Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"
Оценка 4.8

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа +1
6 кл—11 кл
22.09.2019
Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"
Исследование обращается к роли Христианской церкви в годы Великой Отечественной войны. О людях, которых война обратила к Богу. О том, как вера помогала сражаться с врагом, поднимала дух патриотизма. Русский народ верил в то, что для победы над врагом не достаточно только военной доблести, покровительство Богоматери и святых Земли Русской давали мужество и силы нашему воинству противостоять врагу и победить.
Спаси и Сохрани (война и мы).doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение        Кубинская средняя общеобразовательная школа №1 Муниципальная научно­практическая конференция МНОО «Луч» Номинация: «Исследование» Тема: «Спаси и Сохрани. (война и мы)».                                                                                                                                      Выполнили: учащиеся 9 класса                                                                    МОУ «СОШ № 1»  г.Кубинки                                                                    Литвиненко Анастасия Николаевна                                                                    Львова Екатерина Сергеевна                                                                    Нетёсова Анна Владимировна                                                                     Научный руководитель:                                                                    Романюк Наталья Петровна                                                                    учитель истории и обществознания                                                             2010 год 1 Послушай, Бог … Ещё ни разу в жизни С Тобой не говорил я, но сегодня Мне хочется приветствовать Тебя. Ты знаешь … с детских лет всегда мне говорили, Что нет Тебя … и я, дурак, поверил. Твои я никогда не созерцал творения, И вот сегодня ночью я смотрел Из кратера, что выбила граната, На небо звёздное, что было надо мной; Я понял вдруг, любуяся мерцанием, Каким жестоким может быть обман. Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку? Но я Тебе скажу, и Ты меня поймёшь. Не странно ль, что среди ужаснейшего ада Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя. А кроме этого, мне нечего сказать. Вот только, что я рад, что я Тебя узнал … На полночь мы назначены в атаку, Но мне не страшно: Ты на нас глядишь. Сигнал … Ну что ж, я должен отправляться … Мне было хорошо с Тобой … Ещё хочу сказать, Что, как Ты знаешь, битва будет злая И, может, ночью же к Тебе я постучусь. И вот, хоть до сих пор я не был Твоим другом, Позволишь ли Ты мне войти, когда приду? Но … кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь Со мной случилось то, что ныне я прозрел, Прощай, мой Бог … иду … и вряд ли уж вернусь. Как странно, - но теперь я смерти не боюсь. Александр Зацепа, 1944 г. (стихи, найденные в кармане убитого солдата) 2 Война есть не только потрясение, но                                  и духовное испытание, и духовный суд.                                                                    И.А. Ильин         На   протяжении   долгих   лет   учёные   всего   мира   выдвигают   различные   гипотезы   о причинах начала Великой Отечественной войны. Среди них цель ­ Третьего Рейха: захват российских   территорий   вплоть   до   Урала,   эксплуатация   природных   ресурсов   СССР   и долгосрочное подчинение германскому господству.          Но может причина долгих, мучительных бед славянского населения кроется глубже? Известно, что с образованием СССР началась пропаганда атеизма высшей властью. Коммунистическая   партия   открыто   провозгласила   в   качестве   своей   задачи   привести   к «отмиранию религиозных предрассудков» в государстве. Большевики перешли к активной борьбе с любыми проявлениями религиозности в народе, но прежде всего – с Православной Церковью,   которая   рассматривалась   ими   как   крупнейший   очаг   внутренней «контрреволюции». 15 мая 1932 года Декретом правительства за подписью И. В. Сталина была объявлена «безбожная пятилетка», поставившая цель: к 1 мая 1937 «имя Бога должно быть забыто на территории страны».  За  несколько   дней  до начала  Великой  Отечественной войны   журнал  «Безбожник» писал:   «Религия   является   злейшим   врагом   советского   патриотизма…   история   не подтверждает заслуг церкви в деле развития подлинного патриотизма». Гонения   на   Русскую   Православную   Церковь   к   этому   времени   достигли   таких масштабов, что само её существование казалось проблематичным. В   ходе   чудовищных   «мероприятий»   со   стороны   советских   властей   церковно­ приходская жизнь была практически полностью разрушена. Оказались закрытыми многие храмы и монастыри, духовенство подвергалось репрессиям: пребывало в тюрьмах, лагерях. Либо были убиты, замучены. Почему?   Партия   большевиков   ­   коммунистов   видела   в   Церкви   врага,   конкурента своей власти. Верила только в своё всемогущество  и в новый строящийся «рай на Земле» ­ коммунизм.   Создавали   свои   законы,   за   нарушение   которых   убивали,   казнили   тех,   кто мешал им осуществлять правление.  Да и из народа в годы государственного богоборчества многие, особенно родившиеся после революции, не обрели веры отцов, либо верили, а потом отвернулись от Бога, стали безразличными  к  Церкви.  Забыли   своего  Творца,   забыли   заповеди   Божьи,  которых   так придерживались наши предки на протяжении многих веков и старались их исполнять. За отречение от веры в Бога, за нравственное одичание пришлось поплатиться всему СССР.  Поэтому,   и   мы   с   этим   полностью   согласны,   основная   причина   начала   Великой Отечественной войны – кара Божья за отречение от веры народа, который в своё время так милостиво был просвещён светом Православия. 3 Началась   война,   беды   и   страдания   людей   на   фронте   и   в   тылу   помогли   многим осознать грехи безбожия, ужаснуться своим греховным поступкам и обратиться к вере православной.  Весь мир увидел, что, несмотря на отпадение   от веры значительной части народа, вопреки всему, Россия оживает духовно, и Православие всё это время жило потаённо в сердцах многих советских людей. Конечно же,  понимал суть происходящего и Сталин. К осени   1941   года   в   стране   была   свёрнута   антирелигиозная   пропаганда.   Журналы «Безбожник» и «Антирелигиозник», издававшиеся с 20­х годов, закончили свою жизнь в 1941 году.  Ещё в начале сентября 1941 года И.В. Сталин доверительно сказал в Москве особому представителю президента США А. Рузвельта Авереллу Гарриману: «Русские люди                                                                                                                                                   сражаются   как   всегда   за   своё   Отечество,   а   не   за   нас»,   т.е   большевиков.   Сталин, закончивший духовное училище в Гори и несколько лет учившийся в Тифлисской духовной семинарии, быстро осознал, что его правительство и большевистская система власти не выстоят под ударами армий Гитлера, если только они не будут опираться на поддержку истинного религиозного в своей основе  патриотизма русского народа. Церковь в эти тяжёлые дни испытаний и не подумала «рассчитываться» за нанесённые ей жесточайшие удары. Вера и патриотизм православного духовенства и мирян оказались сильнее   обид,   вызванных     долгими   годами   гонений   на   религию.   С   первого   дня Отечественной   войны   руководство   Московской   Патриархии   призвало   народ   к   защите Родины.   Русская   Православная   Церковь   сумела   выстоять,   пройдя   через   гонения, запрещения,   террор   первых   двух   десятилетий   советской   власти;   она   вновь   начала возрождаться во время тяжёлых испытаний для всего русского народа. Важнейшим   событием   на   пути   сближения   Церкви   и   Государства   перед   лицом смертельной   угрозы,   нависшей   над   Отечеством,   стала   Божественная   литургия   в переполненном народом Богоявленском соборе Москвы в день праздника Казанской иконы Богоматери 22 октября (4 ноября) 1941 года.  Священники благословили молящихся Казанской иконой Божией Матери,  а в своей проповеди митрополит Николай (Ярушевич) властно произнёс: «Мы пройдём через все испытания,   и   мы   под   знамением   Богородицы   победим   врага.   С   нами   Бог,   с   нами Богородица. Мы молимся о единстве нашего народа. Мы верим, победа придёт!» В храмах не только стали возноситься молитвы о спасении Отечества, но и начался сбор   необходимого   бойцам   на   фронте.   В   воспоминаниях   очевидцев   часто   говорится   о рукавицах,   носках,   тёплой   одежде,   полушубках,   которые   люди   понесли   в  Церкви  для отправки бойцам в действующую армию. Как вспоминает ветеран Великой Отечественной войны, полковник в отставке Иван Александрович Шляев: «Если тёплые вещи для бойцов в ноябре   –   декабре   1941   года   собирали   в   других   местах,   например,   в   красных   уголках предприятий,   организаций,   то,   как   правило,   потом,   перед   отправкой   на   фронт,   несли освящать   в   ближайшую   церковь.   Не   только   вещи   для   фронтовиков,   но   и   денежные пожертвования на оборону страны несли в основном в храмы. И не только верующие, но и атеисты,   поскольку   многие   люди   Церкви   доверяли   больше,   чем   государственным структурам». Да, во время войны люди вернулись к религии своих отцов. Тысячи солдат перед уходом на фронт тайно крестились и с Божьим благословлением шли защищать Родину. Нательные кресты, карманные иконки, ладанки со святыней многим воинам спасали жизнь. А сколько  необъяснимого   случалось  на  дорогах  войны!  Это  было   неисчерпаемым морем   чудес,   когда   даже   неверующему   становилось   понятно,   Кто   помогает   России. Остались многие свидетельства заступничества и покровительства Божией Матери. Она спасала на краю бездны от неминуемой смерти, врачевала, питала и вела к майской Победе. 4 Небесные покровители многострадальной России, святые Божии угодники выводили наших соотечественников из фашистского плена, из непроходимых партизанских лесов и пылавших городов и сёл. Сам Господь всегда был близок… Бог был с воинами, потому что сердца многих людей были в ту тяжёлую минуту с Ним.  Некоторые   солдаты,   посвятили   свою   последующую послевоенную   жизнь   служению   Богу,   например,   всеми   нами   почитаемый   старец   – архимандрит Кирилл (Павлов) и ныне здравствующий в Свято­Троице­Сергиевой Лавре.     демобилизовавшись,                                                                                                    «Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда.», ­ рассказывал отец Кирилл. Имя отца Кирилла известно всей православной России (имя в миру, до принятия монашества – Иван Дмитриевич Павлов).  Родился в 1919 году на Рязанщине в древнем городе Касимове ( в 1263 здесь умер благоверный великий князь Александр Невский, в схиме – Алексий).   Когда началась  Великая  Отечественная война, Ивана призвали  служить  на фронт. Бабушка, воспитывавшая внука после смерти его родителей, надела ему на шею образок иконы Иверской Божией Матери и сказала: «Когда тебе будет трудно, достань иконку, помолись Богородице – Она тебе поможет!» На войне попал в самое пекло – в Сталинград, где держал оборону неприступной крепости ­  «дома сержанта Павлова» ­ четырехэтажного дома в центре города, занятого их разведгруппой.  Однажды среди развалин дома сержант Павлов поднял книгу. Когда стал ее читать, то почувствовал что­то такое родное, близкое,  милое для души. Это было Евангелие.  Собрал он книгу по листочкам и пронес ее через всю войну: «Такое было воодушевление! Просто Господь был рядом со мной, я ничего не боялся. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!..» Немцам не удаль тогда занять Сталинград, но Иван Павлов с группой солдат попал в окружение, был слегка контужен.  С трех сторон окружили немцы,  с четвертой – вязкое топкое  болото. Их всех взяли в плен. Построили колонной и повели неизвестно куда, но было   очевидно:  на  погибель.  Вокруг  колонны  –  немцы   с  автоматами,   злые    собаки  на поводках,   которые   вот­вот   вцепятся   и   разорвут.   Понял   Иван,   что   ведут   на   расстрел, приближается  его неизбежная смерть в плену. И тогда вспомнил он молитву, которую завещала   ему   бабушка:   «Господи,   помилуй!   Пресвятая   Богородице!   Спаси   и   помоги, избави от рук вражиих!» То,   что   произошло   дальше,   было   действительно   чудом   Божиего   заступничества, милосердия, великодушия и помощи. В тот момент, когда, казалось, спасения уже нельзя было   ждать   ниоткуда,   в   небе   возник   яркий   светящийся   луч,   который   начал   медленно принимать образ светлого венца. Небольшое сияющее облачко преобразовалось в небесную иконку – изображение Пресвятой Богородицы. Послышался прекрасный небесный голос, который сказал ему: «Стой, не двигайся, тихонько отойди».  Это было все наяву: казалось, вроде на глазах у всех, но никто, кроме самого  Ивана Павлова, Пресвятую Богородицу не видел   и   не   слышал.   Иван   остановился,   как   вкопанный,   прямо   посреди   колонны военнопленных красноармейцев, ожидая каждую секунду окрики и выстрелы, но его как бы никто не видел. Все двигались  вперед, а Иван стоял на месте, никем незамеченный, и молился Пресвятой Богородице. Укрытый покровом Царицы Небесной, он был оберегаем благодатной силой Божией.  Колонна военнопленных двигалась по дороге дальше и дальше к расстрельному рву, а Иван   стоял   один   на   опустевшей   дороге,   не   замеченный   фашистами   и   сторожевыми 5 собаками.   Чудом   избавившись   от   расстрела,     благодаря   помощи   Божией   и   Пресвятой Богородицы, Иван отправился разыскивать своих.  Прошел  сержант Иван Павлов всю войну – с 1939 по 1946 год, ­ освобождая от немецких захватчиков Россию, Украину, Румынию, Венгрию, Австрию.  Иван Павлов уходил на фронт еще совсем мальчишкой, а вернулся «мудрым мужем», «воином Христовым». После войны у него возникло желание учиться чему­то духовному, подходящему его жизни. Демобилизовавшись из армии, сержант Павлов решил поступить в Духовную семинарию. В конце Второй мировой войны положение в стране было крайне непростым ­ строгий контроль Церкви органами госбезопасности. Когда работники обкома партии узнали, что Герой Советского Союза, фронтовик, награжденный многими орденами и   медалями,   Иван   Павлов   сдает   документы   в   семинарию   и   хочет   стать   «попом», последовал строгий запрет принимать его.  Не было границ разочарованию Ивана после отказа. Он поехал в Загорск к мощам преподобного   Сергия   (тогда   только   что   открыли   Лавру   для   верующих   людей),   чтобы помолиться и попросить заступничества. … Поступил Иван в Духовную семинарию, затем кончил Духовную академию и с тех пор   в     Свято­   Троице­   Сергиевой     Лавре.   Был   духовником   Лавры   и   трех   последних патриархов России. Почитается народом как всероссийский старец. Ни на один день не иссякал   до   недавнего   времени   людской   поток   у   его   келии.   Особой   чертой   характера батюшки являлась доступность и внимательность ко всем приходящим, проявление живого интереса   к   судьбе   каждого.   Отец   Кирилл   не   мог   отпустить   человека,   пока   тот   не успокоится и не выскажет всего, накопившегося в душе. Он брал на себя скорбь ближнего, при разговоре обдумывал, как помочь человеку и облегчить его страдания. Не от того ли у старца больное сердце, что он много переживал, выслушивая людей? Но кроме Ивана Павлова были и другие люди, которых объединила война и вера в Бога. Их много. Но мы хотим  рассказать о нашем земляке, о человеке, который прошёл эту страшную войну и сумел остаться сильным духом, не потерял надежду, веру в Бога – это Николай Колосов. А после тяжёлого военного времени он осуществил мечту своего детства – стал священнослужителем, посвятив свою жизнь служению Господу. У Николая Колосова, паренька из подмосковной деревни, было достаточно причин, чтобы обижаться на советскую власть. Отец­священник постоянно попадал под арест. В ссылках он провел в общей сложности шестнадцать лет. Большая семья подолгу оставалась без   кормильца.   Самого   Николая   несколько   раз   исключали   из   школы   как   «поповского сына». Милиция отказывала ему в прописке там, где его брали псаломщиком. Но когда напал внешний враг, он, ни минуты не колеблясь, встал в ряды защитников Отечества. И воевал не за страх, а за совесть. Николай защищал не политический режим того времени, а родную страну, любовь к которой веками прививала своему народу Русская Православная Церковь.  Николай ушёл на войну из Москвы. В его военном билете было вклеено предписание, в котором говорилось, что по объявлении мобилизации он обязан явиться в свою часть. А часть его находилась в районе Кунцева. Туда он и пришел пешком на второй день войны к шести утра.  До войны Николай в армии не служил. Его не брали как сына священника – призывали только на учебные сборы вместе с детьми так называемых кулаков и подкулачников. Учить толком ничему не учили. Только гоняли, что есть силы, муштровали, заставляли ложиться лицом в грязь.  На фронте его подучили, дали зенитный пулемет. Первый раз  дивизия, в которой состоял Николай, показала себя в деле во время боев в Тульской области. Немецкие самолеты привыкли летать чуть не по головам у солдат. Этому   был   положен   конец.   Появившись   в   районе   боев   неожиданно   для   немцев,   наши 6 зенитчики сразу сбили восемь самолетов противника. Потом немецкие летчики старались летать как можно выше, чтобы самолетов не было видно, и сбрасывали бомбы куда попало.  В 1943 году Николай со своей дивизией участвовал в прорыве вражеских позиций на линии   Болохово­Мценск.   Когда   они   переезжали   Оку   по   понтонным   мостам,   Николай увидел, что вода в реке окрасилась кровью. Повсюду тела убитых и раненых. В воздухе – сплошной стон. Стонут люди, стонут лошади. Он подумал тогда: «А еще говорят, что ада нет. Вот он, ад».  …Однажды   на   фронте   пришел   к   нему   политрук   полка   и   спросил,   почему   он   не партийный. Николай сказал, что даже некогда было об этом подумать. «А ты подумай. Я еще приду», ­ сказал политрук. И действительно пришел. Тогда Николай говорит: «Знаешь что, милый мой, ты с этим не ходи ко мне больше. Я какой есть, такой и умру. Вот мой пулемет, вот моя земля, вот мой расчет. Позади Москва, я ее люблю. Умру, а немца сюда не пущу. Я в Бога верю и не только верю, но и люблю Господа. Поэтому не могу я быть партийным». А политрук ему и говорит: «Вера членству в партии не мешает». «О, нет, ­ отвечает Николай, ­ у вас там записано, что коммунист должен вести антирелигиозную пропаганду. Двоедушным я быть не могу». Тогда политрук подумал, пожал руку, сказал: «Молодец!» и ушел. Больше никто никогда не уговаривал Николая Колосова вступить в партию.  Многие догадывались, что Николай верующий. Однажды к нему подошел солдат из его расчета, москвич. Подал ему руку, поблагодарил и сказал, что, может быть благодаря Николаю они ещё живы. В   августе   1944   года   наши   войска   очень   близко   подошли   к   немецким   позициям. Противник   открыл   беглый   минометный   огонь.   Что   делать?   Машины   с   зенитными пулеметами поставили, а стрелять нечем. Николай даёт команду: «Идти за снарядами!» Но заместитель   командира   запретил   предпринимать   самостоятельно   какие­либо   действия. Николай ослушался, пополз за снарядами сам. Притащил два ящика и думает: «Мало». Пополз снова. Взял еще два ящика, возвращается. Чуть­чуть не дополз, и тут его ударило осколком в колено. Как огнем обожгло. Схватил себя за колено и видит – полная горсть крови.  Отвезли Николая в полевой госпиталь, который располагался в белорусской деревне. Легкораненых старались  быстрее подлечить и вернуть в строй, а больным с тяжёлыми ранениями – никакого внимания. Немцы каждый день бомбили. Няньки, врачи разбегутся, а больные лежат. Или сами умирают, или под бомбами погибают.  Пролежал он недели две, толку никакого. Тогда он, вопреки всем запретам врачей, был перевезён в бобруйский госпиталь. Там ему сделали первую операцию. А вторую в Могилёве. Шесть месяцев он пролежал в постели. Пришлось заново учиться ходить – на костылях. После выписки привезли Николая в Москву. Директор завода, на котором Николай работал до войны, звал его обратно, хотел отправить на учёбу. Но Николай отказался, он уже решил поступить в Духовную семинарию. Желание стать священником появилось у Николая Колосова задолго до войны. Он ещё   в   сельской   школе   сказал   своему   другу,   что   батюшкой   будет.   Учился   он   тогда   в четвёртом классе… После   войны   Николай   стал   священником.   Ровно   полвека   отец   Николай   Колосов прослужил в московском храме Ризоположения на Донской улице. Вышел за штат совсем недавно. Отец Николай – митрофорный протоиерей. Награжден орденом Отечественной войны, боевыми медалями, а также пятью церковными орденами. Но каждый день он вспоминает ту страшную войну, те Пасхальные дни 1945 года, когда реальностью стала мечта всего народа – Победа. 7 Дорогой ценой  досталась эта победа. Оставшиеся в живых свято верили в то, что всё случившиеся тогда с ними было истинным чудом.  «Простым людям кажется невидимой помощь Божия. Люди  Бога не видят, не знают. Но связь невидимого мира с миром вещественным – непосредственная. Господь нужных людей воздвигает, даёт им опыт и мужество. Даёт успехи в тылу и на фронте», ­ говорит отец Кирилл.  Вековая же истина состоит в том, что, несмотря на тяжелейшее время скорбей и несчастий,   обрушившихся   на   людей   в   годы   Великой   Отечественной   войны,   они   всегда выбирали и шли «узким путём» ­ жертвенным, ведущим к Богу. Так было в случае и с отцом   Кириллом,   и   со   священником   Николаем   Колосовым   и   другими.   Несмотря   на суровые   испытания   в   жизни,   на   фронте   и   после   войны,   они   двигались   дорогой   Веры, Надежды   и   Любви,   выбирая,   прежде   всего,   духовные   ценности,   а   всё   остальное прикладывалось само собой.  Жизнь сержанта Ивана Павлова и солдата Николая Колосова на фронте была схожей с жизнью многих простых солдат, защитников Отечества.  Судьба часто ставила их перед драматическим выбором, но веры они не предавали ни при каких обстоятельствах.  ...Верил   русский   народ   в   то,   что   одной   военной   доблести   и   военного   искусства недостаточно для победы над грозным врагом. Во все времена вражеских нашествий наши предки возлагали упование не только на силу оружия, но в первую очередь на силу веры и молитвы.   Сколь   бы   ни   было   славны   наши   военные   победы,   русские   ратники   всегда говорили: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (ПС.113,9). И по сей день многие верят, что в ту войну Господь помогал нашему народу, что покровительство Богоматери   и   святых   Земли   Русской   давали   мужество   и   силы   нашему   воинству противостоять врагу и победить.  При написании этой работы мы постарались собрать и изучить как можно большее количество   литературы   по   этой   теме,   особенно   интересными   оказались   свидетельства непосредственных участников боёв на фронтах Великой Отечественной войны. На   основе   этих   уникальных   данных   нам   хочется   ещё   раз   многое   обдумать, переосмыслить. Удивиться и немного пожалеть, что такой материал известен немногим ребятам нашего класса, а, может, и школы.  8 Использованная литература: 1. «Герои Родины». Протоиерей Михаил Малеев. М., «Братцевский Благовестник» 2007 2. «Архимандрит Кирилл (Павлов) Ближе к  Богу!» Составители: священник Виктор  Кузнецов, Вадим Дударев. М., «Красный  пролетарий» 2007 3. «Церковь зовёт к защите Родины  (религиозная жизнь Ленинграда и Северо­ Запада в годы Великой Отечественной  войны)». Михаил Малеев. СПб «Наука» 2005 9 4. «Митрополит Илия (Карам) и Россия».  Составители: Сухейль Фарах, Николай  Говрюшин. М., «Совет Русской Православной  Церкви» 2005 5. Московский Церковный вестник. №7, 2001 г.  «Непридуманные рассказы о войне» Приложение 10 11 Архимандрит Кирилл  (Павлов) 12 Архимандрит Кирилл  (Павлов) 13 Архимандрит Кирилл  14 (Павлов)            Отец Николай (Колосов) 15 16 Отец Николай (Колосов) 17 Митрополит Сергий (Воскресенский) 18 19 Святитель Лука (Войно­Ясенецкий) 20 Архиепископ Михей 21 Митрополит Николай (Ярушевич) 22 Отец Алексий (Глаголев) 23 Отец Иоанн (Богоявленский)                         Календарь войны                           1941 год     7/20 апреля Пасха                                                                       День рождения фюрера                                                                   1941 год    22 июня День Всех Святых                                         Начало войны                                                     1941год       23 ноября /6 декабря  День памяти св. благоверного                      Контрнаступление русской армии                                         великого князя Александра Невского           под Москвой                                                                1942 год 23 апреля/5 апреля  День Ледового побоища                                                          Пасха                                                          1943 год 24 октября/6 ноября  День празднования иконы                              Освобождение Киева Божией Матери «Всех скорбящих Радость»                                    24 1943 год  26 августа/8 сентября День Сретения Владимирской                 Избрание Патриархом Московским       иконы Божией Матери                      и всея Руси святителя Сергия                                                               30 августа/12 сентября                День памяти св. благоверного                    Интронизация новоизбранного   Великого князя Александра Невского                                    Патриарха                                    1945 год  23 апреля/6 мая  День великомученика Георгия                                         Пасха  Победоносца                                                                                 11/24 июня  День Пресвятой Троицы                            Парад Победы в Москве 25

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию обучающихся "Спаси и сохрани (война и мы)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2019