Исследовательская работа на тему: «Одаренные дети: свой среди чужих, чужой среди своих»
Оценка 4.8
Научные работы
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
30.10.2018
Речь пойдёт об одарённых детях, потому что свой среди чужих и чужой среди своих не кто иной, как одарённый ребёнок. Доказывать эту аксиому нужно с конца. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности. К сожалению, современное школьное и вузовское обучение ориентировано на среднего ученика, а профессиональное и вузовское — на среднего студента и среднего специалиста, поэтому эти дети выделяются среди общего числа собратьев, и хорошо, если их ценят и уважают.
Одаренные дети .docx
«Одаренные дети: свой среди чужих, чужой среди своих»
Выполнила:
Руководитель: 2015
Содержание
Введение
Глава I. Одаренные дети
1.1 Признаки одаренных детей
1.2 Физические характеристики одаренности
1.3
Виды одаренности
Глава II. Современная мифология способностей.
2.1 Миф 1. Нет неспособных детей, есть неспособные учителя.
2.2 Миф 2. Для развития способностей нужна усиленная деятельность.
2.3 Миф 3. Одарённые дети — это те, кто схватывают на лету, быстро
соображают, кто может легче всех учиться.
Глава III. Диагностика детской одаренности
3.1 Виды, формы и уровни дифференциации обучения.
3.2 Рекомендации родителям
Заключение
Список использованной литературы Введение
Речь пойдёт об одарённых детях, потому что свой среди чужих и чужой
среди своих не кто иной, как одарённый ребёнок. Доказывать эту аксиому
нужно с конца. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит
средние возможности. К сожалению, современное школьное и вузовское
обучение ориентировано на среднего ученика, а профессиональное и
вузовское — на среднего студента и среднего специалиста, поэтому эти дети
выделяются среди общего числа собратьев, и хорошо, если их ценят и
уважают.
Часто одаренные дети могут страдать и от сверстников, которые не
могут смириться с их уникальными способностями. Порою даже родители
могут принять одарённость своего чада за отклонение от нормы и всячески
стараться это устранить, отсюда рождается неуверенность ребёнка в себе и
его способностях. Исследования и практика показывают, что развитие таланта
может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития.
Необходима специальная психологическая помощь и поддержка в развитии
талантливой личности.
Но что же такое одарённость, способности? И кто же на самом деле
одарённый ребёнок? Глава I. Одаренные дети
Одаренные дети — дети, обнаруживающие общую или специальную
одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность
диагностируют по темпу умственного развития. Раньше других можно
обнаружить художественную одаренность детей, в области науки быстрее
всего проявляется одаренность к математике.
Особенности психического развития ярко проявляются в одаренности,
успешности. Итак, один ребенок сразу запоминает длинное стихотворение,
другой — легко складывает в уме пятизначные числа. Родители и учителя
довольно часто наблюдают проявления ранних и ярких способностей. 1.1 Признаки одаренных детей
— Одаренные дети способны заниматься несколькими делами сразу,
например, следить за двумя или более происходящими вокруг событиями.
— Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не
терпят какихлибо ограничений своих исследований.
— У них отличная память, которая базируется на ранней речи и
абстрактном мышлении.
— У одаренных детей большой словарный запас, они с удовольствием
читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова и понятия.
— Одаренный ребенок способен длительное время (до нескольких
часов) концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально
погружается в свое занятие, если оно ему интересно.
— Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им
пока еще «не по зубам», и в решении некоторых из них добиваются успеха.
— Одаренные дети часто обладают экстрасенсорными способностями.
— Они часто негативно оценивают себя, даже считают ненормальными,
что вызывается социальным неприятием их со стороны сверстников.
— Большинство одаренных детей спят меньше своих сверстников и
раньше отказываются от дневного сна.
— Одаренные дети часто раздражают сверстников и окружающих
людей привычкой поправлять других и всегда считать себя правыми.
— Одаренным детям недостает эмоционального баланса, в раннем
возрасте они нетерпеливы и порывисты.
— На самом деле для таких ребят очень важно совмещение отдыха с
учебой. Неправильно считать, что одаренный ребенок в школе перегружен. Для него занятие любимым делом — тоже отдых; он от этого получает
удовольствие.
1.2 Физические характеристики одаренности
Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик
одаренных детей. Первый — это тощий, маленький, бледный «книжный червь»
в очках.
Другой же, выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их
ординарные сверстники. Хотя другой образ предпочтительнее первого, оба
они достаточно далеки от истины.
Если мы расширим диапазон определения, мы увидим, что физические
характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети. Нет
никакого смысла делать стереотипные обобщения относительно роста, веса,
здоровья или внешности одаренных детей. Они достаточно привлекательны и
широки своим разнообразием. 1.3 Виды одаренности
Одни авторы пытаются рассматривать конкретные виды деятельности, в
которых проявляются незаурядные способности ребенка (математика,
музыка, живопись). В соответствие с этим разделяют математическую,
музыкальную и другие виды одаренности.
Другие исследователи анализируют способности более общего плана,
не связанные столь тесно с различными формами профессиональной
деятельности. Разделяют психомоторную, интеллектуальную, творческую,
академическую, социальную и духовную одаренность.
Психомоторные тесно связаны со скоростью, точностью и
ловкостью движений, кинестезически — моторной и зрительномоторной
координацией.
Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем
интеллектуального развития. Для измерения интеллектуальной одаренности в
основном используют различные варианты тестов, направленных на измерение
интеллекта. Главным является то, что дети легко запоминают и сохраняют
информацию.
Академическую одаренность, проявляют в успешном обучении
отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной.
Одаренные дети могут показывать высокие результаты в математике или
иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную
успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так
легко. Родители и учителя бывают недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его
одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития
специального дарования.
Социальная одаренность рассматривается как сложное
Одно из
явление, во многом определяющее успешность в общении.
определений социальной одаренности гласит, что это исключительная
способность устанавливать зрелые взаимоотношения с другими людьми.
Социальная одаренность предполагает наличие способности понимать,
любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим
педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником.
Духовная одаренность связана с высокими моральными
качествами поведения. Эта важная отрасль проблематики одаренности в
настоящее время мало изучена. Имеются лишь отдельные попытки
использовать диагностические методы, направленные на оценку морального
уровня развития.
Творческая одаренность, до сих пор продолжаются споры о
самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий
состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество,
креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности,
которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента.
Художественная одаренность,
этот вид одаренности
поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он
подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и
исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские
способности. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они
часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в
понимании со стороны учителей и сверстников. Глава II. Современная мифология способностей.
Человеческая психология тянется к стереотипам. Трудно даже
подсчитать, сколько их держится в нашем обыденном сознании, и часто никто
не знает, какие из них имели свою подлинную реальность, а какие — нет.
2.1 Миф 1. Нет неспособных детей, есть неспособные учителя.
Дело в том, что от природы нет никаких способностей, есть только
задатки, которые могут превращаться в способности (а могут и нет). У очень
многих детей задатки так и не стали способностями, и они, действительно, не
способны. Таких много. Сначала такие дети пытаются учиться, но это им
дается очень трудно и тяжело, без радости. И они не любят школу. Однако и
способные дети не любят школу, но уже по другим причинам. Задатки есть у
всех, важно иметь в виду, что, вопервых, они у всех разные, вовторых,
задатки нужно развивать, превращать в способности в определённое время.
Если оно будет упущено, то потом способности очень трудно, а иногда и
практически невозможно развить.
2.2 Миф 2. Для развития способностей нужна усиленная
деятельность.
Не любая деятельность развивает способности, а только та, в процессе
которой возникают положительные эмоции. Чтобы развивалось дарование,
надо, чтобы ребёнку нравилось.
У одаренных детей есть познавательная потребность. Она
характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной работы. Обнаружено, что умственная работа, выполняемая не для отметки, а по
потребности, обязательно связана с выраженной деятельностью центра
положительных эмоций.
Развитие способностей происходит таким образом, что лишь
деятельность, вызванная собственной познавательной потребностью может их
развивать. И может быть, выдающиеся педагоги не те, которые имеют какую
то особенную методику, а те, кто умеет в ребёнке вызвать это чувство
удовольствия, без которого нет таланта.
2.3 Миф 3. Одарённые дети — это те, кто схватывают на лету,
быстро соображают, кто может легче всех учиться.
Вопервых. Творческие способности у всех разные, вовторых,
одарёнными могут быть и двоечники.
По данным статистики около 30 % отчисляемых из школ составляют
дети одаренные и сверходаренные. Такие дети обладают не школьной
одарённостью — это способностью к обучению, быстрым усвоением
материала. Они материал пропускают через себя, всё видят через свою
призму, и если не согласны, то не могут усвоить. Им сложнее выучить, чем
придумать.
Альберт Энштейн, например, был весьма посредственным учеником,
был исключён из академии за академическую неуспеваемость по древним
языкам. Потом он дважды поступал в высшую политехническую школу в
Цюрихе. Экзаменаторов и учителей поражала его медлительность, в нём не
было той искорки сверкания ума, которую так привыкли считать за признак
одарённости. Глава III. Диагностика детской одаренности
До сих пор нет комплексной диагностики, позволяющей определять
одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества.
Психологи понимают, что при таком положении неизбежны большие потери
талантов, которые в силу неудачно сложившихся обстоятельств в семье, в
общении со сверстниками и взрослыми не развиваются в процессе обучения.
В нашей стране при отборе детей, обладающих незаурядными
способностями, в специальные классы или школы для одаренных , как
правило, идет о высоком уровне развития интеллекта и креативности, а так же
о прогнозе будущих академических достижений (т.е. об интеллектуальной,
творческой и академической одаренности). Вместе с тем диагностика
одаренности заслуживает более пристального внимания.
Принято считать, что диагностика детской одаренности не
педагогическая, а исключительно психологическая проблема. И это, конечно,
справедливо, пока мы рассуждаем на уровне теории. Но современная
образовательная практика требует подхода и заставляет рассматривать
диагностику детской одаренности как неотъемлемую часть целостного
педагогического процесса. 3.1 Виды, формы и уровни развития обучения.
В специальной литературе много говорят о различных видах, формах и
уровнях развития обучения, в том числе и с учетом проблемы детской
одаренности. Попробуем классифицировать их, поделив на виды, формы и
уровни.
К видам развития обучения могут быть отнесены варианты,
построенные на различном понимании концепции одаренности:
• по уровню учебной успешности (академическая одаренность);
• по специальным способностям (обучение талантливых детей);
К формам развития могут быть отнесены варианты различных
организационных стратегий обучения одаренных детей:
• жесткая (селективная) — школы для одаренных;
• гибкая (элективная) — совместное обучение одаренных с
«нормальными» сверстниками;
• переходная — классы для одаренных (лицейские, гимназические и
др.) в обычной школе. Отмеченные выше виды и формы могут быть реализованы на разных
уровнях. К уровням развития обучения могут быть отнесены способы ее
реализации на уровне учебных программ, форм организации учебной
деятельности (при селективной или переходной форме организации), на
уровне использования разных методик, учебных заданий (при элективной
форме).
3.2 Рекомендации родителям
Многие психологи отмечают ведущую роль родителей в самих
отношениях, особенно в ранние годы жизни ребёнка. В соответствии с этим
оказанием помощи детям дошкольного и младшешкольного возраста,
имеющих высокий интеллект, часто требует работы с их родителями.
Указывается также, что отношение к себе у дошкольников легко поддается
коррекции и эффективному воздействию, поскольку оно ещё только
формируется.
В многочисленных руководствах для родителей и воспитателей,
рекомендуется соблюдать баланс между положительными и отрицательными
оценочными суждениями, поощрять общение одарённого ребёнка со
сверстниками. Предполагается, что это позволит развить необходимую
гибкость в общении, терпимость и интерес чужому мнению, навыки
совместной работы. С одной стороны, родителей призывают не смотреть на своих детей
как на потенциальных вундеркиндов, предостерегают их от нереалистических
ожиданий, от завышения требований, от попыток вольно и невольно
проецировать на ребёнка собственные амбиции и неосуществлённые надежды.
С другой стороны, им рекомендуется избавиться от страха перед
выдающимся интеллектом.
Родителям предлагается позитивно и внимательно воспринимать
необычные поступки и идеи своих талантливых детей, поддерживать их
стремление к самостоятельности и независимости. В случае конфликтов
ребёнка с учителями и сверстниками рекомендуется оказывать ему
необходимую помощь. Разрешать эти конфликты желательно во многих
случаях путём перевода ребёнка в специальную школу для одарённых детей,
где он не будет чувствовать себя на особом положении и легче сможет
адаптироваться.
Многие авторы советуют с раннего возраста приучать одарённого
ребёнка «нормально» реагировать на неудачи, способствовать тому, чтобы он
не только принимал участие в занятиях, в которых не преуспевает, но даже
получал удовольствие от этого. Считается, что таким образом удаётся
ослабить болезненную реакцию незаурядных детей на неудачу. Взрослым
следует учить таких детей справляться с их завышенными ожиданиями в
отношении собственных возможностей.
Во многих из перечисленных рекомендаций содержится явное или
скрытое указание на необходимость привести самооценку ребёнка в
соответствие с его высокими умственными возможностями. Иными словами
повысить её. Стабильное позитивное самовосприятие рассматривается как
важнейшее условие для реализации потенциальных возможностей такого
ребёнка. Родителям и учителям предлагается оказывать детям необходимую
помощь и эмоциональную поддержку путём поощрения их деятельности
внимательного и доброжелательного отношения к их мнению и проблемам. Заключение
Летят секунды, мчатся минуты, проходят важные столетия на нашей
земле. И всё это время среди нас рождались и жили необыкновенные,
талантливые, гениальные люди. Так было всегда и так будет. Сколько книг
уже написано, и сколько ещё родится, сколько времени, работы ещё
предстоит сделать. Такова жизнь. И она делает так, что среди нас живут
необыкновенные талантливые люди. Их оченьочень много. Присмотритесь внимательно, прислушайтесь к себе. И кто знает, может, вы тоже талантливый
ребёнок, который уже вырос, и просто не хотите себе в этом признаться.
Да, жизнь одарённого ребёнка не такая уж и простая, но счастливым он
становиться не тогда когда «нормальный», как считают некоторые родители, а
именно тогда, когда реализует себя, когда занимается любимым делом, когда
знает, кто он и не стесняется им быть. Воспитывать такого ребёнка трудно.
Но, если подумать, то какого легко? Можно дать тысячу советов, но думаю
самый главный из них следующий: чтобы воспитать в ребёнке творчество,
надо самому быть творческой личностью. А если учесть, что «яблоко от
яблоньки не далеко падает», то надо просто вздохнуть, распрямить плечи и
стать самим собой.
Список использованной литературы
1)
Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. —
М., 1991.
2)
Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование
личности. — М., 1986.
3)
Чудновскии В.Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или
испытание. — М., 1990. 4) Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее
исследования /М., 1926.
Исследовательская работа на тему: «Одаренные дети: свой среди чужих, чужой среди своих»
Исследовательская работа на тему: «Одаренные дети: свой среди чужих, чужой среди своих»
Исследовательская работа на тему: «Одаренные дети: свой среди чужих, чужой среди своих»
Исследовательская работа на тему: «Одаренные дети: свой среди чужих, чужой среди своих»
Исследовательская работа на тему: «Одаренные дети: свой среди чужих, чужой среди своих»
Исследовательская работа на тему: «Одаренные дети: свой среди чужих, чужой среди своих»
Исследовательская работа на тему: «Одаренные дети: свой среди чужих, чужой среди своих»
Исследовательская работа на тему: «Одаренные дети: свой среди чужих, чужой среди своих»
Исследовательская работа на тему: «Одаренные дети: свой среди чужих, чужой среди своих»
Исследовательская работа на тему: «Одаренные дети: свой среди чужих, чужой среди своих»
Исследовательская работа на тему: «Одаренные дети: свой среди чужих, чужой среди своих»
Исследовательская работа на тему: «Одаренные дети: свой среди чужих, чужой среди своих»
Исследовательская работа на тему: «Одаренные дети: свой среди чужих, чужой среди своих»
Исследовательская работа на тему: «Одаренные дети: свой среди чужих, чужой среди своих»
Исследовательская работа на тему: «Одаренные дети: свой среди чужих, чужой среди своих»
Исследовательская работа на тему: «Одаренные дети: свой среди чужих, чужой среди своих»
Исследовательская работа на тему: «Одаренные дети: свой среди чужих, чужой среди своих»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.