Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».
Оценка 5

Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
7 кл—8 кл
27.02.2017
Исследовательская работа на тему:        «Великий праздник  Крещение Господне».
Данная работа ставит своей целью рассказать о великом празднике «Крещение Господне». Также в работе рассказывается о приметах и поверьях, связанных с православным праздником. Задачи, которые ставятся в исследовании: - изучить все имеющиеся источники о празднике «Крещение Господне»; - провести беседы с местными жителями; - собрать материал об истории праздника. Методы обусловлены целью и задачами работы: - изучение имеющихся источников; - анализ материалов о празднике «Крещение Господне»; - беседы с местными жителями. Предмет исследования – религиозные праздники . Актуальность темы обусловлена: - стремлением сохранить для истории материалы о празднике «Крещение Господне» в прошлом и настоящем; - передать из поколения в поколение особенности празднования праздника «Крещение Господне».
Праздник Крещение Господне.doc
Исследовательская работа на тему:        «Великий праздник                         Крещение Господне».  1 Содержание. 1. Введение ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­страница 3. 2. Из истории праздника «Крещение Господне» ­­­­­­­­­­­­страницы 4, 5. 3. Великий православный праздник. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­страница 6. 4. Заключение ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­страница 7. 5. Приложение ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­страница 8.                                                   2 Введение. Данная работа ставит своей целью рассказать о великом празднике «Крещение Господне». Также в работе рассказывается о приметах и поверьях, связанных с  православным праздником. Задачи, которые ставятся в исследовании: ­ изучить все имеющиеся источники о празднике «Крещение Господне»; ­ провести беседы с местными жителями; ­ собрать материал об истории  праздника. Методы обусловлены целью и задачами работы: ­ изучение имеющихся источников; ­ анализ материалов о празднике «Крещение Господне»; ­ беседы с местными жителями. Предмет исследования – религиозные праздники . Актуальность темы обусловлена: ­ стремлением сохранить для истории материалы о празднике «Крещение  Господне» в прошлом  и настоящем; ­ передать из поколения в поколение особенности празднования праздника  «Крещение Господне». 3 Из истории праздника «Крещение Господне». Сегодня   на   нашей   планете   не   осталось   неисследованных   континентов, таинственных островов. Современным Одиссеям доступен любой уголок света. Но гораздо сильнее манят путешествия иного рода – в мир других народов и культур, жизненных укладов и ценностей. Почти   каждый   день   на   нашей   огромной   планете   шумит   какой­нибудь праздник. Люди собираются вместе, чтобы отметить радостное событие. С глубокой древности праздники играли огромную роль в жизни человека. Они вобрали в себя обряды и традиции исторической, религиозной и повседневной жизни многих поколений разных народов. Меня заинтересовал праздник «Крещение Господне», который справляется в январе. Этот великий праздник  имеет свою давнюю историю .  ... У престарелых родителей Захарии и Елизаветы, которые долго молились о ребенке, родился сын Иоанн. Когда он вырос, то удалился в глухую пустыню и жил там в пещере, молясь Богу. Иоанн вел суровый образ жизни: носил одежду из грубой верблюжьей шерсти, толстый кожаный пояс, а пищей ему был дикий мед и акриды (насекомое типа саранчи).  Когда   Иоанну   исполнилось   30   лет,   он   оставил   свою   пещеру   и   пришел   к еврейскому   народу   на   реку   Иордан   и   стал   проповедовать   народу   о   скором пришествии Спасителя мира.  В один из дней, когда Иоанн был на реке Иордан и крестил людей, к нему пришел   сам   Спаситель   ­   Иисус   Христос.   Он   попросил   окрестить   и   его,   как простого   человека,   хотя   он,   как   Бог,   был   совершенно   чист   от   греха.   Иоанн ужаснулся и хотел его удержать. Он сказал: «Ты ли приходишь креститься ко мне? Это мне надо принять крещение от Тебя». Но Иисус возразил ему: «Оставь, теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (то есть исполнить то, что повелел Бог).   И тогда Иоанн крестил Христа в воде реки Иордан. Вышел Иисус из воды, и вдруг   раскрылись   небеса   и   увидели   все   Духа   Божьего,   который   нисходил   на Христа в виде голубя, и слышен был в это время голос с небес: «Это Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» ...  В Москве в XVI­XVII веках цари являлись на этот праздник в одеянии из дорогой   одежды,   богато   украшенной   драгоценными   камнями   и   жемчугом,   в царском венце, блиставшем алмазами, изумрудами, яхонтами, с золотой цепью, на которой находился крест с частицами Животворящего Креста и Ризы Господней. В руках был золотой жезл, украшенный драгоценными камнями. Башмаки царя были унизаны жемчугом. Со всех концов России съезжались в это время в Москву, чтобы видеть торжественный обряд освящения воды, совершавшийся патриархом 4 на Москве­реке, где была устроена «Иордань», расписанная золотом, серебром, украшенная шелковыми цветами, зелеными листьями, с изображениями птиц, вы­ резанными из медных листов.  В 4 часу дня, или, по­нашему, в 12 часов дня, патриарх начинал службу в Успенском Соборе, и, когда звон колоколов на Иване Великом возвещал об этом народу, начиналось шествие, которое открывал отряд стрельцов, численностью в 600   человек   и   больше,   по   4   в   ряд,   одетых   в   цветное   платье,   с   золочеными пищалями   и   винтовками,   ложи   которых   были   украшены   перламутровыми раковинами; другие с золочеными копьями и, наконец, третьи с нарядными зо­ лочеными протазанами (род алебарды); древки их были обтянуты желтым атласом с золотым галуном и украшены шелковыми кистями. За ними шло духовенство в крестном ходе, заключавшееся особой патриарха.  Затем шествие государя открывалось нижними придворными чинами, по три в ряд; первые одеты были в бархатные кафтаны, шедшие за ними ­ в золотые кафтаны   и   богатые   шубы.   За   царем,   поддерживаемым   под   руки   двумя стольниками из ближних людей, постельничий нес «царскую стряпню», то есть кафтан, зипун, шапку, шубу, посох , все, во что царь одевался на «Иордань». Трое стряпчих несли царское полотенце, стул и подножие. «Для сбережения государева шествия от утеснения нижних чинов людей» по обе стороны царя шли стрелецкие полковники в бархатных кафтанах.  На   «Иордани»   приготовлены   были   уже   места   для   патриарха   и   царское, отделены   от   народа   решеткой   и   балюстрадой,   покрытые   красным   сукном   и занавешенные   сукном   или   тафтой.   Сам   обряд   водосвятия   совершался   так: патриарх раздавал всем, начиная с царя, свечи и совершал «действо по чину»; во время   погружения   креста   в   воду,   при   пении   тропаря,   подносили   знамена   для окропления. Патриарх черпал серебряным ведром воду из «Иордани» и отдавал ключарю, наполнив также водою «государеву стопу», которую относили во дворец для окропления комнат, осенял царя крестом, кропил святой водой и поздравлял с праздником.   Царь,   со   своей   стороны,   поздравлял   патриарха   и   принимал поздравления от бояр, один из которых говорил речь.  Если   крестный   ход   бывал   до   обедни,   то   с   «Иордани»   государь   иногда приезжал к обедне на Троицкое подворье, где была церковь Богоявления; иногда возвращался в Успенский собор и, отслушав там молебен или отпускную молитву, шествовал во дворец.  В   1699   году,   в   праздник   Богоявления,   в   крестном   ходе   на   водосвятие, совершавшееся на реке Неглинной в Москве, участвовал Петр 1. Он в качестве капитана   Преображенского   полка   шел   вместе   с   полком   и   хором   музыки. Преображенцы   были   в   зеленых,   а   семеновцы   в   голубых   мундирах.   Около «Иордани»   устроен   был   высокий   стол,   на   котором   стоял   человек,   державший царское   знамя,   белое   с  двуглавым   орлом,   вышитым   золотом.   Знаменосец несколько раз наклонял знамя, которое, по погружении креста в воду, окроплено было святою водою. Затем на шести белых конях везли во дворец огромный сосуд со святой водой.  Описывая   виденное   при   крещенском   водосвятии,   один   из   современников иностранцев замечает: «Этот праздник в старину отправляли с гораздо большею 5 торжественностью, потому что их царские величества  и все знатные вельможи государства присутствовали на нем».          Особенно торжественно праздновала день Крещения императрица Екатерина 1 в 1727 году. Около церкви Святой Троицы, на Петербургской стороне, была устроена   «Иордань»,   а   с   правой   ее   стороны   «особливый   высокий   феатр   ее императорскому   величеству»,   увенчанный   императорскою   короною   и   внутри обитый, с богатыми золотыми позументами, бархатом. Здесь находились особы императорской   фамилии.   В   первом   часу   дня,   в   великолепной   коляске,   запря­ женной   восьмеркою   лошадей,   приехала   императрица,   одетая   в   «амазонское», тканое из серебра платье, белый парик, шляпу с драгоценным бриллиантом вместо пуговицы, с осыпанной бриллиантами шпагой. По окончании литургии совершено было пятью архиереями водосвятие при громе пушечных выcтpeлoв.                                          Великий православный праздник. На Руси на праздник «Крещение Господне»  6 (19) января ходили в полночь за водой на реку. Уверяли, что в эту пору вода в реках колышется. Почерпнув воду, приносили ее домой и сохраняли. Считалось, что вода эта может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь. Несмотря на лютые «крещенские» морозы,   самые   отчаянные   люди   непременно   считают   своей   обязанностью   оку­ нуться в этот день в прорубь возле «Иордани» и смыть  с себя тяжкие грехи.  В деревнях накануне Крещения мелом рисовали кресты на стенах, дверях. Крещенский снег собирали для беления холстов, а также от разных недугов, а также мог сохранить в колодцах воду весь год. Стоило только принести снег с поля   и   опустить   его   в   колодец.   Этот   снег   также   был   хорош   для   умывания, поэтому воду из него старались хранить долго. Говорили: «Если в крещенскую ночь звезды очень блестят, хлеб будет хороший», «Если в крещенскую ночь небо чистое,   будет   много   гороху».   А   крещенские   морозы,   прославившиеся   своей жестокостью,  сулили богатый урожай. В морозы заговаривали  печные  трубы – обычный   путь   нечистой   силы   и   варили   горшок   каши,   чтобы   задобрить   своего домового.   Верили,   что   если   ужин   ему   понравится,   целый   год   домовой   будет смирен и услужлив. Верили, что сама прорубь «Иордань» и место вокруг нее обладают чудесной силой. Поэтому после водосвятия втыкали в прорубь палку, чтобы голуби или пчелы плодились. Втыкали также кнут, чтобы лошади шли ко двору.  Жительница   села   Саиновка   ­   Сидорова   Клавдия   Павловна   с   радостью вспоминает   те   времена,   когда   они   вместе   с   семьёй   праздновали   этот   великий праздник.  Хоть и прошло уже больше 60 лет, ­ говорит Клавдия Павловна,­ все я храню в своей памяти. Она вспоминает, что когда ей было 8­9 лет, в селе, где она жила праздновали праздник «Крещение Господне» . С утра уже родители топили жарко печь. Клавдия Павловна сидела и смотрела на дрова, которые так и весело трещали. Мать готовила к празднику вкусненькое. Дети же смотрели на замерзшие окна и соскребывали ноготком иней. Смотрят в окно, а там всё запушило инеем. Деревья,   крыши   сараев   и   амбаров,   калитка   были   совсем   седые.   На   улице собираются люди. Все они в толстых шубах и пальто, щеки красные, прыгают в 6 валенках, шлёпают варежками с мороза. И даже через стекло слышно как хрустит снежок. На кухне хранился специальный кувшин, крещенский. В неё набирали святую воду. Если там оставалась прошлогодняя вода, её выливали в колодец. Затем   они   шли   к   проруби   набирать   воды   и   посмотреть   на   людей.   Мама умывала лицо Клавдии Павловны святой водой и шептала в ухо: «Крещенская­ богоявленская, смой нечистоту, душу освяти, телеса очисти, во имя Отца и Сына и   Святого   Духа».   Потом   ,   встав   на   ледяную   глыбу,     она   долго   смотрела   на серебряную воду…         Этот великий праздник празднуют до сегодняшних дней. Все жители сел идут к   прорубленной  священной   проруби  и  берут   оттуда   священную   воду,  а  самые смелые даже купаются.                                                                                                                                                                             Заключение.                    Таким образом, мы узнали, что церковный обряд праздника Крещения отличается   торжественностью   и   пышностью   и   главное   место   в   нём   занимает освящение   воды;   что   на   Руси   в   навечерие   Богоявления   и   в   самый   день Богоявления   происходило   великое   освящение   воды:   в  навечерие   в   церкви   и  в самый день вне церкви: на реках, прудах.          С древних времён и до сегодняшних  дней Богоявленская, или крещенская вода считается великой святыней. Это вода, по поверью, никогда не портится и может простоять несколько лет.                    Как утверждают старожилы, по общераспространенному верованию, в полночь   на   Богоявление,   как   только   наступит   праздник,   нужно   обязательно вымыть лицо или даже окунуться в проруби, когда вода во всех озерах и реках колышется. Если правильно совершить данный обряд, то человек освободится от всех грехов и недугов на целый год. А если же человек не смог умыться или окунуться, то он может набрать святой воды и пить её в течение года.           Все же бывают случаи, когда рядом с населённым пунктом не бывает реки или озера. В данном случае человек может набрать снега и подождать, пока он растает. Затем эту воду можно пить и умываться им сколько душе угодно.          Снег во время праздника является святой, и по поверью обладает большой магической силой. Многие люди собирали его в кучи у домов, ссыпали в колодцы, подсыпали в корм скоту. Снегом же лечили различные недуги.                  Мне кажется, как хорошо, что в жизни человека есть такие прекрасные праздники, которые рождены с помощью поверий и народных примет. Все эти праздники приносят добро и счастье. Человек верит в то, что с ним случится что­ то хорошее, что Бог простит его за грехи, и он будет мирно жить и радоваться со своей семьёй.           Если бы не было праздников, то жизнь на земле была бы скучной и мрачной. 7 8 Крещение Господне. Византийская икона XIII века. 9 10

Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».

Исследовательская работа на тему:        «Великий праздник  Крещение Господне».

Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».

Исследовательская работа на тему:        «Великий праздник  Крещение Господне».

Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».

Исследовательская работа на тему:        «Великий праздник  Крещение Господне».

Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».

Исследовательская работа на тему:        «Великий праздник  Крещение Господне».

Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».

Исследовательская работа на тему:        «Великий праздник  Крещение Господне».

Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».

Исследовательская работа на тему:        «Великий праздник  Крещение Господне».

Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».

Исследовательская работа на тему:        «Великий праздник  Крещение Господне».

Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».

Исследовательская работа на тему:        «Великий праздник  Крещение Господне».

Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».

Исследовательская работа на тему:        «Великий праздник  Крещение Господне».

Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».

Исследовательская работа на тему:        «Великий праздник  Крещение Господне».
Скачать файл