Урок "Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». (8 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
18.02.2018
Задачи урока:
Предметные:
• способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные);
• умение принимать взвешенные решения, умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
• вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.
Метапредметные:
• развивать способность к разумному рефлективному творческому мышлению;
• учить выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
Личностные:
• вырабатывать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе;
• дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание.Методическая разработка урока литературы в 8 классе
урок 4 игровая технология 2.docx
Тема урока: Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
8 класс
Тип урока: урок обобщения изученного материала.
Название технологии: игровая технология.
Цель урока: углубить понимание идейно художественного богатства повести,
учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте, закрепить
знания по тексту, формировать способность к самоанализу, воспитывать чувство
ответственности.
Задачи урока:
Предметные:
способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не
только в учебе, но и в обычной жизни: умение работать с информацией,
анализировать различные ситуации (учебные и жизненные);
умение принимать взвешенные решения, умение задавать вопросы,
самостоятельно формулировать гипотезу;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта,
идей и представлений.
Метапредметные:
развивать способность к разумному рефлективному творческому мышлению;
учить выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно
по отношению к окружающим, аргументировать свою точку зрения и
учитывать точки зрения других.
Личностные:
вырабатывать способность брать на себя ответственность, участвовать в
конструктивные
совместном принятии решения,
выстраивать
взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в
группе;
дать возможность каждому ученику реализовать себя,
получая
положительные эмоции от процесса обучения, а также конструировать свое
собственное знание. Предварительная подготовка: две команды (3) по 56 человек, подобраны
названия команд, выбран капитан команды, класс оформлен.
Эпиграф: «В «Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как бы
лучше её». (Н.В.Гоголь)
Ход игры:
Организационный момент. Слово учителя.
2)
Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Итак, мы прочли последнее большое
произведение А.С.Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 г. На этот
день как раз приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя
годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал Пушкин.
Сегодня мы проверим, кто лучше всех разобрался в тексте, кто лучше запомнил,
Вопросы игры.
кто увидел то, что другие не заметили.
3)
№1. Разминка. Блицопрос.
давайте вспомним страницы романа (вопросы задаются попеременно каждой
команде)
А) Как зовут главного героя? (Пётр Андреевич)
Б) Имя пожалованного Петру в дядьки стремянного? (Савельич)
А) Для Петруши был нанят француз …(мосье Бопре)
Б) Кем был Бопре в своём отечестве? (парикмахер)
А) Батюшка вошёл на урок … (географии)
Б) В это время Гринёв … (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды)
А) А Бопре… (спал на кровати сном невинности)
Б) Кому проиграл Гринёв 100 рублей? (капитану Зурину)
А) Имя офицера, разжалованного и сосланного в Белогорскую крепость за
убийство? (Швабрин)
Б) Кем провозгласил себя Пугачёв? (царём Петром 3)
№ 2. Угадай портрет (зачитывается портрет попеременно каждой команде).
Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту
1.
среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное,
но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк
и татарские шаровары. (вожатый – Пугачёв)
Дверь отворилась, и ко мне вошёл молодой офицер невысокого роста, с
2.
лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. Он был очень не
глуп. Разговор его был остёр и занимателен.
(Швабрин)
Увидел я высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в
3.
халате, с кием в руке и с трубкой в зубах. (ротмистр Зурин)
Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло
4.
русыми волосами. Гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели. С
первого взгляда она мне не очень понравилась.
5.
Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова была
выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос ; он был маленького
росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали ещё огнём. (Башкирец)
Дама сидела на скамейке противу памятника. Она была в белом утреннем
6.
платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и
румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка
имели прелесть неизъяснимую. (императрица)
№3. Кому принадлежит предмет, и как связан этот предмет с событиями и
героями повести?
2.
3.
Придворный календарь (отцу Андрею Петровичу)
Бильярдный кий (Зурину)
4.
5.
Заячий тулуп (Петру, а потом Пугачёву)
Китайчатый халат (капитану Ивану Кузьмичу Миронову)
Тетрадка со стихами (Петру)
Белая собачка английской породы (императрице)
6.
7.
№4. Сон в руку или ассоциация. (задание командам на время)
1.
Докажите.
Вспомните сон Петруши. Почему этот сон считается пророческим? 2.
Вспомните калмыцкую сказку, рассказанную Пугачёвым. Как вы понимаете
её иносказательный смысл?
№5.Конкурс капитанов. Интервью.
капитанам предлагается выбрать по жребию одного из героев. (Пётр Гринёв,
Маша Миронова, комендант крепости Иван Кузьмич, Швабрин, Пугачёв, Василиса
Егоровна)
Примерные вопросы:
Пётр Гринёв:
Кто были вашими учителями и как проходило ваше обучение?
Какие напутственные слова сказал вам ваш отец, отправляя вас на службу?
Как вы отблагодарили вожатого?
Изза чего и с кем произошёл поединок?
Какие отношения вас связывали с Машей Мироновой, после какого события вы
это поняли?
Как вы думаете, почему Пугачёв вас пощадил? Только ли изза заячьего тулупа?
За что вас арестовали?
Какова ваша дальнейшая судьба?
Каково ваше отношение к Пугачёву?
Маша Миронова:
Какой вы были до того, как известные события перевернули всю вашу жизнь?
Как вы думаете, почему Швабрин распускал про вас нехорошие слухи?
Как вы относились к Петру Гринёву?
Почему вы не захотели выйти замуж за Петра без родительского благословения?
По какой причине вы несколько дней провели в беспамятстве?
Благодаря кому вы остались живы?
Какую роль в вашей судьбе сыграл Пугачёв?
Какова ваша дальнейшая судьба?
Иван Кузьмич:
Где и каким вас впервые увидел Пётр Гринёв?
Признайтесь честно, кто же всем заправлял в крепости? За что Василиса Егоровна велела посадить Гринёва и Швабрина «на хлеб и
воду»?
Как вы восприняли весть о приближении войск Пугачёва?
Почему вы хотели удалить из крепости Василису Егоровну и Машу, удалось ли
это?
Ваши действия при осаде крепости?
Как с вами поступил Пугачёв и за что?
Швабрин:
Как вы появились в Белогорской крепости?
Какие сначала отношения у вас были с Гринёвым?
Почему вы пытались очернить Машу в глазах Петра?
Как вы отнеслись к стихам Петра? Что за этим последовало?
Как вам удалось победить Петра Гринёва в поединке?
Ваши действия после взятия крепости войсками Пугачёва?
Какую роль сыграл Пугачёв в вашей жизни?
Василиса Егоровна:
Как вы встретили Петра Гринёва?
У всех сложилось мнение, что именно вы управляете всем в крепости, согласны
вы с этим мнением?
Как вы восприняли поединок между Гринёвым и Швабриным?
Удалось ли Ивану Кузьмичу провести военный совет без вашего присутствия?
Почему Иван Кузьмич хотел вас с Машей удалить из крепости перед тем, как её
захватит Пугачёв? Если бы это было возможно, оставили бы вы Ивана Кузьмича?
Ваша судьба после захвата Белогорской крепости войсками Пугачёва?
Пугачёв:
При каких обстоятельствах вы впервые знакомитесь с Петром Гринёвым?
Как отблагодарил вас Гринёв?
Кем вас представляет правительство? А кем вы себя провозгласили?
Как вас встретили в Белогорской крепости? Вы жестоко обошлись с комендантом, помощником коменданта, его женой,
почему же помиловали Петра Гринёва? Только ли изза заячьего тулупа, который
вам был к тому же мал?
Для чего вы рассказали Петру калмыцкую сказку. Что этим хотели сказать?
Ваша роль в судьбе Марьи Ивановны?
Ваша дальнейшая судьба?
№6. Инсценировка (добавочный)
№7. Конкурс болельщиков.
Назвать эпизод по иллюстрациям (иллюстрации к повести проецируются на доску
или показывает ведущий в бумажном варианте)
№8.Допиши словечко (командная игра).
дописать недостающие слова
1) Я жил ………, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками,
между тем минуло мне ………… лет. Тут судьба моя переменилась.
2) »Любезный Пётр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком
……………., которые ты мне проиграл вчера. Мне крайняя нужда в деньгах».
3) 2 Хорошо, сказал я хладнокровно, если не хочешь дать полтину, то вынь ему
чтонибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой ……..»
4) – С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе
в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей ……………
5) Никогда не забуду этого человека. У него не было …………………………,но
узенькие глаза его сверкали …………
6) Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым
голосом: «Ты мне не государь, ты……………….., слышь ты!»
3. Заключительное слово учителя
4. Подведение итогов, награждение победителей
Урок "Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». (8 класс)
Урок "Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». (8 класс)
Урок "Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». (8 класс)
Урок "Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». (8 класс)
Урок "Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». (8 класс)
Урок "Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.