Исследовательская работа по историческому краеведению.
Оценка 5

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
история
7 кл
17.06.2018
Исследовательская работа по историческому краеведению.
Исследование раскрывает проблему археологических находок в Великом Новгороде, участия школьников в работе городских раскопов. Приводится интервью выпускницы, летом работавшей на раскопах и обнаружившей ценную берестяную грамоту. Исследуются документы, подтверждающие эту находку, текст древнерусской грамоты. Проведена её реконструкция для размещения среди экспонатов школьного музея.Исследовательская работа по историческому краеведению посвящена проблеме пополнения школьного музея "Новгородского быта" новыми экспонатами. Раскрывается вопрос об участии школьников в археологических раскопках в Великом Новгороде и обнаружении ими ценных находок.
Столбова Алёна №31.doc
1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Исследовательская работа   «Археологические находки школьников в музее Новгородского быта МАОУ «СОШ№31»» Выполнил: Столбова Алёна Сергеевна, ученица 7 в класса Проверил: Машина Ольга Юрьевна,                                                                     учитель русского языка и литературы  Соцкова Светлана Михайловна, учитель английского языка 2 Великий Новгород 2016 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Из истории археологических раскопок в Великом Новгороде 1.1. Первая берестяная грамота в Новгороде. 1.2. Археологическая находка в Великом Новгороде в 2008 г. Глава 2. Пополнение  экспозиции  школьного музея Новгородского быта ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ 3 ВВЕДЕНИЕ     Цель настоящего исследования  заключается в том, чтобы  узнать, а также понять, как   находки   археологов   могут пополнить коллекцию школьного музея Новгородского быта.        Для достижения этой цели решаются следующие задачи:  1. Узнать историю археологических раскопок в Великом Новгороде 2. Провести   исследование   вопроса   об   участии   учеников     МАОУ «СОШ№31»  в новгородских раскопках 3. Решить   вопрос   о   пополнении   школьной   экспозиции   предметов новгородской старины. Этим задачам соответствуют основные этапы исследования. Материалом  исследования стали   интервью с выпускниками школы и  учителями, экспозиция школьного музея, данные книг и сайтов. Место  проведения исследования – МАОУ «СОШ№31», сроки – 2015­2016 гг.   Методы исследования:  исторический, информационный, метод  реконструкции, описательный, метод интервью, аналитический, и другие. Теоретическая значимость работы сводится к тому, что  в ней уточняются  сведения об участниках археологических раскопок, нашедших предметы  древнейшей истории Великого Новгорода.   Практическая значимость работы в том, что в результате  проведённого  изучения вопроса об участии школьников в археологических раскопках  пополнена экспозиция школьного музея.  Вместе с этим данные материалы  можно использовать в занятиях экскурсоводов музея, а также на уроках  истории,  в  исследовательской деятельности,  во внеурочной и внеклассной  работе. 4 Глава 1. Из истории археологических раскопок в Великом  Новгороде. 1.1.  Первая берестяная грамота в Новгороде.  ыы аы Берестян е гр моты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Они являются источниками сведений о   жизни   древнего   восточнославянского   общества,   его   хозяйственной, культурной, политической, бытовой деятельности. Берестяная письменность известна также ряду других культур народов мира.           Изучив историю археологических раскопок в Великом Новгороде, мы  узнали о том, что поиски берестяных грамот начались с 1930 г. под  руководством А.В. Арциховского.  Археологам попадались обрывки бересты  и заострённые металлические палочки, но ни одного письма в это время не  было найдено.  Учёные напряжённо искали берестяные грамоты, так как науке было известно, что в старину писали на бересте, уже были в музеях  старообрядческие книги, написанные на специально обработанной бересте.  (см. WWW.forunov.com/archive/index.php/t159462) 26   июля   1951   на   Неревском   раскопе   была   обнаружена   берестяная грамота № 1: она содержала перечень феодальных повинностей («позёма» и «дара»)  в  пользу  трёх  землевладельцев:   Фомы,  Иева   и третьего,  которого, возможно, звали Тимофей. Грамоту эту нашла новгородка Нина Акулова. В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник — 5 «День   берестяной   грамоты».   [газета   «Новгород»,   №28,   2015,   с.   1]   (см. Приложение 1). Вопреки   опасениям   текст   грамот   процарапывался   на   бересте,   а   не писался чернилами, поэтому его можно было прочитать. Из информационных источников нам стало известно, что в Новгороде найдено 1050 документов и чуть более ста грамот в других городах: в Старой Руссе — 45, в Торжке — 19, в Смоленске — 16, в Пскове — 8, в Твери — 5, в Москве и Звенигороде Галицком (Украина) — по 3 и по одной грамоте в Витебске, Мстиславе и старой   Рязани.   В   целом   это   1162   документа,   из   которых   большая   часть новгородские.  1.2.   Археологическая находка в Великом Новгороде в 2008 г. Изучив историю первых находок   в Великом Новгороде, мы обратили внимание   на   то,   какую   роль   играли   ученики   нашей   школы   в   деле археологического изучения древнего города.  Результаты опроса показали, что выпускники трудились на раскопках в Великом Новгороде. Изучение данных о   прохождении   этих   работ   в   Великом   Новгороде,   а   также   о   результатах позволило сделать вывод о том, что выпускники нашей школы нашли важные берестяные грамоты. Проводя опрос учителей и учеников школы об участии в раскопках в Великом Новгороде, мы узнали  от учительницы английского языка Соцковой Светланы Михайловны о том, как   в 2008 г. ученица школы Кобина Лилия Владимировна работала на раскопе и сделала интересную находку. Наша   поисковая   группа   нашла   выпускницу   и   взяла   у   неё   интервью. Сведения о сделанной находке подтвердились. (см. Приложение 2, 3, 4). Нам захотелось   узнать   об   этой   грамоте   из   других   источников,   посвящённых результатам раскопок в Великом Новгороде. 6 Информацию,   полученную   от   выпускницы,   мы   проверили   на   сайте ВИКИПЕДИЯ.  Там   говорится   о   том,  что   в  июле  2008  года   была   найдена грамота № 965  на рыболовную тему.  Автор пишет о ловле рыбы с помощью "езей", что означает устройство ­ частокол или плетень поперек реки, который не дает рыбе хода и позволяет выловить ее на месте. Грамота относится к 14­ 15 векам, ее длина составляет 20 см, ширина ­ 1­2см.  В грамоте № 965 хоть и сохранилось всего четыре слова, но в них была загадка:  "…си   положил   на   ези…".    (см.   Википедия).     Подтверждение объяснению значения слова  ези нами найдены в словаре В.И. Даля: «ЕЗ  или яз м. сев. и вост. частокол или плетень поперек всей реки, чтобы не дать рыбе вверх хода и выловить всю на месте; городьба, перебой, закол,   учуг;»  (www   =7738).  Как   видим, берестяные грамоты отражают обычные ситуации из жизни средневекового новгородца.  .  slovardalja    /  word    .  net    .  php   ?  wordid   Это маленькое открытие помогло нам понять, что выпускники нашей школы тоже внесли свой вклад в обнаружение берестяных грамот в Великом Новгороде. Нам стало известно имя только одной ученицы, работавшей на раскопках   и   сделавшей   такую   находку,  а  сколько   ещё   школьников   города могли бы рассказать о том, что ими была  найдена берестяная грамота? Глава 2. Пополнение  экспозиции  школьного музея  Новгородского быта. Выпускница   нашей   школы   2010   года   Кобина   Лилия   Владимировна работала на археологических раскопках в Новгородском кремле. Она нашла печать в пласте земли 12 века: металлический круг диаметром около 20 мм. С одной стороны печать имела ободок из точек и изображение креста, а с другой – надпись на греческом языке. Об этом   нам стало известно из интервью с выпускницей. (см. Приложение 3,4). В начале июля 2008 года во время переработки земли Лилия заметила свёрток   из   бересты   размерами   примерно   2   х   12   см.   На   нём   были   буквы. 7 Данная   берестяная   грамота   получила   порядковый   номер   965.   Грамота является   отдельным   фрагментом,   в   котором   говорится   о   ловле   рыбы   при помощи «езей». Это специальные устройства для ловли рыбы, напоминающие частоколы   и   петли.   В   современном   мире   такие   устройства   называются рыболовными   сетями.   Берестяную   грамоту   №   965   можно   увидеть   в Новгородском музее­заповеднике. Следующей   находкой   Кобиной   Лилии   была   деревянная   шахматная фигурка, высотой не более 5 см, имела вид усечённого конуса с округлой головкой. Больше всего находка напоминала пешку. Археологи отнесли её к 13   веку.     В   2009   года   Лиля   обнаружила   на   Троицком   раскопе   фрагмент деревянной   ложки   и   игрушку   из   дерева.   Ложка   имела   лишь   «чашечку»   и основание ручки. Также на ней можно разглядеть узор в виде извивающихся линий и пунктира. Деревянная игрушка была похожа на «лошадку». Исследуя тему о Новгородской археологии, мы пришли к выводу, что выпускники нашей школы плодотворно трудились на раскопках в Великом Новгороде.   Ими   найдены   важные   предметы:   игрушечные   фигурки,   ложка, печать  и  берестяная  грамота. Эти  находки  помогают  познать  быт  древних новгородцев.  Силами   учеников   7в   класса   и   учительницы   рисования   Арсеньевой Натальи Юрьевны была реконструирована на бумаге берестяная грамота № 965. (см. Приложение 5). Заключение.         Цель настоящего исследования  достигнута.  Мы   узнали, о том, какие предметы древней культуры Великого Новгорода были найдены учениками школы №31, а также поняли, как   находки   археологов   могут пополнить коллекцию школьного музея Новгородского быта.           Для достижения этой цели решены следующие задачи,  соответствующие этапам исследования:  1. Узнали  историю  археологических  раскопок  в  Великом Новгороде 8 2. Провели   исследование   вопроса   об   участии   учеников     МАОУ «СОШ№31»     в   новгородских   раскопках.   Взяли   интервью   у   бывшей ученицы школы №31 Кобиной Лилии Владимировны и получили ценные сведения о найденной ею берестяной грамоте №965. 3. Решили  вопрос о пополнении школьной экспозиции предметов  новгородского  быта, создали реконструированный вариант  берестяной  грамоты  на бумаге для пополнения экспозиции школьного музея  Новгородского быта.  (см. Приложение 5).         Предлагаем реконструировать грамоту на бересте.  Продолжить  изучение этого вопроса, исследуя  и  восстанавливая  найденные предметы  быта, о которых рассказала выпускница: печать, шахматная фигурка,  ложка, деревянная игрушка.  Для этого включить в работу  учеников,  занятых во внеурочной деятельности,  Совет  школьного  «Музея   Новгородского  быта »,      открытого 10 сентября 2008 года, имеющего   Свидетельство № 13836 о присвоении звания «Школьный музей» от 4  апреля 2011года.        Библиография 1. WWW.forunov.com/archive/index.php/t159462  2. WWW.youtube.com  3. lants.ru>history/referat/gramota.html 4. www.slovardalja.net/word.php?wordid=7738  5 Википедия. ru.wikipedia.org  6. «В чём оно новгородское?»//газета «Новгород», №28, 2015, с. 1.  7. Янин В.Л., Зализняк А.А. «Новгородский грамоты на бересте из  раскопок 1977­1983 гг.» ­ М., 1985 9 Мемориальная доска на доме, в котором жила Н.Ф. Акулова. Памятный знак на месте, где была найдена  первая берестяная грамота. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 10 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 11 Пополнение  экспозиции  школьного музея Новгородского быта. • В школьном музее Новгородского быта, имеющем Свидетельство №   13836   о   присвоении   звания   «Школьный   музей»   от   4   апреля 2011года,   нет   этого   важного   предмета   из   жизни   древнего Новгорода. • •   Однако   выпускница   МАОУ   «СОШ№31»   Кобина   Лилия Владимировна   в   2008   году   на   раскопках   у   Гранавитой   палаты нашла берестяную грамоту №965. "…си положил на ези…".  «ЕЗ или яз м. сев. и вост. частокол или плетень поперек всей реки, чтобы не дать рыбе вверх хода и выловить всю на месте; городьба, перебой, закол, учуг;» (www.slovardalja.net/word.php?wordid=7738) 12 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Вопросы для интервью в рамках выполнения исследовательской работы  «Археологические находки школьников в музее Новгородского быта МАОУ «СОШ№31»»  1. В каком году Вы окончили МАОУ «СОШ№31»?________________ 2. В каком году Вы работали на археологических раскопках в Великом  Новгороде? 3. Расскажите о нахождении берестяной  грамоты.______________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 4. Что Вам известно о содержании  текста этой грамоты? _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________ 5. Что Вы знаете о том, где сейчас находится эта берестяная грамота? _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ ______________________________________________________ 6. Дата____________подпись____________ФИО______________________ 13 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Ответы выпускницы МАОУ  «СОШ№31», участницы раскопок,  Кобиной Лилии Владимировны. Летом 2008 года я работала на археологических раскопках Владычного двора  у  Грановитой  палаты в Новгородском кремле. Археологический сезон 2008 года был очень насыщенным в плане находок: в исследуемых пластах земли   12­15   веков   археологами   было   обнаружено   несколько   берестяных грамот, монеты, медные печати, деревянные игрушки, остатки от деревянных горшков   и.т.д.   В   данный   археологический   сезон   кроме   берестяных   грамот мною были найдены также вислая печать и деревянная шахматная фигурка.  Медные   или   свинцовые   вислые   печати   являются   наиболее распространенной   находкой   нашего   города,   так   как   в   Новгородской республике собственные печати имели князья, посадники, тысяцкие, тиуны, владыки. Кроме того, каждый конец города имел свою собственную печать. Иногда   археологам   встречаются   берестяные   грамоты   с   «оттиском»   таких печатей. Это говорит о том, что в Новгородской республике очень быстро развивалась   государственность. В 2008 году  я  также  обнаружила  печать   в пласте земли 12 века. Данная печать представляет собой металлический круг диаметром около 20 мм. Такая печать относится к группе владычных печатей. Данный   факт   объясняется   тем,   что   место   раскопок   ­   Владычный   двор   ­ являлось   местом     проживания   епископов   и   владык.  Владыка   был   высшей духовной   властью,   он     утверждал   различного   рода   документы   и   акты   по вопросам   церковного   управления,   а   также   частной   жизни   новгородцев. 14 Найденная   мною   печать   имела   с   одной   стороны   ободок   из   точек   и изображение креста, а с другой стороны имелась надпись на греческом языке. Как   мне   рассказывали   археологи,   многие   печати   были   с   надписями   на греческом языке, а уже после 12 века стали появляться печати с русскими надписями. В настоящее время число найденных печатей достигает отметки 70.  Еще   одной   моей   находкой   археологического   сезона   2008   года   была деревянная шахматная фигурка. Шахматные фигурки также являются одной из   распространенных   археологических   находок.   Это   объясняется   тем,   что одним   из   главных   занятий   новгородцев   были   ремесло   и   торговля:   через Новгород проходил торговый путь «из варяг в греки». Кроме того, Новгород имел торговые связи со странами Азии, а также странами Ганзейского союза. Так как шахматы были очень распространены в Западной Европе, то в скором времени новгородские купцы привезли к нам образцы шахматных фигурок. Вскоре новгородские ремесленники стали сами изготавливать подобного рода фигурки.  Резчики   большей   частью   следовали   восточным   образцам,   но   не полностью   копировали   их.   Многое   зависело   от   художественного   вкуса, умения мастера. Поэтому фигурки были  различными по манере исполнения.   Найденная   мною   деревянная   фигурка   была   высотой   не   более  5  см, имела   вид   усеченного   конуса   с  округлой   головкой.   Больше   всего   находка напоминала  пешку. Археологи отнесли ее к 13 веку. Несмотря на то, что находка была деревянная, она всё же хорошо сохранилась. Это объясняется тем, что почва нашего города имеет очень благоприятный состав для того, чтобы деревянные изделия в ней почти не разлагались. Поэтому даже спустя несколько   столетий   археологи   могут   находить   такие   изделия   ремесла   как деревянные шахматные фигурки. 15 По этой же причине в 2009 году мне удалось обнаружить на Троицком раскопе фрагмент деревянной ложки и игрушку из дерева.  Древний Новгород был богат мастерами, которые изготавливали из дерева различные предметы обихода:   посуду,   игрушки   и   даже   украшения.   В   основном   деревянными изделиями   пользовались   небогатые   слои   населения,   которые   не   могли позволить себе изделия из серебра или золота. Поэтому археологи очень часто обнаруживают подобного рода деревянные изделия. Найденная мною ложка носила   фрагментарный   характер:   она   имела   лишь   «чашечку»   и   основание ручки. Тем не менее, на ней можно разглядеть узор в виде извивающихся линий   и   пунктира.   А   деревянная   игрушка,   которую   я   обнаружила   на Троицком   раскопе,   была   похожа   на   «лошадку».   Очевидно,   что   данная игрушка была предметом забавы новгородских детей.  Таким образом, можно утверждать, что Новгородская земля богата на   которые   являются   предметом различные   исторические   ценности, исследований современных историков и археологов. 16 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 17

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.

Исследовательская работа по историческому краеведению.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2018