План-конспект урока "А музы не молчали..."
Оценка 4.8

План-конспект урока "А музы не молчали..."

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
19.04.2019
План-конспект урока "А музы не молчали..."
1. Организационный момент: -Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости! (Слайд 1) Ребята, я хочу, чтобы вы улыбнулись друг другу, подарили друг другу радость, тепло и улыбку. Сегодня на уроке мы окунемся в далекое прошлое, которое мы не в праве забыть. И вас, дорогие гости, я приглашаю на наш литературный вечер. 2. Работа над уроком -1941 год… Тихий субботний вечер…казалось бы, ничто не предвещало беды…школьный выпускной балл Слайд 2 (Звучит песня «Давно, друзья веселые, простились мы со школою») Две пары уч-ся танцуют вальс и мечтают: -Ну вот и все! Школа позади! - А впереди столько всего! -Целая жизнь! -Представляете, какой она будет!!! -Я точно знаю: счастливая! Очень счастливая!!!
эльмирв.docx
Литературная гостиная «А музы не молчали…»  Открытый урок литературы в 8 «Б» классе. Тема урока:  Цели урока: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;  показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись  с глубоко личными переживаниями; помочь почувствовать пафос поэзии военных  лет, развивать навыки выразительного чтения; способствовать развитию  эмоциональной чуткости к слову, образной конкретизации и образного обобщения;  формировать эстетическое восприятие средствами литературы. Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, выставка книг о В.О. войне.                                                                                               Эпиграф к уроку:                                                                                          Так было на планете в старину,                                                                          Как только звал на битву голос трубный,                                                                                          Смолкали музы, слушая войну,                                                                               Но в наши дни молчание преступно…                                                                    Пускай они звучат, пускай в сердцах стучат.                                                                                 Когда бьют пушки, музы не молчат.                                                                                                                       Е. Нефёдов.                                            Ход урока: 1. Организационный момент:  ­Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости! (Слайд 1)  Ребята, я хочу, чтобы вы улыбнулись друг другу, подарили друг другу радость,  тепло и улыбку. Сегодня на уроке мы окунемся в далекое прошлое, которое мы  не в праве забыть. И вас, дорогие гости, я приглашаю на наш литературный вечер. 2. Работа над уроком ­1941 год… Тихий субботний вечер…казалось бы, ничто не предвещало беды… школьный выпускной балл Слайд 2 (Звучит песня «Давно, друзья веселые, простились мы со школою») Две пары уч­ся танцуют вальс и мечтают: ­Ну вот и все! Школа позади! ­ А впереди столько всего! ­Целая жизнь! ­Представляете, какой она будет!!! ­Я точно знаю: счастливая! Очень счастливая!!! ­Я буду врачом. Обязательно буду!!! Буду ходить в белом халате, от меня будет  пахнуть лекарствами. ­А я хочу учить детей. Таких маленьких, милых несмышленышей. Представляю,  как вхожув класс: здравствуйте, дети! Опять звучит вальс, танцуют. Танец прерывается разрывом снарядов и свистом  пуль.  Слайд 3. Звучит объявление о начале войны. Все замирают Слайд 4. Звучит песня «Священная война» ­  Первые дни войны… Газеты «Извести» и «Красная звезда» опубликовали  стихотворение В.И. Лебедева­Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна  огромная, вставай на смертный бой…» На руководителя Краснознаменного  ансамбля песни и пляски А.В. Александрова оно произвело сильное впечатление. Придя на репетицию, композитор объявил: «Будем разучивать новую песню­  «Священная война». Впервые она прозвучала на Белорусском вокзале. Все  встали, как во время исполнения гимна. Так начался путь песни, славный и  долгий, так началась поэзия ВОВ. ­ Вы, наверное, ребята, догадались, о чем мы с вами будем говорить на уроке? ­ Правильно, ребята, мы будем говорить о войне. Не только поэт Лебедев­Кумач, но и многие другие поэты посвятили свои стихи ВОВ.И сегодня на уроке мы  познакомимся с поэзией периода ВОВ, попробуем ответить на вопросы: ­Какое значение имела поэзия в годы ВОВ?  ­Какое значение имеет поэзия для нас «наследников» Великой Победы?  ­Великие события остаются в памяти людей благодаря творчеству поэтов,  композиторов. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны  воскресить минувшие события, сделать их живыми сейчас, сегодня. Перед вами  выставка книг о Великой Отечественной войне, где представлена в основном  поэзия этих лет. Эти книги вы можете прочитать в нашей школьной библиотетке. Прошла война, Прошла страда, Но боль взывает к людям: «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!» ­С давних пор существовала пословица: «Когда говорят пушки, музы молчат»  Согласны ли, ребята, вы с этим высказыванием? Почему?  (Потому что уже в первые дни войны появились десятки песен и стихов, которые очень быстро распространялись, проникали в глубокий тыл рага, в партизанские  отряды) ­ Правильно, ребята. Давайте же вместе озаглавим тему нашего урока. Значит,  когда говорят пушки, Музы что делают?  ­ Музы не молчат!  ­Тема нашего сегодняшнего урока «А музы не молчали…» (Слайд 5)     Слайд  6. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова из песни Е.Нефёдова: Так было на планете в старину, Как только звал на битву голос трубный, Смолкали музы, слушая войну, Но в наши дни молчание преступно… Пускай они звучат, пускай в сердцах стучат. Когда бьют пушки, музы не молчат. ­Сегодня мы расскажем вам о поэтах военного времени, об их песнях и стихах. Многие из них  не вернулись с этой страшной войны, но их творчество останется навеки в нашей памяти… ­ А с какими чувствами и образами, ребята, у вас ассоциируется война? 1 ведущий: Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше  ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей…  2 ведущий: Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом  пуль и скрежетом стали. Это было 22 июня 1941 года. Война… В этот день писатели Москвы собрались, как по боевой тревоге, на митинг. 1 ведущий: С краткими речами выступили А. Фадеев, В.Жаров, И. Уткин, В.  Лебедев­Кумач. «Писатели Советской страны, ­ заявил Фадеев, ­ знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках,  многие будут сражаться пером». Перо было приравнено к штыку, поэзия надела  фронтовую шинель и шагнула в бой.  1 ведущий:  Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше четырехсот не  вернулись назад. 2 ведущий: Священна память о павших. Но как мало мы знаем о людях,  сражавшихся с фашистами и павших в борьбе за свободу и независимость нашей  Родины! Знаем ли мы, помним ли мы о поэтах, талант которых убила фашистская пуля?..   Чтецы 1­5 (стихотворение А. Екимцева "Поэты"): Слайды 9­11   1. Где­то под лучистым обелиском,    От Москвы за тридевять земель,    Спит гвардеец Всеволод Багрицкий,    Завернувшись в серую шинель.   2. Где­то под березою прохладной,    Что мерцает в лунном далеке,    Спит гвардеец Николай Отрада    С записною книжкою в руке.    Слайд 9.   3.И под шорох ветерка морского, Что зарей июльскою согрет,    Спит без пробужденья Павел Коган    Вот почти уж шесть десятков лет.    4. И в руке поэта и солдата     Так вот и осталась на века    Самая последняя граната ­    Самая последняя строка. Слайд 10.   5. Спят поэты ­ вечные мальчишки!    Им бы завтра на рассвете встать,    Чтобы к запоздавшим первым книжкам    Предисловья кровью написать! 1 ведущий: Имена... Имена... Имена... Все молодые, талантливые, преданные Родине и поэзии.  Ведь что ни фамилия, что ни строчка ­ то молодая, оборванная  войной жизнь.   2 ведущий: Бессмертен подвиг Мусы Джалиля,  писавшего даже в гитлеровском  застенке. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.  Это звание присвоено и Борису Котову, погибшему в боях при  форсировании Днепра.  Слайды 14­18 1 ведущий:Другие не удостоились этого звания, но они и без звания были Героями:  под Ленинградом погиб Всеволод Багрицкий, убит в боях под Смоленском Борис  Богатков, под Киевом погиб Борис Лапин, в боях под Смоленском убит Николай  Майоров, в боях под Сталинградом погиб Михаил Кульчицкий. 2 ведущий: Пусть им не поставлены памятники. Разве в этом дело? Главный памятник, главный  обелиск им всем ­ это их поэзия. Вчитаемся в стихи повнимательнее: за ними  живые, трепетные души тех, кто ушел «не долюбив, не докурив последней  папиросы»… Слайд 19 Чтец (читает стихотворение М. Джалиля «Если жизнь проходит без следа…»)  Слайд 12.     Если жизнь проходит без следа,     В низости, в неволе, что за честь!     Лишь в свободе жизни красота!     Лишь в отважном сердце вечность есть!     Если кровь твоя за Родину лилась,     Ты в народе не умрешь, джигит,     Кровь предателя струится в грязь, Кровь отважного в сердцах горит.     Умирая, не умрет герой –     Мужество останется в веках.     Имя прославляй свое борьбой,     Чтоб оно не смолкло на устах. Учитель: Они уходили на войну совсем молодыми, некоторые прямо со школьной  скамьи, «недолюбив, недокурив последней папиросы…» Молодые лирики огненных  лет, сильные, жизнелюбивые, мечтавшие о горячей и чистой любви, светлой жизни  на земле.Их жизнь оборвалась на фронте, но остались стихи – обещания яркой и  творческой жизни. Видеоролик «До свидания, мальчики…»Слайд 20 1. Ведущий. Многие поэты, принимали участие в армейской печати, они были  военными корреспондентами, а также командирами, политработниками и рядовыми бойцами. Слайд 21 2.Ведущий.Среди них — Александр Твардовский, Иосиф Уткин, Михаил Светлов,  Константин Симонов, Сергей Орлов, Юлия Друнина, Михаил Львов, Давид  Самойлов, Семен Гудзенко, Булат Окуджава и другие.  2.Ведущий. Слайд 22  Константин Симонов с началом войны был призван в армию, работал в газете  «Боевое знамя». Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в  «Красной звезде». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем  последних боёв за Берлин.   . Поколение 40­х прошло страшную войну: страдания и смерть. Но люди  1.Ведущий   не переставали быть людьми. Конечно, научились ненавидеть, но не разучились  любить. Любовь и верность были так необходимы солдату. Символом веры,  надежды, любви стало стихотворение Константина Симонова «Жди меня и я  вернусь». Чтец 8. «Жди меня» К. Симонов( звучит тихо музыка) Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди. Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино на помин  души... Жди и выпить заодно с ними  не спеши. Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: "Повезло!" Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, Просто ты умела ждать, Как никто другой. 1 ведущий: Стихи Симонова знали  все – на фронте и в тылу. Их печатали на  листовках и в газетах, особенно охотно – во фронтовых. Их читали по радио и с  эстрады. Их посылали в письмах с фронта и на фронт. В те годы не было человека,  который не знал бы «Жди меня».  1 ведущий: Слайд 24. В передышках между боями, тёмными тревожными ночами  бойцы пишут письма, вспоминают о родном доме, семье и тихо, вполголоса поют… Одной из популярных песен в годы войны была “Землянка” на стихи Алексея  Суркова.( Слайд 23.) Он участвовал в боях под Истрой, попал на минное поле,  чудом остался жив... А ночью сидел у огня в землянке и писал письмо жене. Позже  эти стихи были напечатаны в гарнизонной газете, Константин Листов сочинил к ним музыку, так родилась песня... Исполнение песни «В землянке»(2 мин.) Слайд 25. 2.Ведущий. Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и  женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Говорят, у войны «не женское  лицо», но женщины  помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами,  летчиками, медсёстрами… Они были солдатами. Юлия  Друнина…  Ольга  Берггольц… Анна Ахматова…Слово их тоже было оружием. Слайд 26. Учитель: Юлия Друнина правду о войне выразила так:  Я только раз видала рукопашный. Раз­наяву. И тысячу – во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Памяти однополчанки­Героя СССР Зины Самсоновой посвящено стихотворение  «Зинка». Поэтесса Ю. Дружинина прошла санитаркой всю войну. (стихотворение «Зинка» читают 2 ученика) 1.Ведущий:  Слайд 27. Великая Отечественная война застала Анну Андреевну  Ахматову в Ленинграде. Она мужественно встретила всенародное горе и  испытывала чувство глубокого патриотизма. Вот почему Ахматова в первые дни  нашествия фашистов на Советский Союз обратилась ко всем женщинам Родины со  словами клятвы: 2 Ведущий: И та, что сегодня прощается с милым, — Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит. Стихотворение было написано в 1941 году в Ленинграде. Анна Ахматова верила в  Победу, звала народ к Победе.  В феврале 1942 года, когда фашистская армия  рвалась на юг и юго­восток, когда Ленинград находился в кольце осады, на  страницах «Правды», рядом с военными сводками и фронтовыми  корреспонденциями, появилось подписанное А.Ахматовой стихотворение  «Мужество» Чтец «Мужество»: Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки. 1.Ведущий  Слайд 28. С первых дней войны песни Михаила Васильевича Исаковского стали  постоянными друзьями и спутниками солдат. Тогда в полную силу зазвучали «До  свиданья, города и хаты», «Прощание» («Дан приказ: ему  ­ на запад») – песни, с  которыми уходили наши воины на фронт, «Огонёк» ­ песня, с которой провожали в  сражения солдат, «Ой, туманы, мои растуманы» ­ песня, с которой партизаны шли  выполнять боевые задания.  Учитель: Под Москвой и под Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на  Курской дуге не умолкала боевая песня, потому  что   крепила   армейскую дружбу. Знали люди, что война ­  это пропасть, гибель. Но матери, жёны, сестры ждали  своих фронтовиков, ждали, даже если приходила похоронка, надеялись и писали  письма. Письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды  стала девушка Катюша, героиня песни Матвея Блантера на стихи Михаила  Исаковского. Песня   «Катюша»   была   написана в конце 1930­х годов, когда ещё  никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность.  «Катюша»  олицетворяла все самое лучшее в жизни — всё то, что пытался разрушить  беспощадный  враг. (хоровое  пение «Катюша») 2.Ведущий : Песня военных лет… Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых  дней войны. Песня делила вместе с воином и горести, и радости, песня помогала  переносить голод и холод, тяжкий многочасовой труд во имя Победы. Стихи и  песни вели в бой. Они помогали народу выстоять и победить. И помогли. И  победили!  Слайд 29. Объявление о победе (голос Левитана) Но сколько бы лет ни прошло со дня нашей Победы, стихи той поры останутся в  строю. И долго будут жить, не старея, вдохновенные строки стихов, которые  окрыляли в годы войны душу солдата. Учитель: Слайд 30. «Журавли» Р. Гамзатов ­На защиту поднялся и весь многонациональный народ. И мы с вами не должны  забывать, какой ценой завоёван мир, не должны забывать тех, кому обязаны своей  жизнью. Забыть прошлое – значит, предать память о людях, погибших за счастье  Родины. Если память каждого человека, погибшего во второй мировой войне  почтить минутой молчания, мир молчал бы 50 лет!!!...Вечная память павшим героям – солдатам, сержантам, офицерам. Склоним головы перед их беспримерным  подвигом. Слайд 31. Зажигаем свечи.  «Минута молчания».  Метроном Слайд 32. Группа  чтецов: Реквием Рождественского.     1. Помните! Через века, через года,— помните! О тех, кто уже не придет  никогда,— помните! 2. Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших Будьте достойны! Вечно достойны! 3. Хлебом и песней, Мечтой и стихами, Жизнью просторной, каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны! 4. Люди! Покуда сердца   стучатся,­ помните! Какою ценой завоевано счастье,— пожалуйста,   помните! 5. Песню свою отправляя в полет, ­ помните! О тех, кто уже никогда  не споет,— помните! 6. Детям своим расскажите о них, чтоб  запомнили! Детям  детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили! 7. Во все времена  Бессмертной Земли помните! К мерцающим звездам  ведя корабли,— о погибших помните! 8. Мечту пронесите через года и жизнью наполните!.. Но о тех, кто уже не придет никогда,— заклинаю,—  Помните!    Учитель: В начале урока мы поставили два вопроса, давайте ответим на них: 1) Поэзия вселяла надежду, поддерживала, помогала, переживала, вела в бой за  слезы матерей, жен, детей, за поруганное Отечество. 2) Поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь  показать все тяготы войны, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от  катастрофических ошибок прошлого. Поэзия напоминает нам о высоком моральном подвиге людей, защитивших мир от коричневой чумы. Поэзия показывает, какой  ценой завоевана победа, наше счастье.   3. Домашнее задание Написать письмо солдата (Слайд 34) 4. Рефлексия  ­ Что вам особенно запомнилось на уроке?  ­Какие чувства у вас возникли? ­ Какие впечатления у вас остались? ­Одним из ключевых слов нашего урока было слово «война». Мы многое узнали о войне на уроке. Попробуйте составить синквейн к слову война ­ Молодцы, ребята! (Оценивание уч­ся) ­ Спасибо за урок! До свидания!

План-конспект урока "А музы не молчали..."

План-конспект урока "А музы не молчали..."

План-конспект урока "А музы не молчали..."

План-конспект урока "А музы не молчали..."

План-конспект урока "А музы не молчали..."

План-конспект урока "А музы не молчали..."

План-конспект урока "А музы не молчали..."

План-конспект урока "А музы не молчали..."

План-конспект урока "А музы не молчали..."

План-конспект урока "А музы не молчали..."

План-конспект урока "А музы не молчали..."

План-конспект урока "А музы не молчали..."

План-конспект урока "А музы не молчали..."

План-конспект урока "А музы не молчали..."

План-конспект урока "А музы не молчали..."

План-конспект урока "А музы не молчали..."

План-конспект урока "А музы не молчали..."

План-конспект урока "А музы не молчали..."

План-конспект урока "А музы не молчали..."

План-конспект урока "А музы не молчали..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2019