Исследовательская работа «Патриотизм как средство формирования гражданственности учащихся МКОУ «Школа-интерната»
Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
23.01.2018
Исследовательская работа «Патриотизм как средство формирования гражданственности учащихся МКОУ «Школа-интерната» посвящена актуальной проблеме современной педагогики.Воспитание патриота и гражданина является неотъемлемой частью работы классного руководителя и воспитателя,поэтому данное исследование будет интересно в рамках проведения месячника оборонно-массовой работы,при составлении плана воспитательной работы.Исследовательская работа «Патриотизм как средство формирования гражданственности учащихся МКОУ «Школа-интерната» посвящена актуальной проблеме современной педагогики.
наш проект.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Специальная (коррекционная) школаинтернат обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями»
муниципального образования «Мирнинский район» Республика Саха (Якутия)
Региональная научнопрактическая конференция «Шаг в будущее».
«Патриотизм как средство формирования
гражданственности учащихся МКОУ «Школаинтерната»
Авторы:
Егорова А., Новосёлова Е
Тарасова Т., Трофимов Э., Шагдаров Ж.
Абдрахимова Р.А.,БахмутченкоГ.В.
Руководители:
1 Мирный 2017 год.
2 I. Введение
Гражданскопатриотическое воспитание на современном этапе развития
образования является одним из актуальных направлений подготовки подрастающего
поколения к будущей жизни в обществе. От степени осознания всеми гражданами
патриотической идеи зависит социальный мир, сплоченность общества и стабильность
государства. Все это обуславливает особую важность создания эффективной системы
гражданско патриотического воспитания на разных уровнях управления.
Патриотизм в российском обществе понимается как преданность и любовь к своему
Отечеству, к своему народу, гражданственность и служение на благо общества.
Патриотизм, как общая и неотъемлемая часть национального самосознания граждан, может
и должен стать основой сплочения российского общества, возрождения его духовно
нравственных устоев. Решение этой задачи обеспечивает патриотическое воспитание,
которое предполагает создание условий для формирования патриотических качеств
личности.
Критериями гражданскопатриотической воспитанности являются:
сформированность систематических знаний о своей Родине, ее истории,
культуре, о культуре народов, проживающих на территории России;
стремление внести свой вклад в развитие своей малой родины: области, города,
поселка, учреждения;
активная позиция в защите интересов своего государства, проявление
социальной ответственности в выполнении обязанностей гражданина, члена
нашего общества.
Гражданско патриотическое воспитание является особенно важным для
воспитания подрастающего поколения и молодых граждан, так как именно здесь
закладывается ближайшая перспектива единства и сплоченности общества,
воспроизводства и развития трудового и интеллектуального потенциала страны,
стремления к укреплению государства.
1. Обоснование актуальности проекта
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во
многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
Сегодня коренным образом изменились отношения гражданина России с государством и
обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную
личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою
судьбу и судьбу других людей.
МКОУ «Школаинтернат» благодаря своему воспитательному и
здоровьесберегающему
потенциалу определяет ориентацию конкретной личности,
отвечает за социализацию воспитанника. Детский возраст является наиболее оптимальным
для системы гражданскопатриотического воспитания,
так как это период
самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
3 Разработка проекта гражданско патриотического воспитания детей и подростков в
МКОУ «Школаинтернат» обусловлена:
неотложностью создания условий для формирования в образовательном
учреждении системы воспитания подрастающего поколения и молодежи на
основе важнейших социально значимых ценностей, гражданственности и
патриотизма;
необходимостью разработки и реализации новых подходов к определению
приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания как
одного из важнейших направлений в деятельности учреждения.
2.Правовая основа проекта
Проект «Патриотизм как средство формирования гражданственности учащихся с
ОВЗ МКОУ «Школаинтернат»» разработан в соответствии с Концепцией патриотического
воспитания граждан Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о
правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ. Проект ориентирован на все
возрастные группы учащихся, с учетом ведущей роли педагогического коллектива в союзе
с родительской общественностью, органами исполнительной власти и местного
самоуправления, общественными молодежными и ветеранскими организациями.
Настоящий проект является долгосрочным и призван повысить эффективность
решения проблем возрождения патриотизма в МКОУ «Школаинтернат», как важнейшей
духовной и социальной ценности.
3. Цели и задачи проекта
Цель проекта: Воспитание качеств человека, которые составляют основу его
коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих
способностей, воспитание уважения к истории, традициям и культуре своей семьи, малой
родины, Отечества в целом.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
Формирование патриотических чувств и сознания гражданина на основе исторических
ценностей и роли России в судьбах мира. Сохранение и развитие чувства гордости за
страну. Воспитание личности гражданинапатриота Родины, способного встать на защиту
государственных интересов.
4. Основные принципы реализации проекта
Содержание и организационные формы патриотического воспитания основываются
на принципах, ориентирующих воспитание на развитие социально активной, нравственно
здоровой личности. К числу определяющих принципов, которые являются важным
условием реализации целей и задач патриотического воспитания, относится признание
социальной значимости гражданственности и народности.
Принцип научности опирается на закономерную связь между содержанием
науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило
учащихся с научными фактами, понятиями, закономерностями, теориями всех
основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мере приближалось к
раскрытию ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем.
4 Принцип систематичности и последовательности требует, чтобы знания,
умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый
новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее
опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне
реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных,
физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и
психическом здоровье.
Принцип наглядности. Многолетний опыт обучения и специальные
психологопедагогические исследования показали, что эффективность обучения
зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более
разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он
усваивается.
Принцип гуманизации образования диктует необходимость бережного
отношения к каждому ребенку.
Принцип творческого самовыражения
способствует реализации
потребности ребенка в самовыражении. Стимулирует стремление личности активно
реализовать свои лучшие качества в любой сфере деятельности, формирует активную
созидательную позицию.
Принцип осуществления «педагогики сотворчества», предусматривающий
совместную дискуссионноэвристическую деятельность педагога и воспитанника,
обеспечивающую исследовательскотворческий характер взаимодействия между ними.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
5. Этапы реализации проекта
I этап: проектный – сентябрь 2016ноябрь 2016 учебный год
Цель: подготовка условий для создания системы гражданскопатриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить проект по гражданскопатриотическому
воспитанию в МКОУ «Школаинтернат»
3. Проанализировать материальнотехнические, педагогические условия реализации
проекта.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.
II этап: практический – декабрь 2016 май 2017 учебного года
Цель: реализация проекта гражданскопатриотического воспитания «Патриотизм как
средство формирования гражданственности учащихся с ОВЗ МКОУ «Школаинтернат»»».
Задачи:
5 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы
воспитательного воздействия.
2. Развивать ученическое самоуправление.
3.Разработать методические рекомендации по гражданскопатриотическому
воспитанию в ««Патриотизм как средство формирования гражданственности учащихся
с ОВЗ МКОУ «Школаинтернат»»».
4.Расширять и укреплять связи и отношения Центра с учреждениями общего и
дополнительного образования детей, спортивными школами, учреждениями культуры
города.
5.Проводить мониторинг реализации проекта.
6.Принимать участие в городских и областных конкурсах по гражданско
патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический – май 2017 сентябрь 2017 учебного года
Цель: анализ итогов реализации проекта
гражданскопатриотического воспитания
««Патриотизм как средство формирования гражданственности учащихся с ОВЗ МКОУ
«Школаинтернат»»».
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы по гражданскопатриотическому воспитанию
подрастающего поколения.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.
3. Спланировать работу на следующий период.
Основными исполнителями мероприятий проекта являются педагоги, воспитанники и их
родители.
6. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Проекта ожидается:
1. В МКОУ «Школаинтернат»:
реализация системы гражданскопатриотического воспитания гражданина и
патриота;
обогащение содержания гражданскопатриотического воспитания;
расширение регионального компонента в учебном плане учреждения;
вовлечение в работу
гражданскопатриотического воспитания
представителей всех субъектов образовательной деятельности;
дальнейшее развитие системы детского самоуправления, деятельности
детских общественных организаций, клубов социальной направленности.
в познавательной сфере: изучение исторического и культурного наследия
родного края;
в историко краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны,
формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского
государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение
норм правового государства; приобретение опыта основных социальных ролей
(члена семьи, гражданина, члена коллектива, избирателя);
6
o
o
o
o
o
o
o
2. В выпускниках МКОУ «Школаинтернат»: o
в духовнонравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей,
идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической
деятельности.
Проект отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на
воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным
результатом реализации Проекта должна стать активная гражданская позиция и
патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
В целом, достижение ожидаемых результатов в процессе реализации проекта
позволит создать в МКОУ «Школаинтернат» эффективную систему гражданского и
патриотического воспитания учащихся.
II. Механизм реализации проекта
Механизм реализации проекта гражданскопатриотического воспитания затрагивает
основные области жизнедеятельности детей и подростков в условиях учреждения для
детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями:
познание;
поведение;
предметная деятельность;
общение;
эмоции;
игра (как особый и самоценный вид деятельности, в котором человек
переживает и осознает себя свободным).
Учащиеся, включенные в образовательновоспитательный процесс, должны
реализовать себя в данных областях, получив знания, опыт творческой деятельности и
опыт эмоциональноценностных отношений в том объеме и форме, которая наиболее
адекватна (при ведущем виде деятельности согласно их возрасту, психофизиологическим
показателям, уровню культурогенеза).
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально
педагогическое пространство МКОУ «Школаинтернат», а также тесное сотрудничество
со всеми социальными структурами города. Воспитательная работа строится с учетом
возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, городские,
областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными
датами; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах.
1. Кадровое обеспечение проекта
Группа
Административно
координационная
Функции
Осуществление общего контроля и
руководства.
Руководство
коллектива.
деятельностью
Состав
Директор МКОУ «Школа
интернат»
7 Консультативная
Педагоги и учащиеся
МКОУ «Школаинтернат»
Анализ ситуации и внесение
корректив.
Координация
программы.
Проведение
консультаций.
реализации
семинаров,
Реализация программы в системе
воспитательной работы
Использование
воспитательных технологий
современных
Заместитель директора по
ВР,социальный педагог,
психолог
Педагоги МКОУ «Школа
интернат»
I. Основные направления деятельности
Блоки
1 блок
Реализация
патриотического
воспитания в условиях
учебновоспитательного
процесса
Содержание деятельности
Сохранение и развитие национальной культуры, традиционных
промыслов народов РС (Якутия), обычаев народов, проживающих на
территории
Республики Саха (Якутия) и реализация этих особенностей в
образовательных и
досуговых развивающих программах
2 блок
Организация спортивной
работы с подростками
Патриотическое воспитание подростков.
Подготовка к военной службе в армии.
Формирование здорового образа жизни; совершенствование
физкультурно оздоровительной и спортивной работы
3 блок
Взаимодействие МКОУ
«Школаинтернат» с
государственными и
общественными
объединениями и
структурами
4 блок
Поддержка семьи как
социального института
Взаимодействие МКОУ «Школаинтернат» с органами исполнительной
власти и местного самоуправления; профильными образовательными
учреждениями, военными комиссариатами, ветеранскими и детскими
общественными объединениями
Укрепление воспитательного потенциала семьи;
изучение родословных, семейных устоев и традиций
8 5 блок
Методическое обеспечение
проекта
Совершенствование программно – методического обеспечения
образовательно – воспитательного процесса в учреждении.
Разработка положений по проведению фестивалей, смотров,
коллективных творческих дел гражданско патриотической тематики..
Участие в городских, областных и Всероссийских конкурсах
инновационных программ и методических материалов.
Обобщение и распространение передового педагогического опыта по
гражданско – патриотическому воспитанию подростков.
Использование информационных технологий для научнометодического
обеспечения проекта
9 Формы реализации проекта
Муниципальные, региональные, федеральные
Индивидуальные, групповые, массовые
Теоретические
Беседы
Сообщения
Встречи с интересными
людьми
Экскурсии
Просмотр презентаций,
слайдов, кинофильмов
Уроки мужества
Практические
Викторины
Выставки
Конкурсы
Соревнования
Праздничные программы
Коллективные творческие дела
10 Система мероприятий по реализации проекта
(годовой традиционный цикл)
1. Организационная работа
Организация и проведение мероприятий, посвященных знаменательным датам в
истории страны и государства.
Научнопрактическая конференция «Летопись победы».
Семинары по проблеме патриотического воспитания “Личность, гражданин,
патриот”
Круглый стол “Несокрушимая и легендарная”
Месячник патриотической и спортивной работы
Родительское собрание “Воспитание патриота гражданский долг”
Конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, стихов, поделок “Ради жизни на земле”,
«Россия – Родина моя».
Акция “Мой подарок ветеранам”
Фестиваль “Мой край благославенный”
Уроки Мужества
Военноспортивные игры
Смотрконкурс творческих объединений
Встречи с ветеранами войны и труда “Нам слава досталась в наследство”
Шефство над ветеранами войны и труда, семьями погибших в «горячих точках»
Организация и проведение общественнополитических коллективных творческих
Дни здоровья и спорта
дел
Мероприятия,
деятельности
направленные на развитие поисковоисследовательской
Фестиваль семейного творчества «Отчий дом»:
Конкурс «Музыкальная шкатулка моей семьи»
Праздник «Семейное ремесло»
Праздник «Веселая семейка»
Организация выставок
«Семейные реликвии»
«Моя родословная»
Праздник для многодетных семей «Тепло и свет родного очага»
Организация и проведение мероприятий, посвященных профессиональным
праздникам (День учителя, День Матери и т.д.)
Организация и проведение мероприятий патриотической направленности
День призывника
Фестиваль патриотической песни «Пою мое отечество»
Конкурсная программа «А нука, парни!»
Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню Победы в Великой
Отечественной войне
Праздничный концерт ко Дню Победы «Долг. Честь. Родина»
11 Фестиваль гражданскопатриотической песни «Эх, дороги»
Организация и проведение мероприятий, посвященных юбилейным датам и
памятным событиям истории г.Мирный.
Знакомство воспитанников с героическими событиями отечественной истории,
выдающимися достижениями в области политики, экономики, науки, культуры,
спорта
Пропаганда достижений своего города, района, Республики
Экскурсии в музеи.
Олимпиады, конкурсы, викторины “Знаешь ли ты?”
Тематические вечера
Тематические выставки.
2. Работа со средствами массовой информации
публикации в СМИ по проведённым мероприятиям
3. Формирование организационно – методических основ, обеспечивающих
функционирование проекта
Разработка методических рекомендаций по проблемам патриотического
воспитания;
Выпуск газет, конкурсы рисунков, плакатов.
Конкурс среди педагогов, воспитателей ( с привлечением учащихся) на лучший
сценарий, методическую разработку
V. Оценка эффективности реализации проекта
Оценка эффективности реализации Проекта осуществляется на основе использования
представленных нравственнодуховными и
системы объективных критериев,
количественными параметрами.
Нравственнодуховные параметры:
1.
.Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к получению образования.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
символика Российской Федерации;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан; гражданственность.
Количественные параметры:
включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к
учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
участие в конкурсах по тематике;
проведение гражданскопатриотических мероприятий.
12 13 VI. Результативность проекта
В результате реализации проекта была создана:
Система гражданскопатриотического воспитания в МКОУ «Школаинтернат» для
формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами,
ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Для решения этой цели были решены следующие задачи:
Была проведена обоснованная организаторская
деятельность по созданию системы
эффективного патриотического воспитания молодежи;
Определены основные направления гражданскопатриотического воспитания в МКОУ
«Школаинтернат»;
Были проведены мероприятия, направленные на формирование гражданских компетенций
воспитанников школы, на воспитание уважения к культурному и историческому прошлому
России, к традициям родного края;
Обеспечена взаимосвязь патриотического воспитания и профилактика асоциального
поведения.
Список литературы
1.
2.
3.
4.
Аронов А.А. Воспитывать патриотов. – М.: Просвещение, 2013 г.
Быков А. Проблемы патриотического воспитания.//Педагогика 2014N2с.37
Галанин Ю. Ещё раз о патриотическом воспитании.// ОБЖ, 2010, № 3.
Герасимова
гражданского
самоуправление.//Классный руководитель 2006 N8с.38
Е.В.
Программа
воспитания школьников
через
5.
6.
7.
8.
9.
Карамзин Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости. // Русь. – 1997. №3
Краснова О.В. Формирование гражданскопатриотической позиции учащихся.// Дополнительное
образование и воспитание 2016N7с.49
Крекотнев А. Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях на примерах жизни
соотечественниковгероев.// Образование в современной школе 2016N8с.40
Кром М. Сколько лет патриотизму. // Родина. – 2004. № 10
Курикалова Н.Урок мужества.// Воспитание школьников 2006N10с.30
14
Исследовательская работа «Патриотизм как средство формирования гражданственности учащихся МКОУ «Школа-интерната»
Исследовательская работа «Патриотизм как средство формирования гражданственности учащихся МКОУ «Школа-интерната»
Исследовательская работа «Патриотизм как средство формирования гражданственности учащихся МКОУ «Школа-интерната»
Исследовательская работа «Патриотизм как средство формирования гражданственности учащихся МКОУ «Школа-интерната»
Исследовательская работа «Патриотизм как средство формирования гражданственности учащихся МКОУ «Школа-интерната»
Исследовательская работа «Патриотизм как средство формирования гражданственности учащихся МКОУ «Школа-интерната»
Исследовательская работа «Патриотизм как средство формирования гражданственности учащихся МКОУ «Школа-интерната»
Исследовательская работа «Патриотизм как средство формирования гражданственности учащихся МКОУ «Школа-интерната»
Исследовательская работа «Патриотизм как средство формирования гражданственности учащихся МКОУ «Школа-интерната»
Исследовательская работа «Патриотизм как средство формирования гражданственности учащихся МКОУ «Школа-интерната»
Исследовательская работа «Патриотизм как средство формирования гражданственности учащихся МКОУ «Школа-интерната»
Исследовательская работа «Патриотизм как средство формирования гражданственности учащихся МКОУ «Школа-интерната»
Исследовательская работа «Патриотизм как средство формирования гражданственности учащихся МКОУ «Школа-интерната»
Исследовательская работа «Патриотизм как средство формирования гражданственности учащихся МКОУ «Школа-интерната»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.