Во внеурочное  время   познакомилась  с оборудованием школьной лаборатории «Архимед», комплектом лабораторного оборудования «Прорастание». Из всего многообразия предложенных приборов и работ больше всего понравилась работа о фототропизме. Почему? Постоянно при уходе за комнатными растениями   наблюдали  изменение роста самого растения или положения листьев в сторону света.    Не правда, ли знакомая картина: растение, выставленное на подоконник, вскоре  поворачивается лицом  к улице, и,  чтобы сохранить его форму, приходиться  его время от времени переставлять
Но у растений нет нервной системы, тогда  как они могут реагировать на свет?   Чувствительны ли  к свету семена растений и насколько произойдет изменение их роста?  Что бы правильно  ответить на поставленные  вопросы решила  провести  опыты и убедиться в своих  догадках по данному вопросу. 
Цель работы:   установить зависимость прорастания семян и растений  от   направления    света.
            
        
        
        
                    
                
                    Добрый день!
Соляная Марина , ученица 7  «Б» класса МКОУ Калачеевская СОШ № 1
Тема работы: «Почему  растения  поворачиваются к  свету?»
Руководители: Шевырева Ольга Дмитриевна,  Шевцова Светлана Тихоновна.
Во   внеурочное     время       познакомилась     с   оборудованием   школьной
  комплектом   лабораторного   оборудования
лаборатории   «Архимед»,
«Прорастание».   Из   всего   многообразия   предложенных   приборов   и   работ
больше всего понравилась работа о фототропизме. Почему? Постоянно при
уходе   за   комнатными   растениями       наблюдали     изменение   роста   самого
растения или положения листьев в сторону света.    Не правда, ли знакомая
картина:   растение,   выставленное   на   подоконник,   вскоре     поворачивается
лицом   к улице, и,   чтобы сохранить его форму, приходиться   его время от
времени переставлять
Но у растений нет нервной системы, тогда  как они могут реагировать
на свет?   Чувствительны ли  к свету семена растений и насколько произойдет
изменение их роста?  Что бы правильно  ответить на поставленные  вопросы
решила  провести  опыты и убедиться в своих  догадках по данному вопросу. 
Цель работы:     установить зависимость прорастания семян и растений
от   направления    света.
Задача:
 работа с информационными источниками;
 эксперимент;  
 наблюдение;
 сравнение;
 анализ и обобщение информации.
Гипотеза:    изменения  положения прорастающих  семян и  растений на
подоконнике  зависят  от  направления света.
Объект исследования:  фототропизм растений 
Субъект исследования: семена  дыни  сорта «Золотистая».В   своей   работе     использовали   следующие   методы:     описательный,
сравнительный, экспериментальный. 
Время проведения исследований:  май  2015г 
Из   научной   литературы,   школьного   учебника   по   биологии,   беседы   с
учителями предметниками  узнала что:
 растения улавливают свет   листовыми пластинками;
 листовые черешки способны изгибаться, поворачивая пластинку к свету;
 фототропизм – реакция органов растений на свет;
 ростовые   движения   регулируются  
  химическими   веществами   –
фитогормонами.
Теоретическое  обоснование  фототропизма растений решила подтвердить
экспериментальным исследованием.            
Исследование: « Оценка фототропизма растений».
Гипотеза:  чем больше света, тем быстрее развивается семя.
Оборудование:   3   светонепроницаемых   контейнера   для   проращивания
семян в темноте, 3 тампона из хлопковой ваты, пипетка, водопроводная вода,
стакан, семена растений  огурца сорта «Зозуля».
Ход опыта.
Семена  растений  положила     в тампоны  из  хлопка    и  расположила   в
разных местах   контейнеров     за разделительную   стенку. Устройство для
проведения   эксперимента   представляет   собой   светонепроницаемый
контейнер.   При помощи пипетки увлажнила вату, и вдавила в нее семена.
Закрыла контейнеры  крышками,  и поставила их  в теплое место. При этом
солнечные   лучи,   и       дневной   свет   проникали   внутрь   контейнера   через
отверстие в боковой стенке одинаково:
В последующие дни эксперимента  следили, чтобы вата с семенами  не
пересыхала. Об изменениях    семян  фиксировали  в дневнике наблюдений.Дата
№1
№ 3
№ 2
Закладка опыта
Семена набухли
Семена «наклюнулись»
Появление
листочков
контейнера.
 
из
Появление
листочков
контейнера.
 
из
Появление
листочков
контейнера.
 
из
Вывод: развитие  проростков
Анализ     экспериментального   исследования   подтвердил   выдвинутую
гипотезу  чем больше света попадает на стебель проростков, тем   быстрее
они растут  и развиваются.  
Выяснила,    что     у   растений       восприятие   света   осуществляется
фотопигментами,  а  передача   возбуждения   происходят   благодаря   действию
фитогормонов,   сконцентрированных,   в   основном,   на   кончиках   стеблей.
Оказывается, когда одна сторона растения затенена  гормон роста   движется
от света к   теневой стороне и заставляет ее расти  быстрее.  А повышенная
концентрация   гормона   роста   на   теневой   стороне   растения     приводит   к
растяжению  клеток и  образования  изгиб.  В результате стебель наклоняется
по  направлению света. Что и требовалось доказать
Следовательно, изгибание  листовых  черешков  растений и стеблей  к
свету      это  результат  приспособления,   таким  образом,  лучше  поглощать
солнечные лучи.
Спасибо за внимание