Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русская литература
4 кл
20.04.2017
Эта исследовательская работа посвящена проблеме чтения произведений учащимися.Цель работы – влияет ли чтение книг, на формирование понятие - успешный человек.В этой работе ученица 4 класса провела исследования: может ли чтение влиять на успеваемость в школе;
может ли чтение влиять на развитие памяти; может ли чтение влиять на грамотность;провела эксперимент на быстроту запоминания стихотворения;обобщила достижения по предметам. Всем этим доказала. что чтение книг приносит большую пользу.
Исследовательская работа.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Семьянская средняя школа
Нижегородская область, Воротынского район,
с. Семьяны, ул. Школьная, д 2
Исследовательская работа
«Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Автор: Архиреева Евгения,
ученица 4 класса
Руководитель: Козырина Ольга
Николаевна С. Семьяны
2016 год
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………........34
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………….58
Теория
Роль книги в нашей жизни………………………………………………………………… 56
10 причин регулярно читать…………………………………………………………………78
Практическая часть……………………………………………………………….. 1011
Исследование:
Исследование успеваемости по предметам русский язык,
литературное чтение, окружающий мир у учащихся 4 класса
Исследование моих результатов диктантов за 3, 4 классы
Исследование развития памяти у учащихся моего класса
Эксперимент по скорости запоминания стихотворения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….13
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..1420 Введение.
А я очень люблю читать книги! Ведь книга это главное изобретение
человека. Она развивает и обогащает нашу речь, расширяет словарный
запас, приносит радость и удовольствие. Книги заставляют нас переживать,
плакать, смеяться. Из них мы узнаём о разных странах и народах, об истории
нашего государства, о природе – обо всём на свете, что нам интересно. Они
учат нас переживать вместе с героями, учат тому, что такое «хорошо» и что
такое «плохо»! Мои любимые книги про историю, про древнерусскую
литературу.
Мы живём в компьютерный век, наполненный большими потоками
информации, чтобы разобраться в ней – обращаемся к книге. Книга всегда
была источником знаний. Общаясь со своими одноклассниками, я узнала, что
многие из них очень мало читают. Телевизор, Интернет, компьютерные игры
заменили им общение с книгой. Поэтому они имеют затруднения в учёбе.
Наше общество заинтересовано в том, чтобы люди были развиты,
образованны, эмоциональны, имели богатый духовный мир, умели общаться
друг с другом. Всё это поможет им в жизни быть успешными людьми.
Поэтому я решила провести исследование «Мой читательский маршрут. От
чтения к учению», которое поможет мне узнать, развивает ли чтение мои
способности, помогает ли добиваться каких то результатов в учебе,
общаться с людьми, которые помогут мне в дальнейшем стать успешным
человеком.
Цель работы – влияет ли чтение книг, на формирование понятие
успешный человек.
Гипотеза: кто много читает, тот хорошо учиться, становишься грамотным,
общительным человеком.
Объект исследования – учащиеся моего класса, результаты чтения, мои
достижения.
Актуальность: общество заинтересовано в том, чтобы люди были развиты,
образованны, эмоциональны, с богатым духовным миром, а книги
способствуют именно этому. Как показывают научные исследования, существует тесная взаимосвязь между успехами в учебе, интеллектуальным
развитием и чтением.
Для реализации цели поставлены задачи:
Определить роль книги в нашей жизни;
Определить, почему полезно и необходимо читать;
Исследовать может ли чтение влиять на успеваемость в школе;
Исследовать может ли чтение влиять на развитие памяти;
Исследовать может ли чтение влиять на грамотность;
Провести эксперимент на быстроту запоминания стихотворения;
Обобщить мои достижения по предметам;
Сравнить и сопоставить полученные данные;
На основе этих данных сделать заключение.
Методы исследования:
проведение исследований;
изучение книг для получения информации;
Ценность исследований заключается в том, что я получу результаты
показывающие, в чём помогает мне чтение книг различной тематики, чего я
добилась при помощи чтения, поможет ли в будущем мне чтение книг стать
успешным человеком в нашем обществе.
Работа состоит из следующих этапов:
Введение;
Основная часть две главы (первая – изучение теоретических
материалов, вторая – практическая);
Заключение;
Литература;
Приложение.
Основная часть Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей
жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов
делать это — регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком
заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще
отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора, открыть ноутбук,
погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у
людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие
отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут.
Роль книги в нашей жизни
Книга играет важную роль в развитии каждого ребёнка и взрослого.
Слушая стихи и сказки, мы узнаем и запоминаем новые слова. Содержание
книги, иллюстрации помогают расширить кругозор, развивают память и
внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как
любознательность. Она учит человека думать и принимать решения,
способствует формированию собственного взгляда на мир.
Часто хорошая книга позволяет объяснить те вещи, которые трудно
точно сформулировать. Иногда, именно, книжные примеры позволяют
усвоить правила поведения, понять отношения между людьми, научиться
законам жизни в обществе.
Наше государство в 20 веке считалась самой читающей страной в
мире, так как в то время не было Интернета. Источниками информации
служили книги, телепередачи и периодические издания.
В России на данный период времени уровень «грамотности чтения»
является достаточно низким. По данным PISA Россия занимает 2729
место из 32 стран. Средний результат России в грамотности чтения составил
462 балла (по 1000балльной шкале).
Эти исследования показали, что в России существуют большие
проблемы в формировании грамотности чтения.
Поэтому, роль книги в современном обществе очень важна: 1. Книга формирует словарный запас, даёт представление о различных
терминах и понятиях;
2. Книга развивает творческое мышление, эрудицию;
3. Книга является средством общекультурного развития человека;
4. Книга – средство, гарантирующее общеучебные умения и навыки;
5. Книга развивает память;
6. Книга развивает умение анализировать прочитанное, относиться к нему
критически;
7. Книга помогает разобраться, где правда, а где ложь. 10 причин регулярно читать
1. Чтение книг увеличивает словарный запас
Когда вы читаете произведения разных жанров, то сталкиваетесь со словами,
которые обычно не используются в повседневной речи. Если какоето слово
вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре его определение.
Иногда о значении термина можно понять по содержанию. Чтение помогает
не только в увеличении словарного запаса, но и повышает вашу общую
грамотность.
2. Чтение помогает общаться с людьми
За счет чтения повышается не только грамотность, но и ваши речевые навыки
— способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Уже
после прочтения нескольких классических произведений в вас повысится
талант рассказчика. Вы станете более интересным собеседником, производя
особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.
3. Чтение добавляет уверенности
Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы
демонстрируем высокую эрудицию и глубокое знание того или иного
предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание
окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.
4. Чтение снижает стресс.
В современном мире избавления от стресса — основная забота многих
людей. Богатство и ритмика книжного текста имеет свойство успокаивать
психику и освобождать организм от стресса. Особенно помогает в этом
регулярное чтение перед сном.
5. Чтение развивает память и мышление Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный
эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше
рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно
представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие
предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны
для понимания произведения. Это тренирует память и логику.
6. Чтение защищает от болезни Альцгеймера
По данным научных исследований, чтение действительно защищает от
заболеваний мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается и
постоянно находится в тонусе, что улучшает его состояние.
7. Чтение делает моложе
Давно доказано, что организм человека стареет быстрее, когда стареет мозг.
Чтение заставляет ваш мозг постоянно работать, в результате ваша старость
отодвигается.
8. Чтение делает нас творческими
Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей.
Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете
почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.
9. Чтение улучшает сон
Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм
привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом для
организма, который говорит о скором отходе ко сну. Таким образом, вы не
только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.
10. Чтение улучшает концентрацию При чтении необходимо сконцентрироваться на содержании произведения,
не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при
любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и
способность принимать взвешенные решения.
После изучения теоретической части, в чём помогает людям чтение, я
решила провести исследования по некоторым из них, и доказать их на себе и
своих одноклассниках, в этом мне помогла моя учительница Ольга
Николаевна. Практическая часть
1.Чтобы убедиться, на самом ли деле чтение влияет на успеваемость в
школе, развивает ли оно, общеучебные умения и навыки, был проведёно
первое исследование. Мной был посчитан средний балл по 3 предметам:
русский язык, литературное чтение, окружающий миру учащихся моего
класса. Исследование показало, что у меня самый высокий средний балл
успеваемости по 3 предметам (приложение 1).
2. Помогает ли чтение стать грамотным человеком, увеличивает ли
словарный запас, исследовала свои результаты, по написанию диктантов за 3,
4 класс и убедилась, что 67% диктантов написано на отметку «5», а 33% на
отметку «4». Из этого можно сделать вывод, что чтение книг обогащает
словарный запас и помогает мне быть грамотной (приложение 2).
3.Для проверки того помогает ли чтение развивать память, было проведено
исследование этого психического процесса моих одноклассников. Был
сделан вывод, что ребята, которые много читают, имеют высокий уровень
развития памяти, в том числе и я. А ребята, которые мало читают, имеют
низкий уровень развития памяти (приложение 3).
4.Был проведён эксперимент на быстрое запоминание
стимулирует память, развивает речь. Но легко запоминать стихи могут
только дети с хорошей памятью. Я заучиваю простое стихотворение за 26
стихов, это
секунд, большое стихотворение за 1 мин 26 секунд, другие ребята за большее
время, от 5 минут (приложение 4). 5. Чтение книг мне помогают получать и дополнительные знания, которые я
могу использовать участвуя:
В школьных и международных олимпиадах.
В этом учебном году я являюсь победителем в трёх школьных олимпиадах:
литературное чтение, русский язык, окружающий мир. В международных
олимпиадах тоже есть призовые места:
1 место в международной дистанционной олимпиаде по окружающему миру;
2 место в международном дистанционном блиц турнире по русскому языку
«Пишу и читаю правильно»;
2 место во Всероссийской занимательной викторине «Снежная викторина»
Районные, международные, дистанционные конкурсы:
Участие в районном конкурсе «Святые вечера» в номинации
«Исполнительское мастерство»;
Диплом победителя Второго Всероссийского фестиваля творчества
«Золотая карусель» в номинации «Художественное слово»
Районный Интернет конкурс «Люди Земли Воротынской»
(приложение 5). Заключение.
Итак, изучив литературу, проведя исследования, ставя эксперимент, моя
гипотеза о том, что чтение помогает человеку хорошо учиться, становиться
грамотной, развивает память, мышление, помогает общаться с людьми
подтвердилась. Поэтому можно сделать вывод: однозначно, чтение
хорошей, интересной книги сделает вас человеком образованным,
интересным собеседником, повысит интеллект, то есть поможет вам в
будущем стать успешным человеком, который требуется нашему обществу.
Что мой читательский маршрут «От чтения к учению» правильный. Думаю,
что
эта работа заинтересует моих одноклассников, которые после
ознакомления с ней начнут не только больше читать, но и полюбят это
занятие. А это значит, что они, то же добьются результатов, начнут лучше
учиться и смогут в будущем тоже стать успешными людьми. Список литературы
1. Бирюкова Л.Г. Грамотность в меняющемся мире. Читающая Россия:
мифы и реальность: Сб. ст. по проблемам чтения. М.: Либерея, 1997.
2. Мортимер Адлер «Как читать книги»/2014г./. https://books.google.ru
3. Томас Ханна «Искусство не стареть»/2012г./. https://books.google.ru Приложение.
Приложение 1. Средний балл успеваемости.
Литературно
е чтение.
5
4.5
4
3.5
3
2.5
2
1.5
1
0.5
0
Архиреева Е Б.Д
Русский язык.
средний балл
Б.М
К.Д
М.Д
П.А 6
5
4
3
2
1
0
Архиреева Е Б.Д
Б.М
К.Д
М.Д
П.А
средний балл
Окружающий мир.
5
4.5
4
3.5
3
2.5
2
1.5
1
0.5
0
Архиреева Е Б.Д
средний балл
Б.М
К.Д
М.Д
П.А
Приложение 2. Диктанты. "
"
"
"
уровень
Приложение 3.Уровень развития памяти.
3.5
3
2.5
2
1.5
1
0.5
0
Архиреева Е Б.Д
Б.М
К.Д
М.Д
П.А 2.5
2
1.5
1
0.5
0
уровень 3
1
1
3
1
1
2
2
2
1
П.А
высокий
средний
низкий
Приложение 4.Скорость заучивания стихотворения. 30
25
20
15
10
5
0
время/минуты
Приложение 5.
Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Исследовательская работа «Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.