Исследовательская работа «Люлька в крестьянской семье»
Оценка 4.6

Исследовательская работа «Люлька в крестьянской семье»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
МХК +2
7 кл—9 кл
28.05.2017
Исследовательская работа  «Люлька в крестьянской семье»
Презентация
Публикация является частью публикации:
ЛЮЛЬКА_Шуя_Савельева Ульяна.docx
Городская научно­ (учебно­) исследовательская  конференция юных исследователей «Будущее Петрозаводска» Секция краеведение Исследовательская работа  «Люлька в крестьянской семье» Савельева Ульяна Александровна, МОУ Шуйская СОШ №1, 9 класс  Руководитель: Мартынова Маргарита  Анатольевна, учитель информатики МОУ  Шуйская СОШ №1 Адрес: 185504, Прионежский район, п. Шуя, ул. Дорожная, д.1. тел. (88142) 788365 e­mail: mart-margo@mail.ru г.Петрозаводск,  2017 год Оглавление Руководитель: Мартынова Маргарита Анатольевна, учитель информатики МОУ Шуйская СОШ №1......................................................................................................1 Введение.......................................................................................................................3 А зачем колыбель подвешивать?................................................................................9 Кроме чисто практических соображений – теплый воздух, как известно, поднимается вверх, — были и другие причины, по которым люльку непременно надо было подвесить. Например, верили, что небесным силам лучше защитить приподнятого над землей ребенка, к тому же по полу вместе с мышами того и гляди домовой пробежит. Не случайно под подвешенную люльку клали различные колюще-режущие предметы: ножницы, ножи, гребень – они защищали младенца от нечисти. Еще одним защитником, как известно, был кот, который ладил с домовым...........................................................................................9 Колыбельная.................................................................................................................9 Обычаи........................................................................................................................13 Литературный обзор..................................................................................................15 Литература:................................................................................................................16 Введение......................................................................................................3 А какое значение имеет люлька?...............................................................4 Из чего делали люльку?.............................................................................4 Чем украшали люльку?..............................................................................5 Готовая колыбель.......................................................................................5 А зачем колыбель подвешивать?...............................................................8 Колыбельная...............................................................................................8 Обычаи.......................................................................................................11 Литературный обзор.................................................................................12 Литература:...............................................................................................14 2 Введение На одном из занятий «Школьного музея»   мы говорили о крестьянской избе. Из рассказа об избе  меня заинтересовала люлька, которая есть в школьном музее. Она принадлежала Фокиной Елене Ефимовне, жительнице д.Киндасово. В этой люльке она укачивала свою дочь не только дома, но и брала люльку на сенокос, подвешивала ее на дерево, а сама косила траву и убирала сено. И я решила узнать, когда появилась люлька? Какие еще названия были у нее? Какие бывают люльки? Какие традиции, связанные с люлькой, существуют? Цель работы: изучение истории детской колыбели. Задачи:   изучить литературу по теме      (Интернет­ресурсы, словари)  узнать, когда появилась люлька  узнать, из чего делали люльку, по какой причине  найти тексты колыбельных песен, загадки Методы исследования: Чтение   и   анализ   произведений   фольклора,   посещение   музеев,   работа   в интернете, сбор фотоматериалов.  3 А   для   этого   мне   надо   было   изучить   литературу,   собрать   фотографии, иллюстрации, найти тексты колыбельных песен, загадки.  Моя   работа   может   привлечь   внимание   учителей   истории,   музыки,   моя Карелия.   Она   будет   интересна   ребятам   дошкольного   и   младшего   школьного возраста. Гипотеза: Если в доме стоить люлька, значить в семье есть дети. Ребенок   требует   многих молитв. Карельская пословица Главной   ценностью   у   карел   всегда   были   дети.   Появление   первенца   в карельской семье было радостным событием, что зафиксировано, например, в тексте   детской   песенки  ­   пестушки:  «Дитя   родится  —  песня   родится.  Дитя родится — радость родится. Для радости в лесу кукушка и маленький сынок в семье» («Lapsi syndyy — laulu syndyy. Lapsi syndyy — ilo syndyy. Ilona kagone mecassa, pikkupoiga perehessa»)1.  Семья считалась богатой, если во дворе звучал веселый звонкий детский смех. И поэтому главным местом в карельской избе было место, где находилась люлька. А какое значение имеет люлька? В словарях мы посмотрели значение   слова.   Это   «Подвесная   детская   кроватка»   словарь   Ожегова   С.И., «Люлька   –   подвесная   колыбель»   ­     словарь   В.И.Даль,   «Детская   колыбель, 1 Степанова А. С. Устная поэзия Тунгудских карел. Петрозаводск, 2000. С. 122. 4 зыбка»­ словарь Н. М. Шанской и Т. А. Бобров. А по­другому люльку называют ­ зыбка, зыбушка, зыбалка,  колыбель, баюкалка, качалка.  КОЛЫБЕЛЬ   (в.­слав,   люлька,   зыбка,   колыска,   колыбка,   калубель, калъбелъ; ю.­слав, лула, люлка,zipka, zibelka', э.­слав. koiyska, kotebka и т. п.) — первая   земная   обитель   человека,   объект   и   локус   магических   оберегов, направленных   на   защиту   жизни   и   ребенка;   в   своем   символическом   значении соотносится с материнской утробой, жилым домом и гробом [Что выпестует Колыбель, то закопает лопата]). Качание   в   колыбели   по   поверьям, стимулирует рост и развитие ребенка2.  Из чего делали люльку?  Люлька была столь же необходимым атрибутом,   как,   скажем,   стол   или   печь.   Потому   и   делать   люльку   поручали настоящему   мастеру,   непременно   с   добрым   сердцем,   ну   и   непременно   с золотыми руками. Сделать самый простой вариант люльки мог и сам хозяин, вот только дерево надо было выбрать подходящее. Ни в коем случае не осина – дерево   с   нечистью   всякой   дружное,   а   потому   в   осиновой   люльке   младенцу долгой и счастливой жизни не видать. Распространенными материалами был луб, камыш,   сосновая   дранка,   кора   липы.   Для   того   чтобы   ребенок   быстро   рос, люльку делали из пород быстрорастущих деревьев ­ вербы, ореха, боярышника. Колыбель   считалась   первым   «домом»   ребенка,   поэтому   ее   тщательно подготавливали к рождению. Делалась она обычно в виде длинного деревянного ящика,   который   выдалбливали  из   цельного   дерева  или   в   виде   лубяного овального короба, или в виде корзины, плетеной из щепы. Полотняные колыбели могли делать из рыбацкой сети.  2 Под ред. Н.И. Толстого - Том 2. Славянские древности: этнолингвистический словарь. В 5 томах/Изд.: Институт славяноведения РАН, 1995 – стр. 550 5 Чем украшали люльку?  Обязательными   атрибутами   на   детской кроватке были крестик и изображения ангелов. Подобные рисунки по народным верованиям могли защитить ребенка от всех бед и привлечь для него добрые и светлые сны. Также украшали колыбель инкрустацией, резьбой или росписью (орнаментальные,   растительные   и   животные   мотивы   —   чаще   всего   птичьи   и змеиные), надписями (в том числе инициалами Христа и Богородицы), что имело магическое охранительное значение3. Люлька становилась для крошки маленьким миром, который украшался всеми возможными способами: в изголовье часто вырезали солнце, в ножках – месяц   и   звезды,   крепилось   некое   подобие   современных   погремушек   – разноцветные тряпицы, деревянные ложки, надутый бычий пузырь с горсткой зерна,   непременно   клали   иконку   и   крестик.   Люлька   приобретала   статус «счастливой», если в ней благополучно вырастал ребенок – мало хворал, еще меньше   капризничал,   в   общем,   изо   всех   своих   неокрепших   сил   радовал поведением   счастливых   родителей.   Такая   люлька   долго   не   пустовала:   место подросшего   бутуса   занимал   его   новорожденный   брат   или   сестра.   Когда счастливая люлька приходила в негодность, ее непременно надо было унести в лес и повесить на березовую ветку. Готовая колыбель привязывалась к потолку за черемуховые дужки с помощью очепа (шест, на котором колыбель крепилась к потолочной балке). От колыбели к полу шла веревка с петлей, одев которую на ногу, можно было раскачивать этот маленький домик ребенка. Если родители не хотели больше иметь детей, то с очепа не снимали кору и не обрубали сучки; делали очеп из березы  или  ели,  чтобы  ребенок крепче  спал;    избегали брать для  очепа ель, чтобы ребенок не покрылся коростой; желая иметь много детей, вырубали очеп 3 Под ред. Н.И. Толстого - Том 2. Славянские древности: этнолингвистический словарь. В 5 томах/Изд.: Институт славяноведения РАН, 1995 6 в густой чаще леса; когда дети умирали, то отец шел в лес и срубал очеп так, чтобы он не коснулся земли.4 Дно выкладывалось из поперечных перекладин или состояло из крепко натянутой рыбацкой сетки. Использовали ивовые прутья, сосновую дранку, кору липы, камыш.  Постелью служил положенный на дно матрасик или настеленная толстым слоем солома, сено, старая одежда, тряпки. Первое   укладывание   ребенка   в   колыбель   сопряжено   с   рядом   условий: обычно это делалось не сразу после рождения, а лишь после крещения; до этого младенца   держали   в   корзине,   лукошке,   корыте.   Корзину­короб,   делали   из дранки  (лучины).  Ее  делал  отец  или  крестный,  дед   по   отцовской   линии   или другой родственник. Чужой к этой работе не допускался из­за опасения, что от него может «пристать плохое», ребенок не будет спать5.   Иногда эта пауза не связывалась с обрядом крещения, просто считалось необходимым   выдержать   первые   шесть   недель   (сорок   дней)6,   прежде   чем уложить   новорожденного   в   колыбель.   В   Заонежье   перекладывали   ребенка   в зыбку в тот день недели, в который состоялись роды, и остерегались это делать в дин, посвященные мученикам, и на Благовещение.7 Обязательным   атрибутом   становился   полог:   он   и   от   назойливых кровососущих уберегал, да и от нечистого глаза прятал. Для полога выбиралась 4 Под ред. Н.И. Толстого - Том 2. Славянские древности: этнолингвистический словарь. В 5 томах/Изд.: Институт славяноведения РАН, 1995 5 Paulaharju S. Syntyma, lapsuus ja kuolema. S. 55. 6 Логинов К. К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск, 1993. С. 66. Шестинедельный срок был переходным периодом не только в жизни новорожденного и его матери, но и в свадебном и похоронном обрядах. 7 Под ред. Н.И. Толстого - Том 2. Славянские древности: этнолингвистический словарь. В 5 томах/Изд.: Институт славяноведения РАН, 1995, 550 стр. 7 самая красивая ткань, его украшали кружевами и лентами. Так же считалось, что ребенок в темноте лучше спит. Занавес прятал ребенка и от чужих глаз. Считалось  плохой  приметой,  если  ребенка  увидит  посторонний  человек. Эта традиция  существует  до  сих  пор:   младенца  не  показывают   чужим  людям  до месяца, чтобы не сглазили. Иногда навесом служил не занавес, а сарафан матери, который   придавал   спокойствие   малышу,   здоровый   сон.   В   колыбель   кладут рожок   –   для   успокоения   ребенка,   хвостик   заячий   –   подарок   отца   для увеселения, берестяной мячик – для будущей игры ребенка, куклу без лица – для оберега.   Прежде чем уложить ребенка, в колыбель клали кота; кропили колыбель освящённой водой, окуривали ладаном; украшали цветами, лентами; повитуха чертила   ножом   вокруг   колыбель   и   затем   клала   его   в   колыбель   со   словами: «Полуночная матка и не ходи по ночам, и не тешься над младёном вот тебе, на, возьми ножик и вострую саблю и играй да перебирай» (рус. Олонец. — ЖС 1912/1:№30).8 А на ночь читали молитву. Ложуся спать со Христом, Оберегаюсь крестом, Господь впереди, Спас позади, 8 Под ред. Н.И. Толстого - Том 2. Славянские древности: этнолингвистический словарь. В 5 томах/Изд.: Институт славяноведения РАН, 1995, 551 стр. 8 Ангелы­хранители по обе стороны, Пресвятая Богородица над головушкой, Пеленой укрывают, Духом обдувают: Спи, раба Божия, … (имярек)» Молитва из д.Масельга Архангельской области А зачем колыбель подвешивать? Кроме   чисто   практических   соображений   –   теплый   воздух,   как   известно, поднимается вверх, — были и другие причины, по которым люльку непременно надо было подвесить. Например, верили, что небесным силам лучше защитить приподнятого над землей ребенка, к тому же по полу вместе с мышами того и гляди   домовой   пробежит.   Не   случайно   под   подвешенную   люльку   клали различные колюще­режущие предметы: ножницы, ножи, гребень – они защищали младенца от нечисти. Еще одним защитником, как известно, был кот, который ладил с домовым. Колыбельная С   первых   же   дней   жизнь   ребенка   сопровождала   колыбельная   песня, составляя неотъемлемую часть детского мира. Она надолго, на полтора­два года занимала   ведущее   положение   в   общении   с   ребенком.   Считалось,   что   с шестинедельного   возраста   ребенок   понимает   обращение   к   нему,   реагирует 9 улыбкой на слова взрослых9.   В контексте народного мировоззрения, где все обладает взаимовыводимостью, где ничто не происходит случайно, колыбельная песня занимает особое место в процессе «оформления» младенца в статус Homo traditionalis, раскрывая первые, важнейшие обозначения и связи традиционной культуры10. Из   хрестоматии   «Песенный   открою   короб»   мы   узнали,   что   ребёнка укачивала не всегда мать, чаще всего это была няня или бабушка.  Именно они были создателями и носителями колыбельных песен.  Умение укачивать ребенка считалось настоящим искусством.  Их пели младенцам, успокаивая и усыпляя их. В песне женщина обращалась ко сну, как к живому существу, приглашала его в дом, к колыбели, «к младенцу в изголовье», просила усыпить малыша. Иногда в песнях выражаются пожелания счастливой доли ребёнку в будущей взрослой жизни. В колыбельной ранее имя ребенка не было принято произносить, это было   табу:   опасались   влияния   злых   духов.   Колыбельная   песня   исполнялась мелодично, ласковым голосом и сопровождалась равномерным покачиванием. Колыбельные песни исполнялись до тех пор, пока ребенок не засыпал.  Изучая литературу, мы увидели, что колыбельные песни занимали большое место в карельском фольклоре.  Произошли они из охранительных заговоров, входивших   в   обряд   «первого   укладывания   ребенка   в   колыбель»,   которые должны были защитить ребенка от бессонницы, болезней, действий враждебных сил. Можно предположить, что первоначально в древние времена колыбельные были   заклинаниями,   колдовскими   заговорами,   призванными   отгонять   от 9 Карельский фольклор. С. 143. 10 Головип В Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе. Abo, 2000. С. 50, 179. 10 изголовья   колыбели   нечистую   силу,   и   лишь   потом   стали   призывом   ко   сну Свидетельством   древнего   происхождения   колыбельных   песен   служит   частое употребление в них мифических образов – Сна, Дрёмы, Угомона, Упокоя. Колыбельных песен мы нашли много. Например, Приходи­ко,  дед­снотворник, Дед­снотворник, бабка­дрема, Сон с собою принеси, Сладкий   сон   в   корзинке Крепкий сон к тебе приди. Тебе спать – не гулять. Только глазки закрывать медной, Дрему в чаше оловянной, Лентой шелковою мягкой Повяжи ребенку глазки. Лентой мягкой, золотою ты прикрой ребенку веки. Завяжи ты глазки крохе Лентой шелковою мягкой, Ты закрой малютке уши Золотой своей серьгою. Баю, баю, баюшок. В огороде петушок. Песни громко поёт, Детке спать не даёт. А ты, деточка, усни, Сереньки коты Из­за моречка пришли, из­за   моречка   пришли, много сну   ­то принесли.   Соловей, соловей, Себе гнездышко не вей. Прилетай ко мне в садок под высокий теремок По кусточкам попорхать,  мою дочку покачать. 11 Ещё одна колыбельная      Makkaa, makkaa, marjukkain, leppää lehtolinnukkain, nuku nurmelle hyvälle, vaivu maale valkialle. Nukuta, jummaala, lasta, pyhä Maaria, makkoita, sio lapsen silmät kiin, kuo lapsen kulmat kiin, sio silkiil hyväl, kuo kultoi rihmaiseel. Ягодка усни родная  Птичка милая из леса  Спи на мягонькой полянке  На земле на белой доброй.  Господи, дай сон малютке,  Божья Матерь, сон пошли ей,  Пусть прикроет свои глазки  Добрым и бесшумным шёлком  Ниткой золотой прихватит.  Перевод: Paavali Harakkainen Колыбельная песня не только успокаивает и усыпляет ребенка. Помимо этого,   являясь   моделирующим   текстом,   она   выполняет   прогностическую функцию:   в   ней   человек   прогнозируется   по   крестьянской   традиционной модели11.  Характерно в этом отношении содержание следующей песни, согласно которой ни купец, ни мещанин с их богатством не могут составить в будущем счастье деревенской девочки. Мать избирает другой «колыбельный вариант» ее судьбы   —   небогатую,   но   обеспеченную,   трудную,   но   привычную,   а   потому кажущуюся надежной крестьянскую жизнь: 11 Головин В. Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе. Abo, 2000. С. 50, 179. 12 Tuuti, tuuti, tyttolasta,  Баю­баю, детка­дочка,  Maksoit puolen poikalasta!  Половиночка сыночка! Еmpa anna ainuttani, Liita lempilintuistani  Не отдам свою я дочку.  Птичку милую не выдам, Kauppamiehelle kanaksi,  В курочки не дам купцу,  Porvarille puolisoksi:  Мещанину во супруги: Porvar aivoin nossattaavi  Рано станет он будить, Elojansa etsimahan,  За добром ходить заставит.  Kalujansa katsomahan.  За имуществом смотреть. Miepa annan ainuoni,  Liitan lempilintuseni  Likasille liistehille, Pahoille re’en pajuille.  Nokipolkyn nostajalle,  Kaskipolkyn kantajalle,  Leivan saajalle lehosta,  Kauran kaskihalmehista. Я единственную выдам,  Птичку милую пристрою  Ездить на дровнях нечистых,  На плохих сидеть вязках.  Муж   в   пожоге   бревна   носит   ­ Обгорелые лесины, Добывает хлеб в кулигах, В росчистях овес берет12. Обычаи Какие   же   обычаи   были   связаны   с   люлькой   в   Карелии?   Для   этого   мы обратились к книге «Карелы»: 12 Зап. И. Мартинен в 1892 г. в д. Кивиярви (ныне Калевальский р-н). Исполнитель не указан. Перевод Э. Киуру. Публикуется по: Карельский фольклор. С. 147. 13 «Ребёнка крепко пеленали, клали в корзину, которую ставили на прилавок или лежанку и показывали отцу, свекрови, а через 3 дня его перекладывали в люльку;   под   голову   (под   подушку)   для   оберега   клали   голик   с   железными предметами (девочке – ножницы, мальчику – нож), медвежий коготь или зуб, камешек   от   печи,   петушиное   перо   с   капелькой   ртути,   заткнутое   ячменным зерном.»13 Если покачать пустую колыбель ­ до конца года она перестанет пустовать.  "Пустую зыбку (т. е. люльку или качку) не следует качать (когда в ней отсутствует ребёнок) потому, что ребенок через это не будет спать, а также и для матери не всегда это бывает хорошо, потому что может родиться вскоре же опять ребенок". Эта примета дошла и до наших дней.  "Качать пустую колыбель нельзя ­ черта качаешь".  Уходя из избы, мать кладет в зыбку ножницы и верстяной камень, а под зыбкой ­ веник. Это делается для того, чтобы ребенка не украла нечистая сила, которая в присутствии матери не имеет власти сделать этого".  "На очеп" (колыбельный) ничего не вешай ­ а то ребенок спать не будет".  Если имеешь ребенка в колыбели, не ссорься с миром.  Таким   образом,   мы   узнали,   что   люлька   возникла   в   древние   времена. Названия у люльки были разные. Делали ее, соблюдая определенные традиции. В карельском фольклоре можно найти много пословиц, поговорок, связанных с люлькой.   А   также   и   множество   колыбельных   песен.   А  растили   детей   в послушании и уважении старших, в работе и учении. 13 Клементьев Е.И. Карелы: Этнографический очерк. – Петрозаводск: Карелия. 1991. – 79 с.: ил. [2, с.29] 14 Литературный обзор Чтобы выявить значение слов «колыбель» и «люлька», мы обратились к  Толковому словарю В. Даля. «Колыбель – зыбка, качалка, баюкалка» [ 1, Том II с. 144]. «Люлька – колыбель, зыбка, качалка» [ 1, Том II с. 285].  Что же такое «зыбка», это слово образовалось от слова «зыбнуть». «Зыбнуть ­ колебать, качать, покачивать, колыхать» [1, Том I с. 697]. «Зыбка, зыбушка, зыбалка – колыбель, люлька, качалка» [1, Том I с. 697]. Согласно определениям В. Даля, слова: «колыбель», «люлька» и «зыбка» ­ это синонимы.  В разных деревнях популярно было какое­то одно из этих названий. Более подробное описание детских колыбелей мы нашли в иллюстрированной энциклопедии «Русская изба». Здесь мы узнали, что существует четыре вида колыбелей, исходя из конструкции и материала  1. Колыбель в форме прямоугольной деревянной рамы, обтянутой тканью. Колыбель, изготовленная из пяльцев, обтянутая  тканью. 2. Колыбель в виде деревянного ящика. 15 3. Лубяной короб овальной или прямоугольной формы. Дно зготавливалось  из сетки или двух поперечных перекладин. 4. Плетеные колыбели (из лозы, соломы, дранки). «Все четыре вида колыбелей имели одну черту – это подвесные колыбели. Более поздней   традицией   следует   считать   появление   детских   кроваток   на   гнутых ножках» [4, с.82]. Изучая устройство детской люльки, мы столкнулись с такими понятиями, как   «матица»   и   «очап»   («очеп»).   Что   обозначают   эти   слова,   мы   узнали   из Толкового словаря В. Даля: «Матица – от «мать» ­ балка, брус поперек всей   на   котором   настлан   накат,   307]. избы, «Очап – от «очапаться» ­ перетягивать, пытать силки…; очапить – перетянуть   потолок»   [1,Том   II   с.   опустить,   776]. наперевес, Это   определение   нам   было   непонятно.   Мы   обратились   к   электронной   огрузить   один   конец»   [1,Том   II   с. энциклопедии   «Википедия»:   «Очеп —   это   гибкая   жердь,   прикреплённая   к потолочной   матице.   На   хорошем   очепе   зыбка   колебалась   довольно   сильно, иногда на сажень от пола».  Таким   образом,   стало   понятно,   что   детская   люлька   подвешивалась   на очеп, который крепился к потолку (потолочной балке). Но очеп должен был проходить   через   специальное   кольцо,   которое   тоже   было   прикреплено   к потолку. Литература: 1. Большой   словарь   русских   поговорок.   –   М:   Олма   Медиа   Групп  В.   М. Мокиенко,   Т.   Г.   Никитина 2007   Фразеологический   словарь   русского литературного языка.­ М: Астрель. АСТ А. И. Фёдоров 2008 16 2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 3­е издание, стереотипное. М.: – "Азъ". – 1996.  3. Карельские пословицы и поговорки. – Петрозаводск, 1969. 4. Где цветок, там и медок: Детский фольклор, загадки, пословицы Карелии /Составитель Лойтер С. М. – Петрозаводск, КГПИ, 1993. 5. Даль  В.В. Толковый  словарь  живого  великорусского  языка:  Т. 1­4. –  М.: Русский язык, 1989.  6. Клементьев Е.И. Карелы: Этнографический очерк. – Петрозаводск: Карелия. 1991. – 79 с.: ил. 7. Песенный   открою   короб:   хрестоматия   по   карельскому   фольклору   для учащихся школ республики Карелия/ Изд. Подготовлено А.С. Степановой. – Петрозаводск: Карелия, 1993. – 199 с.: ил. 8. Русская   изба.   Иллюстративная   энциклопедия.   –   Санкт­Петербург: Искусство, 2001. 9. Под   ред.   Н.И.   Славянские   древности: этнолингвистический   словарь.   В   5   томах/Изд.:   Институт   славяноведения   Толстого   ­   Том   2. РАН, 1995 10. Ильюха О. П. Школа и детство в карельской деревне в конце XIX – начале XX в. СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2007. – 304 с., ил. 11.Электронная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D0%B1%D0%B5%D0%BB %D1%8C 17

Исследовательская работа «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа  «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа  «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа  «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа  «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа  «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа  «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа  «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа  «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа  «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа  «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа  «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа  «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа  «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа  «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа  «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа  «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа «Люлька в крестьянской семье»

Исследовательская работа  «Люлька в крестьянской семье»
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.