Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений?» Российская Федерация, Забайкальский край, пгт Шерловая Гора, 9в класс, Карпов Павел Алексеевич муниципальное общеобразовательное учреждение:Шерловогорская общеобразовательная средняя школа №42 Аннотация Обоснование выбора темы: С течением времени обозначились различные, подчас  противоположные подходы к трактовке Октябрьских событий 1917 года. Извлечение уроков из  сложного противоречивого прошлого нашей страны становится важным условием  поступательного развития общества. Октябрьская революция  1917 года относятся к числу  событий отечественной истории,  которые привлекают  огромное внимание и обсуждаются   многими историками, политиками.  В этом актуальность темы.  Октябрь 1917 год. С тех пор прошло сто лет. Но, события Октябрьской революции до сих  пор будоражат умы и чувства поколений, среди них возникают споры и конфликты. Одни  утверждают, что революция 1917 года открыла для России великое светлое будущее, принесла  народам свободу, равенство и братство, дала возможность ощутить себя достойными гражданами  Великой страны; другие считают, что события 1917 года уничтожили Российскую империю.  Прочитав литературу и статьи на сайтах интернета, мне захотелось выяснить, как относятся  сегодня к революционным событиям столетней давности люди разных возрастных групп. Поэтому тема моей исследовательской работы так и называется  «Как оценивают  Октябрьскую революцию люди разных поколений?»   В научной статье (описание работы) представлены не только исследования автора о том, как  относятся люди разных поколений к Октябрьской революции 1917 года, что они знают об этом  событии, но и проанализированы оценки участников и современников Октября 1917 года. Цель работы:  Изучение отношений людей разных поколений к Октябрьской революции 1917 года. Задачи: 1. Изучить материалы сайтов Интернета и литературу по данной теме; 2. Проанализировать оценки участников и современников Октября 1917 года; 3. Провести социологический опрос среди жителей поселка, родителей, учителей и учащихся  школы №42 – людей разных поколений; 4. Определить, возможна ли однозначная оценка данных событий по анализу мнений  современников Октября 1917;  5. Систематизировать собранный материал и провести анализ результатов исследования. Используемые методы и методики исследования: метод теоретического исследования,   аналитический  метод, социологический опрос. В конце исследовательской работы сделан вывод о том, что у людей разных поколений нет  единства в оценке Октябрьских событий: люди разных поколений по­разному оценивают  события  Октября 1917 года.   Материалы данной работы будут интересны старшеклассникам школы, классным  руководителям, учителям истории. План исследования Проблема: многие респонденты  не все знают об истории своего государства. Гипотеза: люди разных поколений по­разному оценивают Октябрьские события 1917 года.   Объект исследования – революционные события. Предмет исследования – отношение к событиям Октября 1917 года. Знакомясь с материалами сайтов Интернета (1­5), выяснил, как оценивают октябрьскую  революцию 1917 года политологи, историки и очевидцы тех событий. В произведении «Десять дней, которые потрясли мир» (6) американский журналист, очевидец  событий 1917 года Минц И.И., подробно изложил и проанализировал увиденное. Об Октябрьской  революции писал Ахиезер, А.С. в своем произведении « История России: конец или новое  начало?» (7). О событиях 1917 года писал Анисимов, Е.В. в произведении «История России от  Рюрика до Путина. Люди. События. Даты» (8). Исследование включало в себя три этапа: 1. Изучение литературы и материалов сайта с целью выявления оценки участниками и  современниками Октябрьской революции 1917 года.   2. Социологический опрос среди жителей  поселка Шерловая Гора, родителей учащихся школы  №42, учителей и учеников 9­11 классов  с целью выяснения отношений к Октябрьским  событиям. 3. Анализ исследования Социологический опрос включал в себя девять вопросов: 1. Интересуетесь ли вы историей Отечества?  2. Знаешь ли ты историю Отечества? 3. Как оцениваешь последствия событий Октября? Почему? 4. Какие ассоциации у вас вызывает 1917 год? 5. Какое для вас самое  значимое событие 1917 года 6. Чем закончилась революция 1917г?  7. Большевики – герои или злодеи в истории России 1917? Почему ты так считаешь? 8. Назовите участников октябрьских событий 9. Как  Вы считаете, 1917 год для Росси – благо или катастрофа? Анализ исследования показал: 1. Больше половины респондентов (53%) ответили, что не очень знают или не знают историю  своего государства, что и доказало проблему; 2. У людей разных поколений нет единства в оценке Октябрьских событий:  ­ оценки современников Октября противоречивы как среди сторонников революции, так и среди  её противников; ­ 69% респондентов (от 15 до более 80 лет) оценивают положительно Октябрьскую революцию,  31% ­ негативно. Чем старше поколение, тем больше оно оценивает положительно события  Октябрьской революции, чем младше поколение, тем больше негативно относится к событиям  Октября 1917 года.  Все это подтверждает мою гипотезу: люди разных поколений по­разному оценивают  события  Октября 1917 года.   Научная статья Одно из крупнейших политических событий в истории человечества, повлиявшее на всю  историю XX века, этапа русской революции в октябре 1917 года имеет разные названия:  Октябрьская революция (полное официальное название в СССР — Великая Октябрьская  социалистическая революция), Октябрьский переворот, большевистский переворот, третья  русская революция. Разные названия на одно и то же событие потому, что существует широкий  спектр оценок  Октябрьской революции: для одних это национальная катастрофа, приведшая  к  Гражданской войне (6), отставанию от прочих современных государств и установлению в России  тоталитарной системы правления (либо, наоборот, к гибели Великой России как империи); для  других — величайшее прогрессивное событие в истории человечества, оказавшее огромное  влияние на весь мир, а России позволившее выбрать некапиталистический путь развития,  ликвидировать феодальные пережитки и непосредственно в 1917 году, скорее спасшее её от  катастрофы (7).  Чтобы начать исследование, мне пришлось самому изучить все октябрьские события 1917  года (Приложение 1). Выяснил, что революция происходит тогда (8,9), когда население доведено  до отчаяния нищетой и своим бесправным положением, и терять ему уже больше нечего, потому  что хуже уже просто не может быть. Такое положение и было в стране в 1917 году. После этого решил выяснить, как оценивают эти события участники и современники  Октября.  Прочитав литературу и материалы сайтов Интернета, была составлена таблица «Оценки современниками событий 1917 года» (Приложение 2). Анализ таблицы показал:  Одни оценивают позитивно, считая, что эти события решили проблемы рабочих и солдат,  удовлетворили потребности народа за счёт буржуазии и были неизбежны. Это министр  иностранных дел П.Н.Милюков, участник “Ледяного похода” Р. Гуль, советский  политический и государственный деятель, революционер Г.Е.Зиновьев,  писатель М.Пришвин,  русский революционер, советский писатель С.Д.Мстиславский и  глава Петроградского  совета Н.Чхеидзе.  Другие дают негативную оценку октябрьским событиям, считая, что эти события вызвали  кровопролитную Гражданскую войну, установили власть, «основанную только на гильотине»,  на произволе и попирании прав человека, удовлетворили «только сиюминутные  биологические  потребности человека», способствовали регрессу страны: А.Ф.Керенский:  видный российский политический и общественный деятель; министр Временного  правительства, В.И.Покровский: правовед(1838­1915) ­ земский статистик, экономист,  историк Петр Струве; слова матросов, расположившихся в Царском селе, философ  Аскольдов С.А., З.Гиппиус ­ русская поэтесса и писательница, Матушевский: польский  политик, журналист, дипломат, А.И.Деникин ­ один из главных руководителей Белого  движения в годы Гражданской войны, Т.Луначарский ­ сторонник Октября и активный её  участник, И. Бунин (10 (22) октября 1870,  ­ 8 ноября 1953 ­ русский писатель, поэт,  (1909),  лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года. Таким образом, мы видим, что оценки Октября противоречивы как среди сторонников  революции, так и среди её противников. Для изучения исследовательской темы были рассмотрены не только оценки Октября  историческими личностями, но и проведен социологический опрос среди представителей разных  поколений – это жители  поселка Шерловая Гора, родители учащихся школы №42, учителя и  ученики 9­11 классов данной школы. Всего было опрошено 231 человек (Приложение 3).  Анализ анкет показал: 1.Интересуетесь да ли вы историей  Отечества? нет 2.Знаешь ли ты  историю  Отечества? Знаю Не очень Не знаю 3. Как оцени­ положительно негативно ваешь последст­ вия событий  Октября 1917 г?  Почему? 98 2 47 51 2 69 31 4.Какие  ассоциации  у  вас вызывает  Октябрьская  революция 1917  года? Беспорядки на улицах,  митинги, перестрелки,  протесты, очереди за  хлебом и тд. Смена власти.  Штурм Зимнего дворца, Ленин на броневике 7 ноября, красные  гвоздики,  демонстрация, красные  флаги Борьба белых с  красными Гражданская  война Залп Авроры Затруднялись ответить 5.Какое для вас  самое  значимое  событие 1917  года Октябрьская  революция Свержение  самодержавия 6.Чем  закончилась  революция 1917г 7.Большевики –  герои или злодеи в истории России 1917? 8.Назовите  участников  Штурм Зимнего дворца Затрудняюсь  Отречение Николая  II от престола Свергнуто  самодержавие Приход к власти  большевиков во  главе с Лениным Не знаю и др. герои злодеи Ни герои и не злодеи Не знаю Ленин Николай II Не могу вспомнить 31 20 9 10 10 4 8 7 49 34 10 7 17 31 47 5 25 23 27 25 29 15 48 октябрьских  событий Дзержинский,  Каменев,  Луначарский 9.Как  Вы  Благо считаете, 1917  год для России – благо или  катастрофа? И  почему? катастрофа Ни то, ни другое Затрудняются с  ответом Анализ ответов, показал: 2 33,3% 33, 3% 19% 14, 3%  историей Отечества интересуются 98% респондентов, но знают историю своего государства только 47%. 53%  опрошенных ответили, что знают не очень или не знают;   69% респондентов оценивают последствия событий Октября 1917 года положительно,  31% ­  негативно. Надо заметить, что чем старше поколение, тем больше их оценивают последствия  Октября положительно: Группы респондентов положительно  отрицательно  1 группа ­  от 70 до более 80 лет 2 группа  ­ от 59 до 69 лет 3 группа – от 48 до 58 лет 4 группа – от 37 лет до 47 лет 5 группа – от 26 лет до 36 лет 6 группа – от 15 до 25 лет Всего  98 83 77 61 57 35 69 2 17 23 39 43 65 31 По таблице видим, что оценки последствий событий 1917 года существенно различаются в  зависимости от возраста и политических взглядов респондентов. Одни оценивали последствия  Октябрьской революции положительно, отмечая за что: ликвидация безграмотности,  электрификация, люди верили в светлое будущее, после неё произошли существенные изменения в лучшую сторону. Другие – негативно: революция была не подготовлена, было много насилия, к  власти пришли не совсем образованные люди, были разрушены произведения культуры и искусства.  Надо заметить, что самое старшее поколение респондентов (от 70 лет и выше)  в  большинстве своем называет революцию 1917 года торжеством справедливости. А возрастная  категория от 15 лет до 36лет  в большинстве своем дали негативную оценку.  Надо заметить, чем  старше поколение, тем большее количество респондентов оценивали положительно последствия  Октября 1917 года.  Думаю, что этот факт – следствие времени и средств массовой информации,  наложивших отпечаток на формирование мировоззрения и убеждения людей. Ведь ни для кого не  секрет, что СМИ ­ четвертая власть в стране. И, сколько бы ни говорили о свободе слова, во все  времена существовал и существует политический заказ в работе  СМИ, поэтому и ответы очень  разные.   В ответах на вопрос, «Какие ассоциации вызывает Октябрьская революция 1917 года?» мы  увидели неодинаковую степень эмоциональности. Так, перед глазами респондентов от 15 до  50 лет при словах «Октябрьская революция», ассоциировались залп Авроры, штурм Зимнего,  Ленин на броневике (13%). У более старшего поколения (от 65 лет и выше)  со словами  «Октябрьская революция» ассоциировались: праздник – 7 ноября: красные гвоздики, парад,  красные флаги; демонстрации (10%). Эмоционально окрашенные суждения оказались сильно  поляризованы – от резко отрицательных до однозначно положительных. Среди негативных  ассоциаций ­ война и кровопролитие, разруха и голод, нищета (41%). 7% респондентов  затруднились ответить – это были девятиклассники. Таким образом, мы видим, что  респонденты по­разному реагировали на просьбу сказать, с чем у них ассоциировалась   «Октябрьская революция».  Самыми значимыми событиями 1917 года у респондентов  были: Октябрьская революция  (49%),  свержение самодержавия (34%), штурм Зимнего (10%).     47% опрошенных отметили, что Октябрьская революция закончилась приходом к власти  большевиков во главе с Лениным, 31% ­ свержением самодержавия, 17% ­ отречением  Николая II от престола, а 5% ответили, что не знают.  25%  опрошенных считает, что большевиков можно назвать героями (они стремились сделать  жизнь лучше, боролись с безграмотностью, подняли все на новый уровень), 23% ­  признали  большевиков злодеями (пришли к власти через трупы, было пролито много крови, в стране  долгое время господствовала одна партия большевиков), а 27% респондентов ответили, что  большевики ни злодеи и ни герои (время было такое «кто кого»).  25% не знают. Я считаю, что большевиков нельзя назвать ни злодеями, ни героями, так как это были люди, которые жили в  трудное для страны время и верили в хорошее будущее. Которые считали, что защищают  интересы большинства населения и боролись такими же методами, как и их противники в то  суровое жестокое время по принципу «кто кого».  Восьмой вопрос показал, что большинство опрошенных (48%) не могли вспомнить участников октябрьских событий 1917.  Самыми запоминающими личностями по анкетам были император Николай II (15%) и В. И. Ленин (29%). Всего лишь  2% назвали участников октябрьских событий:  Дзержинского Ф. Э., Каменева Л.Б., Луначарского А.В. Не вспомнили таких  участников событий как князь Львов, лидер кадетов Милюков, социалист ­ глава Временного  Керенский, генерал Корнилов, Троцкий и др. А ведь вопрос о роли личности в истории не  последний в понимании людей. Поэтому, анализ этого вопроса показывает, что проблема  незнания событий Октября существует у наших респондентов.  33,3% отмечают, что 1917 год для России можно считать благом, столько же (33,3%) считает  катастрофой и 33% ­  затрудняются или не могут оценить.  Я думаю, что нельзя однозначно  ответить на вопрос: Октябрь 1917­благо или зло?  Таким образом, проанализировав литературу, материалы сайтов Интернета,  проведя  социологический опрос, можно сделать выводы: 1. Больше половины респондентов (53%) ответили, что не очень знают или не знают историю  своего государства, что и доказало проблему;  исследование показало, что у людей разных поколений нет единства в оценке Октябрьских  2. событий:   оценки современников Октября противоречивы как среди сторонников революции, так и среди её противников;  69% респондентов (от 15 до более 80 лет) оценивают положительно Октябрьскую  революцию, 31% ­ негативно. Чем старше поколение, тем больше они оценивают  положительно события Октября 1917 года, чем младше поколение, тем больше оценивают  они негативно октябрьские события. Это говорит о том, что люди разных поколений по­ разному относятся к событиям Октября 1917 года, что и подтвердило мою гипотезу.   В заключение хотелось бы отметить: как бы горячо и заинтересованно ни обсуждались  сегодня проблемы нашего прошлого, мы не в силах повлиять на него. Октябрьская революция –  одно из самых значительных, поворотных событий мировой истории, обозначивших коренные  перемены в социально­экономическом и духовном развитии человечества.  Октябрьская  революция определила весь облик XX столетия.   Найти свое место в настоящем может только человек «разумный», способный    самостоятельно  ориентироваться в координатах прошлого. Литература и ресурсы: 1. http://www.newlookmedia.ru/?p=19413 2. http://xn­­80aa3aekaebe4a6lc.xn­­p1ai/tems/cit58.html 3. https://www.youtube.com/watch?v=tsGIRyDRiso 4. http://selfiemag.ru/life/opros­kakovo­otnoshenie­videoblogerov­k­revoljutsii­1917­goda­122   5. http://ren.tv/novosti/2016­01­31/mnenie­putina­o­lenine­ne­menyalos­na­protyazhenii­chetverti­veka 6. Минц И.И. «История Великого Октября», 1973.Т.3. гл.9.С.965 7. Ахиезер, А.С. «История России: конец или новое начало?»  М, 2013. ­ 496 c. 8. Анисимов, Е.В. «История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты», П, 2013. ­ 592 c.    А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков Боханов, А.Н. «Новейшая история» Приложение 1 События Октябрьской революции 1917 года Причины Октябрьской революции Любое потрясение в обществе, которое именуют восстанием, бунтом или революцией имеет свои глубокие   причины.   Февральская   революция   1917   года   вскрыла   все   задачи,   которые   пыталось решить правительство на протяжении достаточно долгого времени. Первой такой задачей был земельный вопрос. Крестьяне уже давно хотели получить землю в свободное пользование безо всякого риска, что когда­нибудь её могут отобрать. Половинчатость мер, предпринятых правительством Николая II, не могли удовлетворить народные массы.  Остро   стоял   и  национальный   вопрос.  Национальные   меньшинства   не   ощущали   себя полноправными   гражданами   Российской   империи,   зачастую   они   подвергались   притеснениям, особенно в культурной сфере. Попытки русифицировать различные национальности, входившие в Российскую империю, не могли не вызвать обострение национального конфликта и не отразиться на развитии освободительных стремлений на окраинах империи.  Всё это обострилось экономическим кризисом. Рост инфляции, угроза голода вызывали у народа желание быстрее с этим покончить. А непрекращающаяся война, которая забирала не только все денежные средства на нужды фронта, но и жизни родных и близких крестьянам людей сделали так, что февральская революция 1917 года стала неизбежной. По   итогам   февральской   революции   все   старые   государственные   органы   были   полностью упразднены; начались выборы во Всероссийское Учредительное собрание. Закон об этих выборах был признан современными исследователями самым демократичным в мире; выборы предлагалось проводить равным, всеобщим тайным голосованием. Однако, несмотря на свержение монархии и установление в стране двоевластия из Временного правительства   и   совета   рабочих   и   солдатских   депутатов,   все   задачи   решены   не   были   и февральские события резко перетекли в октябрьские. Октябрьская   революция   1917   года   была   вызвана   тем,   что   ни   одна   из   озвученных   в   лозунгах февралём задач решена не была.  Итоги октябрьской революции были предопределены, ведь на стороне большевиков, которые её затеяли, оказалась армия, которая с успехом принимала всю пропаганду от большевиков, да и просто устала от войны. Революция победила, и к власти пришло Советское правительство, которое и занялось решением всех назревших вопросов: Ход Октябрьской революции 7 октября ­по инициативе Троцкого, большевики покинули зал съезда Совета  республики. Ленин тайно вернулся в Петроград. С его приездом соотношение  сил в руководстве изменилось. 10октября ­заседание ЦК большевиков. Присутствует 12 из 21 членов ЦК. Ленин упрекал их за "равнодушие к вопросу о восстании". Он вновь утверждал, что в отличие  от июля, большинство теперь за его партией, и, следовательно, главное­это  "техническая сторона" восстания.   Ему возражали Каменев и Зиновьев: мелкая буржуазия им помогать не будет,  нельзя надеяться на армию, так как та ждет только мира, а после взятия  власти, возможно, придется вести революционную войну, на помощь  зарубежного пролетариата не надо надеяться, так как мировая революция еще  далека. Итог: 10 голосов против 2­х поддержали Ленина, отметив в своём  решении, что сложившаяся ситуация "ставит на очередь дня вооруженное  восстание".  12 октября­н    ­  несмотря на противодействие меньшевиков и эсеров, Петроградский Совет положил начало созданию ВРК.    В состав бюро ВРК вошли три большевика:  В. А. Антонов­Овсеенко, Н.И. Подвойский, А. Д. Содовский и левый эсер  Сухарьков.  В составе Военно­революционного центра вошли А.С.Бубнов,  Ф.Э.Дзержинский, Я.М.Свердлов, И.В.Сталин, М.С.Урицкий. 16 октября ­расширенное совещание ЦК. Участвуют 25 человек. Ленин заявил, что  "буржуазия хочет сдать Питер… история не простит, если мы теперь не  возьмем власть".               Он предложил подтвердить резолюцию ЦК, принятую 10 октября: 19 голосов ­ за, против­2, воздержались­4. Зиновьев выступил против, но за него 6  участников, 15­за, 3­воздержались.   После совещания Зиновьев и Каменев потребовали немедленного созыва  пленума ЦК. Каменев подал заявление о выходе из ЦК. 18 октября ­Каменев и Зиновьев опубликовали свои воздержания против восстания в  газете "Новая жизнь", которую издавал М.Горький, близкий тогда к  меньшевикам. Ленин назвал Каменева и Зиновьева "штрейкбрехерами" и  потребовал исключить их из партии.  Советские историки говорили о  предательстве Каменева и Зиновьева, но это не так: было общеизвестно, что  большевики выступят в канун съезда. Эмоциональная реакция Ленина  объясняется нарушением железной дисциплины партии. 21 октября ­ВРК провел совещание с представителями гарнизона. Воинские части  отправились уполномоченные ВРК. 22 октября  ­ВРК потребовал от командующего Петроградским военным округом, чтобы    все приказы его скреплялись подписью комиссара ВРК. Отказ. 23 октября  ­На сторону ВРК перешел гарнизон Петропавловской крепости. 24 октября ­ и все же Керенский решил нанести превентивный удар по большевикам:  юнкеры заняли типографию и редакцию газеты «Рабочий путь». Для ВРК­ сигнал того, что «Керенский выступил». По приказу Троцкого  юнкеры были оттеснены. Но в этот момент ВРК все еще старался  придерживаться оборонительной тактики, отрицая намерение захватить власть до начала работы II Съезда Советов. Временное правительство с утра заседало в Зимнем дворце. Керенский отправился в Предпарламент, где произнес речь,  полную обвинений в адрес большевиков речь, действия которых он  квалифицировал как «предательство и измену Российскому государству». Но предпарламент не согласился предоставить Керенскому потребованные им неограниченные полномочия на проведение им неограниченные полномочия на проведение репрессий. Большинство депутатов считало, что бороться с  большевиками военными средствами невозможно, так как таких средств у  правительства просто нет. Предпарламент по предложению меньшевиков и  эсеров согласился на: ­немедленный декрет о передаче земель в ведение земельных комитетов; ­во внешней политике ­ провозгласить союзниками условия мира и начать  мирные переговоры. Но эти решения опоздали!!! Керенский вызвал в Петроград надежные войска.  Мосты через Неву. К Зимнему стянуты юнкеры, казаки, женский ударный  батальон. В Смольном, где заседали ВРК, выключили телефоны.  Но правительственные силы были незначительны. ­ солдаты и красногвардейцы перекрыли железные дороги, блокировали  юнкерские училища, овладели Финляндским вокзалом, к вечеру из 10 мостов  захватили 9. Вечером Ленин сам отправился в Смольный. После его прихода  усиливался натиск на правительство. Если до тех пор речь шла о защите Съезда Советов от контрреволюционных  посягательств, то теперь лозунг­ свергнуть правительство до того, как  соберутся депутаты, и поставить последних перед свершившимся фактом. ­ в Неву вошел крейсер «Аврора». ­ восставшие заняли Николаевский и Балтийский вокзалы, центральную  День, 24  октября С24 на  25.10.  2ч. ночи 25  электростанцию. октября Утро 25.10. ­занят Государственный банк и телефонная станция. 8 утра 13ч. 25  ­занят Варшавский вокзал и типографии газет. ­захвачен Мариинский дворец и разогнан Предпарламент, захвачено октября 14ч.30мин. Адмиралтейство. ­ в Смольном заседание Петроградского Совета, где Ленин провозгласил:  «Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время  говорили большевики, свершилась!». Тем временем в Зимнем дворце  оставалось Временное правительство. Керенский выехал в Псков для  мобилизации фронта. Его замещал А.И.Коновалов. Министр юстиции П.Н. Маляктович в своих воспоминаниях пишет: «В  огромной мышеловке бродили, изредка сходясь все вместе или отдельными  группами на короткие беседы, обреченные люди, одинокие, всеми  остановленные. Вокруг нас была пустота, внутри нас ­ пустота, и в ней  вырастала безумная решимость равнодушного безразличия». Защищали  Зимний дворец около 1800 казаков, юнкеров и ударниц. Ко второй половине  дня 25 октября казаки и юнкеры (часть) ушли. В Зимнем осталось 850 человек, 18ч. 1 броневик, 2 орудия и несколько пулеметов. ­Временному правительству был передан ультиматум о сдаче. Отказ. По радио оно обратилось к населению : «Всем, всем, всем... Петроградский Совет  рабочих и солдатских депутатов объявил Временное правительство  низложенным и потребовал передачи ему власти под угрозой бомбардировки  Зимнего дворца из пушек Петропавловской крепости и крейсера «Аврора»,  стоявшего на Неве. Правительство может передать власть лишь  Учредительному собранию, а потому постановило не сдаваться и передать  себя на защиту народа и армии... пусть страна и народ ответят на безумную  попытку большевиков поднять восстание в тылу борющейся армии». 21ч. 45мин. ­ «Аврора» дала холостой залп. 23ч. ­ по дворцу начали стрелять из Петропавловской крепости. Юнкеры, осознав  бесполезность сопротивления, стали покидать свои посты. Вопреки широко распространенной легенде, настоящего штурма Зимнего не  было. Дворец был просто постепенно занят, почти бескровно и практически  без сопротивления. ­ 13 министров Временного правительства были арестованы и отправлены в  Петропавловскую крепость. 2ч. 10мин.  ночи  26 октября В результате Октябрьской революции было свергнуто Временное правительство и к власти  пришло правительство, сформированное вторым Всероссийским съездом,  абсолютное  большинство делегатов которого составили большевики.   Оценка Октября историческими личностями Приложение 2 Характеристика Оценка Октября исторической личностью Моё понимание  исторической  личности П.Н.Милюков:  (27) января 1859,  — русский  политический  деятель, историк  и публицист.  Лидер  Конституционнод емократической  партии (Партии  народной  свободы, кадеты). Министр  иностранных дел  Временного  правительства в  1917 году. А.Ф.Керенский:  видный  российский  политический и  оценки  ”Все они (революции)  ­  начинались сравнительно  Революция скромно и сдержанно ­ и все развивали крайние  тенденции, по мере того, как власть ускользала из рук неизбежна как естественный умеренных групп, захвативших ее первоначально,  и  попадала в руки импровизированных вождей  конец в интересах толпы неорганизованных масс. Чем эти вожди могли  привлечь к себе внимание масс?  Очевидно,  прежде  всего, резкой  критикой  поведения своих  предшественников. Массы, естественно,   недоверчивы и подозрительны. Раз революция  началась, у них появляется инстинктивная боязнь,  как бы она не кончилась  слишком  рано и слишком   близко к своему исходному пункту. Масса не хочет  вождей и политических  партий, которые  становятся  ей известны в готовом виде, но желают говорить от ее имени. Она не верит во все то, что имеет прошлое.   ”...февральская революция не только не медлила  в  своем стремлении удовлетворить революционное  Временное правительство не в силах предотвратить Октябрь. нетерпение масс, но...она в этом своем стремлении  подошла к  самому  краю пропасти. В той   общественный  деятель; министр, исторической обстановке, в  условиях военного  времени, больше дать государство, хотя бы сто раз  затем министр­ председатель  Временного  правительства  революционное, никаким массам не могло. Мы были  на пределе, за чертой которого был уже хаос,  закруживший  в  огненной  пляске Россию после  октября. Ту стихию, которая кинулась во все тяжкие  Октябрь ­ это безграничный произвол над человеком (1917), дворянин  (c 1885), масон. большевистской реакции, не  могли  удовлетворить  никакие  уступки, кроме тех  щедрых даров,  которыми  влекли их за собой ленинские демагоги­ агитаторы: похабный мир, бесстыдный  грабеж  и  безграничный произвол над жизнью и смертью  всякого, кого угодно будет темной толпе назвать  В.И.Покровский: “буржуем”.   “Возбуждая массы и в свою очередь возбуждаемая  Октябрь — правовед(1838— ими часть  (социалистов – большевики) поднялась до  беззаконие и 1915) — земский  истинного пафоса  человеконенавистничества, до    произвол, т.к. истерического исступления. Быть может, в некоторые “светлые промежутки” у отдельных вожаков  Иначе нельзя удержаться у большевизма и возникала мысль о необходимости  остановиться и  начать делать хоть какую­нибудь  власти Мысли положительную работу..., но на этом  пути   положительного  строительства они роковым образом были обречены на неудачу. Тут­то и обнаруживалось,  что уже не они ведут за собой  массы, а  массы  гонят  их. Они имеют   успех, пока  зовут  к  разрушению,  экспроприациям, конфискациям и  т.д., но    решительно   утрачивают   всякую власть, когда  осмеливаются    погладить   против   шерсти:  недвусмысленное рычание по их собственному адресу являлось ответом на  их  призыв  к  порядку.  ”Вожаки мыслят себе организацию общества согласно идеалам коммунизма, как цель, разрыв существующих духовных связей и разрушение унаследованных   общественных отношений и учреждений ­ как  средство. Массы же не приемлют, не понимают и не   могут  понять конструктивной цели социализма, но  зато жадно воспринимают и с увлечением  применяют разрушительное средство”. Массы    смутно  представляли себе ­ то общество, которое они хотели  построить; им было гораздо  ближе  удовлетворение   собственных  сиюминутных потребностей, которые  они прекрасно знали. Теоретическую работу массы  отдали вождям, так как они была труднодоступна для их понимания, а разрушение старого с удовольствием  взяли на себя.   ”Нам что  Ленин!  Окажется Ленин плох, и его  вздернем. Ленин нам не указ”.   Милюкова  и Покровского сходны между собой: большевики шли на поводу у масс. Октябрь­ удовлетворение сиюминутных потребностей народа Октябрьская революция ­ это реакция и регресс. Октябрь­ удовлетворение сиюминут­ных потреб­ностей народа Отвечала проблемам того времени статистик,  экономист,  редактор и  педагог. Член­ корреспондент  Петербургской  академии наук Историк Петр  Струве: —  русский  общественный и  политический  деятель,  экономист,  публицист,  историк,  философ Слова матросов,   расположившихс я в Царском селе: Участник  “Ледяного   ”Может быть, не было  еще исторического явления  более парадоксального, чем русская революция. По  похода” Р.Гуль:  русский писатель, существу  своему  крестьянская, а  потому   национальная, она с  самого  начала была втиснута эмигрант. Лениным в прокрустово ложе коммунистической и  интернациональной. Правда, из этого ложа она быстро  выросла...”. Аскольдов С.А.:  русские образованные люди так  далеки от  собственного  народа, что  им  никогда не  понять друг друга. Политики, реформирующие  Россию, просто не знали свой  народ. Они лишь   Октябрь — отход от цивилизации, приход к власти Философ  (настоящее имя  Сергей  Алексеевич  Алексеев) (1871,  Москва — 23 мая освободили  зверя, в нем сидящего, но не подвигли  его на строительство цивилизованного государства. нечестных борцов за русскую свободу 1945, Потсдам)  — русский  писатель,  философ. Сын  философа А. А.  Козлова. А между тем не только опыт западно­европейских  революций, но  даже русского революционного  движения 1905 года учил совершенно обратному, а  именно, что русские  общественные деятели,  боровшиеся   со  старым  режимом, в  случае успеха  борьбы окажутся ничтожной кучкой, не  имеющей   никакого реального влияния на народ, что с падением старого встанут новые силы, которые сметут  испытанных, по­своему умудренных  опытом и, во   всяком случае, политически честных борцов за  З.Гиппиус­8 (20) ноября 1869,  Белёв,  — 9  сентября 1945,   — русская  поэтесса и  писательница. Матушевский:  польский  политик,  журналист,  дипломат.   русскую свободу”. Россией сейчас распоряжается ничтожная кучка  людей,  Октябрь — к которой вся остальная часть населения, в громадном  большинстве, относится отрицательно и даже   негативное явление в враждебно. истории России ”За ними не посмеют не пойти... Вы не знаете, что  такое Троцкий.  Поверьте мне,  когда будет нужно,   Октябрь – власть основана Троцкий не задумается поставить гильотину на  Александровской  площади, и будет рубить  головы   гильотине всем  непокорным...  И  все  пойдут  за ним...”. Приложение 3 Социологический опрос среди представителей разных поколений – это жители   поселка Шерловая Гора, родители учащихся школы №42, учителя и ученики 8­11  классов данной школы. Респонденты были разделены по годам рождения: Группы респондентов Кол­во % от опрошенных 1 группа ­  от 70 до более 80 лет 2 группа  ­ от 59 до 69 лет 3 группа – от 48 до 58 лет 4 группа – от 37 лет до 47 лет 5 группа – от 26 лет до 36 лет 6 группа – от 15 до 25 лет Всего респондентов 7 35 43 48 27 71 231 3 14 19 21 12 31

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"

Исследовательская работа "Как оценивают Октябрьскую революцию люди разных поколений"
Скачать файл