Исследовательская работа была написана по кинотеатрам города Благовещенска. В городе Благовещенске расположено шесть кинотеатров для просмотра кинофильмов, как в обычном формате, так и в форматах 3D, 4D и даже 5D (Киноцентр «Благовещенск»): ГАУК «АОДНТ», ДК «Профсоюзов», ТРК «Реал», «КакТус» («Харбин»), Киноцентр «Благовещенск», МАУК «ОКЦ», которые рассмотрим ниже.
ТЕАТР 21 ВЕКА.doc
2
ПЛАН
Введение……………………………………………………………………………...3
в
кинотеатров
Эволюция
развития
1.
России………………………………….7
2.
Специфика кинотеатра как коллективной формы культурного
досуга….12
3.
Роль
кинотеатров
в
экономике
и
социальной
сфере………………………18
3.1. Преимущества кинотеатров, позволяющих им вести эффективную
хозяйственную деятельность……………………………………………….22
3.2. Концепция кинотеатров……………………………………………...23
3.3. Анализ деятельности кинотеатров…………………………………..24
XXI
Кинотеатр
4.
века…………………………………………………………26
4.1.
IMAX 3D кинотеатры………………………………………………...27
4.2. Формат 4DX…………………………………………………………...29
в
кинотеатров
развития
Пути
5.
России………………………………………32
5.1. Совершенствование форм и методов кинообслуживания населения
как главный путь совершенствования СКД в культуре…………………..32
5.2. Программа развития кинотеатров России ...………………………..33
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………...38 3
ВВЕДЕНИЕ
Одна из ведущих тенденций развития современной цивилизации связана с
усилением роли досуга в духовной жизни общества и сохранении здоровья его
членов. Чем более быстрыми оказывались темпы научнотехнического и
социального прогресса, тем более интенсивно шел процесс перемещения
производительных сил из сферы материального производства в сферу быта и
досуга. Осознавая, что сложившаяся к началу третьего тысячелетия организация
труда и система образования не могут достаточно эффективно решать
кардинальные проблемы нравственноэстетического формирования личности,
ведущие страны мира пошли по оправдавшему себя пути реализации
рекреативноразвивающего потенциала досуга. И правомерно, что ныне величие
государства в значительной мере определяется долей совокупного
национального продукта, вложенного в эту сферу бытия.
Создание многофункциональных общественных центров и комплексов в
последнее время получило широкое развитие в России. Тенденция строительства
обусловлена рядом социологических, экономических, градостроительных,
художественноэстетических и функциональных факторов. 4
Нередко составной частью крупных многофункциональных комплексов
являются здания и сооружения зрелищного назначения. Не последнее место
среди зрелищных зданий занимают кинотеатры и кинозалы, зачастую
видоизменившиеся в силу своих разросшихся функций в кинотеатры с залами
универсального использования или киноконцертные залы.
Первые кинотеатры в России появились в конце ХIХ века и почти не
отличались от залов для собраний или концертов.
Обычный кинотеатр здание, предназначенное исключительно для
демонстрации кинофильмов, не всегда теперь могут удовлетворить растущие
требования населения. Особенно остро проблема организации культурного
отдыха стоит в новых районах города, удалённых от городского центра с его
налаженной системой культурного обслуживания.
Поскольку кинотеатры чаще других зрелищных учреждений бывают первыми
культурными центрами в новых районах, то естественна мысль, именно
кинотеатры превратить в полноценные очаги культуры, скооперировать их с
другими родственными учреждениями системы культурнобытового
обслуживания. В таких многофункциональных комплексах, созданных на базе
кинотеатра, при самом различном наборе сопутствующих учреждений (кафе,
выставочные и танцевальные залы, зимние сады, гостиные и клубные комнаты),
ведущая роль остаётся за кинотеатрами.
Кинотеатр учреждение, предназначенное для осуществления показа
фильмов населению. Они проводят широкую культурнодосуговую
деятельность: перед началом кинофильма организуются встречи с депутатами,
концерты профессиональных и общественных коллективов, лекции, беседы и т.д.
На сегодняшний день кинотеатр является самой популярной формой
коллективного проведения досуга. По данным ЗАО «Компания Невафильм»,
рекордным для российского рынка кинопоказа оказался 2008 год, в течение
которого было открыто 349 залов в 87 кинотеатрах (для сравнения: в 2007 году 5
киносеть пополнилась 265 залами в 75 кинотеатрах). Расширяется география
российской киносети в малых городах: с 2004 года число городов с
численностью населения менее 100 тысяч человек, в которых имеются
современные кинотеатры, возросло почти вдвое с 126 до 215. По данным
опроса крупнейшего российского исследовательского холдинга «Ромир»,
проведённого в марте 2009 года, доля тех, кто не ходит в кино, заметно
снижается (с 45% до 28%). Причины этого в устойчивом интересе к
киноискусству, в доступности и демократичности кинотеатров. Для основного
зрителя молодежи кинотеатр служит излюбленным местом встреч и общения.
Правда, мотивационная значимость кинотеатра сегодня как никогда
противоречива, многих он прямотаки отпугивает, а некоторые родители даже
запрещают детям ходить в кино.
Судьба дальнейшего развития киносети и кинотеатров не может не
рассматриваться в соотношении и взаимосвязях с другими учреждениями
культуры, с системой организации досуга населения. Внедомашнее общение,
смена обстановки и коллективное восприятие фильма, отдых, сопутствующие
занятия и развлечения эстрада, выставки, обсуждение фильма вот те
функции, которые вместе с несравненно лучшим качеством демонстрации
фильма остаются преимуществами кинотеатра.
В современном мире происходит специализация кинотеатров, которая
отражает тенденцию дифференциации зрительской аудитории, показывающей
результат растущей культуры всех слоев населения. Параллельно со
специализацией развивается стремление к созданию кинотеатров с
универсальными залами, которые позволяют расширить формы деятельности
кинотеатров и за этот счет повысить эффективность работы зрительных залов.
Эпизодическое проведение в кинозалах концертов, общественных собраний и
праздничных вечеров приближает их к многофункциональным культурным
центрам. 6
Социология кино, занимающаяся изучением частоты и мотивов посещения
кинотеатров разными социальнодемографическими группами, структуры и
динамики кинопублики, находится в нашей стране на стадии становления.
В последнее время на базе кинотеатров стали организовываться кино
видеоцентры, киносалоны. В стоимость билета в видеоцентрах входит набор
безалкогольных напитков, мороженое и сладости.
Цель курсовой работы проследить развитие кинотеатров в России с момента
становления по сегодняшний день.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть эволюцию развития кинотеатров в России;
2. охарактеризовать специфику кинотеатра как коллективной формы
культурного досуга;
3. просмотреть роль кинотеатров в экономической и социальной сфере;
4. рассмотреть кинотеатр в XXI веке;
5. предложить пути развития кинотеатров в России.
Объект исследования развитие и деятельность кинотеатра.
Предмет исследования
состояние социальнокультурной деятельности
учреждения культуры (кинотеатра) в целом и пути её совершенствования.
При написании курсовой работы были использованы общенаучные методы:
анализ, синтез, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, пяти глав, состоящих из семи пунктов,
заключения, в котором представлены основные выводы и списка использованных
источников. 7
1. ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ КИНОТЕАТРОВ В РОССИИ
Первые кинотеатры в России появились в конце ХIХ века и почти не
отличались от залов для собраний или концертов. У каждого кинотеатра был
зрительный зал со светоотражающим экраном, аппаратная, где размещался
кинопроекционный аппарат, а также место для музыкального оркестра, под
звуки которого на экране разворачивалось действие. На первоначальном этапе
развития кинематографа под кинотеатры, как правило, приспосабливали
несколько перестроенные жилые помещения. Первый коммерческий кинотеатр в
России был открыт в Петербурге в летнем увеселительном саду «Аквариум» 4
мая 1896 года. [2] 8
В это же время научное кино начинало приковывать к себе общественное
внимание. В среде научных и педагогических работников возникла идея
постоянных просветительных кинотеатров, где могли бы показываться ленты
научного содержания и читаться лекции перед сеансом. Идея эта была активно
поддержана самыми широкими кругами педагогической,
научной
общественности и даже владельцами кинотеатров. Попытка использования
кинематографа как средства просвещения была предпринята во многих городах
России. Киносеансы устраивались платными, но цены на билет были вполне
доступными: от 5 копеек до 1020.
В период конца XIX начала XX века русскими учеными и педагогами
кинематограф использовался в педагогической работе, как наглядное пособие
при обучении школьников в учебных заведениях. Таких чисто учебных
кинозалов было в довоенной России несколько сотен. В некоторых гимназиях и
училищах кинолекциями охватывали не только своих учащихся, но и
школьников других учебных заведений. [18]
К началу 1900х годов кинотеатры распространились по всему миру. Однако
отношение к новому массовому виду развлечения (о кино как об искусстве не
было и речи) складывалось неоднозначно. Уважающие себя театральные актеры
отказывались сниматься в «киношке», писатели запрещали касаться своих
произведений, родители не позволяли благовоспитанным детям ходить в «кино
балаган», «театры для нищих».
В России развитие кинематографа связано с именем Александра Алексеевича
Ханжонкова. Первый русский кинопредприниматель и кинодеятель, влюбленный
в новое искусство, он основал лучшую в стране дореволюционную кинофабрику,
собрав у себя артистов и литераторов для работы в кино. Ханжонков всегда
мечтал о кинотеатре. Планы его были наполеоновскими. Он уверял, что в новом
«синемадворце» будут даваться «смешанные представления, то есть пьесы
драматического жанра, тесно связанные с кинематографом. 9
1 августа 1913 года в Москве на Триумфальной площади было торжественно
заложено здание нового кинотеатра, а 24 ноября он открылся для публики.
Поначалу «синемадворец» носил имя собственное «Электротеатр ЧПегас»
кинофирмы ЧА. Ханжонков и К». Но владелец его был столь популярен, что
довольно скоро кинотеатр стали называть просто ханжонковским. В разные
времена он назывался «Русь», «Горн», «Межрабпом», затем «Москва».
Появлялись новые громадные кинотеатры, например «Ударник». Но
ханжонковский кинотеатр еще долго не сдавал своих позиций. В путеводителе
1935 года о нем сообщалось: «В театре 800 мест, музыкальная иллюстрация
немых фильмов рояль; в фойе играет джаз в составе 13 человек, в специальном
зале звуковой кинохроники через каждые 45 минут демонстрация последних
номеров звуковых киножурналов, читальный зал, шахматы и шашки, кафе
буфет, парикмахерская».
Кинотеатр Ханжонкова считался самым престижным в Москве.
После революционных событий, в 1920х годах стали исчезать кинотеатры.
Полторы тысячи кинотеатров дореволюционной России превратились в полторы
тысячи пустых залов неопределенного назначения. В Москве к 1921г. уцелели
всего четыре кинотеатра. Будучи пока не в силах заниматься созданием сети
кинотеатров, правительство позволяло создавать и арендовать кинотеатры
любым учреждениям и организациям. В 1928г. в Москве впервые появилась
надпись «Детям до 16 лет запрещается»: согласно постановлению Моссовета,
школьникам разрешалось смотреть лишь фильмы, рекомендованные отделом
народного образования, а дошкольникам только детские киноутренники.
Первые специализированные кинотеатры появились во второй половине
1920х гг.: в ноябре 1927г. первый детский кинотеатр, а в ноябре 1929г. в
здании Музея революции на Тверской первый кинотеатр хроники. [2] 10
В России звуковой кинозал впервые открылся в октябре 1929 года на
Невском проспекте в Ленинграде. Начальными отечественными кинофильмами
со звуковой поддержкой были документальные картины.
Массовое строительство кинотеатров началось в конце 1940х гг. Так как
маленькие кинотеатры были дороги для строительства, дороги для эксплуатации
и совершенно не решали проблему нехватки зрительских мест, была необходима
постройка больших кинотеатров. В 1968г. в Советском Союзе был
зарегистрирован наивысший средний показатель посещаемости кинотеатров 22
посещения в год на человека. Ажиотаж сам по себе возмещал недостатки
планирования: где бы и как бы ни строили кинотеатры, каковы бы ни были
условия демонстрации, зрительшестидесятник шел в кино. В 1970е гг.
ситуация изменилась, и изменилась во всем мире: главным образом изза
распространения телевидения, которое позволяло смотреть кино, не выходя из
дома. [18]
При советской власти кино считалось средством воспитания советских
граждан, т. е. фактически являлось средством манипулирования общественным
сознанием. Целью кинематографа было формирование ложных политических
стереотипов, выгодных советской власти. Государственная цензура могла
запретить показ даже популярного фильма, а его создателей репрессировать по
идеологическим соображениям.
В 1991 году появление видеомагнитофонов привело к расцвету
видеосалонов. Изза конкуренции со стороны телевидения и видеосалонов
многие кинотеатры в России были закрыты, производство российских фильмов
почти прекратилось. [5]
Сегодня в кинотеатрах имеются все возможности для комфортного
проведения досуга современные кинотеатры вмещают несколько зрительных
залов с акустически приспособленными стенами и потолком. 11
С 2006 года в российском прокате появились фильмы в цифровом формате,
число которых постоянно растет, также как и число цифровых кинозалов.
Большинство цифровых залов в России оснащено оборудованием для показов
фильмов в трёхмерном пространстве. [23]
Не смотря на явные преимущества просмотра фильма в кинотеатре такие
как большой экран, качественные изображение и звук, не все люди идут за
просмотром фильма в кинотеатр. Сегодня любой понравившийся фильм можно
посмотреть посредством компьютера на диске DVD, появившемся в ноябре
1996 года в Японии. Также возникшие в 90х годах XX века домашние
кинотеатры являются решением для любителей просмотра новинок кино у себя
дома, в уютной атмосфере. Кроме того, в связи с тем, что на сегодняшний день
всё чаще создаются так называемые онлайн кинотеатры на сайтах Интернета,
просмотреть нужный фильм не составляет труда. Кинолюбителям даже нет
необходимости ехать в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм и тратить свои
деньги на билет.
В 1996 году начался кинобум, связанный с появлением мультиплексов. Была
предложена копия западного кинотеатра с рекламными роликами,
комфортабельными креслами, классным звуком, с запахом попкорна, в баре
разливают кокаколу, взбивают коктейли «по рецептам голливудских звезд»,
разносят сэндвичи и хотдоги.
Итак, кинотеатр это общественное учреждение для публичного показа
кинофильмов. [26] Главное помещение кинотеатра зрительный зал со
специально широким экраном размером до 30м и акустической системой. В
современных кинотеатрах часто имеется несколько зрительных залов,
обязательна система кондиционирования воздуха, а современные акустические
системы состоят из множества раздельных звуковых каналов. Для
высококачественного кинотеатра характерны акустически приспособленные
стены и потолок, декоративное освещение. 12
Кинотеатры проводят широкую культурнодосуговую деятельность: перед
началом кинофильма организуются встречи с артистами, концерты
профессиональных и общественных коллективов, лекции, беседы и т.д. В
последнее время на базе кинотеатров стали организовываться киновидеоцентры,
киносалоны. В стоимость билета в видеоцентрах входит набор безалкогольных
напитков, мороженое и сладости. Многие кинотеатры выпускают афиши,
информирующие зрителей о премьерах, кинофестивалях, тематических показах,
творческих отчётах киностудий, торжественных сеансах, киновечерах и т.д.
В кинотеатрах обычно имеются фойе для зрителей, гардероб, буфет,
служебные помещения. Ранее кинотеатры СССР были довольно крупными и
вмещали до 25004000 зрителей единовременно. Более современные кинотеатры
рассчитаны на меньшее количество зрителей, обычно по 200300 посадочных
мест в одном кинозале. Кинопроекционный комплекс кинотеатра зачастую
состоит из одного или нескольких кинопроекторов для демонстрации фильмов с
но есть и специальные кинотеатры,
киноплёнки шириной 35мм,
приспособленные для демонстрации трёхмерного кино.
Виды кинотеатров:
Моноэкран кинотеатр с одним экраном;
Миниплекс комплекс с количеством экранов от 2 до 8;
Мультиплекс кинотеатр от 9 до 15 залов;
Мегаплекс от 16 залов: единственный в России работает в Москве;
Киноплекс кинотеатр, расположенный в торговом или торгово
развлекательном центре;
Кинотеатры «первого экрана» выпускают фильмы в день премьеры по
всей стране;
Кинотеатры «второго экрана» прокатывают фильмы через дветри
недели после премьеры на «первом экране». 2. СПЕЦИФИКА КИНОТЕАТРА КАК КОЛЛЕКТИВНОЙ ФОРМЫ
КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА
13
Безусловно, восприятие фильма через телевидение является эстетически
более бедным, чем на большом экране, а кроме того изменяется психология
восприятия, ослабляется его эмоциональный эффект. Ведь кино, как и театр,
искусство соборное, аккумулирующее чувства зрителей в акте совместного
переживания. Один и тот же фильм порой абсолютно поразному
воспринимается в зависимости от того, смотришь ли его дома по телевизору или
в кинозале, в окружении других зрителей. [17]
Сами условия домашнего просмотра провоцируют невнимательное,
поверхностное восприятие фильма, ведь уже с детства вырабатывается
привычка совмещать общение с телеэкраном с другими видами деятельности: с
приемом пищи, приготовлением уроков, с разговорами по телефону, привычка
смотреть телевизор между делом. В кинотеатре сама обстановка зрительного
зала дисциплинирует зрителя, светящийся в темноте экран приковывает к себе.
В пространстве большого киноэкрана зритель растворяется, в то время как на
небольшой телеэкран он смотрит, захватывая боковым зрением детали
интерьера комнаты. Специалисты социологии киноискусства признают, что одна
из причин поверхностного, фрагментарного, бездумного восприятия искусства
коренится в самих условиях домашнего общения с экраном.
По мнению французского социолога, политолога и философа Э. Морена,
кино лишь отражает «коллективные мечты, неврозы и психопатические черты
общества». Швейцарский специалист в области социальных наук Р. Кёниг
пишет, что экран это «образное и протокольное выражение чувств, настроений,
ожиданий, желаний, надежд, симпатий, спонтанно возникающих социальных
изменений». [15] 14
Сотрудница сектора социологии искусства Всероссийского Научно
исследовательского института искусствознания И.С. Левшина предлагает из
множества различных социальных функций фильма рассматривать только
существенные «с социологической позиции». А именно те, что актуализируются
в процессе общения массового зрителя с фильмом, что и происходит
непосредственно в кинотеатре. Она выделяет следующие компоненты системы
социальных функций фильма в массовой аудитории:
функция проведения досуга, понимаемого как отдых и развлечение;
функция познания и общения;
функция этикоэстетическая.
Главной системообразующей функцией фильма И.С. Левшина считает
функцию проведения досуга «в понимании отдыха, разрядки, развлечения, т.е.
восстановления моральных и физических сил «рекреации». По ее мнению, кино
имеет четко выраженный «досуговый» (отдыхоразвлекательный) престиж и в
общественном, и в обыденном сознании. И.С. Левшина приводит собственные
данные, что в молодежной киноаудитории с неполным и средним образованием,
а это по её оценкам признаки почти 75% киноаудитории конца 70х гг. ХХ века,
принципом отбора фильма из репертуара служит степень развлекательности. В
то же время, несмотря на преобладание рекреационной функции в современном
кинематографе, для фильма как явления искусства специфической остается
этикоэстетическая функция.
Итак, И.С. Левшина предложила следующую типологию массовой
киноаудитории, выделив внутри нее «три типагруппы:
1. тип с преимущественной ориентацией на «чистое» проведение досуга
(тождественного отдыху и развлечению);
2. тип с преимущественной ориентацией на познание и общение средствами
кино (в свете проведения досуга); 15
3. тип с преимущественной ориентацией на этикоэстетическое переживание
(в свете проведения досуга)».
По результатам серии конкретносоциологических исследований И.С.
Левшина пришла к выводу, что в отличие от литературных интересов,
ограниченных в рамках обязательной школьной программы, киноинтересы
формируются «в процессе свободного и широкого эмоционального выбора». [10]
Основным направлением в работах немецкого культуролога в области
социального анализа кинематографа Д. Прокопа была также ориентация на
фильм как на продукт коллективного восприятия. В этом он видит одно из
основных отличий экранного зрелища от литературы, где человек всегда
остается, в конечном счете, «наедине с текстом».
В этой связи Д. Прокоп в своем капитальном труде «Социология фильма»
высказывает мысль о том, что именно в кинематографе яснее всего находят свое
выражение «скрытые потоки коллективного подсознания». При этом
рекреативная функция киноискусства прямо соотносится с данными
психоанализа, подводящими исследователя к признанию тесной связи
описанного свойства экрана с потребностью человека в избавлении от
овладевающих им навязчивых фантомов. «Фильм, представляющий публике ряд
типов из ее собственного окружения, пишет Прокоп, делает понятными также
аморальные поступки в их общественной обусловленности, что заключает в себе
угрозу нормативной стабильности ситуации». [28]
Кино это не только художественноэстетическая ценность, так или иначе
оно играет значительную идеологическую роль. Принято считать, что кино
является зеркалом общества, ибо в любом случае кинематограф создаёт и
распространяет определённую идеологию. [20] Если предлагаемая зрителю
картина создана в его собственной стране, воссоздаёт её реалии, словом,
национальна по своему характеру, кинематограф может выступать средством
трансляции от поколения к поколению социального опыта данного общества, 16
средством познания народом своей истории и культурной самобытности. Если
же кинематографическая картина мира в основном импортируется,
формирование средствами кино социокультурной идентичности индивида и
народа в целом утрачивает национальные корни. [16]
Просмотр кинофильмов всегда был в нашей стране самым массовым и
любимым видом досуга. Сегодняшнему юному зрителю трудно представить, что
еще лет пятнадцать двадцать назад в кинотеатрах все билеты на очередной
сеанс, а случалось и на все последующие, могли быть распроданы. В кинотеатр
ходили все: семейные люди, как правило, в выходные дни, реже на вечерние
сеансы в будни, пенсионеры предпочитали утро, учащиеся и студенты обычно
отправлялись в кино группками сразу после занятий. Были еще специальные
детские сеансы, вечерние кинопремьеры, коллективные посещения по заявкам и
так далее. [15]
Аудитория кино была неоднородна по своим запросам и вкусам, по степени
зрительской увлеченности и компетентности. Наиболее активной ее частью были
подростки и молодежь, но и взрослые люди с удовольствием включали
посещение кинотеатра в свой досуговый ритуал. Воскресный «поход в кино» на
нашумевшую картину, о которой все вокруг говорят, был в известной мере
событием. [10]
Тенденцию снижения посещаемости кинотеатров социологи отметили еще в
начале восьмидесятых (увеличение доли пожилых людей менее активных как
зрители, чем молодежь, изменение не в пользу кино структуры досуга самой
молодежи). А в середине девяностых начался массовый отток зрителей из
кинотеатров. Причин много: это и непривлекательный, однообразный репертуар;
и запущенность кинотеатров, в которых демонстрировались фильмы на плохой
пленке с неразборчивым звуком; необходимость платить деньги за это
сомнительное удовольствие при возможности смотреть кино дома бесплатно, 17
выбирая фильмы по нескольким каналам, включая кабельное телевидение;
широкое распространение видеоаппаратуры и кассет с новинками экрана. [8]
Немалое значение имеет снижение жизненного тонуса у значительной части
населения в условиях экономической нестабильности. В это время
употреблялось понятие «смертность» киноаудитории, которое определялось,
как необратимое разрушение привычки ходить в кино, устойчивая замена ее
другой привычкой в структуре свободного времени.
По аналогии со смертностью естественной можно рассчитывать индекс
«смертности» как киноаудитории за год, как отношение некупленных билетов
(«умерших» зрителей) к купленным. Тогда в 1990г. ИСК (индекс смертности
киноаудитории) был равен 180 на 1 тыс. кинозрителей. То есть на каждую 1 000
человек, пришедших в кино, были потеряны 180 потенциальных зрителей. В
1991г. ИСК увеличился на 27% и составил 230 на 1 тыс.[4]
По мнению специалистов в области киноискусства исследователей А.
Л. Богданова и В. А. Провоторова, публика кинозалов в 19941995 представляет
собой механически агрегированный коллектив, закономерно создающий
социальнопсихологическую атмосферу общения, весьма далекую от той, что
сопутствовала прежней киноаудитории. В ее представлениях кинотеатр был
почитаемым очагом культуры. Его функции далеко не ограничивались
кинопоказом. Он играл роль координатора родственных и дружеских связей,
содействовал их интеграции и укреплению. Само посещение кино носило
характер своеобразного социокультурного ритуала. Оказываясь в пространстве
кинотеатра, погружаясь в мир пропагандируемых в нём норм и ценностей,
человек ощущал себя значимой величиной, что еще больше усиливало
существующую атмосферу моральнопсихологического комфорта. В свою
очередь, микроклимат закреплял интерес к кино, способствовал продолжению
негласного диалога публики с создателями фильмов. 18
А в 19941995х годах, по мнению А.Л. Богданова и В.А. Провоторова, дали
себя знать климат недоверия, обстановка отчуждения и интуитивно ощущаемой
опасности. Нередко воцарялась настоящая криминальная атмосфера. [5]
На сегодняшний день кинотеатры могут предложить зрителям хороший и
разнообразный репертуар, высокое качество демонстрации (современная
аппаратура, отличная пленка, стереозвук) и комфорт (красивый интерьер,
мягкие удобные кресла, дополнительные услуги). И посещение кинотеатра это
не просто просмотр фильма. Это отдых, общение, развлечение вне дома,
специфические переживания, иногда просто способ провести время.
Итак, сегодня сотни миллионов людей ежедневно посещают кинотеатры,
говорят о кино, спорят о кино, думают о кино, снимают и снимаются в кино.
Кино быстро доказало свою способность не только развлекать человека, но и
учить его, расширять границы его познания, изменять его убеждения и даже всю
его жизнь. Выходя из кинотеатра, многие люди ощущают, что они уже немного
другие, фильм чемто изменил их, обогатил их внутренний мир и оставил след в
душе. 19
3. РОЛЬ КИНОТЕАТРОВ В ЭКОНОМИКЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Кинотеатры основа отечественной киноиндустрии и важнейший сектор
экономики и социальной сферы России.
Кинотеатры России являются одним из самых динамично развивающихся
секторов национальной экономики и социальной сферы. С 2000 года количество
современных кинозалов в России увеличилось с нескольких десятков до 3 000.
Кинотеатры реинвестируют в развитие и модернизацию инфраструктуры все
имеющиеся ресурсы, в т.ч. кредитные средства.
Деятельность кинотеатрального сектора обеспечивает занятость сотен тысяч
россиян во всех регионах страны, как в самих кинотеатрах, так и в огромном
количестве организаций, являющихся поставщиками товаров и услуг для
кинотеатров. Большое количество рабочих мест зависит и от покупательского
потока, генерируемого российскими кинотеатрами, расположенными в торговых 20
центрах. Большинство компаний операторов кинотеатров в России
представляют малый и средний бизнес.
Невозможно переоценить социальнокультурные и образовательные функции,
активно выполняемые российскими кинотеатрами. Во многих городах и
поселках нашей большой страны, именно кинотеатры являются единственными
очагами культуры, и единственными площадками, дающей возможность
гражданам проводить совместный, в частности, семейный досуг. Социализация
молодежи является одной из важнейших социальнокультурных функций
кинотеатров, в числе которых также семейный досуг, возможность
коллективного сопереживания киноискусству, приобщение к культурным
ценностям, образование.
Экономический кризис, повлекший резкое удорожание кредитных ресурсов,
существенно ограничивает потенциал интенсивного расширения
кинотеатральной сети. Большинство граждан нашей страны попрежнему не
имеет возможности увидеть кинофильмы в том формате, для демонстрации в
котором они были созданы, а именно на большом экране кинотеатра. Лишь
менее 60% граждан России имеют доступ к услугам кинопоказа. Наша страна
занимает последнее место в Европе по количеству кинозалов на 1 миллион
жителей (20), уступая даже Турции (26,3). Во Франции данный показатель
составляет 84.2, в Великобритании 62.2, в Германии 56.7, в среднем в Европе
55.2. В нашей стране развитие инфраструктуры кинопоказа находится на
ранней стадии развития, для достижения среднеевропейского уровня
необходимо утроить количество кинозалов.
В настоящее время, в условиях фактически неограниченного нелегального
использования аудиовизуальных произведений в цифровой среде, доходы
кинопродюсеров от всех видов использования кинофильмов, таких как DVD и
реализация телевизионных прав, неуклонно сокращаются. И только
кинотеатральный прокат, в силу уникальности преимуществ, которые дает 21
просмотр фильмов в кинотеатре, является важнейшим источником
внебюджетного финансирования отечественного кино. Именно кинотеатральный
сектор в настоящее время является локомотивом развития всей российской
киноиндустрии. Без реализации мер, направленных на стимулирование развития
кинотеатров и создания условий для предоставления услуг кинопоказа для
большинства граждан России, невозможно будет обеспечить эффективное
использование значительных государственных инвестиций, направляемых в
настоящее время в развитие национального кинопроизводства.
Цифровая модернизация и инновационное развитие кинотеатров как
важнейший фактор развития отечественной киноиндустрии.
В настоящее время кинотеатры переживают важнейшую в своей истории
технологическую революцию: в ближайшие 11,5 года фильмы перестанут
выходить в кинотеатральный прокат на пленке этот процесс уже начался и
которые не смогут провести
является необратимым.
модернизацию, будут вынуждены прекратить свою деятельность, что не
Кинотеатры,
замедлит негативно сказаться на перспективах развития всей киноиндустрии.
Переход к цифровой проекции требует от кинотеатров колоссальных
инвестиций. За прошедшие 5 лет новейшим цифровым оборудованием
укомплектованы уже свыше 1 600 кинозалов, что составляет около 60% от
общего количества современных кинозалов. Но для завершения цифровой
модернизации в условиях сложной экономической ситуации, кинотеатрам
необходима всесторонняя поддержка.
Цифровая модернизация кинотеатров открывает новые возможности для
российской киноиндустрии, создает условия для более широкого проката
российских фильмов, и их окупаемости в кинотеатральном прокате,
значительным образом сокращает расходы продюсеров на выпуск фильмов в
прокат, помогает кинотеатрам выполнять и создавать новые важнейшие
социальнокультурные функции. 22
В 2011 году реальная выгода российских продюсеров от инвестиций
кинотеатров в цифровой кинопоказ составила 305 миллионов рублей. Данная
выгода возникла благодаря использованию в 2011 году свыше 10 000 цифровых
фильмокопий российских фильмов, каждая из которых обеспечивает
практически 10кратную экономию расходов на их производство, доставку и
утилизацию, по сравнению с пленочными фильмокопиями. Завершение цифровой
модернизации всех российских кинотеатров позволит российским продюсерам
ежегодно экономить свыше 700 млн. руб. в год (в 2011 году было изготовлено
свыше 23 000 всех копий российских фильмов, пленочных и цифровых). С
учетом того, что цифровые копии будут получать даже те кинотеатры, которые
ранее не могли обеспечить окупаемость пленочной копии, количество копий
российских фильмов в кинотеатральном прокате будет увеличиваться.
Рентабельность всей отечественной киноиндустрии напрямую зависит от
работы российских кинотеатров, поэтому их сокращение и ухудшение
экономического положения, не позволит обеспечить самоокупаемость
киноиндустрии, и вызовет серьезнейшие негативные последствия для социальной
В создании для кинотеатров «режима наибольшего
сферы.
благоприятствования» и скорейшей цифровой модернизации инфраструктуры
кинотеатров заинтересованы как государство, так и все отрасли киноиндустрии.
Таким образом, реализация комплекса стимулирующих мер, направленных на
поддержку инновационного развития и модернизации инфраструктуры
кинотеатров, сохранение существующей кинотеатральной сети и введение в
строй новых кинотеатров, соответствует долгосрочным целям развития
отечественной экономики и социальной сферы. Тем не менее, Россия остается
практически единственной европейской страной, в которой не реализуются
государственные и иные программы поддержки перехода кинотеатров к
цифровому кинопоказу. 23
Ухудшение экономического положения кинотеатров угроза для всей
кинонидустрии.
В создавшихся условиях, реализация мер, которые могут какимлибо образом
ухудшить экономическое положение кинотеатров, таких как, например,
обсуждаемая в настоящее время обязательная доля сеансов национальных
фильмов в кинотеатрах, является нецелесообразной, и создает реальную угрозу
для всей отечественной киноиндустрии.
Директивное увеличение количества сеансов российских фильмов не может
привести к соразмерному увеличению зрительского спроса. Ни один кинотеатр
никогда не прекращает прокат фильмов, пока они пользуются успехом у
зрителей. Проблемой является не недостаточное количество сеансов, а
недостаточность и нестабильность предложения востребованных зрителями
российских фильмов. Количество сеансов является лишь следствием наличия
предложения и зрительского успеха отечественных фильмов. Главной задачей
отечественной киноиндустрии на данном этапе является создание стабильного
предложения качественных национальных фильмов, которых ждут российские
зрители. Наряду с мерами по поддержке развития кинопоказа, решение этой
задачи обеспечит естественный рост доли российских фильмов в кинопрокате.
Наиболее эффективным способом увеличения посещаемости и кассовых сборов
российских фильмов в кинотеатральном прокате на данном этапе является
всесторонняя поддержка развития кинотеатров, в т.ч. государственная.
Итак, инициативы, которые могут ухудшить экономическое положение
кинотеатров, идут вразрез с предложением Президента Российской Федерации о
необходимости интенсификации развития кинотеатральной сети и удвоения
количества современных кинозалов в России.
3.1. Преимущества кинотеатров, позволяющих им вести эффективную
хозяйственную деятельность. 24
Кинотеатры, входящие в общероссийскую киносеть, получают ряд
стратегических конкурентных преимуществ:
• качественное управление репертуаром предоставление кинотеатрам
репертуарного плана, составленного из тщательно подобранных кинофильмов,
идущих первым экраном;
• разработка и внедрение рекламной стратегии на основе уже имеющегося
опыта работы в регионах, а так же изучение целевой аудитории и адаптация
рекламной политики под данный регион;
• централизованное формирование и распределение рекламных бюджетов;
• внедрение современных стандартов обслуживания подготовка и обучение
персонала (от рядового до управленческого состава), повышение качества
обслуживания зрителей, внедрение эффективных методов и технологий
организации сферы услуг кинотеатра;
• качественное управление точками питания разработка концепции, подбор
и обучение персонала, а так же подбор партнеров и поставщиков, учитывая
российский и мировой опыт создания различных типов точек общественного
питания в кинотеатрах;
• эффективное управление финансовыми потоками внедрение
автоматизированной системы управления хозяйственной деятельностью
кинотеатра ведение билетного хозяйства, учет результатов работы объектов
сферы услуг, унификация бухгалтерской и управленческой отчетности;
• формирование единых спонсорских бюджетов;
• привнесение в структуру кинопоказа дополнительных функций, таких как
детские игровые автоматы, игровые автоматы с денежным выигрышем, тиры и
другое развлекательное оборудование;
• возможность отстаивания интересов кинотеатров перед кинопрокатными
организациями, а так же в условиях недобросовестной конкурентной борьбы. 25
3.2. Концепция кинотеатров.
Для того чтобы понять в какую сторону должен развиваться кинотеатр, в
любом случае необходимо смоделировать так называемый «поведенческий
цикл» кинозрителя, то есть понять, как зритель будет пользоваться нашим
кинотеатром, как он будет потреблять услуги, которые мы ему хотим
предоставить.
В первую очередь это получение информации зрителем, то есть выяснение,
когда зритель будет узнавать о кинотеатре. Это реклама в СМИ, реклама в
фойе, наружная реклама и т.п.
Дальше идёт процесс прибытия в кинотеатр достаточно широкий процесс:
как доехать до кинотеатра оценка доступности, парковка, удобное здание,
персонал, который улыбается, встречает вас и даже доброжелательная охрана.
Это будет влиять на привлекательность кинотеатра.
Естественно, важно и то, как руководство кинотеатра собирается
удовлетворить основную потребность показ фильма. Это и варианты
бронирования, премьерность, обеспечение высокого качества показа, удобные
кинозалы, кресла, акустика зала, т.е. как будет обеспечиваться удовлетворение
потребности в основной услуге.
Удовлетворение потребности в дополнительных услугах это фудкорты,
качество еды, развлечение и все то, что кинотеатр может предложить зрителю
для того, чтобы он пришёл ещё раз. При этом, естественно, зритель должен
ощущать комфорт. А комфорт это и интерьер, и чистота в туалетах, их
своевременная уборка, вентиляция, кондиционирование.
И последний процесс поведения зрителя это покидание кинотеатра. То есть,
уходя, он должен получить желаемое и захотеть вернуться. Это и программы
лояльности, и различные мероприятия, направленные на то, чтобы зритель снова
вернулся именно в этот кинотеатр. Если говорить о современных тенденциях развития кинотеатров, то
существуют, так называемых, три кита, которые позволяют кинотеатру двигать
вперёд и быть успешным это зрелищность, комфорт и сервис.
26
Зрелищность это и премьерные показы, и технологии кинопоказа, и
вовлеченность в действие, и качество демонстрации фильма. Опыт IMAX
кинотеатров показывает, что зрители готовы платить за новые впечатления, и за
новые впечатления.
Комфорт это безопасность, местоположение, это атмосфера (персонал,
освещение, вентиляция).
Сервис это выбор репертуара, сопутствующие дополнительные услуги,
дополнительные развлечения и т.п. Это обслуживающий персонал и просто
услуги для удобства бронирование, оплата, кредитные карты.
3.3. Анализ деятельности кинотеатров.
Для того чтобы понять, что происходит с деятельностью кинотеатра, можно
применить такую систему маркетингового исследования, как SWOTанализ,
который оценивает слабые и сильные стороны бизнеса вообще, а также
оценивает возможные рыночные угрозы и рыночные возможности, которые даёт
рынок, в данном случае, для развития кинотеатров.
Слабые стороны бизнеса кинотеатра:
достаточно высокие капитальные вложения. Затраты на строительство и
открытие кинотеатра не сравнимы с затратами на открытие
среднестатистического ресторана, боулинга. Современный кинотеатр это 27
высокие вложения в строительство, в новые кинотехнологии, и постоянное
соответствие требованиям зрителей, которые тоже требуют вложений;
зависимость от репертуара;
сезонный бизнес;
постоянность профиля, то есть кинотеатр очень сложно перепрофилировать
во чтото другое. В отличие от торгового центра. В кинотеатре изменение
профиля помещений это достаточно высокие капитальные затраты, если это
вообще возможно изза конструктивных особенностей здания.
Сильные стороны:
премьерный показ фильмов, что не может сегодня дать ни один вид
«киноразвлечений»;
качество и впечатление от просмотренного фильма, которое невозможно
достичь дома, и это остается одним из важнейших преимуществ кинотеатра;
отдых для компании. Кинотеатр является местом встречи и общения
компании;
«демократичность» отдыха. В кинотеатр может идти зритель любого
возраста тинэйджер, молодежь, так и пожилые люди;
Рыночные угрозы:
развитие других индустрий развлечений;
низкий доход населения, который остается действительно низким, несмотря
на все утверждения официальной статистики;
пиратство. Оно действительно влияет на кассовые сборы;
Рыночные возможности:
развитие услуг других развлечений в кинотеатре;
в нашей стране усиливается мода на посещение кинотеатров;
кинотеатр позволяет развивать другую деятельность в своём помещении. [8]
4. КИНОТЕАТР XXI ВЕКА 28
XXI век это век новых технологий, знаний и информации. Следовательно,
на пороге нового века в нашей стране, да и во всем мире, происходят изменения
в различных сферах жизни общества. В том числе и в социальнокультурной
сфере.
На пороге XXI века культура испытывала серьезный кризис, что является
причиной изменения социальнокультурных потребностей человека. И для
удовлетворения этих потребностей трансформируется состав и структура
социальнокультурной сферы.
В состав и структуру традиционно существующих организаций социально
культурной сферы входят: театральнозрелищные организации (театры, цирки),
культурнопросветительные учреждения (музеи, библиотеки, парки культуры и
отдыха), радиодома, киностудии, издательства, и т.д.
Но на рубеже XX XXI веков, в связи с новыми явлениями в сфере культуры
и досуга, появляются новые высокодоходные отрасли: кабельное и спутниковое
телевидение, производство аудио и видеопродукции, рекламный и модельный
бизнесы, антреприза, игорный бизнес (казино, залы игровых автоматов), шоу
бизнес, туризм, что сделало рынок культурных услуг более насыщенным и
многообразным.
Кино, фильмы, сериалы эти слова доминируют во всем мире уже более ста
лет. Современное общество параллельно с технологическим прогрессом мчится
высокими темпами вперед. Мировой кинематограф в свою очередь не стоит на
месте. За последние полвека производство игровых фильмов стало носить
массовый характер. Можно сказать с уверенностью, что кинематограф является
одним из направлений в искусстве.
Что же принес нам XXI век? Какие изменения произошли в трансляции
фильмов? Если раньше кино можно было смотреть только в кинотеатрах и по
телевизору, то за последние пятьвосемь лет мировая аудитория массово 29
мигрирует в Интернет. Во всемирной паутине как грибы растут online
кинотеатры.
Множество ресурсов предлагают смотреть фильмы онлайн. Несмотря на то,
что качество трансляции очень низкого уровня на таких ресурсах, но
оперативность и огромный выбор видео все же перевешивает чашу весов в
сторону интернета. Смотреть онлайн фильмы можно в любое удобное время. По
сравнению с телевидением, в сети нет такого мощного потока рекламы,
выбивающего людей из привычной жизни. Очень большое удобство несут онлайн
кинотеатры для деловых людей, умеющих ценить и беречь свое время. Одним из
ведущих кинотеатров в сети можно назвать сайт okokino.ru. Этот ресурс за
короткое время завоевал огромную аудиторию не только на постсоветском
пространстве, но и в странах Запада. Особой популярностью этот кинотеатр
пользуется в Германии и Израиле.
Анализируя современный кинематограф можно прийти к выводу: кино
стало лучше, интересней и красивей по сравнению с прошлыми годами. Остается
надеяться, что через 50 100 лет этот вид искусства останется жить и будет
радовать всех нас своими новшествами!
4.1. IMAX 3D кинотеатры.
Природа наделила человека парой глаз, благодаря чему он всегда может
составить из двух плоских картинок окружающего мира одну трёхмерную и
оценить удалённость объектов. Тот факт, что экран кинотеатра не позволяет
показать мир таким, каким люди привыкли его видеть, по всей видимости,
сильно беспокоил первопроходцев кинематографа первые патенты на способы
записи объёмных кинокартин появились почти сразу после демонстрации
короткометражек братьев Люмьер.
Первый коммерческий 3Dфильм был продемонстрирован в 1922 году.
Чтобы обмануть зрение, были использованы анаглифические очки красный и 30
зелёный светофильтры не пропускали соответственно зелёный и красный цвета,
что позволяло подавать немного различные изображения. После небольшой
адаптации мозг человека способен адекватно воспринимать общий цвет
картинки, составленной из двух частей спектра. Такие очки утомляют зрение и
вредят качеству картины, тем не менее, эта простейшая методика применяется
и, по сей, день в стереоальбомах для детей и, редко, в фильмах.
За сто лет технологии шагнули далеко вперёд, и при демонстрации фильмов в
3D в кинотеатрах применяется несколько конкурирующих систем.
IMAX 3D эта технология использует линейную поляризацию изображения.
На экран подаётся одновременно два изображения, поляризованных
перпендикулярно друг другу, что в сочетании с соответствующими фильтрами в
3Dочках позволяет допустить на каждый глаз предназначенное лишь для него
изображение.
В IMAX 3D кинотеатрах применяется посеребрённый экран, который
сохраняет поляризацию света. Уникальным этот формат делает такая
особенность: кадр на плёнке IMAX имеет размер приблизительно 70x49 мм
против стандартных 22x16 мм. Это самый большой формат кадра в истории
коммерческого кинематографа, он позволяет демонстрировать фильмы на
экранах шириной до 22м.
Первый в Москве кинотеатр IMAX 3D Nescafe IMAX. В 2009 открылся ещё
один 3Dкинозал: CocaCola IMAX Белая Дача в кинотеатре Киностар Нью
Йорк, 5 марта 2010 года сеть Киностар объявила об открытии ещё одного IMAX
зала: ТЦ Мега Тёплый стан. Самый центральный IMAX Каро Фильм Октябрь
на Новом Арбате.
RealD аналог технологии IMAX, но поляризация применяется круговая.
Подвид технологии RealD 3D XL модификация, предназначенная для
киноэкранов больших размеров, шириной до 18м. В России 3D XL называется
SuperD. RealD применяется в сети кинотеатров Киностар; первый зал, 31
оборудованный 3D аппаратурой SuperD, был открыт в ТЦ Мега Тёплый стан, но
он теперь усовершенствован до IMAX, а зал SuperD открыт в кинотеатре в
Химках в Мосвке.
Dolby 3 совершенствованный анаглиф. Однако, гораздо более качественный,
так как изображение делится не на «красное» и «синезелёное», а фрагментарно,
то есть каждый глаз видит все цвета, но немного разные части спектра.
XpanD при показе 3D фильма этим методом проектор выдаёт 48 кадров в
секунду, чередуя их. Очки синхронно затеняют то правое, то левое стекло.
Может показаться странным, но такое мерцание не вызывает утомления и
позволяет получить отличную трёхмерную картинку.
Итак, IMAX (Аймакс: англ. Image Maximum «максимальное изображение»)
широкоформатная кинематографическая система, на которой основан ряд
технологий кинопоказа и устройство сети кинотеатров по всему миру [2].
Формат разработан канадской корпорацией IMAX в 1970 году [3] и рассчитан на
использование перфорированной киноплёнки шириной 70мм с продольным
расположением кадра. За счёт большой площади изображения на плёнке формат
обладает наибольшей информационной ёмкостью и разрешающей способностью
из всех существующих [1] и позволяет строить экраны с размерами, значительно
большими, чем у всех остальных кинематографических систем. В отличие от
любых других кинотеатров, в которых ширина экрана меньше длины зрительного
зала, экран IMAX превосходит её. В результате угловые размеры изображения
превышают поле зрения человека, сидящего на любом месте. За счёт этого,
границы изображения становятся малозаметными, обеспечивая максимальный
эффект присутствия («погружения»), наиболее полный при просмотре 3Dкино.
[2]
4.2. Формат 4DX. 32
4DXTM представляет собой быстрорастущий бренд в области
кинотеатральных инноваций.
Национальная сеть кинотеатров СИНЕМА ПАРК впервые в России
представляет 4DXTM самый мощный и впечатляющий эффект погружения в
лучшие голливудские блокбастеры. Это новый шаг в эволюции кинематографа,
который ещё сильнее вовлекает зрителей в действие фильма, усиливает эмоции
и чувства. В ближайшее время зрители сети кинотеатров СИНЕМА ПАРК
смогут посмотреть фильмы «Железный Человек», «Форсаж», «Стартрек:
Возмездие», «Эпик» и многие другие в формате 4DX в кинотеатрах, которые
откроются в 2013 году в Калининграде, Москве, Перми, Ставрополе,
Красноярске, и Ярославле.
Сложный алгоритм реалистичных спецэффектов предоставляет компания CJ
4DPLEX, которая первая в мире разработала уникальный формат 4DX для
показа полнометражных художественных фильмов, выпускаемых как в 2D, так и
в 3D.
Формат 4DX основан на технологии оптимизации движений 3DOF (Уровни
свободы), которая считается лучшим в мире симулятором спецэффектов и с
помощью которой зрители могут «провалиться» в действие фильма, достигая
абсолютной свободы от экранной плоскости.
Залы 4DXTM открываются в лучших киноплексах по всем миру:
действующие залы Южная Корея, Китай, Мексика, Таиланд, Бразилия,
Израиль, Россия, Венгрия, Малайзия, Япония, Польша.
Настало время трансформировать ощущения от просмотра кино, усилив
впечатления и эффект погружения, где задействованы все чувства человека.
4DXTM поддерживает тесную связь с крупнейшими студиями, обеспечивая
показ лучших фильмов Голливуда в сети залов 4DXTM: репертуар залов
4DXTM состоит из самых кассовых фильмов с двухмерным (2D), а также
трёхмерным (3D) изображением. Команда из лучших профессионалов отбирает 33
только самые зрелищные картины и занимается программированием фильмов
различных жанров в формат 4DX.
Передовая технология в комбинации с арсеналом дополнительных внешних
эффектов прочно удерживает 4DXTM в позиции лидера отрасли. CJ 4DPLEX
впервые в мире применила концепцию интеграции каждого кресла в зале со
спецэффектами 4DХTM. Концепция дизайна залов 4DXTM основана на таком
планировании интерьера, которое позволяет всем зрителям одинаково
насладиться просмотром кино.
Главная составляющая спецэффектов 4DXTM подвижные кресла,
выполняющие три вида движений: вперёдназад, вправовлево, и вверхвниз.
Благодаря внешним эффектам все зрители в зале испытывают одни и те же
ощущения, что усиливает эффект погружения и удовольствие от просмотра
кино.
Дополнительные эффекты, такие как резкий воздушный поток, массаж
спины, запахи, встроенные в кресло динамики, вибрация и порывы воздуха,
направленные в лицо, или водяные брызги, делают эффект погружения ещё
более глубоким. Разработчики лабораторий CJ 4DPLEX постоянно
совершенствуют технологии формата 4DX. К настоящему времени
непосредственно в наших залах 4DX зрители могут ощутить эффекты в точной
синхронизации с действием на экране: движение кресел, вспышки молний,
запахи: библиотека 4DX состоит из 8 основных ароматов, а также их
многочисленные комбинации, ветер, капли дождя, водная пыль и брызги волн.
Таким образом, XXI век принес в деятельности кинотеатров множество
изменений, которые дают насладиться зрителям кинопросмотром, это и
уникальный формат 4DX для показа полнометражных художественных
фильмов, выпускаемых как в 2D, так и в 3D, это и спецэффекты 4DXTM
подвижные кресла, воздушный поток, запахи. Сегодня просмотр кинофильма в
кинотеатре стал намного интересней и привлекательней. 34
XXI век это век преобразовательных процессов не только в экономической
и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые происходят практически
по всем направлениям. Экономическая ситуация и развитие рыночных
отношений в современной России явились одной из причин кризисного
состояния значительной части населения страны, лишенной возможности
полноценной экономической, политической и культурной жизни.
5. ПУТИ РАЗВИТИЯ КИНОТЕАТРОВ В РОССИИ
5.1. Совершенствование форм и методов кинообслуживания населения как
главный путь совершенствования СКД в кинотеатре.
Метод кинообслуживания это научнообоснованный,
наиболее
рациональный алгоритм деятельности, а также система способов, правил,
гарантирующих оптимальное решение поставленных задач.
Средство это совокупность приемов, которые помогают нам реализовать
метод.
Для привлечения новой аудитории в кинотеатрах используются различные
методы и формы кинообслуживания населения, которые напрямую и косвенно
связанны с деятельностью кинотеатра, такие как праздник с демонстрацией
отечественных фильмов и выступлений артистов, проведение выступлений
творческих студий и коллективов, проведение киновикторин, кинодискотек,
организация кинофестивалей, кинопремьер, творческих встреч, показ
киновидеопродукции, проведение зрелищных мероприятий на коммерческой и
некоммерческой основе для детской и взрослой аудитории, культурномассовых
киномероприятий. 35
Но, несмотря на всё вышеперечисленное, кинотеатрам необходимо искать
новые пути развития. Одним из таких путей является реклама, направленная на
повышение информированности населения о мероприятиях, проводимых в
кинотеатрах.
Лишь немногие коммерческие предприятия могут сегодня успешно вести
дела без рекламы в том или ином виде. Например, очень эффективная, но редко
используемая форма рекламы приглашение.
Нередко кинотеатрам приходится выпускать различного рода приглашения.
Каким требованиям они должны отвечать? Их стиль деловой, официальный и в
то же время торжественноприподнятый, как бы соответствующий значению
того события, о котором идёт речь в приглашении. Одним из вариантов
получения приглашения может являться почтовая рассылка. Ярко и красочно
оформленные, они создадут приятное впечатление не только о проведения
мероприятия, но и о самом кинотеатре.
Поскольку кинотеатр вправе осуществлять, и осуществляет такие виды
деятельности, приносящие доход, по договорам с физическими и юридическими
лицами, как: эксплуатационная и выставочная деятельность; организация работы
баров, буфетов, кафе, ресторанов для посетителей киносеансов; установка
игровых автоматов, компьютерных игр; прокат и продажа аудио и видеокассет;
реализация печатной и фотопродукции, сувениров и других товаров культурного
назначения, то возможен следующий вариант рекламной деятельности
распространение рекламной продукции (анонсы, буклеты, листовки) на точках,
где предоставляются дополнительные услуги. Например, в фотоотделе можно
вкладывать рекламу в пакет с проявленными фотографиями или при покупке
любых товаров.
Вышепредложенные методы и формы кинообслуживания населения, позволят
найти новые решения для привлечения большей аудитории, что отразится на 36
рейтинге кинотеатров и как следствие, увеличение прибыли учреждений. Это
приведет к дальнейшему развитию и усовершенствованию кинотеатров.
5.2. Программа развития кинотеатров России.
«Киноальянсом» разработана «Программа развития кинотеатров России»
комплекс стимулирующих мер, направленных на поддержку инновационного
сохранение
развития и модернизации инфраструктуры кинотеатров,
существующей кинотеатральной сети и введение в строй новых кинотеатров.
Реализация «Программы развития кинотеатров России» позволит в срок до
2016 года достичь следующих целей:
увеличение темпов роста количества современных кинозалов в России,
увеличение количества кинозалов до 5000, в соответствии с предложением
Президента России;
модернизация инфраструктуры кинотеатров. Оборудование 100%
кинотеатров, как действующих, так и вновь вводимых в эксплуатацию,
цифровым оборудованием кинопоказа;
предотвращение закрытия и/или перепрофилирования действующих
кинотеатров;
обеспечение услугами кинопоказа большинства населения страны;
разворот тенденции снижения доли российских фильмов в кинопрокате;
расширение зрительской аудитории кинотеатров, увеличение посещаемости
кинотеатров, в т.ч. российских фильмов;
расширение и диверсификация широкого спектра социальных функций
кинотеатров.
Меры для реализации целей «Программы развития кинотеатров России»:
установление ставки и базы расчета вознаграждения авторам музыкальных
произведений на уровне 0,3% от суммы общих сборов от продажи билетов, 37
уменьшенной на сумму, фактически отчисляемую кинотеатрами за право
проката кинофильмов;
реализация механизма поддержки показа цифровых копий национальных
фильмов в кинотеатрах, путем предоставления субсидий кинотеатрам Фондом
кино;
реформа ЕАИС. ЕАИС должна стать одним из действенных элементов
механизма поддержки показа и увеличения доли национальных фильмов в
прокате. Предлагается сделать ЕАИС инструментом для контроля данных о
кассовых сборах исключительно национальных фильмов;
установление возможности использования при реализации кинобилетов
наряду с БСО «Кинобилет» иных фискальных документов, при условии
сохранения льготы по НДС на кинобилеты внедрение электронного
кинобилета;
законодательное закрепление кинотеатрального «окна» сроком 60 дней, т.е.
периода времени, когда кинофильмы могут демонстрироваться только в
кинотеатрах, кроме случаев, когда данный период может быть сокращен по
введение
обоюдному соглашению правообладателя и кинотеатров,
законодательно регулируемой последовательности релиза кинофильма.
Во исполнение п. 2 протокола решений Правительственного Совета по
развитию отечественной кинематографии от 01.02.2011 г., предлагается ввести
неналоговый (парафискальный) сбор в процентах от дохода, получаемого от
услуг доступа к цифровым сетям передачи данных, услуг хостинга, и различных
сервисов в цифровой среде (услуги поиска, социальные сети, файлообменники
и др.) для финансирования отечественной кинематографии.
меры по обеспечению репертуарного разнообразия малозальных
кинотеатров;
ограничение нелегального использования аудиовизуальных произведений в
цифровой среде; 38
реформа государственной сельской и муниципальной киносети.
Реализация вышеуказанных инициатив «Киноальянса» путем совместной
при поддержке
работы кинотеатров и продюсерского сообщества,
Правительства Российской Федерации и Фонда кино, позволит обеспечить
дальнейший рост и самоокупаемость отечественной киноиндустрии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша жизнь состоит из будней и праздников. Интересный отдых оставляет у
нас яркие воспоминания, которые часто остаются с нами на всю жизнь.
Качественный отдых и развлечения позволяют нам с новыми силами вернуться к
повседневным делам кинотеатры помогут посмотреть на жизнь радостнее.
На сегодняшний день кинотеатр занимает достаточно важное место в
структуре досуга человека. Кино, как жанр, всегда затрагивало отдельные
струнки человеческой жизни. Вот почему эта разновидность искусства всегда 39
была и остаётся популярной. Через фильмы каждый может почерпнуть для себя
нечто полезное в независимости от возраста и социального положения.
Сегодня в нашей стране происходят процессы расширения сети кинотеатров,
растёт обеспеченность населения страны современными кинозалами. Число
посещений кинозалов в России постоянно растет, что объясняется двумя
главными причинами:
расширением сети кинотеатров;
возрождением привычки к походу в кино, утерянной в 1990х годах.
В настоящее время кинотеатры могут предложить зрителям хороший и
разнообразный репертуар, высокое качество демонстрации (современная
аппаратура, отличная пленка, стереозвук) и комфорт (красивый интерьер,
мягкие удобные кресла, дополнительные услуги). Ведь посещение кинотеатра
это не просто просмотр фильма. Это отдых, общение, развлечение вне дома,
специфические переживания, иногда просто способ провести время.
Сегодня в кинотеатрах имеются все возможности для комфортного
проведения досуга современные кинотеатры вмещают несколько зрительных
залов с акустически приспособленными стенами и потолком.
С 2006 года в российском прокате появились фильмы в цифровом формате,
число которых постоянно растет, также как и число цифровых кинозалов.
Большинство цифровых залов в России оснащено оборудованием для показов
фильмов в трёхмерном пространстве.
Сегодня сотни миллионов людей ежедневно посещают кинотеатры, говорят о
кино, спорят о кино, думают о кино, снимают и снимаются в кино. Кино быстро
доказало свою способность не только развлекать человека, но и учить его,
расширять границы его познания, изменять его убеждения и даже всю его жизнь.
Выходя из кинотеатра, многие люди ощущают, что они уже немного другие,
фильм чемто изменил их, обогатил их внутренний мир и оставил след в душе. 40
Кинотеатры проводят широкую культурнодосуговую деятельность: перед
началом кинофильма организуются встречи с артистами, концерты
профессиональных и общественных коллективов, лекции, беседы и т.д. В
последнее время на базе кинотеатров стали организовываться киновидеоцентры,
киносалоны. В стоимость билета в видеоцентрах входит набор безалкогольных
напитков, мороженое и сладости. Многие кинотеатры выпускают афиши,
информирующие зрителей о премьерах, кинофестивалях, тематических показах,
творческих отчётах киностудий, торжественных сеансах, киновечерах и т.д.
Итак, XXI век принес в деятельности кинотеатров множество изменений,
которые дают насладиться зрителям кинопросмотром, это и уникальный формат
4DX для показа полнометражных художественных фильмов, выпускаемых как в
2D, так и в 3D, это и спецэффекты 4DXTM подвижные кресла, воздушный
поток, запахи. Цифровая модернизация кинотеатров открывает новые
возможности для российской киноиндустрии, создает условия для более
широкого проката российских фильмов, и их окупаемости в кинотеатральном
прокате, значительным образом сокращает расходы продюсеров на выпуск
фильмов в прокат, помогает кинотеатрам выполнять и создавать новые
важнейшие социальнокультурные функции.
Сегодня просмотр кинофильма в кинотеатре стал намного интересней и
привлекательней.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антипов А.Д. История России XX век. М.: Эксмо, 2000.
2. Ариарский М.А. Прикладная культурология. СПб: «ЭГО», 2001.
3. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире. //Новый мир. № 1.
1990. С. 207232. 41
4. Бернаскони Е. Они создали кино XX века. //Эхо планеты. № 31. 2007. С.
3335.
5. Богданов А.Л., Провоторов В.А. Кинотеатр как социокультурный полигон
досуга. //Социс. № 3. 1995. С. 8892.
6. Богомолов Ю.А. Кино на каждый день... //Литературная газета. № 24. 1989.
С. 11.
7. Бондаренко Е.А. Путешествие в мир Кино. М.: ОлмаПресс Гранд, 2003.
231с.
8. Бутова Т.Г. Маркетинговые исследования культурного досуга. //Маркетинг в
России и за рубежом. № 3. 2000. С. 3644.
9. Венжер Н. Телевидение как кинотеатр. //Искусство кино. № 12. 2002. С.
4548.
10. Вишняк А.И., Тарасенко В.И. Культура досуга. Киев: Высшая школа.2003.
324с.
11. Гольдин М.М. Опыт государственного управления искусством. Деятельность
первого отечественного Министерства культуры. М., 2000.
12. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учеб. пособ. 2е изд.
М.: МГУКИ, 2000.
13. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры : Учеб. пособие. 3е изд.
испр. и доп. М.: МГУКИ, 2003. 225с.
14. Зоркая Н.М. Фольклор. Лубок. Экран. М., 1994.
15. Измаилова Н.Л. Российская культура XX века. М.: Прогресс, 2005.
16. Кинематограф зеркало или молот? М.: «Реабилитация», 2010. 536с.
17. Кинотеатр зрителям: методические рекомендации. М., 1972.
18. Киселева Г.Г. Красилъников Ю. Д. Основы менеджмента в социально
культурной сфере. М., 2003.
19. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социальнокультурной
деятельности: Учебное пособие. М.: Издательство МГУКИ. 2005. 433с. 42
20. Ковальчук А.С. Социальнокультурная деятельность: Учебное пособие.
Орёл, 1997.
21. Кокарев И.Е. Российский кинематограф: между прошлым и будущим. М.:
«Российский фонд культуры». 2001. 488с.
22. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие. М.: Новая
школа. 1995. 144с.
23. Мамаев К.М. Культурология. М.: Эксмо, 2007.
24. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Норма,
2005. 465с.
25. Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. М.:ИНФРАМ. 2001.
345с.
26. Первый век кино. Популярная энциклопедия. М.: Локид, 1996. 710с.
27. Ромат Е.В. Реклама. Спб.: Питер, 2002.
28. Симчера К.В, Кочегарова Г.В. Социология киноискусства: Д. Прокоп и З.
Кракауэр. //Социс. №11. 2005. С. 131137.
29. Уловка XXI. Очерки кино нового века: Антон Долин. М.: Пресс, 2010.
552с.
30. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 348с.
31. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. //Искусство кино. № 12. 1990.
С. 1831.
32. Фролова Е. Из опыта изучения зрителя в 20х гг. //Методологические
проблемы советского искусствознания. № 6. 2002. С. 4356.
33. Хренов Н. А. Место зрелищных искусств в художественной культуре.
//Театр как социологический феномен. СПб., 2009. 238с.
34. Шестакова С.И. Выживать или жить: проблемы киноотрасли глазами
социолога. //Искусство кино. № 7. 2003. С. 2932.
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Исследовательская работа "Кинотеатр 21 века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.