Исследование неизвестных страниц жизни моего прадеда, особенно его участия в Великой
Отечественной войне.
В своём исследовании я поставил задачи:
1. Собрать сведения о предках-участниках Великой Отечественной войны;
2. Познакомиться с сохранившимися фотографиями, документами;
поработать с семейным архивом;
3. Проанализировать материал Интернет – ресурсов, дающие сведения о
моих родственниках – участниках Великой Отечественной войны;
4. В документальных источниках проследить военные битвы, в которых участвовал прадед
Мы эту войну будем помнить вовек.
Клянемся... Клянемся... Клянемся!»
(В. Снегирев )
Каждый год 9 мая в нашем городе, и и по всей России проходит парад Победы. Я помню,
как впервые стоял на тротуаре и смотрел на ветеранов войны, которые шли, с гордостью
неся на груди множество медалей. А потом шествовал «Бессмертный полк». Люди несли
портреты своих воевавших и погибших на фронте родственников. Тогда моя бабушка, Зусс
Валентина Никитьевна, сказала, что в нашей семье тоже был участник войны Чудин Никита
Иванович, её отец.
Весной 2014 года на классном часе наша учительница рассказывала о событиях 1941 1945
годов. Говорила,что война вошла в каждую семью, в каждый дом. Что русские люди
должны помнить, чтить ветеранов войны, отдавших жизнь за мир для нас, своих потомков.
И тогда мне тоже захотелось узнать поближе историю своего родственника. Чтобы в
дальнейшем рассказать потомкам. Чтобы эта история не умерла вместе с теми, кто её ещё
помнит. Ведь это гордость семьи. Так возникла тема моей исследовательской работы.
Но я столкнулся с проблемой. Рассматривая дома фотографии, удостоверения, письма,
награды своего прадедушки, оказалось, что я очень мало знаю о его жизни, особенно о
военном периоде.
Поэтому целью моей работы стало: Исследование неизвестных страниц жизни моего
прадеда, особенно его участия в Великой
Отечественной войне.
В своём исследовании я поставил задачи:
1. Собрать сведения о предкахучастниках Великой Отечественной войны;
2. Познакомиться с сохранившимися фотографиями, документами;
поработать с семейным архивом;
3. Проанализировать материал Интернет – ресурсов, дающие сведения о
моих родственниках – участниках Великой Отечественной войны;
4. В документальных источниках проследить военные битвы, в которых участвовал прадед.
5. Рассказать о своей работе одноклассникам и всем заинтересованным
лицам.
3
6. Поместить в школьную стенгазету историю жизни моего прадедушки.Гипотеза исследования: мой родственник принимал участие в Великой Отечественной
войне и был её неизвестным героем.
Объект исследования: Великая Отечественная война
Предмет исследования: Вклад прадеда в победу над фашисткой Германией.
Методы исследования: изучение семейного архива, беседы с
родственниками, сопоставление полученных фактов биографии прадедушки
с историей страны, анализ и обобщение собранной информации.
Мой родственник — неизвестный герой войны.
Мирное детство.
Чудин Никита Иванович родился 10 июня 1924 года в селе Вельяминовка Сызранского
района Куйбышевской области. Детские годы были голодными, родители много работали в
колхозе, дети от мала до велика им помогали. Пасли скот, косили, помогали обрабатывать
поля. Закончив 7 классов, родители смогли отправить его учиться в Сызрань, в школу
механизаторов, что по тому времени было очень престижно. Проучившись 2 года, он
вернулся в родной колхоз, где ему 16летнему сразу доверили трактор. Работали по 12
часов, пахали и по ночам. А жуткото как было, одному в пустом поле, далеко от деревни.
Призыв на военную службу
В 1941 году наступила война. 16 августа 1942 года по достижении 18летнего возраста он
был призван на действительную военную службу. И поскольку он был трактористом, его
сразу же направили на обучение на танкиста в 1е Ульяновское Краснознамённое танковое
училище имени В. И. Ленина. Обучение шло по ускоренной программе. За 6 месяцев их
научили водить танк, маневрировать, распознавать снаряды, заряжать и стрелять по цели, а
также многому другому.
Из выпускников сформировали экипажи по пять человек и отправили в город Омск. Свою
боевую машину — легендарный танк Т34 — они получили на заводе. Боевые машины
грузили на железнодорожные платформы, крепили толстой проволокой. Экипажи
размещались в «телячьих» вагонах.
В январе 1943 года они прибыли на фронт в 96ю танковую бригаду, которая входила в
состав 15го танкового корпуса 3й танковой армии. Начались бои.
4
Рассказ из первых уст.
Прадедушка умер недавно, и поэтому мне удалось услышать лично от него некоторые
факты. Вот что он рассказал.Первый бой. Жутко видеть идущие на тебя «тигры» и «пантеры» с крестами и свастикой.
Было страшно. Им, молодым и сильным, было страшно идти в бой, каждый из которых мог
быть последним, страшно терять друзей, которые только вчера были рядом и рассказывали
о своих родных, о маме, о любимой девушке . Никто из бойцов тогда не знал, доживёт ли он
до завтра, встретит ли рассвет, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой.
Потом появилась жгучая ненависть к фашистам и она заглушила все остальные чувства.
Мне, в мирное время, было страшно видеть его сжатые кулаки, когда он об этом говорил.
А когда рассказывал, как сложно было ему, почти под 2 метра ростом, за секунды залезть в
танк или покинуть его на поле боя, смеялся. Несколько раз был контужен, во время боя
вдруг наступает глубокая тишина и ты ничего не слышишь.
Участие прадеда в Курской битве.
Никита Иванович участвовал в одной из самых тяжелых битв — Курской. Из книги «Битва
под Курском» я узнал, что после поражения под Сталинградом, весной 1943 года немецкое
командование разработало план операции Цитадель, который предполагал провести
крупное сражение летом 1943 года в районе города Курска. Немцы планировали нанести
два одновременных удара по Курску, быстро окружить и уничтожить находившиеся на
Курском выступе советские войска.
Задача советских войск состояла в том, чтобы в оборонительных сражениях на заранее
подготовленных рубежах измотать и обескровить противника, а затем перейти в мощное
контрнаступление и завершить разгром немцев.
Курская битва, продолжавшаяся с 5 июля по 23 августа 1943 года, закончилась крупным
разгромом немцев. 96 танковая бригада, в которой воевал Никита Иванович, попала под
главный удар танковой дивизии фашистов «Мертвая Голова». В одном из многочисленных
боёв танк был подбит и прадед получил осколочное ранение в обе ноги.
После боя раненых погрузили в эшелон и через всю Россию, мимо Сызрани, где были все
родные, перевезли в город Читу на Дальнем Востоке. Там, в госпитале, прадедушка пробыл
6 месяцев, все осколки из ног так и не смогли 5 вынуть.
Жизнь после войны.
В январе 1944 года Чудин Никита Иванович был исключён из действующей Армии по
причине инвалидности. Вернулся в родное село. Женился на Чудиной Зинаиде Дмитриевне.
В семье родилось трое детей. Все получили образование. Двое сыновей Александр и Иван
стали нефтянниками, а Валентина, моя бабушка, химиком. В трудные послевоенные годы
прадед трудился в колхозе, был бригадиром тракторной бригады. В 1958 году вступил в
ряды Коммунистической партии и до конца дней своих оставался коммунистом. На
протяжении многих лет был председателем Совета ветеранов в колхозе. В разные годы был
депутатом, принимал активное участие в работе народного контроля и товарищеского
суда. В 1986 году после тяжёлой болезни моя бабушка перевезла родителей жить в
Отрадный, поближе к себе.[2]
Умер прадедушка 16 декабря 2006 года в возрасте 82 лет. У него шестеро внуков, 10
правнуков и одна праправнучка.И ещё один участник войны в нашей семье.
После рассказа бабушки мой дедушка Зусс Владимир Петрович стал рассказывать о своём
отце Дзус Петре Тимофеевиче, который тоже был на войне, получил ранение, остался без
глаза. Но, к сожалению, он рано ушёл из жизни и дедушка мало помнит его рассказов.
С интересом узнал, что настоящая фамилия моего деда ДЗУС. Оказывается, получив
ранение, в тяжёлом состоянии в госпитале неправильно расслышали фамилию прадеда и
записали его ЗУСС, а поскольку это связано было с оформлением документов на
инвалидность, так и стал он носить после войны новую фамилию.
Что я узнал на сайте.
Мне захотелось побольше узнать о своих прадедах. На сайте Министерства обороны
«Подвиг народа» я нашёл интересную для меня информацию. Указывались награды
прадедушек [1], и за что они их получили [2].
6
Заключение.
Какие же мы всетаки счастливые, что можем беззаботно просыпаться утром, радуясь
солнцу, не слыша залпов артиллерии, гула самолетов над головой, взрыва бомб! Мы
должны быть благодарны нашим ветеранам и погибшим молодым советским людям за
каждый новый день, за каждый счастливый момент, прожитый нами. Моему поколению
нужно помнить всех советских солдат, ценить каждого ветерана, живущего рядом с нами,
ведь их осталось немного!
Разве можно забыть тех, кто дал нам возможность жить, учиться, творить? Разве можно
забыть то, что сделали для нас наши прадеды? Память о вас и ваших героических делах нам
нужна, и она должна жить в каждом человеке вечно. Благодаря вам и вашим подвигам
живем мы, ваши дети, внуки и правнуки.
Мужество и героизм людей не имеют срока давности.
Вывод:
Проводя данную исследовательскую работу, я достиг поставленной цели. Узнал, что в моей
семье тоже есть герои Великой Отечественной войны, которые воевали за освобождение
родной страны от немецких оккупантов. Это подтверждают боевые награды прадедов.
Теперь я с гордостью рассказываю своим одноклассникам и ученикам нашей школы о моих
героических предках. Историю жизни Чудина Никиты Ивановича я разместил в школьной
стенгазете. А 9 мая на 70летие Великой Победы я буду гордо шагать в «Бессмертном
полку» с портретом прадедушки. Хотелось , чтобы моему примеру последовали многие
ученики и узнали побольше о своих предках, участниках войны.