Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».
Оценка 5
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
7 кл—8 кл
27.02.2017
Данная работа ставит своей целью рассказать о великом празднике «Крещение Господне». Также в работе рассказывается о приметах и поверьях, связанных с православным праздником.
Задачи, которые ставятся в исследовании:
- изучить все имеющиеся источники о празднике «Крещение Господне»;
- провести беседы с местными жителями;
- собрать материал об истории праздника.
Методы обусловлены целью и задачами работы:
- изучение имеющихся источников;
- анализ материалов о празднике «Крещение Господне»;
- беседы с местными жителями.
Предмет исследования – религиозные праздники .
Актуальность темы обусловлена:
- стремлением сохранить для истории материалы о празднике «Крещение Господне» в прошлом и настоящем;
- передать из поколения в поколение особенности празднования праздника «Крещение Господне».
Праздник Крещение Господне.doc
Исследовательская работа на тему:
«Великий праздник
Крещение Господне».
1 Содержание.
1. Введение страница 3.
2. Из истории праздника «Крещение Господне» страницы 4, 5.
3. Великий православный праздник. страница 6.
4. Заключение страница 7.
5. Приложение страница 8.
2 Введение.
Данная работа ставит своей целью рассказать о великом празднике «Крещение
Господне». Также в работе рассказывается о приметах и поверьях, связанных с
православным праздником.
Задачи, которые ставятся в исследовании:
изучить все имеющиеся источники о празднике «Крещение Господне»;
провести беседы с местными жителями;
собрать материал об истории праздника.
Методы обусловлены целью и задачами работы:
изучение имеющихся источников;
анализ материалов о празднике «Крещение Господне»;
беседы с местными жителями.
Предмет исследования – религиозные праздники .
Актуальность темы обусловлена:
стремлением сохранить для истории материалы о празднике «Крещение
Господне» в прошлом и настоящем;
передать из поколения в поколение особенности празднования праздника
«Крещение Господне».
3 Из истории праздника «Крещение Господне».
Сегодня на нашей планете не осталось неисследованных континентов,
таинственных островов. Современным Одиссеям доступен любой уголок света. Но
гораздо сильнее манят путешествия иного рода – в мир других народов и культур,
жизненных укладов и ценностей.
Почти каждый день на нашей огромной планете шумит какойнибудь
праздник. Люди собираются вместе, чтобы отметить радостное событие.
С глубокой древности праздники играли огромную роль в жизни человека.
Они вобрали в себя обряды и традиции исторической, религиозной и повседневной
жизни многих поколений разных народов.
Меня заинтересовал праздник «Крещение Господне», который справляется в
январе. Этот великий праздник имеет свою давнюю историю .
... У престарелых родителей Захарии и Елизаветы, которые долго молились о
ребенке, родился сын Иоанн. Когда он вырос, то удалился в глухую пустыню и
жил там в пещере, молясь Богу. Иоанн вел суровый образ жизни: носил одежду из
грубой верблюжьей шерсти, толстый кожаный пояс, а пищей ему был дикий мед и
акриды (насекомое типа саранчи).
Когда Иоанну исполнилось 30 лет, он оставил свою пещеру и пришел к
еврейскому народу на реку Иордан и стал проповедовать народу о скором
пришествии Спасителя мира.
В один из дней, когда Иоанн был на реке Иордан и крестил людей, к нему
пришел сам Спаситель Иисус Христос. Он попросил окрестить и его, как
простого человека, хотя он, как Бог, был совершенно чист от греха. Иоанн
ужаснулся и хотел его удержать. Он сказал: «Ты ли приходишь креститься ко
мне? Это мне надо принять крещение от Тебя». Но Иисус возразил ему: «Оставь,
теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (то есть исполнить то,
что повелел Бог).
И тогда Иоанн крестил Христа в воде реки Иордан. Вышел Иисус из воды, и
вдруг раскрылись небеса и увидели все Духа Божьего, который нисходил на
Христа в виде голубя, и слышен был в это время голос с небес: «Это Сын Мой
возлюбленный, в котором Мое благоволение» ...
В Москве в XVIXVII веках цари являлись на этот праздник в одеянии из
дорогой одежды, богато украшенной драгоценными камнями и жемчугом, в
царском венце, блиставшем алмазами, изумрудами, яхонтами, с золотой цепью, на
которой находился крест с частицами Животворящего Креста и Ризы Господней.
В руках был золотой жезл, украшенный драгоценными камнями. Башмаки царя
были унизаны жемчугом. Со всех концов России съезжались в это время в Москву,
чтобы видеть торжественный обряд освящения воды, совершавшийся патриархом
4 на Москвереке, где была устроена «Иордань», расписанная золотом, серебром,
украшенная шелковыми цветами, зелеными листьями, с изображениями птиц, вы
резанными из медных листов.
В 4 часу дня, или, понашему, в 12 часов дня, патриарх начинал службу в
Успенском Соборе, и, когда звон колоколов на Иване Великом возвещал об этом
народу, начиналось шествие, которое открывал отряд стрельцов, численностью в
600 человек и больше, по 4 в ряд, одетых в цветное платье, с золочеными
пищалями и винтовками, ложи которых были украшены перламутровыми
раковинами; другие с золочеными копьями и, наконец, третьи с нарядными зо
лочеными протазанами (род алебарды); древки их были обтянуты желтым атласом
с золотым галуном и украшены шелковыми кистями. За ними шло духовенство в
крестном ходе, заключавшееся особой патриарха.
Затем шествие государя открывалось нижними придворными чинами, по три
в ряд; первые одеты были в бархатные кафтаны, шедшие за ними в золотые
кафтаны и богатые шубы. За царем, поддерживаемым под руки двумя
стольниками из ближних людей, постельничий нес «царскую стряпню», то есть
кафтан, зипун, шапку, шубу, посох , все, во что царь одевался на «Иордань». Трое
стряпчих несли царское полотенце, стул и подножие. «Для сбережения государева
шествия от утеснения нижних чинов людей» по обе стороны царя шли стрелецкие
полковники в бархатных кафтанах.
На «Иордани» приготовлены были уже места для патриарха и царское,
отделены от народа решеткой и балюстрадой, покрытые красным сукном и
занавешенные сукном или тафтой. Сам обряд водосвятия совершался так:
патриарх раздавал всем, начиная с царя, свечи и совершал «действо по чину»; во
время погружения креста в воду, при пении тропаря, подносили знамена для
окропления. Патриарх черпал серебряным ведром воду из «Иордани» и отдавал
ключарю, наполнив также водою «государеву стопу», которую относили во дворец
для окропления комнат, осенял царя крестом, кропил святой водой и поздравлял с
праздником. Царь, со своей стороны, поздравлял патриарха и принимал
поздравления от бояр, один из которых говорил речь.
Если крестный ход бывал до обедни, то с «Иордани» государь иногда
приезжал к обедне на Троицкое подворье, где была церковь Богоявления; иногда
возвращался в Успенский собор и, отслушав там молебен или отпускную молитву,
шествовал во дворец.
В 1699 году, в праздник Богоявления, в крестном ходе на водосвятие,
совершавшееся на реке Неглинной в Москве, участвовал Петр 1. Он в качестве
капитана Преображенского полка шел вместе с полком и хором музыки.
Преображенцы были в зеленых, а семеновцы в голубых мундирах. Около
«Иордани» устроен был высокий стол, на котором стоял человек, державший
царское знамя, белое с двуглавым орлом, вышитым золотом. Знаменосец
несколько раз наклонял знамя, которое, по погружении креста в воду, окроплено
было святою водою. Затем на шести белых конях везли во дворец огромный сосуд
со святой водой.
Описывая виденное при крещенском водосвятии, один из современников
иностранцев замечает: «Этот праздник в старину отправляли с гораздо большею
5 торжественностью, потому что их царские величества и все знатные вельможи
государства присутствовали на нем».
Особенно торжественно праздновала день Крещения императрица Екатерина
1 в 1727 году. Около церкви Святой Троицы, на Петербургской стороне, была
устроена «Иордань», а с правой ее стороны «особливый высокий феатр ее
императорскому величеству», увенчанный императорскою короною и внутри
обитый, с богатыми золотыми позументами, бархатом. Здесь находились особы
императорской фамилии. В первом часу дня, в великолепной коляске, запря
женной восьмеркою лошадей, приехала императрица, одетая в «амазонское»,
тканое из серебра платье, белый парик, шляпу с драгоценным бриллиантом вместо
пуговицы, с осыпанной бриллиантами шпагой. По окончании литургии совершено
было пятью архиереями водосвятие при громе пушечных выcтpeлoв.
Великий православный праздник.
На Руси на праздник «Крещение Господне» 6 (19) января ходили в полночь
за водой на реку. Уверяли, что в эту пору вода в реках колышется. Почерпнув
воду, приносили ее домой и сохраняли. Считалось, что вода эта может стоять
несколько лет в закрытом сосуде, не портясь. Несмотря на лютые «крещенские»
морозы, самые отчаянные люди непременно считают своей обязанностью оку
нуться в этот день в прорубь возле «Иордани» и смыть с себя тяжкие грехи.
В деревнях накануне Крещения мелом рисовали кресты на стенах, дверях.
Крещенский снег собирали для беления холстов, а также от разных недугов, а
также мог сохранить в колодцах воду весь год. Стоило только принести снег с
поля и опустить его в колодец. Этот снег также был хорош для умывания,
поэтому воду из него старались хранить долго. Говорили: «Если в крещенскую
ночь звезды очень блестят, хлеб будет хороший», «Если в крещенскую ночь небо
чистое, будет много гороху». А крещенские морозы, прославившиеся своей
жестокостью, сулили богатый урожай. В морозы заговаривали печные трубы –
обычный путь нечистой силы и варили горшок каши, чтобы задобрить своего
домового. Верили, что если ужин ему понравится, целый год домовой будет
смирен и услужлив.
Верили, что сама прорубь «Иордань» и место вокруг нее обладают чудесной
силой. Поэтому после водосвятия втыкали в прорубь палку, чтобы голуби или
пчелы плодились. Втыкали также кнут, чтобы лошади шли ко двору.
Жительница села Саиновка Сидорова Клавдия Павловна с радостью
вспоминает те времена, когда они вместе с семьёй праздновали этот великий
праздник. Хоть и прошло уже больше 60 лет, говорит Клавдия Павловна, все я
храню в своей памяти. Она вспоминает, что когда ей было 89 лет, в селе, где она
жила праздновали праздник «Крещение Господне» . С утра уже родители топили
жарко печь. Клавдия Павловна сидела и смотрела на дрова, которые так и весело
трещали. Мать готовила к празднику вкусненькое. Дети же смотрели на замерзшие
окна и соскребывали ноготком иней. Смотрят в окно, а там всё запушило инеем.
Деревья, крыши сараев и амбаров, калитка были совсем седые. На улице
собираются люди. Все они в толстых шубах и пальто, щеки красные, прыгают в
6 валенках, шлёпают варежками с мороза. И даже через стекло слышно как хрустит
снежок.
На кухне хранился специальный кувшин, крещенский. В неё набирали святую
воду. Если там оставалась прошлогодняя вода, её выливали в колодец.
Затем они шли к проруби набирать воды и посмотреть на людей. Мама
умывала лицо Клавдии Павловны святой водой и шептала в ухо: «Крещенская
богоявленская, смой нечистоту, душу освяти, телеса очисти, во имя Отца и Сына
и Святого Духа». Потом , встав на ледяную глыбу, она долго смотрела на
серебряную воду…
Этот великий праздник празднуют до сегодняшних дней. Все жители сел идут
к прорубленной священной проруби и берут оттуда священную воду, а самые
смелые даже купаются.
Заключение.
Таким образом, мы узнали, что церковный обряд праздника Крещения
отличается торжественностью и пышностью и главное место в нём занимает
освящение воды; что на Руси в навечерие Богоявления и в самый день
Богоявления происходило великое освящение воды: в навечерие в церкви и в
самый день вне церкви: на реках, прудах.
С древних времён и до сегодняшних дней Богоявленская, или крещенская
вода считается великой святыней. Это вода, по поверью, никогда не портится и
может простоять несколько лет.
Как утверждают старожилы, по общераспространенному верованию, в
полночь на Богоявление, как только наступит праздник, нужно обязательно
вымыть лицо или даже окунуться в проруби, когда вода во всех озерах и реках
колышется. Если правильно совершить данный обряд, то человек освободится от
всех грехов и недугов на целый год. А если же человек не смог умыться или
окунуться, то он может набрать святой воды и пить её в течение года.
Все же бывают случаи, когда рядом с населённым пунктом не бывает реки
или озера. В данном случае человек может набрать снега и подождать, пока он
растает. Затем эту воду можно пить и умываться им сколько душе угодно.
Снег во время праздника является святой, и по поверью обладает большой
магической силой. Многие люди собирали его в кучи у домов, ссыпали в колодцы,
подсыпали в корм скоту. Снегом же лечили различные недуги.
Мне кажется, как хорошо, что в жизни человека есть такие прекрасные
праздники, которые рождены с помощью поверий и народных примет. Все эти
праздники приносят добро и счастье. Человек верит в то, что с ним случится что
то хорошее, что Бог простит его за грехи, и он будет мирно жить и радоваться со
своей семьёй.
Если бы не было праздников, то жизнь на земле была бы скучной и мрачной.
7 8 Крещение Господне. Византийская икона XIII века.
9 10
Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».
Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».
Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».
Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».
Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».
Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».
Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».
Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».
Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».
Исследовательская работа на тему: «Великий праздник Крещение Господне».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.