Исследовательская работа по биологии "Определение интенсивности испарения у растений", 7 класс
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
биология +1
7 кл
18.02.2017
С 2012 года наша школа имеет статус региональной инновационной площадки по внедрению ФГОС ООО. В рамках этой программы для внеурочной и учебной деятельности школа получила большое количество оборудовании. Из всего многообразия работ больше всего понравилась работа, связанная с испарением воды растениями. Почему эта тема? На внеурочном занятии за работой, в процессе беседы возник вопрос: скажется ли механизм работы устьиц на испарение воды растениями? У каждого участника на этот вопрос был свой ответ и обоснование. Что бы разрешить спор, убедиться в своих предположениях организовал исследование.
Цель: убедиться в том, что интенсивность испарения воды растениями зависит от механизма работы устьиц.
Работа Иванова.docx
Добрый день!
Глотова Настя, ученица 6 «А» класса,
Иванов Андрей, ученик 6 «В» класса
МКОУ Калачеевская СОШ № 1
Тема Определение интенсивности испарения у растений
Руководители: Шевцова С.Т., учитель биологии, Шевырева О.Д., учитель
химии.
С 2012 года наша школа имеет статус региональной инновационной
площадки по внедрению ФГОС ООО. В рамках этой программы для
внеурочной и учебной деятельности школа получила большое количество
оборудовании. Из всего многообразия работ больше всего понравилась
работа, связанная с испарением воды растениями. Почему эта тема? На
внеурочном занятии за работой, в процессе беседы возник вопрос: скажется
ли механизм работы устьиц на испарение воды растениями? У каждого
участника на этот вопрос был свой ответ и обоснование. Что бы разрешить
спор, убедиться в своих предположениях организовал исследование.
Цель: убедиться в том, что интенсивность испарения воды растениями
зависит от механизма работы устьиц.
Этапы и задачи работы:
1 этап «Погружение» в проблему установить, что испарение воды
растения осуществляют через устьицу.
2 этап Поисковотеоретический изучить литературу о зависимости
скорости и интенсивности испарения от факторов среды.
3 этап Осуществление деятельности провести экспериментальную
работу и установить изменения испарения.
4 этап – Обобщающий – объяснить результаты исследований .
5 этап – Презентация – составить презентацию, поделиться опытом
по теме исследования. В своей работе использованы следующие методы: библиографический,
аналитический, наблюдения, сравнения, фотоописания.
Объект исследования: комнатные растения кабинета биологии.
Предмет исследования: лабораторного оборудования «Прорастание» и
«Архимед».
Период исследования: 2014 2015г.
Гипотеза исследования: интенсивность испарения зависит от состояния
работы устьиц.
Практическая значимость работы: выполненная работа
позволит
углубить знания по теме исследования.
Познакомившись с клеточным строением листа растений узнал, что
воздушный и водный обмен между растением и атмосферой осуществляется
через устьицу. Открытие и закрытие устьичной щели происходит за счет
изменения тургора (осмотического давления) в замыкающих клетках.
интенсивность испарения воды растениями зависит от
Следовательно,
состояния и количества устьиц. Чтобы убедиться в действительности
данного факта организовал исследование.
Опыт № 1 «Роль устьиц в испарении воды».
Гипотеза: интенсивность испарения зависит от состояния устьиц.
Цель: аргументировать зависимость количества испарившейся воды от
состояния устьиц.
Оборудование: два полиэтиленовых пакета, трехходовой кран,
резиновая груша, зеленая цветная бумага, клей.
Ход работы:
Механизм открытия и закрытия
устьиц изучил на модели,
изготовленной из двух полиэтиленовых пакетов (Приложение 2).
Сравнив работу открытой и закрытой устьиц убедился в том, что
состояние устьичной щели различно. При надувании пакетов моделирующих замыкающие клетки устьиц, щель между ними увеличивается, если сдувание
из них воздуха – она исчезает.
Следовательно, газообмен и транспирация осуществляются
через
устьичную щель. Если устьица закрыта – то и испарение, и газообмен в
растение не происходит. Таким образом, интенсивность испарения воды
растениями зависит от состояния устьиц. Что и требовалось доказать.
Одинаковое ли количество устьиц располагается в верхней и нижней
кожицах листа? Что бы ответить на поставленный вопрос организовал
следующий опыт.
Опыт № 2 «Изучение распределения устьиц».
Гипотеза: устьице в кожицах листа комнатного растения гибискус
распределены равномерно.
Цель: определить плотность распределение устьиц в кожицах листа.
Оборудование: прозрачный лак для ногтей, предметные и
покровные стекла, пинцет, электронный микроскоп, листья комнатного
растения гибискус.
Объект исследования: комнатное растение – гибискус.
Ход работы.
Нанес на лист растения тонкий слой лака с помощью кисточки, дал
лаку подсохнуть, а затем с помощью пинцета осторожно стянул тонкую
пленку с отпечатком поверхности. Положил реплику на предметное
стекло и накрыл покровным стеклом.
Рассмотрев и сравнив реплики кожиц листа гибискуса в микроскоп,
убедился в неравномерном распределении в них устьиц. Как оказалось в
листе гибискуса все устьицы сосредоточены только в нижней кожице, а в
верхней они отсутствуют.
Следовательно, выдвинутая гипотеза не
подтверждена количество устьиц, и их распределение в кожицах листа
различно и зависит от условий обитания растений. В данном случае мне пришлось познакомиться с растением наземного типа, приспособленного жить
в условиях умеренного увлажнения. Поэтому, во избежание перегрева
гибискус прячет свои устьицы от прямого воздействия солнечных лучей,
располагая листья горизонтально.
Сравнив визуально, две стороны гибискуса убедился в том, что
стороны листа имеют разную поверхность блестящую немного
шершавую верхнюю и нижнюю матовую, но гладкую. Как оказалось,
это тоже черта приспособленности растения к условиям среды. Дело в
том, что появившийся нежный восковой налет, небольшие мелкие
волоски, способствуют большему отражению солнечных лучей и тем
самым защищают растение от перегрева. Вот такие они листья у
гибискуса.
Опыт № 3 «Интенсивность испарения воды от количества устьиц».
Гипотеза: интенсивность испарения воды зависит от количества устьиц.
Цель: установить интенсивность испарения воды от количества
устьиц.
Объект исследования: листья гибискуса (Приложение).
Оборудование: две пробирки, вода, вазелин, листья.
Ход работы: в две пробирки налил воду, и выровнял в них уровень.
Сверху добавил растительного масла. В первую колбу поместил лист,
смазав вазелином верхнюю поверхность листовой пластинки, в другую –
нижнюю (Приложение ). Наблюдения проводил в течение нескольких дней.
Результаты измерений фиксировал в календаре наблюдений.
Календарь наблюдений:
Дата
Что наблюдали
I
верхняя кожица
II
нижняя кожица
25.02.2015 Проведенное наблюдение позволило доказать, что комнатное растение
гибискус испаряет воду только нижней кожицей листа: уровень воды в I
пробирке (где располагался лист со смазанной верхней кожицей листа)
уменьшился, а уровень II не изменился (Приложение ).
Следовательно, интенсивность испарения воды растениями напрямую
зависит от их количества и расположения число устьиц.
Экспериментальным путем решил еще раскрыть один секрет листового
царства растений степень раскрытия устьиц в разное время суток у
различных видов растений.
Опыт № 4 «Определение состояния устьиц у комнатных растений».
Цель работы: определить состояния устьиц у растений, расположенных
в кабинете биологии.
Гипотеза: состояния устьиц у разных растений неодинаково.
Объект исследования:
комнатные растения
молочай
(Синадениум Гранта),
герань,
сингониум, гибискус, сциндапсус, традесканцию;
овощные растения картофель, перец, томат.
Методика работы: определение состояния устьиц проводил по
методике, описанной в методических рекомендациях по физиологии
растений.1 Суть методики состоит в том, что степень открытия устьиц
определяется по проникновению в мякоть листа некоторых химических
веществ. Для этой цели используются различные жидкости: эфир, спирт,
бензин, керосин, бензол, ксилол. Мы использовали спирт.
Для определения открытия устьиц спиртом воздействовали на нижнюю
сторону листа исследуемых растений (Приложение ). Через 2–3 мин после
1 Гришина Е.Н. Методические рекомендации по физиологии растений. – М.: ООО «Илекса», 1998. нанесения капли жидкости на листья выявляли появление светлого пятна.
Это означает, что устьица открыта широко и через нее жидкость проникает.
Исследование проводили в течение трех дней после уроков, в 14.00.
В ходе наблюдений удалось установить, что у сингониума, сциндапсуса
и молочая на момент эксперимента устьице были закрыты, а у остальных
растений открыты широко (Приложение). Конечно, эти различия не зависят от
времени года, они связаны, скорее всего, с приспособленностью растений к
условиям среды, которая сформировалась у каждого растения. Так как,
температурный режим в кабинете и освещенность растений были достаточно
постоянными, то устьице остались закрытыми у трех растений изза
особенности строения листовых пластинок данных растений они
покрытые налетом, который и препятствует
достаточно жесткие,
проникновению веществ через устьичную щель. Степень открытия устьиц
определить удалось с трудом у томата изза опушенности листа.
Проведенное исследование позволило убедиться в том, что у разных
растений в одно и то же время и в одних и тех же условиях состояние устьиц
не одинаково.
2.4. Общие выводы.
Таким образом, на основании изученного теоретического материала и
экспериментальной части, можно сделать вывод:
воздушный и водный обмен между растением и атмосферой
осуществляется через устьице;
открытие и закрытие устьичной щели происходит за счет изменения
тургора (осмотического давления) в замыкающих клетках;
интенсивность испарения воды растениями зависит от
степени
состояния устьиц, что свидетельствует о приспособленности растений
к условиям среды. планирую исследовать интенсивность испарения воды
В перспективе
растениями с помощью лабораторного оборудования «Архимед» и научиться
определять состояние устьиц, степень их открытия с помощью других
химических веществ, например эфира, бензина, керосина.
Исследовательская работа по биологии "Определение интенсивности испарения у растений", 7 класс
Исследовательская работа по биологии "Определение интенсивности испарения у растений", 7 класс
Исследовательская работа по биологии "Определение интенсивности испарения у растений", 7 класс
Исследовательская работа по биологии "Определение интенсивности испарения у растений", 7 класс
Исследовательская работа по биологии "Определение интенсивности испарения у растений", 7 класс
Исследовательская работа по биологии "Определение интенсивности испарения у растений", 7 класс
Исследовательская работа по биологии "Определение интенсивности испарения у растений", 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.