Исследовательская работа "Моя малая Родина". Данная работа является историческим исследованием. Она посвящена истории образования села и трудовой жизни жителей его.
Оформление работы соответствует общепринятым требованиям оформления учебно-исследовательских работ. Имеется «Оглавление» с указанием страниц, список литературы и источников (раздельно), «Приложение».
Работа структурирована. В «Введении» обосновывается актуальность работы, определены цели и задачи, объект и предмет исследования, указаны методы и этапы проведения исследования, дается обзор источников,
Заявка
Ф.И.О.
участник
а
Абдула
ева
Хавсат
Шарип
овна
Тема
Исто
рия
моег
о
села
Гину
х
Кл
асс
ОУ
(район,
город)
МКОУ
«Новомонаст
ырская СОШ»
4
Ф.И.О.
руковод
ителя
Абдула
ева
Нуржа
н
Алиевн
а
Секция
Примеч
ания
Гуманит
арное
Руководитель ОУ (подпись,
печать)
1Министерство образования и науки Республики
Дагестан
Республиканский конкурс исследовательских
проектов младших школьников «Первоцвет»
«История моего села Генух»
_гуманитарная_________ секция
Выполнила: Абдулаева Хавсат Шариповна.,
Ученица 4_ класса МКОУ «Новомонастырская СОШ»
Кизлярский__ район
Руководитель: Абдулаева
Нуржан Алиевна., учитель
математики
и
информатики
МКОУ
«Новомонастырская СОШ»
Кизлярский район
2019
2Данная работа является историческим исследованием. Она посвящена
истории образования села и трудовой жизни жителей его.
Оформление работы соответствует общепринятым требованиям оформления
учебноисследовательских работ. Имеется «Оглавление» с указанием страниц,
список литературы и источников (раздельно), «Приложение».
Работа структурирована. В «Введении» обосновывается актуальность работы,
определены цели и задачи, объект и предмет исследования, указаны методы и
этапы проведения исследования, дается обзор источников, отмечаются
научная новизна и практическая значимость.
Основная часть включает две главы: «история Гинуха» , « Гинухцы в годы
войны» . В «Заключении» подведены итоги исследования и сделаны выводы.
Автор рецензии: Абдулаева Нуржан Алиевна, учитель математики и
информатики.
Исследовательская работа
История моего аула Гинух
Номинация: Гуманитарная
3Оглавление
Введение ……………………………………………4
Глава 1 история села Генух (Гинух)……………6
Глава 2 Гинухцы в годы войны…………………....10.
Заключение ………………………………………….13.
Литература ……………………………………………13
Приложение12………………………………………………14
Приложение 34……………………………………………..15
Приложение 56…………………………………………….16
Приложение 910………………………………………….17
4Введение
Актуальность
Моей малой родиной является село Новомонастырское Кизлярского района,
но истоки мои берут начало высоко в горах в ауле Генух (Гинух),
Цунтинского района. Здесь проходят мои летние каникулы, моё счастливое
детство, за которое, я должна быть благодарна своим предкам. А как жили
они люди прошлых веков? Этот вопрос заинтересовал меня.
Актуальность темы, я думаю очевидна. Каждый человек должен знать о том
месте, где он родился, живет. В большой стране у каждого человека есть
маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая
родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша
общая великая Родина.
…Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина
всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама. Мы любим
Родину. А любить Родину – значит жить с нею одной жизнью. Я хотела бы
узнать, откуда берет свое начало мой Генух, как он заселялся, почему его так
назвали, как жили мой предки, чьими именами гордится моя земля. Я
поставила перед собой вопросы, на которые надо искать ответы, наметила
план действий. Для поиска ответов я обратилась за помощью к старожилам
аула.
Цель моей исследовательской работы заключается в том, чтобы изучить
историю образования Генух. (Гинух, Инох) одноязычный аул в Западном
Дагестане, расположен в Цунтинском районе. Наша цельсохранение языка,
самобытной культуры, обычаев и традиций, истории. Без знания истории ...
своего народа, народов, живущих рядом, невозможно воспитывать
патриотизм. Через любовь к своим близким, соседям, односельчанам и т. д.
мы сможем прививать и любовь к Родине, к Отчизне..
Объект исследования: история аула Генух.
Предмет исследования: материалы, содержащие сведения о появлении
генухцев, особенностях хозяйственной жизни земляков.
5Избранные методы исследования:
опрос
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что
его результаты могут быть использованы в ходе написания рефератов,
докладов, а также на классных часах и на уроках.
Глава I
История Генуха (Гинуха)
Живут генухцы в Цунтинском районе, расположенном в Западном Дагестане,
на границе с Грузией и Чеченской Республикой. На западе и севере они
граничат с цезами, на востоке – с бежтинцами, а на юге – с грузинами.
Генухцы входят в цезскую группу нахскодагестанской семьи народов
Дагестана. Генухский язык, как самостоятельный язык малочисленного
народа, в перечне дагестанских языков отсутствует. Долгое время генухцев
причисляли к цезам (дидойцам), хотя признавали, что генухский язык
«особый, не похожий на другие языки». В советское время, начиная с
тридцатых годов, вместе с другими андоцезскими языками генухцев
включили в состав аварцев.
Генух – одноязычное село, однако, благодаря тому, что их окружают другие
этносы, генухцы являются многоязычным народом. В настоящее время, кроме
родного языка, генухцы владеют цезским, бежтинским, аварским, русским и
даже грузинским языками (в основном старшее поколение).
Обучение в школе на генухском языке не ведется, так как он относится к
бесписьменным языкам и функционирует как семейнобытовой. Школы с
начальным обучением, затем с восьмилетним и средним образованием
открыли в 30–70е годы ХХ столетия, обучение велось на аварском языке. И в
настоящее время языком обучения в школе является в начальных классах
аварский, в старших классах – русский, а аварский язык изучается как
предмет. Перепись, проведенная в 2012 году, показала следующий результат:
всего генухцев на данный период, включая тех, которые проживают за
пределами исконного места проживания, около 1000 человек.
В описаниях тех народов, которые проживали по соседству с генухцами,
дидойцев (цезов) и бежтинцев (капучинцев), мы можем найти некоторые
ответы на волнующие нас вопросы. Особенно это касается времени заселения
перечисленными народами данной территории. В работе Д. М. Атаева и М.
Дибирова «Нагорный Дагестан в раннем средневековье» (Махачкала, 1963 г.)
6значительное место уделяется изучению и исследованиям находок
Бежтинского могильника в 50–60 годы, которые датируются 1 тыс. н.э.
Однако данные сведения не могут быть подтверждением того, что и генухцы
могли проживать здесь с древнейших времен.. По преданию, в те давние
времена генухцев было более 1000 хозяйств. Как и откуда они пришли в
Кахетию, неизвестно, но говорили, что существовало даже царство генухцев.
Некоторую связь и подтверждения этим преданиям мы находим во многих
источниках. Самые ранние известия о Генухе относятся ко времени правления
царицы Тамары (1184–1213) в Грузии. И эти сведения касаются вопроса о
завоевании региона царицей и распространении христианства. Из преданий
глубокой старины до нас дошли сведения о том, что царица Грузии Тамара,
покорив жителей генухского села Бариб и всех дидойцев, дала указание
построить церкви (сакъдари) на их территории, даже поговаривали, будто
сама царица посещала церковь, построенную напротив Генуха. В последнее
время остатки строений разрушаются жителями селений Кидеро и Генух, где
они набирают камень в качестве строительного материала. По преданию,
селение Бариб существовало еще в период правления царицы Тамары (XIII
век). Когда войска Тамары вторглись в Дидо, жители Бариб активно
сопротивлялись ее войскам. За это селение Бариб было разрушено, а его
жители были обложены налогом. По преданию, барибцы должны были
доставлять Тамаре лед с вершин Кавказских гор. В конце XVIII века все еще
языческое селение Бариб было разрушено исламскими миссионерами из числа
жителей соседних селений».
(Приложение12).
Общественная жизнь и быт генухцев особо не отличались от их соседей.
Однако у них были некоторые особенности и отличия от ближайших соседей:
дидойцев и капучинцев. Это, в первую очередь, касалось единства джамаата
во всем, безупречное почитание и уважение к старшим.
Некоторые другие отличия (кроме языка) между генухцами и их соседями
отмечали путешественники и исследователи. Первым из них был Н.И.
Воронов, который побывал в Генухе 4 сентября 1867 года.
У генухцев не допускалось унижающего человеческое достоинство отношения
между собой и по отношению к жителям других сел, независимо от их
социального положения. У них не было такого сословия, как рабы: джамаат
выкупал раба, несмотря на то, чей он и откуда, и даровал ему свободу. Если
освобожденный раб желал остаться в селе, то он получал все необходимое для
проживания и становился полноправным членом общества.
Генухский джамаат с давних пор был однородным, т.е. среди них не было
«чужаков», в особенности женщин. Считалось, что женщина из другого
7племени может стать причиной раздора и затем ослабления всего племени.
Женщина в Генухе имеет столько прав и обязанностей, сколько положено ей
по шариату. Главным в семье всегда считали мужчину.
В горах летом бывает холодно, случается, выпадает снег даже в июне! Здесь
водятся медведи, барсы, дикие козы, дагестанские туры и громадные горные
орлы. Наши предки старались сохранить животный мир и охотились
редко.Занимались в основном земледелием, скотоводством, собирательством.
Выращивали ячмень, пшеницу, фасоль, а позднее – лук, морковь. Для пахоты
земли использовали быков и лошадей. Содержали овец и коров, обеспечивая
себя мясом, молоком, сыром, маслом, шерстью, кожей. Излишки обменивали
на зерно и различные товары. Для пастьбы крупного рогатого скота назначали
пастухов. Почти каждая семья имела коня. Из источников я узнала, что
входило в рацион питания моих предков.В основном питались мясом,
молоком и растительной пищей. Широко распространено было толокно –мука
из жаренной пшеницы из нее готовили (моц)приложение
В 1987 году, после капитального ремонта, действующей стала единственная
древняя мечеть села Генух, возраст которой около 300 лет. Эта мечеть до сих
пор хранит немало тайн о жизни и быте генухцев. В стенах мечети имеется
много памятных надписей, которые ждут своего часа. В 2013 году в селе
открылась еще одна мечеть.Если раньше, мы были ограничены территорией
одного селения, то теперь границы общения расширились, образовались новые
поселения с компактным проживанием генухцев. Генух, подобно сотням
других горных селений, не может прожить сегодня без регулярного оттока
части своего населения на равнину. Это связано, в первую очередь, с тем, что
у нас критическая нехватка земли под строительство домов, мы живем в
замкнутом пространстве, где нет возможности для дальнейшего развития. В
связи с этим почти массовый отток генухцев на равнину, а именно в
Кизлярский район, произошел в 90е годы. И к 2010му году из переселенцев
генухского джамаата образовалась самостоятельная община в селе
Новомонастырское Кизлярского района, где число генухцев доходит уже до
300 человек.
Глава
II Генухцы в годы войны
Много погибло генухцев и во время насильственного выселения в Чечню в
1944 году. По хозяйственным книгам 1944–1945 гг., только за два года умерло
56 генухцев, включая детей и стариков, а если посчитать, сколько их умерло
за время пребывания в Чечне (13 лет), получится одно небольшое село.
8Во время ВОВ 1941г из Гинуха были призваны, но не вернулись и пропали без
вести.
Закарьяев Магомед Магомедович (лейтенант запаса) уроженец селения
Гинух Цунтинского района Дагестанской АССР родился 1916 году.
(Приложение3).
Алиев Магомед Магомедович (рядовой) Родился в 1918 или 1920 году с.
Гинух в семье крестьянина.(Приложение 4).После окончания войны в 1946
47 годах он вернулся домой. По дороге домой в поезде у него украли вещевой
мешок со всеми документами, в том числе и с наградами, полученными в
сражениях с фашистами. По рассказам Алиева М. М. у него было несколько
боевых орденов и медалей.
Гаджиев Магомед Хабибович (рядовой) уроженец села Гинух, родился в
1910 года.(Приложение 5) Был призван в армию Кварельским военным
комиссариатом Грузинской ССР в 1943 году.(Приложение5)
Абдулаев Хайбула (рядовой) родился в 1912 году с. Гинух. (Приложение 6).
Был первоклассным кузнецом, который обеспечивал население и колхозников
инструментами. Производил оригинальные изделия для бытовых нужд.
Приложение 7.
Заключение
Современный Генух фактически ничем не отличается от других сел
Дагестана.(Приложение 910) В селе имеются двухэтажная средняя школа,
библиотека, медпункт. До недавнего времени был и сельский Дом культуры,
однако его перенесли в соседнее село, отчего двухэтажное здание в селе
пустует и приходит в негодность. Единственный праздник, сохраненный в
Генухе, – День первой борозды.
Несмотря на все перипетии, через которые пришлось пройти генухцам, наши
предки сумели выжить и сохранить свой язык, культуру, обычаи и традиции.
Работая над проектом, я узнала историю своего народа, начиная с X века,
узнал о первых поселениях, о том, как мой народ боролся за право жить,
соблюдая традиции своих предков. Я прочитала много информации о
развитии культуры своего народа.
Генухцы на сегодняшний день являются самой малочисленной народностью не
только в Дагестане, но и во всем мире. И это благодаря среде обитания, ведь
многонациональный Дагестан является символом мира, дружбы и единства.
9Используемая литература:
1. Опрос
2. Д. М. Атаев и М. Дибиров «Нагорный Дагестан в раннем
средневековье» (Махачкала, 1963 г.)
Журнал Народы Дагестана статья Закарьяева М.
3.
Приложения№12
Старый Генух.1910г
10Старый Генух. 1974г.
Приложения №3
Закарьяев Магомед Магомедович
11Приложение №4
Приложение №5
Алиев Магомед
Гаджиев Магомед
12Приложение №6
Абдулаев Хайбула
Приложение№7
Бытовые инструменты
Приложение №89
13Генух в наши дни. Зима
14