Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь, судьба, открытия
Оценка 4.6

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь, судьба, открытия

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русская литература +1
Взрослым
04.05.2017
Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов.   Жизнь, судьба, открытия
В исследовательской работе рассказывается о жизни великого ученого, поэта, педагога М.В.Ломоносова, о человеке, который внес уникальный вклад во все отрасли науки (астрономию, физику, химию, педагогику, литературу). Ребята могут познакомиться с конкретными открытиями Ломоносова. Материал можно применять на уроках по литературе, физике,на внеклассных мероприятиях.
Ломоносов.docx
Министерство образования Саратовской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Поволжский колледж технологий и менеджмента» Исследовательская работа Михаил Васильевич Ломоносов.  Жизнь, судьба, открытия                                                                                   Выполнила:  преподаватель русского языка  и литературы  Барсукова О.Д. г. Балаково, 2016 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Основная часть Ломоносов – естествоиспытатель Ломоносов – политик, историк Ломоносов – педагог Ломоносов – филолог Ломоносова ­ создатель русского научного языка 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. Ломоносов – поэт Заключение Список использованной литературы Введение Все должен был сделать сам,  всему положить начало. В.Г.Белинский 305 лет назад на Архангельской земле родился человек, которому было суждено   открыть   новую   страницу   в   истории   России,   человек,   который   по праву считается основоположником отечественной науки, ученого с мировым именем, крупного российского историка, замечательного художника и яркого русского   поэта.     В   ряду   великих   сынов   Отечества   Михаил   Васильевич Ломоносов   занимает   особое   место:   титан   мысли   и   духа,   академик   из «архангельских   мужиков»,   великий   труженик   и   любимец   муз,   яркая многогранная личность, всю жизнь посвятивший  служению  науке и своему народу. Поднявшись к вершинам науки, он не только понял роль, которую она должна сыграть в развитии России, но и посвятил ей всю свою жизнь. Немногие   современники   и   гораздо   более     многочисленные   потомки, среди   которых   немало   выдающихся   ученых,   писали   о   Ломоносове   и   его уникальном вкладе в развитие науки и образования. Поэтому и мы   хотим разглядеть и понять этот уникальный феномен – феномен Ломоносова. Актуальность  обращение   к   жизни   и   деятельности   российского академика   обусловлена   необходимостью   познания   его   наследия, потребностью изучения личности и судьбы ученого.  Целью  исследовательской   работы   является   выявление   роли М.В.Ломоносова в истории российской  и мировой науки. Задачи: 1 Изучить материал по биографии М.В.Ломоносова. 2 Выявить роль ученого в российской и мировой науке. Гипотеза: М.В.Ломоносов ­ знаковая фигура в мире российской и мировой науки. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему   естествознания,   горного   дела   и   металлургии,   математики,   истории, филологии, языкознания, искусства, литературы. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Ломоносов страстно любил науку,  но думал и заботился исключительно о том,  что нужно было для блага его Родины. Н.Г.Чернышевский 1.1. Ломоносов ­ естествоиспытатель Академик Н.П. Лавёров написал о нем: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью его души, исполненной страстей. Историк, ритор, химик, минеролог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». Помор по рождению, подлинно русский человек Михайло Ломоносов благодаря своему дарованию и трудам стал великим человеком во многих областях. «Он,  лучше  сказать, сам  был  первым  русским  университетом» ­ написал о Ломоносове А.С.Пушкин. Ломоносов имел разносторонние научные связи и с ведущими учеными Европы. Без преувеличения можно сказать, что он   стал   основоположником   российской   науки,   и   упорно   боролся   за   её приоритет в мире. Благодаря   его   яркому   творчеству   в   словесной   области,   его историческим   трудам,   работам   в   области   физики,   химии,   горного   дела,   а также в технике и в искусстве, и, конечно же, в деле образования, всей его многогранной деятельности, всеми своими трудами Ломоносов возвеличивает наше   Отечество.  Предсмертные   слова   Ломоносова   другу   Якобу   Шителину были таковы: «Друг, я вижу, что должен умереть, и спокойно, равнодушно смотрю на смерть, жалею только о том, что не смог я совершить всего того, что  предпринял   для  пользы  Отечества, для  приращения  наук  и  для  славы Академии». Корни его ­ в Поморье, которое щедро одарило Ломоносова всем, чем богат этот северный край, сформировало и закалило его. И внешностью он вылитый  богатырь, и духом крепок и могуч. Правда, этим он был схож с большинством своих земляков. От всех его отличало одно – беспримерная, не виданная никем вокруг и потому непонятная даже родным тяга к знаниям. Так   давал   о   себе   знать   скрытый   пока   в   юноше   мощный   интеллект, сопряженный с редким талантом. И, например, северное сияние – привычное для поморов зрелище – у Ломоносова становилось предметом поэтического вдохновения и научного объяснения.  Жажда   знаний   стала   судьбоносной   силой,   подчинившей   себе, сформировавшей всю жизнь Ломоносова. Она заставила его бросить дом и пешком,   с   рыбным   обозом,   отправиться   в   Москву   –   учиться!   Эта   жажда знаний вела Ломоносова всю жизнь, не давая ему сбиться с раз и навсегда избранного пути, который привел его когда­то из Холмогор в Москву, а после возвращения из Германии – в Академию наук. Путь в Академию был тернист, помех было больше, чем помощи, недругом ­ больше, чем друзей, но никакие препятствия   не   могли   устоять   перед   таким   мощным   научным   даром   и всепобеждающей волей Ломоносова. Ломоносов  –  основоположник   российской   науки,  самая   значительная фигура в ее истории, непревзойденная по значимости вклада в самые разные отрасли знания: оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство,   география   и   металлургия,   история   и     химия,   философия   и литература, геология и астрономия – вот те области, в которых Ломоносов – ученый оставил свой след. Главные   открытия   М.   Ломоносова   касаются   химии,   физики   и астрономии.   Они   на   десятилетия   опередили   работы   западноевропейских ученых. В начале 1748 года Ломоносов добился постройки и оборудования по его чертежам химической лаборатории, где, в частности, стал производить анализы образцов различных руд и минералов, разрабатывал состав стекла, фарфора   и   смальты,   которую   использовал   для   своих   мозаик.   Ввел   в употребление химические весы и заложил основы количественного анализа. Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, согласно которой, все тела  состоят из мельчайших частиц – молекул   и   атомов,   которые   при   нагревании   движутся   быстрее,   а   при охлаждении – медленнее. В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей   и   Солнцем.   Это   очень   редкое   явление   наблюдали   ученые   многих стран,   специально   организовавшие   для   этого   далекие   экспедиции.   Такие наблюдения  Венеры   давали   возможность   уточнить  величину   расстояния   от Земли до Солнца. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера. Одного   этого   открытия   было   бы   достаточно,   чтобы   имя   Ломоносова сохранилось в веках. Стремясь   вооружить   астрономов   лучшим   инструментом   для   Ломоносов   создал   новый   тип проникновения   вглубь   Вселенной, отражательного телескопа­рефлектора. Далеко опережая современную ему науку, первым из ученых разгадал, что   поверхность   Солнца   представляет   собой   бушующий   огненный   океан. Загадкой во времена Ломоносова была и природа комет. Ученый высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил,   исходящих   от   Солнца.   Позднее   было   выяснено,   что   в   образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи. Ведущую   роль   Ломоносов   сыграл   и   в   создании   горнорудного   дела, географической   науки.   Стал   организатором   многих   географических экспедиций. Научные достижения и прозрения Ломоносова хорошо известны. Одно только   их   перечисление   дает   представление   о   масштабе   его   научного дарования: закон сохранения материи, объяснение молний и северных сияний, физической   природы   цветового   зрения,   изучение   физической   природы небесных тел – Солнца, планет, комет, далеких звезд, открытие атмосферы у Венеры, объяснение происхождения угля, нефти, торфа и других полезных ископаемых, классификация льдов.  1.2. Ломоносов – политик, историк Догадки Ломоносова тем большую имеют цену,  что они удачно задуманы и вероподобны. Л.Эйлер При   всей   своей   разносторонности   своих   научных   интересов   М.В. Ломоносов   с   особой   любовью   и   патриотическим   вдохновением   занимался историей   родной   страны.   Он   был   основоположником   и   зачинателем исторической науки в нашей стране, перед которой поставил проблемы, не потерявшие   своей   актуальности   и   в   наши   дни.   История,   по   мнению Ломоносова, имеет не только познавательное, но общественно­политическое и воспитательное значение. Жизнь свою Михаил Ломоносов не мыслил вне деятельности на благо России. Этой землей рожденный, он дышал её интересами, он страстно желал ей   славы,   он   привносил   свои   соображения   для   её   развития.   Россия экономическая,  Россия   общественно­политическая,  Россия   научная,  Россия промышленная, Россия культурная – все стороны родной страны Ломоносов пытался   охватить,   и   не   просто   укоряюще   взглянуть,   а   дело   предложить, научить, как лучше. В 1761 году Ломоносов написал записку «О размножении и сохранении российского   народа»,   он   считал,   что   сбережение   народа   должно   являться первейшей целью государства. В этой же записке Ломоносов назвал   кроме названной   еще семь социально­экономических проблем, которые стоят перед Россией. Это: 1 О истреблении праздности. 2 О исправлении нравов и о большом просвещении. 3 О исправлении земледелия. 4 О исправлении и размножении ремесленных деле и художеств. 5 О лучших пользах купечества. 6 О лучшей государственной экономике. 7 О   сохранении   военного   искусства   во   время   долговременного мира. Кажется, что Ломоносов жил не так уж давно. Как созвучны его мысли проблемам дня сегодняшнего. 1.3. Ломоносов – педагог Он создал первый университет, он,  лучше сказать, сам был нашим первым университетом. А.С.Пушкин Сделав краткий обзор направления его деятельности, диву даёшься: как только   успевал?   Неразрывно   связано   с   именем   Ломоносова   и   развитие педагогики в России 18 века. Он сделал вывод, что большинство населения империи неграмотно, что следует открыть ряд школ, централизовать народное просвещение.  На протяжении   двадцатилетней   педагогической  деятельности он занимался организацией учебного дела, преобразовывал работу гимназий и университета,   внедрял   классно­урочную   систему,   разрабатывал   учебные планы, программы по предметам, методические пособия. В 1755 году по инициативе Ломоносова и по его проекту  был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. 1.4. Ломоносов – филолог Ломоносов был первым образователем нашего языка; первый открыл в нем изящность, силу и гармонию. Н.М.Карамзин Ломоносов   был   первопроходцем   не   только   в   науке.   Петровские реформы внесли в русскую жизнь множество новых понятий и наводнили язык иноземными   словами,   которыми   без   разбору   начиняли   свою   речь представители   господствующих     Тяжеловесный   синтаксис, следующий   иностранным   формам   речи,   в   котором   плохо   усвоенные,   классов.   нескладные   и   неуклюжие   иностранные   слова   причудливо   сочетались   с обветшалыми церковнославянскими, пестрота и разнобой в правописании – все это становилось серьезной помехой для дальнейшего развития русской культуры и требовало решительного и неотложного упорядочения. На долю Ломоносова выпала поистине гигантская работа, сделавшая его подлинным создателем   русского   поэтического   языка   и   языка   русской   науки. Успешно освоив латынь – язык науки своего временим ­ Ломоносов полагался на силу и значение русского языка.  Именно благодаря ему российская наука заговорила по­русски. Впервые в России он начал читать публичные лекции на русском   языке   в   Академии   наук   и   писать   по­русски   научные   труды.   Он укрепил   статус   родного   языка,   без   которого   невозможен   подъем национального самосознания. Ломоносов не имел себе равного в знании русского языка. Уроженец севера, он впитал в себя меткий и точный язык своей родины, изобилующей добротными   старинными   словами   и   чрезвычайно   склонный   к   свободному образованию новых, рожденных потребностью слов и понятий. Юношей он жил   в   Москве,   исконной   хранительнице   прекрасного   русского   языка,   где издавна   ценилась   бойкость   и   находчивость   речи,   веселая   прибаутка   и степенное веское слово. Он общался с монахами и школярами, купцами и мастеровыми,   сановниками   и   вельможами,   приказными   и   отставными солдатами, староверами и новомодными книжниками – он знал родной язык во всей его пестроте и разнообразии.  Для   Ломоносова   как   ученого­естествоиспытателя   было   естественно понимание того, что наука, мысль, накопление знаний, просвещение народа невозможны   без   общенародного   языка,   его   полного   описания,   развития   и сохранения. Опыт   ученого   вел   Ломоносова   к   накоплению   языковых   фактов,   их сопоставлению,   сравнению   языков;   изучая   науки   и   языки,   он   понял   и необходимость   выяснения   и   описания   собственных   общеупотребительных форм   русского   языка,   осмысления   стилистической   природы   слова.   Его великолепная   интуиция   предвосхитила   развитие   почти   всех   областей филологической   науки   –   от   системной   грамматики   до   функциональной стилистики, культуры речи, риторики, поэтики и лингвистики текста. К изучению русской грамматики Ломоносов впервые применил строгие научные   приемы,  впервые   проводит   резкую   грань   между   языками   русским литературным и церковно­славянским, между разговорной   речью и устной. Наша новейшая орфография в наиболее существенных чертах создана именно Ломоносовым. В 1757 году вышла в свет первая научная грамматика русского языка «Российская   грамматика»,   которая   состоит   из   шести   «наставлений». Наставления разделены на главы – на параграфы.   Наставление   первое   («О   человеческом   слове   вообще»)   посвящено общим вопросам грамматики. Основные функции языка  ­ коммуникативная и когнитивная   (язык   –   проявление   разума).   Из   всех   возможных   способов передачи информации (жест и прочее) наиболее совершенным является тот, что связан со звуком. Рассматривая свойства звука, Ломоносов говорит, что он  зависит от «выходки», «напряжения», «протяжения» и «образования».В своей   работе   ученый   различал   уже   буквы   от   звуков,   определял   анатомо­ физиологическое   и   акустическое   происхождение   звуков;   анализируются особенности гласных и согласных звуков и предлагаются их классификации; говорил   о   трех   наречиях   русского   языка   (московском,   северном   и украинском). Во   втором   наставлении   («О   чтении   и   правописании   российском») подняты проблемы графики, орфографии, орфоэпии. По мнению Ломоносова русская азбука должна включать в себя 30 букв ( исключил современные Й, Щ, Э).   Третье   наставление   («О   имени»)   рассмотрены   общие   вопросы классификации   частей   речи,   их   морфологические,   семантические   и синтаксические   свойства,   установлены   соответствия   между   родовыми классами (четыре: мужеский, женский, средний и общий, что соответствует современному русском языку). Наставление   четвертое   («О   глаголе»)   полностью   посвящено   глаголу: специфике его формо­ и словообразования, семантике и функционированию форм.   Наклонений   у   глагола   три:   изъявительное   (пишу),   повелительное (пиши)   и   «неокончательное»   (писать).   Временных   форм   10:   настоящее,   6 прошедших, 3 будущих. В наставлении пятом («О вспомогательных или служебных частях слова»)   рассматриваются   наречия,   предлоги,   союзы,   предлагаются   их классификации. 1.5. Ломоносова ­ создатель русского научного языка Ломоносов оказал русскому  языку  заслуги бесценные; он его вновь создал, с него началась новая эра… Павел Катенин (поэт, критик, друг Пушкина) Значительна   роль   Ломоносова   в   создании   русского   научного   языка. Этот язык у нас начал появляться лишь при ПетреI и представлял собой почти исключительно   заимствования   из   иностранного:   каждый   специалист пользовался немецкими, голландскими, польскими и латинскими словами для обозначения технических вещей, словами, непонятными другим. Деятельность Ломоносова   по   упорядочению   терминологии   была   направлена   в   сторону ограничения количества иностранных слов, заполнивших литературный язык в начале   18   века.   Ломоносов   при   разработке   терминологии   держался следующих точно выраженных научных положений:   «чужестранные слова научные и термины надо переводить на русский язык;  оставлять   непереведенными   слова   лишь   в   случае   невозможности подыскать   вполне   равнозначное   русское   слово   или   когда   слово получило всеобщее распространение;  в этом случае придавать иностранному слову форму, наиболее сродную русскому языку». По этим правилам  и  составлялись  М.В.Ломоносовым научные термины, громадное   большинство   которых   и   до   сих   пор   продолжает   обслуживать точное   знание.   Для   этого   ему   пришлось   преодолеть   почти   неисчислимые трудности   и   препятствия.   «Принужден   я   был,   ­   пишет   Ломоносов   в предисловии к учебнику по экспериментальной физике, ­ искать слова для наименования некоторых физических инструментов, действий и натуральных вещей, которые хотя сперва покажутся несколько странны, однако надеюсь, что они со временем чрез употребление знакомее будут». Ломоносов   не   просто   нормировал   русский   язык,   он   фактически   создал язык науки, заложил основы русской научной и технической терминологии. Многие термины, созданные Ломоносовым, прочно вошли в научный обиход: термометр,   градус,   кислота,   равновесие,   земная   ось,   удельный   вес, преломление   лучей,   зажигательное   стекло,   магнитная   стрелка,   негашеная известь и т.д. Он   постоянно   доказывал,   что   нам   нет   никакой   нужды   пользоваться непонятными народу иностранными словами, когда для того уже существуют или легко можно создать ни в чем им не уступающие русские. Так, он снова водворил   в   русский   технический   язык   такие   слова,   как   чертеж   вместо «абрис»,   рудник   вместо   «бергверк»,   кровля   вместо   «дак»,   косяк   вместо «пиляра», маятник вместо «перпендикула» и т.д.  Еще меньше, чем в научном языке, допускал Ломоносов злоупотребление иностранными словами в быту и литературе. Его до глубины души возмущали дворянские   попугаи,   щеголявшие   к   месту   и   не   к   месту   иностранными словечками.   Ломоносов   предупреждал,   что   без   нужды   перенимаемые иностранные   слова   представляют   опасность   для   здорового   развития национальной культуры, что они незаметно засоряют русский язык. Поэтому он настойчиво призывает заботиться о чистоте русского языка и давать отпор всем, кто вносит в него «оные непристойности». 1.6. Ломоносов – поэт С Ломоносова начинается наша литература;  он был ее отцом и пестуном. В.Г.Белинский Известно, что современники воспринимали Ломоносова, прежде всего, как   поэта.   Первый   российский   академик   был   не   просто   поэтом,   но   и реформатором   стихосложения.   Он   писал   произведения   самых   различных жанров:   оды,   трагедии,   лирические   и   сатирические   стихотворения,   басни, эпиграммы. Любимым его жанром была ода, в которых  Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа,   могучий дух его войска, русский флот,   выражает   твердую   уверенность,   что   Российская   земля   способна рождать собственных великих ученых, своих «российских колумбов», великих деятелей   России.   Впервые   в   русской   поэзии   появились   художественные произведения, в которых достигнуто было единство формы и содержания. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Великие достижения современной науки во многих направлениях для нас   давно   уже   стали   привычными:   сверхзвуковые   самолеты   и   подводные лодки,   ледоколы   с   атомными   энергетическими   установками,   космические аппараты. Ученые постепенно разгадывают тайны материального мира во всех его   проявлениях,   заглядывая   в   его   бесконечные   галактические   дали   или изучая свойства элементарных частиц.  Историей Ломоносову была уготована важнейшая культурная миссия – заложить основы российской науки и системы образования, создать первый российский   университет.   С   этой   миссией   он   блестяще   справился,   став настоящим национальным достоянием. В Ломоносове воплотилась вся мощь национального   гения:   сильный   и   острый   ум,   разносторонний   творческий талант,   могучий   характер,   крепкие   духовно­нравственные   устои,   глубокий патриотизм.   Ломоносов   писал:  «Я   знак   бессмертия   воздвигнул   Превыше пирамид и крепче меди». СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1 Астафуров В.И. М.В.Ломоносов. – М.: Просвещение, 1985. 2 Белявский   М.Т.   М.В.Ломоносов   и   основание   Московского университета. – М.: МГУ, 1955. 3 Буторина Т.С. М.В.Ломоносов и педагогика. – Архангельск, 2001. 4 Ишлинский  А.Ю.,  Павлова   Г.Е.  М.В.  Ломоносов   ­  великий  русский ученый. – М.: Педагогика, 1986. 5 Великие россияне/Библиографическая библиотека Ф.Павленкова. – М.: «ОЛМА ­ ПРЕСС», 2003. – 639 с. 6 Ефимов   А.И.  История   русского   литературного   языка. –  М.:   Высшая школа, 1971. 7 Ковалевская   Е.Г.   История   русского   литературного   языка.   –   М.: Просвещение, 1992. 8 Лебедев Е.Н. Ломоносов. – М.: Молодая гвардия, 1990. 9 Литература: Справ. Шк./ Науч. Разработка и сост. Н.Г. Быковой; Науч. Ред. Линков В.Я. – М.: Филолог. Об­во «Слово», Компания «Ключ ­ С», ТКО   «АСТ»,   Центр   гуманитар.наук   при   ф­те   журналистики   МГУ им.М.В.Ломоносова, 1995. – 576с.  10 Морозов А.А. Михаил васильевич Ломоносов. – М.: Наука, 1988. 11 Соболевский А.И. История русского литературного языка. – Л.: Наука, 1980. 12 Справочник     школьника   нового   типа.   5­11   класс.   Универсальное учебное пособие. Т.1. – СПб.: ИД «Весь», 2003. – 672. 13 Энциклопедия необходимых знаний. Книга эрудита/ Автор­составитель В.А.Менделеев. – Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. – 352.

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов.   Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов.   Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов.   Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов.   Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов.   Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов.   Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов.   Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов.   Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов.   Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов.   Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов.   Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов.   Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов.   Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов.   Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов.   Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов.   Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь, судьба, открытия

Исследовательская работа: Михаил Васильевич Ломоносов.   Жизнь, судьба, открытия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017