В исследовательская работе "Математика в профессиях наших родителей" ребята 5 класса исследовали профессии своих родителей и родителей одноклассников. Как применяют родители математику, помогает ли знание по математике, можно ли обойтись без неё. Рассмотрели профессии ветеринара, повара, строителя. учителя технологии и продавца.Работа выполнена в ворде 11 страниц с фотографиями
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОЧАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Исследовательская работа
«Математика в профессиях наших
родителей»
Выполнили: ученицы 5 класса
Круглова Елизавета
Щербина Полина
Учитель математики:
Мухарева Татьяна Максимовна
Новочановское, 2018 годОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение
2. Историческая справка;
3. Основная часть, в которой исследованы профессии наших родителей;
4. Заключение работы, где изложены основные выводы и результаты выполненного
исследования;
5. Список литературыВведение
Как раз в 5 классе, когда зачастую начинает ослабевать контроль родителей над
выполнением домашних заданий, дети начинают задавать вопросы – а так уж ли важно
учить математику? Считать, вроде бы, научились.
Может этого достаточно?
Нередко можно услышать высказывания типа: вот работает мой папа на заводе он
что, там задачки решает? Поэтому, попытаемся рассказать, где мы можем в жизни
встретиться с той или иной задачей.
Данная тема актуальна, потому что знание областей применения математики дает
ученику стимул к учению, он будет заинтересован в изучении математики.
Цель:
Исследовать роль математики в профессиональной деятельности наших родителей.
Задачи:
1. Провести анкетирование среди учащихся класса, чтобы узнать их отношение к
изучению математики, их мнение о роли математики в будущей профессии: «Какие
профессии тебе нравятся?», «Зачем нужно изучать математику?»;
2. Взять интервью у родителей о роли математики в их профессии;
3. Объяснить одноклассникам ценность и актуальность математических знаний в
жизни;
4. Выпустить газету "Математика в профессии наших родителей;
5. Изучить литературу и интернетматериалы по данной теме;
Изучение математики развивает логическое мышление, приучает человека к точности,
умению видеть главное, дает необходимые сведения для понимания различных задач,
возникающих в различных областях деятельности современного человека.2. Историческая справка
С древних времен в своей повседневной жизни человек не мог обойтись без счета.
У каждого народа необходимость в простейших арифметических подсчетах
возникала задолго до появления первых зачатков письменности, потому что
постижение Мира во всем его многообразии постоянно требовало количественной
оценки обретенных знаний.
Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был нужен, чтобы
следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена
подсчитывали количество предметов, сопоставляя им различные части тела, главным
образом пальцы рук и ног.
Первыми существенными успехами в арифметике стали изобретение числа и
четырех ᴏϲʜовных действий: сложения, вычитания, умножения и деления. Первые
достижения геометрии связаны с такими простыми понятиями, как длина и площадь.
В основе развития математики лежат запросы практической деятельности
человека. Математика возникла из практических нужд людей: из измерения площадей
земельных участков и вместимости сосудов.
Используя опыт ушедших поколений, первые великие мыслители своими
открытиями закладывали фундамент древнейшей из наук, имя которой – математика.
Неслучайно корень этого слова в переводе с греческого означает «наука».
Десятки веков канули в прошлое, но до нас дошло овеянное славой имя
древнегреческого ученого Пифагора, жившего в середине тысячелетия до нашей эры.
"Все есть число" считал он, и мир чисел жил для Пифагора и его последователей
особой жизнью.
Многие известные математики говорят, что главное в математике — научить
человека мыслить. Она развивает логическое мышление, умение самостоятельно
решать проблемы, способность быстро уловить суть и найти к жизненной задаче
наиболее подходящий и простой подход. Математика тесно связана с нашей
повседневной жизнью и встречается в нашей жизни практически на каждом шагу.
Математика — один из важнейших учебных предметов в школе. Она приобретает
особое значение в связи с необычайным ростом науки, технического прогресса в
нашей стране. Многие дети не хотят в школе учить математику, считая, что им она в
будущем не пригодится, что математика нужна только математикам. Не каждый
человек с начала своего образовательного пути знает, какую профессию он
приобретет в будущем, но благодаря ответственному отношению к изучению
математики, каждый ученик обеспечивает себя необходимыми знаниями, качествами,которые необходимы в его дальнейшей профессиональной деятельности.
Поэтому, мы расспросили наших родителей, нужна ли им математика в их
профессиональной деятельности.
Если бы не было математики, не было бы многих профессий. Математика нужна в
любом деле, в любой профессии.
3. Основная часть, в которой исследованы профессии наших родителей
Татьяна Викторовнаповар и мама Щербиной Полины. Она рассказала, что
профессия повара самая древняя. Любой человек пользуется услугами его труда,
поэтому это очень ответственная и трудная работа.
Повар должен соблюдать технологический процесс приготовления блюд, следить за
температурным режимом, производить расчет израсходованного сырья и выхода
готовой продукции;
Оформлять aкты на недостaчу весa; уметь считать количество сырья по рецепту,
продуктов. Для всех этих действий
рассчитывaть энергетическую ценность
необходимы знания математики.Мама Павла Харитоненко — Марина Николаевна, работает зоотехником на
молочном комплексе СПК «Барабинский».
Её труд связан прежде всего с контролем привеса маленьких телят за неделю, за
месяц, а также контроль молочной продукции на содержание жиров. Каждый литр
молока проходит анализ на жирность, плотность. В этой профессии необходимы
хорошие знания математики, а особенно умение вычислять проценты.
Профессионально важные качества: доброжелательное отношение к животным;
наблюдательность; хорошая память; логическое мышление; терпение. Последние
четыре качества развиваются на уроках математики.Мхоян Аршавир
Сагателович, папа Романа
Мхояна, строит дома.
Эта работа связана с
количества
расчетом
кирпича для кладки, а при
изготовлении
раствора
нужно знать пропорцию.
При возведении крыш,
между
перегородок
комнатами,
и
потолков надо уметь рассчитывать площади и объемы. Также надо владеть и
геометрическими знаниями, чтобы выводить прямые углы в здании.
пола
Строитель должен знать: основы законодательства, экономику отрасли,
организацию производства, технологию строительного производства, методы расчета,
конструирования и контроля качества строительных конструкций, основы сметного
дела, основы маркетинга и менеджмента. Чтобы успешно реализовать себя как
строитель, необходимо отличное знание математики. Он составляет заявки и сметы
для проведения ремонтных работ. Для этого нужно было высчитать площадь
поверхности стен, потолков, рассчитать расход краски, белил. А потом уже
подсчитать общую стоимость ремонтных работ.
Профессионально важные качества: глазомер; пространственнообразное и
аналитическое мышление; память; быстрота реакции; высокая самооценка;
коммуникативные способности.Татьяна Леонидовна, мама Олега Баранова, работает учителем технологии в нашей
школе.
На уроках мы шьём, вяжем и чтонибудь
стряпаем. Математика нужна
для
определения количества пряжи, сделать
выкройку и отмерить ткань.
Профессионально важные качества:
усидчивость, аккуратность, терпение,
хорошие
глазомер;
устойчивость внимания; ловкость и
конструктивное
быстрота
воображение. Большая часть
этих
качеств вырабатывается на уроках
математики.
и
рук;
зрение
Маму Аиды зовут Оганян Галина. По профессии она продавец. Продавец
рекламирует продукцию, вежливо общается с покупателями, помогает подобрать
необходимый товар, даёт информацию о нём, подсчитывает
стоимость товара, при необходимости взвешивает и
упаковывает, выдаёт покупку, оформляет гарантийные
паспорта. Также он работает с кассовым аппаратом,
подсчитывает чеки, деньги, сдаёт их в установленном
порядке. Принимает товар от поставщиков, оформляет
витрины, следит за своевременным пополнением запасовпродукции, сроками её реализации.
Она должна уметь производить расчёт принятого и проданного товара, чтобы не
возникало недостачи.
Ещё у продавца должна быть хорошая память, потому что необходимо запоминать
стоимость большого количества товаров. Так как мама работает с наличными
денежными средствами, то в конце рабочего дня она должна предоставить кассовый
отчёт. Поэтому знания математики очень нужны.
Продавец должен иметь хорошую осведомлённость по социальным вопросам,
особенно по экономике, социологии, праву, производственнохозяйственной
деятельности. Продавец должен знать делопроизводство, бухгалтерский учёт,
кассовые и коммерческие операции, основы маркетинговой деятельности и
менеджмента. Кроме того, для работы с клиентами он должен владеть основами
делового общения, этикета, техники коммерческих переговоров, психологии,
математики.
Задача 1.
Моя мама работает учителем математики. На подготовку к урокам мама тратит 1,5
часа, что оказалось на 6,5 часов меньше чем на проведение уроков. Сколько времени
остается у мамы на другие дела, если она спит 7,2 часа в сутки?
Решение:
6,5+1,5=8 часов она тратит на проведение уроков.
2481,57,2=6,3 часа тратит на другие дела.
Задача2
В первый день при продаже продукции заработали 9% прибыли от продажи, во
второй день на 3% меньше чем, в первый день. Сколько рублей прибыли получил
магазин, если в первый день сумма продаж составляла 26000 руб., а во второй день
21000 рублей.
Решение:
9%3%=6% прибыль во второй день;
115% 47000руб, 100% х рублей; 115х=4700000, х=40869рублей, а прибыль 7000
рублей.
Задача 3. Пенсионер Василий Петрович решил ВЗЯТЬ КРЕДИТ в банке на покупку
холодильника 24000 рублей на год 14% годовых. Он должен погасить кредит, внося
в банк ежемесячно одинаковую сумму денег с тем, чтобы через год выплатить всю
сумму, взятую в кредит вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить вбанк ежемесячно?
Решение:
1)24000 руб. – 100% X руб. – 14% х= (24000 x 14)/100 х=3360 (руб.) – составляет
переплата.
2)24000 +3360 =27360 (руб.) нужно будет выплатить в течение года.
3)27360/12 =2280 (руб.) ежемесячная выплата кредита.
Ответ: 2280 рублей ежемесячная выплата.
4. Заключение работы, где изложены основные выводы и результаты
выполненного исследования
Математика нужна всем людям на земле. Без математики невозможно построить
дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал
математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину,
холодильник, телевизор. Математика позволяет человеку думать. Математика нужна
в каждой профессии, она нужна в повседневной жизни.
В школе мы изучаем математику с первого класса и до окончания школы, потом
математике нас учат в университете. С каждым годом курс расширяется становиться
более углубленным, все больше предметов связанно с математикой. В средней школе
у нас появляется алгебра и геометрия в замен арифметике. Наш кругозор
расширяется. Мы можем понимать, видеть то, что раньше нам казалось не ясным.
Математические науки развивают наше мышление, учат нас соображать.
Без знания математики вся современная жизнь была бы невозможна. У нас не было
бы хороших домов, потому что строители должны уметь измерять, считать и
сооружать. Наша одежда была бы очень грубой, так как ее нужно хорошо скроить, а
для этого точно все измерить. Не было бы ни железных дорог, ни кораблей, ни
самолетов, никакой большой промышленности. Не было бы радио, телевидения, кино,
телефона и тысячи других вещей, составляющих часть нашей цивилизации.
Использование математики, измерение «насколько?», «как долго?» являются
жизненно необходимой частью мира, в котором мы живем.
Благодаря математике появились вычислительные счетные машины.
Вычислительная техника прошла путь от простых счётов, арифмометров,
логарифмических линеек до микрокалькуляторов и компьютеров. Сейчас
вычислительные машины используются во всех отраслях народного хозяйства: в
статистике, торговле, автоматизированном управлении заводами и фабриками.
Машины не только считают, они могут делать переводы с одного языка на другой,
могут сочинять музыку, играть в шахматы.
Вывод:
В результате оказалось, что всем нашим папам и мамам в работе так или иначе
приходится постоянно сталкиваться с математикой.1. В ходе работы мы познакомились с разными профессиями.
2. Выявили профессии, в которых математические знания наиболее востребованы, а
также убедились в том, что практически в любой профессиональной деятельности
эти знания необходимы.
3. Данная тема нас заинтересовала, и мы хотели бы продолжить работу по
следующим направлениям:
изучить, в какой степени используют знания математики специалисты школы,
как используются математические знания при изучении каждого предмета
школьной программы
5. Список литературы:
1. Борзенко В.И., Горелов А.Г. Требования к исследовательским работам по
математике// Журнал «Исследовательская работа школьников»,
2005.№3.с.6364
2. А. П. Славин «Энциклопедический словарь юного математика»,
Москва, «Педагогика», 1989 год
3. Математика. 5 класс. Учебник.Н.Я. Виленкин, Мнемозина, Москва, 2012год. стр.
236
4. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики, изд.
Просвещение. 1989, с.13, 44
5. http://www.volvocars.com/ru/allcars/volvos80/details/pages/technical spec.aspx
6. http://indrive.ru/6455raschetdlinytormoznogoputiavtomobilja.html
7. http://www.ekbmaz.ru/articles/116/
8. http://autocity.by/info/useful_info/tormoznoj_put_mozhno_poschitat/
9. http://nperov.ru/razum/zachemnuzhnamatematika/