Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова
Оценка 4.7

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русская литература
9 кл
21.03.2018
Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова
Выбрать тему данной исследовательской работы я решила, так как врач - одна из древнейших и благороднейших профессий на Земле. Эта профессия мне тоже нравится. Познакомившись с рядом произведений А.П. Чехова, я увидела, что медицинская тема проходит красной нитью через творчество писателя. Мне стало интересно, все ли герои А.П. Чехова являются такими ответственными, как сам А.П. Чехов. Цель исследования: определение роли профессии врача в жизни и творчестве А.П. Чехова. Задачи исследования: 1. Почему А.П. Чехов выбрал эту профессию. 2. Как А.П. Чехов относился к профессии врача. 3. Медицина и литература в жизни Чехова. Гипотеза: изображенные образы врачей в произведениях Чехова носят положи-тельный характер. Объект исследования – профессия врача в жизни и творчестве А.П. Чехова. Предмет исследования – рассказы Чехова.Исследовательская работа ученицы 9 класса
Образ врача в произведениях.docx
Муниципальное образование Новокубанский район, ст. Советская Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа № 27 Краснодарский край, Новокубанский район, ст. Советская, ул. Октябрьская, 356 Телефон 8 (86195) 5 65 51 Email: [email protected]   Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова                                                                      Автор: Трунова Элина Евгеньевна, ученица 9 класса МОБУООШ № 27 352230,  Краснодарский край,  Новокубанский район, станица  Советская, улица Октябрьская 356. 352230, Краснодарский край,  Новокубанский район, станица  Советская, улица Ленина, 277 Контактный телефон: 8 918 1270386   Руководитель: Окунева Наталья  Фёдоровна, учитель русского языка и  литературы  МОБУООШ № 27. Контактный телефон: 8 918 27 62 591 e­mail: okunewa  .  ru  2010@   yandex      .  natalya 2 ТРУНОВА Элина Евгеньевна Краснодарский край, Новокубанский   район, станица Советская МОБУ «Основная общеобразовательная школа № 27», 9  класс ОБРАЗ ВРАЧА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА Научный руководитель: Окунева Наталья Фёдоровна, учитель русского языка и  литературы, МОБУ «ООШ №27» Оглавление: Введение ………………………………………………………………3  стр. Слово о писателе………………………………………………………4 стр. I. II. III. Медицина в жизни А.П. Чехова……………………………………...5 – 7 стр. IV. Медицинские работники в произведениях А.П. Чехова……………8 – 11 стр. V. VI. VII. Приложение …………………………………………………………...14 – 15 стр. Заключение…………………………………………………………….12 стр. Литература……………………………………………………………..13 стр. 3 ТРУНОВА Элина Евгеньевна Краснодарский край, Новокубанский   район, станица Советская МОБУ «Основная общеобразовательная школа № 27», 9  класс ОБРАЗ ВРАЧА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА Научный руководитель: Окунева Наталья Фёдоровна, учитель русского языка и  литературы, МОБУ «ООШ №27» Ведение Выбрать тему данной исследовательской работы я решила, так как врач ­  одна из древнейших и благороднейших профессий на Земле. Эта профессия мне тоже нравится. Познакомившись с рядом произведений А.П. Чехова, я увидела, что медицинская тема проходит красной нитью через творчество писателя. Мне стало интересно, все ли герои А.П. Чехова являются такими ответственными, как сам А.П. Чехов. Цель исследования: определение роли профессии врача в жизни и творчестве А.П. Чехова. Задачи исследования: 1. Почему А.П. Чехов выбрал эту профессию. 2. Как А.П. Чехов относился к профессии врача. 3. Медицина и литература в жизни Чехова. Гипотеза:  изображенные   образы   врачей   в   произведениях   Чехова   носят положительный характер. Объект исследования – профессия врача в жизни и творчестве А.П. Чехова. Предмет исследования – рассказы Чехова.  Для последовательного выполнения исследования мною были намечены следующие этапы: I. Изучение   теоретического   материала,   специальной   и   художественной литературы; II. Опрос   представителей   врачебной   профессии     с   целью   выяснения правильности сделанного ими выбора; III. 1. Анкетирование представителей работников поликлиники станицы Советской          2. Общее анкетирование школьников 5­9 классов (приложение 2) 4 ТРУНОВА Элина Евгеньевна Краснодарский край, Новокубанский   район, станица Советская МОБУ «Основная общеобразовательная школа № 27», 9  класс ОБРАЗ ВРАЧА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА Научный руководитель: Окунева Наталья Фёдоровна, учитель русского языка и  литературы, МОБУ «ООШ №27» Слово о писателе. Антон   Павлович  Чехов   был   не   только   русским   писателем,   общепризнанным классиком мировой литературы, но и почётным академиком   Императорской Академии наук   по   Разряду   изящной   словесности   (1900—1902),   одним   из   самых   известных драматургов мира, а так же врачом. За 25 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой   литературы.   Естественнонаучное   мышление   и   литературный   талант   органично соединялись в писателе, что позволило ему глубже понимать человеческую психологию и верно изображать душевный мир его героев. "У меня в детстве не было детства". Детство и юность писателя. Отец     ­   торговец   в   лавке,   но   большой   любитель   музыки,   рисования,   регент церковного хора. Когда, после смерти отца, семья уезжает в Москву, Антон остается один в Таганроге. Об этих годах А. П. Чехов писал Суворину: "Напишите­ка рассказ о том, как молодой   человек,   сын   крепостного,   бывший   лавочник,   певчий,   гимназист   и   студент, воспитанный   на   чинопочитании,   целовании   поповских   рук,   поклонении   чужим   мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченый, ходивший по урокам без галош, дравшийся,   мучивший   животных,   любивший   обедать   у   богатых   родственников, лицемеривший   богу   и   людям   без   всякой   надобности     ­   только   из   сознания   своего ничтожества, напишите­ка, как этот молодой человек, выдавливает по капле из себя раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая"[4]. 5 ТРУНОВА Элина Евгеньевна Краснодарский край, Новокубанский   район, станица Советская МОБУ «Основная общеобразовательная школа № 27», 9  класс ОБРАЗ ВРАЧА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА Научный руководитель: Окунева Наталья Фёдоровна, учитель русского языка и  литературы, МОБУ «ООШ №27» Медицина в жизни А. П. Чехова Чехов­студент Антон   Павлович   Чехов   поступил   на   медицинский   факультет   Московского университета   в   1879   году.   Студенческие   годы   Чехова   были   насыщены   учебными занятиями, работой в клиниках под руководством выдающихся   деятелей   науки.   У   Богданова, Снегирёва   и   Склифосовского   Чехов   получил отличные   оценки.   Задуманная   будущим   врачом   в студенческие   годы   научная   работа   «История полового   авторитета»   несёт   на   себе   следы страстного   увлечения   Дарвином,   пропагандистом которого был профессор Тимирязев. Излагая брату подробный план предполагаемой исследовательской работы,   Чехов   писал,   что   хочет   воспользоваться приёмами Дарвина, которые ему “ужасно нравятся”. Солидарность   с   Тимирязевым   будущий   врач   высказал   в   фельетоне   «Фокусники», направленном   против   профанации   науки,   против   неряшливости   в   приёмах   научного исследования. На последнем курсе Чехов­студент разрабатывает тему «Врачебное дело в России», где, собирая материалы, обнаруживает научную тщательность и точность, навыки систематизации, умение найти направляющую цель [1]. 6 Таким   образом,   пребывание   писателя   на   медицинском   факультете   Московского университета — это не просто биографическая   деталь, а весьма существенный этап в развитии   мировоззрения   и   морального   облика   Чехова   —   врача,   писателя,   наконец, человека, которому, наверное, полностью соответствуют слова Пьера Крюи, французского учёного­бактериолога XX века: “Медицина — это любовь, иначе она ничего не стоит”.           В   1884   году   А.П.   Чехов   окончил   медицинский   факультет   Московского университета, решив посвятить себя врачебному искусству. Врачебная деятельность А. П. Чехова Свою   практическую   врачебную   деятельность   Антон   Павлович   начал   в   знакомой   ему Чикинской земской больнице; некоторое время он заведовал Звенигородской больницей, замещая ушедшего в отпуск врача этой больницы С. П. Успенского. Из Звенигорода он писал Н. А. Лейкину, что волею судеб исправляет должность земского врача. Полдня занят приёмом   больных   (30­40   человек   в   день),   остальное   время   отдыхает.   Однако   много отдыхать   Чехову   не   приходилось,   так   как   он   не   только   принимал   больных   в   земской больнице, но и исполнял должность уездного врача, выезжал с судебным следователем на вскрытия, исполнял поручения местной администрации, выступал экспертом на суде. В период своей врачебной деятельности в Воскресенске и Звенигороде, а затем и в Бабкине Антон Павлович близко наблюдал жизнь местного населения ­ крестьян, уездной интеллигенции, помещиков. В гуще этой жизни писатель почерпнул сюжеты для рассказов "Беглец", "Хирургия", "Мёртвое тело", "Сирена", "Дочь Альбиона", "Налим", "Ведьма" и др. Бабкинский период ­ счастливое время жизни писателя. Три года подряд (1885­ 1887) жил он здесь с семьёй в летние месяцы.К Чехову обращались пациенты с самыми различными заболеваниями, что вообще было характерно для работы земского врача. Так провёл Чехов три года в Бабкине.  Лето 1888 и 1889 гг. он проводит в имении у Линтварёвых недалеко от г. Сум Харьковской губернии. Чехов едет туда отдыхать, однако твёрдо намерен заниматься и медицинской   практикой.   В   Луках   у   Линтварёвых,   как   и   в   Бабкине,   Чехов   ежедневно отдавал врачебной работе по нескольку часов. В 1890 г. Чехов едет на остров Сахалин. В этой его поездке и в работе на острове сказались лучшие  черты  Чехова­писателя,  врача, гражданина.  Поселившись  в 1892 г. в своём имении в Мелихове, Чехов установил регулярный приём больных[1]. 7 Он и врач, принявший в течение 1892 г. до 1000 больных, он и организатор борьбы с эпидемией, и активный участник уездного санитарного совета, причём, по свидетельству Куркина, не пропустил ни одного его заседания. Близкое знакомство Чехова с земскими врачами   дало   возможность   Чехову   писателю   отразить   их   жизнь   в   ряде   замечательных произведений ­ в рассказах "Враги", "Неприятность", "Княгиня", в пьесе "дядя Ваня" и др. В   своих   же   произведениях   («Именины»,   «Припадок»   и   других)   он   стремился   к сочетанию жизненной правды и научных данных. “Не сомневаюсь, — писал доктор Чехов в автобиографии, — что занятия медицинскими науками... значительно расширили область наблюдений,   обогатили   меня   знаниями”.Жизненному   опыту   и   наблюдениям   Чехова­ студента обязаны появлением такие литературные произведения, как «Беглец», «Мёртвое тело», «Сельские эскулапы», «Хирургия», «Неприятность», «По делам службы» и другие.  Переехав  из­за  болезни  в   Ялту  (писатель   был   уже  тяжело   болен  туберкулёзом), Антон   Павлович   оставил   врачебную   практику,   но   продолжал   активно   интересоваться достижениями медицины, читал специальные журналы. Медицина теперь прочно вошла в художественное   творчество   доктора   Чехова,   дав   прозе   замечательного   новеллиста объективность   и   точность,   научно   достоверное   изображение   различных   оттенков душевного   состояния   героев:   хорошее   или   подавленное   настроение,   чувство   тревоги   и страха, радости и удовольствия...  Таким образом, и в жизни, и в творчестве Чехов всегда оставался врачом. Выбрать тему данной исследовательской работы я решила, так как врач ­  одна из древнейших и благороднейших профессий на Земле. Эта профессия мне тоже нравится. 8 ТРУНОВА Элина Евгеньевна Краснодарский край, Новокубанский   район, станица Советская МОБУ «Основная общеобразовательная школа № 27», 9  класс ОБРАЗ ВРАЧА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА Научный руководитель: Окунева Наталья Фёдоровна, учитель русского языка и  литературы, МОБУ «ООШ №27» Медицинский работник в творчестве А.П. Чехова Анализ отдельных рассказов представлен в таблице.  Произведение Герой Профессия «Случай из  практики» Королёв Ординатор «Попрыгунья» Дымов Служит в  двух  больницах:  Его отношение к работе;  пациентам Увидев рыдающую  некрасивую девушку,  доктор проникается  сочувствием к этой  страдалице, которую  мать, не жалея средств,  лечит всю жизнь;  богатство не дало этим  людям счастья, радости и здоровья. Мало того, они разобщены и одиноки. Простой врач, выше мира пошлости. Можно  уважать человека за его  Отношение к нему Лиза видела  многих врачей, но  именно к нему  прониклась  доверием. «Какая потеря для науки... Это если  всех нас сравнить ординатором  — в одной,  прозектором  — в другой подвижнический труд и  высокую нравственную  силу. «Служил науке и умер от науки»    «Ионыч»[2]  Старцев  Дмитрий  Ионыч Земский  доктор «Палата № 6»[3] Рагин Земский  доктор Он хороший врач, иначе  не был бы так популярен. "Спешно принимал  больных у себя в  Дялиже, потом уезжал к  городским больным". "У него в городе  громадная практика,  некогда вздохнуть". "... Но все же он не  бросает земского места;  жадность одолела". Остается  профессионалом, но врач должен сочетать в себе  профессионализм и  гуманизм. Манеры мягкие,  вкрадчивые. Он умный и  честный человек, но у  него нет воли и веры в  своё право изменять  жизнь к лучшему.  Сначала он работал  очень усердно, но скоро  заскучал и понял, что в  таких условиях лечить  больных бессмысленно.  «Да и к чему мешать,  людям умирать, если  смерть есть нормальный  и законный конец  9 с ним, был  великий,  необыкновенный  человек! Какие  дарования! какие  надежды он  подавал нам  всем!.. Это был  такой ученый,  какого теперь с  огнем не  найдешь». На первых порах  деградация  Старцева вызывает жалость и  сочувствие, потом  отвращение.  Ответить  однозначно,  почему Ионыч  деградировал,  очень сложно.  Безусловно, в чем­ то виноват он сам,  в чем­то виновата  Екатерина  Ивановна, но  самая большая  доля вины  припадает на  окружающее  Старцева  общество. К доктору  относятся как к  сумасшедшему из­ за его общения с  обитателем палаты №6 Громовым. В  конце концов, его  хитростью  помещают в эту  палату, и он от  безысходности  умирает. На  похоронах были  только Михаил  Аверьяныч и «Хирургия» Курятин Фельдшер  «Душечка» Смирнин Полковой  ветеринарный  врач  каждого?» От этих  рассуждений Рагин  забросил дела и стал  ходить в больницу не  каждый день. В рассказе Чехов  высмеивает «горе­ доктора», который свое  неумение, незнания  прикрывает  самохвальством,  пустословием  «.. Пустяки.. . —  скромничает фельдшер,  подходя к шкапу и роясь  в инструментах. —  Хирургия — пустяки.  Тут во всем привычка,  твердость руки... Раз  плюнуть...» А на самом  деле фельдшер, причинив ужасные мучения дьячку, не смог вытащить зуб. Образ Смирнина выписан не так ярко.  «…ветеринарное дело в  городе поставлено из рук вон плохо …» (беседа  Оленьки и Смирнина). 10 Дарьюшка, его  бывшая прислуга. Поначалу дьячок  проникается  речами  фельдшера,  смотрит на него с  благоговением. Но после того как  фельдшер  пытается вырвать  у него зуб, уваже­ ние дьячка  сменяется  презрением и  ненавистью.  Сначала Оленька  (Душечка) жалеет  его, затем любит,  становясь «эхом»  и «тенью»  возлюбленного,  затем наступает  конец ситуации. Таким образом, врачи в рассказах А.П. Чехова — это труженики, верные клятве Гиппократа,   самоотверженно   борющиеся   с   людскими   недугами,   страданиями,   и   люди, которые относятся к профессии врача халатно.  Каков   же   врач   в   наше   время,   что   ценится   во   врачебной   практике,   мы   узнали, проведя опрос среди медработников станицы Советской. Опрос был проведен по вопросам (см. приложение 1). Опрос, проведённый среди учеников 5­11 классов, дал следующий результат (см. приложение 2). 11 ТРУНОВА Элина Евгеньевна Краснодарский край, Новокубанский   район, станица Советская МОБУ «Основная общеобразовательная школа № 27», 9  класс ОБРАЗ ВРАЧА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА Научный руководитель: Окунева Наталья Фёдоровна, учитель русского языка и  литературы, МОБУ «ООШ №27» 12 Заключение.     Предполагаемая   гипотеза не подтвердилась ­ не все врачи в рассказах Чехова, рассмотренные мною, являются положительными героями. Очень радует то, что сейчас медицинские   работники   к   своей   работе   относятся   серьезно,   с   любовью   (на   основании опроса медработников станицы Советской) и хотя бы такое количество детей (25%) хотят быть врачами (на основании опроса учащихся). Чехов  писал: "Занятия  медицинскими науками  имели серьезное влияние на мою литературную деятельность". Он не раскаялся в выборе профессии, но за время учебы в университете   опубликовал   более   двухсот   различных   материалов.   Но,   создавая   свои смешные   рассказы,   задумывая   монументальные   труды,   например,   "История   полового авторитета" (о взаимодействии  полов на всех  ступенях развития) и  "Врачебное  дело в России",   Чехов   выбирает   профессию   врача   и   ...писателя.   Он   так   и   остался   в   русской культуре   ­   врач­писатель   и   писатель­врач.   Он   без   колебаний   спешил   к   больному дифтерией ребенку, "ловил на хвост холеру", принимал мужиков, часто не беря ничего. И писал свои рассказы, принесшие славу настоящего писателя. И это все, несмотря на свою тяжелую   болезнь.   Чехов   предан   медицине,   поэтому   врач   "выглядывает"   из   многих   его рассказов. ТРУНОВА Элина Евгеньевна Краснодарский край, Новокубанский   район, станица Советская МОБУ «Основная общеобразовательная школа № 27», 9  класс ОБРАЗ ВРАЧА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА Научный руководитель: Окунева Наталья Фёдоровна, учитель русского языка и  литературы, МОБУ «ООШ №27» 13 Литература: 1. Гейзер И. М. Чехов и медицина/ И. М. Гейзер. – М.: Медгиз, 1954. –  140 с. 2. Чехов, А. П. Ионыч // Рассказы / А. П. Чехов. – М. : Худож. лит.,  1963 3. Чехов, А. П. Палата № 6 // Собр. соч. в 12 т. / А.П. Чехов. – М. :  Государственное издательство художественной литературы, 1956. –  Т. 7.  4. Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 18 т. М., 1974— 1982. Приложение 1.  1)Что повлияло на Ваш выбор будущей профессии? (10 из 12 ответили призвание, любовь к медицине, собственное желание) 14 2) Чем является для Вас Ваша профессия? (единогласный ответ ­ «всем ­ источником жизни и удовольствия») 3) Вы никогда не жалели о выбранной профессии? (единогласный ответ ­ «нет») 4) Сколько лет Вы посвятили своей профессии? ( в среднем 19 лет) 5) Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать врач? (   большинство   анкетируемых   ответило   «доброта,   сострадание, целеустремлённость, желание помогать людям») 6) Как относятся ваши друзья, близкие к тому, что Вы выбрали               профессию медработника? (11 из 12 – « положительно, гордятся, уважают») 7) Как Вы думаете, изменилось ли с течением времени отношение врача к пациентам? Если да, то в чём это проявилось? (12 из 12 – «нет») 8)   Как   Вы   думаете,   изменилось   ли   с   течением   времени   отношение пациентов к врачам? Если да, то в чём это проявилось? (9  из 12 считают, что отношение изменилось, т. е. стали относиться с большим пониманием) 9)Если   бы   Вам   предложили   поменять   профессию   на   другую, согласились бы? (11 из 12– «нет»). Приложение 2.  Планируете ли Вы в будущем связать свою жизнь с медициной? 15 " "(75%) " "(25%)

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова

Исследовательская работа Образ врача в произведениях Антона Павловича Чехова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2018