Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"
Оценка 4.6

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
обществознание +1
Взрослым
04.03.2018
Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"
Данная работа позволяет исследовать предпочтения современных школьников в свободное от учебы Исследования показали о необходимости разнообразия игр в которые играют дети в школе и дома. На основе полученных результатов, провести эксперимент по внедрению казачьих забав в школе сегодня. время. Данная работа может применяться учителями, психологами, учителями доп. образования.
казачьи игры как способ организации досуга современных школьников.doc
XXIX Ставропольская  краевая  открытая научная конференция школьников  Секция: обществознание Название работы: «Казачьи игры как способ организации досуга современных  школьников»                                                              Автор работы: Буц Валерия Александровна        Место выполнения работы: ст. Григорополисская                                                              МОУ СОШ  №18, 7Акласс.                                                              Научный руководитель: Кострова Людмила                     Анатольевна,  учитель истории МОУ СОШ № 18 Ставрополь, 2018 Содержание Введение                   Глава I. Особенности казачьих игр Глава II.  Использование казачьих забав в условиях современной школы Заключение Список литературы Приложение Введение. Ежедневно наблюдая за детьми в школе, я стала замечать, что современные  школьники не всегда могут самостоятельно организовать свой досуг. Слушая  воспоминания родителей, дедушек, бабушек, о том, как они проводили свое время в  детстве, задалась вопросом, в какие игры играют современные дети и можно ли научить  ребят забавам их предков. Для того чтобы выяснить какие игры предпочитают сегодняшние дети я провела  анкетирование в трех разных возрастных группах: 1 классы, 6 классы и 9 классы.  Результаты показали, что подавляющее большинство опрошенных  во всех возрастных  группах играют в компьютерные игры, хотя в старшей группе многие учащиеся увлекаются и спортивными, подвижными играми, но на переменах отдают предпочтение гаджетам и  виртуальному миру. (прил.1) Следующим пунктом моего исследования стало выявление  какие подвижные или настольные игры знают ребята. Проанализировав данные я пришла к  выводу, что основная масса детей не знают и не хотят играть в другие игры кроме  компьютерных. (прил.2) Мне захотелось изменить сложившуюся ситуацию. Так как мы живем в казачьей  станице, то я решила познакомить и попробовать приобщить учащихся своей школы к  казачьим играм. Цель работы: выявление актуальности казачьих игр у современных школьников.          Задачи: 1.Изучить  имеющуюся литературу по данной теме. 2.Познакомиться с традициями и обычаями казачества. 3. Рассмотреть особенности казачьих игр у наших предков. 3. Проанализировать влияние этих игр на развитие личности. 5. Выявить остаются ли казачьи игры актуальными в наши дни Объект исследования: традиции и обычаи казаков. Предметом изучения являются детские казачьи игры. В ходе работы были использованы следующие методы: 1. Беседа. 2. Тестирование. 3. Сравнительно – сопоставительный анализ полученной информации. 4. Математические и статистические методы. 5. Метод моделирования. 6. Анкетирование  В процессе игры ребенок проходит процесс социализации, усваивает традиции и  социальные роли характерные для данного общества.        Игра, являясь одним из ведущих видов деятельности, сопровождает человека на  протяжении всей жизни и оказывает огромное влияние на его социализацию. Игра это  развивающая деятельность, это поведение ребенка, обладающего свободой выбора,  ищущего и находящего способы действий и знаний, созидающего то, что раньше не делал.  Такая деятельность и есть творчество. Поэтому многие ученые отводили важную роль  играм в жизни ребенка. А.С. Макаренко говорил: «Каков ребенок в игре, таков во многом  будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит,  прежде всего, в игре».       Поэтому данная работа она имеет большое практическое значение не только для  учителей, психологов, но и родителей и самих детей. Глава I. Особенности детских казачьих игр. В народной игре имеется весь набор необходимых средств для формирования  человека, гражданина. Игра оказывается средством, разносторонне, комплексно влияющем  на развитие культуры играющих. Необходимо приобщение детей к игровому фольклору  как эффективному средству не только организации досуга, но и сохранения традиционной  культуры, на основе которой закладывается фундамент эстетических и нравственных  идеалов Испокон веков в казачьих играх отражался образ жизни людей, их представления о  смелости и чести, желание обладать ловкостью, силой, быстротой и выносливостью,  проявлять смекалку, волю и стремление к победе. Нельзя забывать и то, что игровая  деятельность вызывает много положительных эмоций. Во время игры часто возникают  неожиданные ситуации, в которых дети учатся правильно использовать приобретенные  навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает, как действовать, чтобы  достичь цели. Смена условий учит искать нестандартные решения возникающих задач.  Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А главное, дети, увлеченные сюжетом игры, могут много раз  выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается  выносливость.  Казачьи игры для детей обладают не только многовековой историей, но и огромными  возможностями для позитивного воздействия на физическое и духовное развитие  ребенка. Такие игры универсальны, поскольку подходят детям самого разного возраста, от  7 до 17 лет.  Главные преимущества казачьих игр — это лаконичность, выразительность и  доступность. Они не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки,  тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте.  Такие игры можно проводить как на лужайке, так и в спортзале Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предыгровые зазывалки, важная  особенность сбора участников будущей совместной игры, при помощи специальной  речевки, имеет давнюю традицию.  Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:  Чижик­пыжик воробушек,  По улоньке скачет,  Девиц собирает  Поиграть­поплясать  Себя показать?  Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему – водить! В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре, использовали жребий или считалку. Она вводит ребенка в игру, помогает распределить  роли, служит самоорганизации детей. «Считалка» – это, обычно, короткие стишки, с помощью которых играющие дети  определяют водящего или распределяют роли каждого в игре. Считалки – это один из  самых богатых, очень популярных, ярких и выразительных, самых распространённых и  интересных видов детского творчества.  Пчелы в поле полетели,  Зажужжали, загудели.  Сели пчелы на цветы.  Мы играем – водишь – ты!  Казачьи игры чаще всего ассоциируют со знаменитыми «Казаками­разбойниками». На  самом деле этих игр так много, что их разделили на три группы:  1.Игры без предметов («Ляпка», «Грыбаки»)  2. Игры с предметами (шарами, игрушками, палками и пр.); («Забава с фишками»,  «Кидалки ­ швырялки», «Лозины»)  3.Символические игры («Всадники»)   Большое количество разнообразных игр позволяет каждому выбрать забаву по своим  интересам. Что мы попытаемся сделать на практике. Глава II. Использование казачьих забав в условиях современной школы.      У наших предков основным местом для игр была улица. Я попыталась использовать  возможности школы для проведения этих забав. Для начала был проведен опрос с целью выявления, какие казачьи игры знают школьники. Итоги оказались не утешительными, мало кто из ребят знает, в какие игры играли  казачата в старину. Только 22% смогли назвать одну­две казачьи игры, 36% ­ слышали   названия, но так и не смогли их вспомнить, 42% никогда не интересовались забавами своих  предков. (прил.3) С помощью учителя обществознания я отобрала игры, в которые можно было бы   поиграть в условиях школы. И предложила ребятам принять в них участие. Практически  все согласились попробовать себя в казачьих народных забавах. Для первой возрастной группы были выбрана следующая игра:  Игра в редьку. Цель игры: развивать память, точность движений. Играющих детей 10­12, из них избирается матка и торговка, остальные детки садятся все в  ряд, пред ними садится матка. Торговка подходит к матке и говорит:  Торговка: «Кума, кума, продай редьки»  Матка: «Нет еще редьки, только пашут детки»  В это время детки, представляя, что пашут, скребут ногтями по земле.  Торговка: «Кума, кума, продай редьки». Матка: «Только сеют детки», а дети, изображая посадку редьки, тычут пальцами в землю.  Торговка: «Кума, кума, продай редьки»  Матка: «Нет еще редьки, только ростки пускает», а дети, растопыря пальцы рук,  приставляют их к земле.  Торговка: «Кума, кума, продай редьки»  Матка: «Нет еще редьки, только всходит», — приложа ладони обоих рук к земле,  поднимают их кверху.  Торговка: «Кума, кума, продай редьки»  Матка: «Выросла, купи!»  Торговка бросается к самому меньшему дитяти, берет его и показывает вид, будто  вырывает редьку из земли, вытряхивает или будто бы отрясая землю. После этого торговка отводит дитя в назначенное место. После этого торговка идет рвать другую, третью  «редьку» и т.д. до последней. Все детки теперь поступают в распоряжение торговки. Этим  игра кончается.  Данная игра развивает память, точность движения. Для 6 классов использовалась игра «Лозины».   Цель игры: развитие ловкости, меткости, точности движений.  Участвуют до 10 человек. Делятся на две команды, в каждой команде выбирают «царя».  Всем, кроме «царей» раздаются тоненькие ивовые прутики (можно по прутику в каждую  руку). Задача каждой из команд дотронуться лозиной до «царя» противников. Каждое  касание прутиком «замораживает» участника на 15 секунд. После трех касаний, участник  выбывает из игры. Участники защищаются и атакуют только прутиками, элементы борьбы  не допускаются. Хлестать по голове запрещается (в любом случае желательно иметь  защитные очки). «Царь» может только убегать и уклоняться. Игра помогает развить в ребятах способность работать в команде на достижение  конечной цели. Для старших школьников была выбрана игра «Кидалки – швырялки».   Метание камней в цель. Количество участников не ограничено. На определенном  расстоянии устанавливается ряд целей. Возможна частичная маскировка их. Задача  участвующих определенным количеством разновесных камней поразить все цели  противника. Все участники с удовольствием принимали участие в предложенных играх и забавах.  Что и показал проведенный позднее опрос. (прил.4) Проведённая работа показала, что народные игры интересны и актуальны и в  настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество  соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с  пользой играют в них, т.к. они координирует их, поднимает настроение, развивает  физически, доставляет радость.  Заключение.      В результате работы стало возможным  изучить особенности детских казачьих игр.  В  ходе данной исследования можно сделать вывод, о том, что не смотря на то, что в  современном мире дети все чаще обращаются к виртуальному миру, традиционные казачьи  забавы остаются актуальными и в наши дни и многие школьники с удовольствием  продолжают играть в них.   Просто необходимо их познакомить и научить с забавами  наших прабабушек и прадедушек.     На мой взгляд, одним из возможных путей усовершенствования данного исследования  могло бы стать его проведение с привлечением большего количества испытуемых, что  позволило бы дать более значимые и надежные результаты.     Данная работа может применяться на уроках обществознания, физкультуры, во  внеурочной деятельности. Список литературы. 1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М., 2002. 2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. www.twirpx.com 3. Залужный А.С. ­ Детский коллектив и методы его изучения. http://search.rsl.ru 4. Кашкаров А. П. Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего  казака). http://bookz.ru 5. Румба О.Г., Горелов А.А. Подвижные игры как вид деятельности и средство  социализации растущего человека. http://bmsi.ru Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"

Исследовательская работа на тему "Казачьи игры как способ организации досуга современных школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018