Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)
Оценка 4.6

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русская литература
8 кл
04.03.2018
Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)
Цель данной работы – дать представление о жизни В.Ф. Наседкина, на основе анализа стихотворений раскрыть мир его поэзии, обратить внимание на тему родного края в лирике поэта. Актуальность данной работы заключается в том, что творчество русского поэта из Федоровского района В.Ф. Наседкина недостаточно хорошо изучено и требует тщательного анализа, чтобы иметь полное представление о его художественном мире.Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)
Исслед. работа 8 кл..docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Балыклы Образ родного края в поэзии В.Ф. Наседкина  Исследовательская работа по литературе                                                                                 Рахматуллина Рузиля, 8 класс,                             Выполнила:                                                 МБОУ ООШ с.Балыклы                       Проверила:                                                               Тухватуллина Зимфира Зинуровна,  учитель русского языка и литературы                                                             МБОУ ООШ  с.Балыклы 1 с. Балыклы 2015 СОДЕРЖАНИЕ I. Введение  ……………………………………………………………….. 3­4 II. Основная часть …………………………………………………………. 4­ 15 1.Жизненный путь  В. Ф. Наседкина ………………………………………. 4­6   2. Мир поэзии В.Ф. Наседкина…………………………………………….  6­8 3.   Изобразительно­выразительные средства в лирике поэта………… 8­12  4.   Образ родного края в поэзии В.Ф. Наседкина ….…………………….. 12 4.1. Анализ стихотворений о малой родине…………………..... 12­15 III. Заключение………………………………………………………………...  16 IV.  Список литературы……………………………………………………….. 17 2 I. Введение Имена   поэтов:   Пушкина,   Лермонтова,   Некрасова,   Есенина   и   многих других   ­   известны   школьникам   по   программе   литературного   образования. Однако имена поэтов­земляков для многих учащихся остаются неизвестными. Мы   знаем,   что   каждый   человек   должен   хорошо   знать   родной   край, талантливых   и     известных   людей,   украсивших   своим   творчеством   жизнь окружающих.       В   Год   литературы   особое   внимание   уделялось   книгам­ юбилярам, юбилейным датам поэтов и писателей. Среди них замечательный русский поэт С.А.Есенин, которому исполнилось 120 лет со   дня рождения. Такая же юбилейная дата у нашего земляка, поэта Федоровского района       В. Ф.   Наседкина.   Нам   также   известно,   что     он     являлся   близким   другом замечательного русского поэта С.А.Есенина. Актуальность  данной работы заключается в том, что творчество русского   поэта   из   Федоровского   района     В.Ф.   Наседкина   недостаточно хорошо     изучено   и   требует   тщательного   анализа,   чтобы   иметь       полное представление   о   его   художественном   мире. Мы склонны рассматривать наше исследование как значительный вклад в богатую копилку культуры и искусства нашего района.        Объектом  нашего   исследования  является   поэзия   В.Ф.   Наседкина, предметом  –  лексические   составляющие   образа   родного   края   в   лирике В.Ф.Наседкина. 3 Цель данной работы – дать представление о жизни В.Ф. Наседкина, на основе анализа стихотворений раскрыть мир его поэзии, обратить внимание на тему родного края в лирике поэта.       Поставленная цель может быть достигнута  решением следующих задач:  1.   Пробудить   желание   глубже   познакомиться   с   личностью   и творчеством Василия Федоровича Наседкина.                2. Вызвать интерес к поэзии В.Ф. Наседкина.                              3. Раскрыть лексические составляющие образа родного края в лирике   В.Ф. Наседкина.                4. Развивать умение анализировать лирическое произведение.           Практическая значимость исследования заключается в возможности использования   материалов   и   полученных   результатов   при   анализе поэтического   текста   по   творчеству   В.Ф.   Наседкина     на   факультативах   и кружках  по литературе  при знакомстве с творчеством поэтов родного края. Методами   исследования В.Ф.Наседкина и монографий, посвящённых его творчеству.   являются  анализ  поэтических   текстов II.Основная часть 1.Жизненный путь  В. Ф. Наседкина     Биография молодого Наседкина очень интересна.   Василий Фёдорович Наседкин родился в январе 1895 года в деревне Веровка Уфимской губернии. Согласно административному делению, с 1935 года – это Федоровский район Республики   Башкортостан.      Сын   крестьянина   родом   из   воспетого   С.   Т. Аксаковым   края.   С   детства   свободно   говорил   по­башкирски.  После окончания   четырёхклассной   сельской   школы   в   1909   году   поступил   в 4 Стерлитамакскую учительскую семинарию. Окончив её, в 1913 году переехал где   поступил   в   Московский   университет   на   физико   – в   Москву, математический   факультет.   После   первого   курса   перешел   в   Народный университет имени Шанявского, где познакомился с С.А. Есениным.              В 1915 г. добровольцем уходит в армию на фронт Первой Мировой войны.   Из   армии   В.Ф.   Наседкина   направляют   учиться   в   Алексеевское юнкерское   училище,   где   он   проводит   подпольную   работу.   В   1923   г. возвращается   в   Москву,   демобилизуется   из   армии,   поступает   учиться   в Высший литературно – художественный институт, которым руководил      В.Я. Брюсов.   Одновременно   был   членом   литературной   группы   «Перевал»   и работал редактором в журнале «Город и деревня». В 1924 г. В.Ф. Наседкин вступает   в   Союз   писателей,   участвует   в   общественной   работе   Союза. В редакции журнала "Красная новь" встретился с Есениным, и он   пригласил своего   старого   знакомого   по   университету   к   себе   домой.   Василий   читал стихи,  а  Есенин   и   его   сёстры   слушали   их.  Есенину   особенно   понравились "Гнедые стихи" ­ поэтический ответ Наседкина своему отцу, который, узнав, что сын стал поэтом и, значит, получает большие деньги, попросил купить ему лошадь­гнедуху.   Это   очень   грустное,   трогательное   произведение.     Оно напомнило   ему   о   деревенском   детстве.   Форма   стиха   в   виде   письма   была вскоре использована Есениным. Они встретились в феврале 1924 года, а через два   месяца   в   журнале   "Красная   новь"   он   опубликовал   своё   знаменитое стихотворение     "Письмо   матери". Видимо,   встреча   с   Наседкиным   стала толчком стихотворения. написанию этого     к                Наседкин считал уже тогда Есенина самым лучшим лириком России, а свои стихи слабыми. Наверно, поэтому при жизни Есенина он не издал ни одного   своего   сборника.   И   только   после   смерти   своего   друга   выпустил первый   сборник   стихов   в   1927   году.   Чуть   раньше   в   этом   же   году   вышла небольшая книжка воспоминаний о Есенине "Последний год Есенина". Дочь 5 В.Ф.Наседкина  Наталия Есенина (Наседкина) вспоминает: «Тут надо сказать, что при всем различии жизненной и творческой судьбы Есенина и моего отца их роднила восторженно­трепетная любовь к Родине, к ее природе. Только Есенин  воспевал  "Русь ­ малиновое  поле", а Наседкин  ­ степные   раздолья Южного Урала: Да, я люблю степной простор, Люблю и синь, и ветер Как все, что песни и восторг Родит на этом свет     Мама   писала,   что   Наседкин   был   самым   близким   другом   ее   брата. Убежденный   в   высокой   порядочности   Василия   Федоровича,   Сергей Александрович   был   рад   тому,   что   его   сестра   и   его   друг   в   1925   году поженятся».                                                                                                                     Собираясь в декабре в Ленинград, Есенин планировал издавать там журнал при тесном участии Наседкина, но замысел не осуществился                       из­за поэта. ранней   смерти   С   1930   по   1937   год   Наседкин     работал   в   журнале   "Колхозник",   где редактором был М. Горький.   В середине 30­х годов усилились гонения на крестьянских   поэтов,   соратников   Есенина.   Почти   все   они   стали   жертвами репрессий. Не избежал этой участи и Василий Наседкин. В конце октября 1937 года его арестовали, а 15 марта 1938 года его расстреляли по обвинению в "подготовке террористического акта против Сталина". 2. Мир поэзии В.Ф.Наседкина Поэзия Наседкина… Прекрасный, своеобразный, неповторимый мир! Стихотворения   поэта отличаются большим лиризмом, яркостью и сочностью языка. Тематика стихотворений разнообразна. Большинство из них посвящено природе.  Он     очень   тонко   чувствовал   краски   земли,   сельской   жизни. Это 6 природа его родного края – Южного Урала, Башкирии. Родная природа и тема Родины   сливаются   воедино.   Стихотворения   проникнуты   лиризмом.   Они «привлекали внимание теплым, душевным лиризмом, высоким пафосом любви к родной природе, к ее степным и лесным просторам, к сини ее неба и рек, к ее ветрам, к красоте ее утренних рассветов и закатов, к живописным картинам осени — ко всему, что, говоря словами поэта, „песни и восторг родит на свете“. Любимым пейзажам вторили в его стихах воспоминания о детстве, проведенном в деревне, настроения бодрости и любви к жизни» (Чагин П.,С. 3).     В поэзии Наседкина  чувство любви к родине выражается через картины родной природы.             В   своих   произведениях   он   часто   обращался   к   близким,   истории,   к Александру Пушкину и Сергею Есенину, описывал крестьянский труд и быт, поездки   по   стране,   Туркестан   и   Восток,   поднимал   темы   философии, патриотизма и космоса. Во многих стихотворениях можно увидеть огромную любовь к родной природе, к её степным просторам:  Поля бегут, волнуясь и гуторя Невнятные слова. Бегут поля. Вдали стоят, врастая в небо­море, Веселые, родные тополя. («Белеет рожь…») Для лирики Наседкина характерны также легкая грусть, сердечная теплота и простота формы выражения: «Стихи были несколько грустные, но в то же время какие­то безыскусные, чистые сочные...» (Чванов М., С. 5).  Не только «малая», но и «большая» родина дорога поэту. Он гордится своей страной и её тружениками: Ах, что за минута приходит ко мне, Я весь наполняюсь сладчайшею дрожью, Как самый счастливый в любимой стране, 7 Богатой трудами, простором и рожью.   («Во ржи»)            Центральными мотивами книг "Теплый говор" (1927), "Ветер с поля"  (1931) являются природа, любовь, юность жизни.  Идеализируя и поэтизируя  природу, Наседкин  как бы противопоставляет ее картины остроте вопросов  классовой борьбы.                      Обратим внимание на второй лирический сборник   В.Наседкина «Ветер с поля. Стихи (1922­1930)», который   был выпущен в 1931 году. В сборник включено 51 стихотворение поэта, объединенных в поэтические разделы: «Дороги», «Песни дождей и ветра», «Согдиана». Стихи отличались большим  лиризмом,  яркостью   и сочностью  языка.  В них  – тихий  разговор спелой   ржи   и   предчувствие   счастья,   размышления   о   вечности,   тоска по близким и родным местам… Степная речка в камышах, Поля в пестряденном уборе, И вновь грустит моя душа О затерявшемся просторе. И вновь зеленая мечеть, Аул и тихие долины. О, если б век летать и петь Над ними стаей журавлиной! («Степная речка в камышах…») Большинство стихотворений сборника – лирический пейзаж. Наседкин   способностью   чувственно полностью   владеет   чувством   природы, воспринимать тот или иной момент её жизни.  8 Особое место в сборнике и творчестве В.Наседкина занимают стихи, навеянные воспоминаниями о «малой родине», о детстве, родных людях и местах.                             Свети мне, детство! Радуй, как свиданье! И, отразясь, ты можешь мне помочь Вот так же, как полярное сиянье Раскрашивает северную ночь. («Свети мне, детство»)           Последняя книга Наседкина  "Стихи" (1933), в которой собраны стихи, начиная с 1922 и кончая 1932, подытоживает путь Наседкина. Поэтизация природы — таков тон цикла ранних стихов.     Но дальше, в цикле стихов о городе,   поэт   изображает   город   двигателем   жизни   всей   страны.  Жизнерадостное, бодрое  отношение   к  новой  действительности, стремление воспеть   новый   строй —  такова   позиция  Наседкина  в  последней   книге   его стихов.  3. Изобразительно­выразительные средства в поэзии В.Ф.Наседкина         Изобразительность ­ это качество речи, которое делает ее наглядной. Она основывается   не   только   на   понятийной,   но   и   на   образной   информации (зрительной, тактильной). Изобразительная   речь   быстрее   воспринимается,   вызывает   эмоции,   поэтому   обонятельной, слуховой,     вкусовой,   она лучше сохраняется в памяти.            Выразительные средства языка позволяют автору выделить главное в сообщении и этим облегчить его восприятие.   Выдающиеся русские писатели в своих произведениях искусно пользовались всем разнообразием языковых 9 средств   для   создания   словесных   образов,   будь   то   пейзаж   или   портрет, описание обстановки или повествование о событии. Как верно заметил А.И. Куприн,   «Русский   язык   в   умелых   руках   и   опытных   устах   красив,   певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».            Писатели использовали слово, неповторимое, образное, многоплановое, как средство воздействия на умы и чувства читателей. Н.В. Гоголь писал:      « нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из­под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».  В   поэзии   В.Ф.Наседкина   мы   также   наблюдаем   умелое   использование различных   выразительных   средств   языка,   таких   как:   метафоры, олицетворения,   эпитеты,   сравнения,   перифразы,   авторские   неологизмы, инверсию,   риторические   вопросы,   риторические   восклицания   и   т.   д. Рассмотрим стихотворение «Ручей весь день хлопочет…» и определим, какие выразительные   средства   языка   использует   автор   для   создания художественных образов.                                                                         «Ручей весь день хлопочет» Ручей весь день хлопочет Над камнем у ворот. И в синем небе кочет  И машет, и орёт. Высок его плавучий Стеклянный двор. С утра Седые куры­тучи Глядят из­за бугра. А выше их по скату,  Где голубой уют, олицетворение диалектизм разговорная лексика метафора эпитет, сравнение олицетворение эпитет, метафора метафора олицетворение 10 Пушистые цыплята У ветра грудь клюют. Но ветер спит, не слышит,  И снится сон ему: Весь мир зелёным вышит Под синюю кайму. Смолкает день весенний,  Еще тепла земля. Сиреневые тени Ложатся на поля. И – кочет над оградой Благих, вечерних мест Рассеянное стадо Скликает на нашест. Потом, семью проверив, Летит костром к двери, С хвоста роняя перья, На изгородь зари. олицетворение метафора метафора, эпитет эпитет олицетворение эпитет метафора диалектизм эпитет метафора разговорная лексика, метафора метафора метафора, сравнение метафора Как мы видим, стихотворение представляет собой развернутую метафору. Это   произведение   из   пейзажно­философской   лирики   поэта,   где   автор размышляет   о   зарождении   новой   жизни   в   стране,   о   счастливом   будущем. Выражения  «голубой уют», «мир зеленым вышит», «день весенний», «благих мест» являются подтверждением этой мысли. Исследования   показали,   что   изобразительно­выразительные   средства являются   главным   инструментом   при   создании   ярких   художественных образов во многих стихотворениях В.Ф. Наседкина. Например: В поле голос чей­то Долог и несносен. 11 На унылой флейте Заиграла осень.  (метафора) * * * Уж время звёзд неполных И луч туманно­бел, (эпитет) Уж месяц, как подсолнух, (сравнение) Поник и облетел. (метафора) И в краски не простые: Рядясь в янтарь и кровь, (метафора) Ворота золотые (эпитет) День открывает вновь.(метафора) * * * Какой весёлый, лёгкий небосвод! (эпитет) Уносят тучки помыслы и сроки. (метафора) Я час, другой смотрю туда и вот Поймал их тень и спрятал в эти строки. (метафора) * * * И эти сборы к выезду не впрок. Пусть верен конь, надёжно вздето стремя, Но я забыл, что колеи дорог Песком глубоким засыпает время. (метафора) * * * Гусиным криком на лугу (сравнение) Тоскует осень, догорая, (олицетворение, метафора) И в колокольчики­дугу Грусть подорожную вплетает. (метафора) Лицо усталое полей (метафора) Озарено прощальной лаской, (метафора) И как по роще, по земле (сравнение) Ползут желтеющие краски. (метафора). 12 Таким образом, творчество В.Ф. Наседкина, как замечательного поэта 20­го века, является для нас примером таланта и  поэтического мастерства.  3. Образ родного края в поэзии В.Ф. Наседкина 3.1.Анализ стихотворений о малой родине.               Во все века художники, размышляя о красоте и убогости   России, свободолюбии   её   жизни   и   духовном   рабстве,   вере   и   безверии,   стремились создать   неповторимо­индивидуальный   образ   Родины.   Для   В.Ф.Наседкина родной край, родина – это Южный Урал, село Веровка – это Русь деревенская с её красочным миром природы. Природа России вдохновляла   поэта, и с первых же стихов в его поэзию входит тема родины, родного края.  Всю жизнь Василий   Наседкин   с   любовью   и   нежностью   воспевал   родной   башкирский пейзаж,   окрестности   родной   Веровки,   приютившейся   на   речке   Сухайля, степные   просторы   Южного   Урала. Стихотворение «Будут радовать вечно…» (1926)                Для каждого из нас дороги родные места, где прошло детство. Со временем   человек   все   больше   скучает   по   близкому   сердцу   краю. В. Наседкину дорого всё: «солнце, ветер и синь», «камышовая речка и лесная медынь»,   «размечтавшийся   стог,   безымянные   ивы   и   равнинность   дорог». Долгое время не был поэт в родном крае, не видел   степные раздолья, и ему «… всё ласковей, чаще / Снятся только они, / Да разлив шелестящий,/ Да степные огни».  Он утверждает: «Видно сердце навеки/ Я в степи позабыл», а в конце стихотворения мы читаем:  Если ж вдруг вспоминаю Про упавших в беду,­ 13 Я к любимому краю Тут за сердцем иду.          Любимый   край   одухотворяет   поэта,   помогает   ему   принимать   правильные решения в непростых ситуациях. Стихотворение «О родное, любимое поле»           Оставив родную деревню, Наседкин  уезжает учиться в Стерлитамак, после ­ в Москву. За годы учебы поэта многое меняется в его родном крае. В 60­ые годы 20 века д. Веровка и соседние с ней маленькие деревни были ликвидированы в связи с укрупнением Пугачевского совхоза. Так исчезли с лица земли эти маленькие, родные чьим­то сердцам уголки жизни…. Теперь на месте д. Веровка пустынно, к этому месту примыкают хлебные поля и пастбища…Наседкин   как   будто   бы   знал,   что   родная   деревня   исчезнет, написав в 1926 году стихотворение « О родное, любимое поле!»       Темой данного стихотворения является родная земля, основной мыслью – сочувствие и переживания за будущее родной деревни.           Стихотворение начинается с обращения «О родное, любимое поле!», в котором эпитеты «родное, любимое» раскрывают душу поэта, показывают его любовь к родной земле.  Это риторическое обращение   выражает грусть, поэт скучает по родине.    В первой и пятой строфе он описывает красоту родной деревни, а в остальных делится  своими  мыслями  и переживаниями.  И в то же время   успокаивает себя и верит встрече с любимым полем: «Все равно ведь весенние травы/ Не замолкнут в степных краях».                              Стихотворение «Звени и пой, разлив песчаный…» (1922)                    В.Наседкин верил в установившуюся в стране советскую власть, надеялся, что его край родной будет расцветать, жизнь народа  изменится к 14 лучшему. В данном стихотворении автор утверждает: «И всё же не могу не петь,/ Когда весна мой край колышет». Слово весна приобретает переносное значение, что означает «зарождение нового, новой жизни». Наседкин, хотя и находился далеко от родины, в душе всегда хранил память о ней: И все же мне не позабыть Неудержимого раздолья, И по­сыновнему  любить Тебя со сладостною болью.          Родина малая и родина большая для поэта дороги одинаково, будущее страны видится счастливым и безоблачным:                                                           Родимый край, моя страна, Цветных оазисов становья! Не от тебя ли старина Уходит, вспугнутая новью?                                                                               Использованием перифразы «Цветных оазисов становья» автор показывает цветущую страну при новой власти, каким она станет «заржавые отбросив цепи». Стихотворение « Степная речка в камышах» (1926)            Василий Наседкин был младшим ребенком и единственным сыном в семье (кроме него было ещё четыре сестры). Мальчик рвался учиться, а отец не хотел отпускать будущего помощника. Василий Федорович  тайком бегал в приходскую   школу   Шарлыкского   хутора,   с   завистью   смотрел   на   своих счастливых   сверстников.   Видя   это,   сельский   учитель   пришел   к   отцу Наседкина и предложил ему отправлять  сына учиться к нему домой, раз не хочет отпускать в школу. Отец, в конце концов, согласился – так Василий 15 Наседкин и  попал в школу.Но поэту хотелось учиться и дальше, однако отец отказал ему  в средствах на обучение. Тогда Василий Наседкин ушел из дома.           Стихотворение « Степная речка в камышах» поэт написал в 1926 году. Темой   данного   стихотворения   также   является   родной   край.   Здесь   поэт показывает свою любовь к родной деревне, свои переживания  и описывает то, как сильно он скучает по малой родине...                         В произведении поэт использует изобразительно ­ выразительные средства.   Например,     эпитеты   «степная   речка»,   «пестряденный   убор», «зеленая мечеть», « тихие долины» помогают  читателям представить красоту родной окраины. А отдельный эпитет «забытый домик», показывает  то, что для лирического героя этот дом стал совсем чужим, и ему кажется, что там его уже никто не помнит.      Заключение           Василий   Федорович   Наседкин   –   замечательный   поэт,   наш   земляк, который   также     талантлив,   как   и     знаменитые,   прекрасные   поэты   нашей страны.   Возвращение поэтического имени Василия Наседкина произошло в шестидесятые   годы   20­го   века.   В   1968   году   в   издательстве   «Советская Россия»,   а   в   1978   –   Башкирским   книжным   издательством   был   выпущен сборник его стихов «Ветер с поля». И опять (хоть и косвенно) не обошлось без   Есенина.   Поскольку   его   творчество,   в   конце   концов,   завоевало всенародное   признание,   то   и   поэзию   его   спутников   –   а   значит   и   Василия Наседкина,   время   словно   бы   «окропило   живой   водой».   Сергей   Есенин помогал им при жизни, но главную помощь он оказал им в их посмертной судьбе. Недаром в свое время, еще при жизни Есенина, Николай Клюев писал в стихотворении, посвященном своему великому собрату: 16 … В живых веках Заколосится наше семя, И вспомнит нас младое племя На песнотворческих пирах.      Время вспомнить все, что сделала для русской поэзии плеяда соратников Есенина, пришло. Радостно и волнительно, что среди них – сын башкирских степей Василий Федорович Наседкин. Талантливый, несправедливо забытый поэт сегодня находит все новых и новых друзей.             Сила и обаяние лирики Наседкина в ее правдивости, искренности и задушевности. В его проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы,   его   русская   душа   и   глубокая   любовь   к   Родине.           Его   поэзия заставляет мечтать, наслаждаться, гордиться.   Список использованной литературы 1. Наседкин, Василий Федорович.     Ветер с поля : стихи, воспоминания о  Есенине / В. Ф. Наседкин ; авт. примеч., состав. и комментар. М. А.  Чванов. ­ Уфа : Башкирское кн. изд­во, 1978 2. . Наседкин В. Ф. Избранные стихи. — М.: Сов. писатель, 1960. 3. О Русь, взмахни крылами. Поэты есенинского круга./Сост.  С.Ю. Куняев и С.С. Куняев. ­ М.: Современник, 1986 4.  Чагин П.  Василий Наседкин // Наседкин В. Избранные стихи. М., 1960 17 5. Наталия Есенина (Наседкина)   Мой отец.   Глава из книги "В семье родной: Новые материалы о Сергее Есенине". М.: Советский писатель, 2001. 6. Марк   Мухаревский.   Василий   Наседкин   и   его   творчество.­ http://www.proza.ru/ 7.  Интернет­ресурсы:     https://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.biografija.ru/ http://vcisch2.narod.ru/ http://russian­poetry.ru/ http://www.proza.ru/www.libmap.bashnl.r Стихотворения В.Ф. Наседкина о родном крае Приложение 1               *** Будут радовать вечно Солнце, ветер и синь, Камышовая речка И лесная медынь. И бессрочно красивы Размечтавшийся стог, Безымянные ивы И равнинность дорог. Льются зори, как реки! С дальним ржаньем кобыл. Видно, сердце навеки Я в степи позабыл.   И все ласковей, чаще Снятся только они, Да разлив шелестящий, Да степные огни. Если ж вдруг вспоминаю  18 Про упавших в беду, ­  Я к любимому краю Тут за сердцем иду.      (1926)                   *** О родное, любимое поле! В далях снова твой древний лик И расплесканный по раздолью Лебединый зовущий крик. Выткал сердцем твои узоры, Чтобы можно любить и петь, Но беда ли, что каменный город Будем тракторами гудеть. *** Звени и пой, разлив песчаный, Пусть приходит. Смешон же, право, Этот детский ненужный страх. Все равно ведь весенние травы  Не замолкнут в степных краях. А когда за дождливую осень  Повернется устало земля,–– Также вспомню, как бегал босым  За незнакомцем в полях. …И опять за киргизской будкой  Степь глядит от Китайских гор. О как радостно и как жутко, Упадая, бежать в простор!   (1926) Недолог час, недолог срок,  Когда барханное качанье  Застынет у чужих ворот. Когда зеркальные каналы Заплещут синью горных вод И на груди пустыни впалой  Железный лебедь проплывет,  А где желтеющее лоно Немых песков, где спят бугры, ­ Поднимутся до небосклона Поля бегущей джугары. Арбе тогда не заскрипеть                          И долгих песен не услышать И все же не могу не петь, Когда весна мой край колышет. И все же мне не позабыть  Неудержимого раздолья, И по­сыновнему любить Тебя со сладостною болью. Родимый край, моя страна,  Цветных оазисов становья! Не от тебя ли старина Уходит, вспугнутая новью? 19 Кому­то машет, может быть, и мне.      Да, я на все еще смотрю любуясь, Еще чужда раздумий горьких муть,  И мало жаль, что пляшущая юность Уж не повторить и не вернуть. Ведь если б можно повторить любое,  Она б была, пожалуй, преглупа, Пускай о ней напомнит голубое Да звонкая покосная тропа. Поля бегут, волнуясь и гуторя Невнятные слова. Бегут поля. Вдали стоят, врастая в небо­море,  Веселые, родные тополя.  (1926) Не ты ль до Индии шумишь, Заржавые отбросив цепи? О прошлом не звени, камыш, О прошлом позабудьте степи! (1922) *** Белеет рожь. Синеют перелески. Такой простор, такая благодать! И веют ветра палевые всплески, И ни о чем не хочется гадать. Белееет рожь. Шуршит.Заколыхалась. Она во мне, как радужный покой. Как будто чья младенческая шалость Меня коснулась пухлою рукой. Я улыбаюсь этой ласке нежной, Как дети улыбаются во сне. Вон облако в одежде белоснежной *** Пахнет ветер, как свежие срубы. Где­то слышится радостный лай. За дома, за фабричные трубы Я смотрю, вспоминая свой край. Там, за сизым крутым небосклоном, Под ногой чуть заметно пыля, Оглашаемы свистом и звоном, Без конца пробегают поля. 20 След счастливый от первой телеги Снова матит дорожную сеть, И овраг, опустившийся, пегий, Продолжает шуметь и шуметь. Под высоким и синим навесом Там и с ношей пройду налегке. Вижу – утки мелькнули над лесом И спустились, должно быть, к реке. Я смотрю – и уж будто не снится, А как раньше: на плечи ремень, Насыпаю севалку пшеницей И шагаю вдоль пашни весь день. (1927)                         ***   Степная речка в камышах,                                   Поля в пестряденном уборе,                   И вновь грустит моя душа                    О затерявшемся просторе.                   И вновь зеленая мечеть,                   Аул и тихие долины.                   О, если б век летать и петь                   Над ними стаей журавлиной!                    И, проплывая в синеву,                   Высматривать забытый домик.                   Но не узнаю, как живут,                   И обо мне никто не вспомнит.                   Лишь на бугре, в закатный свет,                   Проглянут свежие могилы,                   То жизни неповторно­милой                    Последний невозвратный след.                  И пусть мне крылья не даны,                 Без них заказано ли плакать.                 О долго ль, вспомнив о родных,                Мне выть бездомную собакой.   (1926) 21 Приложение 2 Викторина «Жизнь и творчество В.Ф. Наседкина» 1. В каком году родился русский поэт В.Ф. Наседкин? 2. Где прошло детство поэта? 3. В каких учебных заведениях получил образование В.Наседкин? 4. Кто из известных русских поэтов поддержал Наседкина в поэтическом поприще и  впоследствии стал его близким другом?  5. Кто из известных писателей был редактором журнала «Колхозник», где в 1930­37  годах работал В.Ф. Наседкин? 6. Какие семейные связи были между С.А.Есениным и В.Ф. Наседкиным? 7. Назовите основные темы поэзии В. Наседкина. 8. Найдите тропы, назовите их  вид и укажите их роль. (по  отрывкам  из стихотв­й) 1)Пахнет ветер, как свежие срубы. Где­то слышится радостный лай. За дома, за фабричные трубы Я смотрю, вспоминая свой край. Там, за сизым крутым небосклоном, Под ногой чуть заметно пыля, Оглашаемы свистом и звоном, Без конца пробегают поля.  («Пахнет ветер, как свежие срубы», 1927) 2)  Уж как дует с юга сильный ветер! Машет солнце огненною гривой. Здесь, в хлебах, мне кажется: на свете Есть одно лишь поле – это нива, Что до горизонта золотится. С полем вечно солнце, ветер тёплый, К речке пролетающая птица Да над низкою деревней ветлы. Далеко глядят они. Их шорох –  Лучшее, чтоб вспомнить юность, средство. Кажется ещё мне, что в просторах Я везде свое встречаю детство. («Уж как дует с юга сильный ветер », 1930)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)

Исследовательская работа по литературе "Образ родного края в поэзии В.Ф.Наседкина" ( 8 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018