Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)
Оценка 4.8

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
математика
11 кл
26.01.2018
Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)
расчеты к исследовательской работе
Исследовательская работа Длина вектора как мера схожести объектов.docx
Научно­практическая конференция школьников «Вектор познания» СЕКЦИЯ МАТЕМАТИКИ Длина вектора как мера схожести объектов Исследовательская работа Автор – Пикунов Данила Сергеевич, обучающийся 11А класса МБОУ «СОШ №34» г. Владимира Научный руководитель – Худова Ирина Александровна учитель математики МБОУ «СОШ №34» г. Владимира Владимир 2018 Содержание 3 Введение Виды расстояний между координатами  5 Задача определения схожести между двумя объектами  Заключение9 Список использованной литературы 10 7 Введение Каждый   день   в   мире   появляется   огромное   количество   информации. Информация формируется при покупке еды в магазинах, при оплате бензина на АЗС,   при   посещении   поликлиники   и   очередной   покупке   в   каком­нибудь популярном интернет­магазине. Одним из ключевых конкурентных преимуществ современного предприятия является умение быстро и эффективно обрабатывать и делать правильные выводы по проведенному анализу. Навык быстрее остальных получать информацию и использовать ее в рамках усиления своих позиций на рынке и улучшения условий для покупателей. Учитывая темпы роста объемов информации, ежегодно в мире появляются все более и более прогрессивные методы анализа огромных массивов данных. Эффективное   использование   математического   аппарата   в   совокупности   с информационными   технологиями   дает   очень   большое   конкурентное преимущество.  Как  следствие,  все  более   ценными  становятся   специалисты  по анализу   данных,   которые   умеют   оперативно   и   качественно   обрабатывать информацию. Основной целью данной исследовательской работы является рассмотрение одного из разделов математики, который позволяет определять сходство между различными   объектами.   Где   может   использоваться   данная   математика?   В современном   мире   многие   информационные   пользовательские   системы используют   алгоритмы   сравнения   объектов   –   это,   например,   алгоритмы распознавания   лиц,   тесты   на   качество   продукции,   поиск   сходств   и   различий между различными социальными и экономическими объектами. Безусловно, текущий уровень развития математических методов требует фундаментального   изучения   прикладной   науки   в  области   теории   вероятности, дифференциальных   уравнений,   теории   игр   и   прочих   разделов   математики. Однако, даже базовые понятия математики позволяют производить операции по прикладному анализу и обработке данных.  3 Одним   из   фундаментальных   понятий   современной   математики   являются вектор и его обобщение – тензор. Эволюция понятия вектора осуществлялась благодаря   широкому   использованию   этого   понятия   в   различных   областях математики, механики, а так же в технике.       Вектор относительно новое математическое понятие. Он появился в 1845 году у ирландского математика и астронома Уильяма Гамильтона (1805 – 1865) в его работах   по   построению   числовых   систем,   обобщающих   комплексные   числа. Гамильтону   принадлежат   и   термин   «скаляр»,   «скалярное   произведение», «векторное произведение». Почти одновременно с ним исследования в том же направлении, но с другой точки зрения вёл немецкий математик Герман Грассман (1809 – 1877). Англичанин Уильям Клиффорд (1845 – 1879) сумел объединить два подхода в рамках общей теории, включающий в себя и обычное векторное исчисление. А окончательный вид оно приняло в трудах американского физика и математика   Джозайи   Уилларда   Гиббса   (1839   –   1903),   который   в   1901   году опубликовал обширный учебник по векторному анализу.        Конец   прошлого   и   начало   текущего   столетия   ознаменовались   широким развитием векторного исчисления и его приложений. Были созданы векторная алгебра и векторный анализ, общая теория векторного пространства. Эти теории были   использованы   при   построении   специальной   и   общей   теории относительности,   которые   играют   исключительно   важную   роль   в   современной физике.        Понятие  вектора  возникает  там,  где  приходится  иметь  дело  с объектами, которые   характеризуются   величиной   и   направлением.   Например,   некоторые физические   величины,   такие,   как   сила,   скорость,   ускорение   и   др., характеризуются не только числовым значением, но и направлением. В связи с этим   указанные   физические   величины   удобно   изображать   направленными отрезками. 4 Виды расстояний между координатами Сходство или различие между объектами классификации устанавливается в зависимости от выбранного метрического расстояния между ними. Если каждый объект описывается i свойствами (признаками), то он может быть представлен как   точка   в i­мерном   пространстве,   и   сходство   с   другими   объектами   будет   При   классификации определяться   как   соответствующее   расстояние. используются различные меры расстояния между объектами. Евклидово расстояние Это, пожалуй, наиболее часто используемая мера расстояния. Она является  геометрическим расстоянием в многомерном пространстве и вычисляется  следующим образом: где:  – расстояние между объектами А и В;  – значение i ­ свойства объекта А;  – значение i ­ свойства объекта В. Естественно, с геометрической точки зрения, евклидова мера расстояния может оказаться   бессмысленной,   если   признаки   измерены   в   разных   единицах.  Чтобы исправить положение, прибегают к нормированию каждого признака. Применение евклидова расстояния оправдано в следующих случаях: 5  свойства   (признаки)   объекта   однородны   по   физическому   смыслу   и одинаково важны для классификации;  признаковое пространство совпадает с геометрическим пространством. Квадрат евклидова расстояния Данная мера расстояния используется в тех случаях, когда требуется придать  больше значение более отдаленным друг от друга объектам. Это расстояние  вычисляется следующим образом: Взвешенное евклидово расстояние Применяется в тех случаях, когда каждому i ­ свойству удается приписать  некоторый «вес»  классификации: , пропорционально степени важности признака в задаче  Определение весов, как правило, связано с дополнительными исследованиями,  например, организацией опроса экспертов и обработкой их мнений. Хеммингово расстояние Также называется манхэттенским, сити­блок расстоянием или расстоянием  городских кварталов. Это расстояние является разностью по координатам. В  большинстве случаев эта мера расстояния приводит к таким же результатам, как  и для обычного расстояния Евклида. Однако отметим, что для этой меры влияние 6 отдельных больших разностей (выбросов) уменьшается (так как они не  возводятся в квадрат). Хеммингово расстояние вычисляется по формуле: Процент несогласия Эта мера расстояния используется в тех случаях, когда свойства (признаки)  объекта являются категориальными: Например, первый признак объекта – пол, второй – возраст, третий – место  работы. Представим значения свойств (признаков) объекта в виде вектора  значений. Первый вектор – (муж, 20 лет, учитель), второй вектор – (муж, 28 лет,  менеджер). Процент несогласия равен 2/3. Эти вектора различаются на 66.6%. Задача определения схожести между двумя объектами Исходная задача – определить, какой из субъектов Российской Федерации  наиболее близок по уровню жизни к Владимирской области. Исходные данные – набор общедоступной региональной информации. Для  анализа мы выбрали следующие показатели (таблица «Исходные данные» лист  «Исходные данные» файл «Расчеты.xslx»): ­ процент городского населения в регионе; ­ процент работающего населения с высшим образованием; ­ количество населения на 1 точку доступа Internet; ­ средняя зарплата; ­ кредиты на душу населения; ­ депозиты на душу населения; ­ соотношение депозиты/кредиты. Каждому региону у нас соответствует набор из 7 показателей, это ничто иное,  как точка в пространстве, у которой 7 измерений: 7 А = (x, y, z, ….),  где координаты – это значения выбранных нами показателей Так как значения, характеризующие различные показатели, не нормированы,  нам необходимы привести их в единую систему, для того, чтобы наши расчеты  были корректными: ­ показатели по г. Москва примем как эталон для всей страны; ­ значение показателя в каждом отдельном регионе разделим на значение  данного показателя в г. Москве. Данные готовы для расчетов (таблица «Нормированные исходные данные»  лист «Исходные данные» файл «Расчеты.xslx»). С целью определения наиболее похожего региона ко Владимирской области  мы будем использовать евклидово расстояние. Формализуя задачу, можем ее представить следующим образом – какой из  векторов имеет наименьшую длину, причем у каждого вектора одна из координат  – Владимирская область, а вторая ­  сравниваемый регион. В итоге, получили следующие результаты: Наиболее близкие регионы по уровню жизни 1. Ивановская область – 0,125 2. Костромская область – 0,175 3. Рязанская область – 0,204 Наиболее непохожие регионы 1. Чеченская республика – 8,26 2. Республика Дагестан – 9,75 3. Республика Ингушетия – 31,34 Заключение 8 В   результате   проведения   данной   исследовательской   работы   нами   были достигнуты следующие результаты: 1) Мы   рассмотрели   применение   векторной   алгебры   для   решения   задач практического характера; 2) Ознакомились   с   наиболее   часто   встречающимися   мерами   измерения расстояния между координатами; 3) Рассмотрели интересующую нас практическую задачу о сравнении разных регионов по сравнению со Владимирской областью; 4) Получили практический опыт прикладного анализа данных и формирования аналитических выводов. Рассмотренная   тема   позволяет   развивать   исследовательскую   работу   в направлении   дальнейшего   анализа   сходства   объектов.   Примененные математические методы позволяют анализировать иные объекты и их сходство и   различие   совершенно   из   разных   отраслей   экономики,   таких   как   ритейл (сегментирование   клиентов),   медицина   (выявление   патологий   болезней   на ранних стадиях) и прочих. Список использованной литературы 9 1. Геометрия.   Учебник   для   10­11кл.   Атанасян   Л.С.   и   др.   2016 ­255с. 2. Курс социально­экономической статистики. Под редакцией  доктора экономических наук, профессора М.Г. Назарова.  Москва, 2000. 3. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации, www   .  cbr    .  ru. 4. Официальный   сайт   Федеральной   службы   государственной статистики, www   .  gks   .  ru. 10

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)

Исследовательская работа по математике на тему "Длина вектора как мера схожести объектов" (11 класс, математика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2018