Министерство образования Республики Башкортостан
Башкирский институт развития образования
Малая академия наук школьников Республики Башкортостан
Секция: Информатика
Загадка клавиатуры
Силяев Кирилл Александрович, 2 класс, МБОУ СОШ №1 с. Федоровка МР
Федоровский район, Республики Башкортостан
Руководитель: Силяева Эльзара Мансуровна, учитель информатики МБОУ
СОШ №1 с. Федоровка МР Федоровский район, Республики Башкортостан
Выполнила:
ученица 10 «А» класса
МБОУ СОШ №1
Васильева Дарья
Научный руководитель:
учитель русского языка
и литературы
Карпова О. И.
2017 г.
Федоровка, 2015 г. Тема: Загадка клавиатуры
Силяев К.., 2 класс, МБОУ СОШ №1 с. Федоровка
Руководитель: Силяева Э.М.
Гипотеза: расположение букв «ЙЦУКЕН» на клавиатуре зависит от частоты
их употребления в текстах.
Проблема: необходимость увеличить скорость набора текста на клавиатуре.
Цель моего исследования – выявление параметров, от которых зависит
скорость набора текста на клавиатуре.
Цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
изучить историю возникновения современной раскладки клавиатуры;
проанализировать зависимость скорости набора текста от расположения
освоить десятипальцевый метод печати;
раскладки клавиатуры;
сформулировать рекомендации по увеличению скорости работы на
клавиатуре компьютера.
Объект исследования: параметры изменения скорости набора русского
текста.
Предмет исследования: раскладка клавиатуры компьютера.
Методы исследования: частичнопоисковый, исследовательский, измерение,
обобщение.
Практическая значимость: для любого пользователя высокая скорость
набора текста – необходимый навык в современных условиях.
Теоретическая значимость: подробное изучение расположение клавиш на
клавиатуре
Новизна моей работы заключается в освоение десятипальцевого метода
печати.
2 Оглавление
Тема: Загадка клавиатуры.......................................................................................2
Оглавление...............................................................................................................3
Введение...................................................................................................................4
Глава 1. Теоретическая часть.................................................................................5
1.1. История возникновения символьной раскладки клавиатуры и
существующие варианты......................................................................................5
1.2 КЛАВИАТУРА КОМПЬЮТЕРА............................................................................8
1.3 Значимость тренажера «Rapid Typing»..........................................................9
II. Практическая часть............................................................................................10
2.1. Эксперимент.................................................................................................10
2.1.1 Опрос учащихся.......................................................................................10
2.1.2 Подбор текста.........................................................................................11
2.1.3 Освоение слепого десятипальцевого метода печати..........................11
Заключение..........................................................................................................14
Традиционная русскоязычная раскладка «Йцукен» была разработана с
учетом частоты встречаемости букв в тексте. Для того чтобы печатать
быстрее, необходимо осваивать слепой десятипальцевый метод. Для
обучения этому методу можно использовать различные компьютерные
тренажеры: RapidTyping и др..............................................................................14
К работе прилагаются 4 приложения:..................................................................15
Приложение 1 - опрос............................................................................................15
Приложение 2 – текст для подсчета частоты букв..............................................15
Приложение 3 – результаты обучения слепому методу печати.........................15
Приложение 4 – презентация................................................................................15
Список литературы................................................................................................16
3 Введение
Актуальность моей темы заключается в изучении раскладки символов
на компьютерной клавиатуре.
Сегодня значительное количество людей занимается информационным
трудом в процессе учебной, научной и другой профессиональной
деятельности, связанной с получением, обработкой, хранением и
использованием информации. Современному обществу необходима
компетентная личность, владеющая высокой скоростью набора текста. В чем
и заключается практическая значимость моей работы: для любого
пользователя высокая скорость набора текста – необходимый навык в
современных условиях. Сотни миллионов людей каждый день пишут
различные виды информации, общаются в Интернете с помощью ПК. Все это
осуществляется с помощью клавиатуры.
Клавиатура — это одна из основных частей компьютера. С её помощью
вводят алфавитноцифровые данные и управляют работой компьютера.
При работе с клавиатурой для ввода текста обычно пользуются слепым
десятипальцевым методом [5], т.е. каждая клавиша на клавиатуре закреплена
за определенным пальцем руки, тем самым пользователь набирает текст, не
глядя на клавиатуру.
Когда я в первый раз начал вводить текст, столкнулся с тем, что мне
было трудно найти нужную букву на клавиатуре. Однако я заметил, что со
временем мои пальцы немного привыкли к такому странному расположению
букв. У меня возник вопрос, почему же буквы на клавиатуре расположены не
по алфавиту, а разбросаны в беспорядке.
Я решил углубиться в тему и исследовать зависимость скорости печати
текста от расположения букв на клавиатуре.
4 Глава 1. Теоретическая часть
1.1. История возникновения символьной раскладки
клавиатуры и существующие варианты.
Разработал клавиатурную раскладку для
латиницы американский инженер Кристофер
Шоулз начал еще в 1860 годах — само собой, для
печатных машинок (рис.1), компьютеров тогда
еще и в проекте не было. Произошло это почти
150 лет назад в США.
Рис. 1
На первой печатной машинки, которая имела два ряда клавиш с цифрами и
алфавитным расположением букв от А до Z (строчных букв не было, только
заглавные, также не было цифр 1 и 0 – вместо них использовались буквы I и
О), однако такой вариант оказался неудобным. Почему?
Есть легенда, согласно которой при быстром последовательном нажатии
на буквы, расположенные рядом, молоточки с литерами застревали, вынуждая
останавливать работу и руками разгребать затор. В результате чего появилась
задача разнести часто повторяющиеся буквы подальше друг от друга. Так и
поступил Кристофер Шоулз. В результате была создана дошедшая до наших
дней почти без изменений раскладка QWERTY (рис.2)
Рис. 2
5 В конце 1980х в России появились персональные компьютеры иностранного
производства. Клавиатур, учитывающих длину русского алфавита, никто
в мире не производил. Поэтому возникла необходимость русифицировать то,
что есть. Так появилась клавиатура ЙЦУКЕН.
ЙЦУКЕН –
основная русскоязычная раскладка клавиатуры
компьютеров и пишущих машинок (рис. 3). Название произошло от 6 левых
знаков верхнего ряда раскладки.
Рис. 3
Русский алфавит «разложили» по QWERTYклавиатуре, где он просто не
смог уместиться оптимально (в латинице — всего 26 букв). В результате чего,
букву «ё», выселили в цифровой ряд, а, символ запятой, оказался в верхнем
регистре.
Русскую раскладку клавиш «ЙЦУКЕН» придумали в Америке в конце 19
века. До середины 50х годов XX века русскую раскладку вернее было
называть ЙІУКЕН (рис. 4), так как после реформы орфографии, когда, в
частности, из алфавита был исключен ряд букв.
6 Рис. 4
Буквы Ц и Э размещались среди цифр, а цифры 0, 1 и 3 вообще
отсутствовали, так как считалось, что их можно заменить буквами О, І и З.
Экономия некоторых символов и букв была распространённой традицией,
которая прослеживалась с момента создания пишущих машинок. В русских
раскладках зачастую экономили букву Ё, точку с запятой, звёздочку, скобки.
При этом часть знаков заменялась внешне схожими, как это было с цифрами
0, 1, 3; другую часть получали так называемым «составным методом»,
заключавшимся в том, что несколько знаков печатались друг поверх друга.
Так, на том месте, где сейчас буква «Ц», размещалось «I», а на месте
«А» — «Ъ», поскольку тогда эта буква использовалась очень часто, в конце
всех слов, заканчивающихся на согласную. Буквы «Ц» и «Э» располагались в
самом верхнем «цифровом» ряду после цифры «0». Нижний ряд был
несколько смещён влево, потому что после букв «Я» и «Ч» на месте
нынешней клавиши «С» была клавиша с буквой «ѣ», «С» была следующей за
ней клавишей.
7 Рис. 5 Рис.6
В 1874 на свет появляется печатная машинка «Remington 1» (рис 5.).
Расположение букв на ней начиналось не как раньше с «ABCDEF», a с
«QWERTY». Это расположение латинских букв сохранилось до наших дней!
Механические печатные машинки совершенствовались. Именно на
клавиатуре «QWERTY» был впервые внедрен способ слепой,
десятипальцевой печати.
1.2 КЛАВИАТУРА КОМПЬЮТЕРА
Сотни миллионов людей каждый день пишут письма, служебные записки,
статьи, романы, общаются в Интернете при помощи компьютера. При этом
ввод текстовой информации в компьютер осуществляется с помощью
клавиатуры.
Клавиатура компьютера — одно из основных устройств ввода
алфавитноцифровой информации от пользователя в компьютер. Это
наиболее распространенное устройство (рис. 6).
Рис. 6
Сегодня существует огромное множество дизайна клавиатуры. Но
принцип у них один, и основные клавиши у всех одинаковы.
8 Стандартная компьютерная клавиатура имеет 101 или 104 клавиши.
Расположение клавиш на клавиатуре подчиняется единой общепринятой
схеме, спроектированной в расчёте на английский алфавит.
При работе с клавиатурой для ввода текста обычно пользуются так
называемый слепым десятипальцевым методом, т.е. каждая клавиша на
клавиатуре закреплена за определенным пальцем руки, тем самым
пользователь набирает текст, не глядя на клавиатуру. Для обучения этому
методу можно использовать различные компьютерные тренажеры.
1.3 Значимость тренажера «Rapid Typing»
Рис. 7
Rapid Typing – оригинальный и интересный клавиатурный тренажёр,
благодаря которому можно с лёгкостью освоить слепой десятипальцевый
метод набора текста в начальной школе.
Яркое оформление делает процесс обучения простым и захватывающим.
Можно наблюдать за удивительным подводным миром, который становится
9 всё разнообразнее с каждым пройденным уроком, а его обитатели будут
постоянно комментировать ваши успехи.
Тренажёр работает как с русской, так и с английской раскладкой. С
помощью тренажера Rapid Typing можно научиться быстро печатать не
только на русском и английском, но и на французском, немецком, испанском
и португальском языках. Все успехи и достижения будут отображаться в виде
таблиц либо графиков, отслеживающих продвижения в скорости набора,
количество совершаемых ошибок и показывающих статистику обучения.
Благодаря наличию игрового сюжета Rapid Typing будет интересно
использовать не только взрослым, но и детям.
II. Практическая часть.
2.1. Эксперимент.
Свое исследование я начал с поиска и изучения информации о
существующих раскладках клавиатуры. Я изучил историю создания
традиционной клавиатурной раскладке ЙЦУКЕН и выяснил принципы
расположения букв на этой раскладке.
2.1.1 Опрос учащихся.
Провел опрос среди учащихся 24 классов нашей школы. (Приложение 1)
10 Рис. 8
По итогам опроса выяснилось, что больше половины учеников умеют
печатать и только 29% печатают десятью пальцами. А 12 % вообще не умеют
печатать на клавиатуре. Мне захотелось проверить, от чего же всетаки
зависит скорость печати. Все дело лишь в привычке, или расположение букв
играет определенную роль?
2.1.2 Подбор текста.
В качестве образца текста я выбрал отрывок из учебника «Литературное
чтение» 2 класса (приложение 2). Затем я провел работу с фрагментом текста,
проанализировал его на частоту встречаемости различных букв алфавита. Как
оказалось, именно те буквы, которые расположены ближе как раз чаще
встречаются в тексте.
Таким образом, данный текст подходящим для проведения
эксперимента. В процессе эксперимента я выявил параметры, от которых
зависит скорость набора текста на клавиатуре.
2.1.3 Освоение слепого десятипальцевого метода печати.
Освоение слепого десятипальцевого метода печати я решил с помощью
тренажера «Rapid Typing».
расположении пальцев.
Основная задача состояла в правильном
11 Рис. 9
Весь курс состоит из разделов: введение, начинающий, опытный, эксперт.
В разделах по 9 упражнений, поделенных по сложностям и усвоению букв. Я
прошел три раздела упражнений, но обязательно пройду все (приложение 3).
Рис. 10
После упражнение открывается подробный анализ, какая скорость,
сколько ошибок, точность.
Рис. 11
12 Рис. 12
13 Заключение
Итак, из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что гипотеза,
которую я выдвинул, нашла свое подтверждение в исследовании: если
набирать текст на клавиатуре «Йцукен», то количество знаков, набранных за
определенное время, будет на самом деле больше. И буквы расположенные
ближе на самом деле чаще используются.
Традиционная русскоязычная раскладка «Йцукен» была разработана с
учетом частоты встречаемости букв в тексте. Для того чтобы печатать
быстрее, необходимо осваивать слепой десятипальцевый метод. Для обучения
этому методу можно использовать различные компьютерные тренажеры:
RapidTyping и др.
При работе на ПК очень важно правильно сидеть, правильно
располагать руки и пальцы на клавиатуре. Также важно правильно нажимать
на клавиши. Лишь в этом случае можно добиться высокой скорости печати и
сохранить свое здоровье. Я считаю, что работа может быть интересна всем
пользователям персонального компьютера.
Кроме этого, я сделал вывод, что исследование можно продолжить и
дальше, выясняя, как выгоднее расположить буквы в английской раскладки
клавиатуры.
Поставленные задачи полностью выполнены, цель достигнута.
14 К работе прилагаются 4 приложения:
Приложение 1 опрос
Приложение 2 – текст для подсчета частоты букв
Приложение 3 – результаты обучения слепому методу печати
Приложение 4 – презентация
15 Список литературы
1) http://ru.wikipedia.org/wiki/ЙЦУКЕН
2) Коллектив «Энциклопедия для детей. Том 22. Информатика», Аванта+,
2007 г.
3) http://www.melinfo.ru/detailfile.php?id=327
4) http://историявещей.рф/byitovayatehnika/istoriyakompyuternoy
klaviaturyi.html
5) /http://obrazovanie.moy.su/publ/kompjutery/istorija_klaviatury/161029
16
Исследовательская работа на тему Загадка клавиатуры
Исследовательская работа на тему Загадка клавиатуры
Исследовательская работа на тему Загадка клавиатуры
Исследовательская работа на тему Загадка клавиатуры
Исследовательская работа на тему Загадка клавиатуры
Исследовательская работа на тему Загадка клавиатуры
Исследовательская работа на тему Загадка клавиатуры
Исследовательская работа на тему Загадка клавиатуры
Исследовательская работа на тему Загадка клавиатуры
Исследовательская работа на тему Загадка клавиатуры
Исследовательская работа на тему Загадка клавиатуры
Исследовательская работа на тему Загадка клавиатуры
Исследовательская работа на тему Загадка клавиатуры
Исследовательская работа на тему Загадка клавиатуры
Исследовательская работа на тему Загадка клавиатуры
Исследовательская работа на тему Загадка клавиатуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.