Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)
Оценка 5

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
4 кл
08.05.2018
Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)
о мельницах старых замолвим мы слово.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   Мукшинская средняя общеобразовательная школа Школьная НПК «Шаг в будущее» Исследовательская работа О мельницах в прошлом замолвим мы слово Автор: Вахрушев Захар  Сергеевич ученик 4 класса  МБОУ Мукшинская СОШ Руководитель: Абросимова  Валентина Викторовна,  учитель начальных классов  МБОУ Мукшинская СОШ Якшур­Бодья 2018 Содержание  Введение …………………………………………………………………. 2 Глава 1 1.1. Мельница – что это?........................................................................... 4 1.2. Водяная мельница………………………………………………….. 4 1.3. Ветряная мельница………………………………………………… 5 1.4. Когда же появились мельницы?....................................................... 5 Глава 2 2.1.Мельницы нашего края…………………………………………….. 7 2.2. Устройство ручной мельницы…………………………………….. 8 2.3. Из истории одной мельницы……………………………………… 9 Заключение…………………………………………………………….12  Источники информации……………………………………………………13 Приложения …………………………………………………………………15 Введение У дерева есть корни, у людей – прошлое. Осеки корни – усохнет дерево. То же бывает и с людьми, если они жизнь своих отцов и дедов не пожелают знать. Человек на землю приходит и уходит, а дело его – злое или доброе – остается, и от того, какое дело оставлено, живущим радость либо тягота и горе. Дабы не увеличивать тягот и не множить горя, живущие должны знать, откуда что проистекает. [1] Замечательные слова Исая Калашникова могут послужить девизом для каждого   человека,   который   интересуется   историей   своих   предков,   бытом, укладом жизни своих далеких предков.  Постепенно уходят из нашего быта многие предметы домашнего обихода. Сегодня не только городские дети, но и 1 многие деревенские уже не видят в действии такие предметы, как коромысло, ухват, кочерга, чугунок, да и прялки, на которых «три девицы под окном пряли   поздно   вечерком».   А   ушат,   в   котором   предлагал   плескаться Мойдодыр? Хорошо,   что   во   многих   школах   есть   музейные   комнаты   или   музеи. Уникальные  предметы,  документы,  собранные  в  течение  немалого  времени детьми и педагогами по всей деревне, а также и по близлежащим деревням, нашли свой уголок в данных хранилищах старины. Бывая   в   музее,   невольно   задаешься   вопросами.   Кому   же   они принадлежали? Какова история появления этих вещей? А для чего же они были   нужны?   Как   мало   сегодня   остается   людей,   которые   своими   глазами видели   эти   предметы   в   действии.   Как   трудно   сегодня   узнать,   кому   они принадлежали, и кто их изготовил.  В музее нашей школы есть уникальная вещь, которая, как мне сказала бабушка, принадлежала нашей семье, а точнее моей прабабушке по папиной линии   Серебрянниковой   Любови   Алексеевне.   (Приложение   1).   Это   ручная мельница. Глядя на этот экспонат, я не мог понять, как при помощи двух тюлек   можно   молоть   муку   или   получить   крупу?   Мне   захотелось   изучить историю   этого   предмета,   его   устройство,   кем   он   использовался,   и   каким образом   мельница   оказалась   в   нашем   музее,  т.е.  изучить   биографию   этого экспоната, также узнать о других видах мельниц. (Приложение 2) Итак, объект исследования – различные виды мельниц. Предмет исследования – ручная мельница – крупорушка. Цель: изучить краеведческий материал, связанный с историей различных видов мельниц, используемых на территории нашего края, в том числе ручной мельницы – крупорушки.  Задачи:  ­   изучить   краеведческую   литературу   по   истории   происхождения мельниц; ­ собрать сведения о ручных мельницах­крупорушках, действовавших в личных хозяйствах крестьян; 2 ­   встретиться   с   людьми,   которые   могут   рассказать   об   исследуемых предметах.    Исходя из всего вышесказанного, мы выдвигаем гипотезу: встречаясь с людьми старшего поколения, работая с научной краеведческой литературой, можно установить историю возникновения вещей и описать их. В   работе   использованы   материалы   музея   МБОУ   Мукшинская, материалы, опубликованные в приложении районной газеты «Ошмес» Якшур­ Бодьинского   района,   также   использовал   в   работе   справочную   и краеведческую литературу, интернет­ресурсы. Практическая   значимость:   моя   работа   может   быть   использована   на уроках краеведения, классных часах, при проведении экскурсий. Глава 1.  1.1. Мельница – что это? Мы   прекрасно   понимаем,   что   время   мельниц   давно   миновало.   Этот древний символ, который заключает в себе стихию воды, ветра и воздуха, а также олицетворяет сбор урожая и плодородие, по­прежнему хранит в себе все ее тайны и загадки, и не перестает завораживать сердца и души людей старшего поколения, а мы, младшее поколение воспринимаем мельницу, как сказочный предмет. Например, из сказки «Кот в сапогах» Шарля Перро.   Мельница   ­   механизм,   предназначенный   для   измельчения   различных материалов.   От   дробилок   мельницы   отличаются   более   тонким   помолом материала. Мельница может быть водяной, ветряной и ручной.  Для чего создавали мельницы? Мельницы вырабатывали энергию, необходимую для откачки воды, при изготовлении   бумаги,   помола   зерна,   распиливания   лесоматериалов   и 3 множества   других   промышленных   заданий,   но   все   же   основной   работой водяного колеса оставался помол зерна. А какие бывают мельницы? 1.2. Водяная мельница При строительстве водяной мельницы в основном использовалась одна и та же типовая конструкция, принцип работы которой очень похож на работу ветряной мельницы, только колесо приводит в действие вода. Раньше редко на какой   речке   не   стояла   мельница.   В   сельской   местности   она   была   чем­то особенным. Здесь производились следующие виды работ: помол зерна на муку и   крупу,   толчение   толокна,   получение   льняного   масла.   Сообразительный мельник   мог   устроить   в   мельничном   амбаре   и   просеивание   муки,   и сукновальню. С ближайшей округи тянулись к мельнице подводы с зерном, а обратно ­ те же подводы со свежей мукой – возницы и лошади чуть белые от мучной пыли.   Дорога часто шла через мельничную плотину. Из омута под плотиной всегда можно было наловить рыбы, в пруду плавали утки, гуси, на заливных пойменных лугах сочно зеленела трава. Пруд и плотина оживляли сельский пейзаж. (Приложение 3) В основном в народе использовалась водяная мельница, но в тех местах где их установка была не возможна, уже появлялись ветряные мельницы. [6] 1.3. Ветряная мельница.  Русскими   плотниками   создано   много   разнообразных   и   остроумных вариантов   ветряных   мельниц.   Уже   в   наше   время   зафиксировано   более двадцати   разновидностей   их   конструктивных   решений.   Из   них   можно выделить   два   принципиальных   типа   мельниц:   «столбовки»   и   «шатровки». Первые   были   распространены   на   Севере,   вторые   —   в   средней   полосе   и Поволжье.   Оба   названия   отражают   также   принцип   их   устройства.   На территории Удмуртии строились ветряные мельницы­шатровки. 4 У мельниц­столбовиков мельничный амбар вращался на врытом в землю столбе. Опорой служили либо дополнительные столбы, либо пирамидальная бревенчатый сруб.  Принцип   мельниц­шатровок   был   другой   ­   нижняя   их   часть   была неподвижной, а меньшая по размеру верхняя часть вращалась под ветер. И этот тип в разных районах имел немало вариантов. [6] (Приложение 4) 1.4. Когда же появились мельницы? Водяная мельница. В стихотворении, датированном 98 – 90 г.г. до н.э., Антипарт   приветствует   появление   первых   мельниц:   «Дайте   отдых   своим рукам, о работницы, и спите безмятежно! Напрасно будет петух возвещать вам о наступлении утра! Дэо поручила работу девушек нимфам, и они легко теперь   прыгают   по   колесам,  так   что   сотрясаемые   оси   вертятся   вместе   со своими спицами и заставляют вращаться тяжелый жернов». В эпоху Карла Великого, в 340 году как заимствование из Рима водяная мельница появилась в   Германии,   на   реке   Мозель.   В   это   же   время   возникли   первые   водяные мельницы в Галии (Франция).   На Руси водяные мельницы появились не позднее 12 века. На равнинных реках   необходимый   для   работы   мельницы   напор   воды   обеспечивался плотинами.   Лопасти   водяного   колеса   опущены   в   воду   и   приводятся   в движение течением реки.   Водяная мельница использовалась не только для перемалывания   зерна   в   муку,   но   в   производстве   бумаги   для   перетирания сырья,  в  производстве   пороха.  Так   в  середине   16  века   на  реках   работали бумажные мельницы, к водяному колесу приспособили кузнечный молот – получился   «самоков».   В   1655   году   на   реке   Яузе   по   указу   царя   Алексея Михайловича были построены две пороховые мельницы. Создание водяной мельницы   считается   важным   шагом   в   истории   развития   техники.   Это   был первый шаг на пути к машинному производству. Ветряные мельницы появились в конце X ­ начале XI в. во Франции и Англии,   а   затем   в   Голландии.   Теперь   ландшафт   этой   страны   невозможно 5 представить   без   ветряков.   Многие   усовершенствования   к   ветряным мельницам   были   сделаны   именно   в   Голландии.   Так,   здесь   появляются своеобразные тормозные устройства, при помощи которых можно было очень быстро остановить вращающиеся жернова. На   Руси   мельницы   появились   в   конце   XV   ­   середине   XVII   в.   Из­за нашествия татаро­монголов на Русь, развитие страны и начало технической революции по сравнению с  западными странами задержалось. [6] Глава 2. 2.1. Мельницы нашего края Сегодня   макеты   мельниц,   чаще   ветряных,   можно   увидеть   при оформлении   садовых   участков,   парков   и   даже   в   Ижевском   зоопарке. (Приложение 5) Но есть уникальный для нашей республики объект – водяная мельница, которая находится в Увинском районе, в деревне Турынгурт. Даже в России таких памятников истории сохранилось немного. Как и водится, расположилась живописная большая постройка на краю деревни у пруда. Высокие бревенчатые стены, пара маленьких окошечек и плотина. И все это на фоне зарастающего пруда. Выглядит внушительно и даже сказочно. Мельнице   почти   100   лет,   но   она   все   еще   может   работать.   Можно намолоть   муку   или   подключить   к   сушильному   или   сортировальному агрегатам. Если подключить ее к генератору, и тогда водяная мельница будет давать электричество. [5] (Приложение 6) Кроме того, еще совсем недавно можно было увидеть ее в действии. К сожалению, в 2013 году ушел из жизни последний мельник – Обухов Борис Иванович. 6 Действующую ветряную мельницу можно увидеть Лудорвае – музее под открытым небом. Мельница была построена в далеком 1912 году, а вот на территорию   музея   попала   только   в   1994   году,   куда   была   перевезена   из деревни Чемошур­Куюк Алнашского района. Высота мельницы составляет 12 метров и имеет 3 этажа. Шатровый тип мельниц, к которому и относится данная   экспозиция,   был   распространен   на   территории   южной   Удмуртии. Долгое   время   мельница   была   закрытой,   но   с   2009   года   сюда   пускают посетителей.   Данная   мельница   является   единственной   сохранившейся ветряной мельницей на территории Удмуртии. [4] (Приложение 7) Со слов местных жителей на территории МО Мукшинское в середине 20 столетия было 4 водяных мельниц. В д. Кыква на пруду около фермы, на пруду Пуховка между деревнями Мукши и Дмитриевка, в д. Кутоншур, в д. Мукши   на   верхнем   пруду.   Кроме   водяных   мельниц   в   д.   Дружный   была ветряная мельница, потому что деревня стояла далеко от речки.  Помимо ветряных и водяных мельниц в деревнях часто использовали ручные   мельницы,   особенно,   если   поселение   находилось   на   расстоянии   от мельниц. В следующем пункте рассмотрим, как устроена ручная мельница. 2.2. Устройство ручной мельницы Ручная   мельница   выполнена   из   цельного   бревна,   состоит   из   двух раздельных частей. Во внутренние стороны верхней и нижней части мельницы вбиты около 2 тысяч мелких чугунных пластинок, благодаря которым зерно при вращении верхней  части мельницы дробилось  и превращалось  в  муку. Сбоку в нижней части мельницы прикреплен лоток, по которому перемолотое зерно медленно сыпалось в приготовленную емкость. В верхней части есть три отверстия: одно служило для засыпки зерна, другие – для ручки, с помощью которой  вращалась  мельница.  Ручки  вставлялись  разные,  в зависимости  от количества зерна и от количества работающих человек. Если работал один человек, то ручка вставлялась короткая, если несколько – то длинная. Для 7 прочности   и   большего   давления   в   третье   отверстие   вставляли   жердь   и прикрепляли   её   к   потолку.     Для   того,   чтобы   мука   сыпалась   в   нужном направлении,   края   нижней   части   мельницы   чаще   были   обиты   по   кругу железом. Высоту мельницы делали разной, зависело это от мастера или от заказчика и размеры доходили до 1 метр в высоту и полметра – в ширину. (Приложение 8) А как же зерно на этом агрегате превращалось в муку? Зерно, через отверстие в верхней части попадало на соприкасающиеся поверхности бревен, разбивалось, по прорезным желобкам поступало в короб, затем через отверстие­сход сметалось в мешок. После первого пропуска зёрен они превращаются в крупу, при многократном перемалывании можно было получить муку.  Впоследствии шло просеивание через сито. Данный продукт использовался   для   изготовления   каш   и   похлебок.   В   полученном раздробленном зерне часто попадались опилки от деревянных жерновов. Если учесть, что подобные агрегаты использовались в трудные неурожайные годы, то   вполне   обоснованно,   что   опилки   оставались   в   продукте   в   качестве наполнителя, в который еще добавлялась крапива и лебеда.  В   послевоенные   годы   крестьяне   использовали   в   своих   хозяйствах несколько   усовершенствованную   модель   ручной   мельницы.   На соприкасающиеся поверхности жерновов радиально, от центра к периферии, забивались   «чугунины»   ­   осколки   от   расколотых   чугунов   и   кастрюль, зашлифованные вровень друг с другом. Ржаное зерно дробилось дважды, а затем просеивалось сквозь решето и сито. Из одного ведра зерна получалось до ¾ ведра «крупной» муки. Деревянные жернова устанавливались так, чтобы имелся определенный зазор. В данном варианте в раздробленный продукт не попадали   опилки   от   дерева.   Подобные   зернодробилки   использовались   и   в благоприятные времена ­ для приготовления посыпки домашним животным. Зерно крестьяне получали на трудодни за работу в колхозе. [9] 8 Такая   мельница   была   не   в   каждом   крестьянском   дворе,   только   у зажиточных крестьян, для которых её и изготавливали мастера ­ умельцы. Изготовление   мельницы­крупорушки   требовало   определенных   навыков   и времени.  2.3. Из истории одной мельницы Ручная мельница­крупорушка в музее нашей школы появилась недавно и заняла здесь почетное место. Передала в музей мельницу жительница деревни Мукши   Вахрушева   Лия   Борисовна,   моя   бабушка,   уроженка   Дебесcкого района УР. (Приложение 10) История появления этого экспоната в нашем музее интересна тем, что прибыл он к нам не из ближних  наших деревень, а из Дебесcкого района. Ручную   мельницу   привезла   мама   Лии   Борисовны   Серебренникова   Любовь Алексеевна, при переезде на постоянное место жительства к дочери. Родилась она в 1936 году в д. Старые Сири Кезcкого района УР. Любовь Алексеевна очень рано осталась сиротой и вместе с братом ходили по деревням, помогали людям по хозяйству, тем самым зарабатывали на жизнь. В 18 лет она вышла замуж   в   деревню   Березовка,   Дебесского   района   за   Бориса   Тимофеевича Серебренникова.  Семья   жила   в   достатке,   и   там   впервые   она   увидела   эту   ручную мельницу, на которой ей потом пришлось работать и самой. Водяная мельница находилась   далеко,   и   ехать   каждый   раз   было   неудобно.   Тогда   на   помощь приходила   крупорушка.   Чаще   ее   использовали   для   помола   муки   для животных   и   приготовления   крупы.  Мололи   рожь,  ячмень,  пшеницу,  горох. Хотя работа эта не из легких, но часто заставляли молоть детей, дети по очереди крутили мельницу. Как уже упоминалось выше, такие мельницы были не   в   каждой   семье,   поэтому   мельницу   нередко   просили   в   пользование 9 односельчане. А свекор Тимофей Степанович и свекровь Матрена Васильевна были   людьми   добрыми,   готовыми   помочь   своим   односельчанам,   и   всегда делились своим имуществом, из­за чего и пользовались в деревне большим уважением. Но в тоже время, они бережно относились к ней. По их рассказам эту мельницу изготовил для семьи родителей Тимофея Степановича в конце 19 века бродячий умелец (к сожалению, имени мастера никто уже не знает). Этот   умелец   ходил   по   деревням   и   по   заказу   жителей   изготавливал крупорушки, во время работы жил в семье, становился ее членом. Любовь Алексеевне вещь была дорога, она ей досталась по наследству от   родителей   мужа,   поэтому   при   переезде   к   дочери   она   решила   взять мельницу с собой, чтобы передать живую память о своих предках внукам и правнукам через память вещей. Такова легенда этого экспоната, а Лия Борисовна решила после смерти матери   передать   мельницу­крупорушку   в  школьный   музей,  ведь   в   частном хозяйстве кроме членов семьи никто ее не видит и свою ценность теряет, а в музее она вновь приобретает эту ценность. Музей получает уникальную вещь, которая даст возможность  рассказать детям у жизни, быте наших предков прошлых столетий, окунуться в мир наших прародителей. (Приложение 9) 10 Заключение Нам   с  детства   и   до   конца   жизни   дорого   и   мило   сердцу   все  то,  что окружает нас на нашей земле. Ласкают наши слух и чувства названия озер и прудов,   речушек   и   ручьев,   деревень   и   сел,   проулков   и   околиц.   Эти исторические   сведения,   легенды   и   были,   рассказывающие   о   жизни   наших предков, являются уникальными памятниками нашей старины, культурными центрами   прошлых   эпох,   отчасти   воплощенных   в   таком   понятии,   как мельница. А ведь и сами мельницы всегда выступали такими культурными центрами   для   всех   людей,   в   любые   времена   и   в   любых   странах   ­   где   в ожидании   помола   встречались   крестьяне   из   разных   деревень   и   шел   обмен новостями, а также разгорались хозяйственные дискуссии.  Необычный   для   современного   человека   предмет   быта,   который принадлежал моим предкам дал толчок к поиску новых знаний. В результате поисковой  работы я подтвердил  гипотезу,  что  встречи  с людьми  старшего поколения,   работа   с   научной   краеведческой   литературой,   позволяют установить историю возникновения вещей и описать их. Сегодня в музее около 300 экспонатов, у многих из них нет истории­ легенды   появления   их   в   музее   и   вряд   ли   можно   еще   восстановить принадлежность некоторых вещей. Но все­таки, есть возможность установить, где и как использовались те или иные предметы старины, например, как много может рассказать нам экспонат под названием «цеп», при помощи которого крестьяне выбивали зерна из колосков. Наша цель, пока есть возможность, необходимо все зафиксировать, оставить для будущих поколений. Мельницы всегда   были   окружены   таинственностью,   овеяны   поэтическими   легендами, сказаниями  и суевериями. Например, «Во   всяком  омуте  черти  водятся»  и водяной, как полагается в сказках живет также в омуте.  Источники информации 11 1. Калашников И. Жестокий век. Издательство:Эксмо­Пресс, 1998        2. Шляхтина Л.М «Основы музейного дела». Издательство: высшая школа, 2009  3. «Ошмес» приложение районной газеты «Рассвет» Якшур­Бодьинского района, №10, 2012 4. Изображение сито. [Электронная публикация] // По материалам сайта ru.yandex.net/i? https://im0­tub  id=7ada8d452399fdfbe1e2751e940d8bf3&n=13,  5. Изображение ручной мельницы. [Электронная публикация] // По  материалам сайта https://im0­tub­ru.yandex.net/i? id=09bb6949e429944d03be0f4e63c52adc&n=13 12 6. Лудорвай –музей под открытым небом. [Электронная публикация] // По  http://liveudm.ru/ludorvay­muzey­pod­otkryityim­ материалам   сайта nebom/  13 7. Турынгурт – старинная водяная мельница. [Электронная публикация] // По   материалам   сайта  http://loveudm.ru/turyingurt­starinnaya­vodyanaya­ melnitsa/   8. Интересное о мельницах. [Электронная публикация] // По материалам сайта http://vad­doronin.narod.ru/WindMill_WindMill.html 22.03.2018  9. Сазонов   Д.А.   Мельничное   и   крупорушное   дело   [Электронная публикация]   //   По   материалам   сайта  http://davaiknam.ru/text/konkurs­ issledovateleskih­kraevedcheskih­rabot­otechestvo­nomi  10.Макет ветряной мельницы [Электронная публикация] // По материалам сайта  http://www.domechti.ru/wp­content/uploads/2013/05/dekorativnaya­ melnica­dlya­sada­08.jpg  11.Макет ветряной мельницы. [Электронная публикация] // По материалам сайта http://mobilizacia.kiev.ua/uploads/posts   12.Макет водяной мельницы. [Электронная публикация] // По материалам сайта https://www.kursdela.biz/upload/medialibrary/0b5/0b5af287fedc15ac1bcec0 ded2f04351.jpg  13.Макет водяной мельницы. [Электронная публикация] // По материалам сайта  https://i.artfile.me/wallpaper/09­10­2014/2048x1366/raznoe­melnicy­ les­reka­melnica­vodyanay­874265.jpg  Информанты: 14.Абросимова Валентина Викторовна, 1955 г.р. 15.Вахрушева Лия Борисовна, 1966 г.р. 16.Серебренникова Любовь Алексеевна, 1932 г. 14 Приложения 1 Алексеевна с 1932 года рождения, жительница деревни Турнес, Дебесского Серебренникова Любовь района Приложение 2 15 Ручная мельница. Экспонат  краеведческого музея МБОУ  Мукшинская СОШ Приложение 3 16 Водяные мельницы Приложение 4 17 Ветряная мельница 18 Приложение 5 Макеты ветряных мельниц для оформления садовых участков Приложение 6 Водяная  мельница,  Турынгурт,  Увинский  район,  Удмуртия Приложение  7 19 Ветряная мельница Лудорвай – музее под открытым небом Удмуртия Приложение 8 Устройство ручной мельницы Приложение 9 20 Передача   живой   памяти   о предках   внукам   и   правнукам через память вещей. Приложение 10 Вахрушева Лия Борисовна, жительница д. Мукши 21

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)

Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение)
Скачать файл