Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
изобразительное искусство
4 кл
13.11.2018
Наш современный мир, характеризуется интенсивными взаимными связями между отдельными регионами нашей планеты. Это ведет к возникновению сильных политических, экономических, идеологических и духовных связей разных государств, взаимодействию и взаимным проникновением мировых цивилизаций. Как результат, появляется живой и пристальный интерес людей к проблемам сохранения и развития национально-культурного своеобразия, уникальных исторических традиций всех народов, живущих на нашей планете. Люди во всем мире, ставящие своей целью создание новой системы международных отношений, основанных на принципах взаимного уважения и гуманизма, обращают серьезное внимание на вопросы соблюдения этно-культурных прав, изучения и информирования о лучших образцах материального и духовного наследия любого, даже самого малочисленного народа.Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Глущенко - работа.doc
Муниципальное учреждение
«Управление народного образования г. Тирасполь»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тираспольская гуманитарноматематическая гимназия»
Секция «Знаменитые люди нашего края»
Исследовательская работа
Тема: «Культурный след в истории нашего края
Глущенко Леонтий Григорьевич»
Автор: Рябцева Мария
ученица 4в класса
Руководитель: Легина А.В.
учитель I категории
г. Тирасполь
1 2014 г.
Содержание:
Введение.
Биография
Работы из дерева и камня
Акварельные работы
Поэтическое творчество
1. Практическая часть
Анкетирование
Графическое представление
2. Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
2 Введение
Проблема исследования:
Молодое поколение нашего края недостаточно получает информации о
культурной и творческой деятельности региона, о её деятелях и их достижениях.
Цели работы:
Познакомиться ближе с жизнью и творчеством художника, поэта и
скульптора Глущенко Л.Г.;
Для исследования работы поставлены следующие задачи:
Провести практическое исследование его произведений и книг;
Обобщить полученный материал;
Выявить степень осведомленности о жизни и творчестве Глущенко Л.Г.
учеников Художественной школы им. Фойницкого А.Г. и моего класса;
Попытаться донести важность сохранения исторических обычаев и традиций
своих предков для молодого поколения.
Поделиться этой интересной информацией со своими сверстниками.
Методы исследования:
Изучение научной литературы;
Личные беседы с Глущенко Л.Г. и ознакомление с его работами;
Ознакомление с информацией в сети Интернет;
Анкетирование различных групп учащихся.
Представление работы:
Выступить в сопровождении мультимедийной презентации.
Актуальность темы.
Наш современный мир, характеризуется интенсивными взаимными связями
между отдельными регионами нашей планеты. Это ведет к возникновению сильных
3 политических, экономических, идеологических и духовных связей разных
государств, взаимодействию и взаимным проникновением мировых цивилизаций.
Как результат, появляется живой и пристальный интерес людей к проблемам
сохранения и развития национальнокультурного своеобразия, уникальных
исторических традиций всех народов, живущих на нашей планете. Люди во всем
мире, ставящие своей целью создание новой системы международных отношений,
основанных на принципах взаимного уважения и гуманизма, обращают серьезное
внимание на вопросы соблюдения этнокультурных прав, изучения и
информирования о лучших образцах материального и духовного наследия любого,
даже самого малочисленного народа.
В своей работе я хочу более детально изучить и раскрыть творчество такого
замечательного деятеля культуры нашего времени и края как Глущенко Леонтий
Григорьевич. Поэтому я встретилась и провела беседу с ним лично. Для
исследовательской работы мной выбрана данная тема в связи с тем, что в
последнее время как нельзя остро стоит вопрос сохранности истории и традиций
любого края. События в Украине нам наглядно показывают, что происходит с
людьми, которые утрачивают свои исторические корни, теряют и не берегут
обычаи и традиции своих предков, неуважительно относятся к героям, павшим за
их жизнь. Люди становятся бездушными и циничными.
(Приложения Изображение 1)
Глущенко в своём творчестве стремится возродить, сохранить и передать
будущим поколениям национальные традиций, обычаи, старается тонко
подчеркнуть самобытность культур разных народов, проживающих на территории
Молдавии и Украины.
Познание окружающего мира постоянно ставит перед человеком проблему
адекватного восприятия новых знаний, которые стремительно входят в привычную
жизнь. Но наряду с этим продолжают использоваться знания, накопленные людьми
тысячелетиями.
Способность воспринимать новшество определяется не только наличием у
конкретного человека профессиональных навыков, уровня образования, но в
значительной мере особенностями национальной культуры. Никакие рекламные
акции не могут насильно внедрить в обиход нововведения, если они не
соответствуют нормам национальных традиций и обычаев того или иного края.
Содержательное понятие „культура" (от лат. cultura возделывание,
воспитание,
почитание) включает исторически
определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей
человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей,
в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных
ценностях. Если какой то элемент развития нашёл распространение во всем мире
(например письменность, литература), то он составляет обще человеческую
образование,
развитие,
4 ценность (составляет элемент всеобщей культуры). Разнообразие групп
организованного населения формирует национальную, самобытную, культуру. По
этой причине мне хотелось бы остановится на данном вопросе более детально, так
как считаю культурное развитие человечества – это будущее всех народов. Это
уважительное отношение ко всем народам, проживающим на разных территориях
земного шара. Творчество Глущенко пытается охватить и сохранить на многие
годы культурную часть нашего края, поэтому мне хотелось бы более углублённо
познакомиться с его творчеством, а также рассказать и всем вам.
Биография.
Леонтий Григорьевич Глущенко родился в 1938 году в городе
Красноармейске на Донбассе. Вместе со старшей сестрой и матерью он переживал
все ужасы фашистской оккупации. Когда ему было семь лет, переехали жить в
Тирасполь. Здесь он пошёл в школу окончил семь классов. До армии работал на
заводе «Красный металлист». Сначала учеником слесаря затем ему был присвоен
профессиональный разряд. Параллельно учился в вечерней школе и посещал
занятия в изостудии, организованной художниками энтузиастами Михаилом
Гуком, Михаилом Сливинским, Александром Фойницким, которого считает своим
наставником.
(Приложения Изображение 2)
После службы в армии трудился по специальности на заводе
«Электромаш». Возобновил занятия в изостудии. Через некоторое время молодой
художник получил предложение организовать участок по производству сувениров
из дерева на фабрике № 5, где успешно трудился более 10 лет. Он внёс огромный
вклад в развитие сувенирного искусства в Тирасполе, а позднее стал одним из
организаторов союза художников ПМР.
Работы из дерева и камня
Деревянные скульптуры и изделия прикладного искусства принесли
широкую известность их создателю. Его работы экспонировались на всесоюзных и
республиканских выставках.
Были представлены на выставках в дальнем
зарубежье – в Канаде, Германии, Швеции, Болгарии, Лиме и Никарагуа; более 20
выставок были персональными. В 1966 году Леонтию Глущенко присвоено звание
народного мастера МССР. В 1972 году его приняли в члены Союза художников
СССР. Это было настоящим триумфом, признанием, особенно если учесть, что он
не имел профессионального художественного образования.
(Приложения Изображение 3)
5 Талант и трудолюбие, творческий поиск побуждают его к изучению
этнографии, философии, психологии, мифологии, символики растений. Он ездит
по сёлам Молдавии и Украины, знакомится с народными традициями и
стилистикой резьбы по дереву, изучает разнообразие форм и орнаментов,
используемых местными умельцами, изучает музейные коллекций. Он стремится
познать мир, пропустив через своё творческое восприятие, отразив его в своих
работах. Они представляют собой синтез раскрытия образа, подсказанного
природным материалам, и воплощение творческого замысла художника.
(Приложения Изображение 4)
В течение жизни человек постоянно соприкасается с деревом. Сейчас уже
меньше, чем в прежние годы, когда пользовались деревянной посудой и утварью,
рассказывает Леонтий Григорьевич – У дерева есть душа. Оно имеет свою
текстуру, запах и цвет. По годичным кругам, можно узнать какой период был для
него благоприятным, а какой сложным, засушливым. Для создания скульптур и
изделий декоративно – прикладного назначения мастер использует разные
древесные породы – дуб, липа, клён, вяз, берёза, красное дерево и другие, а также
их сочетание.
Каждая выставка, скульптура, стихотворение больше убеждает нас в том,
что любимый его материал – дерево, а выявление декоративных достоинств,
красоты этого материала – основная задача в творчестве. Всем нам известно, что
дерево, а в православной эстетике и этике – древо – есть ДРЕВО ЖИЗНИ.
Он подчеркивает отличительные особенности той или иной породы дерева:
пластичность и теплоту этого материала. И монолитно с образами, созданными
автором, почти всегда звучит рисунок берёзы, амурского ореха, клена, липы…
Деревянная посуда отличается мощностью, наполненностью объемом,
обобщенностью силуэтов.
Позднее он начал работать с камнем. Камень тоже живой организм, душа,
томящаяся в заточении, объяснял мастер. – Нужно уметь проникнуть в этот мир,
увидеть истинное лицо материала и освободить от всего лишнего.
(Приложения Изображение 5)
Создавая свою скульптуру «Странник», художник решает вопрос
соборности и устремленности форм ко Всевышнему, поэтому во всём он строг: в
подборе деталей, в композиции скульптуры. Здесь нет ничего лишнего. Основные
композиционные центры – рука, сжимающая посох, и лицо странника. Онито и
концентрируют всё внимание и ведут за собой мысль, помогая глубже
прочувствовать образ, на котором лежит печать усталости пыльных дорог,
тяжелого,
но неотъемлемого от человека бремени познания.
6 Акварельные работы
Ещё одной гранью таланта художника являются его акварельные работы. Он
прекрасно владеет техникой письма «по мокрому». В его работах природа нашего
края натюрморты с цветами, графические работы декоративны, выполнены в
традициях народного искусства.
(Приложения Изображение 6)
(Приложения Изображение 7)
(Приложения Изображение 8)
(Приложения Изображение 9)
Люди с незапамятных времён придавали особое значение цветовой
символике, «языку красок». Это нашло отражение в древних мифах, сказках,
народных приданиях. Влияние цвета на психо – эмоциональное состояние
человека проявляется в подборе одежды, предметов быта определённых цветов,
рассказывает Леонтий Григорьевич. Графика, в отличие от работ из дерева и камня
даёт простор фантазии цвета, гармонизирует его творческую натуру художника.
Его первая персональная выставка как художника и скульптора, по мнению
самого автора, показала еще много несовершенного, недосказанного в
формообразовании, в выявлении органики материала, в подходе к разрешению
образной сущности декоративных произведений.
(Приложения Изображение 10)
(Приложения Изображение 11)
Наиболее значимым увлечением, оказавшим влияние на творчество
художника, является познание мира растений, изучение символики деревьев и
трав, их лекарственных свойств. Последние годы творчество Глущенко лежит в
плоскости славянской мифологии.
(Приложения Изображение 12)
Своим помощником и первым критиком он называет супругу Светлану
Константиновну. Дети унаследовали творческие устремления отца. Сын
занимается декоративно прикладным искусством, способности дочери раскрылись
в сфере
дизайна.
7 Личная жизнь, перемены в обществе, его увлечения: рыбалка, прогулки по
лесу – всё это находит отражение в работах художника и поэтических
произведениях. Его стихи, по мнению самого автора, являются сгустком чувств и
мыслей.
Нужно создавать образ двумя – тремя словами – считает он. – Поэзия, как
скульптура, не терпит лишнего.
Его первый авторский поэтический сборник «Из радуги слов» вышел в 2000
году, опятьтаки в Тирасполе. Здесь, на Приднестровской земле, Глущенко
сформировался как художник и поэт.
(Приложения Изображение 13)
Через поэзию мы начинаем ощущать мир, чувствовать тех, кто нам дорог и
любим, кому дороги мы. Соприкасаясь с миром поэзии, понимаем, что мы
частичка большого космоса, но это не унижает нас, а наоборот, даёт право быть
частью мироздания. В своей работе, изучая творчество Л.Глущенко (сб. «Из радуги
слов» и картины, скульптуры), удивляешься почтительному отношению поэта к
православным традициям, чего не хватает всем нам в настоящее время.
Фантазия и сказка переплетены с жизнью, формируют основную творческую
линию поэта.
Сказочные образы, созданные резцом художника и строкой поэта, звучат
удивительно современно. Стремясь к фольклорной достоверности, Глущенко
создаёт сказочный образ, служащий восприятием простого в своей скромности, но
всепобеждающего добра. Это добро пронизывает всё его творчество. Вот как он
напишет в одном из своих стихотворений:
Мысли, как птицы,
Также свободны
И вольны.
Для них нет границ
Нет и цепей и законов.
В этих строках весь смысл жизни и творчества Л.Глущенко. Добро и творчество не
имеет границ и предела. Л.Глущенко – странник, странник мироздания.
Лирика этого автора создана в том же поэтически возвышенном ключе,
что и произведения декоративноприкладного искусства. Леонтий Глущенко
предпочитает технику акварельного письма (стиха) и в литературе. Тема одна –
природа. Одна из основных целей его сборника «Из радуги красок» – служить
цветовым дополнением к произведениям декоративноприкладного искусства. Но
каждый по себе печатный и графический лист, например, «Последний луч»,
«Холмы», «Утро», «Реквием», является своеобразным миром чувствования
состояния природы.
8 Лучшие стихи Л.Глущенко полны задумчивой печали и извечного вопроса
нашего бытия: в чем же он, смысл жизни? В этом особенность его поэзии, ее
настрой. Во время тяжелых исторических испытаний любовь к спокойной красоте
как бы вычленена из окружающего мира. Грозная тема судьбы лежит за пределами
стихотворений, но она ощущается современниками.
Шли годы творческих поисков, совершенствования техники обработки,
работы над образом. В этот период было организовано несколько персональных
выставок Л.Г. Глущенко в городах Молдавии – Кишиневе и Тирасполе. В 1972
году был принят в Союз художников СССР. Начался новый, более зрелый этап в
творчестве художника. Юбилейная персональная выставка Глущенко (2008 года,
автору – 70 лет) явилась показателем возросшего уровня художественного
мастерства, итогом творческих раздумий автора и этапом познания мира. Нужно
отметить, что каждая картина Л.Глущенко всегда связана с его поэтическим
миросозерцанием.
Что же является определяющим творческую сущность этого мастера?
В первую очередь, в том, что произведения, созданные мастером, рождены
красотой природы, ее неукротимой фантазией. Он смело открывает затаенные
двери ее творческих мастерских и помогает увидеть то многообразие образов,
которое столетиями создавала природа. Каждый штрих его картины, каждая
строчка его стихотворения обращена к природе как к создателю всего прекрасного
на земле.
Туман колдует у реки,
Ворчат деревья – старики.
В корнях седого вяза
Вдруг возникают сказы,
И оживают детства сны
В беспечных шалостях Весны.
Говоря о творчестве Глущенко, нельзя не отметить, что художник и поэт является
интересным мастером подтекста. Это привело к созданию целого ряда работ
символов. Сюда можно отнести произведения: «Порыв», «Муза», «Поэт»,
«Ветер»…
(Приложения Изображение 14)
(Приложения Изображение 15)
Другим определяющим моментом творчества Глущенко является связь с
народным декоративным искусством. Тщательное изучение, любовь и глубокое
понимание народных традиций свойственно этому человеку. Он бережно
9 сохраняет в своих вещах национальный стиль, традиционные формы. Его бытовые
предметы почти всегда остаются чисто декоративного назначения.
В целом творчество Глущенко отмечено большой любовью к природе и ко
всему прекрасному. Интересный и самобытный художник не останавливается на
достигнутом. Изучение «души» дерева, освоение всевозможных средств
обработки, поиски органического сплетения образа и формы и красоты материала,
а также углубление смысловой, идейной, эстетической сущности – вот те основные
задачи, на разрешение которых нацелил себя художник, скульптор и поэт.
Правительство Советского союза и ПМР высоко оценило вклад мастера в
развитие изобразительного искусства нашего края: он награждён Орденом Почёта,
двумя медалями, многочисленными грамотами и лауреатскими званиями.
Практическая часть
Для изучения мнения своих сверстников в отношении творчества Глущенко
Л.Г. мной был проведён анкетный опрос среди учащихся художественной школы, а
также среди учеников моего класса. Целью проведения опроса было:
1.
2.
Сравнение знаний учеников художественной школы и гимназии о
творческих людях нашего края
Значение сохранения традиций нашего края для молодого
поколения.
Результаты можно наглядно проследить на графике:
10
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Исследовательская работа «Культурный след в истории нашего края - Глущенко Леонтий Григорьевич»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.