Исследовательская работа по литературе "Сила слова"
Оценка 4.7

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
русская литература
8 кл
27.02.2019
Исследовательская работа по литературе "Сила слова"
Одной из примет последних лет стало сквернословие. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат все глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества. Матерщина свободно и горделиво льется в разговорах взрослых людей на улице, в телефонном общении, в вузовских и школьных коридорах, со сцены экрана, со страниц печати. Мат не избирателен по полу, и некоторые «дамы» особенно в нежном возрасте способны заткнуть за пояс иного бомжа. Нам пытаются навязать мысль, что русский язык вообще невозможен без мата. Мы взялись за эту тему, потому что в наше время проблема сквернословия является очень актуальной. Многие школьники употребляют в своей речи нецензурные выражения и брань, считая это нормой. Интересно узнать, почему люди, учащиеся используют в разговорах, такие слова и с какой целью. Актуальность проблемы заключается в том, что в связи с изменением ценностей, идеалов и установок общества молодежная субкультура считает сквернословие нормой повседневной жизни.
2.2 Слово не воробей Вишнякова исследовательская работа.doc
КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ  РАБОТ  ОБУЧАЮЩИХСЯ 8­11 КЛАССОВ и  СТУДЕНТОВ АГРАРНО­ПРОМЫШЛЕННОГО ТЕХНИКУМА «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ» _______________________________________________________ Секция 1. Предметов гуманитарного цикла Подсекция 2. Языкознание  Тема: «СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ» или    сила слова Автор: Вишнякова Аделина Андреевна, обучающаяся  8 класса Научный руководитель: Худякова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы. Образовательное учреждение: филиал МБОУ Уваровщинкая сош в селе Калаис Кирсановский района 1 с. Б­Уваровщина, 2014  Содержание Введение …………………………………………………………………………………. . 3 Раздел 1. Теоретическое обоснование проблемы …………………….…………..  5 1.1. Теоретическое содержание исследования. Что такое сквернословие?……………. 1.2. История возникновения сквернословия………………………………………….. 1.3. Классификация слов ­ паразитов  1.4. Причина появления слов­паразитов   Раздел   2.Экспериментальное   обоснование   методов   стимулирования   детей   в   семье   и   в 5 школе……………………………………………………………………………………..7 2.1. Анализ анкетирования детей и взрослых  в возрасте от 6 до 17 лет на предмет их наказания и поощрения………………………………………………………………….... 7 2.2.   Анкетирование   учителей   и   родителей   о   методах   стимулирования   детей   в   школе   и дома………………………………………………………………………………………….10 Заключение ………………………………………………………………………………  16 Список литературы ……………………………………………………………………… 17 Приложения………………………………………………………………………………. 18 Памятка «Как избавиться от сквернословия? Библейская, святоотеческая  и  народная мудрость  о  скверносло­ 1. 2. вии и бранных словах 3. 4. 5. Э.Асадов «О скверном и святом» Мудрые мысли о речи и языке А. Дементьев «У меня от хамства нет защиты…»  2 Введение.  Речь — это показатель ума.                                      Сенека Одной из примет последних десятилетий – постигшей нас духовной и культурной катастроф – стало   сквернословие.   Если   раньше   матерщина   была,   главным   образом,   специфическим   языком преступников,   пьяниц   и   других   опустившихся   лиц,   то   теперь   мат   все   глубже   проникает   во   все социальные и возрастные слои общества. Матерщина свободно и горделиво льется в разговорах взрослых людей на улице, в телефонном общении, в вузовских и школьных коридорах, со сцены экрана, со страниц печати. Мат не избирателен по полу, и некоторые «дамы» особенно в нежном возрасте способны заткнуть за пояс иного бомжа. Нам пытаются навязать мысль, что русский язык вообще невозможен без мата.                    Мы взялись за эту тему, потому что в наше время проблема сквернословия является очень актуальной. Многие школьники употребляют в своей речи нецензурные выражения и брань, считая это нормой. Интересно узнать, почему люди, учащиеся используют в разговорах, такие слова и с какой целью. Актуальность проблемы  заключается в том, что в связи с изменением ценностей, идеалов и установок   общества   молодежная   субкультура   считает   сквернословие   нормой   повседневной жизни.  Объект исследования – языковая среда обучающихся. Предмет исследования – это частота и  причины употребления нецензурных выражений в речи. Я   выдвинула   гипотезу  «Мы   не   властны   над   речью   других,   но   над   собственной   речью   мы властны.» Перед собой я поставила цель:  На  материале  различных  источников,   опросов,  проведенных среди   подростков   и   взрослых,   выявить   причины   появления   в   речи   сквернословия   и   его   пагубного влияния   на   человека;   попытаться   найти   альтернативные   пути   избавления   речи   от   нецензурных выражений.        Задачи:  Изучить   литературу   для   получения   информации   о   значении   термина   «сквернословие»   и происхождении некоторых оскорбительных слов;                          Провести исследование среди учеников, взрослого населения по проблеме Найти и предложить альтернативные пути борьбы с нецензурными выражениями.      Новизна   исследования:  впервые   исследована   проблема   сквернословия   в   филиале   МБОУ Уваровщинская сош в селе Калаис  и разработана памятка « Как бороться со сквернословием». 3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1.  Теоретическое содержание исследования. "Каков человек, такова его и речь" 1.1 Понятие «сквернословие».      Сквернословие   ­ это речь, наполненная неприличными  выражениями,  непристойными словами,   бранью.   У   этого   явления   много   определений:   «нецензурная   брань»,   «непечатные выражения»,  «матерщина», «нецензурная лексика».    Но издавна нецензурное слово  в русском народе именуется  сквернословием , от слова «скверна». В словаре В. И. Даля, который является результатом глубокого изучения живого русского языка ,сказано: Скверна  – мерзость, гадость,     всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит   плотски   и   духовно;   нечистота,   грязь   и   гниль,   тление,   мертвечина…;   смрад,   вонь; нравственное растленье; всё богопротивное.      В   русском   языке   бранные   слова   называют  матерными.   Корень   этого   слова   –  мать. Произносить такие слова ­ значит посягать на самое родное, самое святое, что есть у человека – на   мать,   а   в   конечном   счете   –   на   образ   Богородицы.   Столетиями   концентрировалось   зло, проявляясь в современном языке бранными словами, каждое из которых – удар темноты, боли, разрушения, бросающий в душу и тело зерна, которые прорастут затем губительными побегами.    В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова написано: Мат (прост.). Неприлично­гнусная брань с упоминанием слова «мать».Матерные слова – неприличные слова.      В «Универсиальном словаре русского языка для школьников» читаем:   Мат.  Бранные слова и выражения, расцениваемые как непристойные и нецензурные.    Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо­татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В древней Руси мат являлся   заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Матерное слово   являлось языком общения с демонами. Наши предки произносили их , призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали  сквернословие  в своих заговорах, насылая проклятие. Но все знали, что бранить детей  такими словами нельзя : они будут мучимы бесами. Сквернословить в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.  Сквернословие  —  это   речь,   наполненная   неприличными   выражениями, непристойными словами, бранью.  У   этого   явления   много  определений:  нецензурная   брань,   непечатные   выражения, матерщина, нецензурная лексика,  лексика "телесного низа".   Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".  Ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не   подчиниться   запретам,   то   есть   символ   взрослости.  Кроме   того,   она   является знаком   языковой   принадлежности   к   группе   сверстников,   речевой   моды.   Иногда   это подражание   молодежным   кумирам,   например   популярным   телеведущим,   актерам, певцам.  4 Но мало кто из ребят догадывается, что  сквернословие, как и     хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, дети старшего возраста  стараются бранными словами  задеть родителей, шокировать, вывести   их   из   себя,   чтобы   измерить   свою   власть   над   ними   и   подтвердить   собственную эмоциональную независимость от них.  Матерная   брань   —   это   не   только   набор   непристойностей.   Подобная   лексика свидетельствует   о   духовной   болезни   человека.   Ведь   слово   —   не   просто   набор   звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии.     1.2. История  возникновения сквернословия Существует множество гипотез истории возникновения и происхождения такого явления как русский мат. Одни считают, что корни мата следует искать  в дохристианском язычестве славянских народов, другие обнаруживают в матерной брани языковые заимствования с тюрского языка,   делая   выводы   о   татаро­монгольском   происхождении   многих   бранных   выражений.   Но большинство специалистов сходится в одном: мат, или, выражаясь научным языком, «обсцесная лексика»,   в   изначальном   своем   происхождении   и   употреблении   носила   магический характер!  Через   матерную   брань   люди   вступали   в   общение   с   нечистой   силой,   как   бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.          Любопытны наблюдения, вынесенные из изучения русской бранной лексики лингвистом В. Мокиенко. В привычной и воспринимаемой порой как «шутливая», «добродушная» повседневной брани можно обнаружить следующие пласты:  1.     Посулы к какому­либо демоническому персонажу, олицетворяющему зло.   2.     Пожелание зла и неудачи.  3.     Выражения, прямо именующие «способ» наказания того человека, к которому обращено заклятие.  Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидится,   на   берегу   реки   или   озера   –   оскорбится   водяной.   Где   же   человеку   можно   было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение   фразы   другое   –   это   поле   матерной   ругани.   Если   же   посмотреть   на   историю происхождения и значения самого слова “мат” в изначальном варианте, то оно означает “крик” громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных – “ма” и “мя” – в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.    Глубинное   исследование   одного   наиболее   распространенного   и   оскорбительного ругательства (не зря же в нашем языке сохранилась  корневая  близость слов «мат» и «мать», проявляющаяся   в   простонародном   выражении   «ругаться   по   матери»,   т.е.   по   «матерному») позволяет   проследить   его   языческое   происхождение.   В   исследовании   Б.А.   Успенского, направленном на поиск мифологических и ритуальных корней мата, устанавливаются ритуальные функции   матерной   брани,   ее   связь   с   культом   земли,   опосредованная   через   Мать­Землю   с Богородицей   и   родной   матерью,   чем   и   объясняется   запретность   этих   выражений.   На   Руси говорили: «У человека  четыре матери — кровная мать, что на свет породила, Родина­мать, что хлебом кормила, матушка Церковь Божия да Пресвятая Богородица». Таково на Руси почитание образа женщины. 5 Вот и выходит, что сквернословец поносит не только мать своего собеседника, но и свою Родину и то, что для других свято. В   средневековье   языческое   наполнение   матерной   брани   изменяется   на «антихристианское», богохульное. Из  магической  формулы  матерная брань превращается в «язык дьявола», «бесий язык», посредством которого изъясняются одержимые, невменяемые. Это другой язык, где слово «логос», перевернуто, извращено. Здесь, в отличие от Евангелия, где «в начале было Слово», ­ мат, это слово «в конце» ­ в смерти, грехопадении, отречении, во всем комплексе   мыслимых   и   немыслимых   грехов,   нарушающих   все   человеческие   представления   и запреты.         «Матерная брань, согласно данному комплексу представлений (которые отражаются как в литературных текстах, так и в языковых фактах), ­ это «песья брань»; это, так сказать, язык псов или, точнее, их речевое поведение, т.е. лай псов, собственно, и выражает соответствующее содержание.  Иначе говоря, когда псы лают, они, в сущности, бранятся матерно – на своем языке; матерщина и представляет собой, если угодно, перевод песьего лая (песьей речи) на человеческий язык. Но – только как метафора. Потому что псы не «бранятся», или, по крайней мере, бранятся не   всегда.   Они   просто   так   «разговаривают».   Другое   дело,   что   в   пределах   собственно «человеческой» территории их речь, как и прочие формы свойственного им поведения, не может восприниматься иначе как брань. И матерщина не есть перевод песьей речи на человеческий язык. Она сама и есть – песья речь. Еще одно подмечено большинством исследователей, но никем до сей поры удовлетворительно не объясненная особенность матерной речи ­ склонность большинства говорящих «на мате» вставлять едва ли не после каждого «смыслового», «человеческого» слова матерное слово или целую матерную конструкцию.    В   прежние   времена   русские   люди   отдавали   себе   отчет   в   том,   насколько   мерзко сквернословие,   за   него   строго   наказывали.   И   это   объясняется   не   только   скромностью   и деликатностью   наших   предков,   но   и   политикой,   проводимой   государством.   По   Соборному уложению   за   использование   непотребных   слов   налагалось   жестокое   наказание   –   вплоть   до смертной казни. Соборное Уложение1649 г. открывает статья: «Буде кто иноверцы какия ни буди веры, или русский человек возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Богородицу и присно Деву Марию, или  на честный крест, или на святых Его угодников – и про то  сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того   богохульника   обличив,   казнити,   зжечь».  При   царях   Михаиле   Федоровиче   и   Алексее Михайловиче за  сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания наказывали их розгами.  Потом пришли иные времена. Великий перекройщик России Петр Первый ввел пьянство в обычай русского народа. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных   рабочих   и   мастеровых.   В   дневниках   знатока   русской   души   писателя   Федора Михайловича   Достоевского   есть   великолепная   зарисовка.   Группа   мастеровых,   среди   которых Достоевский случайно оказался, в течение получаса передавала «...все мысли, ощущения и даже целые глубокие рассуждения одним лишь названием этого существительного, до крайности к тому же немногосложного».  Законодательные памятники петровского времени – Воинский, а затем, с незначительным дополнениями,   и   Морской   Уставы   –   уточняли   предметы   христианского   поклонения,   брань которых   расценивалась   как   богохульство,   и   разграничили   «умышленное»   и   «легкомысленно» богохульство, сохранив  в целом самые  тяжелые  формы наказания за подобные преступления: «Кто имени Божие хуление приносит и оное взирает, и службу Божию поносит, и ругается слову Божию и Святым Таинствам, а весьма в том он обличен будет, хотя сие в пьяном или трезвом уме 6 учинится:   тогда   ему   язык   раскаленным   железом   прожжен   и  отсечена   глава   будет»  (Морской устав, кн. 4, гл.1, п. 2).   По словам исследовавшей данную тему Е. Смилянской, на основании 133 дел о богохульстве и кощунстве в России XVIII в. можно заключить, что большинство преступлений «богохульников» состояло   в   пьяной   брани   или   ругательстве   в   состоянии   аффекта,   когда   в   бранную   речь включались упоминания святых, Церкви, креста, Всевышнего, Богородицы.       Известны примеры, когда смертной казни за матерную брань и кощунство подвергались даже духовные лица. Так, протопоп Екатеринбурга Иван Федосьев в 1738 году на Святой неделе пришел   с   образами   в   дом   екатеринбургского   секретаря   Кузнецова   и   там   на   свою   беду повстречался   с   лютеранином   ректором   Штерманом.   Возник   спор.   Поп   Иван   спросил:   «Ты бусурманин и …(непечатное слово)?» Штерман ответил: «Не подобает пьяному с иконами по улице   ходить!»   Поп   Иван:   «Которое­де   лучше,   пьяницей   быть   или   блудником?»   Штерман: «Пьянство более грех от того, что от пьянства многие злодеяния происходят, и надлежал тебе быть зерцалом народу (примером поведения –Ред.), а ты хуже скота… Смотри, Богородица пред тобой стоит (икона), а ты скверные и непристойные слова говоришь». Тут разъяренный протопоп произнес:   «Что   мне   Богородица…»   (и   выбранился).   Секретарь   Кузнецов   донес,   и   дело рассматривалось Тайной канцелярией. В ходе следствия протопоп Иван Федосьев ссылался на меланхолическую болезнь, что был пьян и ничего не помнит, но казнен 21 сентября 1738 года.         Примечательно,   что   в   XVIII   в.   обвинение   в   богохульстве   выдвигалось   даже   в   случае критического высказывания о плохом пении и чтении в церкви. Например, православных Иван Липа, вернувшись из церкви, пожаловался соседке на несогласное пение: «в церкви пели, аки собаки   лаяли».   Такие   слова   доносительница   назвала   «богохульными».   Купец   Федор   Чутчуев обвинялся в том, что, вспоминая о посещении Воскресенского монастыря в Москве, сказал, что Херувимскую там пели «по­бесовски». За эти слова, произнесенные «в состоянии меланхолии», купец был наказан плетьми».         После революции мат вошел и в лексикон политических деятелей. Перед самой перестройкой   он   взял   еще   одну   ­   последнюю   ступень.  Его   подхватила   «интеллигенция», особенно   гуманитарная.  Молоденькие   девушки,   выходящие   из   дверей   филологического факультета МГУ, часами, не повторяясь, демонстрировали свои способности в сквернословии. Налицо   нравственная   деградация   нашего   поколения.   Если   раньше   матерщина   была,   главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь все в   корне   изменилось.   Молодые   люди   свободно   матерятся   в   присутствии   девушек,   и   тех   это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным  делом.   Малые   дети,  слыша  брань  родителей,  засоряют  свой   язык,  даже  не  понимая смысла   произносимых   слов.   Сегодня   мат   проник   в   литературу,   кино   и   на   телевидение,   что, кажется,   нисколько   не   волнует   чиновников,   занимающихся   вопросами   культуры,   во   всяком случае, их голосов протеста не слышно.     Расхожей стала философия, что мы, русские люди, не можем жить без мата, что он­де у нас в крови. Плохого в нем ничего нет. Напротив, он позволяет избавиться от накопившегося раздражения, что называется, выпустить пар. А так ли он безобиден?       Вокруг   русского   мата   в   обыденном   сознании   сложился   целый   ряд   мифов.  Самый устойчивый из них ­ представление о том, что наиболее циничные ругательства появились в период   татаро­монгольского   ига   и  привнесены   в   русский   язык   именно  ордынцами.   Это неверно: корни большинства нецензурных слов имеют общеславянское или даже индоевропейское происхождение. Кстати, имея столь древнюю историю, лексика далеко не всегда осознавалась как неприличная.  Например, одно из самых распространенных в наши дни ругательств ­ нецензурный синоним проститутки и производные от него слова свободно проникали в книжные источники еще в конце 7 XVII века. Однако постепенно эти слова стали восприниматься как "срамные" и в 1730 году, как говорят специалисты, были запрещены в книжных источниках чуть ли не специальным указом.  Второй миф, в чем­то противоположный первому, ­ убеждение в особом пристрастии к мату именно русских.  Мол,   уже   в   глубокой   древности   наши   предки   не   могли   обойтись   без соответствующей   лексики   даже   в   ритуальных   действиях,   даже   в   свадебных   обрядах. Действительно,   у   восточных   славян,   как,   впрочем,   и   у   других   народов,   в   языческие   времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба, как источник урожая.  Да, на русских свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в будущей жизни), часто,   на   наш   современный   взгляд,   непристойные.   Естественно,   подобные   представления   и ритуалы по необходимости должны были иметь свой особый словарь ­ однако тогда входящие в него слова не воспринимались как неприличные.  И   только   по   отношению   к   более   поздним   временам,   когда   с   принятием   христианской культуры   на   лексику   "телесного   низа"   был   наложен   запрет,   можно   говорить   о   ритуальном сквернословии,   которое   бытовало   еще   в   прошлом   столетии.     Например,   русский   крестьянин, отпугивая нечистую силу, совсем не обязательно осенял себя крестным знамением, но, веря в то, что "черт матюгов боится", мог для "обереги" использовать нецензурную лексику.      Сквернословие имело своей целью привлечь к себе нечистых духов, разжигающих плоть, возбуждающих   похоть   и   страстные   низменные   влечения   в   человеческой   душе.   В   некоторых культах сквернословие служило своеобразной словесной жертвой для злых сил. В  V  в. н. э. в Древней   Греции   сквернословие   составляло   часть   трагических   представлений,   так   называемой драмы сатиров, лесных демонов, поносящих богов. Естественно,  с зарождением  христианства в I в. н.  э.  поклонники   этих  и  других  языческих   культов  обрушились   с бранью  на христианские святыни. Они норовили нагадить в храмах, осквернить священные объекты поклонения или хотя бы опохабить их словом. Им и уподобляется сквернословец, изрыгающий словесный «понос» из своих уст. Ругательства,   связанные   с   глаголами   движения:   «иди..»,   «пошел…»,   «катись   на…»   в просторечии   обозначают   действие,   выражаемое   словосочетанием   «послать   матом».   Если перенести   оценку   этого   действия   из   филологической   плоскости   в   религиозную,   то   «послать матом» будет ничем другим, как выражением акта заклятия. «Иди» или «пошел», как глагольные формы, есть обычное вступление магических заговорных формул: «я хочу, чтобы ты пошел туда­ то», «чтобы с тобой сделалось то­то». Иначе говоря, ругательство ­ это проклятие. Такое же значение имеет и, так называемая, «божба» (от божиться ­ обещаться, клясться именем Бога) как действие, направленное не на другого, а на себя. При божбе Имя Божие не просто употребляется всуе, а святотатствуется, поскольку подвергается различной смысловой хуле. Часто, особенно в пьяном и невменяемом состоянии, божба и ругань, ­ являют собой акты богоотречения. Человек, утрачивающий   над   собой  контроль  в  ругани   и  божбе,   никогда  не  утрачивает  его   абстрактно. Утрата контроля означает овладение волей человека кем­то другим, в данном случае бесами. Утрата воли есть одержимость, и нередко в пьяной брани опустившегося человека мы слышим жуткие   гимны   богоотступничества,   древние   формулы   проклятия   в   адрес   Создателя, многотысячелетнюю ненависть падших духов.  1.3. Брань – оружие слабых В современном обществе брань можно назвать и рассматривать  как оружие слабых,  как некое подобие компенсации за невозможность ответить обидчику более ощутимыми средствами.  Несложно представить, что бранные слова более свойственны людям завистливым, корыстным, малообразованным, не достигшим чего­либо в жизни, чем тем, кто добился  успехов  в  обществе,  личной   жизни   и   т.   д.,   получил   хорошее   образование,   с   уважением   относится   к   себе   и   к окружающим.   8 Употреблять брань, ругательства – значит расписаться в собственной слабости и бескультурии, бедности своего лексикона. 1.4. Сколько всего слов составляет матерный язык?  В   целом   где­то   около   сотни.   В   активном   же   словарном   запасе    находится   в   основном приблизительно    20­30.   Предпринимаются   попытки   (это   характерно   и   для   детской   среды) вытеснить нецензурные слова, заменить их другими. Именно в этом причина распространения слова  блин  в своеобразной междометной функции: "Вот, блин, опять не получается". И, хотя здесь присутствует явный и нескрываемый фонетический намек на "первоисточник", это все же не грязное ругательство. Активно используются  замены других слов (ё­моё, едрё­ на матрёна, япона мать, ёлки­палки, ёксель­моксель, ёрш твою медь, ёклмн  и др.).   1.5. Наука о влиянии матерной речи на человека. Под   действием   звуков,   в том   числе   и человеческой   речи,   молекулы   воды   (а наше   тело примерно   на 80 процентов   состоит   из нее)   начинают   выстраиваться   в сложные   структуры. И в зависимости   от ритма   и смысловой   нагрузки   эти   структуры   могут   лечить   или,   наоборот, отравлять организм. В XX веке   японский   ученый   Масару   Эмото   научно   доказал,   что   вода   не только воспринимает   информацию,   но может   меняться   под   воздействием   слова   и даже   мысли. С помощью   новейшего   оборудования   он смог   заморозить   и сфотографировать   воду   под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой.   Выяснилось,   что   форма   кристаллов   отражает   удивительные   свойства   воды.   Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)  Сквернословие  наносит  вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков. Другая   группа   ученых   под   руководством   доктора   биологических   наук   И. Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут   намного   меньше,   чем те,   кто   не сквернословит,   потому   что   в их клетках   очень   быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического   потенциала   слов,   в том   числе   и бранных,   ученые   установили,   что   почти   все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными   программировать   развитие   здоровой   жизни.   Во второй   части   эксперимента 9 Как   видите,   слова   с негативным   смыслом   даже   не образуют   форму,   а положительно кристаллы. заряженная Вы только   вообразите,   если   мысли   и слова   могут   делать   такое   с водой,   что же   они   способны сотворить с человеком!  красивые, четкие имеет вода исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!  К сожалению,   сквернословие   негативно   влияет   не только   на здоровье   тех,   кто   ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.  Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия   на самого   говорящего   и окружающих.   Как   вид   информации,   бранные   слова негативно   отражаются   на здоровье   человека,   изменяя   его   сознание   и даже   генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.  Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна   взорвавшейся   бомбы,   распространяется   во все   стороны   от скверного   слова,   он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!  1.6. Влияние брани на человека.  В институте проблем управления РАН кандидат биологических наук Петр Петрович Горяев (автор   новой   науки   «волновая   генетика»)   и кандидат   технических   наук   Георгий   Георгиевич Тертышный занимаются этой проблемой. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие   слова   в электромагнитные   колебания.   А они,   как   известно,   влияют   на молекулы ДНК. Ученые обнаружили, что когда человек ругается, то его хромосомы корёжатся и гнутся, гены   меняются   местами.   В результате   ДНК   начинает   вырабатывать   противоестественные программы.   И так   постепенно   потомству   передается   программа   самоликвидации.   Ученые зафиксировали,   что   бранные   слова   вызывают   мутагенный   эффект   подобный   тому,   что   дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с облучением много лет проводился на семенах растения арабидопсис. Почти все   они   погибли,   а те,   что   выжили,   стали   генетическими   уродцами.   Эти   монстры,   перенеся множество   болезней,   передали   их по наследству,   и через   несколько   поколений   выродились. Интересно,   что   мутагенный   эффект   не зависел   от силы   слова,   они   не могли   произноситься то громко,   то шепотом.   На этом   основании   ученые   сделали   вывод,   что   определенные   слова обладают информационным воздействием на ДНК.  Проведен   был   и обратный   эксперимент:   ученые   «благословляли»   семена,   убитые радиоактивным   облучением   в десять   тысяч   рентген,   тогда   перепутавшиеся   гены,   разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись, убитые семена ожили. Кто­то   может   усомниться:   как   обыкновенные   слова   могут   влиять   на наследственную программу?   Дело   в том,   что   представление   о генетическом   аппарате,   состоящем   только из химических   веществ,   давно   устарело.   Волновая   генетика   свидетельствует,   что   ген —   это не только   клетка.   Программа   человека   зашифрована   в так   называемой   мусорной   части   ДНК, и не только   в химических   веществах,   но и в физических   полях,   которые   образуются   вокруг хромосом и имеют голографическое строение. Вся информация о прошлом, настоящем и будущем организма   содержится   в свернутом   виде   в каждой   точке   волнового   генома.   Молекулы   ДНК обмениваются этой информацией с помощью электромагнитных волн, в том числе, акустических и световых. Ученые прищли к ошеломляющему выводу: ДНК воспринимает человеческую речь, ее волновые   «уши»   прямо­таки   приспособлены   к улавливанию   звуковых   колебаний.   Пушкин когда­то писал своей жене: «Не марай душу чтением французских романов», и не зря. Молекулы наследственности   получают   и акустическую,   и световую   информацию:   молчаливое   чтение доходит   до клеточных   ядер   по электромагнитным   каналам.   Один   текст   оздоравливает 10 наследственность, другой ее травмирует. Молитвенные слова пробуждают резервные возможности генетического   аппарата.   Проклятие   разрушает   волновые   программы,   а значит,   нарушает нормальное развитие организма. Известный   психофизиолог,   врач,   член   Всемирной   экологической   академии   Леонид Китаев —   Смык   утверждает,   что   злоупотребление   матом   медленно,   но верно   ведет к гормональным   нарушениям,   особенно   у женщин.   Косметологи   заметили,   что   те их клиентки, которые   не могут   жить   без   мата,   больше   других   страдают   от повышенной   волосатости конечностей, у них более низкий голос. Дело в том, что мат способствует выработке мужских половых гормонов. 1.7. Православный взгляд на свквернословие.  С православной точки зрения сквернословие — это грех. Он был осужден на Карфагенском соборе:   «Непотребными   словами   оскорбляют   честь   матерей   семейств   и целомудрие   других». Употребляющий   скверную   брань,   прежде   всего,   позорит   честь   матерей,   нагло   ругается   над богоустановленными   законами   рождения,   забывая,   что   и сам   рожден   и воспитан   матерью. В русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками. Церковь и сквернословие. Церковь боролась со сквернословием с древнейших времен. Вот что писал святитель Иоанн Златоуст: «Хочешь ли знать, сколь великое зло — говорить срамное и постыдное? Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие... Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу».         Сейчас часто стали говорить о некотором магическом действии слов, имён, названий, так вот именно   в этом   ключе   говорил   о сквернословии   Епископ   Варнава   (Беляев):   «Сквернословие — гнусный   порок,  который   в Священном   Писании   приравнивается   к смертному  греху   (Еф.5,4,5). От него стонет земля русская, им растлены души и уста великих философов и писателей, которые еще   стараются   учить   других   добру   и произносить   вслух   прекрасные   слова,   никак   не могут справиться наедине, когда ничто уже не препятствует сдерживать себя... Есть растление тела, и есть растление души, и насколько душа превосходит тело, и поскольку слово есть самое ценное и высокое в человеке, отличающее его от скотов и уподобляющее Богу (Бог­Слово), настолько растление   души   и этого   слова —   великий   грех   в сравнении   со всеми   прочими.   Срамословие присуще всем векам, местам и народам. Порок этот есть наследие чисто языческое. Он всецело коренится   в фаллических   культах   древнего   Востока,   начиная   с глубин   сатанинских   и темных бездн в честь Ваала, Астарты, Хамоса и проч. Причем этот порок и какое­то тайное, странное тяготение к нему стоят в прямой зависимости от того, насколько близко стоит человек к Богу. И если  он отодвигается   от Божества,  то тотчас же   начинает   задом   входить  в область   сатанину и приобретать   эту   скверную   привычку —   вместо   Бога   имя   лукавого   и вместо   божественных вещей   поминать   срамное.   Скверные   чудовищные   выражения   суть   на самом   деле   „священные“ „молитвенные“   формулы,   обращенные   к срамным   демонам.   Христианин!   Употребляя их,   кому ты служишь   вместо   Бога,   кому   молишься,   что   ты делаешь!   Ты не просто   совершаешь легкомысленное дело, не простую грубую шутку допускаешь, слова твои — не просто колебания воздушных волн. Но ты произносишь — хотя, несчастный, и не веришь — страшные заклинания, ты накликаешь   и привлекаешь   гнуснейших   бесов,   ты в это   время   сатане   приносишь противоестественную   словесную   жертву!   ...Ты   делаешься,   не зная   и не хотя   этого,   колдуном, магом, чародеем»...                      Пишет о распространении порока сквернословия в наши дни и архимандрит Рафаил (Карелин). Брань «загрязняет наши улицы и дома, так, как будто пробилась система канализации, и ее содержание льется под наши ноги». «Сквернословие, — говорит он, — это попытка низших душ   уравнять   себя   с теми,   которые   выше их,   а,   с другой   стороны,   убить   в себе   собственное духовное   достоинство,   которое   заключается   в умении   уважать   другого   человека».   «Надо отметить, — продолжает отец Рафаил, — что сквернословие пытается унизить самое святое для   11 человека,  оплевать,  втоптать в грязь, поэтому в скверной  брани  часто упоминается имя  Бога, а еще чаще имя матери, которое дорого для каждого человека, кроме законченных подонков. Человек   освобождается   от чувства   стыда   и видит   в этом   также   свободу...   Сквернослов, в сущности,  обнажается  перед  всеми,  как будто говорит:  „Посмотрите,  какой я герой,  во мне не осталось даже капли стыда“.     С горечью писал архиепископ Никон о том, что «присущее очень многим сквернословие, особенно развито среди военных. Многие нижние чины, учителя новобранцев и ополченцев, унтер­ офицеры   и фельдфебели,   на всяком   слове   сквернословят,   как   будто   не могут   обойтись   без крепких   слов.   И даже   пред   глазами   смерти   не могут   расстаться   с пагубною   привычкою. Уж не за то ли   нас   Господь   наказывает   на войне   и не дает   успеха,   что   весь   воздух   заражен сквернословием, как бы удушливым газом, и помощь Божия и благословение отгоняется таким, почти   общим,   грехом   наших   воинов?   И не есть ли   сквернословие   измена   русских   людей православной вере и учению христианскому?»     Осталось   добавить,   что,   по   свидетельству   Церкви,   самое   распространенное   наказание свыше, постигающее сквернослова, ­ смерть без покаяния, то есть внезапная смерть. Имеется в виду не то, что она случится раньше времени, а то, что будет такой в конце естественного срока жизни.   Для   человека   верующего   это   всегда   страшно,   ведь   среди   обязательных   христианских молитв есть и молитва с просьбой о достойной, сопровождаемой покаянием кончине.  1.8. Отношение государства. Аристотель   писал:  «Законодатель   должен   удалять   из государства   сквернословие, потому   что   из привычки   сквернословить   развивается   и склонность   к совершению   дурных поступков». А какие же у нас теперь времена, если сквернословие стало нормой? У нас в России теперь даже с подмостков самых больших театров сквернословить модно. «Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!» ­ русская пословица Государство   действует   здесь   своими   методами.   Возможно,   вы не знали,   что   нецензурная брань является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 20.1   Кодекса   об административных   правонарушениях   Российской   Федерации, и квалифицируется как мелкое хулиганство. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»  ГЛАВА   20.   Административные   правонарушения,   посягающие   на   общественный порядок и общественную безопасность Ст. 20.1. 1.Мелкое   хулиганство,   то  есть   нарушение   общественного   порядка,   выражающее неуважение к обществу, сопровождающееся   нецензурной бранью в общественных местах, ….   ­ влечет штраф в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (штраф от 500 до 1,5 тыс.        В начале марта 2004 года нижняя палата Конгресса США подавляющим большинством голосов одобрила   законопроект,   предусматривающий   серьезное   ужесточение   наказания   за загрязнение телевизионного   и радиоэфира   нецензурными   выражениями   и непристойностями.   Штраф за подобные правонарушения теперь составит полмиллиона долларов.  В американских семьях   руб.)   или   административный   арест   на срок   до пятнадцати   суток. существует очень интересный обычай. Когда дети приносят с улицы бранные слова и спрашивают об   их   значении,   то   родители,   как   правило,  разъясняют   все   честно,   но   потом   в   обязательном порядке ребенка заставляют вымыть рот с мылом, ведь мерзкие слова пачкают и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот.  Неплохо бы и нам ввести для своих детей подобный обычай. 12 Раздел 2.Экспериментальное обоснование исследования. 2.2. Анализ анкетирования  употребление слов­паразитов взрослыми Провели анкетирование среди учащихся нашей школы, учителей и родителей. В нём участвовали 45 обучающихся,    10 учителей,   56  родителей.   Что ответили учащиеся? 1.  На вопрос « Знаете ли вы , что такое сквернословие?» обучающиеся ответили:  «да»­  75% , «нет» ­ 25 %.  13 Вывод: Многие учащиеся  не знают значение слова « сквернословие». 2. На   вопрос   «Употребляете   ли   вы   в   речи   нецензурную   брань?»   обучающиеся ответили: «да» ­ 55 %, «нет» ­ 45%.                        Вывод: Видим, что у учащихся  низкий уровень культуры речи. 3. На вопрос «Почему(причины )?» ответы были такие :«хочу казаться взрослее»­ 23%, «не знаю»­ 24%, «так отвечаю на грубость»­ 13%, «дома часто слышу нецензурные слова»­ 13%, «не могу сдержаться» ­ 9% , « так выражаю эмоции»­ 12%,  «вошло в привычку» ­ 6%.      Вывод: Мы видим низкий уровень культуры общения, низкий уровень воспитания в семье. 4. На вопрос «Сквернословят ли в вашей семье?» обучающиеся ответили : «да» ­ 43%, «нет» ­ 36 %, «иногда» ­ 21 %.  Вывод: Сквернословие родителей является плохим примером для детей.         5. На   вопрос   «Как   ты   реагируешь   на   нецензурную   брань   по   отношению   к   тебе?» ответы   были   такие:    «не   обращаю   внимания»   ­   24%   ,   «   отвечаю   тем   же»   ­   21%   , «обижаюсь» ­ 20% , «дерусь» ­ 17% , «смеюсь» ­ 13% , «делаю замечание» ­ 3%.   Вывод : Учащиеся привыкли к  бранным словам и не реагируют на них. Многие попали в зависимость от этой «болезни», а безразличием, ответной бранью, грубостью сквернословие не искоренить. Что ответили родители? 1. На вопрос «Употребляете ли Вы в своей речи нецензурную брань?» они ответили  : «да» ­ 41%    , «нет»­  21% , «иногда» ­ 38%.   Вывод: Очень низкая культура общения родителей. 14 2. На   вопрос   «Почему   учащиеся   употребляют   нецензурные   слова?»  ответы   были следующие:«по  примеру  взрослых»   ­  39%  ,  «хотят  казаться  взрослее»  ­  30%  ,  «плохо воспитаны» ­ 17% , «хотят выразить свои эмоции» ­ 14%.  Вывод: Видим, что взрослые показывают плохой пример. 3. На вопрос «Как  реагируете на сквернословие по отношению к Вам ?» ответили : «ругаюсь в ответ» ­ 45% , «никак не реагирую» ­ 36% , «обижаюсь» ­ 19%.   Вывод: В ответах родителей – равнодушие на сквернословие и низкая культура общения. 1. На вопрос «Существует ли в нашей школе проблема сквернословия среди учащихся?» ответили «да»­ 100%   , «нет»­ 0%.   Что ответили учителя? Вывод: Учителя понимают, что проблема существует, необходимо её решать. 2. На вопрос   « Почему учащиеся сквернословят?» ответы были следующие: «по примеру взрослых, часто родителей» ­  56%  ; «хотят казаться взрослее»­  30 % ;  «выражают эмоции» ­ 14 %.   Вывод: Видим, как важен для ребёнка пример взрослого.     На вопрос, что или кто виноват в том, что в современном обществе существует проблема  сквернословия , можно назвать и другие причины. Среди них – упадок культуры, духовности и нравственности в целом, социальные явления: расслоение общества, смена ориентиров, где один из главных – культ денег, а не духа.  Общие выводы по результатам исследовательской работы Итак, подведём итоги нашего исследования и выявим основные причины того, почему  школьники используют в своей речи бранные слова и ругательства.     По результатам проведенного исследования мы видим, что отношение к бранным словам у опрошенных школьников нашего села очень разное, существенных различий в ответах мальчиков и девочек 6 – 9  классов нет. Ненормативную лексику они употребляют, чтобы казаться «крутыми» и продемонстрировать свою взрослость. Дети бранятся, когда ссорятся и испытывают чувство злости. Многие из шести­семиклассников никаких чувств при этом не испытывают, лишь иногда легкое чувство стыда. Эти дети не обращают внимания на то, когда другие выражаются в их присутствии.         Ответы юношей старшего звена существенно отличаются от ответов девушек. Например когда юноши произносят матерные выражения, они не испытывают при этом никаких чувств, а 15 девушкам в это время стыдно. Девушкам кажется, что их не уважают, когда ругаются матом в их присутствии, а юношам все равно.     Учащиеся 6 – 9 классов не знают, как можно искоренить эту вредную привычку. При этом никто не хочет, чтобы его дети использовали в своей речи ненормативную лексику. Отдельные старшеклассники предлагают ввести систему штрафов, чтобы избавиться от сквернословия.     Таким образом, наша гипотеза «Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны.» не подтвердилась. Школьники не могут управлять своей речью.     Каждый шестой   школьник   слышит   матерную   речь   от   взрослых,   остальные   от   сверстников,   друзей, одноклассников.  16 Заключение    Явление сквернословия, как никакое другое, характеризует нравственную деградацию общества, в котором дискредитированы главные ценности — любовь, красота и добро. Словесное оскорбление, ругательство   во   все   времена   было   символом   агрессии  и   бессилия   одновременно.   Печальной тенденцией   последнего   времени   становится   употребление   нецензурных  выражений   безо   всякой причины,   «для  связки   слов».   Именно   эту   ситуацию   эксперты   называют   «бранной   эпидемией  , «вирусом сквернословия». Возникает социально­психологическая «гремучая смесь». С   одной   стороны   —   и   это   видно   по  результатам   социологических   исследований,   — подрастающее   поколение   понимает,   что   сквернословие   означает  грязь,   ущербность,   деградацию.   С другой стороны, сквернословие  становится вполне легальным  языком общения  в   очень   широких слоях населения, и чтобы быть понятыми, «своими», находиться «на волне», подростки и юноши стремятся не отставать. Кто­то из великих сказал: воспитанность человека определяется не тем, чего он не может себе позволить при посторонних, а тем, чего он не может себе  позволить наедине с самим собой. Проблема обеспечения   условий   для   чистоты   и   красоты   речи   подрастающего   поколения   —   это   осознанный нравственный выбор взрослых и кропотливый, ответственный педагогический труд. Овладение   родным   языком,   культурой   речи,   постоянное   ее   совершенствование   особенно важно для тех, кто старается занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением у окружающих.      Подытоживая сказанное, выведем своеобразное кредо: я — исключение, моя речь — это   мое   зеркало,   мое   достоинство.   От всей   души   желаем   вам   быть   по­настоящему   прекрасными   людьми.   Пусть   все   в вас   будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!  С меня   начинается   честь   и культура   России. И в заключение, хотелось бы привести слова Александра Межирова:  Друзья мои, внушайте людям веру. И чаще говорите: " Добрый день!" И следуйте хорошему примеру­ Продляйте добрым словом жизнь людей! 17

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"

Исследовательская работа по литературе "Сила слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2019