Исследовательская работа "Народная мудрость"
Оценка 5

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
русская литература
3 кл
29.01.2017
Исследовательская работа "Народная мудрость"
Исследовательская работа "Народная мудрость" имеют структуру, которая соответствует исследовательским работам. Цель исследования:определение роли пословиц и поговорок в жизни современного человека, и стимулирование интереса к данному жанру фольклора. Объект исследования: роль пословиц и поговорок в жизни современного человека Предмет исследования: пословицы и поговорки как жанр фольклора.Исследовательская работа "Народная мудрость"
пословицы.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Усть­Абаканская средняя общеобразовательная  школа» Народная мудрость                                                              Выполнил                                                              ученик 2 класс В                                                              Караванцев Василий                                                              Руководитель                                                              Быкодерова Вера Валентиновна Усть­Абакан, 2015 Содержание Введение……………………………………………………………….3 Глава 1 Пословицы и поговорки как жанр фольклора……………..4 1.1 Пословицы и поговорки………………………………………….4 1.2 Значение пословиц и поговорок…………………………………4 1.3 А в чем отличие пословиц и поговорок…………………………5 Глава 2 Роль пословиц и поговорок в жизни современного  человека………………………………………………………………7 Вывод…………………………………………………………………9 Список литературы………………………………………………….10 Приложение………………………………………………………….11 ВВЕДЕНИЕ   «­Здорово,   Настасьюшка!»   «Здравствуйте,           Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь.Многие из   нас   говорят   стандартно,   невыразительно,   забывая,   что   есть   живая   и прекрасная, добрая и злая речь! Вот одно из свидетельств выразительности нашей устной речи. Ситуация самая обыкновенная­ встреча двух знакомых женщин. Одна к другой пришла в гости. «Батюшки, никак кума Федосья?» — радостно восклицает Настасья Демьяновна, роняя из рук ухват. «Не мало ли вас,   не   надо   ли   нас?   —   весело   отвечает   нежданная   гостья,   обнимаясь   с хозяйкой.   здравствуйте! Проходите   да   хвастайте»,   —   сияя   улыбкой,   отзывается   хозяйка».   Это   не отрывок   из   художественного   произведения,   а   запись   беседы,   свидетелем которой   была   известная   собирательница   народного   творчества   Н.   П. Колпакова.                 Мы   говорим   не   только   для   того,   чтобы   передать   собеседнику информацию,   но   выражаем   свое   отношение   к   тому,   о   чем   ведем   речь: радуемся и негодуем, убеждаем и сомневаемся, и все это ­ с помощью  слов, сочетание которых порождает новые оттенки мыслей и чувств. Чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, следует употреблять в своей речи меткие, краткие   и   образные   выражения;   именно   в   них   ярче   всего   проявляется богатство, сила и красота языка.                А знаем ли мы пословицы и поговорки, можем ли использовать их в разговорной   речи?   Чтобы   ответить   на   все   эти   вопросы   я   решил   провести исследование о важности пословиц в разговорной речи. Цель   исследования:определение     роли   пословиц   и   поговорок   в   жизни современного   человека,   и   стимулирование   интереса   к   данному   жанру фольклора. Задачи исследования: 1.Изучить литературу по теме исследования. 2.Определить, что такое пословица и поговорка. 3.Сформулировать значение пословиц и поговорок, найти сходства и отличия пословиц и поговорок. 4.   Провести   диагностику   учащихся   2В   класса   МБОУ   «Усть­Абаканская СОШ»  о знании и употреблении пословиц и поговорок в разговорной речи. 5. Составить сборник пословиц и поговорок для младших школьников. Объект исследования:  роль   пословиц   и   поговорок   в   жизни   современного человека Предмет исследования: пословицы и поговорки как жанр фольклора. 3 ГЛАВА I. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК ЖАНР ФОЛЬКЛОРА. 1.1.  Пословицы и поговорки.            Возникновение и развитие пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе, и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках.         Пословицы и поговорки относятся к малому фольклорному жанру.  В.И.Даль так характеризует пословицы:  «Пословица – это жанр фольклора, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом».     Она   отражает   духовный   облик   народа,   стремления   и   идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Поговорки, это меткие выражения, способные очень точно характеризовать и описать какое­либо происходящее явление (Даль, 1989). Созданные   в   веках,   переходя   от   поколения   к   поколению,   пословицы   и поговорки   поддерживали   уклад   народной   жизни,   крепили     духовный   и нравственный облик народа.             На данный момент  очень трудно сказать, с каких именно времен на Древней   Руси   появились   самые   первые   пословицы,   которые   представляют собой   краткие   и  точные   изречения.  Точно   также   неизвестно   и  конкретное время, когда впервые возникли на Руси поговорки, в роли которых выступают меткие   речи,   способные   выразительно   и   очень   точно   характеризовать   и описать какое­либо происходящее явление. Неоспоримым остается только один факт: и пословицы и поговорки могли возникнуть   в   древние   времена,   и   с   тех   самых   пор   они   стали   являться народными спутниками на протяжении всей истории.  1.2 Значение пословиц и поговорок                  Слыша и привыкая к пословицам и поговоркам с ранних лет, мы инстинктивно понимаем их смысл. Мы не задумываемся, откуда взялось то или   иное   выражение,   мы   воспринимаем   пословицы   и   поговорки   как неотъемлемую часть речи, быта и  общения. А какой же изначальный смысл несут в себе пословицы и поговорки, которые так хорошо вписываются в наш век,   в   наше   время?   Большинство   из   них   утратили   свое   первоначальное значение,   и   приобрели   новый   смысл.     Давайте   попробуем   погрузиться   в историю и найти там первоначальные значения знакомых нам выражений и фраз.            Пословиц и поговорок великое множество. Все они нас чему­то учат. Работать   без   лени,   дружить   искренне   и   честно,  беречь   свое   счастье,   свою семью. О своевременности помощи друг другу ( Ашурова, 1986).  В пословицах  закреплен общественно­исторический опыт народа. «Хорошо смеется тот, кто смеется последним.» 4 «Семь раз примерь, а один отрежь.»  «Ум — хорошо, адва— лучше.» «Своярука — владыка.» Пословицы учат культуре труда как основе жизни. «Кто не работает, тот не ест.» «Каков строитель, такова и обитель.» «Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось.» «Что посеешь, то и пожнешь.» В пословицах обобщен житейско­бытовой опыт народа, формулируется его нравственный кодекс.  «От своей тени не уйдешь.» «Совет хорошо, а дело лучше.» «He сули журавля в небе, дай синицу в руки.» Пословицы судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, определяющих взаимоотношения людей в области семейных отношений, любви, дружбы.  «Старая любовь не ржавеет» «Милые бранятся, только тешатся»   В   пословицах   осуждаются   глупость,   лень,   трудолюбие,     нерадивость, хвастовство.  «Дело мастера боится.» «Кто не работает, тот не ест.» «Жадность – всякому горю начало.» «Леность наводит на бедность.» Знание пословиц – необходимое условие глубокого овладения и правильного использования разговорной речи.  Поговорки «Свинью подложить» (напакостить) «Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред) «Остаться с носом» (быть обманутым) «Легок на помине» (только вспомнили о нём, он и появился) «Не солоно хлебавши»  (вернуться ни с чем) « Валять дурака» ( ничего не делать, притворяться) «А там хоть трава не расти.» (полное безразличие) «Бабка надвое сказала.» (человек  непонятно объяснил суть происходящего) «Без году неделя.«(прошло очень мало времени) «Без меня,меня женили.» ( человек отсутствовал , а за него  решили другие) «Без сучка, без задоринки.» (событие прошло удачно и хорошо) «Беречь, как зеницу ока.» (тщательно оберегать и охранять) «Бери быка за рога.» (действовать быстро, решительно) «В гостях хорошо, а дома лучше.» (дома всегда лучше) «В тесноте, да не в обиде.» (тебе рады и никогда не обидят) (Федорова, 1986). 5 1.3А в чем отличие пословиц и поговорок?         Точного определения, что такое пословицы и поговорки, не дает никто. Существует   множество   мнений   по   этому   поводу.   Но   в  одном   эти   мнения сходятся: пословицы и  поговорки это вершина народной мудрости, которая отображает   действительность,   проверенную   многовековым   опытом поколений, историей каждого народа.           Пословица ­  это, скорее всего народная оценка какого­либо события. Это отображение духовного облика народа, идеалов и стремлений, а также размышлений о разных гранях жизни. Сами того не замечая, мы употребляем пословицы в своей речи, в которой они приобретает конкретный смысл.           Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного   смысла.   В   повседневной   жизни   мы   часто   употребляем поговорки и даже не задумываемся, откуда они взялись.   В поговорке нет законченности суждения, как и конкретного характера (Герд, 1978).               Итак,   мы можем прийти к выводу, что пословицы и поговорки это отражение жизненного, исторического опыта народа. Пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок. Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление.  Поговорка —   просто   красноречивое   выражение,   которое   можно   легко заменить другими словами. Сравним: Пословица Поговорка «Глаза страшатся, а руки делают» –  при виде большой работы делается  страшно, что не справишься с ней, а  приступив к работе, понимаешь, что  способен преодолеть трудность.  «Заруби себе на носу» – запомнить  раз и навсегда, запомнить крепко­ накрепко.  Можно   прийти   к   выводу,   что   пословицы   и   поговорки   –   универсальны, применимы во многих ситуациях, и именно поэтому из века в век, из уст в уста   дошли   они   и   до   нашего   21   века,   и   прекрасно   вписываются   в повседневную жизнь современных людей.   6 ГЛАВА II. РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ЖИЗНИ  СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. 2.1. Опытно­экспериментальная работа             Для того, чтобы выяснить употребляются ли в современной жизни  и вызывают   ли   интерес   в   наше   время   пословицы   и   поговорки   я   провел экспериментальную работу. Экспериментальная   работа   проводилась   в   три   этапа.   На   первом   этапе   мы попытались выяснить у учащихся 2 В класса МОБУ «Усть­Абаканская СОШ» знают ли они пословицы и поговорки,  от кого чаще всего они их слышат. Для того, чтобы это выяснить мы составили анкету (приложение 1 ). Диаграмма – Знаете ли вы пословицы и поговорки Анализ результатов анкетирования показал, что только 68% детей знают, что такое пословицы, а  поговорки знают только 52 %,. Большинство опрашиваемых   отметили,   что   они   их   слышат   в   основном   от   бабушек   и дедушек 47%.            На 2 этапе работы мы разработали сценарий классного часа и провели  его (приложение 2).                      На 3 этапе мы провели повторное анкетирование (приложение 3), обобщили   результаты   и   сделали   выводы   по   проделанной   опытно­ экспериментальной работе.  Диаграмма 2 7 Повторное анкетирование показало, что у детей появился интерес к пословицам   и   поговоркам   это   95   %   учащихся.   Большинство   опрошенных считают, что пословицы и поговорки нужны в современном мире, но пока еще затрудняются привести примеры пословиц и поговорок.                  С целью  стимулирования  интереса  к  пословицам и поговоркам мы решили   собрать   пословицы   и   поговорки   в   сборник.  Сборник   красочно иллюстрирован, что особенно важно, ведь он адресован детям. 8       Вывод    Таким   образом,  изучив   данную   тему   и   проводя   опытно­   экспериментальную, я пришел  к  выводу: 1.     Пословица —   это   законченное   предложение,   короткое   предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом.  Например: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда.» «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.» 2. Поговорка — символичная фраза или словосочетание,  устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Например: «Свинью подложить» (напакостить) «Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред) «Остаться с носом» (быть обманутым)              Подводя итог всему выше сказанному, мы можем смело утверждать, пословицы   и   поговорки   прочно   вошли   в   жизнь   современного   человека. Пословицам и поговоркам всегда  найдется место в жизни людей. Их наделят новым смыслом, преобразят соответственно времени...  9 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ашурова С.Д. Русские пословицы и поговорки. Учебник­словарь. , 1986 2. Гердт А.А. Русские и немецкие пословицы и поговорки. М.: Просвещение, 1978 3. Даль В.И. Сборник пословиц и поговорок русского народа. М., ­Худ.  литература, 1989. 4.   Федорова   Т.Т.   Русский   язык   в   пословицах   и   поговорках.   М. Художественная литература, 1986 10 Анкета Приложение 1  Дорогие друзья! Просим вас ответить на несколько вопросов. 1. Знаете ли вы пословицы?  Подчеркните:       ДА              НЕТ Если ДА приведите пример: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Знаете ли вы поговорки?  Подчеркните.        ДА              НЕТ Если ДА приведите пример: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. От кого чаще всего вы слышите пословицы и поговорки? А) От родителей       Б) От бабушек и дедушек         В) От учителей 11 Приложение 2 Тема классного часа: Пословицы и поговорки. Цель:  Стимулировать   интерес   к   пословицам   и   поговоркам,   как   к   жанру фольклора и использование их в разговорной речи. Задачи: 1.Расширить знания учащихся о пословицах и поговорках, способах  употребления их в речи. 2.Сформировать у  учащихся потребность в употреблении пословиц и  поговорок в разговорной речи. 3.Формировать  творческую активность через иллюстрирование пословиц и  поговорок.  4.Научить различать пословицы от поговорок, их назначение ,  и уместно  употреблять их в речи.  Оборудование: словарь, пословицы и поговорки, иллюстрации Ход классного часа I. Организационный момент II. Основная часть Сегодня мы поговорим о пословицах и поговорках. 1. Беседа «Из истории пословиц и поговорок» Пословицы и поговорки относятся к фольклорному жанру.  Возникновение   и   развитие   пословиц   и   поговорок   относится   к   глубокой древности.   Созданные   в   веках,   переходя   от   поколения   к   поколению, пословицы   и   поговорки   поддерживали   уклад   народной   жизни,   крепили духовный и нравственный облик народа. А в чем отличие пословиц и поговорок? Пословица  –   народное   изречение,   в   котором   выражается   мнение   не отдельных людей, а народная мудрость, народный ум. Она отражает духовный облик   народа,   стремления   и   идеалы,   суждения   о   самых   разных   сторонах жизни. Поговорки, это меткие выражения, способные очень точно характеризовать и описать какое­либо происходящее явление Поговорка   отличается   от   пословицы   тем,   что   она   лишена   поучительного смысла. Таким образом, мы приходим к выводу, что пословицы и поговорки это отражение жизненного, исторического опыта народа. Пословица — это целое   предложение,   а   поговорка —   лишь   фраза   или   словосочетание.   Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок. Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка — просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами. Сравним: 12 Пословица «Глаза   страшатся,   а   руки делают»   ­  при   виде   большой работы делается страшно, что не справиться с ней, а приступив к работе, понимают, что способны преодолеть трудности.  Поговорка «Заруби себе на носу» ­ запомнить раз и   навсегда,   запомнить   крепко­ накрепко.  III. Игра «Половинки». Даны половинки пословиц. Ваша задача найти продолжение пословицы. За двумя зайцами погонишься, Любишь кататься, Делано наспех, Что посеешь Доброе слово У плохой пряхи Волков бояться — Век живи, Как аукнется, Чем дальше в лес, Делу время, Не в свои сани Поспешишь — Семь раз отмерь, В гостях хорошо,  то и пожнешь. и кошке приятно. в лес не ходить. нет для себя рубахи. ни одного не поймаешь. люби и саночки возить. сделано на смех. а дома лучше. тем больше дров. век учись. так и откликнется. потехе час. не садись. людей насмешишь. один раз отрежь.  IV. Антонимы в пословицах. Кто даст определение, что такое антонимы? Найти в пословицах слова с противоположными значениями. Ученье — свет, а не ученье — тьма. Умный молчит, когда дурак ворчит. Умный себя винит,  глупый — своего товарища. Умный делу научит, а  глупый только наскучит. Было бы начало, будет и конец. Будет день, будет и ночь. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Злой плачет от зависти, а добрый от жалости. Ищи друзей, а враги сами найдутся. Неверный друг — опасный враг. Сытый голодного не разумеет. От лени — болезнь, от работы — здоровье. Добро побеждает зло. 13 Кто солгал с утра, будет лгать и вечером. Никакое худо до добра не доводит. Друг спорит, а враг поддакивает. Трус погибает, а храбрый побеждает. Чему научишься в молодости, пригодится и в старости V. Подставьте подходящие по смыслу  слова. Весна дает цветы, а ____________ — плоды. Кто ______________ трудиться рад, будет осенью богат. ____________ без снега — лето без хлеба. Чем крепче зима, тем скорее ______________ . Увидал скворца, знай — ______________ у крыльца. Что летом родится, то _________________ пригодится. Земля _________________ отдыхает, а весной расцветает. Лето собирает, а _______________ поедает. Кто весной трудиться рад, будет _________________ богат. Что летом соберешь, то ________________ на столе найдешь. VI. Итог. Ребята, в заключении мы просим вас заполнить анкету. Создание иллюстрированного сборника пословиц и поговорок ­Напишите пословицу, которую запомнили и проиллюстрируйте ее. 14 Анкета Приложение 3 Дорогие друзья! Просим вас ответить на несколько вопросов 1. Интересно ли было вам узнать о пословицах и поговорках    ДА            НЕТ 2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в современном мире? ДА              НЕТ 3.Приведите пример пословицы _____________________________________________________________ 4. Приведите пример поговорки _____________________________________________________________ 15

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"

Исследовательская работа "Народная мудрость"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017