Исследовательская работа "Народная мудрость"

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 29.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Исследовательская работа "Народная мудрость" имеют структуру, которая соответствует исследовательским работам. Цель исследования:определение роли пословиц и поговорок в жизни современного человека, и стимулирование интереса к данному жанру фольклора. Объект исследования: роль пословиц и поговорок в жизни современного человека Предмет исследования: пословицы и поговорки как жанр фольклора.Исследовательская работа "Народная мудрость"
Иконка файла материала пословицы.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Усть­Абаканская средняя общеобразовательная  школа» Народная мудрость                                                              Выполнил                                                              ученик 2 класс В                                                              Караванцев Василий                                                              Руководитель                                                              Быкодерова Вера ВалентиновнаУсть­Абакан, 2015 Содержание Введение……………………………………………………………….3 Глава 1 Пословицы и поговорки как жанр фольклора……………..4 1.1 Пословицы и поговорки………………………………………….4 1.2 Значение пословиц и поговорок…………………………………4 1.3 А в чем отличие пословиц и поговорок…………………………5 Глава 2 Роль пословиц и поговорок в жизни современного  человека………………………………………………………………7 Вывод…………………………………………………………………9 Список литературы………………………………………………….10 Приложение………………………………………………………….11ВВЕДЕНИЕ   «­Здорово,   Настасьюшка!»   «Здравствуйте,           Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь.Многие из   нас   говорят   стандартно,   невыразительно,   забывая,   что   есть   живая   и прекрасная, добрая и злая речь! Вот одно из свидетельств выразительности нашей устной речи. Ситуация самая обыкновенная­ встреча двух знакомых женщин. Одна к другой пришла в гости. «Батюшки, никак кума Федосья?» — радостно восклицает Настасья Демьяновна, роняя из рук ухват. «Не мало ли вас,   не   надо   ли   нас?   —   весело   отвечает   нежданная   гостья,   обнимаясь   с хозяйкой.   здравствуйте! Проходите   да   хвастайте»,   —   сияя   улыбкой,   отзывается   хозяйка».   Это   не отрывок   из   художественного   произведения,   а   запись   беседы,   свидетелем которой   была   известная   собирательница   народного   творчества   Н.   П. Колпакова.                 Мы   говорим   не   только   для   того,   чтобы   передать   собеседнику информацию,   но   выражаем   свое   отношение   к   тому,   о   чем   ведем   речь: радуемся и негодуем, убеждаем и сомневаемся, и все это ­ с помощью  слов, сочетание которых порождает новые оттенки мыслей и чувств. Чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, следует употреблять в своей речи меткие, краткие   и   образные   выражения;   именно   в   них   ярче   всего   проявляется богатство, сила и красота языка.                А знаем ли мы пословицы и поговорки, можем ли использовать их в разговорной   речи?   Чтобы   ответить   на   все   эти   вопросы   я   решил   провести исследование о важности пословиц в разговорной речи. Цель   исследования:определение     роли   пословиц   и   поговорок   в   жизни современного   человека,   и   стимулирование   интереса   к   данному   жанру фольклора. Задачи исследования: 1.Изучить литературу по теме исследования. 2.Определить, что такое пословица и поговорка. 3.Сформулировать значение пословиц и поговорок, найти сходства и отличия пословиц и поговорок. 4.   Провести   диагностику   учащихся   2В   класса   МБОУ   «Усть­Абаканская СОШ»  о знании и употреблении пословиц и поговорок в разговорной речи. 5. Составить сборник пословиц и поговорок для младших школьников. Объект исследования:  роль   пословиц   и   поговорок   в   жизни   современного человекаПредмет исследования: пословицы и поговорки как жанр фольклора. 3 ГЛАВА I. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК ЖАНР ФОЛЬКЛОРА. 1.1.  Пословицы и поговорки.            Возникновение и развитие пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе, и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках.         Пословицы и поговорки относятся к малому фольклорному жанру.  В.И.Даль так характеризует пословицы:  «Пословица – это жанр фольклора, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом».     Она   отражает   духовный   облик   народа,   стремления   и   идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Поговорки, это меткие выражения, способные очень точно характеризовать и описать какое­либо происходящее явление (Даль, 1989). Созданные   в   веках,   переходя   от   поколения   к   поколению,   пословицы   и поговорки   поддерживали   уклад   народной   жизни,   крепили     духовный   и нравственный облик народа.             На данный момент  очень трудно сказать, с каких именно времен на Древней   Руси   появились   самые   первые   пословицы,   которые   представляют собой   краткие   и  точные   изречения.  Точно   также   неизвестно   и  конкретное время, когда впервые возникли на Руси поговорки, в роли которых выступают меткие   речи,   способные   выразительно   и   очень   точно   характеризовать   и описать какое­либо происходящее явление. Неоспоримым остается только один факт: и пословицы и поговорки могли возникнуть   в   древние   времена,   и   с   тех   самых   пор   они   стали   являться народными спутниками на протяжении всей истории.  1.2 Значение пословиц и поговорок                  Слыша и привыкая к пословицам и поговоркам с ранних лет, мы инстинктивно понимаем их смысл. Мы не задумываемся, откуда взялось то или   иное   выражение,   мы   воспринимаем   пословицы   и   поговорки   как неотъемлемую часть речи, быта и  общения. А какой же изначальный смысл несут в себе пословицы и поговорки, которые так хорошо вписываются в нашвек,   в   наше   время?   Большинство   из   них   утратили   свое   первоначальное значение,   и   приобрели   новый   смысл.     Давайте   попробуем   погрузиться   в историю и найти там первоначальные значения знакомых нам выражений и фраз.            Пословиц и поговорок великое множество. Все они нас чему­то учат. Работать   без   лени,   дружить   искренне   и   честно,  беречь   свое   счастье,   свою семью. О своевременности помощи друг другу ( Ашурова, 1986).  В пословицах  закреплен общественно­исторический опыт народа. «Хорошо смеется тот, кто смеется последним.» 4 «Семь раз примерь, а один отрежь.»  «Ум — хорошо, адва— лучше.» «Своярука — владыка.» Пословицы учат культуре труда как основе жизни. «Кто не работает, тот не ест.» «Каков строитель, такова и обитель.» «Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось.» «Что посеешь, то и пожнешь.» В пословицах обобщен житейско­бытовой опыт народа, формулируется его нравственный кодекс.  «От своей тени не уйдешь.» «Совет хорошо, а дело лучше.» «He сули журавля в небе, дай синицу в руки.» Пословицы судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, определяющих взаимоотношения людей в области семейных отношений, любви, дружбы.  «Старая любовь не ржавеет» «Милые бранятся, только тешатся»   В   пословицах   осуждаются   глупость,   лень,   трудолюбие,     нерадивость, хвастовство.  «Дело мастера боится.» «Кто не работает, тот не ест.» «Жадность – всякому горю начало.» «Леность наводит на бедность.» Знание пословиц – необходимое условие глубокого овладения и правильного использования разговорной речи.  Поговорки «Свинью подложить» (напакостить) «Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред) «Остаться с носом» (быть обманутым) «Легок на помине» (только вспомнили о нём, он и появился) «Не солоно хлебавши»  (вернуться ни с чем)« Валять дурака» ( ничего не делать, притворяться) «А там хоть трава не расти.» (полное безразличие) «Бабка надвое сказала.» (человек  непонятно объяснил суть происходящего) «Без году неделя.«(прошло очень мало времени) «Без меня,меня женили.» ( человек отсутствовал , а за него  решили другие) «Без сучка, без задоринки.» (событие прошло удачно и хорошо) «Беречь, как зеницу ока.» (тщательно оберегать и охранять) «Бери быка за рога.» (действовать быстро, решительно) «В гостях хорошо, а дома лучше.» (дома всегда лучше) «В тесноте, да не в обиде.» (тебе рады и никогда не обидят) (Федорова, 1986). 5 1.3А в чем отличие пословиц и поговорок?         Точного определения, что такое пословицы и поговорки, не дает никто. Существует   множество   мнений   по   этому   поводу.   Но   в  одном   эти   мнения сходятся: пословицы и  поговорки это вершина народной мудрости, которая отображает   действительность,   проверенную   многовековым   опытом поколений, историей каждого народа.           Пословица ­  это, скорее всего народная оценка какого­либо события. Это отображение духовного облика народа, идеалов и стремлений, а также размышлений о разных гранях жизни. Сами того не замечая, мы употребляем пословицы в своей речи, в которой они приобретает конкретный смысл.           Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного   смысла.   В   повседневной   жизни   мы   часто   употребляем поговорки и даже не задумываемся, откуда они взялись.   В поговорке нет законченности суждения, как и конкретного характера (Герд, 1978).               Итак,   мы можем прийти к выводу, что пословицы и поговорки это отражение жизненного, исторического опыта народа. Пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок. Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление.  Поговорка —   просто   красноречивое   выражение,   которое   можно   легко заменить другими словами. Сравним: Пословица Поговорка«Глаза страшатся, а руки делают» –  при виде большой работы делается  страшно, что не справишься с ней, а  приступив к работе, понимаешь, что  способен преодолеть трудность.  «Заруби себе на носу» – запомнить  раз и навсегда, запомнить крепко­ накрепко.  Можно   прийти   к   выводу,   что   пословицы   и   поговорки   –   универсальны, применимы во многих ситуациях, и именно поэтому из века в век, из уст в уста   дошли   они   и   до   нашего   21   века,   и   прекрасно   вписываются   в повседневную жизнь современных людей.   6 ГЛАВА II. РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ЖИЗНИ  СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. 2.1. Опытно­экспериментальная работа             Для того, чтобы выяснить употребляются ли в современной жизни  и вызывают   ли   интерес   в   наше   время   пословицы   и   поговорки   я   провел экспериментальную работу. Экспериментальная   работа   проводилась   в   три   этапа.   На   первом   этапе   мы попытались выяснить у учащихся 2 В класса МОБУ «Усть­Абаканская СОШ» знают ли они пословицы и поговорки,  от кого чаще всего они их слышат. Для того, чтобы это выяснить мы составили анкету (приложение 1 ). Диаграмма – Знаете ли вы пословицы и поговоркиАнализ результатов анкетирования показал, что только 68% детей знают, что такое пословицы, а  поговорки знают только 52 %,. Большинство опрашиваемых   отметили,   что   они   их   слышат   в   основном   от   бабушек   и дедушек 47%.            На 2 этапе работы мы разработали сценарий классного часа и провели  его (приложение 2).                      На 3 этапе мы провели повторное анкетирование (приложение 3), обобщили   результаты   и   сделали   выводы   по   проделанной   опытно­ экспериментальной работе.  Диаграмма 2 7Повторное анкетирование показало, что у детей появился интерес к пословицам   и   поговоркам   это   95   %   учащихся.   Большинство   опрошенных считают, что пословицы и поговорки нужны в современном мире, но пока еще затрудняются привести примеры пословиц и поговорок.                  С целью  стимулирования  интереса  к  пословицам и поговоркам мы решили   собрать   пословицы   и   поговорки   в   сборник.  Сборник   красочно иллюстрирован, что особенно важно, ведь он адресован детям. 8       Вывод    Таким   образом,  изучив   данную   тему   и   проводя   опытно­   экспериментальную, я пришел  к  выводу: 1.     Пословица —   это   законченное   предложение,   короткое   предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом.  Например: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда.» «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.» 2. Поговорка — символичная фраза или словосочетание,  устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора.Например: «Свинью подложить» (напакостить) «Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред) «Остаться с носом» (быть обманутым)              Подводя итог всему выше сказанному, мы можем смело утверждать, пословицы   и   поговорки   прочно   вошли   в   жизнь   современного   человека. Пословицам и поговоркам всегда  найдется место в жизни людей. Их наделят новым смыслом, преобразят соответственно времени...  9 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ашурова С.Д. Русские пословицы и поговорки. Учебник­словарь. , 1986 2. Гердт А.А. Русские и немецкие пословицы и поговорки. М.: Просвещение, 1978 3. Даль В.И. Сборник пословиц и поговорок русского народа. М., ­Худ.  литература, 1989.4.   Федорова   Т.Т.   Русский   язык   в   пословицах   и   поговорках.   М. Художественная литература, 1986 10 Анкета Приложение 1  Дорогие друзья! Просим вас ответить на несколько вопросов.1. Знаете ли вы пословицы?  Подчеркните:       ДА              НЕТ Если ДА приведите пример: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Знаете ли вы поговорки?  Подчеркните.        ДА              НЕТ Если ДА приведите пример: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. От кого чаще всего вы слышите пословицы и поговорки? А) От родителей       Б) От бабушек и дедушек         В) От учителей 11 Приложение 2Тема классного часа: Пословицы и поговорки. Цель:  Стимулировать   интерес   к   пословицам   и   поговоркам,   как   к   жанру фольклора и использование их в разговорной речи. Задачи: 1.Расширить знания учащихся о пословицах и поговорках, способах  употребления их в речи. 2.Сформировать у  учащихся потребность в употреблении пословиц и  поговорок в разговорной речи. 3.Формировать  творческую активность через иллюстрирование пословиц и  поговорок.  4.Научить различать пословицы от поговорок, их назначение ,  и уместно  употреблять их в речи.  Оборудование: словарь, пословицы и поговорки, иллюстрации Ход классного часа I. Организационный момент II. Основная часть Сегодня мы поговорим о пословицах и поговорках. 1. Беседа «Из истории пословиц и поговорок» Пословицы и поговорки относятся к фольклорному жанру.  Возникновение   и   развитие   пословиц   и   поговорок   относится   к   глубокой древности.   Созданные   в   веках,   переходя   от   поколения   к   поколению, пословицы   и   поговорки   поддерживали   уклад   народной   жизни,   крепили духовный и нравственный облик народа. А в чем отличие пословиц и поговорок? Пословица  –   народное   изречение,   в   котором   выражается   мнение   не отдельных людей, а народная мудрость, народный ум. Она отражает духовный облик   народа,   стремления   и   идеалы,   суждения   о   самых   разных   сторонах жизни. Поговорки, это меткие выражения, способные очень точно характеризовать и описать какое­либо происходящее явление Поговорка   отличается   от   пословицы   тем,   что   она   лишена   поучительного смысла. Таким образом, мы приходим к выводу, что пословицы и поговорки это отражение жизненного, исторического опыта народа. Пословица — это целое   предложение,   а   поговорка —   лишь   фраза   или   словосочетание.   Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок. Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка — просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.Сравним: 12 Пословица «Глаза   страшатся,   а   руки делают»   ­  при   виде   большой работы делается страшно, что не справиться с ней, а приступив к работе, понимают, что способны преодолеть трудности.  Поговорка «Заруби себе на носу» ­ запомнить раз и   навсегда,   запомнить   крепко­ накрепко.  III. Игра «Половинки». Даны половинки пословиц. Ваша задача найти продолжение пословицы. За двумя зайцами погонишься, Любишь кататься, Делано наспех, Что посеешь Доброе слово У плохой пряхи Волков бояться — Век живи, Как аукнется, Чем дальше в лес, Делу время, Не в свои сани Поспешишь — Семь раз отмерь, В гостях хорошо,  то и пожнешь. и кошке приятно. в лес не ходить. нет для себя рубахи. ни одного не поймаешь. люби и саночки возить. сделано на смех. а дома лучше. тем больше дров. век учись. так и откликнется. потехе час. не садись. людей насмешишь. один раз отрежь.  IV. Антонимы в пословицах. Кто даст определение, что такое антонимы? Найти в пословицах слова с противоположными значениями. Ученье — свет, а не ученье — тьма. Умный молчит, когда дурак ворчит. Умный себя винит,  глупый — своего товарища. Умный делу научит, а  глупый только наскучит. Было бы начало, будет и конец. Будет день, будет и ночь. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Злой плачет от зависти, а добрый от жалости. Ищи друзей, а враги сами найдутся. Неверный друг — опасный враг. Сытый голодного не разумеет.От лени — болезнь, от работы — здоровье. Добро побеждает зло. 13 Кто солгал с утра, будет лгать и вечером. Никакое худо до добра не доводит. Друг спорит, а враг поддакивает. Трус погибает, а храбрый побеждает. Чему научишься в молодости, пригодится и в старости V. Подставьте подходящие по смыслу  слова. Весна дает цветы, а ____________ — плоды. Кто ______________ трудиться рад, будет осенью богат. ____________ без снега — лето без хлеба. Чем крепче зима, тем скорее ______________ . Увидал скворца, знай — ______________ у крыльца. Что летом родится, то _________________ пригодится. Земля _________________ отдыхает, а весной расцветает. Лето собирает, а _______________ поедает. Кто весной трудиться рад, будет _________________ богат. Что летом соберешь, то ________________ на столе найдешь. VI. Итог. Ребята, в заключении мы просим вас заполнить анкету. Создание иллюстрированного сборника пословиц и поговорок ­Напишите пословицу, которую запомнили и проиллюстрируйте ее.14 Анкета Приложение 3 Дорогие друзья! Просим вас ответить на несколько вопросов 1. Интересно ли было вам узнать о пословицах и поговорках    ДА            НЕТ 2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в современном мире? ДА              НЕТ 3.Приведите пример пословицы _____________________________________________________________ 4. Приведите пример поговорки _____________________________________________________________15