Исследовательская работа на тему" "Учитель с большой буквы"
Оценка 5

Исследовательская работа на тему" "Учитель с большой буквы"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
классное руководство
5 кл
09.05.2019
Исследовательская работа на тему" "Учитель с большой буквы"
Публикация является частью публикации:
Станислава Прохоровна.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

Учитель с большой буквы

 

 

 

 

Работу выполнили:
ученицы 5 «В» класса
Ковная Юлия
Синицына Анастасия

 
Руководитель: учитель географии и биологии:
Зорина Валентина Николаевна

 

 

г.Ярцево,2017

 

Содержание

 

1.Введение……………………………………………………………………..…...3-4

2.Основная часть: Жизненный путь и педагогическая деятельность        Шевельковой Станиславы Прохоровны…………………………...…………...5-13

2.1Детство и школьные годы……………………………………………………..5-6

2.2 Военное лихолетье……………………………………………………….........6-7

2.3 Сердце, отданное детям………………………………………………….......7-10

2.4  Слова воспоминаний бывших коллег и учеников…………………….…10-13

3.Заключение: Человек с большой буквы………………………………………...14

4.Источники информации…………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

В 2017 году наша школа отмечает свой 90 летний юбилей. Много это или мало? Возраст солидный. В жизни школы - это целая эпоха. За эти годы школа научила, воспитала и  выпустила в жизнь тысячи учеников. Если задуматься – это население небольшого города. Что знаем мы, нынешнее поколение о нашей школе, об учителях, которые работали в ней?
         На одной из экскурсий по нашей школе мы обратили внимание на стенд «Из истории школы», где висит много фотографий учителей-участников Великой Отечественной войны.
         Наша классная руководительница Зорина Валентина Николаевна рассказала, что среди этих фотографий есть фотография её учителя истории - Шевелькова Станислава Прохоровна, которую она с гордостью называет Учителем с большой буквы.
          Что значит Учитель с большой буквы?
         Какой след оставил этот учитель в истории школы, в памяти своих учеников?
         Что мы знаем о работниках школы-ветеранов великой отечественной войны?
         Раскрытию этих вопросов мы решили посвятить свою исследовательскую работу.
         Актуальность: Это исследовательская работа дань памяти Шевельковой Станиславы Прохоровны, которая посвятила свою жизнь детям. Можно сказать, что она является ровесницей нашей школы. Разговор о ветеране Великой Отечественной войны особенно актуален, в преддверии Великого праздника Дня Победы и годовщины со дня её смерти. Это способствует укреплению связи поколений, увековечиванию памяти ветеранов войны.
Объектом и предметом исследования является жизнь и педагогическая деятельность Шевельковой С.П., бывшего учителя нашей школы.

Цели исследования:
1)показать роль педагогов-ветеранов войны в воспитании подрастающего поколения на примере учителя Шевельковой С.П
2) Определить какое влияние оказала её педагогическая работа на жизнь ее учеников.
         Для выполнения данных целей были поставлены задачи:
1) собрать информацию о жизни и педагогической деятельности Шевельковой С.П., раскрыть полнее облик учителя и человека, опираясь на воспоминания коллег и учеников
2)изучить и систематизировать документы и фотографии
3)изучить материал периодической печати
4)подобрать материл для создания и оформления стенда «Жизнь замечательных учителей»
5)привлечь внимание молодого поколения к изучению истории своей школы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы и источники исследования

         Методы:  
1) работа со школьным и личным архивами – изучение документов, фотографий, наград
2) встречи и  интервью с бывшими учениками и коллегами – беседа
3)  обобщение данных

         Гипотеза: изучая историю отдельной личности, мы лучше будем знать историю своей школы, своего города, своего Отечества.
Практическая значимость: Материалы, собранные нами послужат частью школьной экспозиции к юбилею школы, они могут быть использованы на уроках мужества и других внеклассных мероприятиях по краеведению, направленных на воспитании чувства гордости за людей, защищавших нашу родину, чувство гордости за нашу свою школу.

2.Жизненный путь и педагогическая деятельность        Шевельковой Станиславы Прохоровны

         Родилась Станислава Прохоровна в довоенном Ярцеве 23 июля 1926 года. В семье росло 5 детей: 3 сестры и 2 старших брата. Время было трудное. Родители были заняты на работе, на фабрике, а дети должны были покупать продукты, наводить порядок и чистоту дома. Семья жила в 203 казарме, где было 258 каморок. В одной тесной комнатке ютились 7 человек. Теснота была ужасная, но с какой теплотой Станислава Прохоровна. вспоминала свое босоногое полуголодное детство.

«Мама учила нас жить не на «тыкалках», а на «якалках», т. е. не надо было ждать, чтобы какое- либо дело выполнял кто-то другой, а нужно было взяться за него самой и сделать, как положено,- вспоминала Станислава Прохоровна.-«Жили в казарме дружно. На этажах были красные уголки для взрослых    и для детей пионерский форпост».

Когда исполнилось 8 лет, Станислава Прохоровна пошла в первый класс в фабрично-заводскую семилетку №1.Размещалась она в деревянном 2-х этажном здании на углу улиц Кооперативной и К. Маркса.

         С удовольствием Станислава Прохоровна вспоминала свой класс –

«Мои одноклассники почти все были из нашей казармы. Мы были очень дружны, помогали друг другу, не терпели «шестерок» и предателей. Если учительница приходила в казарму, то это быстро передавалось и нерадивые ученики успевали закрывать на замок двери своих каморок. Жили дружно и весело. Дети росли щедрыми и открытыми. Мы делились последним.  Если выносили кусочек хлеба, то сначала давали откусить друзьям и подружкам во дворе, чтобы всем хватило поровну, но чаще всего себе ничего не оставалось, только то, что было в пальчиках. Хлеба наелись только перед самой войной».

Но безоблачное детство внезапно оборвала война. В 15 летнем возрасте Станислава Прохоровна. встретила это суровое испытание. Как бы тяжело не было вспоминать Станиславе Прохоровне, об этих страшных годах её жизни, она рассказывала детям, ученикам всю правду об этих  суровых днях её жизни. Хотя  потом её мучили бессонные ночи, всплывали те страшные события, жуткие картины прошлого. «Выбросить их из сердца нельзя никак»,- говорила Станислава Прохоровна.

Вместе с сестрой Ниной, Станислава Прохоровна во время Великой Отечественной войны  сражались с фашистами   в одном из партизанских отрядов в лесах Белоруссии. И чудом остались живы. В отряде молодые девушки ухаживали за ранеными, помогали готовить еду, следили за подозрительными людьми, которых немцы всячески пытались засылать в отряды, чтобы они совершали диверсию. В 1944 году отряд попал в блокаду.  Страшное испытание выпало на судьбу партизан, оказавшимся отрезанными от большой земли.

«С апрель по июль  наш отряд не мог вырваться из окружения,- вспоминала Станислава Прохоровна.- С воздуха самолеты бомбили, с земли артиллерийские снаряды. Раненым готовили кашу, через парашютный шелк процеживали болотную воду. Сами ели траву».

Часто Станислава Прохоровна вспоминала эпизод, когда их жизнь была на волоске. В тот день, после изнурительных бомбежек, немцы прочёсывали лес. Оставшиеся бойцы отряда как смогли укрылись от карателей. Накануне каждый боец получил по одной гранате. Станислава Прохоровна вместе с сестрой успели спрятаться под ветвями поваленной березы. Фашисты были буквально рядом, был слышен даже их разговор и надежды на спасение почти не было. Девчата держали в руках гранаты на взводе, молча смотрели друг на друга и прощались с жизнью. Слезы медленно текли из глаз, но нельзя было ни пошевельнуться, ни вздохнуть, так как немецкий солдат стоял на стволе поваленной березы. К счастью немцы их не заметили и ушли…

За активное участие в  партизанском движении Станислава Прохоровна имеет многочисленные награды и ценные подарки.

После освобождения родного города семья Шевельковых возвращается в Ярцево и активно участвует в восстановление разрушенного города. В 1952 году Станислава Прохоровна поступает в педагогический институт на исторический факультет. В институтской группе сразу заметили смелую, решительную, инициативную девушку и избрали её старостой. Все годы учебы Станислава Прохоровна возглавляла группу однокурсников. Училась с увлечением, добросовестно посещала лекции, тщательно их записывала, а вечером прорабатывала тот материал, с которым познакомилась накануне.

После окончания института девушку направляют в Рославльский район и сразу дают руководящую должность директора школы. Молодой педагог  с головой уходит в работу. Нужно сделать ремонт печей к зиме, позаботиться о заготовке дров, о комплектовании коллектива кадрами – столько вопросов и задач обрушивается на молодого директора. Станислава Прохоровна  с достоинством справляется  с этим делом и очень быстро её школа входит в одну из лучших.

В начале 60-х Станислава Прохоровна возвращается в родной город и  начинает работать преподавателем истории в Ярцевском текстильном техникуме. Занимается активной общественной деятельностью, ведет политучебу на предприятиях города, возглавляет отдел политпросвещения при Горкоме партии, где организует и проводит политзанятия.

Спустя 40 лет, в 1974 году Станислава Прохоровна вернулась в 1  среднюю школу в качестве учителя истории и  стала классным руководителем в 4 б классе.

Ёе уроки были живы и интересны, научны и разнообразны. Она преподавала историю не только по учебникам и методичкам, но во многом опиралась на свой жизненный опыт, ведь она была свидетелем и участником многих исторических событий 20 века. Рассказывая на уроках о Великой Отечественной войне, она никогда не говорила о своем участии в этих событиях. Из воспоминаний её учеников:

«Она рассказывала материал темы не по учебнику, не пересказывала параграфы,      «Это вы можете прочитать сами - говорила она, - а разыскивала где-то материалы и мы все слушали очень внимательно. Даже спустя  много лет, мы и сейчас знаем историю и даты партийных съездов, которые писали на доске».

На уроках она говорила, что без прошлого нет будущего, и каждому человеку необходимо знать историю своей страны и своего народа, делать соответствующие выводы.

Станислава Прохоровна учила размышлять, правильно отвечать на поставленные вопросы, говорить  последовательно, четко выражать свои мысли, учила готовить политинформации и выступать публично. Заставляла писать на уроках конспекты, работать с первоисточниками. Все эти навыки пригодились  в дальнейшей жизни её ученикам. И недаром среди её учеников большинство с высшим образованием.

На уроках было интересно, всегда была дисциплина, даже самым отъявленным хулиганам достаточно было только одного её взгляда. К каждому ученику она находила подход, всегда обращалась по имени. Даже двоечники учили её предмет - историю, было просто стыдно не выучить какую-то тему. Высокая требовательность к себе, к другим людям, огромная любовь к детям, честность и справедливость - это те качества человека, за которые  ценили и уважали Станислава Прохоровна.

Как педагог Станислава Прохоровна была достаточно строга, но к своим воспитанникам относилась как к родным детям.

«Станислава Прохоровна была нашей классной мамой,- вспоминают её выпускники, - Она сопровождала нас везде: в походах по родному краю, на экскурсиях, в  поездках, спортивных соревнованиях, организовывала лыжные походы. Ездила с нами в колхозы на уборку картошки и льна. И наш класс неоднократно награждался за активную помощь в уборке урожая. Приучала нас к трудолюбию. Именно она готовила нас к большой жизни. Станислава Прохоровна не знала, кем мы будем по профессии, но хотела видеть нас честными, добрыми, отзывчивыми людьми, готовыми прийти на помощь в любую минуту».

У каждого своего ученика она знала день его рождения, звонила, поздравляла, делала подарки. Знала, кому что подарить. У многих учеников они есть и сейчас, и напоминают нам о ней. Это добрая память о своем учителе. Станислава Прохоровна  «лепила» нас с 4 класса по своему подобию. Хотела видеть нас трудолюбивыми, добрыми, отзывчивыми людьми, милосердными, неравнодушными к чужой беде. Ведь такой она была сама: помогала и поддерживала всех и во всем: кому-то помогала материально, кому-то морально, кого-то помогла устроить на работу, не была равнодушной к чужой беде, а к беде своих учеников особенно.

«Очень мне помогла, когда у меня умер муж,- вспоминает Надежда Алексеевна Желнова,- она переживала вместе со мной, и это я чувствовала и мне становилось легче».

Станислава Прохоровна знала по имени каждого члена семьи своих учеников, интересовалась их делами, учебой детей, их жизнью. И не из простого любопытства, а из желания кому-то помочь, пожелать добра и счастья. Хотя сама всячески отказывалась от помощи. Говорила: «Спасибо, Я сама» Ведь и в жизни  она ни на  кого не надеялась.

Многие выпускники школы, с кем работала Станислава Прохоровна пошли по её стопам, стали учителями. Это Чикулаева (Злакоманова) М.Н., Зорина (Ковалева) В.Н, Скворцова(Журавкова)Т.А, Лунькова А.А., Трубалева Т.А., Татаринчик (Шмагина) Н.В.

В 1981 году Станислава Прохоровна ушла на пенсию. По прошествии  даже десятков лет ученики и  многие коллеги  не теряли связи со своим учителем, звонили, навещали. Её дом всегда был открыт для друзей и знакомых. А по праздникам, особенно в День Победы, 1 сентября, в дни рождения Станислава Прохоровна и её сестры Нины Прохоровны все близкие и друзья собирались в её квартире как единая семья.  И это очень символично – для многих Станислава Прохоровна была Учителем и Солдатом-защитником Родины. Встреча с ней всегда была радостна и желанна. Обо всем можно было поговорить и поделиться. Для каждого Станислава Прохоровна находила нужное слово, нужный совет. Встреча с ней всегда давала какую-то силу, придавала оптимизма, уверенности в своих силах. Несмотря на преклонный возраст, Станислава Прохоровна живо следила за событиями, происходящими в нашей стране, регулярно читала периодическую печать. На многие статьи в газетах она смотрела с точки зрения учителя, воспитателя. Вырезала интересные заметки, передавала своим ученикам - учителям  и рекомендовала использовать на уроках.

Её Ученики разные люди, есть среди них и учителя, выбравшие путь своего учителя, и врачи, и инженеры, и воспитатели детских садов, и чиновники, и спортсмены, но все они получили пример доброжелательности, уважения и частичку щедрого сердца настоящего учителя, жизненным девизом которого были слова «ЖИВИ ПО СОВЕСТИ» Её уроки были настоящими уроками жизни.

С большим удовольствием Станислава Прохоровна  общалась с детьми, её часто можно было увидеть на внеклассных мероприятиях, торжественных линейках, уроках мужества. На этих встречах она много рассказывала о родном городе, об отношениях людей, о военных событиях. Она очень радовалась когда школьники навещали  её.

К имеющимся наградам, в 2015 году Станиславе Прохоровне было присвоено звание почетного гражданина Смоленской области и вручена медаль.

 

 

 

 

2.4 Слова воспоминаний бывших коллег и учеников

Ефремова Валентина Михайловна - учитель средней школы №1,коллега Станислава Прохоровна.

«Станислава  Прохоровна о ставила о себе светлую и добрую память. Она была для многих из нас не только коллегой, но и близким дорогим человеком. Ней можно было поделиться и радостями и невзгодами, успехами и неудачами, выслушать житейский мудрый совет. У Станислава Прохоровна. был богатейший жизненный опыт. Она всегда была внимательна и участлива к окружающим, но вместе с тем  принципиальным, справедливым и честным человеком. Никогда не шла на компромисс с совестью. Как учитель истории Станислава Прохоровна. обладала высочайшей квалификацией, она преподавала историю не только по учебникам, но во многом опиралась на свой жизненный опыт».

Кожемякина Эльвира Михайловна – учитель истории, коллега.
 

«Станислава  Прохоровна – очень ответственный и трудолюбивый человек. Меня всегда поражало, с какой тщательностью и кропотливостью она готовится к любому делу. Яркая и четкая целевая установка, глубокая продуманность каждого урока во всех деталях, поиск новых приемов и методов - вот что отличало уроки С. П.  Для всех она была строгим и требовательным учителем, а для меня добрым отзывчивым человеком с огромной и чистой душой. Определить какой ты учитель, можно по его детям. У Станиславы Прохоровны не было своих детей, но она вырастила и воспитала не одно поколение прекрасных учеников. До последнего дня Станислава Прохоровна. была со своими учениками и они были с ней до последнего часа».

 

Зорина Валентина– выпускница 1978 года

«Я помню всех учителей, которые меня учили, но к одному учителю у меня особое отношение. Это Шевелькова Станислава Прохоровна. Она преподавала в нашем классе историю и обществознание. Я счастлива, что именно она вела в нашем классе этот важный предмет, так превосходно его знала и доступно и понятно доносила материал до учеников. Она человек, который полностью отдается своему делу. Сколько сил, времени и здоровья она отдала нам»

 

 

 

Иванова Надежда – выпускница 1981

« Станислава Прохоровна Шевелькова. Когда произносишь это имя, перед глазами предстает моложавая женщина с открытой доброй улыбкой и почему-то, именно в строгом, как теперь говорят, деловом костюме горчичного цвета. Она была у нас, выпуска 1981 года, не только классной мамой, как мы её тогда называли, но и мамой по жизни. Она зажгла в наших сердцах огнь познания, привила любовь к труду, дисциплинированности, честности, ответственности. Благодаря такой установке, многие смогли добиться в жизни поставленных целей»

.

Чикулаева Марина -выпускница 1982

         «Она была строгой и доброй, понимающей и осуждающей, но всегда - справедливой». Эту черту Станислава Прохоровна   старалась привить всем своим ученикам.
Часто нас тянуло к ней, всегда поражала сила её духа, прекрасная память и всегда становилось нам стыдно за минуты малодушия.»

 

Журавкова Татьяна выпускница 1981

« Станислава Прохоровна Шевелькова  стала нашим классным руководителем в 4 классе. Среднего роста, с яркими голубыми глазами, с доброй улыбкой – такой портрет стоит у меня перед глазами. Строгая на уроках, с чувством собственного достоинства, но открытая и душевная вне уроков, понимающая детские проблемы, с большим чувством юмора. Ярко сохранились в памяти походы класса на лыжах, участие в «Зарнице», поездки на уборку урожая, подготовки и выступления на концертах. В этих воспоминаниях на первом месте всегда находится Станислава Прохоровна. – талантливый учитель, яркая личность со щедрой душой».

 

Слова выпускников 1981 года 10 «Б» класс

Школьный учитель,- привычная фраза. Мы с ней знакомы давно, с детских лет.

Наш классный учитель – Шевелькова Станислава Прохоровна – была достоянием нашего класса. Другом, наставником, свидетелем побед. Она сочетала в себе те качества, которые необходимы педагогу: доброта, открытость, чуткость, понимание, благородство. Станислава Прохоровна  очень светлый человек. Помогла нам главное понять - для чего живем мы в жизни.       Все ученики любят, помнят и уважают этого замечательного и искреннего человека, отличного педагога. Мы благодарим судьбу за то, что на нашем жизненном пути встретился именно такой учитель. Мы всегда считали её настоящим другом, искреннем помощником и мудрым советчиком. Она  УЧИТЕЛЬ с большой буквы.

 

Сегодня память время крутит вспять-

О, сколько было радостных событий!

За ваш бесценный труд спешим сказать

Спасибо, классный наш руководитель!

 

Спасибо, что всегда толкали нас

Вперед, заставив верить в силы,

Сплотить сумели дружбою наш класс

И неизменным истинам учили.

 

Патриотизму, честности, добру,

Любви и милосердию… НАВЕЧНО

 Пред Вами, педагог наш, мы в долгу

За то, что нам привили человечность.

 

Мы никогда не забудем ВАС, Станислава Прохоровна.

 

 

 

 

 

 

 

3. Человек с большой буквы

Мы не были лично знакомы с этим человеком, но воспоминания её учеников произвели на нас  неизгладимое впечатление. Станислава Прохоровна  не была нашим учителем, но нам удалось проникнуться уважением к этому человеку. Есть такие люди, которые согревают жизнь других. Все, что они  делают достойно уважения и преклонения, а сами они -  любви. Они дарят окружающим тепло своих сердец, чистоту души. К таким людям относится Станислава Прохоровна Шевелькова. О ней с полным правом можно сказать  сердце, отдавшая детям. И не только детям - людям! В памяти многих она останется УЧИТЕЛЕМ с большой буквы.

         Нам удалось проследить путь учителя, становления   учителя  профессионала, учителя – личности.

Только необычайное трудолюбие, творчество, терпение, педагогический такт позволили стать УЧИТЕЛЕМ с большой буквы.

Работая над  этой темой, мы поняли, что быть учителем нелегко, здесь работают только влюбленные в свою профессию люди, а хороший учитель никогда не бывает одиноким, он всегда в окружении детей и всегда остается учителем.

Не имея своих детей, она любила и понимала их. Её семья - её класс. До последнего дня Станислава Прохоровна была со своими учениками, и они были с ней до последнего часа. В памяти своих учеников она остается моложавой женщиной с  открытой, одобряющей  улыбкой. Она ею нас благословляет на жизнь.

4.Источники информации

1) Газета «Вести Привопья» от 03.09.2010г.
2) Газета «Вести Привопья» от 04.05.2012г.
3) Спецвыпуск газеты к 70-летию Великой Победы МБОУ СОШ №1
4)Фотоматериалы и документы из личного архива
5)Интервью с бывшими коллегами и учениками


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Содержание 1.Введение……………………………………………………………………

Содержание 1.Введение……………………………………………………………………

Введение В 2017 году наша школа отмечает свой 90 летний юбилей

Введение В 2017 году наша школа отмечает свой 90 летний юбилей

Цели исследования : 1)показать роль педагогов-ветеранов войны в воспитании подрастающего поколения на примере учителя

Цели исследования : 1)показать роль педагогов-ветеранов войны в воспитании подрастающего поколения на примере учителя

Жизненный путь и педагогическая деятельность

Жизненный путь и педагогическая деятельность

Хотя потом её мучили бессонные ночи, всплывали те страшные события, жуткие картины прошлого

Хотя потом её мучили бессонные ночи, всплывали те страшные события, жуткие картины прошлого

После освобождения родного города семья

После освобождения родного города семья

Она рассказывала материал темы не по учебнику, не пересказывала параграфы, «Это вы можете прочитать сами - говорила она, - а разыскивала где-то материалы и мы…

Она рассказывала материал темы не по учебнику, не пересказывала параграфы, «Это вы можете прочитать сами - говорила она, - а разыскивала где-то материалы и мы…

Прохоровна не знала, кем мы будем по профессии, но хотела видеть нас честными, добрыми, отзывчивыми людьми, готовыми прийти на помощь в любую минуту»

Прохоровна не знала, кем мы будем по профессии, но хотела видеть нас честными, добрыми, отзывчивыми людьми, готовыми прийти на помощь в любую минуту»

И это очень символично – для многих

И это очень символично – для многих

Слова воспоминаний бывших коллег и учеников

Слова воспоминаний бывших коллег и учеников

Иванова Надежда – выпускница 1981 «

Иванова Надежда – выпускница 1981 «

Все ученики любят, помнят и уважают этого замечательного и искреннего человека, отличного педагога

Все ученики любят, помнят и уважают этого замечательного и искреннего человека, отличного педагога

Человек с большой буквы Мы не были лично знакомы с этим человеком, но воспоминания её учеников произвели на нас неизгладимое впечатление

Человек с большой буквы Мы не были лично знакомы с этим человеком, но воспоминания её учеников произвели на нас неизгладимое впечатление

Источники информации 1) Газета «Вести

Источники информации 1) Газета «Вести
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2019