Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.
Оценка 4.8

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +1
doc
история +1
Взрослым
30.04.2019
Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.
Данная работа как раз посвящена княгине Ольги Святой. Целью её является попытка обобщить сведения, имеющиеся об этой героине, а также определить её место в отечественной истории. Задачи реферата: Проанализировать источниковедческую базу по теме. Просмотреть имеющуюся об Ольге историческую литературу. Рассмотреть государственную политическую деятельность княгини в качестве правительницы государства. Определить её роль в истории древнерусского государства.
княгиня Ольга.doc
Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства. Содержание Введение Основная часть 1. Вопросы «вокруг» биографии княгини Ольги 2. Значение роли княгини Ольги в истории 2.1. Происхождение княгини 2.2. Брак и начало правления 2.3. Месть древлянам 2.4. Крещение и церковное почитание Заключение Список использованных источников Первоисточники Интернет­ресурсы Историческая исследовательская литература Приложение 1. Память о святой Ольге 2. Княгиня Ольга в искусстве Введение С   детства   волновала   меня   тема   о   роли   женщины   в   истории.   Перед глазами   мысленно   проходят   образы   египетской   царицы   Клеопатры, французской   национальной   героини   Жанны   Д   арк,   русской   царицы   Елены Глинской (матери Ивана Грозного), непокорной посадницы Новгорода Марфы Борецкой,   жены   Ивана   Великого   Софьи   Палеолог,   старшей   сестры   Петра Великого царевны Софьи, королевы Елизаветы Английской, русских цариц и императриц,   профессора математики Софьи Ковалевской, великой учёной Кюри, первых космонавток мн.др.    народниц­террористок,   жён   декабристов, Судьба каждой из них чрезвычайно интересна и загадочна, она не могла не взволновать ни современников, ни далёких потомков, историки спорят об их   роли   много   лет.   Об   этих   женщинах   написано   гигантское   количество научных   и   художественных   трудов,   сняты   фильмы.   Но   я   уверена,   что   не поставлены все точки над  «и», что и на будущие поколения хватит загадок. Именно такой загадочной предстоит перед нами судьба и роль в истории древнерусского государства княгини Ольги, жены Игоря Старого и матери великого полководца князя Святослава. Данная   работа   как   раз   посвящена   княгине   Ольги   Святой.   Целью   её является попытка обобщить сведения, имеющиеся об этой героине, а также определить её место в отечественной истории. Задачи реферата следующие: 1. Проанализировать источниковедческую базу по теме. 2. Просмотреть имеющуюся об Ольге историческую литературу. 3. Рассмотреть государственную политическую деятельность княгини в качестве правительницы государства. 4. Определить её роль в истории древнерусского государства.   Историография  вопроса очень обширна. Конечно, главным источником по   рассматриваемому   вопросу   является   знаменитая   «Повесть   временных лет»,   написанная   монахом   Киево­Печерского   монастыря   Нестором   в   1113 году и известная нам в редакции 1117 года. Можно ли считать эту летопись достоверным источником? В большой степени её объективности мы имеем право сомневаться, так как она написана значительно позже того времени, когда   жила   Ольга,   кроме   этого   она   содержит   множество   легендарных народных представлений. * _______ *Повесть временных лет. Ч.1. /Текст и перевод Д.С. Лихачева и Б.А. И Б.А.  Романова;  Под  редакцией В.П. Адриановой­Перетц. –  М;  Л.: Наука, 1950.­ 405 с. Основные   сведения   по   жизни   Ольги,   признанные   более   или   менее достоверными,   содержатся   не   только   в   «Повести   временных   лет»,   но   и   в Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и   похвала   князю   русскому   Володимеру»   и   сочинении   Константина Багрянородного   «О   церемониях   византийского   двора».   Другие   источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена. Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско­византийской войны 968—971 годов.   Глеб   мог   быть   сыном   Игоря   как   от   Ольги,   так   и   от   другой   жены, поскольку   та   же   летопись   сообщает   о   наличии   у   Игоря   других   жён. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги. Средневековый   чешский   историк   Томаш   Пешина   в   сочинении   на латинском «Mars Moravicus» (1677) рассказал о неком русском князе Олеге, ставшим   в  940   году  последним   королём  Моравии  и   изгнанным   оттуда венграми в  949 году. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом  . Трудно сказать, так ли это. К сожалению, Томаш Пешина не уделяет большого внимания доказательствам этого факта.  Ольги  О   существовании   кровного   родственника   ,   назвав   его Анепсием, упомянул Константин Багрянородный в перечислении её свиты во время визита в  957 году  в  Константинополь.  Анепсий  означал, чаще всего, племянника, но также и двоюродного брата.  Ольги  Вернёмся   к   житийной   литературе.   Вышеуказанная   агиографическая работа монаха Иакова скорее всего относится к 13­14 вв., в основу её также легли не только исторические факты, но и народные предания. Жития   святых   как   исторический   источник   весьма   специфический, написанный   с   позиций   русской   православной   церкви.   Цель   агиографии   – показать путь к святости. Житиям отводилась также большая воспитательная роль, они должны были заставить читателя поверить в святость описанного героя, вызвать желание почитать его, обращаться к нему с молитвой. Святой – заступник человека, он ближе к Богу, его молитва быстрее дойдёт до небес. Житие   Ольги   –   смесь   исторических   данных   и   народных   легенд, отделить одно от другого довольно тяжело. За последние   два десятилетия накопилась значительная литература о княгине Ольге. Её судьба волновала «отца русской истории» В.Н.  Татищева*, не   мог   обойти   стороной   столь   яркую   фигуру   и   М.В.   Ломоносов   в   своём знаменитом   труде   «Древняя   Российская   история   от   начала   российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 г.». **  Именно   эти   первые   исследователи   выразили   первые   сомнения   в достоверности вышеуказанных источников. В частности, они с подозрением отнеслись к эпизоду со сватовством  византийского императора. В той или иной  степени   их   поддерживал   историк 19  столетия   Ф.А.  Гиляров  в  своих «Преданиях русской начальной летописи».*** А М.П. Погодин не поверил ни единому слову летописи и решил, что история с личным крещением княгини Ольги и сватовством  византийского императора   выдумана   от   начала   и   до   конца   летописцем   ради   красного словца.**** В дальнейшем дореволюционные историки в основном повторяют своих предшественников. Много   писали   об   Ольге   и   в   советское   время:   А.Е.   Пресняков,   Б.Д. Греков, С.В. Юшков, А.Н. Сахаров, И.Я. Фроянов и мн. др. Но, к сожалению, подавляющее большинство работ посвящено внешнеполитическим аспектам правления княгини. В контексте этой темы рассматривается и факт крещения Ольги. В то же время нет ни одной книги, охватывающей все стороны жизни и деятельности княгини. Хотя такая попытка, но не в научном, а скорее в _____ *   История   Российская:   в   7   т.   Т.»./   Под   ред.   С.Н.   Валка   и   М.Н. Тихомирова. – М; Л.: Наука, 1963.­ 352 с. ** Ломоносов М.В. Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 г.// полн. собр. соч.­ М.,Л.1952. *** Гиляров Ф.А. Предания русской начальной летописи. – М., 1887. ****Погодин М.П. Древняя русская история до монгольского ига. Т.1.­ М., 1871. научно­популярном плане была сделана в период перестройки в СССР Н.Л. Пушкарёвой в книге «Женщины Древней Руси».* До   сих   пор   не   смолкла   полемика   вокруг   истинности   известий   о крещении Ольги в «Повести временных лет» (далее ПВЛ), так как от ответа на   этот   вопрос   во   многом   зависит   и  общая   оценка   деятельности   княгини. Однако,   каким   бы   не   был   окончательный   ответ,   Ольга   останется   в   числе выдающихся   женщин   в   истории   Русского   государства.   Данная   работа постарается это доказать. _______ * Пушкарёва Н.Л. Женщины Древней Руси.­ М.: Мысль, 1989.                       Вопросы «вокруг» истории княгини Ольги В   истории   Древнерусского   государства   оставили   память   не   только князья и бояре, но и княгини и барыни, не только мужественные правители и воины, но и образованные правительницы. Имя   княгини   Ольги   упоминается   каждый   раз,   когда   речь   идёт   о выдающихся   женщинах   Древней   Руси.   Образ   её     встаёт   перед   нами   с начальных   страниц   «Повести   временных   лет».   Веками   ткалось   кружево народных преданий о княгине Ольге как о деятельной, мудрой, «вещей» правительнице и защитнице земли русской.  Народные сказания переплетались с историческими фактами, легли в основу   появившегося     в13­14   вв.   церковного   жизнеописания   первой княгини­христианки. Княгиня   Ольга   –   одно   из   самых   интересных   лиц   древней   русской истории. Своеобразие её положения состоит уже в том, что из всех первых правителей Рюриковичей она – единственная женщина! Начнём с происхождения Ольги: кто она такая? «Повесть временных лет» даёт сверхлаконичный ответ: из Пскова. О жене киевского князя, о выдающейся правительнице больше нечего сказать?! И это в средние века, когда   происхождению,   знатности   придавалось   огромное   значение. Позднейшие   летописцы   пытались   восполнить   этот   пробел,   но разноречивость этих указаний прямо свидетельствует о полной неясности этого вопроса. Это обстоятельство отчасти подтверждает мнение о том, что   Ольга   «От   рода   же   ни   Княжеска,   ни   Вельможеска,   но   от   простых людей».* Каким   же   образом   дочь   простых   людей,   до   того   безвестная,   смогла стать женой сына Рюрика? На это все без исключения источники отвечают только одно: Игорь был поражён «мудростью и смышленостью» Ольги, а также её красотой. Справедливости ради следует, однако, отметить, что в некоторых летописях  говориться о знатном происхождении  Ольги. Нам   также   неизвестна   дата   рождения   великой   княгини.   Но приблизительно,   скорее   всего,   учитывая   относительно   ранние   браки, заключаемые на Руси, она родилась в промежутке от 890 до 900 года.   Будучи женой князя Игоря, Ольга, судя по летописи, никак себя не проявляет.   Она   здесь   полностью   заслонена   фигурой   мужа,   грозного владыки и неустанного воителя. Её собственная история начнётся после гибели мужа, и начнётся она необычно. ________ * Повесть временных лет. Ч.1. /Текст и перевод Д.С. Лихачева и Б.А. И Б.А.  Романова;  Под  редакцией В.П. Адриановой­Перетц. –  М;  Л.: Наука, 1950, с. 5. Вклад княгини Ольги в историю Происхождение  Ольга    была   родом   из  Пскова.   Житие   святой   великой   Согласно самой ранней древнерусской летописи,  «Повести Временных     Лет», княгини    Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой[2]. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, «от языка варяжска». По   мнению  норманнистов,   варяжское   происхождение   подтверждается   её именем,   имеющим   соответствие   в   древнескандинавском   как  Helga[3]. Присутствие предположительно  скандинавов  в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых 1­й половиной  X века.[4]  С другой стороны в летописях имя Ольги часто передано славянской формой "Вольга". Известно и древнечешское имя Olha[5]. Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего  Игоря, сына  Рюрика: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга»[6]. Олег же поженил Игоря и Ольгу. Так   называемая  Иоакимовская   летопись,   достоверность   которой ставится   историками   под   сомнение,   сообщает   о   знатном   славянском происхождении Ольги: «Когда Игорь возмужал, оженил его  Олег, выдал за него жену от  Изборска, рода  Гостомыслова,   которая   Прекраса   звалась,   а   Олег   переименовал   её   и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из­за мудрости её более других чтил». Болгарские   историки   выдвигали   также   версию   о   болгарских   корнях княгини Ольги, опираясь в основном на сообщение Нового Владимирского Летописца[7] («Игоря же ожени [Олег] въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу»[8].)   и   переводя   летописное   название   Плесков   не   как  Псков,  но   как Плиска —   болгарская   столица   того   времени.   Названия   обоих   городов действительно   совпадают   в   древнеславянской   транскрипции   некоторых текстов,   что   и   послужило   основанием   для   автора   Нового   Владимирского Летописца   перевести   сообщение   «Повести   временных   лет»   об   Ольге   из Пскова как об Ольге из болгар, так как написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления.   Брак и начало правления По «Повести временных лет»  Вещий Олег  женил  Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году. Дата эта подвергается   сомнению,   так   как,   согласно   Ипатьевскому   списку   той   же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году. Возможно,   чтобы   разрешить   это   противоречие,   поздние  Устюжская  [9]  и   Новгородская   летопись[10]  по   списку   П. П. Дубровского летопись   сообщают о 10­летнем возрасте Ольги на момент свадьбы. Данное сообщение противоречит   легенде,   изложенной   в  Степенной   книге  (2­я   половина  XVI века),   о   случайной   встрече   с  Игорем  на   переправе   под   Псковом.   Князь охотился в тамошних местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же «разгореся желанием» и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены. «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Эскиз В. И.     Сурикова, 1915   Новгородская Первая летопись младшего извода, которая содержит в наиболее неизменном виде сведения из Начального свода[11] XI века, оставляет сообщение о женитьбе Игоря на Ольге недатированным, то есть самые ранние древнерусские   летописцы   не   имели   сведений   о   дате   свадьбы.   Вполне вероятно, что  903 год  в тексте ПВЛ возник в более позднее время, когда монах  Нестор  пытался   привести   начальную   древнерусскую   историю   в хронологический   порядок.   После   свадьбы   имя   Ольги   упоминается   в очередной раз только через 40 лет, в русско­византийском договоре 944 года. Согласно летописи, в  945 году  князь  Игорь  погибает от рук  древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945   году  стала   Ольга.   Дружина   Игоря   подчинилась   ей,   признав   Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.  Месть древлянам Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж   за   своего  князя   Мала.   Княгиня   последовательно   расправилась   со старейшинами   древлян,   а   затем   привела   к   покорности   народ   древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:  1­я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов­послов закопали живьем вместе с ладьёй. Ольга посмотрела на них из терема и спросила: «Довольны ли честью?» А они закричали: «Ох! Хуже нам Игоревой смерти». Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи.  2­я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из   лучших   мужей,   что   и   было   с   охотой   исполнено   древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.  3­я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы  по  обычаю  справить  тризну  на  могиле  мужа.  Опоив  во   время тризны   древлян,   Ольга   велела   рубить   их.  Летопись  сообщает   о   5 тысячах перебитых древлян. \Четвёртая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи  .  4­я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В ПВЛ летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц,   к   которым   велела   привязать   зажигательные   средства.   Часть защитников   Искоростеня   были   перебиты,   остальные   покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном   Грамматиком  (XII   век)   в   его   компиляции   устных   датских преданий о подвигах викингов и скальдом Снорри Стурлусоном  [12].     Обман, жестокость и коварство княгини, мстящей за убийство мужа, прославляются летописцами как высший справедливый суд и отнюдь не осуждаются, будучи привычными, в духе морали того времени. В   «Повести   временных   лет»   даётся   описание   государственной деятельности   княгини.   В   отличие     Игоря,   взимавшего   дань произвольно,   Ольга,   по   сути   дела,   провела   первую   в   истории   Руси налоговую   реформу,   установив   фиксированный   размер   дани   («урок»), порядок   её   сборов   и   их   систематичность.   То   есть   Ольга   была   первым реформатором в нашей истории!   от     Интересно упоминание в летописи об организации Ольгой становищ и погостов.   Они   основывались   Ольгой   как   своеобразные   «крепостицы», защита   которых   обеспечивалась   воинами.   Погосты   и   становища становились впоследствии административными центрами государства. То есть   фактически   Ольга   провела   вторую,   на   этот   раз   административную реформу на Руси. С именем княгини связан такой крупный культурно­исторический факт, как   её  крещение.  Сообщение   летописи   об   этом   событии   выродилось   в народную легенду, «побасенку», как говорит историк А.Е. Пресняков. Вообще,   как   дата,   так   и   обстоятельства   крещения   Ольги   остаются неясными   из­за   разноголосицы   источников   наших   и   византийских. «Поездка Ольги в Константинополь – факт, удостоверенный подробным описанием её приёма в труде императора Константина Багрянородного… Аудиенция русской княгини у императора происходила 9 сентября 957 года. Ольгу приняли во дворце по тому же ритуалу, какой существовал для иноземных послов, а не как правительницу государства. Цель и характер этого приезда Ольги в Византию не указаны и могут быть угаданы лишь косвенно. О крещении княгини ни слова, нет даже указания, что император принимал   христианку…Правда   в   перечне   свиты   Ольги   значиться священник Григорий. Но в церемониале приёма ему отведено место столь невысокое,   что   едва   ли   его   считали   духовником   княгини…   и   называет император   свою   гостью   Хельда,   то   есть   её   скандинавским   языческим именем, не упоминая ни разу её христианского крёстного имени Елена».* Я   не   во   всём   согласна   с   историком   А.Е.   Пресняковым.   Если представить,   что   легендарный   рассказ   о   предложении   стать   женой   и хитром   плане   Ольги   все­таки   имел   место,   тогда   вряд   ли   императору Константину было бы приятно излагать его в своём труде эту историю, возможно оскорбленное мужское самолюбие не позволило ему высказать должное почтение Ольге.     Традиционная же точка зрения на эту поездку такова. Экономическое укрепление, последовавшее за административной и налоговой реформами княгини,   способствовало   повышению   политического   веса   Руси   в международных   отношениях.   Закрепить   это   новое   положение   своего государства   Ольга   решила   приобщением   к   христианской   вере.   Причём княгиня   стремилась   получить   крещение   именно   из   рук   византийского патриарха   и   именно   в   столице   Византийской   империи   –   городе Константинополе, который на Руси называли Царьград. Этот шаг повысил бы не только собственный престиж княгини, но и международный престиж её государства. В   середине   50­х   гг.   10   века   Ольга   отправилась   с   посольством   в Византию.   Царствовал   тогда   Константин   Багрянородный,   который,   как говорит   «Повесть   временных   лет»,   беседуя   с   Ольгой,   «подивился   её разуму» и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». На что Ольга ответила: «Я язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам, ­ иначе не крещусь!» И тогда, по мнению летописца, крестил её царь с патриархом. И было наречено   её   имя   в   крещении   Елена.   Далее   летописец   повествует: Константин   Багрянородный   будто   бы   сделал   формальное   предложение Ольге­Елене: «Хочу взять тебя в жены себе». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал крёстной дочерью. А у христиан   не   разрешается   это   –   ты   сам   знаешь».     И   сказал   ей   царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». Сделав первый  шаг  к сближению с  христианским  миром,  деятельная Ольга обратила взоры на Запад. В 959 году Ольга отправила посольство в Германскую   империю   для   переговоров   с   воинственным   Оттоном1.   Это была   обычная   миссия   для   установления   взаимовыгодных   отношений (предполагались   обмен   посольствами,   развитие   торговли   между   двумя странами). Стремясь достичь своей цели, Ольга дала согласие на допуск в русские земли немецких миссионеров. Однако присланный на Русь епископ Адальберт был изгнан из Киева, очевидно, за то, что под _________ * Пресняков М.П. Лекции по русской истории. Т.1. Киевская Русь. – М.: Соцэкгиз, 1938., с.131. прикрытием миссионерской деятельности пытался осуществить какие­ то политические стремления и притязания Оттона. В эпоху, когда война была главным средством решения политических проблем, Ольга стремилась к международному признанию без применения силы. Невероятно, но этот факт, Русь в период её правления не воевала ни с одним из соседних государств. В   964   году   Ольга   передала   власть   достигшему   совершеннолетия Святославу,   но   время   его   длительных   военных   походов   продолжала управлять   страной.   Сын   относился   к   ней   с   большим   почтением,   но христианства не принял. В последние дни жизни матери он был с ней и не отходил от неё.   В следующей главе речь пойдет о крещении княгини   и её святости с точки зрения РПЦ Крещение Ольги и церковное почитание (точка зрения РПЦ) Святая   княгиня   Ольга.   Эскиз   росписи   собора   Св.   Владимира   в  Киеве.  М. В.      Нестеров, 1892. Княгиня Ольга  стала  первым  правителем   Киевской  Руси, принявшем крещение,   и,   таким   образом,   предопределила   принятие   православия   всем древнерусским народом. Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в  955 году  в  Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин  с  патриархом   (Феофилакт до 956 г.): «И было наречено ей в крещении   имя   Елена,   как   и   древней   царице —   матери  Константина Великого».   ПВЛ   и   Житие   украшают   обстоятельства   крещения   историей   о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму   и   красоте,   захотел   взять   Ольгу   замуж,   но   княгиня   отвергла притязания,  заметив,   что   не   подобает   христианам   за   язычников   свататься. Тогда­то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой. Из византийских источников известно только об одном визите Ольги в Константинополь.  Константин   Багрянородный  описал   его   подробно   в сочинении   «Церемонии»,   не   указав   года   события.   Зато   он   указал   даты официальных   приёмов:   среда   9   сентября   (по   случаю   прибытия   Ольги)   и воскресенье   18   октября.   Такое   сочетание   соответствует  957  и  946   годам. Обращает   на   себя   внимание   длительное   пребывание   Ольги   в Константинополе.   При   описании   приёма   называются   василевс   (сам Константин) и Роман — багрянородный василевс. Известно, что  Роман, сын Константина,  стал   формальным   соправителем   отца   в  945  году.  По   версии историка  Г.   Г.     Литаврина  визит,   описанный   Константином,   состоялся   на самом   деле   в  946   году,   а   крещение   состоялось   во   время   2­го   визита   в  [14]. Упоминание на приёме детей Романа Константинополь в 954 или 955 годах свидетельствует в пользу  957 года, который считается общепринятой датой визита Ольги и её крещения.     Однако Константин нигде не упомянул о крещении Ольги (как и о целях её   визита),   и   более   того,   в   свите   княгини   был   назван   некий   священник Григорий[15], на основании чего некоторые историки предполагают, что Ольга посетила Константинополь уже крещённой. В таком случае возникает вопрос, почему Константин именует княгиню её языческим именем, а не Еленой, как это   делал   Продолжатель   Регинона.   Другой,   более   поздний   византийский источник (XI века) сообщает о крещении именно в Константинополе в 950­х годах: «И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещеная   и   открыто   сделавшая   выбор   в   пользу   истинной   веры,   она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой»[16]. О   крещении   в   Константинополе   говорит   и   процитированный   выше Продолжатель   Регинона,   причём   упоминание   имени   императора   Романа свидетельствует   в   пользу   крещения   именно   в  957   году.   Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным, поскольку под этим именем,   как   полагают   историки,   писал   епископ  Адальберт,   возглавивший неудачную миссию в Киев в 961 году и имевший сведения из первых рук. Ольга почитается в   Православной Католической церквях   и прославлен не позднее XIII века в лике день памяти труды равноапостольной 24   июля  календарь) (григорианский Подготовка крещения Руси Согласно большинству источников княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957 года, и крестили её, вероятно, Роман II (сын и соправитель   императора   Константина),   и   патриарх  Полиевкт.   Решение   о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это   как   спонтанное   решение.   Ничего   не   известно   о   тех   людях,   кто распространял   христианство   на   Руси.   Скорее   всего,   это   были   болгарские славяне   (Болгария   приняла   крещение   в  865   году),   так   как   в   ранних древнерусских   летописных   текстах   прослеживается   влияние   болгарской лексики. О проникновении христианства  в Киевскую Русь свидетельствует упоминание   соборной   церкви  Св.   Ильи  в   Киеве   в   русско­византийском договоре 944 года. В 969 году Ольга была похоронена в земле по христианскому обряду. В 1007 году её внук князь Владимир Креститель перенес мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху   Иакову   тело   блаженной   княгини   сохранилось   от   тлена.   Её «светящееся   яко   солнце»   тело   можно   было   наблюдать   через   окошко   в каменном   гробу,   которое   приоткрывалось   для   любого   истинно   верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб. Скорее всего, в княжение Владимира княгиня Ольга начала почитаться как   святая.   Об   этом   свидетельствует   перенесение   её  мощей  в   церковь   и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля, по крайней мере, в самой Десятинной церкви. Однако официальная канонизация (общецерковное  [17]. Её прославление) произошла, видимо, позднее — до середины  XIII века имя рано становится крестильным, в частности, у чехов.   В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести   удостоились   ещё   только   5   святых   женщин   в   христианской   истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина). Память равноапостольной Ольги празднуется Православными Церквами русской традиции 11 июля по  юлианскому календарю; католическими и др. западными церквами — 24 июля по григорианскому. В РПЦ Ольга почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан. Заключение Как   оценить   роль   великой   княгини   Ольги   в   истории   древнерусского государства? Наверное, лучшего всего эту роль определил великий русский историк Н.М. Карамзин. Предоставим слово ему: «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою. Отомстив древлянам, она умела соблюсти тишину в стране и мир с чуждыми до   совершенного   возраста   Святослава;   с   деятельностью   великого   мужа учреждала порядок в государстве обширном и новом; не писала может быть законов, но давала уставы, самые простые и самые нужнейшие для людей в юности гражданских обществ. Великие князья до времён Ольгиных воевали, на  правила   государством.   Уверенный   в   её   мудрости,   Святослав   и   в мужественных   летах   своих   оставлял   ей,   кажется,   внутреннее   правление, беспрестанно   занимаясь   войнами,   которые   отдаляли   его   от   столицы.   При Ольге Русь стала известною и в самых отдалённых странах Европы».* Ольга   мне   представляется   настоящим   миролюбивым   политиком, великим реформатором. Мне кажется, что она опередила своё время. В то время   величье   политика   доказывалось   скорее   не   на   дипломатическом поприще, а на поле сражений. Ольга же стала ещё и прекрасным дипломатом. В   сравнении   со   своим   мужем   и   сыном   она   действительно представляется более мудрой, она реально правит страной, уделяя внимание её   внутренним   проблемам.   Эта   женщина   добилась   своих   целей   не вооруженными,   а   мирными   способами,   своей   гуманностью   и   принятием христианства она также опередила тех, кто займет престол после неё. ___________ *   Карамзин   Н.М.   Предания   веков:   Сказания,   легенды,   рассказы   из «Истории государства Российского» /сост. Г.П. Макогоненко. – М. : Правда, 1988., с.21. Список использованных источников Первоисточники Повесть временных лет. Ч. 1. //Перевод Д.С. Лихачева и Б.А. Романова.­ М., Л.: Наука, 1950.  Зарубежные источники по истории Руси как предмет исследования.  Константин   Багрянородный,   «О   церемониях   византийского   двора», кн.2, гл.15  Житіе святыя великія   княгини     Ольги  Интернет­ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki Историческая исследовательская литература 1. Гиляров Ф.А. Предания русской начальной летописи. – М., 1878. 2. Греков Б.Д. Киевская Русь.­ М.: Госполитиздат, 1953. 3.   Карамзин   Н.М.   Предания   веков:   Сказания,   легенды,   рассказы   из «Истории государства Российского» /сост. Г.П. Макогоненко. – М. : Правда, 1988. 4. Ломоносов М.В. Древняя Российская история от начала российского народа   до   кончины   великого   князя   Ярослава   Первого,   или   до   1054 года…//Полн. СОБР. Соч. – М.; Л., 1952. 5.Погодин   М.П.  Древняя   русская   история   до   монгольского   ига.   Т.1, 1871. 6. Пресняков М.П. Лекции по русской истории. Т.1. Киевская Русь. – М.: Соцэкгиз, 1938. 7. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. – М.: Мысль, 1989. 8. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси, 9­первая половина 10 вв. – М.: Мысль, 1980. 9.   Соловьев   С.М.   Сочинения:   в   18   кн.   Кн.   1.   История   России   с древнейших времён. Т.!. – М.: Мысль, 1988. 10. Татищев В.Н. История Российская: в 7 т. Т. 2. – М, Л.: Наука, 1963. 11.   Фроянов   И.Я.   Киевская   Русь:   очерки   социально­политической истории.­ Л.: Издательство Ленинградского университета, 1980. 12. Юшков С.В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси.­ М., Л.: Издательство Академии наук СССР, 1939. 13. История Отечества в лицах. С древнейших времен до конца 17 века: Биографическая энциклопедия. – М.: «Книжная палата», 1993.    Приложение 1. Память о Святой Ольге  Житие называет Ольгу основательницей города Пскова. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня.  Ордена:  o Знак   отличия   Святой   равноапостольной   княгини   Ольги — учреждён императором Николаем II в 1915 году. o «Орден княгини Ольги» — государственная награда Украины с 1997 года. o «Орден   святой   равноапостольной   великой   княгини   Ольги» — награда Русской Православной Церкви.  В  Киеве,  Пскове  и городе  Коростень  поставлены памятники княгине Ольге. Памятник   княгине   Ольге,  Св. Апостолу   Андрею   Первозванному  и равноапостольным  Кириллу   и Мефодию в Киеве. Памятник   княгине   Ольге   в Пскове.  З.      Церетели, 2003 г.   Работа Памятник   княгине Ольге,   в   городе Коростень. 2008 г. 2.Княгиня Ольга в искусстве Княгиня Ольга на современной украинской монете В литературе:  Александр Антонов. «Княгиня Ольга» (роман).  Борис Васильев. «Ольга, королева русов»  Виктор Грецков. «Княгиня Ольга — болгарская принцесса».  Михаил Казовский. «Дочка императрицы».  Светлана   Кайдаш­Лакшина.  Княгиня   Ольга.   Исторический   роман   / вед.ред.   А.В.   Варламов.   —   М.:   АСТ,   Астрель,   2002.   —   464 с.   — (Рюриковичи). — 7000 экз. — ISBN 5­17­013112­7  Кинематограф  «Легенда о княгине Ольге», СССР, 1983.  «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой», Россия, 2005.

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.

Исследовательская работа  на тему: Княгиня Ольга. Роль в истории Древнерусского государства.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2019