Исследовательская работа "Народная мудрость" имеют структуру, которая соответствует исследовательским работам. Цель исследования:определение роли пословиц и поговорок в жизни современного человека, и стимулирование интереса к данному жанру фольклора. Объект исследования: роль пословиц и поговорок в жизни современного человека
Предмет исследования: пословицы и поговорки как жанр фольклора.Исследовательская работа "Народная мудрость"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«УстьАбаканская средняя общеобразовательная школа»
Народная мудрость
Выполнил
ученик 2 класс В
Караванцев Василий
Руководитель
Быкодерова Вера ВалентиновнаУстьАбакан, 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1 Пословицы и поговорки как жанр фольклора……………..4
1.1 Пословицы и поговорки………………………………………….4
1.2 Значение пословиц и поговорок…………………………………4
1.3 А в чем отличие пословиц и поговорок…………………………5
Глава 2 Роль пословиц и поговорок в жизни современного
человека………………………………………………………………7
Вывод…………………………………………………………………9
Список литературы………………………………………………….10
Приложение………………………………………………………….11ВВЕДЕНИЕ
«Здорово,
Настасьюшка!» «Здравствуйте,
Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь.Многие
из нас говорят стандартно, невыразительно, забывая, что есть живая и
прекрасная, добрая и злая речь! Вот одно из свидетельств выразительности
нашей устной речи. Ситуация самая обыкновенная встреча двух знакомых
женщин. Одна к другой пришла в гости. «Батюшки, никак кума Федосья?» —
радостно восклицает Настасья Демьяновна, роняя из рук ухват. «Не мало ли
вас, не надо ли нас? — весело отвечает нежданная гостья, обнимаясь с
хозяйкой.
здравствуйте!
Проходите да хвастайте», — сияя улыбкой, отзывается хозяйка». Это не
отрывок из художественного произведения, а запись беседы, свидетелем
которой была известная собирательница народного творчества Н. П.
Колпакова.
Мы говорим не только для того, чтобы передать собеседнику
информацию, но выражаем свое отношение к тому, о чем ведем речь:
радуемся и негодуем, убеждаем и сомневаемся, и все это с помощью слов,
сочетание которых порождает новые оттенки мыслей и чувств. Чтобы в кругу
друзей вас слушали с интересом, следует употреблять в своей речи меткие,
краткие и образные выражения; именно в них ярче всего проявляется
богатство, сила и красота языка.
А знаем ли мы пословицы и поговорки, можем ли использовать их в
разговорной речи? Чтобы ответить на все эти вопросы я решил провести
исследование о важности пословиц в разговорной речи.
Цель исследования:определение роли пословиц и поговорок в жизни
современного человека, и стимулирование интереса к данному жанру
фольклора.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу по теме исследования.
2.Определить, что такое пословица и поговорка.
3.Сформулировать значение пословиц и поговорок, найти сходства и отличия
пословиц и поговорок.
4. Провести диагностику учащихся 2В класса МБОУ «УстьАбаканская
СОШ» о знании и употреблении пословиц и поговорок в разговорной речи.
5. Составить сборник пословиц и поговорок для младших школьников.
Объект исследования: роль пословиц и поговорок в жизни современного
человекаПредмет исследования: пословицы и поговорки как жанр фольклора.
3
ГЛАВА I. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК ЖАНР ФОЛЬКЛОРА.
1.1. Пословицы и поговорки.
Возникновение и развитие пословиц и поговорок относится к глубокой
древности. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких
людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления,
создавал новое в природе, и в своем воображении. Многовековые наблюдения
народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках.
Пословицы и поговорки относятся к малому фольклорному жанру.
В.И.Даль так характеризует пословицы: «Пословица – это жанр фольклора,
образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным
смыслом». Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы,
суждения о самых разных сторонах жизни.
Поговорки, это меткие выражения, способные очень точно характеризовать и
описать какоелибо происходящее явление (Даль, 1989).
Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и
поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и
нравственный облик народа.
На данный момент очень трудно сказать, с каких именно времен на
Древней Руси появились самые первые пословицы, которые представляют
собой краткие и точные изречения. Точно также неизвестно и конкретное
время, когда впервые возникли на Руси поговорки, в роли которых выступают
меткие речи, способные выразительно и очень точно характеризовать и
описать какоелибо происходящее явление.
Неоспоримым остается только один факт: и пословицы и поговорки могли
возникнуть в древние времена, и с тех самых пор они стали являться
народными спутниками на протяжении всей истории.
1.2 Значение пословиц и поговорок
Слыша и привыкая к пословицам и поговоркам с ранних лет, мы
инстинктивно понимаем их смысл. Мы не задумываемся, откуда взялось то
или иное выражение, мы воспринимаем пословицы и поговорки как
неотъемлемую часть речи, быта и общения. А какой же изначальный смысл
несут в себе пословицы и поговорки, которые так хорошо вписываются в нашвек, в наше время? Большинство из них утратили свое первоначальное
значение, и приобрели новый смысл. Давайте попробуем погрузиться в
историю и найти там первоначальные значения знакомых нам выражений и
фраз.
Пословиц и поговорок великое множество. Все они нас чемуто учат.
Работать без лени, дружить искренне и честно, беречь свое счастье, свою
семью. О своевременности помощи друг другу ( Ашурова, 1986).
В пословицах закреплен общественноисторический опыт народа.
«Хорошо смеется тот, кто смеется последним.»
4
«Семь раз примерь, а один отрежь.»
«Ум — хорошо, адва— лучше.»
«Своярука — владыка.»
Пословицы учат культуре труда как основе жизни.
«Кто не работает, тот не ест.»
«Каков строитель, такова и обитель.»
«Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось.»
«Что посеешь, то и пожнешь.»
В пословицах обобщен житейскобытовой опыт народа, формулируется
его нравственный кодекс.
«От своей тени не уйдешь.»
«Совет хорошо, а дело лучше.»
«He сули журавля в небе, дай синицу в руки.»
Пословицы судят об исторических событиях, о социальных отношениях в
обществе, определяющих взаимоотношения людей в области семейных
отношений, любви, дружбы.
«Старая любовь не ржавеет»
«Милые бранятся, только тешатся»
В пословицах осуждаются глупость, лень, трудолюбие, нерадивость,
хвастовство.
«Дело мастера боится.»
«Кто не работает, тот не ест.»
«Жадность – всякому горю начало.»
«Леность наводит на бедность.»
Знание пословиц – необходимое условие глубокого овладения и правильного
использования разговорной речи.
Поговорки
«Свинью подложить» (напакостить)
«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)
«Остаться с носом» (быть обманутым)
«Легок на помине» (только вспомнили о нём, он и появился)
«Не солоно хлебавши» (вернуться ни с чем)« Валять дурака» ( ничего не делать, притворяться)
«А там хоть трава не расти.» (полное безразличие)
«Бабка надвое сказала.» (человек непонятно объяснил суть происходящего)
«Без году неделя.«(прошло очень мало времени)
«Без меня,меня женили.» ( человек отсутствовал , а за него решили другие)
«Без сучка, без задоринки.» (событие прошло удачно и хорошо)
«Беречь, как зеницу ока.» (тщательно оберегать и охранять)
«Бери быка за рога.» (действовать быстро, решительно)
«В гостях хорошо, а дома лучше.» (дома всегда лучше)
«В тесноте, да не в обиде.» (тебе рады и никогда не обидят) (Федорова, 1986).
5
1.3А в чем отличие пословиц и поговорок?
Точного определения, что такое пословицы и поговорки, не дает никто.
Существует множество мнений по этому поводу. Но в одном эти мнения
сходятся: пословицы и поговорки это вершина народной мудрости, которая
отображает действительность,
проверенную многовековым опытом
поколений, историей каждого народа.
Пословица это, скорее всего народная оценка какоголибо события.
Это отображение духовного облика народа, идеалов и стремлений, а также
размышлений о разных гранях жизни. Сами того не замечая, мы употребляем
пословицы в своей речи, в которой они приобретает конкретный смысл.
Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего
поучительного смысла. В повседневной жизни мы часто употребляем
поговорки и даже не задумываемся, откуда они взялись. В поговорке нет
законченности суждения, как и конкретного характера (Герд, 1978).
Итак, мы можем прийти к выводу, что пословицы и поговорки это
отражение жизненного, исторического опыта народа. Пословица — это целое
предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Это главный
признак, отличающий пословицы от поговорок.
Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление.
Поговорка — просто красноречивое выражение, которое можно легко
заменить другими словами.
Сравним:
Пословица
Поговорка«Глаза страшатся, а руки делают» –
при виде большой работы делается
страшно, что не справишься с ней, а
приступив к работе, понимаешь, что
способен преодолеть трудность.
«Заруби себе на носу» – запомнить раз
и навсегда, запомнить крепко
накрепко.
Можно прийти к выводу, что пословицы и поговорки – универсальны,
применимы во многих ситуациях, и именно поэтому из века в век, из уст в
уста дошли они и до нашего 21 века, и прекрасно вписываются в
повседневную жизнь современных людей.
6
ГЛАВА II. РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ЖИЗНИ
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА.
2.1. Опытноэкспериментальная работа
Для того, чтобы выяснить употребляются ли в современной жизни и
вызывают ли интерес в наше время пословицы и поговорки я провел
экспериментальную работу.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа. На первом этапе мы
попытались выяснить у учащихся 2 В класса МОБУ «УстьАбаканская СОШ»
знают ли они пословицы и поговорки, от кого чаще всего они их слышат. Для
того, чтобы это выяснить мы составили анкету (приложение 1 ).
Диаграмма – Знаете ли вы пословицы и поговоркиАнализ результатов анкетирования показал, что только 68% детей
знают, что такое пословицы, а поговорки знают только 52 %,. Большинство
опрашиваемых отметили, что они их слышат в основном от бабушек и
дедушек 47%.
На 2 этапе работы мы разработали сценарий классного часа и провели
его (приложение 2).
На 3 этапе мы провели повторное анкетирование (приложение 3),
обобщили результаты и сделали выводы по проделанной опытно
экспериментальной работе.
Диаграмма 2
7Повторное анкетирование показало, что у детей появился интерес к
пословицам и поговоркам это 95 % учащихся. Большинство опрошенных
считают, что пословицы и поговорки нужны в современном мире, но пока еще
затрудняются привести примеры пословиц и поговорок.
С целью стимулирования интереса к пословицам и поговоркам мы
решили собрать пословицы и поговорки в сборник. Сборник красочно
иллюстрирован, что особенно важно, ведь он адресован детям.
8
Вывод
Таким образом, изучив данную тему и проводя опытно
экспериментальную, я пришел к выводу:
1. Пословица — это законченное предложение, короткое предложение,
содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто
обладает рифмой и ритмом.
Например:
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда.»
«За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.»
2. Поговорка — символичная фраза или словосочетание, устоявшаяся фраза
или словосочетание, образное выражение, метафора.Например:
«Свинью подложить» (напакостить)
«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)
«Остаться с носом» (быть обманутым)
Подводя итог всему выше сказанному, мы можем смело утверждать,
пословицы и поговорки прочно вошли в жизнь современного человека.
Пословицам и поговоркам всегда найдется место в жизни людей. Их наделят
новым смыслом, преобразят соответственно времени...
9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашурова С.Д. Русские пословицы и поговорки. Учебниксловарь. , 1986
2. Гердт А.А. Русские и немецкие пословицы и поговорки. М.: Просвещение,
1978
3. Даль В.И. Сборник пословиц и поговорок русского народа. М., Худ.
литература, 1989.4. Федорова Т.Т. Русский язык в пословицах и поговорках. М.
Художественная литература, 1986
10
Анкета
Приложение 1
Дорогие друзья! Просим вас ответить на несколько вопросов.1. Знаете ли вы пословицы? Подчеркните: ДА НЕТ
Если ДА приведите пример:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Знаете ли вы поговорки? Подчеркните. ДА НЕТ
Если ДА приведите пример:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. От кого чаще всего вы слышите пословицы и поговорки?
А) От родителей Б) От бабушек и дедушек В) От учителей
11
Приложение 2Тема классного часа: Пословицы и поговорки.
Цель: Стимулировать интерес к пословицам и поговоркам, как к жанру
фольклора и использование их в разговорной речи.
Задачи:
1.Расширить знания учащихся о пословицах и поговорках, способах
употребления их в речи.
2.Сформировать у учащихся потребность в употреблении пословиц и
поговорок в разговорной речи.
3.Формировать творческую активность через иллюстрирование пословиц и
поговорок.
4.Научить различать пословицы от поговорок, их назначение , и уместно
употреблять их в речи.
Оборудование: словарь, пословицы и поговорки, иллюстрации
Ход классного часа
I. Организационный момент
II. Основная часть
Сегодня мы поговорим о пословицах и поговорках.
1. Беседа «Из истории пословиц и поговорок»
Пословицы и поговорки относятся к фольклорному жанру.
Возникновение и развитие пословиц и поговорок относится к глубокой
древности. Созданные в веках, переходя от поколения к поколению,
пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили
духовный и нравственный облик народа.
А в чем отличие пословиц и поговорок?
Пословица – народное изречение, в котором выражается мнение не
отдельных людей, а народная мудрость, народный ум. Она отражает духовный
облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах
жизни.
Поговорки, это меткие выражения, способные очень точно характеризовать и
описать какоелибо происходящее явление
Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена поучительного
смысла. Таким образом, мы приходим к выводу, что пословицы и поговорки
это отражение жизненного, исторического опыта народа. Пословица — это
целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Это
главный признак, отличающий пословицы от поговорок.
Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка — просто
красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.Сравним:
12
Пословица
«Глаза страшатся,
а руки
делают» при виде большой
работы делается страшно, что не
справиться с ней, а приступив к
работе, понимают, что способны
преодолеть трудности.
Поговорка
«Заруби себе на носу» запомнить раз
и навсегда,
запомнить крепко
накрепко.
III. Игра «Половинки».
Даны половинки пословиц. Ваша задача найти продолжение пословицы.
За двумя зайцами погонишься,
Любишь кататься,
Делано наспех,
Что посеешь
Доброе слово
У плохой пряхи
Волков бояться —
Век живи,
Как аукнется,
Чем дальше в лес,
Делу время,
Не в свои сани
Поспешишь —
Семь раз отмерь,
В гостях хорошо,
то и пожнешь.
и кошке приятно.
в лес не ходить.
нет для себя рубахи.
ни одного не поймаешь.
люби и саночки возить.
сделано на смех.
а дома лучше.
тем больше дров.
век учись.
так и откликнется.
потехе час.
не садись.
людей насмешишь.
один раз отрежь.
IV. Антонимы в пословицах. Кто даст определение, что такое антонимы?
Найти в пословицах слова с противоположными значениями.
Ученье — свет, а не ученье — тьма.
Умный молчит, когда дурак ворчит.
Умный себя винит, глупый — своего товарища.
Умный делу научит, а глупый только наскучит.
Было бы начало, будет и конец.
Будет день, будет и ночь.
Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
Ищи друзей, а враги сами найдутся.
Неверный друг — опасный враг.
Сытый голодного не разумеет.От лени — болезнь, от работы — здоровье.
Добро побеждает зло.
13
Кто солгал с утра, будет лгать и вечером.
Никакое худо до добра не доводит.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Трус погибает, а храбрый побеждает.
Чему научишься в молодости, пригодится и в старости
V. Подставьте подходящие по смыслу слова.
Весна дает цветы, а ____________ — плоды.
Кто ______________ трудиться рад, будет осенью богат.
____________ без снега — лето без хлеба.
Чем крепче зима, тем скорее ______________ .
Увидал скворца, знай — ______________ у крыльца.
Что летом родится, то _________________ пригодится.
Земля _________________ отдыхает, а весной расцветает.
Лето собирает, а _______________ поедает.
Кто весной трудиться рад, будет _________________ богат.
Что летом соберешь, то ________________ на столе найдешь.
VI. Итог.
Ребята, в заключении мы просим вас заполнить анкету.
Создание иллюстрированного сборника пословиц и поговорок
Напишите пословицу, которую запомнили и проиллюстрируйте ее.14
Анкета
Приложение 3
Дорогие друзья! Просим вас ответить на несколько вопросов
1. Интересно ли было вам узнать о пословицах и поговорках
ДА НЕТ
2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в современном мире?
ДА НЕТ
3.Приведите пример пословицы
_____________________________________________________________
4. Приведите пример поговорки
_____________________________________________________________15