Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"
Оценка 5

Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"

Оценка 5
Исследовательские работы +1
docx
религиоведение
4 кл
15.02.2018
Исследовательская  работа  по  курсу "Основы  религиозных  культур  и  светской  этики"- модуль Мировые  религиозные  культуры тема "Священные  сооружения  города  Череповца"
Цель: выяснить какие священные сооружения есть в нашем городе и их особенности. Задачи:  Познакомиться с особенностями христианского храма;  Изучить какие есть священные сооружения ;  Работать с любыми источниками информации;  Сформировать представления о культурном наследии; • Основополагающий вопрос: Священные сооружения нашего города Как устроен христианский храм? Проблемные вопросы  Для чего строились священные сооружения?  Устройство священных храмов в христианстве?  Что такое притвор?  Что такое иконостас?  Что такое алтарь?
Работа на конкурс по ОРКЭС.docx
муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение                      «Начальная  общеобразовательная  школа №43» Тема  работы: Священные   сооружения  города  Череповца.                                                                                                                                           Работу  выполнили   ученики 4 Г    класса Еремин  Карина, Елисеев  Дмитрий, Казначеев  Сергей, Иванов Степан, Капитанов Егор,Диханов  Марк, Васильева  Софья. под  руководством  педагога : Золотаревой  Ольги  Геннадьевны Череповец 2018 год Цель: выяснить  какие  священные  сооружения  есть  в  нашем  городе  и  их   особенности. Задачи:   Познакомиться  с особенностями христианского храма;  Изучить какие есть   священные  сооружения  ;  Работать с любыми источниками информации;   Сформировать представления о культурном наследии;  Основополагающий вопрос:   Священные  сооружения  нашего города         Как устроен  христианский храм? Проблемные вопросы Для чего строились священные сооружения? Устройство священных храмов в христианстве? Что такое притвор? Что такое иконостас? Что такое алтарь?      В   4  классе  мы  начали  изучать  предмет­ Оcновы религиозных  культур и светской этики (  модуль  ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР ) под  руководством  нашего  учителя­ Золотаревой   Ольги Геннадьевны. Изучая  тему : Священные  сооружения  в  разных  мировых религиозных культурах,   нам  стало интересно  узнать, а  какие  священные  сооружения  есть  в  нашем  городе  и каковы  их  особенности? Церковный сумрак. Мирная прохлада, Немой алтарь. Дрожащий свет негаснущей лампады Теперь, как встарь. Здесь шума нет, и сердце бьется глуше И не болит. Здесь много горя выплакали души У древних плит. Здесь люди Богу муку поручали, Здесь вечный след Безвестных слез, несказанной печали Забытых лет. Старинный храм, — защита от бессилья, Приют для битв, Где ангел Божий смертным дарит крылья Для их молитв.  Андрей Блох                                                                                             ЦЕРКОВНЫЙ СУМРАК                  Наши предки не могли себе представить жизнь без веры, без храма, который являлся для них в буквальном смысле вратами в мир небесный. Храм сопутствовал каждому православному человеку в течение всей его жизни: здесь регистрировались и рождение, и крещение, и упокоение. Строительство   любого   города,   села   или   завода   сопровождалось   возведением церкви.   В   989   году,   на   следующий   год   после   Крещения   Руси,   приехавшими   из Константинополя   греческими   зодчими   в   Киеве   была   заложена   первая   церковь.   Со времени   Крещения   Руси   храмостроительство   на   нашей   земле   приобретает первостепенное значение. Поскольку   храм   на   Руси   занимал   исключительно   важное   место   в   жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Храмы на Руси посвящались Христу Спасителю, Богородице или святым. По именованию храма часто получали названия русские города, селения, улицы, дороги. Храм  в буквальном  смысле  собирал  граждан  и, благодаря  единому  церковному календарю,   упорядочивал   всю   церковно­общественную   жизнь.   В   храмах   оглашались царские  указы,  совершалось  избрание митрополитов,  помазание  царей на царство.  В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории  и  культуры.  Наконец, храм на  Руси в течение многих  веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается   без   книг.   При   храме   всегда   были   грамотные   люди,   которые   обучали грамоте   и   различным   церковным   искусствам   взрослых   и   детей.   При   храмах   и монастырях   устраивались   скриптории   (мастерские   по   переписке   книг),   архивы   и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковно­приходские школы. Храм всегда был не только местом служения, но и больницей, где излечивались  духовные и телесные недуги, и школой, учившей наших прапрадедов не только читать и  писать, но и молиться, верить, любить Бога и ближнего. Актуальность работы по изучению православных храмов. Изучение истории России, культуры нашей страны неразрывно связано с изучением православных святынь, храмов  и икон. Каждый из православных храмов имеет свою судьбу, свой неповторимый  характер. Храмы украшают, облагораживают нашу жизнь, радуют глаз, умиротворяют  душу и внешней красотой, и гармоничным звоном колоколов. В своей проектной работе  мы попытаемся передать красоту православного храма.                               Вводная  часть. Храм ­ культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Самые первые христиане (из иудеев) продолжали ревностно посещать Иерусалимский  храм и молились в нём до самого его разрушения. Оказавшись  вне Иерусалима, апостолы часто молились в синагогах и в  частных домах благочестивых евреев и обращённых язычников. Во время гонений на  христиан со стороны римских императоров, в качестве храмов христианами стали  использоваться катакомбы — природные пещеры вблизи поселений и заброшенные  шахты. Когда император Константин Великий признал в 313 году христианство, то прежние  языческие капища иногда стали перестраиваться под христианские храмы (выносились  изваяния идолов, устанавливался престол и возвышенность для чтеца и др.). В то же  время, матьКонстантина равноапостольная Царица Елена воздвигла в Иерусалиме  величественный Храм Гроба Господня, ставший образцом в архитектуре и строительных приёмах для тысяч других, возводимых по всей империи христианских храмов и  монастырей. Наиболее величественным и совершенным стал Софийский  собор в Константинополе.       К этому времени сформировалась традиция, по которой все христианские храмы  снаружи смотрелись либо как огромный крест, либо как  круг (символ вечности), либо  как корабль (Ноев Ковчег). На Руси, с принятием христианства, православные храмы  изначально имели своеобразную белокаменную архитектуру и оформление, несмотря на  то, что каменные храмы строились под руководством греческих, итальянских и  немецких мастеров (строящийся без участия иностранцев купол первого Успенского  собора в московском Кремле трижды обрушивался, так как, секрет точного расчёта  прочности сводов был неизвестен доморощенным умельцам). Поэтому в России гораздо  чаще строили небольшие деревянные терема­церквушки, которые часто страдали  от пожаров (при неосторожном обращении с кадилом,свечами и лампадами).       Храмы, по большей части, внутри делятся на три отделения. Первая от входа часть  называется притвором. В древности здесь стояли оглашенные, т. е. готовящиеся  принять крещение, и кающиеся, которые за тяжкие грехи были отлучаемы от общения в  таинствах и молитве вместе с прочими христианами. Вторая часть храма ­ средняя  часть, занимает средину его и назначена для молитвы всех православных христиан,  третье отделение храма ­ самое главное ­ это алтарь. Алтарь означает небо, место особенного жилища Божия. Он же напоминает рай, в  котором до греха жили первые люди. В алтарь могут входить, и то с великим  благоговением, только лица, имеющие священный сан. Прочие без нужды не должны  входить в алтарь, женский пол совсем не входит в алтарь для напоминания о том, что за  первый грех первой жены Евы все люди потеряли райское блаженство. Престол алтаря ­ это главная святыня храма. На нем совершается таинство причащения тела и крови Христовых; это место особого присутствия Божия и как бы седалище  Божие, трон Царя славы. Касаться престола, целовать его могут только диаконы,  священники и епископы. Видимым знаком того, что на св. престоле невидимо  присутствует Господь, служат находящиеся на нем Евангелие и крест. Смотря на эти  священные предметы, мы воспоминаем небесного Учителя Христа, приходившего  спасти людей от вечной смерти жизнию Своею, смертию и воскресением Своим. Еще на св. престоле находится антиминс. Антиминс есть священный платок с  изображением погребения Господа. Он всегда освящается архиереем и полагается на  престоле в знак архиерейского благословения совершать таинство причащения на  престоле, на котором он находится. В антиминс влагаются, при освящении его  архиереем, частицы мощей святых мучеников в память того, что древние храмы в  первые века христианства устроялись над мощами св. мучеников. Антиминс  раскладывается только во время обедни, когда совершается таинство освящения св.  даров. В конце литургии он складывается и завертывается в другой платок, называемый  илитоном, напоминающим ту повязку, которая была на главе Спасителя, когда Он  лежал во гробе. С левой стороны от св. престола устрояется обыкновенно в алтаре св. жертвенник,  имеющий меньшее значение, чем св. престол. Он назначается для приготовления хлеба и вина к таинству причащения и напоминает вифлеемскую пещеру, месторождение  Спасителя и гроб Господень. За св. престолом, между ним и восточною стеною алтаря, место называется горним, или возвышенным местом, и означает седалище Господа и сидение Его одесную Бога Отца.  В средине его никто не может сидеть или стоять кроме архиерея, изображающего  Самого Христа. Между св. престолом и царскими вратами могут проходить, и то только для священнодействия лица освященные, как­то: диаконы, священники, архиереи.  Церковнослужители, ни тем более кто­либо из мирян, не могут ходить там, в знак  почтения к тому пути, по которому проходит в Своих св. дарах Царь славы, Господь. Алтарь отделяется от молитвенного храма иконостасом. В нем трое дверей, ведущих в  алтарь. Средние называются ­ царскими вратами, потому что чрез них в св. дарах  проходит Царь славы и Господь господствующих. Средние врата достойны почтения  больше других, потому что чрез них проносятся св. дары и чрез них не позволяется  входить простым людям, а только освященным. На царских вратах изображается благовещение архангела св. Деве Марии, потому что со дня благовещения нам открыт вход в рай, потерянный людьми за грехи их. Еще на  царских вратах изображаются св. евангелисты, потому что, только благодаря  евангелистам, этим свидетелям жизни Спасителя, мы знаем о Господе Иисусе Христе, о  спасительности Его пришествия для наследования нами райской жизни. Боковая дверь  иконостаса с левой стороны царских врат называется северною, дверь с правой стороны  тех же врат носит название южной двери. Над царскими вратами, по большей части,  бывает икона Тайной . Иконостасом отделяется алтарь от второй части храма, где имеют место все  молящиеся. Иконостас с св. иконами должен напоминать христианам о райской жизни, к которой мы должны всеми силами души нашей стремиться, чтобы пребывать в Церкви  небесной вместе с Господом, Богоматерью и всеми святыми. Примером своей жизни  угодники Божии, во множестве изображенные на иконостасе, указуют нам путь в  царство Божие. Возвышенное на несколько ступеней место между клиросами называется солея.  Амвон на солее устрояется против царских врат для возношения ектений и чтения св.  евангелия; здесь же произносятся поучения. Амвон напоминает камень гроба Господня  и сидящего на камне ангела с проповедью о воскресении Христа. На амвоне никто не  стоит кроме лиц, посвященных в священный сан. Около клиросов водружаются хоругви, которые означают победу христианства над  идолопоклонством. Они сделались принадлежностью каждого православного храма со времени царя римского, равноапостольного Константина, когда была объявлена  христианская вера свободною от гонений. К. Фофанов В ТИХОМ ХРАМЕ Все в храме безмолвно, ­ Ни вздохов вокруг, ни молений... Все свято и полно Таинственных снов и видений. Чуть брезжут лампады – Последние искры во храме, И волны прохлады В остывшем бегут фимиаме... Бесшумный и кроткий В молчании храм точно вырос... За шаткой решеткой Безмолвствует сумрачный клирос. И тихою тайной Разлился здесь Бог благодатный, Незримый, случайный, Как жизнь, как мечта необъятный... Все в сердце безмолвно, ­ Не ищет оно песнопений, Но страстно и полно Томится тоской впечатлений. Чуть блещут в нем слезы – Последние вспышки печали, И смутные грезы, Рассеявшись, вдаль убежали. И тихою думой Разлился в нем Бог благодатный, Как вечность, угрюмый, Как жизнь, как мечта, непонятный.                         ХРАМЫ  ГОРОДА  ЧЕРЕПОВЦА. Действующие храмы, часовни, монастыри  Череповецкий Воскресенский монастырь, ныне архиерейское Воскресенское  подворье Вологодской епархии в г. Череповце (Соборная Горка, 1)  Храм в честь Рождества Христова в бывш. селе Рождество (Шехонское) —  воссоздан на основе архивных материалов в 1992—1996 годах (Парковая ул., 1)  Храм преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких (Макаринская роща, 1)  Храм во имя святителя Николая (железнодорожный вокзал)  Часовня во имя преподобного Филиппа Ирапского (Советский пр., 31)  Храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» (Набережная ул.)  Храм великомученицы Варвары на  территории  «ФосАгро» Церковь святой великомученицы Варвары  Камень в основание храма заложили в День химика, 27 мая 2016 года. Сруб  двухэтажной деревянной церкви собирали архангельские мастера. Церковь построена в традициях русского православного зодчества. На колокольне установлены шесть бронзовых колоколов, самый большой — благовест  весом 130 килограммов. Впервые в Череповце здесь будут использовать автозвонницу,  прихожане смогут услышать 75 разных звонов. Главное украшение церкви — резной иконостас из бука и липы, его изготовили мастера  иконописной мастерской Рыбинска. Иконостас включает 50 икон, написанных маслом  и сусальным золотом, а также 11 кивотов, выполненных в северном стиле.      Из  рассказа  отца  Виталия,  который  провел  нам  экскурсию  по  храму  нам  стало  понятно,  что основная  часть  жителей  нашего  города  ­это  христиане,  поэтому  и церкви  у  нас  христианские. Он  подробно  рассказал о  строении  христианского   храма,  какие  службы  в  нем  проводятся. Воскресенский  собор История  храма. Согласно легенде, записанной в XVIII веке первым череповецким городничим  Ф.И.Чекмаревым, основание Череповецкого Воскресенского монастыря произошло так.  Воскресным светлым днем по реке Шексне в Белоозеро плыл московский купец с  товаром. Неожиданно днем сделалось темно, а лодка с товаром села на мель.  Пораженный таким явлением купец стал горячо молиться. И вот его глазам предстало  удивительное зрелище: находившаяся вблизи гора, покрытая лесом, была как бы в огне,  и из­за горы, по долине Ягорбы, исходили лучи света, которые, казалось бы, указывали  направление пути. Лодка купца снялась с мели и поплыла к огненной горе ­ и явление  исчезло. Потрясенный до глубины души, он взошел на гору. Ему представился чудесный вид: в низменности, поросшей густым лесом, причудливыми зигзагами извивалась река  Ягорба, вдали на восток уходила серебрянная лента Шексны. Купец отметил это  удивительное место крестом, а год спустя вернулся сюда и срубил небольшую часовню.  Эту часовню он украсил иконой Воскресения Христова. Далее,  согласно  преданию,  к   часовне   пришли  два   инока  ­  Феодосий  и  Афанасий,  и устроили   здесь   Череповецкий   Воскресенский   монастырь.   На   месте   обители   были построены два храма ­ Воскресения Христова и Святой Троицы. Впервые в письменном документе   Череповецкая   обитель   упоминается   в   жалованной   грамоте   Белозерского князя Михаила Андреевича, датируемой 8 июля 1449 года. Точное   время   основания   Череповецкого   Воскресенского   монастыря   неизвестно. Документы, которые могли бы пролить свет на это событие, не сохранились. Однако, при   сопоставлении   некоторых   фактов,   можно   предположить,   что   это   произошло   в период   нахождения   на   кафедре   епископа   Ростовского   и   Белозерского   Игнатия, занимавшего   этот   пост   с   1355   по   1365   года.   Большинство   исследователей   истории Воскресенского монастыря считают, что за дату основания можно принять 1362 год. В январе 1752 года началось строительство каменной церкви. В феврале 1756 новый храм во имя Воскресения Христова был освящён. У храма ­ два придела: северный в память Усекновения главы Иоанна Крестителя и южный в честь ап. Иоанна Богослова. Первоначальный вид храма (как внутри, так и снаружи) довольно сильно отличался от современного. Впервые генеральная реконструкция храма была приурочена к столетию в 1855­1856 годах. Так, была полностью заменена пришедшая в негодность крыша. В результате   чего,  храм   стал  несколько   ниже.  Тогда   же   были   почти   вдвое   увеличены оконные проёмы, которые первоначально были квадратными с круглыми просветами вверху. В  Воскресенском  храме  нас  встречал  отец Сергий  (Щербаков Сергей Леонидович),   который   показал  и  рассказал  про  особенности  внешнего  и  внутреннего  строения храма. Провел  в  Воскресную школу,  где  нам  был  показан  фильм про  Воскресенский храм. Храм  преподобого  Сергия  Радонежского. Храм занимает около 220 квадратных метров, а высота его достигнет почти 30 метров  за счет колокольни с куполом. Храм построен из клееного бруса,  имеет  пять золоченых куполов идут. Сейчас  ведутся  внутренние  работы,  но  службы  уже проводятся ,  на   одной  из  них  нам  удалось  побывать и  встретиться  с  настоятелем  храма  отцом   Романом (Зайцев).                                                                                                                            Вывод Работая над проектом, мы узнали для себя много нового и полезного о храмах нашего   города,   о   внутреннем   и   внешнем   убранстве   храмов,   проследили   историю создания   храмов   .   Мы   узнали   о   прекрасном   творении   человеческих   рук,   от   вида которого замирает сердце. Для   себя   мы   поняли,   что   храм   —   это   место   особенное,   специально предназначенное: 1) для встречи с Богом каждого человека; 2) для соборных молитв; 3) для совершения богослужений; 4) для   совершения   Таинств   Православной   Церкви   (Крещения,   Покаяния, Причащения,   Миропомазания,   Елеосвящения,   Священства   и   Брака,   или   Венчания). Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной  культуры. Проведя  опрос  среди  учеников нашей  школы,  мы  выяснили,  что  лишь  часть   детей  знает  какие  есть  храмы  в  нашем  городе . А  вот  отвечая  на  вопрос:  Был  ли  ты  в  храме  хоть  раз? (  многие  отвечали­ НЕТ). После  наших  экскурсий , мы  решили  выпустить  в  школе  газету,  которая  расскажет  ребятам,  какие  есть  священные  сооружения  в  нашем  городе  и  для   чего  они.   Наша  работа на  этом  еще не закончена,  так как  есть еще  священные  места,  которые  мы  хотим  посетить. ПРИЛОЖЕНИЕ:

Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"

Исследовательская  работа  по  курсу "Основы  религиозных  культур  и  светской  этики"- модуль Мировые  религиозные  культуры тема "Священные  сооружения  города  Череповца"

Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"

Исследовательская  работа  по  курсу "Основы  религиозных  культур  и  светской  этики"- модуль Мировые  религиозные  культуры тема "Священные  сооружения  города  Череповца"

Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"

Исследовательская  работа  по  курсу "Основы  религиозных  культур  и  светской  этики"- модуль Мировые  религиозные  культуры тема "Священные  сооружения  города  Череповца"

Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"

Исследовательская  работа  по  курсу "Основы  религиозных  культур  и  светской  этики"- модуль Мировые  религиозные  культуры тема "Священные  сооружения  города  Череповца"

Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"

Исследовательская  работа  по  курсу "Основы  религиозных  культур  и  светской  этики"- модуль Мировые  религиозные  культуры тема "Священные  сооружения  города  Череповца"

Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"

Исследовательская  работа  по  курсу "Основы  религиозных  культур  и  светской  этики"- модуль Мировые  религиозные  культуры тема "Священные  сооружения  города  Череповца"

Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"

Исследовательская  работа  по  курсу "Основы  религиозных  культур  и  светской  этики"- модуль Мировые  религиозные  культуры тема "Священные  сооружения  города  Череповца"

Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"

Исследовательская  работа  по  курсу "Основы  религиозных  культур  и  светской  этики"- модуль Мировые  религиозные  культуры тема "Священные  сооружения  города  Череповца"

Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"

Исследовательская  работа  по  курсу "Основы  религиозных  культур  и  светской  этики"- модуль Мировые  религиозные  культуры тема "Священные  сооружения  города  Череповца"

Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"

Исследовательская  работа  по  курсу "Основы  религиозных  культур  и  светской  этики"- модуль Мировые  религиозные  культуры тема "Священные  сооружения  города  Череповца"

Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"

Исследовательская  работа  по  курсу "Основы  религиозных  культур  и  светской  этики"- модуль Мировые  религиозные  культуры тема "Священные  сооружения  города  Череповца"

Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"

Исследовательская  работа  по  курсу "Основы  религиозных  культур  и  светской  этики"- модуль Мировые  религиозные  культуры тема "Священные  сооружения  города  Череповца"

Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"

Исследовательская  работа  по  курсу "Основы  религиозных  культур  и  светской  этики"- модуль Мировые  религиозные  культуры тема "Священные  сооружения  города  Череповца"

Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"

Исследовательская  работа  по  курсу "Основы  религиозных  культур  и  светской  этики"- модуль Мировые  религиозные  культуры тема "Священные  сооружения  города  Череповца"

Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"

Исследовательская  работа  по  курсу "Основы  религиозных  культур  и  светской  этики"- модуль Мировые  религиозные  культуры тема "Священные  сооружения  города  Череповца"

Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"

Исследовательская  работа  по  курсу "Основы  религиозных  культур  и  светской  этики"- модуль Мировые  религиозные  культуры тема "Священные  сооружения  города  Череповца"

Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"

Исследовательская  работа  по  курсу "Основы  религиозных  культур  и  светской  этики"- модуль Мировые  религиозные  культуры тема "Священные  сооружения  города  Череповца"

Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"

Исследовательская  работа  по  курсу "Основы  религиозных  культур  и  светской  этики"- модуль Мировые  религиозные  культуры тема "Священные  сооружения  города  Череповца"

Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"

Исследовательская  работа  по  курсу "Основы  религиозных  культур  и  светской  этики"- модуль Мировые  религиозные  культуры тема "Священные  сооружения  города  Череповца"

Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"

Исследовательская  работа  по  курсу "Основы  религиозных  культур  и  светской  этики"- модуль Мировые  религиозные  культуры тема "Священные  сооружения  города  Череповца"

Исследовательская работа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"- модуль Мировые религиозные культуры тема "Священные сооружения города Череповца"

Исследовательская  работа  по  курсу "Основы  религиозных  культур  и  светской  этики"- модуль Мировые  религиозные  культуры тема "Священные  сооружения  города  Череповца"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018